Научная статья на тему 'Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений'

Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
438
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ / ПЛАН РАБОТЫ / СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ / SOFTWARE MODULE / WORK PLAN / UNIVERSITY SUBDIVISION

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Мунтян Евгения Ростиславна, Коржинский Евгений Анатольевич

В статье рассмотрена реализация программного модуля «План работы кафедры». Данный модуль является частью системы поддержки управленческих решений. Назначение системы поддержки управленческих решений организация учебного процесса в высших учебных заведениях. Данная система и ее дополнительные модули разработаны и прошли апробацию на кафедре вычислительной техники Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета (ЮФУ). Программный модуль позволяет генерировать план работы структурного подразделения вуза, например, кафедры. Приведен перечень исходных данных для работы программного модуля. Описан основной алгоритм распределения объема работы кафедры на учебный год. Приведено описание организации работы в программном модуле, где перечислены основные этапы по формированию плана работы структурного подразделения. Описание процесса формирования плана работы структурного подразделения дополнено иллюстрированным материалом. Реализованный программный модуль, обладает удобным и функциональным интерфейсом пользователя, который позволяет в значительной степени облегчить ввод и редактирование данных. Сформированные данные могут быть экспортированы в формат Microsoft Excel. Учитывая возможности по перенастройке работы модуля под требования конкретного пользователя, он может быть внедрен для использования в структурные подразделения различных вузов

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE SOFTWARE MODULE FOR A SYSTEM OF MANAGEMENT DECISIONS SUPPORT

The article describes realization of the software module called "Department work plan". This module is a part of the system of management decisions support. The primary function of the system is the process of generating documentation in higher education institutions. This software system and its additional software modules have been developed and tested at the Department of Computer Engineering of computer technologies and information security Institute of Southern Federal University (SFedU). The software module allows you to generate the work plan for the university’s subdivision, such as department. List of initial data for the work of software module is described in this article. The main algorithm distribution of department's workload for the academic year was described. The article describes the organization of work of the software module. The main stages of the generation of the work plan for the university subdivision were enumerated. The described process of generation of the work plan of the university subdivision was supplemented by illustrative material. The implemented software module has a convenient and functional user interface, which allows significantly facilitating the input and editing of data. The generated data can be exported in Microsoft Excel format. Considering the available opportunity to customize the module to fit the requirements of a particular user, it can be implemented in subdivisions of various universities

Текст научной работы на тему «Реализация программного модуля системы поддержки управленческих решений»

УДК 004.42

05.00.00 Технические науки

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММНОГО МОДУЛЯ СИСТЕМЫ ПОДДЕРЖКИ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ РЕШЕНИЙ

Мунтян Евгения Ростиславна Старший преподаватель кафедры вычислительной техники E-mail: [email protected]

Коржинский Евгений Анатольевич Студент

E-mail: [email protected]

Южный федеральный университет, Таганрог,

Россия

В статье рассмотрена реализация программного модуля «План работы кафедры». Данный модуль является частью системы поддержки управленческих решений. Назначение системы поддержки управленческих решений -организация учебного процесса в высших учебных заведениях. Данная система и ее дополнительные модули разработаны и прошли апробацию на кафедре вычислительной техники Института компьютерных технологий и информационной безопасности Южного федерального университета (ЮФУ). Программный модуль позволяет генерировать план работы структурного подразделения вуза, например, кафедры. Приведен перечень исходных данных для работы программного модуля. Описан основной алгоритм распределения объема работы кафедры на учебный год. Приведено описание организации работы в программном модуле, где перечислены основные этапы по формированию плана работы структурного подразделения. Описание процесса формирования плана работы структурного подразделения дополнено иллюстрированным материалом. Реализованный программный модуль, обладает удобным и функциональным интерфейсом пользователя, который позволяет в значительной степени облегчить ввод и редактирование данных. Сформированные данные могут быть экспортированы в формат Microsoft Excel. Учитывая возможности по перенастройке работы модуля под требования конкретного пользователя, он может быть внедрен для использования в структурные подразделения различных вузов

Ключевые слова: ПРОГРАММНЫЙ МОДУЛЬ, ПЛАН РАБОТЫ, СТРУКТУРНОЕ ПОДРАЗДЕЛЕНИЕ

UDC 004.42 Technical sciences

REALIZATION OF THE SOFTWARE MODULE FOR A SYSTEM OF MANAGEMENT DECISIONS SUPPORT

Muntyan Evgenia Rostislavna

senior lecturer of the Department of computer

engineering

E-mail: [email protected]

Korzhinsky Evgenii Anatolievich Student

E-mail: [email protected] Southern Federal University, Taganrog, Russia

The article describes realization of the software module called "Department work plan". This module is a part of the system of management decisions support. The primary function of the system is the process of generating documentation in higher education institutions. This software system and its additional software modules have been developed and tested at the Department of Computer Engineering of computer technologies and information security Institute of Southern Federal University (SFedU). The software module allows you to generate the work plan for the university's subdivision, such as department. List of initial data for the work of software module is described in this article. The main algorithm distribution of department's workload for the academic year was described. The article describes the organization of work of the software module. The main stages of the generation of the work plan for the university subdivision were enumerated. The described process of generation of the work plan of the university subdivision was supplemented by illustrative material. The implemented software module has a convenient and functional user interface, which allows significantly facilitating the input and editing of data. The generated data can be exported in Microsoft Excel format. Considering the available opportunity to customize the module to fit the requirements of a particular user, it can be implemented in subdivisions of various universities

Keywords: SOFTWARE MODULE, WORK PLAN, UNIVERSITY SUBDIVISION

Введение

Актуальность создания и использования автоматизированных информационных систем (ИС) поддержки управленческих решений в различных областях [1,2] обусловлена тенденциями развития современного ГГ-общества. Одним из ярких примеров области использования ИС является организация учебного процесса в современных вузах, что вызвано необходимостью формирования отчетных документов. Задачи распределения учебной нагрузки, составления ежегодных планов и отчетов о работе регулярно решаются руководством учебных подразделений [3-5].

Существует ряд хорошо известных информационных систем широкого спектра деятельности, предназначенных для организации учебного процесса в вузах, например, автоматизированные системы «Планы» [6-8], «1С: Университет» [9,10]. Перечисленные выше системы является комплексными, многофункциональными и дорогостоящими программными продуктами.

Для решения частных задач, связанных с организацией учебного процесса в рамках отдельного структурного подразделения, не всегда целесообразно приобретение и освоение программных пакетов такого типа. Это подтверждает актуальность разработки и внедрения в рамках кафедр или факультетов недорогих информационных систем формирования отчетной документации.

На кафедре вычислительной техники (ВТ) Института компьютерных технологий и информационной безопасности ЮФУ разработана и прошла апробацию система поддержки управленческих решений, необходимость разработки и использования которой обусловлена в [11,12]. Данная система предназначена для использования учебно-методическим персоналом в пределах структурного подразделения.

Изначально при организации указанной системы была предусмотрена возможность добавления различных блоков и модулей с целью дальнейшего развития программного продукта. Так был разработан модуль для генерации ХМЬ-файлов индивидуальной нагрузки научно-педагогических работников (НПР), на основе которых возможно формирование таких видов учебно-методических материалов, как план и отчет о работе структурного подразделения. Все это подтверждает необходимость дальнейшего развития существующей системы путем создания модуля «План работы кафедры».

Модуль «План работы кафедры» Функционирование модуля заключается в выполнении последовательности следующих действий:

• загрузке входных файлов, в том числе ХМЬ-файлов индивидуальной нагрузки НПР, рассчитанных при помощи программного модуля «Учебная нагрузка кафедры»;

• анализе данных;

• формировании выходной формы плана работы кафедры.

Исходными данными для разработанного программного модуля

являются формы (файлы):

1) количество штатных единиц преподавателей, число обучающихся аспирантов и соискателей;

2) объем учебной нагрузки в часах;

3) перечень помещений, занимаемых кафедрой;

4) планы заседаний кафедры, научных и методических семинаров;

5) планы учебно-методической работы кафедры;

6) ХМЬ-файлы индивидуальной нагрузки преподавателей кафедры;

7) индивидуальные планы преподавателей;

8) планы научно-исследовательской работы кафедры;

9) планы организационно-методической работы кафедры;

10) план воспитательной работы;

11) план повышения квалификации преподавателей;

12) форма «Отчет о работе кафедры». Проанализировав приведенные выше формы можно отметить:

- пп. 1-5 и 7-12 служат для ручного ввода информации с возможностью добавления подгружаемых файлов;

- п. 6 предполагает автоматизированную обработку ХМЬ-файлов индивидуальной нагрузки, на основе которых формируется итоговая таблица плана работы структурного подразделения «Распределение объема работы кафедры на учебный год». Это обуславливает целесообразность подробного описания процедуры синтеза алгоритма генерации указанной таблицы.

Данная таблица содержит информацию о количестве часов всех видов учебной нагрузки каждого преподавателя на текущий год. Эти данные загружаются из ХМЬ-файлов индивидуальной нагрузки преподавателей кафедры. Персональная нагрузка каждого научно-педагогического работника анализируется, после чего суммируются часы за учебный год по однородным категориям. Поясним какие категории можно считать однородными. В соответствии с введенной в [11] терминологией индивидуальная учебная нагрузка к-го преподавателя вычисляется по формуле:

6 М N

уНпргп = ^ ^ ущреп + ^ пу ^ ,

г=1 у=1 п=1

где ] - индекс дисциплины;

М - количество дисциплин и остальных видов учебных нагрузок; унуреп - учебная нагрузка преподавателя по М-дисциплинам;

г - индекс режима, определяющего семестр (осенний, весенний) и форму обучения (очная, заочная, вечерняя);

1 - индекс прочей учебной нагрузки; N - количество видов прочей учебной нагрузки; п - индекс видов прочей учебной нагрузки; ПрУН преп - прочая учебная нагрузка преподавателя.

Как видно из приведенной выше формулы вся нагрузка НПР может быть разделена на нагрузку преподавателя по дисциплинам унпреп, куда

входят, в основном, аудиторные занятия (лекции, практические занятия, лабораторные занятия и т.д.) и прочую учебную нагрузку ПрУНпреп (различные виды практик, руководство выпускными квалификационными работами (ВКР), рецензирование ВКР, участие в экзаменационных комиссиях, руководство аспирантами и др.). По завершении подсчета, полученные данные заносятся в итоговую таблицу «Распределение объема работы кафедры на учебный год». Алгоритм формирования такой таблицы представлен на рис. 1. Организация работы в программном модуле «План работы кафедры» Подробное описание работы в базовой системе поддержки управленческих решений приведено в [11,12]. Поэтому в данной работе остановимся на организации работы в ИС с модулем «План работы кафедры». Отметим необходимость предварительной генерации файлов индивидуальной нагрузки НПР.

Последовательность действий пользователя для формирования плана работы структурного подразделения можно представить в виде этапов: Этап 1. Начало работы.

Необходимо зайти на вкладку «План и расписание» и нажать кнопку Новый. На экране отобразится диалоговое окно «Даты», для введения даты текущего учебного года и нажать кнопку Выбрать (рис. 2).

Рисунок 1. Алгоритм формирования таблицы «Распределение объема

работы кафедры на учебный год»

Рисунок 2. Диалоговое окно «Даты» Этап 2. Отображение структуры плана.

На вкладке «План и расписание» следует нажать кнопку План работы кафедры (рис. 3). После этого в левой части экрана отобразится структура отчетного документа (рис. 4).

в & -

Нагрузка План и расписание | Данные

(Ш) □

У

План работы Материалы« Новый Открыть Со>ран кафедры расписанию

Ппаи/Раслисдние

Рисунок 3. Расположение кнопки План работы кафедры

В План кафедры

В Планы заседаний кафедры

г Первое полугодие ■Второе полугодие С- Планы научных н методически* се( ! ■ Первое полугодие '■■■■ Второе полугодие и-: Учебно-методическая работа -1. Работа по совершенствован!

- 2, Работа по подготовке и изда

- 3. Работа по внедрению вычио -4. Работа по методике оргакизг ■5. Работа по методике проведе

-6. Работа по совершенствовав ■ 7, Методическая работа по инг> -8. Методическая работа на веч Распределение объема работы ка' Научно-исследовательская работа Организационно-методическая ра< ■Воспитательная работа

■ Повышение квалификации препод. -Другие работы кафедры

■Изменения, вносимые в план рабе

■ Отчет о работе кафедры

Рисунок 4. Структура Плана работы кафедры Этап 3. Автоматическая генерация таблицы «Распределение объема работы кафедры на учебный год».

Для формирования итоговой таблицы нужно в структуре (рис. 5) выбрать пункт «Распределение объема работы кафедры на учебный год». Screen-shot сгенерированной таблицы приведен на рис. 6.

Рисунок 5. Результаты генерации итоговой таблицы «Распределение объема работы кафедры на учебный год»

Формирование приведенной выше таблицы является наиболее трудоемким процессом по сравнению с остальными формами документов, соответственно ее автоматическая генерация значительно облегчает работу руководящего состава структурного подразделения.

Этап 4. Последовательное заполнение остальных пунктов плана.

Все остальные пункты, приведенные в структуре плана (рис. 4), последовательно заполняются вручную, либо подгружаются из текстовых файлов. Для этого в окне «План кафедры» выбирается определенный вид работы, например, «Планы заседаний кафедры», нажимается кнопка Добавить строку, после чего появляется первая строка плана (рис. 6). На рис. 7-8 приведены пример формы для ввода данных.

Рисунок 6. Начало заполнения формы План заседаний кафедры

Рисунок 7. Пример ввода плана издательской работы

Нагрузка План и

Нагрузка кафедры

т □ ^ и в« ш» а ев

й а- &

План/Расписание

В План кафедры

- Планы заседаний кафедры

Ь Первое полугодие | Второе полугодие

- Планы научных и методических семинаров Первое полугодие Второе полугодие

е Учебно-методическая работа

1. Работа по совершенствованию и развитию учебно-лабор

Вид повышения квалификации

Повышение квалификации по программе "Повышение эффективности в системе менеджмента качества в соответствии стребованимями ГОСТ 1509001-2011, РВ0015-002-2012, СРПП ВТ и внутренний аудит системы менеджмента качества в соотвтетствии с руководящими указаниями ГОСТ Р ИСО 19011-2012" (ЮФУ)

Повышение квалификации по программе "Повышение уровня иностранного языка" (ЮФУ)

Беспалов Д.А., Гушанский С.М., Мунтян Е.Р., Поленов М.Ю., Пьявченко А.О.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Рисунок 8. Пример плана повышения квалификации НПР кафедры Этапы 3 и 4 требуют периодического сохранения данных при помощи созвучной кнопки на панели.

Этап 5. Печать сгенерированного плана работы кафедры. После того, как все разделы плана заполнены, выполняется последовательная печать Плана работы кафедры, отдельно итоговой таблицы «Распределение объема работы кафедры на учебный год» и всех остальных разделов плана.

Заключение

Программный модуль «План работы кафедры», внедренный в разработанную ранее систему поддержки управленческих решений, позволяет расширить область практического использования данного

программного обеспечения. При этом надо отметить, что формы данных модуля могут модернизироваться в зависимости от нужд конкретного подразделения, все заданные и сгенерированные XML-файлы могут быть преобразованы в Excel-формат, что представляет собой дополнительное удобство для работы пользователя.

Литература

1. Саак А. Э. Информационные технологии управления: учебник для вузов / А. Э. Саак, Е. В. Пахомов, В. Н. Тюшняков - СПб.: Питер, 2012. - 320 с.

2. Титоренко Г. А. Информационные системы и технологии управления: учебник / Г. А. Титоренко М.: Юнити-Дана - 2012. - 591 с.

3. Удовенко С. П. О новых подходах к планированию педагогической работы профессорско-преподавательского состава российских вузов: исходные ориентиры - С. П. Удовенко, Н. В. Дзюба // Проблемы современной экономики. - 2013.- № 4. -С. 364- 367.

4. Управление учебным процессом ВУЗа / Сайт компании «Мельница технологий». - (http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html).

5. Информационно-аналитическая система Универис / Сайт Южно-уральского государственного университета - (http://www.univeris.susu.ac.ru/SitePages /Home.aspx).

6. Программный комплекс Планы / Сайт лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММиИС). -(http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=158).

7. Коноваленко В. В. Электронный макет «Индивидуальный план работы преподавателя» в программном пакете «Plany» - В. В. Коноваленко - Шахты: Изд-во ЮРГУЭС - 2012. - 93 с.

8. Развернутое руководство по использованию программного комплекса «Планы» / Сайт лаборатории математического моделирования и информационных систем (ММиИС). - (http://www.mmis.ru/ Portals/0/Plany.pdf).

9. Инструкция по подключению 1С: Университет. - (http://docs.r61.net/node/72).

10. 1С:Университет. Планирование учебного процесса. Развернутые инструкции. - (https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=ASU/N8826/P).

11. Мунтян Е.Р. Автоматизированная программная среда поддержки управленческих решений / Е.Р. Мунтян, М.Ю. Поленов, А.И. Костюк // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2014. - № 6. - С. 101-108.

12. Мунтян Е. Р. О подходе к модернизации программной системы поддержки управленческих решений / Е.Р. Мунтян, М.Ю. Поленов, А.И. Костюк // Известия ЮФУ. Технические науки. - 2015. - №3. - С. 46-54.

References

1. Saak A.E. Informatsionnie texnologii upravlenia dlya vuzov: uchebnik dlya vuzov / A.E. Saak, E.V. Paxomov, V.N. Tushnakov. - SPb.: Piter, 2012. - 320 s.

2. Titorenko G.A. Informatsionnie sistemi i texnologii upravlenia: uchebnik / G.A. Titorenko. - M.: Uniti-Dana, 2012. - 591 s.

3. Udovenko S.P. O novix podxodax k planirovaniu pedagogicheskoi raboti professorsko-prepodavatelskogo sostava rossiskix vuzov: ischodnie orientiri /

S.P. Udovenko, N.V. Dzuba // Problemi sovremennoi economiki. - 2013.- № 4. - s. 364367.

4. Upravlenie uchebnim prosessom VUZa / Sait kompanii "Melnitsa texnologii". -(http://techmill.ru/current/documentation/university/index.html).

5. Informatsionnaya sistema Univeri. / Sait Uzno-uralskogo gosudarstvennogo universiteta - (http://www.univeris.susu.ac.ru/SitePages /Home.aspx).

6. Programmnii complex Plani / Sait laboratorii matematicheskogo modelirovania informatsionnix sistem (MMiIS). - (http://www.mmis.ru/Default.aspx?tabid=158).

7. Konovalenko V.V. Elektronnii maket «Individualnii plan raboti prepodavatelya» v programmnom pakete «Plany» / V.V.Konovalenko. - Shaxri: Izd-vo YURGUES, 2012. - 93 s.

8. Razvernutoe rukovodstvo po ispolzovaniyu programmnogo komplexa «Plani» / Sait laboratorii matematicheskogo modelirovania informatsionnix sistem (MMiIS). -(http://www.mmis.ru/ Portals/0/Plany.pdf)

9. Instruksiya po podklucheniu 1C: Universitet - (http://docs.r61.net/node/72).

10. 1C: Universitet. Planirovanie uchebnogo prosessa. Razvernutie instruksii. -(https://sfedu.ru/www/stat_pages22.show?p=ASU/N8826/P)/

11. Muntyan E.R. The automated software environment of management decisions support / E.R. Muntyan, M.Yu. Polenov, A.I. Kostyuk. Izvestiya SFedU. Engineering sciences. - 2014. - vol. 6, pp. 101-108.

12. Muntyan E.R. About the approach to modernization of software system of management decisions support / E.R. Muntyan, M.Yu. Polenov, A.I. Kostyuk. Izvestiya SFedU. Engineering sciences. - 2015. - vol. 3, pp. 46-54.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.