Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
20
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
дополнительные образовательные программы / непрерывное профессиональное развитие / педагогические работники / additional educational programs / continuous professional development / teaching staff
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА»

Гнеушева А.Л.

к.э.н., доцент, аналитик отдела сопровождения НИОКР Орловского государственного университета

alij a-777@yandex. ru

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММ НЕПРЕРЫВНОГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ В КОНТЕКСТЕ НАЦИОНАЛЬНОЙ СИСТЕМЫ

ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО РОСТА

Ключевые слова: дополнительные образовательные программы, непрерывное профессиональное развитие, педагогические работники.

Keywords: additional educational programs, continuous professional development, teaching staff.

Национальный проект «Образование» разработан на основе Указа Президента РФ от 07.05.2018 № 204 (ред. от 19.07.2018) «О национальных целях и стратегических задачах развития Российской Федерации на период до 2030 года» и направлен на развитие системы российского образования с целью достижения его глобальной конкурентоспо-собности1.

Исходя из того, что государство и общество ставят перед современной системой высшего образования задачу подготовки конкурентоспособных специалистов, способных творчески походить к осуществлению профессиональной деятельности, связанной с предложением, разработкой и реализацией инновационных идей в сфере науки и техники, существует объективная потребность в высококлассных педагогах, способных еще на этапе общего образования выявлять, поддерживать и развивать способности к инженерному творчеству у детей и подростков. Следовательно, необходимо повышение квалификации педагогических кадров в соответствии с насущными потребностями по данному направлению, что полностью соответствует концепции Национального проекта «Образование».

Актуальность разработки и внедрения ДОП «Новые методы и образовательные технологии, обеспечивающие мотивацию обучающихся к обучению и вовлеченность в образовательный процесс на основе совершенствования техники обучения в предметной области «Технология» определяется следующими положениями.

Повышение квалификации педагогических работников в области выявления, поддержки и развития тех или иных способностей обучающихся, приобретение ими навыков составления «портрета личности», проектирование рекомендательной индивидуальной траектории дальнейшего обучения детей и подростков позволят не только повысить их мотивацию к обучению и вовлеченность, но и результативность и эффективность образовательного процесса.

Актуальность разработки и внедрения ДОП «Мыследеятельностный метапредметный комплекс эффективных образовательных технологий электронного образования» определяется тем, что создание системы эффективных практик дополнительного педагогического образования региона, в том числе цифровой образовательной среды, является актуальной задачей для развития образования любого региона. Необходима разработка современных программ по формированию профессиональных цифровых компетенций, реализации персональных образовательных траекторий, формированию единого подхода к достижению метапредметных результатов и эффективных четких инструментов проектной деятельности.

Актуальность разработки и внедрения ДОП «Цифровые технологии в непрерывном образовании, профессиональной деятельности и развитии современного учителя» определяется тем, что активное развитие и внедрение информационных технологий во все сферы жизни общества ознаменовали появление нового типа экономик - цифровой экономики. Информационные технологии развиваются и затрагивают все сферы деятельности.

Целью реализации программ непрерывного профессионального развития является разработка и внедрение эффективных практик непрерывного профессионального образования педагогических работников и методик повышения осознанного выбора профессиональной траектории обучающимися образовательных организаций, соответствующих целям и задачам национального проекта «Образование» (в соответствии с Указом Президента РФ от 07.05.2018 г.),

основным принципам национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Фе-

2

дерации, включая национальную систему учительского роста .

Программы непрерывного профессионального развития решают следующие задачи:

- внедрение на уровнях основного общего и среднего образования новых методик и форм обучения и воспитания, образовательных технологий, обеспечивающих освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение

1 Указ Президента РФ от 21 июля 2020 г. № 474 «О национальных целях развития Российской Федерации на период до 2030 года». - http://www.consultant.ru/

Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - http://www.consultant.ru/

их мотивации к обучению и вовлечённости в образовательный процесс, а также совершенствование методов обучения предметной области «Технология»;

- создание и совершенствование эффективной системы выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодежи, основанной на принципах объективности, на оказании помощи в самоопределении и профессиональной ориентации;

- создание современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней;

- создание условий для развития наставничества в рамках реализации задач программы национального учительского роста, поддержки общественных инициатив и проектов, в том числе в сфере добровольчества (волонтерства);

- формирование у педагогических работников компетенций по организации протяженных во времени форматов погружений в профессиональную деятельность и выбора профессиональной траектории обучающимися;

- подготовка педагогических работников по осуществлению рефлексии полученного обучающимися опыта, обучающихся по итогам погружения в профессиональную деятельность;

- формирование у педагогических работников навыков знаний и умений оценки гибких навыков обучающихся в контексте профессионального выбора.

Целевая аудитория программ - педагогические работники системы общего, дополнительного образования детей и профессионального образования.

Основным принципами работы программ являются адресное удовлетворение образовательных запросов педагогических работников на основе выявления уровня владения профессиональными компетенциями (входное тестирование). К работе привлекаются ведущие преподаватели университетов, эксперты образовательных организаций высшего и дополнительного профессионального образования, эксперты ОГЭ и ЕГЭ.

В рамках образовательных программ реализуются дополнительные профессиональные программы, обеспечивающие развитие профессиональных компетенций, соответствующих требованиям национальной системы профессионального роста педагогических работников Российской Федерации, включая национальную систему учительского роста.

Модульный принцип, заложенный в построении образовательных программ, обеспечивает оптимизацию образовательного процесса, вариативность и актуальность их содержания с учетом изменяющихся требований образовательной практики. Кроме того, наличие в образовательных программах симуляционного и проектного модулей усиливает их практико-ориентированную направленность.

Характеристика (преимущества) ФГБОУ ВО ОГУ им. И.С. Тургенева:

1. Наличие Центра по взаимодействию с ФГБУ «Российская академия образования» в рамках соглашения 06-16/11 о научном сотрудничестве;

2. Наличие высококвалифицированных преподавателей, имеющих ученые степени и звания, являющиеся членами экспертных комиссий ОГЭ и ЕГЭ, осуществляющих подготовку студентов по педагогическим направлениям подготовки по всем предметным областям знаний;

3. Для реализации проекта могут быть привлечены ресурсы структурных подразделений университета (Центр привлечения талантливой молодежи; Центр культуры и эстетического образования; Центр непрерывного профессионального образования и повышения квалификации; Ресурсный модельный центр дополнительного образования детей; Ресурсный центр профессиональной ориентации; Юношеские специализированные научно-исследовательские школы и др.).

4. Университет является членом Международной ассоциации непрерывного образования и может использовать международный опыт формирования и реализации дополнительных образовательных программ;

5. Университет имеет успешный опыт организации деятельности образовательного лагеря для талантливой молодежи - «Территория успеха» в рамках национального проекта «Образование» и национальной программы «Цифровая экономика», который реализуется в формате сезонных профильных лагерей «Кампус молодежных инноваций»;

6. На базе Университета функционирует Федеральная инновационная площадка «Цифровой информационно-образовательный ресурс сопровождения семей с детьми раннего возраста «Шаг навстречу»;

7. Институт экономики и управления является региональной площадкой Федерального сетевого методического центра для повышения квалификации преподавателей вузов и развития программ повышения финансовой грамотности в рамках заключенного соглашения о сотрудничестве с МГУ им. М.В. Ломоносова;

8. Федеральная сеть мастерских СПО по информационно-коммуникационным технологиям;

9. Сотрудничество с Венгерским университетом Семельвейса (по проблемам ранней профессиональной подготовки и профессиональной ориентации);

Задача создания современной и безопасной цифровой образовательной среды, обеспечивающей высокое качество и доступность образования всех видов и уровней, поставлена в Национальном проекте «Образование» отражена в Концепции национальной безопасности РФ, в Концепции информационной безопасности РФ1.

Реализация программ направлена на достижение следующих целей:

- число педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, повысивших уровень профессионального мастерства по работе в условиях безопасной, здоровьесберегающей, личностно-ориентиро-ванной цифровой образовательной среды, реализации персональных образовательных траекторий, постоянного об-

1 Паспорт национального проекта «Образование» (утв. президиумом Совета при Президенте РФ по стратегическому развитию и национальным проектам, протокол от 24.12.2018 № 16). - http://www.consultant.ru/

новления необходимых для жизни и продолжения образования цифровых компетенций (в 2021 году - 75 000 человек, в 2022 году - 120 000 человек);

- в том числе число педагогов предметных областей «Технология» и «Информатика», освоивших новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности, в общей численности учителей (в 2021 году - 10%, в 2022 году - 15%).

Реализация программ способствует достижению ряда конкретных целей, связанных с его содержанием:

- разработка и внедрение эффективных программ дополнительного профессионального образования (ДПО);

- создание цифровой образовательной среды и эффективного инструмента повышения квалификации с элементами наставничества;

- создание мотивации педагогических работников общего образования на эффективное использование новых технологий в образовательном процессе;

- использование индивидуальных образовательных траекторий для обучающихся, и как следствие развитие интеллектуального потенциала обучающихся;

- создание центра консолидации педагогических решений и методического объединения педагогических работников по выбранным направления программ ДПО для дальнейшего развития системы образования.

Реализация программ предполагает участие педагогических работников системы высшего образования, специализирующихся на развитии способностей молодежи к инженерному творчеству, в повышении квалификации педагогических работников общего образования.

Такая практика будет полезна для постановки целей и задач, создания учебно-методического обеспечения, формирования требований к материально-техническому оснащению при разработке и реализации образовательных программ общего образования в части предметной области «Технология».

В рамках Орловского региона реализация данных программ способствует и будет способствовать достижению следующих показателей:

- число педагогических работников системы общего и дополнительного образования детей, повысивших уровень профессионального мастерства по работе в условиях безопасной, здоровьесберегающей, личностно-ориентиро-ванной цифровой образовательной среде, реализации персональных образовательных траекторий, постоянного обновления необходимых для жизни и продолжения образования цифровых компетенций - 1500 в 2021 г., 1500 в 2022 г.;

- в том числе, число педагогов предметных областей «Технология» и «Информатика», освоивших новые методы обучения и воспитания, образовательные технологии, обеспечивающие освоение обучающимися базовых навыков и умений, повышение их мотивации к обучению и вовлеченности, в общей численности учителей технологии и информатики - 10% в 2021 г., 15% в 2022 г.

После завершения жизненного цикла программ предполагается реализация нескольких механизмов поддержания коммуникаций и деловых контактов целевых групп.

Модули и компетенции курса доступны широкому кругу обучающихся, которые интересуются тематикой применения цифровых технологий в деятельности современного учителя.

Устойчивость результатов реализации программ будет также обеспечена:

- за счет потенциальных источников финансирования в будущем, в основном собственного финансирования, а также средствами от договоров на выполнение научно-исследовательских работ с организациями, заинтересованными в развитии данного направления работ;

- реализацией механизма взаимодействия ОГУ им. И.С. Тургенева с социальными партнерами (с опорными вузами по вопросам подготовки и переподготовки кадров для школы, СПО);

- наличием практик взаимодействия учреждений дополнительного и профессионального образования и социальных партнеров в образовательном пространстве региона;

- опытом реализации дистанционных образовательных курсов, наличием кадровых и большей части технических ресурсов, формированием новых подходов к содержанию образовательной деятельности;

- удовлетворённостью качеством образовательных услуг со стороны социальных партнеров и заказчиков, численностью педагогов, включенных в инновационную деятельность, участием всех участников проекта в различных конференциях, семинарах, круглых столах, консультациях, презентациях, в доступности инновационных продуктов педагогической общественности, широкой сети социального партнерства;

- грантовой поддержкой со стороны Орловской области, региональная политика которой направлена на поддержку инновационных проектов в сфере образования.

В рамках разработки и внедрения ДОП «Новые методы и образовательные технологии», обеспечивающие мотивацию обучающихся к обучению и вовлечённости в образовательный процесс на основе совершенствования техники обучения в предметной области «Технология» будут выполнены работы:

- разработка методики анализа и оценки ключевых компетенций на основе системного подхода к выявлению способностей детей и подростков к творчеству и исследовательской деятельности,

- разработка методики создания и внедрения инновационных образовательных технологий, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей к инженерному творчеству у детей и подростков;

- разработка учебно-методического обеспечения предметной области «Технология» (по направлению «инженерное творчество») на уровне образовательных программ общего образования;

- применение виртуальной реальности в образовательном процессе;

- проектирование объектов полного «жизненного цикла», консультационное сопровождение процесса проектирования, развитие у обучающихся навыков креативного мышления в инженерном творчестве;

- разработка и реализация схемы организации образовательного процесса и итоговой аттестации;

- формирование компетенций педагогических работников общего образования в области выявления способностей детей и подростков к творчеству и исследовательской деятельности, анализа и оценки их ключевых компетенций;

- обеспечение научно-практического сопровождения разработки оценочных средств и учебно-методического обеспечения селективной программы по дисциплине «Технология», реализуемой по программам общего образования;

- создание теоретико-методологической базы для создания и внедрения инновационных образовательных технологий в общем образовании, направленных на выявление, поддержку и развитие способностей к инженерному творчеству у детей и подростков;

- формирование компетенций для использования в учебном процессе технологий виртуальной реальности и создания моделей визуализации;

- формирование у педагогических работников навыков консультационного и методического сопровождения обучающихся при выполнении ими проектов.

Данная ДОП, как и остальные, предусматривает формы организации обучения: групповые (лекции, презентации, практические занятия, семинары), репродуктивно-эвристические (педагогические чтения, организационно -деятельностные игры), эвристико-продуктивные (конкурс профессионального мастерства, конкурсы методических разработок) и индивидуальные (индивидуальные консультации, собеседования, проектная работа);

Программа ДПО «Цифровые технологии в непрерывном образовании, профессиональной деятельности и развитии современного учителя» направлена на подготовку педагога к решению многогранных задач как в рамках собственного развития, так и форсированного развития обучающихся на базе владения современными цифровыми технологиями.

Данная программа позволит сформировать цифровые компетенции педагогических работников, необходимые при организации современного педагогического процесса и собственного профессионального развития, а также для формирования актуальных знаний и навыков у обучающихся с учетом национальных приоритетов для ответа на вызовы, стоящие перед Россией, на основе требований национальной безопасности и стремления к мировому лидерству в высокотехнологичных секторах при переходе к новому технологическому укладу.

Реализация программы предполагается по уровням «базовый - продвинутый - профессиональный» в рамках каждого модуля в зависимости от входящего уровня цифровой грамотности педагогов (что будет определяться входным тестированием), а также предполагает организационное сопровождение формирования и развития персонализированной профессиональной траектории педагогов на основе предварительных внеучебных мероприятий (стажировки, онлайн-тестирование, тьюторство).

Компетенции педагогов будут формироваться по следующим модулям: 1) Метапредметные навыки в условиях глобального развития цифровой экономики; 2) Цифровое потребление; 3) Современный педагогический дизайн на основе IT технологий; 4) Основы работы с информацией (data engineering) в деятельности; 5) Новые подходы к системе оценки качества деятельности педагога.

Реализация программ в целом обеспечит достижение у обучающихся личностных и профессиональных компетенций. Личностные - системное мышление, умение формировать команды, наставничество, стрессоустойчивость, умение разрешать конфликтные ситуации. Профессиональные - специальная компетенция по предмету, методическая компетенция разработки программ в офлайн и онлайн форматах, психолого-педагогическая компетенция (умение строить отношения с обучающимися, и умение побуждать интерес к предмету), дифференциально-психологическая компетенция, рефлексия педагогической деятельности, управленческая компетенция, воспитательная компетенция.

При реализации программ возможны следующие риски:

- недостаток времени у педагогических работников для освоения образовательных программ. Решение: использование мобильной лаборатории для выездных обучающих семинаров в удобное время для образовательного учреждения, использование цифровой платформы для дистанционного обучения и набора готовых решений для использования учителями в своей работе;

- нежелание освоения новых технологий. Решение - разработка системы мотивации для педагогических работников;

- разработка уникального качественного методического обеспечения требует значительных трудовых и временных затрат. Решение - создание экспертного совета по разработке методических материалов (с привлечением высококвалифицированных специалистов), который работает в тесном партнёрстве с ИТ-специалистами по цифровиза-ции материалов.

- возникновение внутреннего и внешнего напряжения между участниками инновационной деятельности в связи с изменениями традиционных средств коммуникации и увеличением объема выполняемой работы. Решение: реализация принципа «распределенного лидерства», повышение мотивации.

Предлагаемая модель организации повышения квалификации учителей может быть использована в образовательных учреждениях других субъектов Российской Федерации, т.к. она обеспечивает:

- возможность использования разработанной цифровой платформы для распространения лучших практик и программ дополнительного профессионального образования;

- возможность диагностики и обучения на дистанционных курсах обучающихся из других регионов;

- возможность получить распространяемые (транслируемые) результаты проекта: кейсы (содержание, инструментарий, методические рекомендации), авторские программы с описанием методик их реализации и опыт применения в различных условиях;

- обеспечение сетевого взаимодействия с Центрами непрерывного повышения профессионального мастерства педагогических работников;

- возможность профессионального общения в рамках сообщества педагогических работников, способных обеспечить условия для рефлексии опыта профессиональной деятельности обучающимися общего образования в целях построения собственной образовательной и профессиональной траектории.

Таким образом, программы обеспечивают модернизацию технологий организации образовательного процесса и педагогического образования, его доступность, повышение конкурентоспособности образования в системе инноваций, обеспечение реализации индивидуальных траекторий обучающихся. Использование мобильной лаборатории для организации выездного обучения в общеобразовательные учреждения позволит максимально качественно освоить программы без отрыва от работы, во внеучебное время без необходимости выезда в региональный центр. Взаимодействие с образовательной инфраструктурой региона позволит обеспечить формирование единой системы развития кадрового потенциала региона. Обучение по программам проекта предполагает создание социального сообщества обучающихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.