В.С. Лудзиш
д-р техн. наук, проф., заместитель руководителя Кузбасского филиала ФГБУ «ГУРШ» Минэнерго РФ
УДК 622.86
РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ ЛИКВИДАЦИИ ОСОБО УБЫТОЧНЫХ ШАХТ, РАЗРЕЗОВ И СОСТОЯНИЕ ЭКОЛОГИЧЕСКОЙ И ПРОМЫШЛЕННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ НА ТЕРРИТОРИИ ГОРНЫХ ОТВОДОВ ЛИКВИДИРОВАННЫХ ШАХТ В КУЗНЕЦКОМ БАССЕЙНЕ
Анализируется реализация программы ликвидации особо убыточных шахт и разрезов, состояние экологической и промышленной безопасности, результаты горно-экологического мониторинга на территории горных отводов ликвидированных шахт Кузнецкого бассейна и предложения по прогнозу снижения степени вредных факторов на окружающую среду.
Ключевые слова: КУЗБАСС, УГОЛЬНАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ, ШАХТЫ, ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ И ПРОМЫШЛЕННАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ, ГОРНО-ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ МОНИТОРИНГ, РЕСТРУКТУРИЗАЦИЯ
За время структурных преобразований с начала 1994 года угольная промышленность России прошла трудный период преобразования из плановоубыточной отрасли народного хозяйства в эффективный сектор топливно-энергетического комплекса рыночной экономики.
Можно выделить три условных этапа в реструктуризации угольной промышленности.
На I этапе (1994-1997 гг.) была оптимизирована структура шахтного фонда, который был разделен на рентабельные и нерентабельные шахты и разрезы. Закрытие убыточных организаций позволило значительно сократить издержки угольного производства, обеспечить рост производительности труда и снижение производственного травматизма.
Основной целью II этапа реформы (1998-2004 гг) стала приватизация рентабельных шахт и разрезов, угольных компаний. Одновременно
продолжало расти количество вовлеченных в процесс ликвидации шахт.
На III этапе реструктуризации предполагается завершить реструктуризацию угольной промышленности России.
Следует отметить, что сложность и масштабность проблем реструктуризации требовала соответствующего нормативно-правового обеспечения. Всего по проблемным вопросам реструктуризации подготовлено и принято свыше 100 постановлений Правительства РФ. Третий - текущий этап реструктуризации регулируется постановлением Правительства Российской Федерации от 24 декабря 2004 г №840 «О перечне мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и порядке их финансирования». В этом документе отражен перечень мероприятий по реструктуризации угольной промышленности и утвержден принцип распределения средств государственного бюджета.
Программные мероприятия по завершению реструктуризации угольной промышленности России могут быть объединены по следующим направлениям:
1 Завершение ликвидации организаций угольной промышленности (технические работы по ликвидации организаций угольной промышленности, социальная поддержка увольняемых в процессе ликвидации работников, разработка и экспертиза проектов ликвидации организаций угольной промышленности). На это направление приходится более 46 % от остаточного объема средств на завершение реструктуризации.
2 Реализация программ местного развития и обеспечение занятости населения (снос ветхого жилищного фонда, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого, реконструкция и замена пострадавших в связи с ликвидацией объектов социнфраструктуры, завершение мероприятий по созданию новых рабочих мест, предо-
ставление жилья по новому месту жительства работникам, уволенным в связи с ликвидацией организаций угольной промышленности, расположенных в неперспективных шахтерских городах и поселках Крайнего Севера и приравненных к ним местностях). Доля этого направления - 42,6 %.
3 Развитие производственного потенциала и содействие созданию безопасных условий труда (7,5 %).
4 Мероприятия по организации исполнения, научному и информационно-аналитическому сопровождению мероприятий (поддержка научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ; покрытие непредвиденных затрат по социальной поддержке уволенных в связи с ликвидацией организаций по добыче угля; частичная компенсация затрат организаций по добыче (переработке) угля, связанных с реструктуризацией угольной промышленности; обеспечение деятельности государственных учреждений, обеспечивающих предоставление услуг, связанных с реструктуризацией угольной промышленности). На это направление приходится 3,6 %.
В целом остаточные объемы средств из федерального бюджета на мероприятия по реструктуризации угольной промышленности на 2006-2010 гг составляли 40,1 млрд руб. в ценах IV квартала 2004 г Важно отметить, что затраты на осуществление работ по завершению реструктуризации угольной промышленности в размере 40,1 млрд руб. были получены в результате оптимизационных расчетов на этапе разработки комплекса мероприятий. Остаточные объемы средств господдержки уменьшены более чем на 14 млрд руб. по срав-
нению с первоначальным объемом в 54,5 млрд руб. Уменьшение затрат произошло по мероприятиям, не соответствующим эталону проекта ликвидации шахт.
Программой реструктуриза-
ции угольной промышленности в Кузбассе было предусмотрено ликвидировать 43 шахты (45 технических единиц), разрез «Листвянский», обогатительную фабрику «Судженская» и ОАО ШСУ «Осинникишахтстрой».
По состоянию на 01.04.2012 завершены технические работы на 20 шахтах («Анжерская», «Судженская», «Сибирская», «Южная», им. Волкова, «Ягуновская», «Кольчу-гинская», им. Ярославского, «Пионерка», «Суртаиха», «Черка-совская», «Центральная», «Ног-радская», «Красный углекоп», им. Димитрова, «Нагорная», «Новокузнецкая», «Байдаевская», «Шуш-талепская», «Смычка»).
На шахте «Капитальная» в 20122015 гг предусмотрено тушение и разборка семи горящих породных отвалов с рекультивацией нарушенных земель. На отдельных шахтах не выполнены остаточные объемы разборки зданий и сооружений, остаточные объемы неразобранных терриконов и породных отвалов («Анжерская», «Судженская», «Сибирская», «Ягуновская», «Красный углекоп» и др.).
Все 43 ликвидированные шахты, разрез, ОФ, ШСУ после стадии банкротства решением арбитражного суда исключены из реестра юридических лиц, налоговой инспекции и реестра опасных производственных объектов. На 6 шахтах («Лапичевская», «Красный Кузбасс», «5-6», им. Вахрушева, «Северный Кандыш», «Сигнал») и разрезе «Листвянский» финанси-
рование мероприятий прекращено в соответствии с Федеральным законом «О государственном регулировании в области добычи и использования угля, об особенностях социальной защиты работников организаций угольной промышленности» от 20.06.1996 № 81 (в редакции от 22.08.2004 № 122-ФЗ). На шахтах «Сигнал», «Бирюлинская», «Северная», «Бутовская», «Кара-гайлинская», «Зыряновская», «Бун-гурская», «Северный Маганак», «Западная» и др. переоформлены лицензии на право пользования недрами, и на этом основании там ведутся горные работы.
Из 43 шахт проектами ликвидации и ТЭО предусмотрена и выполнена ликвидация 11 шахт с полным затоплением - до излива подземных вод в водотоки на поверхность); 15 шахт (II группа) с искусственным понижением уровня затопления погружными насосными агрегатами и 14 шахт (III группа) с подтоплением до отметок перетока в подземные выработки смежных действующих шахт. В скорректированных проектах ликвидации шахт (ТЭО) и рабочих проектах восстановления нарушенных земель предусмотрено рекультивировать 2315,2 га земель. Фактически на 01.01.2012 рекультивировано 1286,1 га. Рекультивированные земли сданы в фонды городов и районов.
В соответствии с приказом Министерства промышленности и энергетики РФ «О комплексе мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в 2006-2010 гг.» от 27 июля 2006 г. №177 был разработан и утвержден министром промышленности и энергетики РФ и Губернатором Кемеровской области А.Г Тулеевым 27 ноября 2007 г. «Комплекс мероприятий по завершению реструкту-
ризации угольной промышленности Кемеровской области».
Анализ итогов выполнения мероприятий по реструктуризации на 01.04.2012 показал следующее. Предусмотренные ранее в проектах ликвидации шахт разделы производственной и технологической направленности по большинству позиций выполнены. Однако такие направления, как ликвидация последствий вредного влияния от ведения горных работ, реконструкция и замена пострадавших объектов социальной инфраструктуры в связи с ликвидацией шахт и разрезов, содействие гражданам в приобретении жилья взамен сносимого ветхого, подработанного горными работами, рекультивация использованных земель и ликвидация иных экологических последствий ведения горных работ (шахты «Центральная», «Байдаевская», «Капитальная») выполнены не в полном объеме.
Согласно «Перечню мероприятий по завершению реструктуризации угольной промышленности в Кузбассе и объема их финансирования на 2012-2015 гг. по направлениям «Содействие гражданам в приобретении жилья» и «Снос ветхого жилищного фонда» Правительством Российской Федерации предусматривается выделить 13204333,6 тыс. руб. (в том числе и на эксплуатацию природоохранных объектов по городам Березовский, Кемерово, Ленинск-Кузнецкий, Белово, Киселевск, Прокопьевск, Новокузнецк, Калтан, Осинники).
В соответствии с рабочим проектом «Обеспечение выполнения работ по мониторингу на ликвидированных шахтах Кузнецкого бассейна» по контракту с Минэнерго России
«Кузбасским центром экологического мониторинга ликвидируемых шахт» ведется горно-экологический мониторинг по четырем видам: газодинамический, мониторинг за сдвижениями и деформациями земной поверхности, гидрогеологический, гидрохимический.
На горных отводах 19 шахт определены 24 опасных и 683 угрожаемых зоны по выделению вредных газов, в которых расположены /84 жилых дома, 15 зданий и сооружений, 100 устьев горных выработок.
Газодинамический мониторинг ведется за состоянием атмосферного воздуха в жилых домах, подвалах, погребах, промышленных зданиях, газодренажных трубах. За 2011 г. были отобраны и разделаны 80898 проб на 965 объектах.
Мониторинг за сдвижением и деформацией земной поверхности осуществляется на 20 ликвидированных шахтах по 2335 провалоопасным зонам, в том числе: от выработок, выходящих на поверхность, - 1936, от очистных работ
- 399. Количество жилых домов, расположенных в этих зонах, составляет 496. За 2010-2011 гг. выявлено 65 провалов, из них засыпано всего три. Вся площадь провалоопасных зон равна 1239,5 га.
Гидрогеологический мониторинг ведется на 20 шахтах, за уровнем затопления шахт, объемами изливов и перетоков воды на соседние шахты
- на 54 пунктах гидронаблюдательной сети, 28 гидронаблюдательных скважинах, 6 самоизливающихся скважинах. Количество сооружений, жилых домов, находящихся в предполагаемых зонах подтопления, по проектам - 2035, фактически - 7/8 (шахты «Анжерская», «Судженская», «Пионерка», «Смыч-
ка», им. Димитрова, «Ягуновская»).
Гидрохимический мониторинг проводится на шахтах «Анжерская», «Судженская», «Ягуновская», «Пионерка», «Красный Углекоп», «Смычка», им. Димитрова, «Шуш-талепская» и включает в себя мониторинг подземных и поверхностных вод. Объектов мониторинга 42, в том числе сточных вод - 18, поверхностных вод - 24. Цель мониторинга - контроль, оценка и прогноз подземных водных ресурсов в условиях ликвидации шахт.
Объем сбрасываемых сточных вод по всем ликвидируемым шахтам 45178,87 тыс.м3, дренажных 6199,6 тыс.м3. Отведено сточных вод в водные объекты - 45478,9 тыс.м3, в том числе без очистки 32406,56 тыс.м3. Основными ингредиентами, загрязняющими поверхностные водные объекты, являются взвешенные вещества и токсичные металлы - железо и марганец в пределах от 2,4 до 12,0 ПДК.
Влияние процесса закрытия угледобывающих предприятий на окружающую среду неоднозначно. С одной стороны, с прекращением производственной деятельности предприятий прекращаются техногенные воздействия объектов горного производства на окружающую среду. Все это потенциально приводит к снижению экологической нагрузки и улучшению состояния окружающей среды. Экологическую и экологоэкономическую результативность работ по реструктуризации еще предстоит оценить. Необходимо учитывать, что накопленные негативные экологические последствия многолетней производственной деятельности предприятий сохраняются: остаются нарушенные земли, происходит самоизлив вод из затопленных шахт. Это все еще оказы-
вает негативное влияние на компоненты природной среды в угольном регионе.
При этом существуют риски экологической опасности для населения, обусловленные следующими факторами:
• загрязнением подземных водоносных горизонтов и питьевых водоисточников;
• подтоплением территорий, в том числе населенных пунктов;
• перетоками шахтных вод в действующие шахты с возможными внезапными ее прорывами;
• неуправляемым выделением газов, особенно в процессе затопления;
• активизацией геомеханических и геодинамических процессов с отрицательными сейсмическими прояв-
лениями и разрушением объектов на поверхности.
После завершения программы реструктуризации следует предусмотреть:
• обязательное продолжение горноэкологического мониторинга для контроля и своевременного выявления геоэкологических ситуаций, представляющих опасность и прямую угрозу условиям жизни и деятельности населения в районах ликвидированных шахт и разрезов; биомониторинг, мониторинг загрязнения окружающей среды земельных ресурсов;
• обеспечение (техническое и финансовое) эффективной очистки вод и эксплуатации передаваемого на баланс муниципальных администраций шахтерских городов и по-
селков природоохранного оборудования, комплексов по водоотливу;
• средства на финансирование реконструкции изношенного оборудования и надежной технической оснащенности водоотливных комплексов для защиты населения от аварийных ситуаций, а также предотвращения убытков от возможного затопления подземных выработок в силу перетоков шахтных вод из ликвидируемых в действующие шахты.
На базе полученных результатов необходимо разработать экологоинформационные модели ликвидированных шахт, позволяющие на длительный период прогнозировать степень снижения влияния вредных ингредиентов и факторов на окружающую среду.
MOSTLY UNPROFITABLE OPENCAST AND UNDERGROUND MINES Лудзиш
OF LIQUIDATION PROGRAM REALIZATION AND ECOLOGICAL AND Владимир Станиславович
INDUSTRIAL SAFETY CONDITION AT THE TERRITORY OF CLAIMS
OPF CLOSED MINES IN KUZNETSK BASIN
US. Ludzish
Here we analyze the especially unprofitable open-cast and underground
mines liquidation program implementation, state of ecological and industrial
safety, the results of mining and environmental monitoring in the mining
claims of closed mines of Kuznetsk Basin and the forecast suggestions of
reducing the hazards to the environment.
Key words: KUZBASS, COAL INDUSTRY, MINES, ECHOLOGICAL
AND INDUSTRIAL SAFETY, MINING ECCOLOGICAL MONITORING,
CONVERSION
научно-технический журнал № 2-2012
ВЕСТНИК
99