Научная статья на тему 'Реализация потенциалов субъектов государственно-частного партнерства как фактор экономической безопасности региона'

Реализация потенциалов субъектов государственно-частного партнерства как фактор экономической безопасности региона Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
213
40
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
DEVELOPMENT OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP / INVESTMENT PROGRAMS IN THE REGION / SOCIAL FOCUS / ECONOMIC SECURITY / POTENTIAL / РАЗВИТИЕ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА / ИНВЕСТИЦИОННЫЕ ПРОГРАММЫ В РЕГИОНЕ / СОЦИАЛЬНАЯ НАПРАВЛЕННОСТЬ / ЭКОНОМИЧЕСКАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ / ПОТЕНЦИАЛ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Юрий Викторович, Капустина Надежда Валерьевна, Хомерики Наиля Борисовна

В статье представлены механизмы развития государственно-частного партнерства в целях решения социальных проблем региона. Определены проблемы и возможности улучшения осуществления потенциалов субъектов государственно-частного партнерства в процессе реализации инвестиционных программ в регионах России, имеющих социальную направленность.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Кузнецов Юрий Викторович, Капустина Надежда Валерьевна, Хомерики Наиля Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF POTENTIALS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP SUBJECTS AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF REGION

The article presents the mechanisms of development of public-private partnerships to address social problems in the region. Identified challenges and opportunities for improving the implementation of potential participation of actors public-private partnership in the implementation of investment programs in the regions of Russia, with a social orientation.

Текст научной работы на тему «Реализация потенциалов субъектов государственно-частного партнерства как фактор экономической безопасности региона»

УДК 353

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОТЕНЦИАЛОВ СУБЪЕКТОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЕРСТВА КАК ФАКТОР ЭКОНОМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ РЕГИОНА

Кузнецов Юрий

Викторович

Капустина

Надежда

Валерьевна

Хомерики

Наиля

Борисовна

доктор экономических наук, профессор, заведующий кафедрой управления и планирования социально-экономических процессов экономического факультета, Санкт-Петербургский государственный университет (191123, Россия, г. Санкт-Петербург, ул. Чайковского, д. 62). E-mail: tour@spbu.ru

доктор экономических наук, доцент, профессор, Московский государственный университет путей сообщения Императора Николая II (МИИТ), Московский университет им. С.Ю. Виттэ (127994, Россия, г. Москва, ул. Образцова, д. 9). E-mail: kuzminova_n@mail.ru

кандидат экономических наук, доцент,

Московский государственный университет технологий и управления им. К.Г. Разумовского (ПКУ) (115088, Россия, г. Москва, ул. Земляной вал, д. 73). E-mail: nb1605@mail.ru

Аннотация

В статье представлены механизмы развития государственно-частного партнерства в целях решения социальных проблем региона. Определены проблемы и возможности улучшения осуществления потенциалов субъектов государственно-частного партнерства в процессе реализации инвестиционных программ в регионах России, имеющих социальную направленность.

Ключевые слова: развитие государственно-частного партнерства, инвестиционные программы в регионе, социальная направленность, экономическая безопасность, потенциал.

В настоящее время в РФ достаточно активно развивается сотрудничество государства и частного бизнеса в различных сферах. Даже в тех областях деятельности, где традиционно государство являлось монополистом (образование, энергетика, транспортная инфраструктура, здравоохранение, коммунальное хозяйство, культура и др.]. Перспективным инструментом такого сотрудничества может являться государственно-частное партнерство. Такая практика уже достаточно хорошо зарекомендовала себя в зарубежных странах. Данный инструмент дает возможность привлекать частные инвестиции в достаточно капиталоемкие проекты, которые имею очень важное государственное и общественное значение для обеспечения экономической безопасности, в том числе и применять опыт частных бизнесменов для наиболее эффективного управления государственным имуществом и повышением качества предоставления государственных услуг.

Изучение реализации инвестиционных региональных программ демонстрирует, что они не обеспечивают эффективного функционирования социальной сферы. Благоприятный фон для развития бизнеса определяется соотношением преимуществ и недостатков, которое помогает правильно выбрать стратегию экономического развития [1].

Настоящее состояние социальной сферы в РФ на региональном уровне не всегда соответствует международным стандартам и не полностью обеспечивает возможности развития человеческого потенциала в целях обеспечения социально-экономической безопасности. Отсутствие стимулирующих дополнительных мер, способных ее поддержать может снизить количество трудовых ресурсов, замедлить динамику роста экономики. Необходима оперативная реакция на изменение внешних угроз и условий, которые сейчас меняются все быстрее [2; 5; 10]. Все это определяет актуальность улучшения инвестиционного климата регионов, причем в числе целевых ориентиров следует определить задачи развития социальной сферы.

Важнейшей функцией социальной сферы определяется совершенствование качества жизни населения при помощи реализации социальных потребностей, что в свою очередь, занимает приоритетное место в системном развитии человеческого потенциала. В целях создания условий комфортного проживания и повышения качества жизни, приоритетное значение, занимает

городская инфраструктура. Развитие государственно-частного партнерства способно решить проблему развития социальной сферы крупных городов [3].

С этой целью предлагается использовать подход Д. Росса и Ф.М. Шерера [6] к определению эффективной результативности. Следуя их точки зрения, результативность является достижением четырех целей.

Первая из них - соответствие параметров выпускаемой продукции требованиям и запросам потребителей составляет основу предлагаемого методологического подхода, который ориентирован на согласование интересов бизнеса и государства для улучшения качества и обеспечения безопасности жизни населения.

Следующая цель - справедливое распределение доходов для разумной стабильности цен. Достижение данной цели достигается ограничениями предлагаемой модели (ограничением на соотношение инвестиций, ограничением на объем выделяемых средств, ограничением на объем максимальной стоимости услуг], а во-вторых, предлагаемой позиции, положенной в основу всех рекомендаций.

Третья цель - аккумулирование всех возможностей использования ресурсов производителями - основывается на предложенных рекомендациях государству по организации благоприятных условий в целях осуществления социальных программ (развития региональной инвестиционной инфраструктуры, льготных режимов налогообложения и т.д.]

Последняя цель - прогрессивный характер деятельности производителей в целях снабжения потребителей продуктами лучшего качества - осуществляется на основе предложенных рекомендаций государству по привлечению максимально квалифицированных организаций для развития социальной инфраструктуры региона [6].

Далее рассмотрим возможности улучшения осуществления потенциалов участия субъектов ГЧП в процессе реализации инвестиционных программ в регионах РФ, имеющих социальную направленность. Основной потенциал государства - государственная собственность, права использования которой могут передаваться участникам проектов ГЧП [4].

Рекомендации по осуществлению потенциала роста поддержки деятельности местной власти населением - реализация благотворительных и исследовательских программ, входящих в проект. Увеличение поддержки действий власти населением - один из наиважнейших индикаторов успеха социального проекта. Основными рекомендациями следует считать:

1] осуществление проекта строго в соответствии с демографическими характеристиками местности (в случае преобладании людей пожилого возраста важно предоставление услуг здравоохранения];

2] осуществление проекта соответственно пожеланиями местного населения (важно регулярно проводить опрос, привлечение представителей общественности к формированию проектов];

3] проведение благотворительных мероприятий, направленных как на вовлечение граждан в формирование и эксплуатацию объектов (к примеру, субботник с развлекательной программой], так и на продажу профильных услуг/товаров.

Рекомендация по осуществлению потенциала формирования налогового окружения, благоприятно влияющего на реализацию социальных программ - развитие налоговых льгот для организаций, осуществляющих социальные программы и проекты. Решение вопросов данной проблемы по оптимизации социальных программ и проектов во многом охватывает вопросы создания определенных условий для бизнесменов, поощряющих принятие участие в осуществлении социальных проектов и программ. Для этого предлагается:

1] разработать на законодательном уровне вопросы о предоставлении отсрочки уплаты в бюджет налога на прибыль;

2] заключить с партнером контракт о представлении налогового кредита, где главным условием будет аккумулирование средств на осуществление социальных проектов и программ, соответствующих современным стандартам качества;

3] выработать систему нормативно-законодательных актов, уменьшающих общую налоговую нагрузку для организаций, обеспечивающих формирование объектов социальной направленности. Несмотря на снижение налоговых доходов, бюджет будет пополняться налогами от дополнительных производств сопутствующих товаров или услуг. Все это будет способствовать предотвращению дефицитного состояния, а также дозволит рассчитывать на более высокий уровень доходов за счет большего количества возведенных объектов и процентов.

Рекомендации по осуществлению потенциала роста обеспеченности трудоспособного населения отдельными услугами - реализация комплексной стратегии по улучшению непроизводственной инфраструктуры. Улучшение непроизводственной инфраструктуры напрямую зависит от конкретной специфики проекта или программы. В качестве мер, например, развивающих транспортную обеспеченность, следует предложить:

1) осуществление мер, повышающих обеспеченность услугами транспортного характера (например, выделение субсидий в целях оплаты частичной стоимости места на парковке];

2) реализация государственной поддержки определенным категориям граждан, направленной на улучшение условий стоянки личного автомобильного транспорта (например, молодым семьям];

3) стимулировать предприятия общественного транспорта в целях удовлетворения потребностей тех категорий граждан, которые не смогут себе позволить хранение личного автотранспорта.

Проанализируем возможности улучшения реализации государственных потенциалов в ходе взаимодействия с частным партнером. В соответствие с этим следует рекомендовать определенные направления реализации взаимодействий с частным партнером:

1) осуществление оперативного управления ресурсами ГЧП;

2) мотивирование частных предприятий;

3) контроль над осуществлением программы или проекта;

4) координирование действий частных партнеров.

Реализация оперативного управления ресурсами предполагает обеспечение частных предприятий ресурсами в определенные сроки, их перераспределение при необходимости. Мотивирование частных партнеров проекта или программы состоит из разработки и внедрения системы нормативных показателей в целях реализации проекта или программы. Контроль хода реализации социальной программы или проекта, а также координация деятельности партнеров предполагает согласование с Комитетом по статистике административно-территориального образования определенных форм отчетности и учета; оценка и анализ итогов деятельности частных компаний и принятие конкретных управленческих решений [7]. Все это важно для определения соответствия осуществления проекта или программы приоритетам роста качества жизни населения в определенном регионе.

Рекомендация по развитию потенциала снижения цен на предоставляемые услуги подрядчиком - рост инвестиционной привлекательности территорий в целях стимулирования подрядчиков к участию в программе или проекте на условиях компромисса. Ключевыми потенциалами государства при взаимодействии с частным партнером является получение его услуг по более низкой цене. Поэтому, важно обеспечить рост конкурентоспособности конкретного проекта, определить условия, при которых подрядчик будет готов предоставить услуги дешевле [8]. В связи с этим можно рекомендовать формирование стратегий инвестиционного развития. Инвесторам важно «меню» возможностей, определенное в рамках ограничений, которые в первую очередь диктуются не желаниями властей, а объективными предпосылками развития определенного региона: 1] крупным агломерациям важны стратегии постиндустриального развития, где сочетаются привлечение крупного предпринимательства и активное развитие среднего и малого бизнеса в области услуг; 2] в регионах освоения ресурсов, в основном, преобладают стратегии проектного развития, которые ориентированы на активизацию крупных инвесторов; 3] относительно промышленных среднеразвитых регионов наилучшими будут стратегии, позволяющие открыть их для большого круга инвесторов; 4] в слаборазвитых удаленных регионах следует применять стратегии акцентируя внимание на развитии институтов, осуществляемых в плотном контакте с федеральными центрами.

Рекомендации совершенствования осуществления потенциалов роста доли средств, инвестируемых в программу или проект частным предприятием - совершенствование инвестиционной территориальной инфраструктуры в целях формирования режима, наиболее благоприятствующего росту инвестиций со стороны частного партнера. В целях роста региональной инвестиционной активности предлагается: обеспечить стимулы и сформировать условия, позволяющие принимать решения об их вложении на данной территории. Предлагается:

1. Сформировать структуры, содействующую инвестированию на определенной территории. К ее основным задачам следует отнести: 1] разработку положений инвестиционной региональной политики; 2] формирование портфеля инвестиционных предложений; 3] оказание содействий по исполнению договоров в рамках инвестиционным проектов или программ [9].

2. Развитие и поддержка регионального имиджа как территории, наиболее благоприятной для ведения бизнеса. Рекомендуется: 1] провести исследования прессы; 2] провести информационную кампанию по улучшению территориального имиджа; 3] разработать бизнес-карту конкретного региона [11].

3. Формирование инфраструктуры инвестиционного рынка ("банки, лизинговые организации и т.п.]. Все это косвенным способом позволяет обеспечить возможность аккумулирования финансовых средств.

Рекомендация уменьшения сроков осуществления проекта за счет технологий, применяемых частными предприятиями - развитие стратегии по формированию инновационной территориальной инфраструктуры. Все это даст возможность не только сформировать благоприятный климат относительно компаний-инноваторов, но также предоставит возможность опираться на их появление на определенной территории. Предлагается: 1] сформировать законодательные условий в целях стимулирования эффективных отклонений в ресурсном инновационном обеспечении воспроизводства; 2] формирование государственного инновационного заказа; 3] развитие условий для реализации совместных с иностранными компаниями инновационно-активных систем при помощи гарантий и льготного налогообложения.

Проанализируем возможность усовершенствования реализации потенциала частной компании относительно социального проекта или программы.

Потенциалы частного предприятия относительно осуществления программы ГЧП. Реализация социальных проектов или программ несет в себе как прямую материальную эффективность, так и оказывает опосредованное воздействие на развитие предприятия [12]. В целях осуществления реализации таких потенциалов следует учитывать специфичность рынков товаров или услуг социального характера, что предполагает особый статус в различных условиях развития российских регионов.

Рост основного капитала предприятия и увеличение его инвестиционной привлекательности посредством получения повышенной прибыли даст возможность развить его производственную оснащенность, что, в итоге, даст шанс выпускать товары или услуги еще более высокого качества. Все это даст возможность экономить на отдельных издержках, что позволяет уменьшить цены и спровоцировать увеличение спроса. В результате, происходит реализация потенциалов как потребителей профильных услуг или товаров, так и посредников инвесторов. В целях осуществления установленных целей следует сформировать общую рекомендацию -провести реорганизацию системы корпоративного менеджмента в целях учета специфики инвестиционного развития региональной социальной сферы. С этой целью, в первую очередь рекомендуется выделить центры ответственности реализации социальных проектов.

Рекомендация по улучшению осуществления потенциала снижения уровня неудовлетворенного спроса на услуги, реализуемые в пределах осуществления программы -выделение центров ответственности соответствия качества товаров/услуг приоритетам роста качественных условий жизни населения и обеспечения экономической безопасности. Специфичная значимость роста востребованности услуг/товаров в целях роста качества жизни населения определяет важность и требует сконцентрировать внимание на взаимодействии центров ответственности организации - структур, ответственных за конкретные участки и виды работ.

Литература

1. Аничкина О.А., Капустина Н.В. Ассортиментная политика агробизнеса и возможности ее оптимизации //Экономика и предпринимательство. 2014. № 1-3(42-3]. С. 479 - 483

2. Аничкина О.А. Проблемы развития региональных сельскохозяйственных территорий // Экономика, социология и право. 2014. № 3. С. 15 -18.

3. Гайнутдинов Н.А., Меламед И.И., Столяров О.И. Стратегии развития городов и мегаполисов. Проблемы, цели, механизмы. М.: Современная экономика и право, 2007. - 292с.

4. Игнатова Т.В., Мартыненко Т.В. Современные тенденции управления государственной собственностью // Среднерусский вестник общественных наук. 2016. Т.11. № 4. С. 184-193.

5. Лубский А.В., Сериков А.В., Войтенко В.П. Геокультурные вызовы и угрозы национальной безопасности России // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 20. № 4. С. 43-52.

6. Росс Д., Шерер Ф.М. Структура отраслевых рынков. М.: Инфра-М, 1997. С.4.

7. Фаузер В.В. Ресурсы труда экономики - фактор стратегического развития Республики Коми // Регион. 2011. № 6.

8. Хорошавина Н.С. Частно-государственное партнерство как механизм привлечения инвестиций в развитие производственной и социальной инфраструктуры страны // Вестник Тамбовского университета. Серия: Гуманитарные науки. 2008. № 5.

9. Чегринцева Н.С. Государственно-частное партнерство как объект корпоративного управления // Предпринимательство. 2011. № 8.

Ю.Шаповалова А.М., Данелюс Д.В. Обеспечение общественной безопасности на уровне местного

самоуправления // Гуманитарий Юга России. 2016. Т. 18. № 2. С. 273-282. 11.Экономические и финансовые основы местного самоуправления. Учебное пособие. Ростов н/Д:

Изд-во СКАГС, 2003. С. 24-28. 12.Якунин В.И. Партнерство в механизме государственного управления // Социологические исследования. 2007. № 2.

Kuznetsov Yury Viktorovich, Doctor of Economic Sciences, Professor, Head of chair; Saint Petersburg State University (d.62, ul. Tchaikovsky, St. Petersburg, 191123, Russian Federation]. E-mail: tour@spbu.ru Kapustina Nadezhda Valerievna, Doctor of Economic Sciences, associate Professor, Moscow State University of Railway Engineering (MIIT), Moscow Witte University (9, ul. Obraztsova, Moscow, 127994, Russian Federation]. E-mail: kuzminova_n@mail.ru

Khomeriki Naila Borisovna, Candidate of economic Sciences, associate Professor; Moscow State University of Technologies and Management (First Cossack University] (73, ul. Zemlyanoy Val, Moscow, 115088, Russian Federation]. E-mail: nb1605@mail.ru

IMPLEMENTATION OF POTENTIALS OF PUBLIC-PRIVATE PARTNERSHIP SUBJECTS AS A FACTOR OF ECONOMIC SECURITY OF REGION

Abstract

The article presents the mechanisms of development of public-private partnerships to address social problems in the region. Identified challenges and opportunities for improving the implementation of potential participation of actors public-private partnership in the implementation of investment programs in the regions of Russia, with a social orientation.

Keywords: development of public-private partnership, investment programs in the region, social focus, economic security, potential.

УДК 332.12+338.46

СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ ТЕРРИТОРИАЛ ЬНО-ОТРАСЛЕВОЙ ОРГАНИЗАЦИИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Мащенко кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики, финансов

Юлия и природопользования, Южно-Российский институт управления -

Александрова филиал Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ (344002, Россия, г. Ростов-на-Дону, ул. Пушкинская, 70/54). E-mail: yulia-maschenko@yandex.ru

Аннотация

В статье исследуются современные тенденции формирования отраслевой структуры экономики РФ и ее регионов, связанные с повышением доли сферы услуг и отраслей социальной сферы в создании добавленной стоимости. Дается оценка адекватности происходящих структурных сдвигов реальному состоянию национальной и региональных экономических систем.

Ключевые слова: территориальная организация, отраслевая структура экономики, сфера услуг, социальная сфера, региональная дифференциация.

Мировые и национальные тенденции социально-экономического развития характеризуются расширением масштабов, усложнением структуры и характера, повышением требований к качеству производимых нематериальных благ, направленных на удовлетворение усложняющихся потребностей человека, повышение качества сферы его жизнедеятельности. Результаты функционирования отраслей сферы услуг, и в частности отраслей социальной сферы, воплощенные в приращении и развитии биологического, интеллектуального и образовательного, культурно-духовного человеческого капитала, становятся решающим фактором развития современной экономики, способствуют улучшению ее состояния по всем показателям (экономическим, политическим, демографическим и др.) [1]. Сервисизация и социализация общественного производства рассмат-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.