Научная статья на тему 'Реализация принципов гуманизации в содержании компьютерно-информационного обучения в начальной школе'

Реализация принципов гуманизации в содержании компьютерно-информационного обучения в начальной школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
199
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ / НАЧАЛЬНАЯ ШКОЛА / КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБУЧЕНИЕ / ИНФОРМАТИКА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Олейников Алексей Анатольевич

В статье представлены принципы гуманизации при разработке дидактических материалов компьютерно-информационного обучения, пути достижения эргономичности обучения, которая выступает одной из основ направленности содержания компьютерно-информационного обучения, обеспечивающего формирование в детском сознании образного отражения результатов индивидуальной познавательной деятельности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация принципов гуманизации в содержании компьютерно-информационного обучения в начальной школе»

дульного обучения : методическое пособие. М., 1996. С. 127.

7 Бермус А. Г. Критерии качества непрерывного образования // Славянская педагогическая культура. 2003. № 2. С. 129.

8 См.: Стратегия модернизации содержания общего образования : материалы для разработки документов по обновлению общего образования. М., 2001. 72 с.

9 Холодная М. А. Психология интеллекта. Парадоксы исследовании. 2-е изд. СПб., 2002. С. 143.

10 ХолоднаяМ. А., Берестнева О. Г., КострикинаИ. С. Когнитивные и метакогнитивные предпосылки интеллектуальной компетентности в области научно-технической деятельности // Психологический журнал. Т. 26. № 1. 2005. С. 51.

11 ЯруловА. А. Познавательная компетентность школьников // Школьные технологии. 2004. № 2. С. 44.

УДК 371.69:004.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПОВ ГУМАНИЗАЦИИ В СОДЕРЖАНИИ КОМПЬЮТЕРНО-ИНФОРМАЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

А. А. Олейников

Мюнхенский технический университет (г. Гархинг, Германия)

E-mail: oleynikow@mail.ru

В статье представлены принципы гуманизации при разработке дидактических материалов компьютерно-информационного обучения, пути достижения эргономичности обучения, которая выступает одной из основ направленности содержания компьютерно-информационного обучения, обеспечивающего формирование в детском сознании образного отражения результатов индивидуальной познавательной деятельности.

Ключевые слова: гуманизация образования, начальная школа, компьютерно-информационное обучение, информатика.

The Principle Humanization in the Content of Information Computer-Training in Elementary schools A. A. О^уш^

In article describes the principles of humanization in the development of teaching materials and information computer training, ergonomics towards learning, which acts as the paradise one of the foundations of computer-oriented content of information teaching, ensuring the formation of the children's minds shaped reflection results individual learning activities.

Key words: humanization of education, elementary school, computer and information training, informatics.

Сегодня в научном мире после ряда неудачных экспериментов по внедрению компьютерных систем в образовательный процесс появились мнение о неэффективности аппаратно-программных средств компьютера в формировании личностных качеств, точка зрения, что применение обучающих программ приводит к снижению умственной активности школьников в учебном процессе. Противники компьютерно-информационного обучения школьников в качестве аргумента приводят негативные результаты исследований, проводимых в Швеции, Германии, Франции и некоторых других развитых странах. Однако надо отметить, что в Японии программы компьютерноинформационного обучения в начальной школе

не были закрыты, их содержание было скорректировано учёными - педагогами, психологами, социологами, а программистами проведена работа по доработке графического интерфейса учебных компьютерных программ с учётом физиологии, социального опыта и интеллектуального развития учащихся младших классов.

Необходимо отметить, что начальный период компьютерно-информационного обучения характеризовался стремлением организаторов обучения полностью заменить учителя как носителя знаний, посредника между знаниями и обучающимися компьютерной системой. Такой подход аргументировался тем, что компьютерная система полностью индивидуализирует познавательную деятельность учащихся и необходимостью формирования у них самостоятельности. Вместе с тем, как показала практика, исключение учителя из процесса обучения как фактора, обеспечивающего направленность познавательной деятельности учащихся, приводит к снижению интереса школьников к учёбе, к дидактическому материалу, негативно влияет на психику ребёнка, так как для него живое общение с учителем вне дома обеспечивает ускоренную адаптацию к окружающей действительности, развивает навыки коммуникации. Для разрешения проблемы в содержание компьютерно-информационного обучения были внесены элементы познавательно-игрового характера, т. е. социально значимые для ребёнка сведения об окружающем его материальном мире, но не обязательные к усвоению в качестве знаниевой основы. Образовательный компонент был структурирован с учётом сложности усвоения дидактического материала, при этом аппаратно-программные средства компьютера выступают в качестве технического сопровождения изложения содержания учебных предметов,

© Олейников А. А., 2012

обеспечивая наглядность. Учитель вновь стал выступать основным звеном учебного процесса, его роль лишь частично была изменена с учётом технического сопровождения дидактического процесса. Графический интерфейс учебных компьютерных программ также приобрел дружественный характер, в него были включены мультипликационные персонажи, задача которых заключалась в ведении диалога с ребёнком во время его работы на компьютере.

Корректирование содержания компьютерноинформационного обучения осуществлялось на основе принципов гуманизации, что позволило сбалансировать соотношение познавательной, игровой и учебной информации, обеспечить формирование гармоничной, интеллектуально развитой личности ребёнка, выработать первичные навыки работы с программными продуктами, снизить уровень негативного психофактора, возникающего у ребёнка при необходимости применять компьютер как инструмент познания, а не средство развлечения.

Одним из главных принципов гуманизации выступает дружественность информации (текста, рисунков и т. д.), её реальная составляющая, т. е. максимальное сходство виртуальных образов, отображаемых на мониторе компьютера, с объектами материального мира. Однако необходимо учитывать специфику восприятия детей в раннем возрасте как фактора, влияющего на содержание условий компьютерно-информационного обучения. Если занятие проводится в традиционной форме, то внимание детей зачастую «рассеивается» через каждые десять, пятнадцать минут и учителю приходится восстанавливать дисциплину

в классе. В ходе проведения занятия в рамках компьютерно-информационного обучения внимание ребёнка, напротив, через каждые пятнадцать минут необходимо отвлекать от компьютера, так как сходство изображений на мониторе с транслируемым на экране телевизора не позволяет сознанию самостоятельно «переключиться» на реальную действительность, т. е. пояснения учителя. Рациональное использование программных продуктов способствует развитию природных задатков обучающегося, например, таких, как абстрактное и логическое мышление. В ходе реализации содержания компьютерно-информационного обучения аппаратно-программные средства выступают в качестве инструмента познания и саморазвития средств коммуникации, компаньоном учащегося в учебной деятельности.

Таким образом, соблюдение принципов гуманизации при разработке дидактических материалов компьютерно-информационного обучения способствует сохранению индивидуальности обучаемых, обеспечивает их право на самостоятельный выбор форм обучения. Эргономичность выступает одной из основ направленности содержания компьютерно-информационного обучения, обеспечивающего формирование в детском сознании образного отражения результатов индивидуальной познавательной деятельности. В ходе компьютерно-информационного обучения школьник усваивает знания, приобретает умения и навыки информатизации межличностных отношений и компьютеризации познавательного процесса, при этом сохраняется эмоционально-чувственная форма восприятия окружающей действительности - презумпция оценки усвоенных знаний.

УДК 62.529:378.147(07)

АППАРАТНО-ПРОГРАММНЫЕ СРЕДСТВА КОМПЬЮТЕРА В АВТОМАТИЗАЦИИ ТЕСТИРОВАНИЯ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

О. Н. Шварцкоп

Костанайский государственный педагогический институт E-mail: lelik877_87@mail.ru

В статье рассматривается проблема диагностики интеллектуального развития учащихся в учебной деятельности посредством интеллектуальных систем, основанных на проверке умственных способностей. Дана характеристика одной из систем - тестов Айзенка. Ключевые слова: интеллект, тест, аппаратно-программные средства, коэффициент интеллектуальности.

Hardware-Software Means of the Computer in Automation of Testing of Mental Abilities

О. N. Schvartskop

In article the problem of diagnostics of intellectual development of pupils in educational activity by means of the intellectual systems

based on check of mental faculties is considered. The characteristic of one of systems - system of tests of Ajzenka is given.

Key words: intelligence, the test, hardware-software means, Intellectual quotent.

Проблема оценки уровня интеллектуального развития традиционно занимает центральное место среди проблем психологической диагностики. Психологическая диагностика - область психологии, разрабатывающая проблемы конструирования, проверки и применения методик изучения и испытания психологических и психофизиологических различий. К последним относятся как межгрупповые и межиндивидуальные различия, охватывающие возрастные, групповые и присущие лишь данному субъекту особенности, так

© Шварцкоп О. Н., 2012

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.