Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, №1. С. 142-150.
Короткие сообщения
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ
А.О. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ
Настоящее исследование посвящено изучению закономерностей процесса психологического консультирования. Хотя проведено множество исследований по психологическому консультированию, в основном за рубежом, этот пласт психологического знания наименее изучен. Во многом это связано с тем, что данный предмет не поддается анализу с помощью формальных статистических процедур, которые в настоящее время обеспечивают научный и академический статус исследования. Стоит отметить, что в зарубежной психологической науке при изучении процессов консультирования и психотерапии отмечается всплеск использования качественных методов. В данной работе мы попытались совместить две традиции анализа, применяя для изучения процесса взаимодействия консультанта и клиента качественные и количественные методы, а также статистическую обработку результатов.
Для определения динамики и закономерностей психологического
консультирования необходимо выделить категорию, которая бы могла эту динамику отразить. Кроме того, к данной категории предъявлялись два требования. С одной стороны, она должна достаточно явно прослеживаться в процессе консультирования, с другой стороны, она должна быть теоретически обоснованной для последующего объективного ее анализа и включения в контекст психологического знания. Именно поэтому объектом нашего исследования стала категория «нарратив». Нарра-тивом мы вслед за многими другими исследователями будем называть историю жизни человека, рассказанную им самим.
Категория нарратива формировалась в зарубежных социально-конструктивистских психологических исследованиях, которые во многом опирались на культурно-историческую концепцию. Данный факт неоднократно подчеркивали в своих работах Дж. Шоттер (Shotter, 2006), Дж. Брунер (Bruner, 2002), Р. Харре (Харре, 1995). Основополагающим
тезисом для них является мысль Л.С. Выготского о приоритете культурно-исторического контекста в развитии и знаковой природе организации психики человека. На определенном этапе развития слово выступает как способ «овладения» предметом, а позднее — собственной психикой. Слово и речь появляются в контексте взаимодействия ребенка со взрослым, который становится носителем общественных значений. Данный процесс отражен в феномене эгоцентрической речи, являющейся повторением слов взрослого в форме обращения к самому себе и в дальнейшем подвергающейся интериори-зации. В результате перехода речи во внутренний план появляется произвольность. Так, А.Р. Лурия пишет: «...из слова рождается не только удвоение мира, но и волевое действие, которое человек не мог бы осуществить, если бы у него не было языка» (Лурия, 1979, с. 38).
Но процесс овладения собой можно проследить не только в описанном феномене, нарратив также является знаковым средством регуляции собственной деятельности. Так, в процессе общения взрослый, наблюдая за поведением ребенка, характеризует его определенным образом, при этом характеристика в большинстве случаев эмоционально окрашена. Постепенно в социальном контексте ребенка появляется описание его отличительных черт и действий в форме историй. Нарративы, как и указания взрослых, постепенно интерио-ризируются, переходя во внутренний план. В результате у ребенка формируется представление о себе и о значимых событиях своей жизни, подкрепляемое описаниями взрослых.
Это представление в дальнейшем начинает определять его действия и самовосприятие. Базовым для нарративной психологии является положение о том, что изменяя содержание нарратива за счет изменения контекста описания и составляющих его событий, возможно изменить самовосприятие и деятельность человека. Таким образом, нарратив является системой знаков по овладению собственным поведением.
Нарративная психология, рассматривающая жизнь человека как историю или текст, в настоящее время является одним из наиболее бурно развивающихся направлений в зарубежной и отечественной психологии. В ее основании лежит положение о том, что людям необходимо объединять разрозненные события, мысли и чувства в повествование. Рассказывая о себе, своем поведении и поступках, человек выделяет в жизненном потоке и по-новому видит события своего настоящего, прошлого и будущего, тем самым придавая им смысл и формируя особую реальность. Посредством нарратива человек создает собственное описание действительности и себя в этой действительности, а также реализует отношение к ней в виде стабильных конструктов.
В результате интериоризации автобиографического нарратива события жизни организуются во времени и осмысляются. Но одним из главных следствий нарративной организации психики становится появление двух инстанций: «Я» как субъекта, организующего нарратив, и «Я» как объекта, описанного в повествовании. По всей видимости, данное разделение является одной из первых
предпосылок появления активного рефлексирующего субъекта жизненного пути, самостоятельно формирующего и изменяющего собственную жизнь. Для исследования возникновения позиции субъекта в процессе изменения нарратива необходимо обратится к ситуации, в которой можно проследить эту динамику. Подобной ситуацией является процесс психологического консультирования.
За психологической консультацией обращаются люди с проблемной жизненной ситуацией. Наличие проблемной жизненной ситуации в большинстве случаев сопровождается отсутствием у человека позиции субъекта жизненного пути относительно данной ситуации. В консультации происходит обсуждение истории возникновения и способов разрешения проблемы, которая предъявляется как фрагмент автобиографического нар-ратива. В итоге изменения нарратива в процессе психологической работы к человеку возвращается возможность произвольной саморегуляции. Произвольная саморегуляция осуществляется посредством появления субъекта как инстанции, регулирующей прохождение жизненного пути. Сущностными характеристиками субъекта являются активность, самосознание, самодетерминированность.
Применительно к исследованию текста категория субъекта жизненного пути соотносится с обозначенной в литературоведении инстанцией автора, организующей повествование. В настоящей работе концепт «автор» будет выступать синонимом понятия «субъект жизненного пути».
Данная статья посвящена описанию основных результатов исследо-
вания позиции субъекта в процессе изменения нарратива. Для выполнения поставленной задачи необходимо обозначить критерии позиции субъекта и знаков ее присутствия в тексте.
Знаки позиции субъекта жизненного пути в тексте
Синтезируя представления о субъектности и выделяя те из них, изучение которых возможно в рамках анализа текста консультации, мы обращаемся к следующим элементам позиции субъекта жизненного пути:
1) активность — деятельное и творческое отношение субъекта к проживанию жизненного пути;
2) ответственность — факт выбора субъектом собственного жизненного пути в целом, а также целей, средств, контроля, реализации конкретной деятельности в частности;
3) способность к самоотстранению — аналог способности субъекта к рефлексии применительно к тексту;
4) определенность — целостность и завершенность позиции автора и образа героя в нарративе;
5) представления — объяснения, отражающие правила, нормы, которыми человек руководствуется в процессе проживания жизненного пути.
Знаками присутствия данных элементов в тексте являются следующие критерии.
1. Активность проявляется в готовности клиента:
- пробовать новые формы работы в консультации (медитация, визуализация, работа с метафорами, постановки и т. д.);
- анализировать и изменять основания проблемного нарратива — представления, лежащие в его основе;
- искать и обозначать собственные предпочтения относительно развития истории жизни;
- искать и обозначать эпизоды нарратива, отличающиеся от проблемных;
- переосмыслять и изменять проблемный нарратив.
Можно сказать, что основным критерием активности автора нарра-тива становится позиция заинтересованного исследователя собственной жизни.
2. Критерии наличия ответственности у автора нарратива заключаются в:
- признании собственной позиции в повествовании, а также роли в появлении проблемного нарратива и его изменении;
- наличии в нарративе ситуации выбора;
- совершении осознанного и свободного выбора;
- реализации выбора в соответствии с личными ценностями.
Проявления ответственности следует отличать от гиперответственности, т. е. от принятия ответственности за события, от человека не зависящие или зависящие лишь частично.
3. Критерии определенности состоят в:
- описании автором собственной позиции в повествовании, а также входящих в ее структуру предпочтений, убеждений, ценностей;
- отсутствии противоречий в позиции автора по отношению к обсуждаемому фрагменту нарратива.
4. Критерии способности к самоотстранению заключаются в:
- анализе оснований проблемного нарратива;
- анализе собственной роли в появлении проблемного нарратива и его изменении;
- возможности описывать события нарратива с позиции наблюдателя.
5. Критерии наличия представлений клиента в тексте — описание правил, принципов, объяснений, которыми субъект руководствуется при интерпретации фактов.
В структуре нарратива мы рассматриваем следующие структурные элементы.
1. Структура грамматики нар-ратива, включающая в себя метафоры, внутренние предикаты, предложения «с отсутствием Я в именительном падеже».
Внутренние предикаты — это глаголы, глагольные формы и некоторые другие конструкции, описывающие ситуацию, о которой осведомлен лишь непосредственный участник ситуации. Это ситуация, связанная с интеллектуальными или эмоциональными состояниями участника, она не может включать свидетеля и переживается только непосредственно. Пример внутренних предикатов — «ощущать», «переживать», «представлять», «решать». Наличие внутренних предикатов означает, что персонаж, характеризуемый подобным образом, в представлении автора обладает внутренним миром (Новикова-Грундт, 2002).
Предложения с «отсутствием Я в именительном падеже» представляют собой совокупность предложений, в которых центральный персонаж не назван или является объектом воздействия. Примеры подобных
конструкций: «меня вынудили...», «следует», «все люди должны.» и т. д. По мнению М.В. Новиковой-Грундт, «если фигура, описанная внутренними предикатами, регулярно занимает синтаксическое место пациенса, это свидетельствует о том, что автор текста воспринимает себя как предмет манипуляций других людей. Если в тексте нет реальных агенсов, то мир автора текста подчинен случайностям, стечениям обстоятельств, воздействию непоименованных "сил"» (Новикова-Грундт, 2002, с. 279).
Метафора является способом раскрытия значений и порождения смыслов на основе эмоционального оценивания ситуации.
2. Разрешение основного конфликта нарратива клиента является элементом содержания нарратива и представляет собой цель консультативной работы, потому как причина обращения клиента к консультанту — противоречие жизненной истории. Посредством дискурс-аналитической процедуры выделялось три степени разрешения конфликта: полное, частичное разрешение конфликта, а также отсутствие разрешения конфликта. Полное разрешение конфликта подразумевало примирение конфликтующих тенденций или снятие конфликта за счет изменения контекста проблемного нарратива. Частичное разрешение конфликта заключалось в нахождении точки согласия между конфликтующими тенденциями или переопределение конфликта. Отсутствие разрешения конфликта состояло в его неизменности на протяжении всей консультации.
3. Структура разворачивания нарратива — развитие его сюжета, включающее зачин, экспозицию, за-
вязку, развитие действия, кульминацию, развязку, коду. Были выделены следующие критерии обозначенных элементов:
- зачин — начальные слова клиента, предваряющие описание обозначенной в нарративе проблемной ситуации;
- экспозиция — описание ситуации (условий, расстановки персонажей), в контексте которой возник основной конфликт;
- завязка — описание факта появления конфликта проблемного нарратива;
- развитие действия — развитие событий после возникновения конфликта, часто включает описание предпринятых клиентом действий по разрешению конфликта, не приведших к желаемому результату;
- кульминация — момент разрешения основного конфликта нарра-тива за счет переструктурирования условий проблемной ситуации;
- развязка — описание следствий разрешения конфликта и включение их в общий контекст жизни;
- кода — заключительные слова клиента, завершающие обсуждение проблемы.
В исследовании мы регистрировали степень завершенности структуры нарратива в начале и конце консультации, исходя из предположения о том, что в процессе появления позиции автора нарратив становится более полным и завершенным.
Организация исследования
Материалом исследования послужили 100 протоколов однократных психологических консультаций, проведенных в русле «понимающей
психотерапии» — одного их направлений гуманистической психотерапии. Методами исследования стали контент- и дискурс-анализ. В основе исследования лежало положение, согласно которому любую консультацию можно представить как последовательность интеракций консультанта и клиента в форме текстовых высказываний, сочетающихся в определенном контексте. Следовательно, консультацию можно рассматривать как особый тип повествования. При анализе консультации как повествования мы руководствовались допущением о том, что в консультации как тексте можно выделить характерные для любого повествования элементы, относящиеся к структуре его разворачивания,— зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и коду. В каждом протоколе данные элементы были определены посредством дискурс-анализа. Особую роль для исследования играло выделение в консультации экспозиции и развязки, потому как они позволяли наиболее полно проследить характер изменения элементов нарратива и позиции субъекта. Под экспозицией консультации подразумеваются описание клиентом подробностей проблемы и вопросы консультанта, направленные на ее прояснение. Развязка консультации — возвращение темы диалога в конце консультации к первоначально заявленному конфликту с некоторыми выводами относительно его изменения в ходе психологической работы.
Подсчет частоты встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке консультации осуществлялся при помощи кон-
тент-аналитической процедуры. Посредством дискурс-анализа в экспозиции и развязке консультации были выделены элементы позиции субъекта, определены завершенность структуры разворачивания нарратива и разрешение конфликта нарратива клиента. Элементы позиции субъекта, завершенность структуры нарра-тива и разрешение конфликта нарра-тива регистрировались в бинарной шкале, отражающей их появление или неизменность в тексте.
Результаты исследования и их обсуждение
Связь грамматики нарратива с элементами позиции субъекта оценивалась путем сопоставления двух выборок: текстов с появлением исследуемого элемента позиции субъекта и текстов, в которых элемент не появляется. В каждой из выборок производился подсчет частоты встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке консультации. Значимость различий между средней частотой встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке проверялась с помощью критерия Вилкоксона. Результаты представлены в табл. 1.
Для выявления связи между разрешением конфликта, завершенностью структуры разворачивания нарратива и появлением элементов позиции субъекта использовался критерий X (критерий Пирсона). Для оценки силы связи вычислялись коэффициенты сопряженности ф. Результаты представлены в табл. 2.
Итак, уменьшение в тексте клиента количества предложений «с отсутствием Я в именительном падеже»
Табл. 1
Изменение частоты встречаемости грамматических категорий под влиянием консультации в зависимости от наличия/отсутствия исследуемых элементов позиции субъекта
Элементы позиции субъекта Средняя частота встречаемости предложений «с отсутствием Я в именительном падеже» Средняя частота встречаемости внутренних предикатов Средняя частота встречаемости метафор
экспозиция развязка экспозиция развязка экспозиция развязка
Самоотстранение Ср' = 0.86 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.84 Ср''= 0.83** Ср' = 0.046 Ср'' = 0.039 Ср' = 0.052 Ср'' = 0.046 Ср' = 0.18 Ср'' = 0.25 Ср' = 0.28 Ср'' = 0.34
Активность Ср' = 0.86 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.88 Ср''= 0.76** Ср' = 0.045 Ср'' = 0.05 Ср' = 0.049 Ср'' = 0.05 Ср' = 0.17 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.24 Ср'' = 0.39
Ответственность Ср' = 0.85 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.83 Ср''= 0.81** Ср' = 0.044 Ср'' = 0.041 Ср' = 0.048 Ср''= 0.052* Ср' = 0.19 Ср'' = 0.23 Ср' = 0.27 Ср'' = 0.36**
Определенность позиции субъекта Ср' = 0.84 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.84 Ср''= 0.80** Ср' = 0.044 Ср'' = 0.041 Ср' = 0.048 Ср'' = 0.052 Ср' = 0.17 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.29 Ср'' = 0.34
Изменение пред-ставле-ний Ср' = 0.85 Ср'' = 0.89 Ср' = 0.89 Ср''= 0.72** Ср' = 0.045 Ср'' = 0.04 Ср' = 0.047 Ср''= 0.052* Ср' = 0.16 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.25 Ср'' = 0.38
Ср' — средняя частота встречаемости для выборок, в которых элемент позиции субъекта не
появляется.
Ср'' — средняя частота встречаемости для выборок, в которых элемент позиции субъекта появляется.
* — различия значимы на уровне р < 0.05.
** — различия значимы на уровне р < 0.01.
связано с появлением всех элементов позиции субъекта. Увеличение количества внутренних предикатов в тексте клиента связано с появлением ответственности и изменением представлений. Увеличение количества метафор в речи клиента также связано с появлением ответственности.
Также было выявлено, что появление элементов позиции субъекта сопряжено с завершением структуры разворачивания нарратива и разрешением основного конфликта наррати-ва в процессе консультации.
На основании полученных результатов была разработана модель
Табл. 2
Сопряженность появления завершенности структуры нарратива, разрешения конфликта нарратива и элементов позиции субъекта в процессе консультации
Элементы позиции субъекта Появление завершенности структуры разворачивания нарратива Разрешение основного конфликта
Самоотстранение д2 = 7.503 Ф = 0.274 Д = 13.414 Ф = 0.366
Активность Д = 18.290 Ф = 0.428 Д = 20.160 Ф = 0.449
Ответственность д2 = 34.490 Ф = 0.587 Д = 37.122 Ф = 0.609
Определенность позиции субъекта Д = 26.930 Ф = 0.519 Д = 32.775 Ф = 0.572
Изменение представлений Д = 56.657 Ф = 0.753 Д = 42.558 Ф = 0.652
Все значения Д значимы на уровне p < 0.01.
динамики психологической консультации, в которой каждый из элементов выполняет свою функцию.
1. Разрешение конфликта в данной модели является целью консультативной работы, что имплицитно или эксплицитно обозначается в контракте, заключенном в начале консультации.
2. Элементы структуры нарратива могут выполнять функцию маркера изменений.
Структура разворачивания нарратива может стать маркером, достаточно явно прослеживающимся в тексте и свидетельствующим об изменениях позиции субъекта. Кроме того, структура разворачивания нар-ратива может быть объектом работы консультанта и клиента, в ходе которой она будет расширяться и дополняться альтернативными эпизодами,
что, в свою очередь, также будет способствовать изменению позиции субъекта.
Роль маркера может выполнять и грамматическая структура нарра-тива, в которую входят предложения «с отсутствием Я в именительном падеже», внутренние предикаты и метафоры. При этом уменьшение частоты встречаемости предложений «с отсутствием Я в именительном падеже», по всей видимости, будет свидетельствовать об изменении позиции субъекта в целом, тогда как увеличение частоты встречаемости внутренних предикатов и метафор — о появлении ответственности и изменении представлений.
3. Обращение участников консультативного процесса к позиции субъекта жизненного пути в данной модели является основной мишенью
психологической работы. По всей видимости, от ее появления зависит
разрешение конфликта и изменение структуры нарратива.
Литература
Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.
Новикова-Грундт М.В. Проблема понимания/непонимания: от позитивизма к герменевтике // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М., 2002. С. 273-284.
Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.
Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргиналь-ности: Хрестоматия / Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.-сост. Е.В. Якимова. М., 1995.
Bruner J.S. Making Stories: Law, Literature, Life. N. Y., 2002.
Shotter J. Vygotsky and consciousness as con-scientia, as witnessable knowing along with others // Theory and Psychology. 2006. 16. 1. 13-36.
Преображенская Анастасия Олеговна, Московский городской психолого-педагогический университет, аспирант
Контакты: [email protected]