Научная статья на тему 'Реализация позиции субъекта в автобиографическом нарративе'

Реализация позиции субъекта в автобиографическом нарративе Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY-NC-ND
137
39
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Преображенская Анастасия Олеговна

The article analyses the process of psychotherapeutic counselling, which is studied by both qualitative and quantitative methods. The author uses «narrative» for an objective indicator of counselling dynamic and «the subject of life span» to characterise the psychological component of changes that the client in counselling undergo es through. The author discusses the theoretical context of both categories, narrative and the subjects position, and describes their elements. She gives the results of an empirical study that show a connection between the chan ges in the subjects position and narra tive in the process of counselling.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realisation of the Subjects Position in the Autobiographic Narrative

The article analyses the process of psychotherapeutic counselling, which is studied by both qualitative and quantitative methods. The author uses «narrative» for an objective indicator of counselling dynamic and «the subject of life span» to characterise the psychological component of changes that the client in counselling undergo es through. The author discusses the theoretical context of both categories, narrative and the subjects position, and describes their elements. She gives the results of an empirical study that show a connection between the chan ges in the subjects position and narra tive in the process of counselling.

Текст научной работы на тему «Реализация позиции субъекта в автобиографическом нарративе»

Психология. Журнал Высшей школы экономики. 2007. Т. 4, №1. С. 142-150.

Короткие сообщения

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЗИЦИИ СУБЪЕКТА В АВТОБИОГРАФИЧЕСКОМ НАРРАТИВЕ

А.О. ПРЕОБРАЖЕНСКАЯ

Настоящее исследование посвящено изучению закономерностей процесса психологического консультирования. Хотя проведено множество исследований по психологическому консультированию, в основном за рубежом, этот пласт психологического знания наименее изучен. Во многом это связано с тем, что данный предмет не поддается анализу с помощью формальных статистических процедур, которые в настоящее время обеспечивают научный и академический статус исследования. Стоит отметить, что в зарубежной психологической науке при изучении процессов консультирования и психотерапии отмечается всплеск использования качественных методов. В данной работе мы попытались совместить две традиции анализа, применяя для изучения процесса взаимодействия консультанта и клиента качественные и количественные методы, а также статистическую обработку результатов.

Для определения динамики и закономерностей психологического

консультирования необходимо выделить категорию, которая бы могла эту динамику отразить. Кроме того, к данной категории предъявлялись два требования. С одной стороны, она должна достаточно явно прослеживаться в процессе консультирования, с другой стороны, она должна быть теоретически обоснованной для последующего объективного ее анализа и включения в контекст психологического знания. Именно поэтому объектом нашего исследования стала категория «нарратив». Нарра-тивом мы вслед за многими другими исследователями будем называть историю жизни человека, рассказанную им самим.

Категория нарратива формировалась в зарубежных социально-конструктивистских психологических исследованиях, которые во многом опирались на культурно-историческую концепцию. Данный факт неоднократно подчеркивали в своих работах Дж. Шоттер (Shotter, 2006), Дж. Брунер (Bruner, 2002), Р. Харре (Харре, 1995). Основополагающим

тезисом для них является мысль Л.С. Выготского о приоритете культурно-исторического контекста в развитии и знаковой природе организации психики человека. На определенном этапе развития слово выступает как способ «овладения» предметом, а позднее — собственной психикой. Слово и речь появляются в контексте взаимодействия ребенка со взрослым, который становится носителем общественных значений. Данный процесс отражен в феномене эгоцентрической речи, являющейся повторением слов взрослого в форме обращения к самому себе и в дальнейшем подвергающейся интериори-зации. В результате перехода речи во внутренний план появляется произвольность. Так, А.Р. Лурия пишет: «...из слова рождается не только удвоение мира, но и волевое действие, которое человек не мог бы осуществить, если бы у него не было языка» (Лурия, 1979, с. 38).

Но процесс овладения собой можно проследить не только в описанном феномене, нарратив также является знаковым средством регуляции собственной деятельности. Так, в процессе общения взрослый, наблюдая за поведением ребенка, характеризует его определенным образом, при этом характеристика в большинстве случаев эмоционально окрашена. Постепенно в социальном контексте ребенка появляется описание его отличительных черт и действий в форме историй. Нарративы, как и указания взрослых, постепенно интерио-ризируются, переходя во внутренний план. В результате у ребенка формируется представление о себе и о значимых событиях своей жизни, подкрепляемое описаниями взрослых.

Это представление в дальнейшем начинает определять его действия и самовосприятие. Базовым для нарративной психологии является положение о том, что изменяя содержание нарратива за счет изменения контекста описания и составляющих его событий, возможно изменить самовосприятие и деятельность человека. Таким образом, нарратив является системой знаков по овладению собственным поведением.

Нарративная психология, рассматривающая жизнь человека как историю или текст, в настоящее время является одним из наиболее бурно развивающихся направлений в зарубежной и отечественной психологии. В ее основании лежит положение о том, что людям необходимо объединять разрозненные события, мысли и чувства в повествование. Рассказывая о себе, своем поведении и поступках, человек выделяет в жизненном потоке и по-новому видит события своего настоящего, прошлого и будущего, тем самым придавая им смысл и формируя особую реальность. Посредством нарратива человек создает собственное описание действительности и себя в этой действительности, а также реализует отношение к ней в виде стабильных конструктов.

В результате интериоризации автобиографического нарратива события жизни организуются во времени и осмысляются. Но одним из главных следствий нарративной организации психики становится появление двух инстанций: «Я» как субъекта, организующего нарратив, и «Я» как объекта, описанного в повествовании. По всей видимости, данное разделение является одной из первых

предпосылок появления активного рефлексирующего субъекта жизненного пути, самостоятельно формирующего и изменяющего собственную жизнь. Для исследования возникновения позиции субъекта в процессе изменения нарратива необходимо обратится к ситуации, в которой можно проследить эту динамику. Подобной ситуацией является процесс психологического консультирования.

За психологической консультацией обращаются люди с проблемной жизненной ситуацией. Наличие проблемной жизненной ситуации в большинстве случаев сопровождается отсутствием у человека позиции субъекта жизненного пути относительно данной ситуации. В консультации происходит обсуждение истории возникновения и способов разрешения проблемы, которая предъявляется как фрагмент автобиографического нар-ратива. В итоге изменения нарратива в процессе психологической работы к человеку возвращается возможность произвольной саморегуляции. Произвольная саморегуляция осуществляется посредством появления субъекта как инстанции, регулирующей прохождение жизненного пути. Сущностными характеристиками субъекта являются активность, самосознание, самодетерминированность.

Применительно к исследованию текста категория субъекта жизненного пути соотносится с обозначенной в литературоведении инстанцией автора, организующей повествование. В настоящей работе концепт «автор» будет выступать синонимом понятия «субъект жизненного пути».

Данная статья посвящена описанию основных результатов исследо-

вания позиции субъекта в процессе изменения нарратива. Для выполнения поставленной задачи необходимо обозначить критерии позиции субъекта и знаков ее присутствия в тексте.

Знаки позиции субъекта жизненного пути в тексте

Синтезируя представления о субъектности и выделяя те из них, изучение которых возможно в рамках анализа текста консультации, мы обращаемся к следующим элементам позиции субъекта жизненного пути:

1) активность — деятельное и творческое отношение субъекта к проживанию жизненного пути;

2) ответственность — факт выбора субъектом собственного жизненного пути в целом, а также целей, средств, контроля, реализации конкретной деятельности в частности;

3) способность к самоотстранению — аналог способности субъекта к рефлексии применительно к тексту;

4) определенность — целостность и завершенность позиции автора и образа героя в нарративе;

5) представления — объяснения, отражающие правила, нормы, которыми человек руководствуется в процессе проживания жизненного пути.

Знаками присутствия данных элементов в тексте являются следующие критерии.

1. Активность проявляется в готовности клиента:

- пробовать новые формы работы в консультации (медитация, визуализация, работа с метафорами, постановки и т. д.);

- анализировать и изменять основания проблемного нарратива — представления, лежащие в его основе;

- искать и обозначать собственные предпочтения относительно развития истории жизни;

- искать и обозначать эпизоды нарратива, отличающиеся от проблемных;

- переосмыслять и изменять проблемный нарратив.

Можно сказать, что основным критерием активности автора нарра-тива становится позиция заинтересованного исследователя собственной жизни.

2. Критерии наличия ответственности у автора нарратива заключаются в:

- признании собственной позиции в повествовании, а также роли в появлении проблемного нарратива и его изменении;

- наличии в нарративе ситуации выбора;

- совершении осознанного и свободного выбора;

- реализации выбора в соответствии с личными ценностями.

Проявления ответственности следует отличать от гиперответственности, т. е. от принятия ответственности за события, от человека не зависящие или зависящие лишь частично.

3. Критерии определенности состоят в:

- описании автором собственной позиции в повествовании, а также входящих в ее структуру предпочтений, убеждений, ценностей;

- отсутствии противоречий в позиции автора по отношению к обсуждаемому фрагменту нарратива.

4. Критерии способности к самоотстранению заключаются в:

- анализе оснований проблемного нарратива;

- анализе собственной роли в появлении проблемного нарратива и его изменении;

- возможности описывать события нарратива с позиции наблюдателя.

5. Критерии наличия представлений клиента в тексте — описание правил, принципов, объяснений, которыми субъект руководствуется при интерпретации фактов.

В структуре нарратива мы рассматриваем следующие структурные элементы.

1. Структура грамматики нар-ратива, включающая в себя метафоры, внутренние предикаты, предложения «с отсутствием Я в именительном падеже».

Внутренние предикаты — это глаголы, глагольные формы и некоторые другие конструкции, описывающие ситуацию, о которой осведомлен лишь непосредственный участник ситуации. Это ситуация, связанная с интеллектуальными или эмоциональными состояниями участника, она не может включать свидетеля и переживается только непосредственно. Пример внутренних предикатов — «ощущать», «переживать», «представлять», «решать». Наличие внутренних предикатов означает, что персонаж, характеризуемый подобным образом, в представлении автора обладает внутренним миром (Новикова-Грундт, 2002).

Предложения с «отсутствием Я в именительном падеже» представляют собой совокупность предложений, в которых центральный персонаж не назван или является объектом воздействия. Примеры подобных

конструкций: «меня вынудили. », «следует», «все люди должны.» и т. д. По мнению М.В. Новиковой-Грундт, «если фигура, описанная внутренними предикатами, регулярно занимает синтаксическое место пациенса, это свидетельствует о том, что автор текста воспринимает себя как предмет манипуляций других людей. Если в тексте нет реальных агенсов, то мир автора текста подчинен случайностям, стечениям обстоятельств, воздействию непоименованных "сил"» (Новикова-Грундт, 2002, с. 279).

Метафора является способом раскрытия значений и порождения смыслов на основе эмоционального оценивания ситуации.

2. Разрешение основного конфликта нарратива клиента является элементом содержания нарратива и представляет собой цель консультативной работы, потому как причина обращения клиента к консультанту — противоречие жизненной истории. Посредством дискурс-аналитической процедуры выделялось три степени разрешения конфликта: полное, частичное разрешение конфликта, а также отсутствие разрешения конфликта. Полное разрешение конфликта подразумевало примирение конфликтующих тенденций или снятие конфликта за счет изменения контекста проблемного нарратива. Частичное разрешение конфликта заключалось в нахождении точки согласия между конфликтующими тенденциями или переопределение конфликта. Отсутствие разрешения конфликта состояло в его неизменности на протяжении всей консультации.

3. Структура разворачивания нарратива — развитие его сюжета, включающее зачин, экспозицию, за-

вязку, развитие действия, кульминацию, развязку, коду. Были выделены следующие критерии обозначенных элементов:

- зачин — начальные слова клиента, предваряющие описание обозначенной в нарративе проблемной ситуации;

- экспозиция — описание ситуации (условий, расстановки персонажей), в контексте которой возник основной конфликт;

- завязка — описание факта появления конфликта проблемного нарратива;

- развитие действия — развитие событий после возникновения конфликта, часто включает описание предпринятых клиентом действий по разрешению конфликта, не приведших к желаемому результату;

- кульминация — момент разрешения основного конфликта нарра-тива за счет переструктурирования условий проблемной ситуации;

- развязка — описание следствий разрешения конфликта и включение их в общий контекст жизни;

- кода — заключительные слова клиента, завершающие обсуждение проблемы.

В исследовании мы регистрировали степень завершенности структуры нарратива в начале и конце консультации, исходя из предположения о том, что в процессе появления позиции автора нарратив становится более полным и завершенным.

Организация исследования

Материалом исследования послужили 100 протоколов однократных психологических консультаций, проведенных в русле «понимающей

психотерапии» — одного их направлений гуманистической психотерапии. Методами исследования стали контент- и дискурс-анализ. В основе исследования лежало положение, согласно которому любую консультацию можно представить как последовательность интеракций консультанта и клиента в форме текстовых высказываний, сочетающихся в определенном контексте. Следовательно, консультацию можно рассматривать как особый тип повествования. При анализе консультации как повествования мы руководствовались допущением о том, что в консультации как тексте можно выделить характерные для любого повествования элементы, относящиеся к структуре его разворачивания,— зачин, экспозицию, завязку, развитие действия, кульминацию, развязку и коду. В каждом протоколе данные элементы были определены посредством дискурс-анализа. Особую роль для исследования играло выделение в консультации экспозиции и развязки, потому как они позволяли наиболее полно проследить характер изменения элементов нарратива и позиции субъекта. Под экспозицией консультации подразумеваются описание клиентом подробностей проблемы и вопросы консультанта, направленные на ее прояснение. Развязка консультации — возвращение темы диалога в конце консультации к первоначально заявленному конфликту с некоторыми выводами относительно его изменения в ходе психологической работы.

Подсчет частоты встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке консультации осуществлялся при помощи кон-

тент-аналитической процедуры. Посредством дискурс-анализа в экспозиции и развязке консультации были выделены элементы позиции субъекта, определены завершенность структуры разворачивания нарратива и разрешение конфликта нарратива клиента. Элементы позиции субъекта, завершенность структуры нарра-тива и разрешение конфликта нарра-тива регистрировались в бинарной шкале, отражающей их появление или неизменность в тексте.

Результаты исследования и их обсуждение

Связь грамматики нарратива с элементами позиции субъекта оценивалась путем сопоставления двух выборок: текстов с появлением исследуемого элемента позиции субъекта и текстов, в которых элемент не появляется. В каждой из выборок производился подсчет частоты встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке консультации. Значимость различий между средней частотой встречаемости грамматических конструкций в экспозиции и развязке проверялась с помощью критерия Вилкоксона. Результаты представлены в табл. 1.

Для выявления связи между разрешением конфликта, завершенностью структуры разворачивания нарратива и появлением элементов позиции субъекта использовался критерий rf (критерий Пирсона). Для оценки силы связи вычислялись коэффициенты сопряженности ф. Результаты представлены в табл. 2.

Итак, уменьшение в тексте клиента количества предложений «с отсутствием Я в именительном падеже»

Табл. 1

Изменение частоты встречаемости грамматических категорий под влиянием консультации в зависимости от наличия/отсутствия исследуемых элементов позиции субъекта

Элементы позиции субъекта Средняя частота встречаемости предложений «с отсутствием Я в именительном падеже» Средняя частота встречаемости внутренних предикатов Средняя частота встречаемости метафор

экспозиция развязка экспозиция развязка экспозиция развязка

Самоотстранение Ср' = 0.86 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.84 Ср''= 0.83** Ср' = 0.046 Ср'' = 0.039 Ср' = 0.052 Ср'' = 0.046 Ср' = 0.18 Ср'' = 0.25 Ср' = 0.28 Ср'' = 0.34

Активность Ср' = 0.86 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.88 Ср''= 0.76** Ср' = 0.045 Ср'' = 0.05 Ср' = 0.049 Ср'' = 0.05 Ср' = 0.17 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.24 Ср'' = 0.39

Ответственность Ср' = 0.85 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.83 Ср''= 0.81** Ср' = 0.044 Ср'' = 0.041 Ср' = 0.048 Ср''= 0.052* Ср' = 0.19 Ср'' = 0.23 Ср' = 0.27 Ср'' = 0.36**

Определенность позиции субъекта Ср' = 0.84 Ср'' = 0.90 Ср' = 0.84 Ср''= 0.80** Ср' = 0.044 Ср'' = 0.041 Ср' = 0.048 Ср'' = 0.052 Ср' = 0.17 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.29 Ср'' = 0.34

Изменение пред-ставле-ний Ср' = 0.85 Ср'' = 0.89 Ср' = 0.89 Ср''= 0.72** Ср' = 0.045 Ср'' = 0.04 Ср' = 0.047 Ср''= 0.052* Ср' = 0.16 Ср'' = 0.27 Ср' = 0.25 Ср'' = 0.38

Ср' — средняя частота встречаемости для выборок, в которых элемент позиции субъекта не

появляется.

Ср'' — средняя частота встречаемости для выборок, в которых элемент позиции субъекта появляется.

* — различия значимы на уровне р < 0.05.

** — различия значимы на уровне р < 0.01.

связано с появлением всех элементов позиции субъекта. Увеличение количества внутренних предикатов в тексте клиента связано с появлением ответственности и изменением представлений. Увеличение количества метафор в речи клиента также связано с появлением ответственности.

Также было выявлено, что появление элементов позиции субъекта сопряжено с завершением структуры разворачивания нарратива и разрешением основного конфликта наррати-ва в процессе консультации.

На основании полученных результатов была разработана модель

Табл. 2

Сопряженность появления завершенности структуры нарратива, разрешения конфликта нарратива и элементов позиции субъекта в процессе консультации

Элементы позиции субъекта Появление завершенности структуры разворачивания нарратива Разрешение основного конфликта

Самоотстранение д2 = 7.503 Ф = 0.274 Д = 13.414 Ф = 0.366

Активность Д = 18.290 Ф = 0.428 Д = 20.160 Ф = 0.449

Ответственность д2 = 34.490 Ф = 0.587 Д = 37.122 Ф = 0.609

Определенность позиции субъекта Д = 26.930 Ф = 0.519 Д = 32.775 Ф = 0.572

Изменение представлений Д = 56.657 Ф = 0.753 Д = 42.558 Ф = 0.652

Все значения Д значимы на уровне p < 0.01.

динамики психологической консультации, в которой каждый из элементов выполняет свою функцию.

1. Разрешение конфликта в данной модели является целью консультативной работы, что имплицитно или эксплицитно обозначается в контракте, заключенном в начале консультации.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Элементы структуры нарратива могут выполнять функцию маркера изменений.

Структура разворачивания нарратива может стать маркером, достаточно явно прослеживающимся в тексте и свидетельствующим об изменениях позиции субъекта. Кроме того, структура разворачивания нар-ратива может быть объектом работы консультанта и клиента, в ходе которой она будет расширяться и дополняться альтернативными эпизодами,

что, в свою очередь, также будет способствовать изменению позиции субъекта.

Роль маркера может выполнять и грамматическая структура нарра-тива, в которую входят предложения «с отсутствием Я в именительном падеже», внутренние предикаты и метафоры. При этом уменьшение частоты встречаемости предложений «с отсутствием Я в именительном падеже», по всей видимости, будет свидетельствовать об изменении позиции субъекта в целом, тогда как увеличение частоты встречаемости внутренних предикатов и метафор — о появлении ответственности и изменении представлений.

3. Обращение участников консультативного процесса к позиции субъекта жизненного пути в данной модели является основной мишенью

психологической работы. По всей видимости, от ее появления зависит

разрешение конфликта и изменение структуры нарратива.

Литература

Лурия А.Р. Язык и сознание. М., 1979.

Новикова-Грундт М.В. Проблема понимания/непонимания: от позитивизма к герменевтике // Исследования обучения и развития в контексте культурно-исторического подхода / Под ред. Е.Е. Кравцовой, В.Ф. Спиридонова, Ю.Е. Кравченко. М., 2002. С. 273-284.

Пузырей А.А. Культурно-историческая теория Л.С. Выготского и современная психология. М., 1986.

Харре Р. Метафизика и методология: некоторые рекомендации для социально-психологического исследования // Социальная психология: саморефлексия маргиналь-ности: Хрестоматия / Отв. ред. М.П. Гапочка; Ред.-сост. Е.В. Якимова. М., 1995.

Bruner J.S. Making Stories: Law, Literature, Life. N. Y., 2002.

Shotter J. Vygotsky and consciousness as con-scientia, as witnessable knowing along with others // Theory and Psychology. 2006. 16. 1. 13-36.

Преображенская Анастасия Олеговна, Московский городской психолого-педагогический университет, аспирант

Контакты: orchid@land.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.