Научная статья на тему 'Реализация принципа полихудожественности в условиях культурно-досуговых объединений'

Реализация принципа полихудожественности в условиях культурно-досуговых объединений Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
242
32
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / ПРИНЦИП ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ / СИНТЕЗ ИСКУССТВ / ARTISTIC AND AESTHETIC EDUCATION / THE PRINCIPLE PALAU-DAGISTANLI / SYNTHESIS OF THE ARTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Русанова Валентина Сергеевна

В статье постулируется проблема художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, благодаря реализации принципа полихудожественности обеспечивающего процесс деятельности детей и подростков на основе практическо-действенного компонента. процесс художественного воспитания реально продуктивен и выступает уже не как частный аспект углубления эстетического отношения к действительности, а как полноценная составляющая интегративного воспитательного феномена, вооружающая личность инструментарием «творчества по законам красоты».Т

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Русанова Валентина Сергеевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

he article postulated the problem of artistic and aesthetic education of the younger generation, thanks to the implementation of the principle polidore of education, ensuring the process activity of children and adolescents on the basis of practical-effective component. The process of art education re-productive and social acts not as a private aspect of deepening Estetica-ski relation to reality, but as a full component of Integra-tive educational phenomenon, voorujayuschee personality tools «creativity under the laws of beauty».

Текст научной работы на тему «Реализация принципа полихудожественности в условиях культурно-досуговых объединений»

ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ: ТРАДИЦИИ И НОВАЦИИ

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРИНЦИПА ПОЛИХУДОЖЕСТВЕННОСТИ

в условиях культурно-досуговых объединений

Валентина Сергеевна РУСАНОВА,

Челябинская государственная академия культуры и искусств, г. Челябинск e-mail: kf2@chgaki.ru

В статье постулируется проблема художественно-эстетического воспитания подрастающего поколения, благодаря реализации принципа полихудожественности обеспечивающего процесс деятельности детей и подростков на основе практическо-действенного компонента. процесс художественного воспитания реально продуктивен и выступает уже не как частный аспект углубления эстетического отношения к действительности, а как полноценная составляющая интегративного воспитательного феномена, вооружающая личность инструментарием «творчества по законам красоты».

Ключевые слова: художественно-эстетическое воспитание, принцип полихудожественности, синтез искусств.

Ihe article postulated the problem of artistic and aesthetic education of the younger generation, thanks to the implementation of the principle polidore of education, ensuring the process activity of children and adolescents on the basis of practical-effective component. The process of art education re-productive and social acts not as a private aspect of deepening Estetica-ski relation to reality, but as a full component of Integra-tive educational phenomenon, voorujayuschee personality tools «creativity under the laws of beauty».

Key words: artistic and aesthetic education, the principle Palau-dagistanli, the synthesis of the arts.

Концепции и технологии художественно-эстетического воспитания могут и должны создаваться в векторах мира искусства личности в социуме, в диалектике взаимодействия художественного и эстетического. Успешность данных концепций и технологий зависит от того, насколько органично осуществляется в их пространстве включение личности в систему художественной деятельности и насколько формы, средства и методы этой деятельности являются адекватными эстетическим целям и задачам.

Руководящими методологическими положениями, благодаря которым любой образовательный процесс приобретает необходимые единство и целостность, в

педагогической теории являются принципы, ибо именно они выражают основные требования к целям, задачам, содержанию и методам организации деятельности [8, 12, 13].

Разрабатывая содержание художественно-эстетического воспитания подростков, мы исходили из того, что это должны быть принципы с ярко выраженным уклоном в субъект-субъектный характер воспитательного процесса. К их числу мы отнесли:

1) принцип природосообразности (поэтапная, последовательная адаптация подростка к постепенно расширяющейся художественно-эстетической среде с учетом особенностей подросткового возраста);

2) принцип диалога культур (обеспечение личностно-смыслового уровня общения подростков и педагога как носителей эстетической культуры с произведениями искусства как явлениями художественной культуры);

3) принцип полихудожественности (построение системы художественно-эстетического воспитания на основе синтеза искусств);

4) принцип самореализации в деятельности (постановки подростка и педагога в позицию творческого субъекта жизни воспитательно-образовательного коллектива и социальной среды);

5) принцип сотворчества (творческое взаимодействие воспитанников и педагога в процессе освоения и присвоения художественных и эстетических ценностей);

6) принцип референтности (создание атмосферы доверительности, интенсивности, разносторонности общения подростков друг с другом и с педагогом в художественно-эстетической деятельности);

7) принцип доминанты эстетического (обеспечение непрерывности развития культуротворческого потенциала личности на основе взращивания ее эстетической активности) [10, с. 59].

Перечисленные принципы образуют «каркас», на который в нашей концепции наращивается все здание художественно-эстетического воспитания в многообразии его методологических, дидактических и технологических составляющих. Вот почему мы считаем принципиально важным последовательное, предметное рассмотрение данных принципов с экскурсами в содержание названных составляющих. поскольку нас более всего интересует принцип полихудожественности, обратимся к рассмотрению его содержания.

Включенное наблюдение за развитием художественных интересов детей в системе дополнительного образования и деятельности клубных формирований позволило установить следующие этапы этого развития.

На первом этапе - это путь от простого любопытства к продуктам того или иного вида художественного творчества к овладению его простейшими умениями и закреплению этих умений в результатах собственной художественной деятельности. Здесь преобладает мотив художественной деятельности «хочу!».

На втором этапе развитие интереса к определенному виду художественного творчества осуществляется через повышение качества собственной продукции к переживанию ситуации успеха (участие в выставках, концертах, фестивалях, конкурсах и т. д.). Здесь преобладает мотив к художественной деятельности «могу».

На третьем этапе развитие исследуемого интереса идет посредством закрепления успеха через повышение качества авторской продукции и увеличение количества авторских работ, через организацию новой, более престижной, социально значимой ситуации успехи (концерт солистов-вокалистов, солистов-инструмента-

листов, авторские выставки, чтецкие программы, бенефис, шоу-программы, диско-шоу-клоунады и т. д.). На этом этапе происходит слияние двух предыдущих мотивов «хочу!» и «могу!» с третьим - «надо!». Этот мотив дает новый качественный толчок развитию интереса к художественному творчеству вглубь и вширь. Развитие интереса вглубь способствует совершенствованию специальных художественных способностей на осознанной психологической основе («надо!»), его расширение продуцирует возникновение потребности в овладении смежными видами художественной деятельности.

Появление этой потребности - закономерное проявление таких возрастных особенностей подростков, как любопытство, усиливающееся благодаря росту интеллекта, жажда «широкого» самоутверждения и открытость для разных видов воздействия и взаимодействия, обусловленные тягой к подражательности. Ограничивать сферу художественного самовыражения и общения подростков с искусством строго определенным видом художественного творчества - значит идти против их возрастных предрасположенностей и возможностей. Вот почему мы отводим принципу полихудожественности роль наиважнейшего в построении системы художественно-эстетического воспитания детей 10-14 лет.

Методологически обоснование принципа полихудожественности восходит к теории синтеза искусств.

Художественная практика XX и начала XXI веков выдвинула проблемы синтеза искусств в ряд наиболее актуальных в современной художественной культуре, требующих всестороннего осмысления [1, 2, 4, 5, 6, 7, 8].

Исследовательская мысль справедливо рассматривает синтез искусств как подчиненное единой идейно-эстетической концепции соединение различных видов художественного творчества, приобретающее и выявляющее новые художественно-выразительные качества. Такое соединение открывает возможность проектировать современную жизнь искусства с учетом исторического опыта взаимоотношений «младших» видов искусства со «старшими»

С. Н. Соколов-Ремизов, говоря о синтезе искусстве, подчеркивает, что в большинстве случаев под этим следует подразумевать и интеграцию, и коммуникацию, и конвергенцию видов искусства, то есть самый широкий диапазон связей между ними: союз, сближение, соединение, диалог и т. д., а если слияние, то прежде всего «внутреннее», «скрытое» или «промежуточное» (в случае слияния содержания и формы), да и то без полной потери себя в другом, а ради более глубокого раскрытия своей сущности [15, с. 99].

Современная теория синтеза искусств раскрывает принципы классификации многочисленных видов соединений художественных стихий, научно обосновывает закономерности этих соединений [12, 16].

Основополагающим принципом взаимодействия в синтезе искусств является наличие двух и более художественно самостоятельных систем, среди которых одна выступает как доминанта-интегратор качественно нового синтетического целого. при этом многовековая и современная художественные практики дают примеры безграничного разнообразия синтетических соединений различных видов художественной деятельности (музыкальной, танцевальной, актерского мастерства, драматургии, дизайна костюма и др.), отражая опыт создания через многовариантную художественную деятельность полноценных художественных образов (к примеру, вербально-мимически-пластически-цветовых).

примеры соединения различных искусств на основе доминанты-интегратора «Театр», выявляющие факты возникновения качественно новых видов искусства, приведены на рис. 1.

рис. 1. взаимодействие в синтезе искусств на основе доминанты-интегратора «театр»

С учетом сказанного и с опорой на понятийный аппарат исследования полихудожественную деятельность можно определить как деятельность в сфере художественного творчества, основанную на синтезе различных его видов и имеющую результатом воспроизводство наличных и создание новых эстетических ценностей.

В условиях художественно-эстетического воспитания именно полихудожественная деятельность является наиболее адекватным средством учета возрастных особенностей и удовлетворения возрастных потребностей подростков, ибо она расширяет сферу ху-дожественного и эстетического самовыражения личности и раздвигает границы общения с искусством и миром, продуцируя рост эстетическо-творческого (культуротворческого) потенциала подрастающего человека [7].

Кроме того, эта деятельность, в силу своей синкретичности, способствует оптимальному развитию творческих личностных качеств, таких, как образное мышление, продуктивное воображение, игра воображения и рассудка, соучастие, сопереживание, опережающая эмоциональная оценка объекта в проблемной ситуации и др.

Следует отметить, что эта деятельность обеспечивает формирование краеугольной творческой (культуротворческой) способности личности - способности к переносу узкоспециальных творческих умений и навыков на широкий круг явлений искусства и действительности.

Таким образом, именно полихудожественная деятельность в исследуемых условиях является источником реализации одной из ключевых установок личностно ориентированного образования - разностороннего творческого развития личности.

полихудожественная деятельность - прекрасная модель длительного, серьезного общения с искусством и с жизнью в искусстве во всем многообразии ее проявлений. Обилие социальных, духовных, информационно-знаковых, бытовых, межличностных связей и от-ношений, в которые «вживается» подросток в процессе полихудожественной деятельности, выводит ее значение за пределы сугубо эстетического влияния на личность и позволяет говорить о ее важной роли в становлении мировоззрения, социальных представлений и нравственности подрастающего поколения.

Однако, культивируя эту деятельность, необходимо строить ее с учетом этапов развития художественных интересов детей. До тех пор, пока интерес к определенному виду художественного творчества не стал действенным и проявляется лишь как потенция, творческие идеи не реализованы на практике и не закреплены в ситуации успеха, опасно погружать ребенка в стихию полихудожественности. Частные неудачи в смежных видах художественной деятельности могут затормозить, а то и перекрыть развитие природосообразных специальных способностей, результатом чего станет разочарование ребенка в себе и отход от искусства. Возможность такого негативного исхода мы учли, аккумулируя функции художественно-эстетического воспитания, в которых приобщение к смежным видам искусства осуществляется только на базе устойчивого развития умений и навыков в конкретном виде художественной деятельности.

Реализация принципа полихудожествениости может происходить в самых разнообразных организационных формах объединения культуры досуга детей- это театры (дидактический, детский музыкальный, театр моды, театр-студия), театральные классы, кружки, центры эстетического воспитания, академии искусств, центры культуры досуга и др. Данные объединения могут быть созданы как на основе стабильных коллективов школ, гимназий, лицеев, так и в системе дополнительного образования и собственных разнообразных клубных формирований.

Учитывая возрастные особенности подростков, в частности ярко выраженное желание следовать образцам, Б. П. Юсов, а вслед за ним и В. Г. Рындак [17, 11], считают, что успешной реализации принципа полихудожественности способствует творческая взаимосвязь между художественно-эстетическим детским объединением и различными институтами, обеспечивающими функционирование художественных ценностей: театрами, музеями, библиотеками, средствами массовой информации, клубными формированиями и т. д.

Непреложный закон эффективного развития любого вида полихудожественного творчества, истоками уходящий в феномен театра, предполагает ансамблевостъ проявления и взаимопроявления личности и группы (труппы) в процессе создания (воплощения) художественного образа.

Без взаимной согласованности, внутренней взаимосвязи, «вчувствованности» друг в друга всех и каждого члена творческой группы, то есть без ансамбля, не может быть достигнут эффект целостности и органичности создаваемого художественного явления.

Поэтому необходимым условием эффективности художественно-эстетического воспитания является опора на принципы сотворчества и референтности в процессе творческой деятельности.

Интеграция художественного и эстетического начал в едином воспитательном процессе открывает возможность для постепенного включения воспитанников в формирующийся круг деятельности по овладению смежными искусствами на основе их синтеза в пространстве художественных ценностей при постоянном самосовершенствовании взрослых, осуществляющих деятельность «по законам красоты».

Таким образом, художественно-эстетическое воспитание - это процесс целенаправленного педагогического формирования эстетически-ценностной, эстетически-мотивационной и эстетически-творческой сфер личности средствами искусства. Данный процесс развивает способность личности к творческому самоопределению и самовыражению в соответствии с идеалом красоты, на основе полихудожественной деятельности воплощенной в художественной культуре человечества.

Список литературы

1. Афанасьева, А. Полихудожественное развитие ребенка в условиях метаметоди-ческого подхода в этнокультурном образовании / А. Афанасьева // Искусство в школе / - 2008. - № 3. - С. 77-80.

2. Бережная, М. С. Основные направления и перспективы социально-культурной адаптации детей и юношества средствами художественного творчества: коллект. моногр. / М. С. Бережная. - М.: Спутник Плюс, 2006. - 344 с.

3. Бычков, В. В. Эстетика / В. В. Бычков. - М.: Гардарики, 2006.

4. Васина-Гроссман, В. Взаимодействие и синтез искусств / В. Васина-Гроссман. - Л., 1978.

5. Гапина, С. А. Модель развития творческой активности школьников в системе дополнительного образования / С. А. Гапина // Вестник Моск. гос. обл. унив. Серия Педагогика. - 2007. - № 1. - С. 97-101.

6. Зиммель, Г. Понятие и трагедия культуры / Г. Зиммель // Избранное. - М., 1996. -Т. 1. Философия культуры.

7. Каган, М. С. Морфология искусства: историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства / М. С. Каган. - М., 1988.

8. Кларин, М. В. Инновация в мировой педагогике / М. В. Кларин. - Рига, 1995.

9. Матюшкин, А. М. Мышление, обучение, творчество / А. М. Матюшкин. - М.: МПСИ Модок, 2003. - 790 с.

10. Русанова, В. С. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни / В. С. Русанова. - Челябинск: ЧГАКИ, 2006.

11. Рындак, В. Г. Педагогика креативности: моногр. / В. Г. Рындак. - М.: Университетская книга, 2012.

12. Савенкова, Л. Г. Интегрирование обучения полихудожественного воспитания: история вопроса / Л. Г. Савенкова // Междисциплинарный интегрированный подход к обучению и воспитанию искусства (опыт региональных исследований): сб. науч. ст. / под общ. ред. Л. Г. Савенковой. - М., 2006.

13. Селевко, Г. К. Технологии развивающего обучения / Г. К. Селевко // Школ. технологии. - 1997. - № 4.

14. Сластенин, В. А. Педагогика: учеб. пособие для студ. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов; под общ. ред. В. А. Сластенина. - М.: ВЛАДОС, 2003. - 256 с.

15. Соколов-Ремизов, С. Н. Художественный синтез - термин, понятие, явление: [на примере китайского изобразительного искусства] / С. Н. Соколов-Ремизов // Синтез в искусстве стран Азии: сб. ст. - М., 1993.

16. Эстетический опыт как источник активности творческого воображения в художественном образовании: сб. науч. ст. Вып. 1. - М., 2006.

17. Юсов, Б. П. Виды искусства и их взаимодействие: пособие для учителей / Б. П. Юсов. - М.: РГАО, 2001.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.