Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
88
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВА НЕСОВЕРШЕННОЛЕТНИХ / ПРАВО НА ОТДЫХ / ПРАВО НА ОЗДОРОВЛЕНИЕ / ТУРИЗМ / ДЕТСКО-ЮНОШЕСКИЙ ТУРИЗМ

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Тарасова Ольга Евгеньевна, Ельцова Арина Дмитриевна, Сафиуллина Зарина Зиннуровна

Детско-юношеский туризм на сегодняшний день является ведущим направлением реализации конституционного права детей не только на отдых, но и на оздоровление. В таком контексте данное направление реализуется на региональном уровне и приобретает черты так называемого каникулярного туризма, то есть туризма в период каникул. Авторы статьи дают анализ организации детского отдыха выделяя проблемы и предлагая пути их решения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Тарасова Ольга Евгеньевна, Ельцова Арина Дмитриевна, Сафиуллина Зарина Зиннуровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE RIGHT TO REST AND RECREATION IN THE FIELD OF CHILDREN'S TOURISM

Children's and youth tourism is currently the leading direction in the implementation of the constitutional right of children not only to rest, but also to health improvement. In this context, this direction is implemented at the regional level and acquires the features of the so-called vacation tourism, that is, tourism during the holidays. The authors of the article analyze the organization of children's recreation, highlighting problems and suggesting ways to solve them.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА»

DOI 10.47643/1815-1329_2023_1 _75 УДК 349.3

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ОТДЫХ И ОЗДОРОВЛЕНИЯ

В СФЕРЕ ДЕТСКОГО ТУРИЗМА REALIZATION OF THE RIGHT TO REST AND RECOVERY IN THE FIELD OF CHILDREN'S TOURISM

ТАРАСОВА Ольга Евгеньевна,

кандидат философских наук, доцент,

доцент кафедры теории и истории права и государства

КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия».

420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7А.

E-mail: oet72@mail.ru;

ЕЛЬЦОВА Арина Дмитриевна,

студентка КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7А. E-mail: arinaeltsova2005@yandex.ru;

САФИУЛЛИНА Зарина Зиннуровна,

студентка КФ ФГБОУВО «Российский государственный университет правосудия». 420088, Республика Татарстан, г. Казань, ул. 2-я Азинская, 7А. E-mail: safiullinazarina082@gmail.com;

TARASOVA Olga Evgenievna,

Candidate of Philosophical Sciences, Associate Professor,

Associate Professor of the Department of Theory and History of Law and State

CF FGBOUVO "Russian State University of Justice".

420088, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. 2nd Azinskaya, 7A.

E-mail: oet72@mail.ru;

YELTSOVA Arina Dmitrievna,

a student of the CF FGBOUVO "Russian State University of Justice". 420088, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. 2nd Azinskaya, 7A. E-mail: arinaeltsova2005@yandex.ru;

SAFIULLINA Zarina Zinnurovna,

a student of the KF FGBOUVO "Russian State University of Justice". 420088, Republic of Tatarstan, Kazan, ul. 2nd Azinskaya, 7A. E-mail: safiullinazarina082@gmail.com

Краткая аннотация: Детско-юношеский туризм на сегодняшний день является ведущим направлением реализации конституционного права детей не только на отдых, но и на оздоровление. В таком контексте данное направление реализуется на региональном уровне и приобретает черты так называемого каникулярного туризма, то есть туризма в период каникул. Авторы статьи дают анализ организации детского отдыха выделяя проблемы и предлагая пути их решения.

Abstract: Children's and youth tourism is currently the leading direction in the implementation of the constitutional right of children not only to rest, but also to health improvement. In this context, this direction is implemented at the regional level and acquires the features of the so-called vacation tourism, that is, tourism during the holidays. The authors of the article analyze the organization of children's recreation, highlighting problems and suggesting ways to solve them.

Ключевые слова: права несовершеннолетних, право на отдых, право на оздоровление, туризм, детско-юношеский туризм.

Keyword: the rights of minors, the right to rest, the right to health improvement, tourism, youth tourism.

Для цитирования: Тарасова О.Е., Ельцова А.Д., Сафиуллина З.З. Реализация права на отдых и оздоровления в сфере детского туризма // Аграрное и земельное право. 2023. № 1(217). С. 75-78. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_75.

For citation: Tarasova O.E., Yeltsova A.D., Safiullina Z.Z. Realization of the right to rest and recovery in the field of children's tourism // Agrarian and Land Law. 2023. No. 1(217). pp. 75-78. http://doi.org/10.47643/1815-1329_2023_1_75.

Статья поступила в редакцию: 28.12.2022

Детско-юношеский туризм в отечественной практике всегда занимал центральное место в формировании здорового всесторонне развитого молодого поколения. Россия, как и зарубежные страны, не имеет богатого опыта законодательного регулирования детского туризма в связи с тем, что данное явление начинает формироваться только в XIX в. В то же время в отличие от европейского опыта детско-юношеский туризм в отечественной практике сформировался не только как комплекс туристических услуг по реализации так называемого туристического продукта, но прежде всего как социальное явление, связанное с правом детей на оздоровление, научно-познавательную и культурно-познавательную деятельностью. Российский детско-юношеский туризм реализует «задачи образования и воспитания, он направлен прежде всего на всестороннее развитие личности, ее психологической и физической реабилитации, разумеется на основе туристических ресурсов» [7, с. 163].

Детско-юношеский туризм в первую очередь должен развиваться на уровне субъекта РФ. Ст. 3.2. ФЗ «Об основах туристиче-

ской деятельности в Российской Федерации» обязывает органы власти субъекта РФ определять основные приоритеты и задачи в данной области; создавать и обеспечивать благоприятные условия для развития туризма; участвовать в реализации государственной политики в сфере туризма и т.д. На основании данных положений многие субъекты Российской Федерации принимают долгосрочные целевые программы по развитию туризма в регионе, которые включают целые разделы по детско-юношескому туризму.

В отдельных регионах имеются программы, которые касаются развития только детского туризма, при этом зачастую они рассматриваются как семейных отдых и оздоровление. Можно привести следующие примеры - Закон Краснодарского края «Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае», который устанавливает условия и формы государственной поддержки организации и реализации детско-юношеского туризма в регионе [4]. Благодаря климатическим условиям в данном регионе в основном развит оздоровительный туризм, так же как в Крымском округе. В Крыму так же имеются нормативно-правовые акты, регламентирующие детский туризм. И в первую очередь следует назвать Концепцию развития детского туризма в Республике Крым на период до 2025 г. особенностью которой является то, что Республика Крым делает акцент на межрегиональное сотрудничество в сфере детского туризма [3].

Надо отметить, что при принятии законодательных актов в отношении реализации детей права на отдых и оздоровления в регионах Российской Федерации зачастую не принимается во внимании финансирование детского туризма. В отдельных субъектах детско-юношеский туризм рассматривается в рамках молодежной политики, поэтому и нормы регламентирующие детскую туристическую деятельность содержаться в таких нормативных правовых актах как Закон г. Москвы «О молодежи» от 24.03.2021г., Закон Санкт-Петербурга «О реализации государственной молодежной политики в Санкт-Петербурге» от 17.10.2022г. и т.д. Недоработка нормативных актов в данном вопросе приводит к недофинансированию детского туризма и снижению уровня организации отдыха детей. Приведем пример организации детско-оздоровительного отдыха на территории Республики Хакасия.

В Республике Хакасия приоритетным направлением в сфере туризма является развитие внутреннего туризма, это относится и к детско-юношескому туризму. В настоящее время в республике существует отдельные нормативные правовые акты, регламентирующие организацию отдыха и оздоровления несовершеннолетних. Базовым нормативным документов является Закон РХ «О туристской деятельности на территории Республики Хакасия» и Закон РХ «Об организации отдыха и оздоровления детей в Республике Хакасия». Последний нормативны акт является один из немногочисленных законов субъектов РФ, который непосредственно говорит о развитии детского туризма как право несовершеннолетних на отдых и оздоровление. В соответствии с указанным законом в субъекте прежде всего делают акцент на развитие так называемого каникулярного туризма, т.е. туризма в период каникул.

Ежегодный мониторинг летней оздоровительной кампании показывает необходимость введения системных мер по модернизации инфраструктуры организаций загородных оздоровительных лагерей. Если в 2017 г. в Республике Хакасия работали 20 загородных организаций отдыха детей, то в 2021 г. только 12. Санитарно-эпидемиологическая ситуация 2020 г., введение в регионе режима повышенной готовности из-за угрозы распространения новой коронавирусной инфекции не позволили организовать летнюю оздоровительную кампанию в традиционном режиме. Оздоровительные организации понесли значительный финансовый урон, связанный с пандемией, они не осуществляли деятельность в 2020 г., но при этом все обязательные платежи, в том числе налоговые, ими осуществлялись, часть из них не получили никаких мер поддержки. В 2021 г. в связи с ужесточением требований пожарной безопасности, антитеррористической защищенности, санитарно-эпидемиологического законодательства, введения ограничений наполняемости оздоровительных организаций (лагеря обеспечивали заезд детей в смену из расчета не более 75 % от плановой мощности), привели к недополучению оздоровительными лагерями финансирования и дополнительным затратам. Указанные факторы негативно отразились на подготовке организаций отдыха к приему детей в период летних каникул и могут в дальнейшем привести к закрытию части лагерей [2]. Предотвратить ухудшение положения в сфере организации отдыха и оздоровления детей возможно только при федеральной финансовой поддержке. Необходимо разработать и принять федеральную государственную программу модернизации инфраструктуры организаций отдыха и оздоровления детей или внести изменения в ведомственную целевую программу «Развитие сферы отдыха и оздоровления детей» на 2019-2025 гг., утвержденную распоряжением Министерства просвещения РФ от 28.11.2019г. № Р-121, в целях строительства новых и капитального ремонта имеющихся оздоровительных организаций.

Надо отметить, что несовершеннолетние Хакасии ежегодно получают возможность участвовать в спортивно-оздоровительном, патриотическом, экологическом, этническом детским туризме. Например, на территории республики для школьников и студентов проводится образовательный туристический маршрут «Усть-Сос - благословенная моя земля», предназначенный для просвещения истории и культурно-исторических традиций хакасского народа. Так же для культурно-познавательного туризма имеются музеи «Древние курганы Салбыкской степи», Хакасский республиканский музей-заповедник «Казановка», Анхаковский музей под открытым небом «УлугХуртуяхТас». Хакасия одна из 18 субъектов, которая реализует проект «Живые уроки». Именно в одном из визит-центров заповедника «Хакасский» существует экотропа «Таежная грамота». Для Республики Хакасия значимость развития туризма определяется благоприятными природными условиями, богатейшим историко-культурным наследием, географическим положением и

наличием ресурсов. Республика богата разнообразными туристскими ресурсами, что создает условия для многих видов туризма особенно для детей, что еще раз подтверждает тот факт что детско-юношеский туризм многоплановое явление.

Важной особенностью развития детского туризма в Республике Хакасия стало принятие Постановления Президиума Правительства Республики Хакасия о создании координационного совета по развитию детского и молодежного туризма в регионе [5]. Хакасия относится к числу немногих субъектов имеющих данный орган управления детским туризмом в регионе.

В регионах Российской Федерации так же как и на федеральном уровне детский туризм регламентируется законодательством, которое касается вообще туристической деятельности. Учитывая тот факт, что детский туризм имеет ярко выраженную социальную окраску, он регламентируется правовыми нормами социального законодательства. При этом постоянно учитывается, что специфическим контингентом являются дети, подростки и в первую очередь детский туризм должен обеспечивать безопасность ребенка.

На сегодняшний день данная сфера имеет достаточно много не решенных проблем, сказывающихся на развития детской туристической отрасли как на федеральном, так и на местном уровне. Проблемы возникли, по мнению многих ученых, из-за следующих причин - распад советской самодеятельной системы туризма, которая формировалась десятилетиями и была разрушена с развалом Советского союза; отказ образовательных учреждений от таких форм детско-юношеского туризма как походы, экскурсии и т.д.; уменьшение по разным причинам квалифицированных кадров, представители которых имеют опыт туристической деятельности и способны использовать передовые возможности туризма в образовательном процессе. Неразрешенность проблем в сфере детского туризма связаны так же с отсутствием достаточного финансирования на муниципальном уровне данной сферы. Это проявляется на практике тем, что материально-технические средства для развития детско-юношеского туризма находятся на крайне низком уровне, зачастую это проявляется в том что образовательные учреждения не в состоянии даже предоставить здания, мебель, коммуникации для проведения занятий. Все эти причины являются следствием нестабильного экономического и социального положения в стране, из-за чего не только семьи не могут организовать отдых своих детей, но и государство в целом не имеет финансовых средств для развития детско-юношеского туризма [1, с. 508].

Не следует все причины трудностей развития детского туризма сводить лишь к финансово-экономическим проблемам. Российское законодательство на сегодняшний день нуждается в серьезном дополнении и четкой регламентации детского туризма. В современной России вопросы правоотношений в сфере детского туризма регламентируются множественными нормативными правовыми актами. Законодательная база постоянно «нагромождается» новыми правовыми документами и отличается не доработаностью и не систематизированностью. Все это не позволяет на должном уровне выстроить систему взаимоотношений между «заказчиком», «исполнителем» и «потребителем» детских туристических слуг.

Отсутствие возможности получать только качественный туристический продукт связано, на наш взгляд, с отсутствием специального нормативного правового акта в данной сфере. Детский туризм регламентируется многочисленными актами. Особенно много подзаконных актов устанавливающих правила предоставления различного рода туристических услуг, так как основным принципом организации детско-юношеского туризма является обеспечение безопасности ребенка. На наш взгляд, в сфере правового регулирования детско-юношеского туризма необходимо принять ФЗ «О детско-юношеском туризме в Российской Федерации». Данный закон стал бы базовым в сфере законодательной регламентации детского туризма на российском рынке туристических услуг.

ФЗ «О детско-юношеском туризме в Российской Федерации» должен закрепить понятие детско-юношеского туризма и определить правовой статус субъектов данных правоотношений. На наш взгляд, закон должен включать следующее понятие детско-юношеского туризма: «туризм организованной группы несовершеннолетних туристов в сопровождении руководителя, который несет обязанности их законного представителя в форме отдыха, оздоровления или общественно-полезной, научно-познавательной деятельности с целью создания среды для духовно-нравственного и физического развития несовершеннолетних». В обязательном порядке в данном федеральном законе должны быть установлены следующие положения государственной политики в сфере детского туризма -определение принципов государственной политики в сфере детского туризма; определение компетенции уполномоченного государственного органа, реализующего государственную политику в сфере детско-юношеского туризма; определение детско-юношеского туризма, его основных видов и определение социального детско-юношеского туризма; права и обязанности потребителя и исполнителя детских туристических услуг; обеспечение безопасности в сфере детского туризма; установление ответственности за предоставление услуг не надлежащего качества в сфере детско-юношеского туризма; определение финансирования данного вида деятельности из федерального и регионального бюджетов, а также регулирование вопроса привлечения средств государственно-частного партнерства.

Принятие базового нормативного правового акта в сфере детско-юношеского туризма поможет избежать принятия множества ведомственных документов, нечетких формулировок (определений), двойственный смысл трактовок в существующей нормативной базе рассматриваемой сферы.

Особо остро в сфере детского туризма стоит вопрос о безопасности реализации туристических услуг, так как имеются не единичные случаи гибели детей отдыхавших в летних лагерях из-за несоответствия материально-технической базы требованиям или

нанесение существенного вреда здоровью ребенка. В данном вопросе необходим более жестких контроль со стороны соответствующих контролирующих и надзорных органов. Как показывает практика в большинстве случаев вред ребенку наносится из-за не соблюдения санитарно-гигиенических норм и требований пожранной безопасности.

Говоря о безопасности детско-юношеского туризма, следует указать на такую проблему как отсутствие профессиональных кадров в данной сфере. Следует иметь в виду, что туристические услуги предоставляются несовершеннолетним и направлены на решение задач как научно-познавательных, так и оздоровительных. С этой точки зрения проявляется нехватка квалифицированного персонала в сфере образования, медицины т.д. Так как детский туризм находится на стыке различных областей, то и кадровая проблема имеет утроенный дефицит - явно проявляется нехватка работников туристической сферы со знаниями и навыками оказания первой медицинской помощи, оказания в случае необходимости психологической помощи, работников имеющих педагогическое образования и в тоже время экономическое, так как наравне с социальными вопросами требуется решать и финансовые. В обучении персонала работающих в сфере детско-юношеского туризма особое внимание надо обращать на получение навыков работы с детьми с ограниченными возможностями. Решить кадровую проблему можно путем обязательного внесения образовательных курсов на базе высших и средне-профессиональных образовательных учреждений предусматривающих подготовку специалистов со знаниями навыками применительно к детско-юношескому туризму. Например, в рамках подготовки специалистов педагогических направлений вводить курсы по подготовке работников в сфере детско-юношеского туризма с изучением основ медицины.

На наш взгляд, проблема заключается в том, что на сегодняшний день в России не существует специальной образовательной программы для подготовки кадров в сфере детского туризма. Мы согласны с исследователями о целесообразности введения в образовательных учреждения высшего или средне-профессионального обучения по следующим программам - «Сервисный функционал служб детского оздоровительного лагеря»; «Управление турфирмой, специализирующейся на детском туризме» [6, с. 60-61]. При этом в процессе обучения специалистов для детского туризма в обязательном порядке должны быть следующие общекультурные и профессиональные компетенции «Основы педагогики и психологии», так как работа будет вести с малолетними и несовершеннолетними потребителями туристических услуг; «Оказание первой медицинской помощи», так как зачастую туристические услуги предоставляются несовершеннолетним без сопровождения родителей (опекунов, попечителей) и соответственно сопровождающий должен иметь навыки оказания медицинской помощи; «Нормативно-правовое обеспечение детского туризма» данная компетенция необходима, так как дети так же являются потребителями и им должна быть оказана услуга в соответствии с требованиями законодателя, к тому сам работник должен знать в чем заключается его персональная ответственность в данной сфере.

В заключении хотелось бы отметить, что решение проблем связанных с реализацией права ребенка на отдых и оздоровление очень важны и требуют своего разрешения. Так как это не только вопросы оздоровления и отдыха, а так же вопросы патриотического, этического, экологического, культурно-исторического развития детей, что является показателем уровня жизни населения, его духовного и физического развития. Также детский туризм помимо возможности физического развития ребенка, удовлетворения его потребности в оздоровлении и отдыхе, выполняет важную функцию по профилактике беспризорности, безнадзорности, детской и подростковой преступности.

Библиогра фия:

1. Аигина Е. В., Тульская Н. И. Современное состояние и развитие детского туризма в Российской Федерации // Russian Journal of E ducation and Psychology. -2015. - №10 (54). - С. 506-518.

2. Буйнова А.И. Проблемы и перспективы детско-юношеского туризма // Современные исследования социальных проблем. 2020. № 2. С. 12.2. Доклад Уполномоченного по правам ребенка в Республике Хакассия 2-21 г. [Электронный ресурс] https://rhdeti.ru/biografiya-upolnomochennogo/doklady/ (Дата обращения: 18.12.2022г.).

3. Об утверждении Концепции развития детского туризма в Республике Крым на период до 2025 года и Плана мероприятий по реализации Концепции развития детского туризма в Республике Крым на период до 2025 год: Распоряжение Совета министров Республики Крым от 24 мая 2018 г. № 591 -р // [Электронный ресурс] http://rk.gov.ru (Дата обращения: 18.12.2022г.).

4. Об обеспечении прав детей на отдых и оздоровление в Краснодарском крае: Закон Краснодарского края от 29 марта 2005 г. № 849-КЗ // Кубанские новости. 2005. 02 апр.

5. О создании Координационного совета по развитию детского и молодежного туризма в Республике Хакасия (вместе с «Положением о Координационном совете по развитию детского и молодежного туризма в Республике Хакасия»): Постановление Президиума Правительства Республики Хакасия от 24 марта 2015 г. № 28-п // Доступ из справ.-правовой системы «КонсультантПлюс». (Дата обращения: 18.12.2022г.).

6. Морозова М.А., Григорьева Д.К. Формирование кадрового потенциала сферы детского туризма // Петербургский экономический журнал. - 2015. - №1. - С.52-61.

7. Тарасова О. Е. Детско-юношеский туризм как образовательно-воспитательная среда / О. Е. Тарасова, О. Е. Тарасова, О. Н. Шулбаев // Наука и образование в современном мире: Материалы Международной научно-практической конференции, Караганда, 29 апр. 2022 г. - Караганда, 2022. - С. 163-166.

References:

1. Aigina E. V., Tulskaya N. I. The current state and development of children's tourism in the Russian Federation // Russian Journal of Education and Psychology. -2015. - №10 (54). - Pp. 506-518.

2. Buinova A.I. Problems and prospects of youth tourism // Modern studies of social problems. 2020. No. 2. p. 12.2. Report of the Commissioner for the Rights of the Child in the Republic of Khakassia 2-21 g. [Electronic resource] https://rhdeti.ru/biografiya-upolnomochennogo/doklady / (Accessed: 12/18/2022).

3. On approval of the Concept of Development of children's tourism in the Republic of Crimea for the period up to 2025 and th e Action Plan for the implementation of the Concept of Development of Children's Tourism in the Republic of Crimea for the period up to 2025: Decree of the Council of Ministers of the Republic of Crimea dated May 24, 2018 No. 591 -r // [Electronic resource] http://rk.gov.ru (Accessed: 12/18/20224.

4. On ensuring the rights of children to rest and recreation in the Krasnodar Territory: The Law of the Krasnodar Territory of March 29, 2005 No849-KZ // Kuban News.2005. 02 Apr.

5. On the establishment of the Coordinating Council for the Development of Children's and Youth Tourism in the Republic of Khakassia (together with the "Statement on the Coordinating Council for the Development of Children's and Youth Tourism in the Republic of Khakassia"): Resolution of the Presidium of the Government of the Republic of Khakassia dated March 24, 2015 No. 28-p // Access from the reference.- the legal system "ConsultantPlus". (Date of application: 12/18/2022).

6. Morozcva M.A., Grigorieva D.K. Formation of the personnel potential of the sphere of children's tourism // St. Petersburg Economic Journal. - 2015. - No. 1. - pp.52-61.

7. Tarasova O. E. Youth tourism as an educational environment / O. E. Tarasova, O. E. Tarasova, O. N. Shulbayev // Science and education in the modern world: Materials of the International scientific and practical Conference, Karaganda, April 29, 2022 - Karaganda, 2022. - pp. 163-166.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.