Научная статья на тему 'Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Башкирском государственном медицинском университете'

Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Башкирском государственном медицинском университете Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
130
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИОРИТЕТНЫЙ НАЦИОНАЛЬНЫЙ ПРОЕКТ "ЗДОРОВЬЕ" / БАШКИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ / КАЧЕСТВО ПОДГОТОВКИ ВРАЧЕЙ ПЕРВИЧНОГО ЗВЕНА ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / PRIORITY NATIONAL HEALTH PROJECT / BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY / GENERAL PHYSICIANS / TRAINING QUALITY

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Тимербулатов В. М., Кунафин М. С.

Hассмотрены вопросы о предпосылках реформы здравоохранения; проведенной работе и планах на 2008 год по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Башкирском государственном медицинском университете; особое внимание уделено вопросам качества подготовки врачей первичного звена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PRIORITI NATIONAL HEALTH PROJECT AT THE BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY

The issues of prerequisites for the health care reforms, the work done and plans for 2008 related to the national Health project at the Bashkir State Medical University are being considered. The paper also focuses on the problem of general physicians training quality.

Текст научной работы на тему «Реализация приоритетного национального проекта «Здоровье» в Башкирском государственном медицинском университете»

К 75-ЛЕТИЮ БАШГОСМЕДУНИВЕРСИТЕТА

УДК 614.2(083.9):61:378(470.57)

© В.М. Тимербулатов, М.С. Кунафин, 2007

В.М. Тимербулатов, М.С. Кунафин РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИОРИТЕТНОГО НАЦИОНАЛЬНОГО ПРОЕКТА «ЗДОРОВЬЕ» В БАШКИРСКОМ ГОСУДАРСТВЕННОМ МЕДИЦИНСКОМ УНИВЕРСИТЕТЕ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

Нассмотрены вопросы о предпосылках реформы здравоохранения; проведенной работе и планах на 2008 год по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Башкирском государственном медицинском университете; особое внимание уделено вопросам качества подготовки врачей первичного звена.

Ключевые слова: приоритетный национальный проект «Здоровье», Башкирский государственный медицинский университет, качество подготовки врачей первичного звена здравоохранения.

V.M. Timerbulatov, M.S. Kunafin IMPLEMENTATION OF THE PRIORITI NATIONAL HEALTH PROJECT AT THE BASHKIR STATE MEDICAL UNIVERSITY

The issues of prerequisites for the health care reforms, the work done and plans for 2008 related to the national Health project at the Bashkir State Medical University are being considered. The paper also focuses on the problem of general physicians training quality.

Key words: priority national Health project, Bashkir State Medical University, general physicians, training quality.

В современных условиях экономического роста Российской Федерации главной целью социальной политики является последовательное повышение уровня и качества жизни населения, обеспечение всеобщей доступности основных социальных услуг, прежде всего качественной медицинской помощи и социального обслуживания, обеспечение занятости населения.

В Послании Президента Российской Федерации В.В.Путина Федеральному собранию (2004 г.) подчеркнуто, что «главная цель модернизации российского здравоохранения -повышение доступности и качества медицинской помощи для широких слоев населения».

Необходимость проведения реформы национальной системы здравоохранения продиктована, во-первых, значительным ухудшением основных показателей здоровья россиян, во-вторых, накопившимися проблемами в отрасли, преимущественно в первичном звене, а также недостаточным финансированием учреждений здравоохранения.

Средняя продолжительность жизни мужчин в России составляет 58 лет. Общая смертность в 2005 году в два раза превысила показатели Европы и США ив 1,5 раза в среднем по всему миру. Количество умерших в целом по стране превышает количество родившихся в 1,7 раза.

В структуре хронических болезней со-

временных подростков за период с 1995 по 2005 годы первое место стали занимать болезни органов пищеварения, удельный вес которых увеличился вдвое. В 4,5 раза увеличилась доля болезней нервной системы и психических расстройств, болезней костномышечной системы.

За последнее десятилетие частота заболеваний сердечно-сосудистой системы у школьников возросла в три раза и выявляется у каждого второго подростка.

Среди девочек до 14 лет только 6% здоровы, а у остальных имеется та или иная патология. Характерным является полисистемность поражений.

У девочек-старшеклассниц на первое место выходят хронические болезни женских половых органов, что раньше не отмечалось никогда.

В 4 раза увеличилось количество детей, страдающих аллергопатологией, гипотрофией, пищевой непереносимостью — на 40% и т.д.

Указом Президента Башкортостана М.Г. Рахимова реализация национального проекта «Здоровье» объявлена одним из важнейших направлений деятельности в республике.

Успехи практического здравоохранения зависят не только от организации медицинской службы, финансовых вложений, медикаментозного и инструментального оснащения

лечебных учреждений, но прежде всего от квалификации специалистов. Результативность и эффективность работы, направленной на достижение главной цели приоритетного национального проекта в сфере здравоохранения - повышение доступности и качества оказания медицинской помощи населению, -определяются в значительной мере кадровым потенциалом отрасли. В этой связи особую актуальность приобретают вопросы совершенствования планирования и управления системой последипломной подготовки врачей.

За прошедшие годы институт последипломного образования (ИПО) БГМУ стал кузницей врачебных кадров для медицинских учреждений Республики Башкортостан, включая работников амбулаторно-

поликлинического звена. Повышением квалификации врачей занимаются 52 доктора и 75 кандидатов медицинских наук. Остепенен-ность профессорско-преподавательского состава составляет 95,6%. Проводятся специализация, тематическое усовершенствование, переподготовка врачей и провизоров по 66 специальностям. Ежегодно обучаются более 4000 врачей Республики Башкортостан и других регионов.

Только за 2000-2005 гг. в ИПО по программе «Врач общей практики» подготовлено 216 врачей, которые получили сертификаты специалиста; всего за этот период обучено и сертифицировано 2845 врачей первичного звена, в том числе 1384 терапевта и 1461 участковый педиатр.

За 2000-2005 гг. подготовлен 3061 врач первичного звена (в регистре 2006 г. - 2084 врача первичного звена - 68,1%).

Подготовлено: 1384 участковых терапевта; 1461 участковый педиатр;216 врачей общей практики (ВОП).

Состоит в регистре по РБ: 1137 участковых терапевтов (82%); 858 участковых педиатров (58%); 89 врачей общей практики (41%).

К моменту начала реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2005 году в первичном звене осталось только 68,1% подготовленных специалистов, в том числе 82% терапевтов, 58% педиатров и 41% врачей общей практики. Причина этого явления проста - условия работы, престижность, заработная плата, наличие оснащенных рабочих мест в первичном звене не соответствовали представлениям и социальным запросам подготовленных специалистов. Можно сказать, что подобная ситуация существовала не один год и являлась причиной неукомплекто-

ванности первичного звена.

Куда уходили специалисты, судить трудно, но предположить можно: участковые терапевты стремились попасть в стационар, ведомственные ЛПУ, частные клиники, переквалифицировались в узких специалистов; участковые педиатры наиболее часто переквалифицировались в узких специалистов, работали в стационарах, на скорой помощи и т.д.; ВОП после учебы работали терапевтами и другими специалистами.

В начале 2006 года с введением доплат, оснащением первичной медицинской службы отмечалась обратная тенденция - врачи начали мигрировать на участки. Этому также способствовало сокращение многих узких специалистов и специализированных отделений на селе. Впервые за всю практику интернатуры и клинической ординатуры 40-50% молодых специалистов изъявили желание работать на участке. Отмечено, что даже некоторые руководители ЛПУ переходили в первичное звено.

Мы считаем, что основу совершенствования первичной медицинской помощи, особенно на селе, должно составлять развитие общеврачебной практики - это экономически наиболее оправданный вариант для отдаленных и малонаселенных районов, когда невозможно быстро доставить больного в стационар. С этих позиций ликвидация ФАПов - абсолютно непродуманный шаг. Необходимо превращать ФАПы в офисы ВОП.

Примером может служить Самарская область, где с внедрением службы ВОП летальность от инфаркта миокарда и инсультов снизилась в 1,5 раза без дорогостоящих программ развития сердечно-сосудистых центров; уменьшилась запущенность по острым хирургическим заболеваниям. В настоящее время нет динамики по онкозаболеваемости в стране - для этого необходима тщательная диспансеризация и профилактика. Высоки показатели летальности при дорожном травматизме, поскольку нет разработанной государственной программы по профилактике ДТП, оказанию первой медицинской помощи инспекторами ДПС, системы быстрой транспортировки пострадавших.

Учитывая все вышеперечисленное и демографические тенденции, была разработана и предложена к реализации приоритетная национальная программа «Здоровье». Разработаны новые Государственные стандарты для специалистов первичного звена (2005 г.), выплата доплат врачам была увязана с подготовкой по новым Госстандартам.

В рамках реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в Российский Федеральный регистр врачей первичного звена от Республики Башкортостан было внесено 2083 врача, в том числе 1136 участковых терапевтов, 858 участковых педиатров и 89 врачей общей практики. Их них не имели сертификатов специалиста 509 врачей.

В 2005 году ИПО было подготовлено без отрыва от производства 468 специалистов первичного звена (302 терапевта, 145 педиатров, 21 ВОП). Силами профессорско-

преподавательского состава ИПО была организована выездная работа. Обучение проведено за счет внутренних резервов ИПО БГМУ без привлечения средств федерального, республиканского и местных бюджетов РБ.

В 2006 году совместно с Минздравом РБ было запланировано обучение по дополнительной программе 690 врачей первичного звена здравоохранения, из которых 70 специалистов (30 терапевтов, 23 педиатра, 17 ВОП) обучены в счет дополнительного финансирования из Федерального агентства по контракту №1. Обучение было организовано на базе ИПО БГМУ, дополнительно проведены выездные циклы обучения в гг. Кумертау и Белорецк для участковых терапевтов и педиатров.

В 2006 году по собственному учебному плану в ИПО было подготовлено 554 врача первичного звена (230 терапевтов, 292 педиатра и 32 ВОП).

По второму контракту с Росздравом мы подготовили уже 654 специалиста первичного звена (360 терапевтов, 204 педиатра и 90 ВОП). Это самый большой контракт по национальному проекту в России по количественным показателям. Весь коллектив ИПО работал крайне напряженно и слаженно и полностью отчитался по всем показателям перед Федеральным агентством.

Всего в течение 2006 года нами подготовлено 1278 специалистов первичного звена, или 61,3% всех врачей, включеных в Федеральный регистр по Республике Башкортостан.

Если в первом полугодиии почти все врачи обучались по учебно-

производственному плану ИПО, то уже во втором полугодии исключительно по Федеральному заказу, причем пик выпуска специалистов пришелся на декабрь 2006 года.

Итоги по реализации первой части проекта «Здоровье» были подведены в мае 2006 года на Координационном совете Приволжского федерального округа в г. Оренбурге, по

итогам которого Минздравсоцразвития России в своем письме (10.07.2006 г.) отметил, что наилучшие результаты в подготовке врачей первичного звена здравоохранения достигнуты в Башкирском государственном медицинском университете, Ижевской госмеда-кадемии, Пензенском институте усовершенствования врачей.

Для информационной поддержки национального проекта в БГМУ были изданы популярные брошюры, сделаны публикации в республиканских периодических изданиях, сотрудники ИПО участвовали в теле- и радиопередачах, круглых столах, посвященных этой проблеме.

Особое внимание уделялось качеству подготовки специалистов, инновационным методам преподавания дисциплин. При подготовке врачей первичного звена реализуется концепция проблемно ориентированного обучения как педагогической стратегии, обеспечивающей полноценное овладение проблемой с глубоким, активным освоением материала реальных врачебных ситуаций при использовании элементов доказательной медицины.

В связи с тем, что в 2006 году нами подготовлено 1278 специалистов первичного звена РБ (61,3%), а в 2005 году по новым Госстандартам подготовлено 468 врачей первичного звена (22,5%), поэтому в текущем 2007 году контингент составил 332 специалиста (14,7%): участковых терапевтов - 206 (200 -подготовка - 144 часа), (6 - переподготовка -576 часов); участковых педиатров - 102 (96 -подготовка - 144 часа), (6 - переподготовка -576 часов); врачей общей практики - 24 (6 -подготовка - 144 часа), (18 - переподготовка - 864 часа).

Обучение врачей первичного звена в 2007 году проходит в соответствии с календарным планом, утвержденным Росздравом, и мы планируем в этом году полностью завершить эту важную государственной значимости работу.

В течение последних десятилетий во всем цивилизованном мире клиническая медицина перешла в новое состояние, приобрела новую идеологию и новое направление развития. Постоянно появляются новые методы диагностики и лечения, растет поток медицинской информации. Использование новых технологий требует от врачей новых знаний и навыков.

Все это требует от учреждений, занимающихся образованием медицинских работников, новых технологий обучения и новых критериев оценки качества медицинской по-

мощи.

Технический прогресс конца XX столетия привёл к принципиальному изменению возможностей медицины, сделал излечимыми ранее смертельные болезни и доступной раннюю диагностику многих заболеваний. Однако результаты медицинской помощи даже в развитых странах значительно отличаются от ожидаемых, несмотря на развитие медицинских знаний.

Использование новых эффективных и, как правило, агрессивных технологий привело к увеличению риска развития серьёзных осложнений. Например, в США от 44 тыс. до 98 тыс. человек ежегодно умирают в результате ошибок в лечении, которые можно было предотвратить.

Качество медицинской помощи — это совокупность её характеристик, удовлетворяющая потребности граждан в эффективном предупреждении и лечении заболеваний, повышении качества жизни и увеличении её продолжительности.

Индикаторы качества — это числовые показатели, используемые для оценки медицинской помощи, косвенно отражающие качество её основных составляющих (структура, процессы и результаты). Анализ индикаторов качества позволяет разработать способы улучшения качества медицинской помощи.

Примеры индикаторов качества:

1. Число поликлиник в регионе, оснащённых маммографами (в процентах от общего числа поликлиник).

2. Число пациентов, больных сахарным диабетом, у которых в течение года как минимум однократно определялся уровень плакированного гемоглобина (в процентах от общего числа пациентов).

В клинической практике для организации медицинского процесса и управления им используется ряд инструментов, среди которых наиболее известны клинические рекомендации, стандарты и планы (протоколы) ведения больных.

В качестве руководства по ведению больных используются клинические рекомендации — систематически разрабатываемые документы, содержащие сведения по профилактике, диагностике, лечению конкретных заболеваний и синдромов и помогающие врачу принимать правильные клинические решения. Клинические рекомендации разрабатываются профессиональными медицинскими обществами.

В клинических рекомендациях, основанных на доказательной медицине, методы

диагностики, профилактики, лечения ранжированы по уровням достоверности в зависимости от того, какие имеются доказательства, подтверждающие эффективность (или неэффективность) метода. Достоверность условно разделяют на 4 уровня: А, В, С, Б.

Соответствие ведения больных современным клиническим рекомендациям — главный показатель качества медицинской помощи.

План ведения больных — это документ, определяющий требования к процессу оказания медицинской помощи больному с установленным заболеванием или клиническим синдромом в конкретном лечебном учреждении. На основе плана ведения больных руководители ЛПУ могут оценивать качество медицинской помощи, сравнивать работу отдельных врачей, подразделений, внедрять дифференцированную систему оплаты труда в зависимости от качества оказанной медицинской помощи.

Стандарты медицинской помощи, действующие в РФ и утверждаемые Минздрав-соцразвития России и региональными органами управления здравоохранением, определяют рекомендуемый минимальный объём по видам медицинской помощи и сроки лечения. Эти документы используются в первую очередь для экономических расчётов.

Качество работы медицинского персонала определяется следующими характеристиками:

Профессиональная компетенция - набор необходимых знаний и способность применять их на практике.

Доступность медицинской помощи означает, что доступ к службам здравоохранения не зависит от географических, экономических, социальных, культурных, организа-циионных и языковых барьеров.

Результативность - соответствие назначенного в данных условиях лечения желаемым наилучшим результатам.

Межличностные взаимоотношения возникают между службой здравоохранения и населением, врачом и пациентом, врачом и руководством ЛПУ и значительно влияют на качество их работы.

Эффективность - это отношение затраченных ресурсов к полученным результатам, она всегда относительна и служит для сравнения альтернативных решений.

Непрерывность - пациент должен получать медицинскую помощь без задержки, перерывов и ненужных повторов в процессе диагностики и лечения.

Безопасность - сведение к минимуму риска возможных травм, инфекций, побочных результатов лечения и других нежелательных последствий оказания медицинской помощи, как для пациента, так и для медработника.

Удобство определяется комфортом, частотой визитов и наличием конфиденциальной обстановки.

Башгосмедуниверситет является поставщиком ряда эксклюзивных медицинских технологий, прежде всего это касается таких методов лечения как трансплантация стволовых клеток. Мы одними из первых в России выполнили трансплантацию мобилизованных аутологичных гемопоэтических стволовых клеток у пациентов с тяжелыми стадиями цирроза, сахарного диабета и болезни Крона. Такой способ лечения пациентов с декомпен-сированными формами хронических заболеваний может стать реальной альтернативой или служить «мостом» к трансплантации органа.

За последние 15-20 лет были изменены большинство подходов и принципов в хирургии органов брюшной полости. Это было связано с появлением миниинвазивных технологий оперирования, таких как лапароскопия и минидоступ. Причем, лапароскопическая холецистэктомия, аппендэктомия, ассистиро-ванная гемиколэктомия были выполнены в нашей республике уже в начале 90-х годов прошлого века, а в освоении минидоступных операций наша республика явилась одним из пионеров в России. И уже к 1995 году основные миниинвазивные операции были широко внедрены в клиническую практику республики. В настоящее время они занимают до 70% от всех операций, выполняемых в клиниках РБ.

От реализуемых сегодня национальных проектов и специальных программ по повышению рождаемости эффект может быть только через 15-20 лет. Но уже сегодня мы можем наблюдать некоторые улучшения ситуации в здравоохранении, в частности в 2006 году в 10 раз увеличилась выявляемость онкозаболеваний в поликлиниках, что говорит о качественных изменениях на уровне первичного звена.

Особенность непрерывного медицинского образования за рубежом - обучение не под наблюдением преподавателя, а самостоятельно.

После завершения обучения врача в ре-зидентуре (зарубежный аналог ординатуры) начинается процесс непрерывного медицинского образования, который длится всю

жизнь. Чтобы быть в курсе новых достижений медицины, врачи регулярно изучают современную медицинскую литературу, участвуют в медицинских конференциях и т.д. Больницы, лицензирующие органы, профессиональные медицинские общества требуют от врачей представления отчётов об их участии в различных видах непрерывного медицинского образования.

Основные направления совершенствования системы последипломного образования:

1. Разработка и обновление ГОСов, учебных планов и программ подготовки медицинских кадров. ГОСы третьего поколения учитывают самые современные требования, предъявляемые к качеству подготовки спе-цииалистов. На их основе будут созданы образовательные программы с учётом современных принципов непрерывного образования.

Учебные программы по дисциплинам будут соответствовать современным достижениям науки и практики, поддерживать преемственность с додипломным уровнем образования и предусматривать междисциплинарные связи.

2. В процедуре сертификации специалистов будут принимать участие представители Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития (Росздравнадзора). Разработано новое поколение тестовых заданий для проведения сертификации.

3. Сроки подготовки в ординатуре по ряду специальностей (нейрохирургия, онкология, кардиохирургия) необходимо увеличить до 3-5 лет.

4. Для подготовки высококвалифицированных кадров будут использованы и создаваемые федеральные центры высоких медицинских технологий. Они станут клиническими базами медицинских вузов.

5. Всё большее значение придаётся целевому обучению и переподготовке врачей по заявкам территориальных органов управления здравоохранением в соответствии с конкретными потребностями регионов в тех или иных специалистах.

6. Дальнейшая интеграция в единое европейское образовательное пространство.

Выводы

1. Подготовка врачей первичного звена по Федеральному заказу и по учебному плану ИПО позволяет наиболее полно реализовать приоритетный национальный проект «Здоровье» в части его кадрового обеспечения.

2. Повышение качества подготовки вра-

чей первичного звена возможно при применении адаптированных к условиям местного здравоохранения Государственных стандартов для организации обучения; внедрения инновационных методов преподавания; реализации концепции проблемно-

ориентированного обучения; обязательном участии в заключительном экзамене представителей управления здравоохранения как государственной приемке подготовленных специалистов.

3. Для оптимизации планирования и реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в 2007 году необходимо более активное участие представителей органов здравоохранения в РБ в формировании реальных государственных заказов на подготовку и переподготовку врачей первичного звена.

4. Планируемое в 2007 году создание подробной «Базы данных врачей РБ» в БГМУ позволит значительно улучшить планирование, учет и реализацию крупномасштабных программ по последипломной подготовке врачей Республики Башкортостан.

5. Задачи здравоохранения республики на 2007 год: повышение качества медицин-

ской помощи; внедрение высокотехнологичных видов медицинской помощи; снижение смертности и сверхсмертности от сердечно -сосудистых, онкологических заболеваний и травм.

В заключение можно сказать, что здравоохранение Башкортостана занимает одно из ведущих мест в России по качеству оказания медицинской помощи всем слоям населения. Немаловажную роль в этом играет Башкирский государственный медицинский университет, сотрудники которого не только занимаются подготовкой и переподготовкой медицинских кадров, но и научными изысканиями, лечебной работой, применяя в своей практике инновационные технологии.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Процессы формирования здоровья и здорового образа жизни населения отражают общие тенденции социально-экономического развития нашей республики. Проводимая университетом работа по реализации приоритетного национального проекта «Здоровье» в полной мере способствует достижению поставленной цели - повышению доступности и качества медицинской помощи населению Республики Башкортостан.

УДК 614.2.07:378.12 © А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева, 2007

А.Г. Хасанов, Х.Х. Ганцева ТРИ ЧЕТВЕРТИ ВЕКА СОЗИДАНИЯ

ГОУ ВПО «Башкирский государственный медицинский университет Росздрава», г. Уфа

В статье изложены данные о создании и развитии Башкирского медицинского института как высшего профессионального образовательного учреждения. Представлены в хронологии 75 лет данные по контингентам студентов, преподавательскому корпусу, материально-технической базе университета, развитию системы подготовки кадров на додипломном этапе высшего профессионального звена, становлению и развитию организационных систем контроля качества образования.

Ключевые слова: медицинские кадры, высшее образование подготовка кадров.

A.G. Khasanov, Kh.Kh.Gantseva THREE CREATIVE QUARTERS OF THE CENTURY

This article presents the data about the foundation and the development of the Bashkir State Medical University as a higher professional educational establishment. The daft cover the period 75 years and contain the following information: the number of students of each faculty, the teaching stuff, technical equipment of the University, improvement of undergraduate training and retraining of stuff, monitoring system development of educational quality.

Key words: medical staff, high education, personnel training.

«Учиться на прошлом может каждый.

Но сегодня этого мало.

Сегодня нужно уметь учиться на будущем».

Герман Канн

ГОУ ВПО «Башкирский государствен- развитию» был основан в 1932 г. как Башкир-

ный медицинский университет Федерального ский медицинский институт. Уже в 1932г.

агентства по здравоохранению и социальному были приняты для обучения 320 студентов, из

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.