Научная статья на тему 'Реализация прав студентов в сфере высшего образования во второй половине XIX В. В контексте международного сотрудничества Российской Империи'

Реализация прав студентов в сфере высшего образования во второй половине XIX В. В контексте международного сотрудничества Российской Империи Текст научной статьи по специальности «История и археология»

CC BY
137
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕЖДУНАРОДНОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО / РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ СТУДЕНТОВ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / INTERNATIONAL COOPERATION / EXERCISE OF STUDENTS' RIGHTS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по истории и археологии, автор научной работы — Киселев Игорь Васильевич

В настоящей статье рассматриваются основные этапы формирования образовательного права в России. Автор анализирует отдельные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования, а также отмечает их влияние на реализацию прав российских студентов. Уделено особое внимание международному сотрудничеству Российской Империи в сфере высшего образования как существенного фактора, влияющего на реализацию прав учащихся.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Exercise of students’ rights in the sphere of higher education in the second half of the XIX century in the context of international cooperation of the Russian Empire

The article discusses the basic stages of educational law development in Russia. The author analyses some legal acts regulating public relations in the field of higher education and notes their impact on the exercise of Russian students’ rights. Particular attention is paid to the international cooperation of the Russian Empire in the sphere of higher education as an essential factor affecting the exercise of students’ rights.

Текст научной работы на тему «Реализация прав студентов в сфере высшего образования во второй половине XIX В. В контексте международного сотрудничества Российской Империи»

УДК 342.734.5:[94 + 378](470 + 571)"18" Киселев Игорь Васильевич преподаватель Омской юридической академии

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРАВ СТУДЕНТОВ В СФЕРЕ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX В. В КОНТЕКСТЕ МЕЖДУНАРОДНОГО СОТРУДНИЧЕСТВА РОССИЙСКОЙ ИМПЕРИИ

Kiselev Igor Vasilyevich Lecturer, Omsk Academy of Law

EXERCISE OF STUDENTS' RIGHTS IN THE SPHERE OF HIGHER EDUCATION IN THE SECOND HALF OF THE XIX CENTURY IN THE CONTEXT OF INTERNATIONAL COOPERATION OF THE RUSSIAN EMPIRE

Аннотация:

В настоящей статье рассматриваются основные этапы формирования образовательного права в России. Автор анализирует отдельные правовые акты, регулирующие общественные отношения в сфере высшего образования, а также отмечает их влияние на реализацию прав российских студентов. Уделено особое внимание международному сотрудничеству Российской Империи в сфере высшего образования как существенного фактора, влияющего на реализацию прав учащихся.

Ключевые слова:

международное сотрудничество, реализация прав студентов, высшее образование.

Summary:

The article discusses the basic stages of educational law development in Russia. The author analyses some legal acts regulating public relations in the field of higher education and notes their impact on the exercise of Russian students' rights. Particular attention is paid to the international cooperation of the Russian Empire in the sphere of higher education as an essential factor affecting the exercise of students' rights.

Keywords:

international cooperation, exercise of students' rights, higher education.

Права студентов в сфере высшего образования в Российской Империи представляли собой совокупность отдельных правомочий обучающегося, посредством которых они удовлетворяли потребности в сфере образования. Особое влияние на качество реализации прав студентов оказывало международное сотрудничество Российской Империи в сфере высшего образования. Выпускники отечественных вузов применяли знания в разных сферах профессиональной деятельности, что оказало положительное влияние на развитие в России корабельного и архитектурного мастерства, зодчества, легкой промышленности, медицины и др. Из западных университетов были заимствованы идеи в области медицины. Так, врач при царском дворе Лаврентий Блюментрост учился в Европе и первым из Голландии привез анатомический кабинет Ф. Рюйша, который впоследствии стал основой для создания Кунсткамеры [1]. Российские специалисты производили высококачественные материалы для кораблестроения. В европейские страны экспортировались многие предметы быта, а также природные материалы [2].

Однако накопившиеся внутриполитические проблемы в России второй половины XIX в., в том числе в сфере высшего образования, вызванные ограничением сотрудничества российской и западной высших школ, ознаменовали новый этап развития системы высшего образования, а также прав студентов в данной области. Современник того периода педагог Н.И. Пирогов отмечал необходимость вузовской автономии, повышения заработной платы, предоставления больших прав студентам и др. [3].

Назревшая университетская реформа была реализована Александром II. На этапе обсуждения ее концепции в 1859-1860 гг. новый проект устава Императорских российских университетов подвергся критике по причине предоставления научным кадрам и студентам «вольных прав». В период подготовки устава отечественные ученые и публицисты отправлялись в командировки для изучения опыта организации европейских университетов [4].

Осенью 1861 г. новый устав, автором которого был М.А. Корф, предлагавший отменить вступительные экзамены в вузы и деление на курсы, также не был утвержден. По указу Александра II 5 января 1862 г. была учреждена императорская Комиссия во главе с Егором фон Брадке. Во второй половине 1862 г. ученый комитет Главного правления училищ совместно с попечительскими советами разных университетов разработал основные положения очередного проекта. Общий устав Императорских российских университетов был подписан Александром II 18 июня 1863 г. [5].

По уставу Императорских российских университетов от 1863 г. студенты имели право на стипендии и медали, обучение, отсрочку по его оплате и др. Вместе с принятием устава расширялись

ЮРИДИЧЕСКИЕ НАУКИ

и их обязанности. Например, за нарушение правил внутреннего университетского устава учащийся должен был явиться на заседание университетского суда [6]; уплатить штраф или исполнить иное наказание, примененное в отношении него судом; выполнять и подчиняться определенному способу контроля занятий, установленному вузом [7]. Студентам не запрещалось учиться в иностранных вузах. Была возвращена университетская автономия. Должности профессоров и ректоров снова стали выборными. В российских вузах признавались иностранные степени. Зарубежные преподаватели имели право при первом въезде в Россию привозить с собой любые вещи или выписывать их в течение года беспошлинно на сумму 900 р. В эту сумму не включались пошлины с личных вещей, которые подлежали беспошлинному пропуску (книги, карты и др.). По окончании срока пребывания в России иностранные педагоги имели право беспрепятственно, без оплаты пошлин пересекать государственную границу. Однако вопросы научной и образовательной цензуры, введенной еще при Николае I, так и не были решены. В соответствии с указом Александра II от 6 апреля 1865 г. «О даровании некоторых облегчений удобств отечественной печати» было разрешено свободно печатать и издавать университетскую литературу под редакцией российских вузов. На иностранную литературу действие данного указа не распространялось [8].

Революционные события, а также убийство Александра II вынудили его преемника Александра III проводить реформы, направленные на укрепление самодержавия.

Многие современники критически относились к новой реформе императора. Например, П.Г. Виноградов отмечал, что устав университетов от 1884 г. является политической мерой, направленной на укрепление бюрократии, а также на противостояние профессорскому корпусу университетов [9]. Сенатор П.А. Капнист указывал, что устав привел университеты к полной дезорганизации, власть лишилась прочной опоры [10]. Б.Н. Чичерин критиковал документ, считая его инструментом слома университетской организации в России [11]. Неоднозначно относились к нему студенты [12] и преподаватели [13].

По уставу Императорских российских университетов от 1884 г. учебные заведения вновь были подчинены Министерству народного просвещения. Ректоры и профессора тоже стали назначаться министерством (отдел 2, гл. 2, § 10). Любая работа, направленная на реорганизацию кафедр и других отделов университетов, согласовывалась с министерством (отдел 2, гл. 4, § 30, ч. III, п. 3, 7, 8). Все это контролировал попечитель университета - инспектор, уполномоченный министра (отдел 1, § 4; отдел 2, § 9). Он был обязан влиять на все решения, принимаемые университетами. По сути попечители руководили заведениями (отдел 2, гл. 1). Университет был лишен автономии. Была введена должность инспектора студентов, осуществлявшего за ними надзор (отдел 2, гл. 7, § 46, 49, 50; отдел 5, § 125). Однако университеты имели право получать иностранную корреспонденцию (отдел 6, гл. 1, § 139), приглашать зарубежных преподавателей. Последние могли ввозить любые учебные принадлежности, которые не облагались пошлинами (отдел 6, гл. 2, § 151). В соответствии с Уставом о цензуре и печати 1890 г. в Российской Империи в свободном доступе разрешался оборот научной литературы, прошедшей цензурный контроль [14].

Стоит отметить, что права студентов не были существенно стеснены по сравнению с обозначенными в уставе от 1863 г. Учащиеся также имели права на обучение (отдел 5, § 120), медали и почтенные отзывы (отдел 2, гл. 3, § 27, ч. 6), стипендии, льготы по оплате обучения (отдел 5, § 127), переход из одного университета в другой (отдел 5, § 118) и др. В уставе не содержалось запретительных норм на обучение за границей. Студенты обязаны были соблюдать в зданиях университета порядок, установленный правилами, которые утверждались Министерством народного просвещения (отдел 5, § 121).

Права граждан в сфере высшего образования, реализация которых вновь осуществлялась посредством международного сотрудничества, не достигла конечной цели их реализации, а именно получения студентами качественных знаний, умений, навыков, компетенций и др. Реформа Александра II в сфере высшего образования, направленная на либерализацию международного сотрудничества, не принесла существенного улучшения качества образования. Реформы были запоздалыми, что прямо повлияло на экономическое положение страны в целом. Только отдельные отрасли промышленности (железнодорожная, текстильная, сахарная) развивались за счет разработанных совместно с западными университетами технологий производства.

Обратной стороной медали международного сотрудничества в сфере высшего образования стало проникновение идей либерализма и марксизма, которые на практике отразились в участии студентов в нелегальных кружках, демонстрациях и забастовках. Были организованы революционные группы, в том числе среди учеников (например Иванцкого и др.) [15].

Анализируя изложенное, стоит отметить, что существенных изменений в реализации прав граждан в сфере высшего образования в эпоху Александра III не наблюдалось. Права на международное сотрудничество в области образования в целом российскими властями не ограничива-

лись, но и не развивались на законодательном уровне. Данное обстоятельство обусловило получение учащимися некачественных знаний, умений, навыков, компетенций и др. В США и странах Западной Европы студенты изучали передовые технологии в области электро- и фотосинтеза, электродинамики, механики, что было связано с открытием в то время электрического трамвая и электросварки, практического способа получения ультразвука и цветной фотографии, изобретением паровой турбины, эскалатора, радиопередатчика и др. [16]. В России эти технологии стали известны позже.

Ссылки и примечания:

1. Андреев А.Ю. Русские студенты в немецких университетах XVIII - первой половины XIX в. М., 2005. С. 122.

2. См.: Рожков Н. Русская история в сравнительно-историческом освещении (основы социальной динамики). Л. ; М., 1928. Т. 7. С. 41 ; Павленко Н.И. Екатерина Великая. М., 2006. С. 304-305 ; Russie a la fin du 19e siecle, sous dir. de M. Kowalevsky. Paris, 1900. P. 687, 691.

3. Аврус А.И. История российских университетов : очерки. М., 2001. С. 28, 86.

4. См.: Ферлюдин П. Исторический обзор мер по высшему образованию в России. Вып. 1: Академия наук и университеты. Саратов, 1894. С. 108. Собранные К.Д. Кавелиным сведения были опубликованы. См.: Кавелин К. Очерк французского университета // ЖМНП. 1862. № 6, 7, 11; Он же. Свобода преподавания и учения в Германии // Там же. 1863. № 3, 4; Он же. Устройство и управление немецких университетов // Русский вестник. 1865. № 2-4. Опубликованы в кн.: Кавелин К. Наука и университеты на Западе и у нас // Собрание сочинений. СПб., 1904. Т. 3. С. 5-240.

5. Томсинов В.А. Университетская реформа 1863 года в России // Подготовка и проведение университетской реформы 1863 года / сост. и авт. вступ. ст. В.А. Томсинов. М., 2012. С. LXVIII-CXVII.

6. Университетский суд - совет университета, рассматривавший дела о нарушениях университетской дисциплины.

7. Полное собрание законов Российской империи 1825-1881 гг. Т. 38. Отделение 1 (1863 г.). СПб., 1866. 942 с.

8. Указ Александра II от 6 апреля 1865 г. «О даровании некоторых облегчений удобств отечественной печати» [Электронный ресурс] // Медиатека факультета журналистики МГУ. URL: http://site.mediascope.ru/?q=node/64 (дата обращения: 22.07.2015).

9. Виноградов П. Учебное дело в наших университетах // Вестник Европы : журнал истории, политики, литературы. 1901. Окт. Кн. X. C. 537, 540-545.

10. Капнист П.А. Университетские вопросы // Вестник Европы. 1903. Т. IV. С. 193.

11. Чичерин Б.Н. Воспоминания. Московский университет / под ред. С.В. Бахрушина и М.А. Цявловского. М., 1929. С. 249.

12. См.: Щетинин Б.А. Первые шаги (Из недавнего прошлого) // Московский университет в воспоминаниях современников / сост. Ю.Н. Емельянов. М., 1989. С. 533-547, 672 ; Пичета В.И. Воспоминания о Московском университете (18971901 гг.) // Там же. С. 584.

13. См.: Виноградов П. Указ. соч. ; Трубецкой С. Университет и студенчество // Русская мысль : ежемесячное литературно-политическое издание. 1897. Кн. IV.

14. Собрание законодательства Российской Империи [Электронный ресурс]. URL: http://www.rus-sky.com/history/li-brary/vol. 14/vol.14.2.htm (дата обращения: 20.07.2015).

15. Рожков Н. Указ. соч. Т. 11. С. 114-139.

16. См.: Храмов Ю.А. Сименс Эрнст Вернер (von Siemens Ernst Werner) // Физики : биографический справочник / под ред. А.И. Ахиезера. 2-е изд., испр. и доп. М., 1983. 400 с. ; Harris F.R. The Parsons centenary - a hundred years of steam turbines // Proc. of the Institution of Mechanical Engineers. 1984. Pt A, vol. 198, no. 9. P. 183-224 ; Dommermuth-Costa C. Nikola Tesla: A Spark of Genius. Minneapolis, 1994. P. 11-12. ; и др.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.