Научная статья на тему 'Реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях'

Реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
742
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Вестник университета
ВАК
Область наук
Ключевые слова
СОЦИАЛЬНАЯ СФЕРА / СОЦИАЛЬНО-ЗНАЧИМЫЕ УСЛУГИ / ПАРТНЕРСТВО / ЧАСТНЫЕ ИНВЕСТИЦИИ / НОРМАТИВНАЯ-ПРАВОВАЯ БАЗА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Зайнашева Зарима Гафаровна, Сабирова Земфира Эмильева

В статье анализируется актуальность формирования и дальнейшего развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере России. Рассмотрена специфика и особенности ГЧП в исследуемой сфере, имеющиеся проблемы. С целью успешного привлечения частных инвестиций в сферу социально значимых услуг авторами разработаны и предложены конкретные рекомендации, которые необходимо учитывать как при подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг, так и при формировании концептуальных основ государственно-частного (публично-частного) партнерства в данной области. Авторы рассмотрели предпосылки, которые являются основой формирования ГЧП в сфере социальных услуг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE PROCESS OF IMPLEMENTING PROJECTS OF STATE AND PRIVATE PARTNERSHIP IN SOCAILLY IMPORTANT INDUSTRIES

The article deals with the urgency of forming and further developing of state and private partnership in the social sphere of Russia. The specific character and peculiarities of state and private partnership in the sphere under consideration as well as urgent problems have been examined. With the purpose of successful attracting of private investment into the sphere of socially important services the authors have developed and suggested concrete recommendations which are necessary to be taken into consideration while preparing and implementing the projects of state and private partnership in the sphere of social services, as well as while forming conceptual bases of state and private public and private) partnership in this sphere. The authors have examined the prerequisites which are the basis of forming state and private partnership in the sphere of social services.

Текст научной работы на тему «Реализация проектов государственно-частного партнерства в социально значимых отраслях»

3. Гороховицкая Т.Н. Организационно-экономические направления повышения уровня использования технологического уровня предприятий машиностроения / Т.Н. Гороховицкая. - М.: Машиностроение-1, 2004. -160 с.

4. Громов Г.Р. Очерки информационной технологии / Г.Р. Громов. - М.: ИнфоАрт, 1991. - 331 с.

5. Елепов Б.С., Чистяков В.М. Управление процессами использования информационных ресурсов / Б.С. Еле-пов, В.М. Чистяков. - Новосибирск: Наука, 1989. - 237 с.

6. Костюк В.Н. Информация как социальный и экономический ресурс // Ин-т Открытого общества в России. - М., 1997. - 48 с.

7. Майминас Е. Информационное общество и парадигма экономической теории // Вопросы экономики. -1997. - № 11. - С. 86-100.

8. Маркс К., Энгельс Ф. Капитал. Соч. / К. Маркс, Ф. Энгельс. - 2-е изд. - Т. 23. - С. 215.

9. Мелюхин И.О. Об управлении информационными ресурсами // НТИ. - (Сер. 1). -1992. - № 10-11. - С. 5658.

10. Прихотной Д.Г. Социально-экономическая природа информационного продукта и информационного ресурса / Д.Г. Прихотной. - М.: Финансы и статистика, 1989. - 174 с.

11. Федоренко Н.П. Математика и кибернетика в экономике / Н.П. Федоренко. - М.: Экономика, 1975. -С. 700.

12. Say J.B. Catechism of Political Economy. N.Y.: A.M. Kelley, 1967.

зт. Зайнашева РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-

З.Э. Сабирова ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА В СОЦИАЛЬНО

ЗНАЧИМЫХ ОТРАСЛЯХ

Аннотация. В статье анализируется актуальность формирования и дальнейшего развития государственно-частного партнерства (ГЧП) в социальной сфере России. Рассмотрена специфика и особенности ГЧП в исследуемой сфере, имеющиеся проблемы. С целью успешного привлечения частных инвестиций в сферу социально значимых услуг авторами разработаны и предложены конкретные рекомендации, которые необходимо учитывать как при подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг, так и при формировании концептуальных основ государственно-частного (публично-частного) партнерства в данной области. Авторы рассмотрели предпосылки, которые являются основой формирования ГЧП в сфере социальных услуг.

Ключевые слова: социальная сфера, социально-значимые услуги, партнерство, частные инвестиции, нормативная-правовая база.

Zarima Zaynasheva THE PROCESS OF IMPLEMENTING PROJECTS OF STATE Zemfira Sabirova AND PRIVATE PARTNERSHIP IN SOCAILLY IMPORTANT

INDUSTRIES

Abstract. The article deals with the urgency of forming and further developing of state and private partnership in the social sphere of Russia. The specific character and peculiarities of state and private partnership in the sphere under consideration as well as urgent problems have been examined. With the purpose of successful attracting ofprivate investment into the sphere of socially important services the authors have developed and suggested concrete recommendations which are necessary to be taken into consideration while preparing and implementing the projects of state and private partnership in the sphere of social services, as well as while forming conceptual bases of state and private public and private) partnership in this sphere. The authors have examined the prerequisites which are the basis offorming state and private partnership in the sphere of social services. Keywords: social sphere, socially important services, partnership, private investment, normative legal base.

Государственно-частное партнерство (ГЧП) возникло как новая концепция установления гибких связей государства и бизнеса, позволяющих добиваться общественных целей за счет потенциала и государства, и бизнеса. В России актуальность ГЧП в социальной сфере обусловлена низким уров-

© Зайнашева З.Г., Сабирова З.Э., 2014

Вестник Университета № 2, 2014

нем ее развития в плане применения передовых методов управления. Этот сектор, в течение многих десятилетий являвшийся объектом прямого государственного управления, испытывает значительные потребности в финансовых ресурсах, внедрении современных методов управления, передовых технологий оказания услуг и обслуживания. Бюджетные средства, ресурсы целевого финансирования не позволяют полностью решить эти задачи, поэтому становится необходимым прямое привлечение компетенций и инвестиций частного сектора.

Исследования сферы социальных услуг как области формирования государственно-частного партнерства показывают, что проекты здесь характеризуются определенной спецификой [1, С. 29 -36]. С учетом позиции авторов, к ним могут быть отнесены следующие:

- в ГЧП-проектах относительно услуг социальной сферы доминирует социальная цель, отражающая сущность и основную функцию/задачу отрасли (конкретного учреждения), которая одновременно является целью партнеров со стороны государства, муниципальной власти и социально ориентированных некоммерческих организаций;

- частный партнер преследует, в первую очередь, экономические цели, а также другие -лежащие в плоскости политики социально ответственного бизнеса на территории присутствия, репу-тационные и т.д. В соглашении о партнерстве цели всех сторон должны быть четко разделены и не противоречить друг другу;

- проекты партнерства в сфере социальных услуг преимущественно носят локальный характер, реализуются на местном территориальном уровне, а их инициаторами выступает муниципальная администрация, реже администрация уровня субъекта Федерации;

- объектом государственно-частного партнерства в социальной сфере, как правило, выступает совокупный объект (социальный, экономический и духовный), поскольку практически каждый вид деятельности в социальной сфере связан с созданием и распространением духовных, социальных благ;

- сложность объекта партнерства, необходимость и многоплановость контроля и надзора за выполнением социальной цели обусловливают необходимость тщательного отбора индикаторов для государственного контроля;

- сложность формирования прибыли в силу невысокой доходности в отраслях и видах деятельности социальной сферы, необходимость учета дополнительных возможностей для инвестора в получении доходов в процессе функционирования объекта партнерства.

Последняя проблема реализации проектов государственно-частного партнерства в социаль-нозначимых сферах заключается в том, что они малоинтересны частному бизнесу для целей инвестирования [2, С. 29 - 30]. В связи с этим для успешного привлечения частных инвестиций в сферу соци-

дарственно-частного партнерства, деятельность которых была бы направлена на ускоренную подготовку, запуск и управление проектами государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг.

Рассмотренные особенности следует учитывать как при подготовке и реализации проектов ГЧП в сфере социальных услуг, так и при формировании концептуальных основ государственно-частного (публично-частного) партнерства в данной области, базируясь на следующих предпосылках.

1. Социальная инфраструктура также является перспективной с точки зрения частного инвестора. В социальной сфере на базе муниципальной инфраструктуры оказываются как бесплатные, так

и платные услуги потребителям. Сегодня бесплатные услуги, а также расходы на развитие и содержание инфраструктуры, оплачиваются, в основном, за счет бюджета.

2. Практика партнерских отношений государства, предпринимательских структур и организаций третьего сектора активно смещается в сторону социальной сферы, социально значимых услуг.

3. Проекты государственно-частного партнерства в социальной сфере пользуются значительной поддержкой структур государственного управления и местного самоуправления.

4. Модернизация механизмов финансирования расходов на оказание социально значимых услуг и услуг социального обслуживания: в новых условиях финансируются не предоставляющие услуги организации и учреждения, а собственно услуги, надлежащим образом выполненные для конкретных потребителей, в рамках размещения государственного (муниципального) задания (заказа), выделенного на конкурсной основе, а также гранта.

5. Развитию практики заключения соглашений о ГЧП в сфере услуг социальной инфраструктуры способствуют новые законотворческие инициативы, связанные с решением проблем стыковки проектов с требованиями смежных отраслей законодательства, в частности, бюджетного законодательства, законодательства о конкурсных процедурах и о государственных закупках.

6. Создаются предпосылки для функционирования комплексного рынка социальных услуг. Формирование рынка социальных услуг признано как правительством Российской Федерации, так и правительствами ряда субъектов Федерации важным приоритетом проводимых на настоящем этапе в России общественных реформ, направленных на повышение качества услуг, оказываемых населению, созданию конкурентной среды. Этому будет способствовать допуск с 2013 года частных компаний к социальному обслуживанию населения (соответствующий законопроект разрабатывает Мин-здравсоцразвития);

7. Накоплен опыт реализации проектов, нацеленных на развитие отношений социального подряда и усиление роли социально ориентированных НКО и негосударственных общественных организаций в рамках государственно-частного партнерства в сфере социальных услуг.

8. На федеральном и региональном уровне идут процессы, которые становятся предпосылками развития института государственно-частного партнерства в социальной сфере.

Российская Федерация, большинство ее субъектов сформулировали свои стратегии развития на средне- и долгосрочную перспективу, значительное место в которых занимают отрасли и виды деятельности социальной сферы, механизмы государственно-частного партнерства органов власти, предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций при предоставлении социально значимых услуг и услуг социального обслуживания.

Библиографический список

1. Зайнашева З.Г. Семкина О.С. Государственно-частное партнерство в сфере предоставления социально значимых услуг // Вестник университета (ГУУ). - 2013. - № 3/

2. Зиннуров У.Г., Закирова Э.О. Институциональные механизмы государственно-частного партнерства в развитии инновационной деятельности // Уфимск. гос. авиац. техн. ун-т. - Уфа: УГАТУ, 2013. - 152 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.