Научная статья на тему 'Реализация права пациентов на посещение их третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон'

Реализация права пациентов на посещение их третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
91
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Consilium Medicum
ВАК
Область наук
Ключевые слова
ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МЕДИЦИНСКОЕ ПРАВО / ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВО В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / ПРАВА ПАЦИЕНТОВ / ПРОФИЛАКТИКА ПРАВОНАРУШЕНИЙ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ / РЕГЛАМЕНТ ПОСЕЩЕНИЯ ПАЦИЕНТОВ ТРЕТЬИМИ ЛИЦАМИ / ORGANIZATION OF HEALTH CARE / MEDICAL LAW / LEGISLATION IN HEALTH CARE / PATIENTS' RIGHTS / PREVENTION OF OFFENSES IN HEALTH CARE / THE RULES OF VISITING PATIENTS BY THIRD PARTIES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Пищита Александр Николаевич

Общение пациентов со своими родственниками и иными лицами является неотъемлемым правом граждан, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях. В статье приводится анализ российского законодательства, рассматриваются права, обязанности и ответственность медицинских организаций, работников, пациентов и лиц, посещающих пациентов. На основе выводов составлены рекомендации по предупреждению нарушений прав пациентов и медицинских работников при организации посещений пациентов в медицинских организациях.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Пищита Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of the right of patients to be visited by third parties. Rights, duties and responsibilities of the parties

Communication of patients with their relatives and other persons is an inalienable right of citizens receiving medical care in hospital. The article analyzes the Russian legislation, considers the rights, duties and responsibilities of medical organizations, employees, patients and persons visiting patients. On the basis of the conclusions, recommendations on the prevention of violations of the rights of patients and health workers in the organization of visits to patients in medical organizations.

Текст научной работы на тему «Реализация права пациентов на посещение их третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон»

Aleksandr N. Pishchita / Consilium Medicum. 2019; 21 (6): . https://doi.org/10.26442/20751753.2019.6.190529

?

Реализация права пациентов

на посещение их третьими лицами.

Права, обязанности и ответственность сторон

А.Н. Пищита

ФГБОУ ДПО «Российская медицинская академия непрерывного профессионального образования» Минздрава России, Москва, Россия alexpischita@mail.ru

Аннотация

Общение пациентов со своими родственниками и иными лицами является неотъемлемым правом граждан, получающих медицинскую помощь в стационарных условиях. В статье приводится анализ российского законодательства, рассматриваются права, обязанности и ответственность медицинских организаций, работников, пациентов и лиц, посещающих пациентов. На основе выводов составлены рекомендации по предупреждению нарушений прав пациентов и медицинских работников при организации посещений пациентов в медицинских организациях. Ключевые слова: организация здравоохранения, медицинское право, законодательство в здравоохранении, права пациентов, профилактика правонарушений в здравоохранении, регламент посещения пациентов третьими лицами.

Для цитирования: Пищита А.Н. Реализация права пациентов на посещение их третьими лицами. Права, обязанности и ответственность сторон. Consilium Medicum. 2019; 21 (6): . DOI: 10.26442/20751753.2019.6.190529

?

Realization of the right of patients to be visited by third parties. Rights, duties and responsibilities of the parties

Aleksandr N. Pishchita

Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, Moscow, Russia alexpischita@mail.ru

Abstract

Communication of patients with their relatives and other persons is an inalienable right of citizens receiving medical care in hospital. The article analyzes the Russian legislation, considers the rights, duties and responsibilities of medical organizations, employees, patients and persons visiting patients. On the basis of the conclusions, recommendations on the prevention of violations of the rights of patients and health workers in the organization of visits to patients in medical organizations. Key words: organization of health care, medical law, legislation in health care, patients' rights, prevention of offenses in health care, the rules of visiting patients by third parties.

For citation: Pishchita A.N. Realization of the right of patients to be visited by third parties. Rights, duties and responsibilities of the parties. Consilium Medicum. 2019; 21 (6): . DOI: 10.26442/20751753.2019.6.190529

При оказании гражданам медицинской помощи неизбежно возникает вопрос обеспечения реализации прав пациентов на общение с лицами, не участвующими в процессе оказания медицинской помощи, но имеющими отношение к гражданину, получающему медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара. Реализация указанного права должна быть обеспечена с учетом следующих условий:

• оценка состояния пациента с целью предупреждения негативных последствий посещения;

• соблюдение противоэпидемического режима в медицинской организации;

• соблюдение интересов иных лиц, работающих и/или находящихся в медицинской организации.

1. Предварительная оценка состояния пациента необходима прежде всего в интересах самого посещаемого пациента для предупреждения возможного ухудшения его психического и/или физического состояния в результате присутствия третьих лиц (посетителей) и общения с ними. При этом необходимо проинформировать пациента о планируемом посещении и получить от него согласие на посещение его поименованными лицами, а также уточнить, где будет происходить такое общение (палата, холл в отделении, специальное помещение для визитов пациентов и др.). Такую информацию пациенту может предоставлять работник, не имеющий медицинского образования, или средний медицинский персонал. Информацию о регламенте (порядке) посещения пациентов в данной медицинской организации следует предоставлять пациенту в приемном отделении при плановой госпитализации или в палате после улучшения состояния пациента после оказания ему экстренной медицинской помощи.

2. Соблюдение противоэпидемического режима посетителями требуется не только в интересах конкретного пациента, но и в интересах иных пациентов, получающих медицинскую помощь в данной медицинской организации в условиях круглосуточного стационара. Соблюдение противоэпидемического режима должно осуществляться в соответствии с положениями Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"», в котором установлены санитарно-эпидемиологические требования к размещению, устройству, оборудованию, содержанию зданий и помещений, противоэпидемическому режиму, профилактическим и противоэпидемическим мероприятиям, условиям выполнения медицинских вмешательств и условиям труда персонала организаций, осуществляющих медицинскую деятельность. Право пациента на посещение его третьими лицами не следует относить к категории прав, не подлежащих каким-либо ограничениям. Ограничение реализации указанного права допускается в интересах следующих категорий граждан:

• посещаемого пациента;

• иных пациентов, находящихся в медицинской организации на лечении;

• лиц, работающих в медицинской организации. Ограничение реализации указанного права допускается

по следующим основаниям. Посещения пациентов третьими лицами может быть ограничено или прекращено при введении ограничительных мероприятий (карантина) при угрозе возникновения и распространения инфекционных

заболеваний, при ликвидации последствий катастроф (природных, техногенных), применения оружия массового поражения или возникновения военных конфликтов.

В условиях возникшей сложной эпидемиологической обстановки карантин может быть введен:

• в конкретном подразделении медицинской организации;

• в конкретной медицинской организации;

• в определенном регионе, в котором расположена медицинская организация.

Посещение пациентов третьими лицами может быть ограничено или прекращено также при несоблюдении посетителями правил поведения, предъявляемых к лицам, находящимся временно или постоянно на территории или в помещениях медицинской организации.

В случае нарушения посетителями правил поведения при посещении пациента предусмотрена административная ответственность, в частности:

1) оскорбление, т.е. унижение чести и достоинства другого лица, выраженное в неприличной форме (нецензурная брань), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 1 тыс. до 3 тыс. руб. [1];

2) нарушение установленного федеральным законом запрета курения табака на территории и в помещениях медицинской организации влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от 500 до 1 тыс. 500 руб. [2];

3) потребление (распитие) алкогольной продукции в местах, запрещенных федеральным законом, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. 500 руб. [3];

4) употребление наркотических средств или психотропных веществ без назначения врача, новых потенциально опасных психоактивных веществ или одурманивающих веществ влечет наложение административного штрафа в размере от 4 тыс. до 5 тыс. руб. или административный арест на срок до 15 сут [4];

5) появление в медицинской организации в состоянии опьянения, оскорбляющем человеческое достоинство и общественную нравственность, влечет наложение административного штрафа в размере от 500 до 1 тыс. 500 руб. или административный арест на срок до 15 сут [5]. Кроме того, за неуплату административного штрафа в

срок предусмотрен административный штраф в двукратном размере суммы неуплаченного административного штрафа, но не менее 1 тыс. руб., либо административный арест на срок до 15 сут, либо обязательные работы на срок до 15 ч [6].

Перечисленные меры административного воздействия могут быть применены в отношении лиц:

1) находящихся на территории или в помещениях медицинской организации (посетителей);

2) получающих медицинскую помощь в условиях круглосуточного, дневного стационаров или в амбулаторных условиях (пациентов);

3) осуществляющих профессиональную деятельность в рамках трудового или гражданского договора (штатные работники, совместители медицинской организации). О возможных последствиях нарушения правил поведения в медицинской организации следует предупреждать граждан:

• поступающих для получения медицинской помощи до оформления госпитализации;

• планирующих посещение пациентов, перед допуском их на территорию медицинской организации;

• поступающих на работу в медицинскую организацию при заключении трудового и гражданского договора. При принятии решения о допуске к пациенту посетителей необходимо обеспечить защиту интересов, в том числе иных граждан, находящихся на территории медицинской организации и контактирующих с посещаемым пациентом и посетителями.

Такими гражданами являются:

1) лица, получающие медицинскую помощь в данной медицинской организации и находящиеся с указанным пациентом в одном помещении (иные пациенты);

2) медицинские работники, осуществляющие свою профессиональную деятельность и выполняющие свои должностные обязанности в данной конкретной медицинской организации.

Безусловно, при принятии решения о возможности посещения пациента третьими лицами интересы медицинских работников учитываются, но при возникновении конфликта интересов приоритетными должны быть признаны интересы пациента, в соответствии с положениями законодательства Российской Федерации [7].

При возникновении конфликта интересов конкретного пациента и иных пациентов приоритетными признаются интересы иных (многочисленных) пациентов. В этом случае администрация медицинской организации обязана обеспечить реализацию права конкретного пациента на посещение его третьими лицами, при соблюдении прав и защите законных интересов иных граждан (пациентов).

В таких случаях для соблюдения интересов всех граждан, находящихся на лечении, в медицинской организации должно быть предусмотрено отдельное помещение для посещения третьими лицами мобильных пациентов.

Если пациент не мобилен и не может покинуть свою палату, то перед посещением такого пациента следует провести беседу с иными пациентами, находящимися в помещении. Если они против общения с посетителями и имеют возможность покинуть помещение, следует предупредить их о времени и продолжительности посещения, чтобы они могли покинуть данное помещение. Если они не мобильны, то от них следует получить согласие на присутствие во время посещения пациента третьими лицами с обязательным предупреждением об обязанности сохранять в тайне всю информацию, которая им станет известна во время посещения.

Посетители должны быть предупреждены о запрете на проведение какой-либо видео- и фотосьемки, а также аудиозаписи в процессе посещения территории, помещений медицинской организации и пространства палаты, в которой находится посещаемый пациент.

В соответствии с федеральным законодательством медицинская организация обязана обеспечить допуск к пациенту следующих лиц:

1) родственников, друзей, знакомых и иных лиц, которых пожелает видеть пациент;

2) адвокатов, юрисконсультов, доверенных лиц, законных представителей для защиты своих прав и законных интересов;

3) священнослужителей для отправления религиозных обрядов, если в медицинской организации предусмотрено отдельное специальное помещение и если этот обряд не нарушает внутренний распорядок медицинской организации [8].

Родственникам пациентов законодательно разрешено не только временное нахождение в стационаре с пациентом (посещение), но и присутствие при определенных видах медицинских вмешательств. В частности, допускается присутствие при родах не только отца ребенка или иного члена семьи (только одного из многих) при соблюдении следующих условий [9]:

1) наличие в медицинской организации соответствующих условий (индивидуальных родовых залов);

2) согласие женщины;

3) состояние здоровья женщины и плода, исключающее проведение оперативного родоразрешения;

4) отсутствие у отца или иного члена семьи инфекционных заболеваний.

Одному из родителей, иному члену семьи или иному законному представителю несовершеннолетнего предостав-

ляется право на совместное нахождение с ребенком в медицинской организации при оказании ему медицинской помощи в стационарных условиях в течение всего периода лечения независимо от возраста ребенка. При совместном нахождении в медицинской организации в стационарных условиях с ребенком до достижения им возраста 4 лет, а с ребенком старше данного возраста - при наличии медицинских показаний плата за пребывание в стационарных условиях, в том числе за предоставление спального места и питания, с указанных лиц не взимается [10].

Законодательно предусмотрены следующие основания ограничения посещений пациентов, находящихся на лечении в круглосуточном стационаре:

1. Юридическое основание - запрет на общение пострадавшего (потерпевшего) с причинителем вреда.

2. Санитарно-противоэпидемические основания:

а) проведение санитарной обработки в установленное распорядком время (посетитель пришел в неустановленное время);

б) наличие у посетителя признаков острых инфекционных заболеваний (повышенной температуры, проявлений респираторной инфекции, диареи), повреждения кожных покровов с явлениями нагноения, проявлений особо опасных инфекционных заболеваний и пр.) [11];

в) объявление карантина в отделении, медицинской организации, регионе.

3. Медицинские основания:

а) предупреждение негативных психологических последствий для пациента после общения с определенными лицами (гипертонический криз, обострение стенокардии, нарушение сна и пр.). Такое основание требует документально оформленной оценки последствий посещения в медицинской карте пациента. Просьба иных пациентов оградить их от таких посетителей (третьих лиц). В подобных случаях допустимо посещение при условии общения в специально отведенном помещении;

б) предупреждение негативных физических последствий посещения:

• отравление пациента запрещенными для него продуктами или испорченными продуктами,

• повреждение или инфицирование области медицинского вмешательства,

• соблюдение особого режима ведения пациентов в зонах абсолютной стерильности, связанное с необходимостью изоляции пациента от любых факторов внешней среды и посещений лицами, не принимающими участия в процессе оказания медицинской помощи.

4. Административные основания:

а) нарушение посетителем распорядка медицинской организации;

б) требование посетителя о допуске к пациенту в неустановленное время;

в) нарушение лечебно-охранительного режима (курение, распитие алкогольных напитков и пр.);

г) провоцирование пациентов на нарушение рекомендаций лечащего врача (организация группового распития алкогольных напитков, предложение иным пациентам потребление наркотических веществ и табачных изделий, громкое общение, грубое обращение с пациентами и медицинским персоналом).

Медицинская организация не имеет законных оснований отказать посетителям в общении с пациентом по причине отсутствия у них (посетителей) индивидуальных средств защиты (халаты, бахилы, маски, накидки и пр.), поскольку в рамках действующего законодательства РФ медицинская организация обязана обеспечить доступ к пациенту третьих лиц (родственников, адвокатов, священнослужителей и др.).

Медицинская организация обязана предоставить тако-

вым лицам необходимые средства защиты, а при необходимости - возможность общения в специальном помещении (отдельная комната, молельное помещение, рабочий кабинет со средствами связи и пр.).

Согласно пункту 3.6. Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18 мая 2010 г. N 58 «Об утверждении СанПиН 2.1.3.2630-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к организациям, осуществляющим медицинскую деятельность"» посещение пациентов родственниками, знакомыми и иными лицами разрешается. Порядок посещения пациентов третьими лицами не регламентирован федеральным законодательством, а определяется администрацией медицинской организации.

Однако в 2016 г. по итогам специальной программы «Прямая линия с Владимиром Путиным» от 14 апреля 2016 г. Министерством здравоохранения РФ во исполнение пункта 2 перечня поручений Президента Российской Федерации разработаны «Правила посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии», которыми дополнительно к существующим общепринятым правилам установлено следующее:

1) запрещается посещение пациентов детьми, не достигшими возраста 14 лет;

2) родственники могут оказывать помощь медицинскому персоналу в уходе за пациентом и поддержании чистоты в палате только по личному желанию и после подробного инструктажа [11].

Медицинская организация обязана обеспечить реализацию права пациентов на их общение с третьими лицами. В случае нарушения норм и положений действующего законодательства РФ предусмотрена ответственность для медицинской организации и медицинских работников.

По общему правилу, закрепленному в Гражданском кодексе РФ, нарушение права гражданина на посещение пациента, находящегося на лечении в медицинской организации, трактуется как нарушение принадлежащих гражданину личных неимущественных прав или иных нематериальных благ, оценивается как причинение ему (гражданину) морального вреда и подлежит компенсации.

Размер компенсации морального вреда определяется судом в зависимости от характера причиненных потерпевшему физических и нравственных страданий, а также степени вины причинителя вреда в случаях, когда вина является основанием возмещения вреда [12]. Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего (пациента и/или родственников). При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.

Величина компенсации морального вреда, назначаемой судами в РФ, носит субъективный характер, поскольку в действующем законодательстве РФ не содержатся четкие критерии его определения. Обычно сумма компенсации морального вреда по таким судебным делам не превышает 500 тыс. руб.

Кроме того, медицинская организация как оператор персональных данных несет ответственность за незаконное распространение и/или передачу третьим лицам персональных данных пациентов и/или медицинских работников.

Медицинская организация как оператор персональных данных обязана не раскрывать третьим лицам и не распространять персональные данные без согласия субъекта персональных данных (пациенты, медицинские работники, посетители), если иное не предусмотрено федеральным законом [13].

Нарушение требований о защите информации, установленных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами, влечет наложение административного штрафа [14]:

• на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.;

• на должностных лиц - от 1 тыс. до 2 тыс. руб.;

• на юридических лиц - от 10 тыс. до 15 тыс. руб. Разглашение информации, доступ к которой ограничен

федеральным законом (за исключением случаев, если разглашение такой информации влечет уголовную ответственность), лицом, получившим доступ к такой информации в связи с исполнением служебных или профессиональных обязанностей, влечет наложение административного штрафа:

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

• на граждан в размере от 500 до 1 тыс. руб.;

• на должностных лиц - от 4 тыс. до 5 тыс. руб. [15].

Для эффективного обеспечения конфиденциальности персональных данных лицами, получающими доступ к персональным данным, в медицинских организациях необходимо разрабатывать качественную и действенную систему мер по предотвращению утечки охраняемой законом информации.

Заключение

1. При организации посещений пациентов, находящихся на стационарном лечении, следует учитывать интересы (именно в указанной последовательности) следующих лиц:

1) посещаемого пациента;

2) иных пациентов, получающих медицинскую помощь в данной медицинской организации;

3) работников медицинской организации, действия которых направлены на обеспечение качественной своевременной всеобъемлющей медицинской помощи;

4) сторонних лиц, посещающих определенного пациента;

5) иных лиц, находящихся в данной медицинской организации и не имеющих отношение к посещаемому пациенту.

2. Для обеспечения исполнения требований законодательства и предупреждения юридических осложнений в процессе осуществления медицинской деятельности необходимо:

1) разработать и утвердить юридический регламент посещения третьими лицами пациентов, получающих медицинскую помощь в условиях круглосуточного стационара;

2) разработать и утвердить юридические формы обязательств (правил посещения) для лиц, посещающих таких пациентов;

3) перед посещением пациента знакомить посетителей с правилами посещения и обязательствами о неразглашении конфиденциальной информации, которая может стать им (посетителям) известна во время их пребывания в медицинской организации;

4) пациент, поступающий в медицинскую организацию для получения медицинской помощи в условиях круглосуточного стационара, должен подписать обязательство о неразглашении конфиденциальной информации, касающейся иных пациентов и медицинских работников, которая может стать известна ему (пациенту) в процессе его нахождения в медицинской организации.

Четкая юридическая регламентация процесса посещения медицинской организации сторонними лицами поможет защитить медицинскую организацию и ее работников от обоснованных претензий, связанных с нарушением прав граждан на свободу общения и законность обработки

ИНФОРМАЦИЯ ОБ АВТОРАХ / INFORMATION ABOUT THE AUTHORS

персональных данных пациентов, работников медицинской организации и иных лиц, находящихся на территории медицинской организации.

Финансирование. Исследование не имело спонсорской поддержки.

Financing. The study had no sponsorship.

Конфликт интересов. Автор заявляет об отсутствии конфликта интересов.

Conflict of interests. The author declare that there is not conflict of interests.

Литература/References

1. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 5.61. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 5.61. SPS "GARANT" (in Russian).]

2. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 6.24. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 6.24. SPS "GARANT" (in Russian).]

3. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 20.20. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 20.20. SPS "GARANT" (in Russian).]

4. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 20.20, ч. 2. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 20.20, ch. 2. SPS "GARANT" (in Russian).]

5. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 20.21. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 20.21. SPS "GARANT" (in Russian).]

6. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 20.25. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 20.25. SPS "GARANT" (in Russian).]

7. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с измен. и доп.). Ст. 3, п. 2. СПС «ГАРАНТ».

[Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. N 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossi-iskoi Federatsii" (s izmen. i dop.). St. 3, p. 2. SPS "GARANT" (in Russian).]

8. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с измен и доп). Ст. 19, п. 5. СПС «ГАРАНТ».

[Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. N 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossi-iskoi Federatsii" (s izmen i dop). St. 19, p. 5. SPS "GARANT" (in Russian).]

9. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с измен. и доп.). Ст. 51, ч. 2. СПС «ГАРАНТ».

[Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. N 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossi-iskoi Federatsii" (s izmen. i dop.). St. 51, ch. 2. SPS "GARANT" (in Russian).]

10. Федеральный закон от 21 ноября 2011 г. N 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями). Ст. 51, ч. 3. СПС «ГАРАНТ». [Federal'nyi zakon ot 21 noiabria 2011 g. N 323-FZ "Ob osnovakh okhrany zdorov'ia grazhdan v Rossi-iskoi Federatsii" (s izmeneniiami i dopolneniiami). St. 51, ch. 3. SPS "GARANT" (in Russian).]

11. Информационно-методическое письмо «О правилах посещения родственниками пациентов в отделениях реанимации и интенсивной терапии (реанимации) от 30.05.2016 № 15-1/10/1-2853". СПС «ГАРАНТ».

[Informatsionno-metodicheskoe pis'mo "O pravilakh poseshcheniia rodstvennikami patsientov v otdele-niiakh reanimatsii i intensivnoi terapii (reanimatsii) ot 30.05.2016 № 15-1/10/1-2853". SPS "GARANT" (in Russian).]

12. Гражданский Кодекс Российской Федерации (с измен. и доп.). Ст. 1101, п. 2. СПС «ГАРАНТ». [Grazhdanskii Kodeks Rossiiskoi Federatsii (s izmen. i dop.). St. 1101, p. 2. SPS "GARANT" (in Russian).]

13. Федеральный закон от 27 июля 2006 г. N 152-ФЗ «О персональных данных» (с измен. и доп.). Ст. 7. СПС «ГАРАНТ».

[Federal'nyi zakon ot 27 iiulia 2006 g. N 152-FZ "O personal'nykh dannykh" (s izmen. i dop.). St. 7. SPS "GARANT" (in Russian).]

14. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 13.12, ч. 6. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 13.12, ch. 6. SPS "GARANT" (in Russian).]

15. КоАП РФ от 30 декабря 2001 г. N 195-ФЗ (с измен. и доп.). Ст. 13.14. СПС «ГАРАНТ». [KoAP RF ot 30 dekabria 2001 g. N 195-FZ (s izmen. i dop.). St. 13.14. SPS "GARANT" (in Russian).]

Пищита Александр Николаевич - д-р мед. наук, д-р юр. наук, проф. каф. организации здравоохранения и общественного здоровья ФГБОУ ДПО РМАНПО, действительный член Всемирной ассоциации медицинского права, член Ассоциации юристов России. E-mail: alexpischita@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4567-256X

Aleksandr N. Pishchita - D. Sci. (Med.), D. Sci. (Jur.), Prof., Russian Medical Academy of Continuous Professional Education, WAML, Russian Lawyers Association. E-mail: alexpischita@mail.ru; ORCID: https://orcid.org/0000-0002-4567-256X

Статья поступила в редакцию / The article received: Статья принята к печати / The article approved for publication:

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.