Научная статья на тему 'Реализация принципов пространственной организации субъектов Российской Федерации в современной системе стратегического планирования с учетом факторов региональной идентичности'

Реализация принципов пространственной организации субъектов Российской Федерации в современной системе стратегического планирования с учетом факторов региональной идентичности Текст научной статьи по специальности «Социальная и экономическая география»

CC BY
162
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
управление территорией / стратегирование / планирование / приоритет / региональная система / идентичность / адаптация. / areal management / strategy development / planning / priority / regional system / identity / adaptation.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов пространственной организации субъектов Российской Федерации в современной системе стратегического планирования с учетом факторов региональной идентичности»

Юшкова Н.Г.

к. архит., доцент, Волгоградский государственный технический университет

Донцов Д.Г.

д. архит., профессор, начальник мастерской территориального планирования и экспертизы, Волгоградское

областное архитектурно-планировочное бюро

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ПРОСТРАНСТВЕННОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СУБЪЕКТОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ В СОВРЕМЕННОЙ СИСТЕМЕ СТРАТЕГИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ С УЧЕТОМ ФАКТОРОВ РЕГИОНАЛЬНОЙ ИДЕНТИЧНОСТИ

Ключевые слова: управление территорией, стратегирование, планирование, приоритет, региональная система, идентичность, адаптация.

Keywords: areal management, strategy development, planning, priority, regional system, identity, adaptation.

Во многих современных исследованиях по проблемам региональной экономики отмечается возрастание значимости пространственного аспекта их рассмотрения применительно к процессам планирования развития крупных социально-экономических систем с учетом сложившейся иерархии их организации и функционирования. Большинством исследователей подобных научных проблем не отрицается существование зависимостей пространственных проекций от содержания протекающих в них социально-экономических изменений. Однако так как их изучение является относительно новым направлением исследований и поисковых разработок, то рассматриваются, в большей степени, частные вопросы, нежели их взаимодействие с общей (стратегической) системой управления территорий. Вследствие этого страдает практика государственного управления, не получающая требуемого методологического и методического обеспечения. Это позволяет говорить о необходимости формирования системного подхода к изложению подобных вопросов1. Особенностью ситуации последнего времени в нашей стране является обособленность разработки методов и методик регионального планирования от системы государственного управления, что объясняется, в основном, инерционными тенденциями в системе управления, берущими свое начало в 1990-х годах. Вследствие смены социально-экономических формаций традиционные схемы принятия решений по планированию развития территорий различных уровней изживали себя, но выделился региональный уровень. Методологическое «размежевание» процедур стратегического планированию между разными, не зависящими друг от друга институтами государственного управления было усилено и подчеркнуто вновь принятыми законодательными актами2. Единый до этого момента (и, в принципе, неделимый) объект государственного управления - регион - оказался ведомственно-разделенным, что означало невозможность принятия скоординированных, согласованных и преемственных решений. В соответствии с этим разделением и в продолжение этой логики, разрабатываемые документы планирования утратили даже отдельные, намечающиеся, признаки синхронизации и во многом откровенно противоречили друг другу. Проблематично складывающаяся ситуация до середины 2000-х годов смягчалась предпринимаемыми усилиями в системе управления территориями.

В урегулировании потенциально возникающих противоречий большую роль сыграла Концепция перехода РФ к устойчивому пространственному развитию (1996 г.)3 и предшествующие ей документы государственного уровня не только в нашей стране, но и за ее пределами4. Разработка концепции приходилось на самые первые годы социально-экономических реформ в нашей стране, когда современный отечественный опыт управления территориями в новых, рыночных условиях, отсутствовал, и для разработки основ принятия принципиальных решений по планированию были взяты мировые образцы. В этих временных рамках концепция «устойчивого развития» предопределяла ведущие

1 Лексин В.Н. Государство и регионы. Теория и практика государственного регулирования территориального развития / В.Н. Лексин, А.Н. Швецов. - М.: Эдиториал УРРС, 2003. - 368 с.; Митькин А.Н. Развитие системы государственного стратегического планирования в России // Экономическая наука современной России. - М., 2008. - № 2 (41). - С. 55-65; Митягин С.Д. Градостроительные методы управления устойчивым развитием населенных мест и административно-территориальных образований // Промышленное и гражданское строительство. 1996. - № 1. - С. 12-15; Митягин С. Д. Пространственное планирование как фактор устойчивого развития административно-территориальных образований // Промышленное и гражданское строительство. 2003. -№ 1. - С. 8-10; Развитие российских регионов: новые теоретические и методологические подходы. - СПб.: Наука, 2006. - 618 с.

2 Градостроительный кодекс Российской Федерации: федер. закон от 7 мая 1998 г. № 73-Ф3 // Российская газета. - М., 1998. -14 мая (№ 94); Об основах градостроительства в Российской Федерации: федер. закон от 14 июля 1992 г. № 3295-1-ФЗ. -http://zakonbase.ru/content/base/1048; Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента: докл. ком. руководителей Европ. конф. министров регион. планирования (СЕМАТ), 7-8 сент. 2000 г. - М., 2002. - 31 с.

3

Концепция перехода Российской Федерации к устойчивому развитию: утв. Указом Президента РФ от 1 апр. 1996 г. № 440. -http://base.consultant.ru/ сош^1/оп1те^1.

4 Региональная политика стран ЕС / Под ред. А.В. Кузнецова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 230 с.; Смоляр И.М. Градостроительство и демократия // Градостроительство России XXI века. - М., 2001. - С. 23-31; Стратегия и проблемы устойчивого развития России в XXI веке / Под ред. А.Г. Гранберга [и др.]. - М.: Экономика, 2002. - 417 с.

стратегические императивы развития территорий и управления ими. Миссионерская роль концепции заключалась в «примирении» галопирующих процессов рыночной экономики в России и инерционно функционирующих элементов прежней экономической системы. За счет акцентирования внимания специалистов на аспектах устойчивости в процессах развития региональных систем предполагалось смягчить остроту реакции последних на интеграцию рыночных проявлений в сложившуюся систему общественно-производственных отношений, на последствия усложнения функционирования социально-экономических процессов, связанных с их слабой формализацией в пространственном выражении.

Стратегическая ориентация концепции на непрерывный прогресс в обществе с целью стабильного поступательного развития, обеспечения экономического подъема и одновременно защиты ресурсной базы рассматривалась как новый вектор государственной политики, проводимой Президентом и Правительством Российской Федерации, рассматриваемый и в пространственных проекциях. Прошедшие более двадцати лет с момента ее опубликования позволяют констатировать сохранение неопределенности в выборе способов предотвращения глобальных угроз человечеству экономического, экологического и социального характера, и снижения их негативных последствий. И как результат этой сохраняющейся актуальности поставленных вопросов, содержание процесса развития социально-экономических систем остается основным объектом региональной экономики, а обеспечение устойчивости систем относится к приоритетам государственной политики.

Правительственными и академическими структурами была в свое время (2001 г.) инициирована Национальная доктрина градостроительства России, разработанная в Российской академии архитектуры и строительных наук (РААСН). Доктрина стала документом революционным по своей направленности и программным по совокупности представленных положений. В нем впервые была обоснована необходимость для процесса планирования развития регионов координации его территориальных и социально-экономических составляющих1. Представлялось, что использование подобного подхода к раскрытию феномена устойчивости региональных систем обусловит достижение поставленных целей посредством выработки сбалансированных решений социально-экономических задач их развития и сохранения природно-ресурсного потенциала.

Строго говоря, связывать начало активного поиска способов решения проблем в системе регионального планирования только с расширением правоприменительной практики первых законодательных актов в России было бы не совсем правильно. Прогрессивный мировой опыт, такой, например, как результаты постоянно действующей Комиссии Министров регионального планирования в Европейском союзе или комиссий БАТАЯ/ОКБАМ во Франции2, является основанием для того, чтобы утверждать, что наибольший потенциал и перспективы для развития методологии страте-

3

гирования имеет региональное планирование, построенное на принципах взаимодействия стратегического и территориального планирования. «Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента»4 являются фундаментом разработки национальных стратегий устойчивого развития в разных странах мира, поэтому термин «пространственное развитие» регионов используется по умолчанию, а детали его содержания не раскрываются.

Из понимания устойчивого развития как процесса гармонизированного развития общества и природной среды, не нарушающего равновесия интересов настоящего и будущих поколений, следует, что в нем синтезируются проявления двух типов: обеспечивающих сохранение и основанных на изменениях, иными словами, постоянное воспроизводство процессов развития на инновационной основе. Практика стратегического управления территорией также складывалась по принципу соотнесенности любых происходящих в обществе социально-экономических реформационных процессов с признаками и характеристиками устойчивого развития, что подразумевает обязательность наличия пространственного контекста.

Выявление пространственных свойств, характеристик и тенденций развития региональных систем становятся ведущим направлением государственной политики на новом этапе ее формирования (2005-2010 гг.), что вызвано последовательностью процесса разработки законодательных инициатив, в совокупности образующих компоненты институциональной среды государственного управления территорией. В их числе: Концепция стратегии социально-экономического развития регионов РФ (в редакциях 2005, 2008, 2010 гг.)5, Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ на период до 2020 г., Стратегия-2020 (2008 г.)6, Концепции совершенствования региональной политики в РФ (2009 г.)7, Концепции государственной политики регионального развития Российской Феде-

1 Фатеев В. С. Региональная политика: теория и практика. - Минск: ЕГУ, 2004. - 480 с.

2 Юшкова Н. Г. Градостроительное развитие территории: проблемы пространственной политики и государственное регулирование // Вестник Волгоградского государственного архитектурно-строительного университета. Серия «Строительство и архитектура». 2009. - Вып. 14 (34). - С. 196-202.

Юшкова Н.Г. Стратегия и тактика управления региональными изменениями: современный опыт, проблемы и особенности оценки (монография). - М.: ИД «Экономическая газета», 2016. - 200 с.

4 Основополагающие принципы устойчивого пространственного развития Европейского континента / пер. К. К. Ананичев // Доклад комитета руководителей Европейской Конференции Министров регионального планирования (СЕМАТ), 7-8 сентября 2000 г. - М., 2002. - 26 с. - http://www.coe.int/t/dgap/localdemocracy/cemat/VersionPrincipes/Russe.pdf; Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации: проект М-ва регион. развития Рос. Федерации от 2010 г. - http:// www.komfed.ru/section_42/475.htm

5 Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: проект М-ва регион. развития Рос. Федерации от 2005 г. -http://www.gosbook.ru/node/48488

6 Концепция долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года: (утв. распоряжением Правительства РФ от 17 нояб. 2008 г. № 1662-р). - http:// base.garant.ru/194365/

7

Концепция совершенствования региональной политики в Российской Федерации: проект М-ва регион. развития Рос. Федерации от 2010 г. - http:// www.komfed.ru/section_42/475.htm

рации на период до 2025 года (2017 г.)1. Их появление совпадает во времени в России с переоценкой значимости про-

2

странственных аспектов региональных систем , концентрированно представленных в концепциях равномерного и поляризованного развития. С принятием новых институциональных факторов развития региональных систем неизбежна постановка вопроса об оценке целесообразности применения принципа многополярности на территории страны, его потенциала при реализации инновационных форм и способов формировать новые конструкции социально-экономического пространства.

Региональные системы представляют собой самостоятельные и одновременно взаимосвязанные субъекты. Они базируются на единстве направленности социально-экономического развития, но в то же время они различаются имеющимся потенциалом и индивидуальностью форм ее пространственного отображения. Такая индивидуальная реакция региональных систем, выражаемая, в частности, в формировании приоритетов пространственно-стратегического планирования, может быть представлена как характерное проявление региональной идентичности.

Идентичность, в свою очередь фиксируется в целом ряде количественных и качественных (типологических) характеристик. Они включают в себя:

- величину и конфигурацию объектов, обеспечивающих социально-экономическое развитие регионов;

- способы и приемы установления связей между ними, порождающие зависимости их последующей трансформации;

- степень их пространственной концентрации в пределах конкретной территории;

- динамику образования производных элементов или, напротив усиления тенденции автономного функционирования;

- содержание процессов социально-экономического развития, дифференцированных по принципу приращения дополнительных функций к основным технологическим процессам.

Подобный подход к обоснованию развития региональных систем способствует эволюции концептуальных положений устойчивого развития. С другой стороны, как необходимость освещения государственных задач инновационного развития необходимым стало обоснование стратегических приоритетов реструктуризации экономического пространства в региональном аспекте. В последующем, основополагающие принципы устойчивого развития региональных систем стали приниматься как базовые, практически безусловные для всех, без исключения, стратегических разработок3. Утверждение Стратегии-2020 привело не только к тому, что повышалась значимость фактора устойчивости в процессах регионального развития, но и к тому, что выявлялись новые факторы — формирования инновационной экономики. Этот концептуальный переход, и без того непростой, претерпевает дополнительные обременения вследствие сложности его обоснования в рамках пространственного подхода. Имеется в виду степень сопоставимости (соизмеримости) социально-экономических и территориальных факторов развития региональных систем с позиций взаимодействия принципов устойчивого развития и инновационного развития. Немаловажное значение при этом имеет вопрос установления способов их взаимодействия, если таковые вообще возможны.

Признание на государственном уровне целей инновационного развития региональных систем получает постоянное подтверждение. Это влечет за собой закономерное эволюционирование процессов устойчивого развития, вызывает необходимость обновления в соответствии с ними методологических основ региональной политики, а также расширения границ и выявление новых аспектов стратегирования с учетом действия новых факторов. Среди них выделяются ранжирование регионов, необходимость поиска эффективных персонифицированных механизмов реализации государственной политики, установление зависимости процессов устойчивого (инновационного) развития от роли государства, а также от степени его вмешательства эти процессы. С одной стороны, формирование и обновление институциональной среды предопределяет рамки и форматы отправных положений формирования инновационной экономики. С другой стороны, новые установки должны сосуществовать с классическими принципами государственного управления, логически развивать положения действующих законодательных и нормативно-правовых документов. Одной из ее наиболее важных концептуальных позиций является выполнение требований адаптации экономических систем к восприятию вызовов инновационного развития. При подобной расстановке акцентов научная гипотеза определяется в следующем виде: стадийность трансформационных изменений региональных систем находится в зависимости от приоритетов стратегирования их пространственного развития. Именно эти составляющие регионального развития, вследствие усложнения процессов в региональных системах и условий их функционирования, неравномерности и неоднозначности принятия ими инновационных импульсов, находятся в конкурентных отношениях за доминантную роль.

Необходимость решения данных проблем сформировалась в отдельные требования, адресованные уполномоченным органам государственного управления. Обязательность их принятия и выполнения всеми субъектами хозяйственной деятельности не ставится под сомнение. В этом контексте впервые была представлена проблема изменяемости параметров функционирования и развития региональных систем в процессе реализации инновационных принципов, а также их обоснования посредством сочетания социально-экономических и территориальных компонентов. Зависимость управленческой деятельности от концептуальных и законодательных инициатив государственной власти очевидна. При всей общности процессного устройства деятельности субъектов РФ, в понимании и артикуляции стратеги-

1 Основы государственной политики регионального развития Российской Федерации на период до 2025 года: (утв. Указом Президента РФ от 16 янв. 2017 г. № 13). - http:// base.garant.ru/71587690/

2 Юшкова Н.Г. Инфраструктура социально-экономического пространства региона и процессы инновационного развития территории (на примере Волгоградской области) // Экономические исследования. 2012. - Апрель. - www.erce.ru

3

Концепция Стратегии социально-экономического развития регионов Российской Федерации: проект М-ва регион. развития Рос. Федерации от 2005 г. - http://www.gosbook.ru/node/48488

ческих императивов они существенно различаются, интерпретируя их с неодинаковой активностью и степенью точности. Императивы определяют вектор формирования и развития системы государственного управления, обеспечивая возможность осуществления стратегических инициатив в тактике управленческих решений, которые до настоящего времени не обеспечили формирование целостной и адекватной новым задачам развития субъектов Федерации системы регионального планирования (рис. 1).

Рисунок 1.

Примеры типологического разнообразия и иерархии приоритетов стратегического планирования пространственного развития субъекта Российской Федерации применительно к территории

Волгоградской области

Важность теоретических исследований пространственно-стратегического управления и планирования определяется необходимостью исполнения федерального закона РФ 2014 года1», указывающего на обязательность рассмотрения проектов социально-экономического развития с привязкой к территории, закрепленную ст. 11 указанного выше Закона РФ. Включение в состав документов стратегического планирования схем территориального планирования РФ субъектов РФ, а также муниципальных образований, закрепляет необходимость пространственной привязки долгосрочных программ социально-экономического развития не только к объемам финансирования, срокам исполнения, но и к территории, на которой планируется их реализация. Не требует доказательств утверждение о том, что реализация программ социально-экономического развития должна и может осуществляться только на заселенных территориях. Вопросы, опирающиеся на это очевидное утверждение, зачастую ставят перед разработчиками стратегических планов развития достаточно серьезные проблемы, которые не проработаны в отечественной и мировой науке. Этим обосновывается закономерность формирования и укрепления новых принципов проявления пространственно-стратегического аспекта в региональном планировании2. Имеется в виду наличие новых пространственных стандартов, закрепляющей в системе регионального планирования прогрессивные, инновационные, решения государственной региональной политики, увязывающей социально-экономические и территориально-пространственные аспекты развития регионов.

Управляемость сформированной на новых принципах системы обеспечивается соответствием пространственных (геометрических) показателей изменяемости территории (количественных и качественных характеристик) внешним условиям благодаря использованию адаптивных механизмов, позволяющих сохранять и при необходимости усиливать требуемое (заданное) состояние. Исходя из этого, корректируются цели и задачи планирования. Они актуализируют потребности в моделировании стратегий сбалансированного с социально-экономическим развитием региона ее территориальной организации, выражающей структурные и (или) инфраструктурные принципы регионального развития как ключевого объекта геополитики современной России (рис. 2).

Комплекс характеристик современной институциональной среды обусловливает целесообразность выявление нового эволюционного этапа формирования системы пространственно-стратегического планирования. С точки зрения авторов, оптимальным в настоящее время представляется ее описание с позиций установления взаимодействия социально-экономического и территориального направлений и подвидов планирования. Используя данный принцип, можно выделить три характерные направления стратегирования: встраивание территориального подвида в социально-экономический подвид; соподчиненность установленных подвидов с акцентированием на достижимости максимальной результативности государственного управления на региональном уровне; интеграция. Именно такими, адаптированными к существующей ситуации и аргументированными комплексом имеющихся предпосылок к развитию, представляются наиболее вероятные направления совершенствования методологии регионального планирования. Обоснование этих направлений обусловливает необходимость детального исследования процесса планирования региональных систем. Реалистичность использования такого подхода подтверждается общей направленностью государственной политики, требующей интеграционного взаимодействия всех сфер, задействованных в процессах пространственного развития территории, а также специальные документы, регламентирующие порядок регулирования этих процессов. В связи с этим повышается актуальность результатов исследований, предлагающих научно обоснованные подходы к пространственной привязке планов и программ социально-экономического развития субъектов РФ и муниципальных образований, а также принципы формирования стратегических идей развития с учетом комплекса территориальных особенностей. Как следствие выявленной в работе пространственной компоненты стратегического управления территорией, вызывающей реструктуризацию задач планирования и усиление управляющей роли документов планирования, обосновывается необходимость типологического описания новых способов формообразования новых целевых функций, приводящих к изменению содержания государственного участия в процессах регионального развития.3

Инновационный вектор современной государственной политики развития субъектов Российской Федерации определяет стратегическую направленность совершенствования механизма регионального управления. Этот механизм не создается однажды и навсегда, он постоянно находится в развитии. Динамика этого процесса во многом зависит как от силы и способа воздействия как внешних, так и внутренних факторов и от состояния самой региональной системы, ее способности к сохранению базовых характеристик и приобретению новых свойств, для описания которой может быть использована категория «региональная идентичность». Региональные системы, с этих позиций, могут различаться кардинально, чем и обеспечивается неравномерность социально-экономического пространства страны, наряду с прочими признаками. Несмотря на это, для фиксации региональных изменений в региональных системах (отклонений от стандартов) постоянно возникает необходимость в определении типологии этих процессов. Данная потребность связана, прежде всего, с выработкой единства методологии управления изменениями и прогнозирования перспективных состояний систем.

1 О стратегическом планировании в Российской Федерации» от 28 июня 2014 г. № 172-ФЗ. - http://www.rg.ru/ 2014/07/03/strategia-dok.html

2 Региональная политика стран ЕС / Под ред. А.В. Кузнецова. - М.: ИМЭМО РАН, 2009. - 230 с.; Yushkova N. Restructuring of regional long-term planning principles: adaptation or strategic choice // Technology audit and production reserves. 2014. - N 4/2 (18). -P. 45-50.

3 Донцов, Д.Г. Градостроительное регулирование рационального использования территории / Д.Г. Донцов, Н.Г. Юшкова. -Волгоград: Изд-во ВолгГАСУ, 2007. - 184 с.

Рисунок 2.

Принципиальная схема формирования системы пространственно-стратегического планирования развития региональной системы уровня субъекта Российской Федерации в рамках современной

институциональной среды

Региональная идентичность понимается авторами как один из вероятных способов решения проблемы, выявленной и раскрытых в рамках данной работы. Ее основным проявлением является противоречие между исходным описанием императивных посылов государственной политики в аспекте развития региональных систем и формами их проецирования на конкретную ситуацию. В этом отношении, региональная идентичность имеет двоякое значение: с одной стороны, это — характерный стимулирующий фактор пространственного развития, а, с другой стороны, это — фактор сдерживания персонифицированных признаков региональных систем. Как показывает практика регионального

управления, подобная двойственность, находит отражение в стратегиях развития регионов, в число которых входят и долгосрочные региональные планы социально-экономического, и территориального развития. Синхронизация этих положений - достаточно редкое явление, но вероятность ее достижения существует, особенно в случаях, когда органы государственной власти осуществляют стратегирование на системных принципах.

Отправные положения перспективных пространственных изменений региональных систем развёрнуто представлены в последовательно разрабатываемых программных документах Президента и Правительства Российской Федерации. Благодаря предельности четкости и лаконичности заданных институциональных форматов изменений территории, обосновывается и регламентируется разработка комплекса мер и средств, наиболее действенная, вне зависимости от разнообразия условий региональной экономики. При решении постоянно существующих, актуальных, проблем развития территории или ежедневно возникающих текущих задач органы государственного управления обращаются к содержанию этих концептуальных и стратегических документов. Соотнесение гипотетических предположений с реальной оценкой ситуации положений является обязательным условием реализации современных моделей пространственного развития региональных систем. Органы власти в субъектах Российской Федерации уже не могут ограничиться простой констатацией фактов осуществления незапланированных изменений. Они вынуждены вырабатывать такие методы управления территорией, чтобы обеспечивать ее адаптацию к управляющим воздействиям с тем, чтобы не нарушать устойчивого функционирования региональных систем. При установлении наиболее вероятностной картины пространственного развития ее островное позиционирование ограничивает возможности государственного управления в аспекте данных вопросов рассмотрения. Достижение максимально высокой социально-экономической отдачи от применяемых методов, способов и инструментов управления территорией неотъемлемо от соизмерения ведущих приоритетов государственной политики с конкретными результатами их реализации, а также с комплексной оценкой возможных последствий. На основании вышеизложенного можно сделать вывод о том, что основным требованием, предъявляемым к формирующейся системе государственного управления территорией, является ее адаптивность, отражающая потенциал региональной системы в пространственном аспекте.

Качественно новым для современной методологии регионального управления является обусловленность пространственного развития региональных систем: институциональными требованиями и ограничениями; существующими закономерностями формирования территории; степенью преемственности форм их проявления и образуемых новых связей. Это приводит к необходимости концептуального обоснования моделей пространственного развития региональных систем (рис. 3). При этом необходимо различать причины их обновления и реально существующие последствия. С этих позиций, устойчивое состояние представляет собой комплекс установочных позиций, а инновационное развитие — способ протекания процессов развития, в их динамике, что подтверждает их синонимичность, по сути. Существующие гипотетически различные варианты следования государственным ориентирам в развитии региона не всегда согласуются с практикой, поскольку еще не выработано достаточного количества эффективных моделей, а их состоятельность исследована не в полной мере. Полученные в ходе исследования доказательства перспективного пути развития региональных систем на основе инфраструктурной модели подтверждают известную закономерность структурирования системы. В рамках реализации данной модели способы государственного управления территорией получают, таким образом, максимально соответствующую требованиям и ресурсам пространственную форму. В свою очередь, феноменологическая природа инфраструктурной модели регионального развития не может оставить без изменения действующие функции государственного управления, и, соответственно, регионального планирования.

Планирование социально-экономического развития и территориального развития способно отражать малейшие колебания в региональных системах, возникающие вследствие изменяющейся политики регионального развития. Выделяя в качестве одного из основных объектов планирования субрегиональную подсистему, неотделимую от реализации инфраструктурными принципами, надо предполагать, что возникают наряду с традиционными объектами региональной экономики объекты «новой экономики». Образуемые объекты регионального планирования вызывают необходимость их ранжирования как предопределяющего перспективные процессы трансформации региональных систем в их территориальной принадлежности. Социально-экономические процессы могут фиксироваться посредством формирования, например, зон и узлов опережающего экономического роста. Установленная зависимость приводит к их отражению в региональных системах за счет переоценки действующих неритуальных процессов и связей, используя для этого совокупность методов проведения обосновывающих и сопроводительных инженерно-технических разработок, обеспечивающих реальное воспроизведение институциональных норм в конкретные объекты социально-экономического пространства, обязывая тем самым реагировать на это существующую систему регионального планирования.

В зависимости от того, насколько существенными являются эти отличия, ставится вопрос о степени формальности применения стандартных управленческих приемов, ограничиваться которыми, как правило, не представляется возможным.

Как следствие этого ожидается упорядочение состава и содержания разнохарактерных действующих стратегий социально-экономического развития и схем территориального развития в направлении максимально полного учета закономерностей пространственного развития региональных систем как позволяющие адаптировать их к вектораль-ным воздействиям государственного управления. Таким образом, при выборе способов преодоления существующих противоречий в развитии региональных систем авторы исследования обосновывают целесообразность учета концептуальных требований и институциональных ограничений и последующей адаптации к конкретной региональной ситуации с формированием персонифицированного набора элементов инфраструктурной модели. В качестве приоритетного способа выделено сценарное направление развития принципов регионального стратегирования. В идеале, оно способно приводить к согласованности действий публичной власти, направленных на реализацию целей устойчивого

сбалансированного развития региональных систем посредством установления интегративных взаимодействий социально-экономических и территориальных составляющих его стратегического планирования.

Рисунок 3.

Реализация принципов пространственного стратегирования на основе установление институциональных взаимосвязей положений региональной политики на различных уровнях

государственного управления территорией

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.