Научная статья на тему 'Реализация права студентов-инвалидов на образование (психолого-педагогический аспект)'

Реализация права студентов-инвалидов на образование (психолого-педагогический аспект) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1306
103
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЦИЯ / ИНКЛЮЗИЯ / БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА / СОЦИАЛЬНАЯ АДАПТАЦИЯ / ИНДИВИДУАЛИЗАЦИЯ / ИНКЛЮЗИВНАЯ КУЛЬТУРА / INTEGRATION / INCLUSION / BARRIER-FREE ENVIRONMENT / SOCIAL ADAPTATION / INDIVIDUALIZATION / INCLUSIVE CULTURE

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Горячев Михаил Дмитриевич, Ферапонтова Ольга Ивановна

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты социальной функции профессионального образования в отношении студентов-инвалидов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Горячев Михаил Дмитриевич, Ферапонтова Ольга Ивановна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF DISABLED STUDENTS’ RIGHTS FOR EDUCATION: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

The article deals with the psychological and pedagogical aspects of the social function of vocational education in relation to students with disabilities.

Текст научной работы на тему «Реализация права студентов-инвалидов на образование (психолого-педагогический аспект)»

УДК 378.14:37.042

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА СТУДЕНТОВ-ИНВАЛИДОВ НА ОБРАЗОВАНИЕ (ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ АСПЕКТ)

© 2014 М.Д.Горячев, О.И.Ферапонтова

Самарский государственный университет

Статья поступила в редакцию 28.11.2013

В статье рассмотрены психолого-педагогические аспекты социальной функции профессионального образования в отношении студентов-инвалидов.

Ключевые слова: интеграция , инклюзия , безбарьерная среда , социальная адаптация , индивидуализация , инклюзивная культура.

Получение молодыми людьми, имеющими инвалидность , профессионального образования является неотъемлемым условием их успешной со-циализации,полноценного участия в жизни общества, самореализации в разных сферах профессиональной и социальной деятельности. Традиционно в России дети-инвалиды получают образование в специализированных (коррекционных) учебных заведениях, в специальных учреждениях-интернатах, или на дому, что обеспечивает условия, соответствующие их медицинским и педагогическим потребностям,однако,со всей очевидностью, препятствует полноценной социальной интеграции, ограничивая их жизненные возможности. Данные условия, в дальнейшем, детерминируют маргинальные позиции молодых людей с инвалидностью в обществе1.

Студенты-инвалиды также испытывают трудности при вхождении в образовательный процесс и незнакомый коллектив, что отрицательно сказывается на достижении положительных результатов в учебе,жизни,построении успешной карьеры. Помимо этого, преподаватели вуза не всегда имеют понимание проблем инвалидности и нужный дидактический инструментарий для их обучения2.

Реализация прав людей с инвалидностью на образование сопряжена с проблемами реформирования системы образования, социальной политики в отношении инвалидов. Усиление социальной функции образования, создание институциональных условий позволяет расширить горизонты ин-

Горячев Михаил Дмитриевич, доктор педагогических наук, профессор, заведующий кафедрой педагогики. E-mail: mdgoryachev@sam.su. ru

Ферапонтова Ольга Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент кафедры педагогики. E-mail:ofer51 @mail. ru

1 Ферапонтова О.И. Социальные аспекты инклюзивного образования детей-инвалидов // Вестник Самарского госуд. универ. - 2007. - №1(51). - С.165 - 172.

2 Мартынова Е.А. Социальные и педагогические основы построения и функционирования системы доступности высшего образования для лиц с ограниченными возможностями. - Челябинск: 2002.

новаций в осуществлении различных подходов к профессиональному образованию лиц с инвалид-ностью3. Наряду с этим на сегодняшний день ощутима тенденция к проявлению социальной активности самих инвалидов, что продемонстрировал Второй Российский конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья (2012) , участники которого одной из первых, обозначили проблему образования, предоставив четкую позицию по «совершенствованию государственной и негосударственной систем образования и преодолению действующего в настоящее время «запретительно-ограничительного подхода» в профессиональном образовании, а также предоставлении образования по самым разным, в том числе , наукоемким специальностям»4.

Ратификация Россией международной Конвенции о правах инвалидов сделала проблему образования инвалидов особо актуальной. Долгое время право инвалидов на образование занимало «периферийные» позиции в государственной политике, а задача приспособления жизненной среды к особенностям и нуждам инвалидов не формулировалась вовсе5. Введеный Саламанской декларацией термин «инклюзия» обусловливает необходимость включения инвалидов как в социальное, так и в образовательное пространство на основе инклюзивных политики, практики, культуры6.

3 Назарова Н.М. Интегрированное (инклюзивное) образование: Генезис и проблемы внедрения // Образование. - 2010. - №1. - С. 77 - 87.

4 Второй Российский конгресс людей с ограниченными возможностями здоровья [Электронный ресурс] Режим доступа: http: / /www.president-sovet.ru/structure/ childhood /stuff /rezolyutsiya ii rossiyskogo kongressa

lyudey s ogranichennymi vozmozhnostyami.php (Дата обращения~26.11.2013).

5 Горячев М.Д. Правовые и психолого-педагогические аспекты социальной опеки над детьми // Вестник Самарского госуд. универ. - 1998. - № 1(7). - С. 108— 117.

6 Саламанская декларация [Электронный ресурс] Режим доступа: http://www.un.org/ru/documents /decl conv /declarations/pdf/salamanka.pdf (26.11.2013).

Научные исследования создают значимый ресурс для решения данной проблемы. Исследованы личностные особенности людей с инвалидностью, закономерности и проблемы интеграционных процессов в обществе (Л.И.Акатов, С.В.Алехина, Д.А.Леонтьев, А.А.Наумова), в вузе (Д.В.Зайцев, Е.Н.Кутепова), обобщен педагогический опыт реализации целевых программ вузовской подготовки студентов-инвалидов (Н.Малофеев, П.Романов, Е.Ярская-Смирнова); раскрыты основные положения инклюзивного образования и риски эксклюзии (отчуждения от образования) (В.Яр-ская, В.Шмидт); изучены вопросы организации доступности высшего образования, представлен практический опыт социальной адаптации студентов в вузе и реабилитационные возможности инклюзивного образования (Е.Мартынова, Э.Набе-рушкина). Вопросами построения теоретических концептов инклюзивного образования занимались Л.Бартон, У.Сейлор, Д.Харвей. Технологическое поле организации инклюзивного образования разработали Х.Гартнер , Д.Митчел, Д.Тайк, М.Фуллан. Гуманистической альтернативой выступает инклюзивное (включенное) образование, позволяющее существенно усилить жизненное и профессиональное пространство людей с инвалидностью7.

Самарский государственный университет имеет многолетнюю практику обучения студентов-инвалидов, выступая базовым образовательным учреждением высшего профессионального образования (приказ Минобрнауки России от 30.12.2010. № 2211) обеспечивающего условия для обучения инвалидов, что является неотъемлемой частью процесса их социализации. В вузе в очной форме обучения получают образование 40 студентов-инвалидов,из которых инвалидов I группы — 5%, II группы - 35%,Ш группы — 37,5%,студенты-ин-валиды с детства составляют 22,5%. Профессиональное обучение молодых инвалидов является неотъемлемой частью процесса их социализации на пути к независимой жизни,самореализации.

Для студентов, имеющих соматические заболевания, учеба осуществляется в соответствии с медицинскими показаниями в составе общих групп с учетом специфических потребностей, обусловленных ограниченными физическими возможностями. Эта форма наиболее полно реализует идею интегрированного обучения молодых инвалидов в вузах8. Студенты , имеющие инвалидность в связи с сенсорными нарушениями и ограниченностью в

7 Горячев М.Д. Социально-педагогическая деятельность муниципальных учреждений как фактор развития образования (теоретико-исторический аспект): Дис. ... док. пед. наук. - М.: 1998. - С. 229,260 - 261.

8 Наберушкина Э.К. Образование инвалидов: социаль-

ные технологии преодоления барьеров // Социология образования. - 2009. - №1. - С. 84 - 96.

передвижении требуют организации инклюзивного пространства,создания безбарьерной среды.

Условием успешного обучения студентов-инвалидов в Самарском университете является обеспечение их психолого-педагогической поддержки, включающей комплексное изучение особенностей и потребностей, индивидуальных проблем студентов-инвалидов (индивидуальный, личностно-ори-ентированный подходы) и выявление условий их решения (деятельностный подход). Психолого-педагогическая поддержка,по нашему мнению,стро-ится на основе принципов толерантности (принятие особенностей , инаковости , характерных для людей с инвалидностью) и инклюзии (включения их в образовательную и социальную жизнь вуза). Немаловажным является создание системы адаптационных мероприятий, в число которых входят и методические разработки. Учебно-методический комплекс, содержащий программу по адаптации студентов к условиям вузовского обучения, содержит три блока.

Первый блок учебно-методического комплекса (УМК) направлен на усиление профессионального самоопределения личности инвалида. Например, занятия в рамках психолого-педагогического практикума направлены на осознание ценности и необходимости профессиональной подготовки; способности ориентироваться в социально-экономической ситуации и прогнозировать престижность профессии; осознание препятствий на пути к профессиональной цели, своих достоинств и недостатков, влияющих на реализацию намеченных планов и перспектив. Реализуется задача адаптации студентов-инвалидов к вузовским условиям обучения, с выработки привыкания к вузовскому режиму учебного труда,формам и методам интеллектуальной работы; с перестройки подчас формального отношения к учению на осознанное, заинтересованное. Помимо накопления знаний студенты учатся применять их активно использовать и нести чувство личной ответственности за профессиональную учебу. Важной составной частью программы адаптации является организация обучения молодых людей самопознанию и приемам самокоррекции. С этой целью было издано учебное пособие М.Д.Горячева и Е.А.Печерских «Высшее образование: тяжело в учении. Советы первокурсникам»9. В этот период важно обучать технологии деловых контактов, партнерского и группового взаимодействия, формального и неформального общения. Помимо рефлексивной работы, студенты-инвалиды включаются в специально организуемую процедуру тестирования с целью диагностики личностных особенностей.

9 Горячев М.Д. , Печерских Е.А. Высшее образование: тяжело в учении. Советы первокурсникам: Метод. рекомен. - Самара: 2009.

Второй блок учебно-методического комплекса ориентирован на реализацию программы психолого-педагогического поддержки студентов-инвалидов в период их профессионального обучения, на основе индивидуального подхода. Состояние человека с инвалидностью зачастую провоцирует проявление инфантилизма, несформированности социальных навыков, педагогической запущенности и потребительства. Развивающая функция индивидуализации заключается в формировании и развитии логического мышления, креативности, умений и навыков учебного труда, с опорой не только на наличный уровень обучаемых, но и на зону их ближайшего развития. Воспитательная цель индивидуализации заключается в том, чтобы улучшать учебную мотивацию и повышать познавательные интересы, содействовать трудовому воспитанию, развитию индивидуальности обучаемых. Индивидуализация образовательной деятельности направлена на развитие социальной, коммуникативной и профессиональной компетентности, умений строить деловые отношения, навыков восприятия учебной информации10.

Третий блок УМК включает применение студентами-инвалидами полученных знаний на практике, при написании рефератов, курсовых и дипломных работ, участие в работе СНО, студенческих научных конференциях. В задачи адаптационного периода входит формирование у молодых людей с инвалидностью навыков планирования времени, самоконтроля в учебном процессе, самостоятельной работы, компьютерной грамотности. Преподаватели Самарского государственного университета в реализации индивидуализации образовательного процесса используют ряд определенных дидактических форм и методов11.

Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования предусматривает дифференциацию объема учебного времени для аудиторной и самостоятельной работы студента вне аудитории. Формы индивидуализации образовательной деятельности включают авторские курсы, дисциплины специализации, дополнительные занятия, индивидуальные задания, разноуровневые вопросы, дифференцированные рекомендации. Так, на занятиях преподаватели вуза используют индивидуальные карточки обучающего характера, выставление оценок за удачные ответы, создание ситуаций успеха путем поощрения, взаимопроверку работ обучаемых,

10 Ферапонтова О.И. Формирование внутригрупповых отношений студентов в процессе обучения: Дис. ... канд. пед. наук. - Самара: 2001; Ферапонтова О.И. Влияние внутригрупповых отношений на развитие личности студента как будущего профессионала // Вестник Самарского госуд. универ. - 2002. - №1(23). - С.106 - 112.

11Горячев М.Д., Горячева Р.Н. Особенности учебных интересов и мотивов учения школьников // Вестник Самарского госуд. универ. - 2001. - № 1(19). - С. 141 — 146.

самооценку собственной работы по сравнению с образцом. Индивидуальный подход используется в учебной беседе,дискуссии,ролевой игре.

К методическим задачам относится необходимость помощи в приобретении навыков работы на лекции, студенты учатся одновременно слушать ее , осмысливать и вести записи. Однако, дополнительная трудность заключается в том, что темп выработки такого навыка у разных слушателей существенно различен: от сравнительно быстрого до очень медленного. Учитывая этот фактор, преподаватели в обязательном порядке сочетают аудиторную фронтальную работу с внеаудиторной индивидуальной. Представим алгоритм действий преподавателя по обучению студентов работе на лекционном занятии.

В начале курса разъясняется суть и приемы работы студента на лекции,даются рекомендации. Во время чтения последующих двух-трех лекций преподаватель предварительно дает план,а в ходе лекции специально сообщает, какой вопрос плана он начинает или заканчивает раскрывать. Раскрывая вопрос, специально выделяет основные положения,указывает на их доказательства , выделяет выводы. Изложение лекции, таким образом, структурируется преподавателем,который практически дает слушателям пошаговые рекомендации, дает понять, что в каждой лекции должен быть перечень вопросов (план); в каждом вопросе определяется перечень положений (тезисов) , к каждому положению (тезису) дается набор доказательств (факты, цифры, примеры и т.п.); каждый вопрос плана и вся лекция завершаются выводом.

Следующие одна-две лекции читаются преподавателем уже без методических подсказок, тексты этих лекций преподаватель берет на проверку. Индивидуально каждому студенту с инвалидностью пишет развернутую рецензию о качестве его записей, при необходимости назначает индивидуальные консультации. Немаловажной является научение студента-инвалида работе с книгой, выполнении самостоятельной работы по рефериро-ванию,аннотированию источников.

Особой задачей выступает обучение студентов-инвалидов компьютерной грамотности. На специально организованных для этой цели на индивидуальных занятиях преподаватель в программу обучения включает работу с текстовым процессором MS Word, обучает приемам создания презентаций MS Power Point, графическим редактором Photoshop, изучение основных сервисов сети Интернет (электронной почты, системы World Wide Web,поисковых серверов и каталогов).

Важным дидактическим средством в образовательном процессе выступают технические средства, направленные на индивидуальный подход в обучении студентов-инвалидов: персональные компьютеры, тифлотехническое оборудование, ау-

дио- и видеооборудование, электронные обучающие программы, тестирующие программы, электронные библиотеки. Технические средства обучения помогают обеспечить слушателей учебной информацией, ее запоминание, применение и понимание, контролировать результаты обучения. Важной особенностью данных средств для студентов-инвалидов является их компенсаторная функция, направленная на возможность полного или частичного замещения, восстановления и исправления отсутствующих или нарушенных фун-кций организма12.

Для обучения студентов с нарушениями слуха имеется комплект видеоустройств с выходом на экран и интерактивную доску. Для студентов с нарушениями зрения имеются различные аудио-технические средства. Использование системы дистанционного обучения Moodle обеспечивает большие возможности для коммуникации (обмена файлами между преподавателями и студентами, между студентами). Также к средствам, позволяющим студентам общаться как с преподавате-лями,а также и между собой,относятся форум,чат, электронная почта. Визуальное общение преподавателя и студентов, находящихся в различных территориальных границах, организуется с помощью видеоконференций. Таким образом, проводятся занятия со студентами, проживающими в городах Сызрань,Тольятти. Университет располагает богатым арсеналом компьютерной техники, однако не имеет приспособленных для индивидуальной работы студентов-инвалидов аудиторий.

Помимо учебно-методических условий обеспечения студентов-инвалидов профессиональным образованием, необходимо обеспечить создание среды для инклюзивных отношений в системе «преподаватель — студент с инвалидностью» и «студент - студент с инвалидностью»13. На кафедре педагогики психологического факультета студенты изучают дисциплины «Патопсихология»,

«Инклюзивное образование» , «Воспитание детей с ограниченными возможностями здоровья», участвуют в мероприятиях (фотосессии по проблемам инвалидности, опрос общественности о возможности совместного обучения детей,деятельность студенческих клубов персональных помощников на базе общественной организации инвалидов-колясочников, подготовка и проведение праздников для детей-инвалидов, создание молодежного театра с участием детей-инвалидов при Центре социальной помощи семье и детям Промышленного района г. Самары); сотрудничают с общественными организациями инвалидов «Парус надежды», «Десница», которые являются рабочими площадками для прохождения педагогических практик; являются членами университетского волонтерского корпуса, апробируются элементы программы инклюзивного образования на базе средней общеобразовательной школы № 139 г. Самары14. Понимание проблемы инвалидности и использование студентами собственных личностных возможностей создает широкие возможности для профессионального становления и формирования инклюзивной культуры15.

12 Мартынова Е.А. Социальные и педагогические.....

13 Романов П.В., Ярская-Смирнова Е.Р. Мир профессий: Пересмотр аналитических перспектив // Социологические исследования. - 2009. - № 8. - C. 25 - 35.

14 Горячев М.Д., Горячев М.М., Долгополова А.В., Мантуленко В.В., Ферапонтова О.И. Средства формирования профессиональных компетенций социально-педагогической деятельности в условиях клиники педагогической поддержки детей и их семей // Вестник Самарского госуд. универ. - 2013. - № 5(106). - С. 141 - 145.

15 Ферапонтова О.И. Комплексная социально-педагогическая поддержка детей с ограниченными возможностями // Традиции и инновации в социальной педагогике: Материалы науч.-практич. конф. 9 - 10 октября 2004. - Самара: 2004. - С.78 - 85.

IMPLEMENTATION OF DISABLED STUDENTS' RIGHTS FOR EDUCATION: PSYCHOLOGICAL AND PEDAGOGICAL ASPECT

© 2014 M.D.Goriachev,O.I.Ferapontova°

Samara State University

The article deals with the psychological and pedagogical aspects of the social function of vocational education in relation to students with disabilities.

Keywords: integration,inclusion,barrier-free environment,social adaptation,individualization,inclusive culture.

Mikhail Dmitrievich Goriachev, Doctor of pedagogical sciences, Professor,Head of the Pedagogy Department. E-mail: mdgoryachev@samsu. ru

Olga Ivanovna Ferapontova,Candidate of pedagogical sciences, Associate professor,Department of Pedagogy. E-mail: ofer51@mail.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.