Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
512
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Область наук
Ключевые слова
гарантии / компенсации / нормы трудового права / право на труд / нормативно-правовой акт.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Т.С. Изотова

Рассматриваются правовые основы гарантий и компенсаций в трудовых отношениях в Российской Федерации. Разграничены определения гарантий и компенсаций. Проведен анализ судебной практики в рассматриваемой теме исследования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ»

Т.С. Изотова

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВА НА ГАРАНТИИ И КОМПЕНСАЦИИ В ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЯХ

Рассматриваются правовые основы гарантий и компенсаций в трудовых отношениях в Российской Федерации. Разграничены определения гарантий и компенсаций. Проведен анализ судебной практики в рассматриваемой теме исследования.

Ключевые слова: гарантии, компенсации, нормы трудового права, право на труд, нормативно-правовой акт.

Основой развития любого общества является трудовая деятельность человека. В зависимости от политической и экономической систем государства, меняются и нормы права, регулирующие трудовые отношения.

Касательно нашей страны, стоит отметить, что в момент перехода России к рыночной экономике и глобальному изменению всех сфер общества, трудовое право, и, в частности, нормативная база регламентации труда, имеет значение как регулятор хозяйственных отношений между субъектами, и, следовательно, развития рынка.

Развитие на современном этапе экономических отношений, рост деловой активности в обществе повышают необходимость всестороннего изучения и исследования основных гражданско-правовых конструкций и категорий, что объясняет актуальность выбранной темы исследования.

Современная система правовых актов о труде стала итогом последовательного совершенствования общих концептуальных подходов и конкретных юридических норм. [5, с.48].

Современная система правовых актов о труде стала итогом последовательного совершенствования общих концептуальных подходов и конкретных юридических норм.

В статье 37 Конституции РФ - основном законе государства - закреплены основные положения, регулирующие трудовое законодательство: право каждого гражданина на труд, запрет принудительного труда, право на забастовку и на отдых.

30.12.2001 года в России начинает действовать «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ - нормативно-правовой акт, целями которого являются установление государственных гарантий трудовых прав и свобод граждан, создание благоприятных условий труда, защита прав и интересов работников и работодателей (ст. 1).

Помимо Трудового Кодекса РФ к источникам трудового права в России относят: Федеральный закон «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» от 12.01.1996 № 10 -ФЗ, Федеральный закон от 29 июля 2017 г. N 235-Ф3 «О внесении изменений в Закон Российской Федерации «О занятости населения в Российской Федерации»», Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» от 19.06.2000 № 82-ФЗ и иные федеральные законы.

Стоит отметить, что гарантии и компенсации закреплены во многочисленных нормативно-правовых актах, регламентирующих трудовые отношениях конкретных профессий, либо направления деятельности. Например, гарантии прав работников, осуществляющих деятельность в полевых условиях; гарантии, установленные медицинским сотрудникам1; работникам, осуществляющим деятельность в районах Крайнего Севера2.

Раздел 6 Трудового Кодекса РФ закрепляет гарантии и компенсации работников. Так, в силу ст. 164 ТК РФ гарантии - средства, способы и условия, с помощью которых обеспечивается осуществление предоставленных работникам прав в области социально-трудовых отношений.

© Т.С. Изотова, 2022.

1 Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.04.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

2 Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 29.12.2020) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // СПС «Консультант-Плюс»

Компенсации - денежные выплаты, установленные в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.

Таким образом, законодатель нормативно закрепил понятия гарантий и компенсаций. В то же время, нормы, которые регулируют гарантии и компенсации, предоставляемые работникам, четко не разграничены законодателем в ТК РФ.

Между тем, разграничение понятий «гарантии» и «компенсации» является предметом научных исследований, которые начались еще в советское время.

Так, В.Н. Скобелкин в работе 1971 г. указывает, что гарантии - это средства и способы, которые закреплены правовыми нормами. Указанные гарантии обеспечивают свободное вступление в трудовые правоотношения и дальнейшее осуществление трудовых прав1».

Гаврилина А. в работе определяет гарантии и компенсации как «требования, правила, а также определенное соглашение сторон (согласие работника), выполнение которых обеспечивает реализацию права работника2».

Рассмотрим подробнее виды гарантий и компенсаций.

Некоторые авторы научных исследований3 выделяют такой вид гарантий и компенсаций как материальные и нематериальные. Задачами материальных гарантий является сохранение заработной платы за работником в период отсутствия работника не на рабочем месте по уважительной причине.

Выделяют следующие материальные компенсации: доплаты и выплаты.

В то же время, компенсации определяются как денежные выплаты, которые выплачиваются в целях возмещения работникам затрат, связанных с исполнением ими трудовых или иных обязанностей, предусмотренных ТКРФ или иными федеральными законами4.

Стоит отметить, что существуют разные виды гарантий и компенсаций, связанные, в частности:

- с государственными обязанностями (например, выполнение обязанностей присяжного заседателя);

- с отдыхом и перерывами в работе;

- с обучением работника;

- расторжением трудового договора;

- сохранением среднего заработка по прежней работе беременным женщинам при переводе их на другую работу;

- оплата труда по выполняемой работе, но не ниже среднего заработка женщинам, имеющим детей в возрасте до полутора лет при переводе их на другую работу и иные.

Следует иметь в виду, что законодательство РФ закрепляется минимальный размер гарантий и компенсаций, который работодатели имеют право увеличить. При этом нормы локальных нормативных актов не должны ухудшать положение работников по сравнению с установленным трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями.5

Реализация права на гарантии и компенсации может осуществляться также с помощью права на судебную защиту. Исходя из понятия индивидуального трудового спора данного в ст. 381 Трудового кодекса РФ, судебная защита права на гарантии и компенсации в трудовых отношениях может происходить в различных видах судебного производства.

В соответствии с ч. 1 ст. 118 Конституции РФ6 правосудие в Российской Федерации осуществляется только судом. Существует несколько видов судопроизводства: административное, уголовное, конституционное и гражданское судопроизводство.

1 Скобелкин В.Н. «Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих в СССР» Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 1971. С. 13.

2 Гаврилина А. «Гарантии и компенсации» // Хозяйство и право. 2002. № 9. С. 14.

3 Симонов В.И. «Понятие гарантий и компенсаций в трудовых отношениях» // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 49-52.

4 Мартынова Т.Н., Сгибнева О.В. «Гарантийные и компенсационные выплаты работникам в трудовом праве Российской Федерации: проблемы терминологии» // Вестник Костромского государственного университета, 2016 - с. 67

5 Авдеев В.Д. «Должностные инструкции работников организации»// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2009 - с. 14

6 Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993г.) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008г. № 6-ФКЗ, от 30.12.2008г. № 7-ФКЗ, от 05.02.2014г. № 2-ФКЗ, от 21.07.2014г. № 11-ФКЗ)//СЗ РФ. 2014. №31. Ст.4398.

В ст. 120 Конституции РФ указано, что судьи независимы и подчиняются только Конституции Российской Федерации и федеральному закону. При этом данное положение конкретизируется тем, что в случае противоречия актов государственных и иных органов власти закону суд принимает решение на основании закона. Указанное правило позволяет сделать вывод, что суды независимы от исполнительной власти. Однако, также усматривается ограничение судебной власти - действие в соответствии с законами, которые принимает законодательная власть.

Исходя из понятия индивидуального трудового спора данного в ст. 381 Трудового кодекса РФ, судебная защита права на гарантии и компенсации в трудовых отношениях может происходить в различных видах судебного производства.

Анализируя право гражданина на судебную защиту трудовых прав, можно сделать вывод, что наиболее распространенные основания для обращения в суд - это установление трудовых отношений и взыскание заработной платы.

Между тем, право на судебную защиту также необходимо реализовать в установленный законом срок. В силу ст. 392 ТК РФ такой срок составляет три месяца со дня, когда работнику стало известно о нарушении его прав.

Рассмотрим конкретные примеры из судебной практики.

В рамках дела № 33-11354/2018 было рассмотрено исковое заявление гражданина Е. к ООО «Фортуна плюс» со следующими требованиями: установить трудовые отношения; обязать внести запись о приеме на работу в трудовую книжку; взыскать задолженность по заработной плате и проценты за задержку заработной платы.

Суд первый инстанции в удовлетворении отказал. Определением Самарского областного суда от 11.09.2018 г. решение суда первой инстанции оставлено без изменения. Мотивировал суд отказ в удовлетворении исковых требований пропуском срока исковой давности. Также суд указал, что истец не воспользовался возможностью обратиться в суд с ходатайством о восстановлении пропущенного трехмесячного срока. Основания для восстановления пропущенного срока указаны в п. 5 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 17.03.2004 г. N 2 «О применении судами Российской Федерации Трудового кодекса Российской Федерации».

Рассмотрим еще один пример. Истец обратилась в суд с иском об установлении трудовых отношений, признать гибель работника при исполнении им трудовых обязанностей несчастным случаем на производстве; обязать работодателем оформить акт о несчастном случае на производстве.

Суд первый инстанции вынес решение об отказе в удовлетворении исковых требований. Суд апелляционной инстанции решение оставил без изменения, апелляционную жалобу Истца без удовлетворения, сделав обоснованный вывод о том, правоотношения являлись гражданско-правовой характер, так как между сторонами был заключен договор подряда. Указанный договор не имел признаки трудового договора, так как не включал обязанности подрядчика по соблюдению режима работы, режима отдыха, выплаты в определенные дни не предполагалась.

Таким образом, отказы судов в удовлетворении заявленных требований связаны с низкой правовой культурой населения, а именно незнание о сроках давности для подачи исков в суд. Рассмотрим подробнее данную причину.

Решение экономических, социальных и политических проблем невозможно без повышения уровня правовой культуры, формирования гражданского общества.

Повышение уровня правовой культуры должно быть как со стороны граждан, так и со стороны государственных органов. Мы считаем, что именно последние должны подавать пример неукоснительным соблюдением законов. Однако на данный момент статистика такова, что в органах государственного и муниципального управления высокий уровень коррумпированности. И, хотя со стороны государства принимается целый спектр мер для борьбы с коррупцией, данные меры не всегда приводят к нужному результату.

Выделим основные проблемы развития правовой культуры в российском обществе на данный момент:

1. Несоответствие правовой культуры лиц, наделенных властными полномочиями, должному уровню, и, как следствие, некорректное осуществление правотворческих и правоприменительных процессов.

2. Распространение правового нигилизма среди объектов и субъектов права, непризнание права как социального института, способного успешно регулировать общественные отношения, недоверие к государственно-правовой системе в целом.

3. Низкий уровень правовой и финансовой грамотности населения.

4. Затрудненный доступ к информации об изменениях в нормативно-правовых актах.

5. Отсутствие массового ориентирования на правомерное поведение; безразличное отношение к правонарушениям1.

6. Отсутствие порицания правонарушения и преступлений, совершенных как гражданами, так и государственными и муниципальными служащими.

7. Отсутствие поощряемого стандарта поведения среди государственных и муниципальных служащих.

8. Распространение СМИ модели правового нигилизма как модной.

9. Распространение СМИ и в сети Интернет мнения о том, что все государственные и муниципальные органы коррумпированы, решить правовую проблему иным способом, кроме дачи взятки, нельзя.

10. Нарушение сотрудниками органов внутренних дел внутренних регламентов из-за большого объема работы. В результате у граждан складывается мнение в неспособности сотрудников решить возникшую правовую проблему.

Например, затягивание сроков при направлении ответа в адрес обратившегося лица.

Проблема, которую хотелось бы выделить отдельно, является отсутствие конкретных предложений в изученной нами литературе и на государственном уровне по повышению правовой грамотности населения, и органов внутренних дел в частности.

Таким образом, сформулируем конкретные предложения, которые могут повысить уровень правовой культуры и правосознания граждан.

Например, ввести цензурирование со стороны государства для местных печатных изданий и телеканалов: обязать обозревать в течении 10 минут один правовой вопрос несколько раз в неделю (если это телеканал). Или ввести обязательную правовую колонку (для печатного издания).

Стоит отметить, что многие органы государственной власти уже ввели в практику сотрудничества со средствами массовой информации.

Например, Прокуратура Свердловской области в рамках правового просвещения сотрудничают с телекомпанией «Областное телевидение». Программа «Территория права» выходит в эфир ежемесячно с июля 2017 года.

В программе каждый телезритель имеет возможность получить профессиональную, компетентную и бесплатную правовую консультацию. Работники аппарата прокуратуры области разъясняют телезрителям их права и обязанности, положения федерального законодательства и практики его применения, а также отвечают на поступившие вопросы.

На сайте Прокуратуры Свердловской области можно посмотреть такие выпуски как: Уголовно-правовые механизмы защиты прав «обманутых дольщиков», Безопасность на дорогах, защита права гражданско-правовыми способами, наркотики и ответственность, предприниматель и госконтракт, защита конституционных прав граждан уголовно-правовым способом, коррупция, домашнее насилие и другие.

Такие важные темы поднимаются Прокуратурой Свердловской области и телеканалом «Областное телевидение».

Далее, Прокуратура Самарской области в рамках парового просвещения сотрудничает со школами по профилактике суицидов и насилия в несовершеннолетней среде.

На базе МВД России также существуют программы правового просвещения. Например, на сайте МВД г. Дзержинкс есть раздел «правовое просвещение», где размещены ссылки на полезные ресурсы: Закон о полиции, сайт ГИБДД, народные дружины.

На сайте Министерства юстиции России также существует раздел «правовое просвещение» в котором указано: в качестве одного из приоритетных мероприятий государственной политики названо обеспечение доступности правовой информации, развитие системы правового просвещения и информирования граждан, включая развитие информационно-правовых ресурсов и обеспечение эффективного функционирования соответствующих информационно-справочных систем.

Отдельным блоком можно выделить инициативы высших учебных заведений. Например, в Зелено-горске (Ленинградская область) состоялась Летняя школа «Правовое просвещение и судебное представительство» в рамках реализации совместного проекта Санкт-Петербургского института права имени Принца П.Г. Ольденбургского и Центра развития юридических клиник. Данное мероприятие имело международный характер, что несомненно подчеркивает его значимость.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что государственные органы имеют такое направление деятельности как правовое просвещение населения. По нашему мнению, на законодательном уровне необходимо закрепить конкретные мероприятия по повышению уровня правовой культуры населения, чтобы граждане имели возможность в полной мере пользоваться правами, в том числе защитой трудовых прав.

1 Усманова Е.Ф. «Совершенствование правовой культуры и ее роль в развитии общественного сознания гражданского общества» // Правопорядок: история, теория, практика, 2018 - с. 76

Между тем, большинство исков, подаваемых в суд о выплате заработной платы, удовлетворяются судами. Практику можно оценить как положительную.

Таким образом, мы рассмотрели нормативное закрепление гарантий и компенсаций в РФ и определили, что они установлены в ТК РФ. Помимо ТК РФ, гарантии и компенсации закреплены в Постановлениях Правительства и Указах Президента РФ.

Анализируя судебную практику, мы пришли к выводу, что основная часть исков связана с установлением трудовых отношений и взысканием задолженности по заработной плате. В данной группе споров суды обращают внимание на соблюдение сроков исковой давности.

Библиографический список

1. Конституция Российской Федерации (принята всенародным голосованием 12.12.1993) (с учетом поправок, внесенных Законами РФ о поправках к Конституции РФ от 30.12.2008 N 6-ФКЗ, от 30.12.2008 N 7-ФКЗ, от 05.02.2014 N 2-ФКЗ, от 21.07.2014 N 11-ФКЗ).

2.Трудовой кодекс Российской Федерации от 30.12.2001 N 197-ФЗ (ред. от 16.12.2019) // СПС «Консультант-

Плюс».

3.Закон РФ от 19.02.1993 N 4520-1 (ред. от 29.12.2020) «О государственных гарантиях и компенсациях для лиц, работающих и проживающих в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях» // СПС «Консультант-Плюс»

4.Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610 (ред. от 16.04.2021) «Об утверждении Положения о Министерстве труда и социальной защиты Российской Федерации» // СПС «КонсультантПлюс»

5.Авдеев В.Д. «Должностные инструкции работников организации»// Бухгалтерский учет в издательстве и полиграфии, 2009 - с. 14.

6.Касьянов В.В. «Правовая культура как фактор политической социализации молодежи современной России» Общество, 2011 № 4 - с.99.

7.Мартынова Т.Н., Сгибнева О.В. «Гарантийные и компенсационные выплаты работникам в трудовом праве Российской Федерации: проблемы терминологии» // Вестник Костромского государственного университета, 2016 - с. 67.

8.Скобелкин В.Н. «Юридические гарантии трудовых прав рабочих и служащих в СССР» Автореф. дис... докт. юрид. наук. М., 1971. С. 13. Гаврилина А. «Гарантии и компенсации» // Хозяйство и право. 2002. № 9. С. 14.

9.Симонов В.И. «Понятие гарантий и компенсаций в трудовых отношениях» // Трудовое право в России и за рубежом. - 2011. - № 4. - С. 49-52.

ИЗОТОВА ТАТЬЯНА СЕРГЕЕВНА - магистрант, РГСУ, Россия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.