Научная статья на тему 'Реализация принципов исламского государства в современной исламской республике Иран'

Реализация принципов исламского государства в современной исламской республике Иран Текст научной статьи по специальности «Философия, этика, религиоведение»

CC BY
230
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИНЦИПЫ ИСЛАМСКОГО ГОСУДАРСТВА / PRINCIPLES OF AN ISLAMIC STATE / ИРАН / IRAN

Аннотация научной статьи по философии, этике, религиоведению, автор научной работы — Усманов Р.Х.

В статье рассматривается проблемы реализации принципов исламского государства в современном Иране.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the principles of an Islamic state in modern Iran

The paper considers the problem of implementing the principles of an Islamic state in modern Iran.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов исламского государства в современной исламской республике Иран»

Р.Х. УСМАНОВ доктор политических наук, профессор Астраханского государственного университета

Реализация принципов исламского государства в современной Исламской республике Иран

Известный богослов средневековья имам аль-Газали рассматривал ислам и государство как взаимосвязанные и взаимозависимые явления, считал первое самым мощным орудием управления вторым и удержания народа в повиновении. Государь, по его словам, нуждается в религии, через которую он может воздействовать на массы. Отсюда богословским законоведам отводилась роль учителей правителей и посредников между простолюдинами и правящим классом. Аль-Газали писал: «Религия и государство - близнецы!... религия основа, и государь охраняет ее». «Государь необходим для «поддержания» порядка в мире, а порядок в мире необходим для (поддержания) порядка в религии»1, - утверждал аль-Газали. По его мнению, общество и государство не могут существовать без идеологии. А сомой подходящей идеологией, по его мнению, является религия.

Так как Коран является «важнейшим руководством для материальной и духовной жизни людей вплоть до страшного суда»2, а «малейшее отклонение от него есть начало упадка религии,

о

исламских норм и крушение божественной справедливости»3, то трудно себе представить, что полная реализация всех регламентирующих позиций возможна в неисламском как социальном, так и политическом окружении. Следовательно, главная задача, стоящая перед мусульманским миром - объединение всей людской семьи для того, чтобы привести «человечество в состояние, которое оно достичь, спасти этого носителя божественных качеств от сатаны и деспотических правителей, установить справедливость в мире и передать власть в руки безгрешных духовных правителей, чтобы те передали ее достойным людям»1. Ведь Ислам и исламское правление, считает он, положат конец несправедливости и жестокости, всем порокам и разложению помогут людям достичь желаемого совершенства.

Он настаивал на том, что бы никакой закон помимо божественного не имел силу в исламской республике. Необходимо отметить, что эта идея нашла отражение в конституции Исламской Республике Иран.

Согласно 82 статье конституции Ирана президент республики дает присягу: «Перед лицом народа Ирана клянусь всемогущему Богу и священному Корану, что буду защитником конституции и официальной религии страны».

В современной как теологической, так и научной литературе выделяются следующие основные характеристиками исламского государства:

- ислам - это единая религия, с помощью которой Аллах пожелал связать людей, не оставив в стороне никакую часть света. Ислам никогда не был призывом к одним лишь арабам, к одному лишь арабскому единству; он никогда не был исключительно арабской религией. Ислам не отдает предпочтение одной общине перед другой, одному языку, региону, эпохе или поколению перед другими. Возвышение ислама было необходимо для того, чтобы утвердить главную истину над другими истинами этого мира.

- ни один человек, класс, ни одна группа, ни даже все население государства в целом не может притязать на верховенство: единственно Бог - подлинный властитель; все остальные — всего лишь Его подданные;

- Бог - истинный законодатель и истинная власть безусловного законодательства, коим он облечен. Верующие не могут ни прибегать к совершенно самостоятельному законодательству, ни изменять любой закон, низведенный Богом, даже если желание осуществить такое законодательство или внести изменения в божественные законы будет единодушным;

- исламское государство должно быть во всех отношениях основано на законе, низведенном Богом через его Пророка. Правительство, которое управляет таким государством, будет обязывать народ к повиновению в своем качестве политического органа, созданного для того, чтобы претворять в жизнь законы Божьи, - но лишь в той степени, в какой оно будет действовать в этом качестве. Если правительство пренебрежет законом, ниспосланным Богом, его распоряжения не будут для верующих обязывающими;

- исламское государство не является ни деспотическим, ни диктаторским, т. е. играющим жизнями своего народа, повинуясь прихотям деспотов или диктаторов. Диктаторские правительства устраивают массовые убийства своих противников и вознаграждают

любимчиков. Исламскому государству не свойственна парламентская форма правления, когда народ избирает из своей среды группу, которая вводит в действие законы и навязывает их народу; но исламское государство не связано и с президентской формой правления, когда народ избирает президента, который вместе с другими своими коллегами разрабатывает законы и навязывает их народу. Если искать правильное обозначение Исламского государства, то лучшим из известных ярлыков было бы «правление Закона», и закон этот не принят человеком или же группой людей, но создан их творцом. Этот закон в равной мере применим к главе государства, к членам парламента, к исполнительной власти, к судебной власти и к народу.

Основатель и лидер партии «Джамаат-и Ислам» в Пакистане Абдул Ала Маудуди является признанным автором разработки в современных условиях концепции «исламского государства». Он считает:

1)Верховная власть в исламском государстве принадлежит Богу, правительство выполняет функцию заместителя (хила-фа) Бога на Земле.

2)шариат есть основной закон страны.

3)Действующее законодательство не должно противоречить шариату.

4)Государство не должно преступать «границы», установленные исламом.

Шейх Хасан аль-Банна, будучи идеологом и основателем «Ассоциации братьев-мусульман», разработал концепцию «возвращения к истинному первоначальному исламу», является автором основных положений «исламского порядка», «исламского государства», «национализма ислама». В основе учения аль-Банны лежит принцип так называемого надклассового единства мусульманской общины и противопоставление ее немусульманам. При этом надклассовость уммы в его понимании не сводилась к тому, что, будучи членами общины, правоверные мусульмане не признают других делений на какие-либо партии, классы, группировки. Они -братья по вере, равны между собой1.

В своей книге «Исламское правительство» Хомейни пишет о том, что основополагающий принцип исламского государства

- приверженность религиозной, а не светской политической системе, поскольку последнее есть «творение Сатаны». По форме это государство конституционно, но не в обычном понимании, не как

парламентская система. «Оно конституционно скорее в том смысле, что те, кто находится у власти, связаны совокупностью принципов, выраженных в Коране, а также традициями пророка Мухаммеда»1.

Качественное отличие такого государства заключается в том, что «не представители народа или короля. делают законы; подлинный

о

авторитет в вопросах законодательства - только Бог»2.

Разница между мусульманским, республиканским правительством, конституционной монархией, по мнению Рухоллы Мусави Хомейни, заключается в том, что при второй и третьей формах правления представитель народа или монарх берет на себя функции издания законов, в то время как по исламу законодательная власть принадлежит лишь Аллаху.

Для руководства исламской страной, по убеждению Аятоллы Хомейни, необходимы следующие условия: правитель должен знать мусульманское право и уметь вершить правосудие.

В соответствии с духом и традицией ислама Хомейни считает, что религию нельзя отделить о государства. Духовенство должно контролировать власть и государство, следить за духовной и религиозной жизнью общества. Более того, раз всевышний не возложил ни на одно конкретное лицо обязанности формирования правительства в отсутствии скрытого имама, исполнительная власть, согласно Хомейни, означает волю Аллаха «увековечить добродетели, характеризовавшие исламские правительства, вплоть до царствования 12-го имама». Подобного рода добродетели присущи теологам, обладающим знанием законов божьих, а потому способным, «объединившись, обеспечить торжество всеобщей справедливости». Более того, Хомейни допускал, что все высшие добродетели могут быть сосредоточены в одном человеке (богослове) и тогда народ «обязан будет оказывать ему беспрекословное повиновение»1.

Фактически все эти положения нашли свое воплощение в конституции Ирана. Согласно статье 5 конституции «в эпоху отсутствия скрытого имама управление делами и руководство мусульманской общиной в Исламской Республике Иран лежит на том факифе - справедливом, благочестивом, преосвященном в соответствии с требованиями времени, смелом и мудром, - которого большинство народа признает и приемлет как своего руководителя»2.

Охватившие после революции американский истеблишмент опасения, что грядущая смена власти в Иране приведет к руководству правительство, которое «будет непоправимо антиамериканским или

о

неизбежно просоветским»3, оказались неоправданными.

Планировавшийся «исламский образ правления», по мнению Хомейни, не мог иметь ничего общего ни с капитализмом, «чьи бесчисленные несправедливости делают обездоленными народные массы, находящиеся под его гнетом», ни с социализмом и марксизмом-ленинизмом, которые выступают «против частной собственности, за обобществление». Шиитский имам писал: «Ислам не приемлет... обобществление женщин, гомосексуализм, диктатуру и подавляющую деспотию. Ислам проявляет умеренность в подходе к собственности, уважает ее только в том случае, если она появляется по праву. Тогда и экономика будет здоровой, и будет осуществляться социальная справедливость, без чего невозможно ни одно здоровое общество»1.

По мнению Хомейни и его единомышленников, экономический строй исламской республики должен базироваться на основе государственного, кооперативного и частного секторов. При этом частная собственность должна быть ограничена в соответствии с «исламскими принципами», не позволяющими сосредоточивать капиталы и средства производства в руках отдельных лиц или семей. В исламском государстве, обеспечивающим равенство людей перед Аллахом, состоятельные граждане, воспитанные в духе исламских норм поведения, не будут злоупотреблять своим капиталом, знанием и политической властью, поскольку должны будут руководствоваться «добрыми чувствами». Исламская «теология труда», объявлявшая труд священной обязанностью мусульман, не рассматривала его в качестве основного регулятора справедливого распределения общественного продукта. Концепцией так называемой тоухидной «исламской экономики» равно признавались не вступавшие в противоречие друг с другом распределение «по труду» и распределение «по предпочтению». Суть этого механизма была заложена в известной формуле: «производство по способностям -потребление по благочестию». Материальное неравенство граждан сохранялось, но должно было сглаживаться путем расширения «исламской налоговой системы», а именно - закята.

Основной проблемой для Ирана стал вопрос не о радикальной реорганизации экономики, а о степени государственного контроля и планирования (экономическое развитие страны осуществлялось в экстраординарных условиях постреволюционного периода войны с Ираком с 1980 по 1988 гг.). Собственно говоря, разногласия в высших эшелонах власти по этому поводу отражали противоборство в среде самой иранской буржуазии. Выход из кризисной ситуации,

обострившейся в 1987 г., был найден в создании Совета по принятию решений, целесообразных для исламского строя, задачей которого стало улаживание разногласий между парламентом, правительством и Наблюдательным советом. При этом исламское правление, как одно из главных предписаний ислама, получило приоритет над другими предписаниями, даже молитвой, постом и хаджем, и обрело право расторгнуть любое соответствующее шариату соглашение, если оно будет противоречить интересам государства или ислама. Поставив во главу угла понятие «целесообразности» (букв, «интереса» -маслахат), аятолла Хомейни не только укрепил власть рахбара, но и снял любые исламские ограничения, касающиеся действий государства, примирив религиозно-идеологическую норму и рациональность.

Принцип интереса, или целесообразность, сделал шиитских аятолл одновременно фундаменталистами и модернистами. Необходимость преодоления послевоенного упадка заставила бывшего президента А. А. Хашеми-Рафсанджани (1989-1997) выступить за экономическую либерализацию и расширение экономических и политических свобод. Свидетельством увеличения экономического потенциала явился рост ВВП среднегодовыми темпами, равными 4,5-5% (2002-2003 гг. - 7%), хотя этого, как считает известный ирановед А. 3. Арабаджян, недостаточно для превращения Ирана в промышленно развитую по среднемировым меркам страну1. В целом специалисты полагают, что, поскольку Ирану, стране с открытой экономикой, высокой долей внешней торговли в ВВП, капиталоемкими ведущими отраслями промышленности -нефтяной, нефтехимической, металлургией, энергетикой, с очень молодым населением, постоянно нуждающемся в новых рабочих местах, требуются крупные инвестиции и современные технологии, которые могут предоставить только высокоразвитые страны, логика его экономического развития при любом режиме обусловит продолжение модернизации и либерализации режима.

Коль скоро в исламском государстве господствуют положения Корана, фикха и шариата, то управлять страной и следить за их соблюдением должны лишь те, кто «профессионально» занимается их трактовкой, а именно - духовные лица. Все они, от мулл до айатолл, обязаны, следуя примеру Пророка, активно участвовать в политической жизни исламского государства. Руководящая роль служителей ислама может осуществляться и напрямую, и через такие государственные институты, как парламент и правительство.

В преамбуле конституции Исламской Республики Иран записано, что она создана «на основе исламских установлений» и что исламское правление в Иране будет основываться на принципе «Велаяте факих»

— правлении авторитетного шиитского правоведа, в соответствии с которым провозглашается не только ведущая роль факиха (исламского правоведа)/рахбара (главы государства) в определении политической линии государства, но и верховенство ислама во всех государственных структурах и ветвях власти: исламских советах; органах местною самоуправления; Наблюдательном совете — главном контрольном органе, рассматривающем все принимаемые парламентом законы на предмет их соответствия исламским канонам; в Совете экспертов, состоявшем из представителей духовенства, в функции которого входят выборы главы государства — рахбара и предварительный отбор кандидатов в депутаты парламента страны, а также в шариатских судах, имеющих монополию на отправление правосудия (ст. 4 конституции ИРИ). Заключение по поводу соответствия исламским нормам выносится факифими Совета по охране конституции и исламских норм1.

Соответственно этим представлениям республиканские выборные органы власти — президент и парламент — получили вышестоящих «теократических двойников», формируемых без участия избирателей,

— Верховное религиозно-политическое руководство (рахбар) и Наблюдательный совет. Преемственность высшей власти должно было обеспечить Собрание экспертов, наделенное правом выбора нового духовного руководителя или Руководящего совета. Затем в Иране был создан новый государственный аппарат, в котором главенствующее место занимают представители высшего шиитского духовенства. В системе судопроизводства духовенство играет решающую роль. Деятельность высшей законодательной власти — меджлиса — контролируется на предмет соответствия исламским нормам Наблюдательным советом, главное место в котором занимают шесть авторитетных исламских правоведов. Работа исполнительной власти контролируется рахбаром. Такая политическая система является автохтонной, так как, по мнению С. Б. Дружиловского, позволяет фактически обойти необходимость создания партийной системы в современном государственном устройстве2.

Необходимо отметить, что победившая в конечном счете концепция исламского государства, разработанная Хомейни и его единомышленниками, не была вполне традиционной, хотя опиралась

на идеи фундаментализма и на морально-этические догматы Корана. Новым словом в ней была идея прямого участия шиитских лидеров в управлении государством. Сам Хомейни не занял никаких официальных постов, но был признан всеми в качестве рахбара («руководителя») Исламской Республики Иран. Победа выдвинутой Хомейни концепции развития страны была достигнута не только потому, что основная масса населения отдала ей большие симпатии, чем либеральным воззрениям других религиозных или светских авторитетов, а потому, что айатолла Хомейни, как харизматический лидер, был самым бескомпромиссным оппонентом Мохаммеда Реза Пехлеви, а также наиболее последовательным противником иностранного вмешательства и западного культурного влияния.

В преамбуле к первой Конституции Исламской Республики Иран, которая законодательно подтвердила религиозный характер государства и проводимых в нем преобразований, говорилось, что внешнеполитическая доктрина государства «создает почву для продолжения исламской революции как внутри страны, так и за ее пределами, стремится расширить международные связи с другими исламскими и народными движениями, чтобы расчистить пути к созданию единой всемирной исламской общности». В Статье 19 было продекларировано равное право «населения Ирана, к какой бы народности и племени оно ни принадлежало. Цвет кожи, расовая принадлежность, язык и другие подобные отличия не могут служить поводом для получения привилегий». Статья 20 признавала права мусульман только «на основе соблюдения положений ислама». Согласно Статье 13, в стране гарантировалось свободное исполнение религиозных обрядов, осуществляемых «в рамках закона», и соблюдение обычаев зороастрийцами, иудеями и христианами. Статья 14 обязывала мусульман доброжелательно относиться к представителям всех конфессий (кроме ответвления бехаитов) и уважать их человеческие права1.

Усманов Р.Х. Реализация принципов исламского государства в современной Исламской республике Иран. В статье рассматривается проблемы реализации принципов исламского государства в современном Иране.

Ключевые слова: принципы исламского государства, Иран.

Usmanov R. Implementation of the principles of an Islamic state in modern Iran. The paper considers the problem of implementing the principles of an Islamic state in modern Iran.

Key words: principles of an Islamic state, Iran.

f usmanr@mail.ru

1 Цит. по: Керимов Г.М. Учение ислама о государстве. - М., 1986. -С. 28.

2 Е.А. Дорошенко замечает, что «ислам является... не только религией, - это образ жизни, предписания социально-политического и экономического характера, кодекс морали и нравственности» (Дорошенко Е.А. Мусульманские (шиитские) традиции и современность) // Азия и Африка сегодня. - 1980. - № 8. - С. 59).

3 Аятолла Имам Хомейни Завещание. - М., б.г., - 4 с.

1 Аятолла Имам Хомейни Завещание. - М., б.г., - С. 4

1 Анализ поводится по: Багдади Ахмед Идейные истоки и идеология исламского фундаментализма. - М., 1998. - 43 с.

1 Цит. по: Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М.,

1982. - С. 175.

2

2 Там же.

1 Цит. по: Степанянц М.Т. Мусульманские концепции в философии и политике XIX - XX вв. - М., 1982. - С. 175.

2 Конституция Исламской Республики Иран. - Тегеран, 1980. - 211 с.

3 Bill J.A. Iran and the crisis of 78 // Foreign affairs/ - L., 1978-1979/ -Vol.57, № 2. - Р. 340.

1

Хомейни. Завещание. - Б.м.: «Тавхид», Б.г.. - С. 50.

1 Цит. по: Мамедова Н.М. Тенденции демократизации во внутриполитической жизни исламской Республики Иран // Иран: ислам и власть. - М., 2001. - С. 52.

1 Конституция Исламской Республики Иран. - Тегеран, 1980. - 211 с.

2 Дружиловский С.Б. Исламская республика Иран на рубеже 80-90-х годов.- М., 1994.

1 Конституция Исламской Республики Иран. - Тегеран, 1980. - 211 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.