Научная статья на тему 'Реализация постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в техникуме'

Реализация постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в техникуме Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
130
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в техникуме»

денты так и не смогли адаптироваться к правилам, предъявляемым уставом техникума, и были отчислены по личному заявлению техникума по исполнении совершеннолетнего возраста.

Однако были и положительные результаты адресного кураторства: многие подростки адаптировались к новым требованиям социума уверенней, и продолжительность приспособления к новым условиям обучения и проживания сократилась. Подростки быстро научились работать в незнакомом коллективе, приобрели навыки бесконфликтного общения, стали более ответственными: соблюдение правил внутреннего распорядка техникума, правил проживания в общежитии, ежедневное посещение учебных занятий, следование режиму труда и отдыха в общежитии.

Студенты активно принимают участие в спортивных соревнованиях, волонтерском движении, вступили в творческую группу «Зеленая лампа», где читают стихи поэтов города Калтан, пытаются писать собственные стихи.

В 2019 году к индивидуальной кураторской деятельности привлечен практически весь педагогический коллектив. Кураторы стараются делать все, чтобы каждый студент чувствовал свою нужность и значимость, раскрыть их личностные качества.

При всем многообразии задач кураторской деятельности главной целью является помощь студентам в организации учебной деятельности, адаптация к жизни учебной группы и всего учебного заведения.

реализация постинтернатного сопровождения выпускников детских домов в техникуме

Т. С. Черникова, заместитель директора по учебно-воспитательной работе Кузнецкого индустриального техникума

Целью постинтернатного сопровождения в любой профессиональной образовательной организации является успешная адаптация выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям техникума и самостоятельной жизни. Адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, — это сложный многоуровневый процесс приспособления и утверждения личности в новых для нее условиях социальной среды.

Кузнецкий индустриальный техникум имеет большой опыт работы с детьми-сиротами и детьми, оставшимися без попечения родителей. Ежегодно здесь обучаются в среднем 145 студентов данной категории, около 10 % из них являются выпускниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

С ориентацией на исследования, проведенные в области постинтернатного сопровождения выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей,

опубликованные в диссертации Н. В. Осипо-вой, на опыт работы учреждений по реализации комплекса мер по постинтернатному сопровождению в КИТ был разработан проект «Создание модели по социально-профессиональной адаптации обучающихся из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» и программно-методическое обеспечение к нему.

Педагоги Кузнецкого индустриального техникума начинают работу с детьми-сиротами по подготовке их к дальнейшей жизни в обществе еще до поступления воспитанника детского дома в техникум. Это совместная деятельность с педагогическими работниками организации для детей-сирот. Целью данной работы является выявление школьников, желающих продолжить обучение в КИТ: участие их в профориентационных мероприятиях техникума, профессиональных пробах, совместных акциях, мероприятиях и т. п. Результатом работы на начальном этапе служит зачисление выпускников детского дома на обучение в техникум, составление договора о взаимодействии по сопровождению социально-профессиональной адаптации студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также получение индивидуальной информации о социальной адаптированности на каждого выпускника детского дома.

50

«образование. карьера. общество» №4 (63) 2019

Основной этап постинтернатного сопровождение выпускников организаций для детей-сирот реализуется в период их обучения в техникуме. Именно в этот период проходит процесс социально-профессиональной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей:

— через создание условий, способствующих социально-профессиональной адаптации детей-сирот;

— создание целенаправленной, многоуровневой, эффективной системы сопровождения студентов, выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей: в процессе обучения, проживания в общежитии, после выпуска;

— психолого-педагогическое сопровождение детей-сирот в период пребывания в техникуме;

— предоставление индивидуальной комплексной поддержки выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на этапе их образовательной деятельности в техникуме;

— обеспечение качественного профессионального образования воспитанников;

— трудоустройство выпускников ПОО из категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Для индивидуальной комплексной поддержки студентов в техникуме введена должность куратора. Куратор постинтернатного сопровождения — это педагогический работник КИТ, который осуществляет индивидуальное сопровождение выпускников в период получения ими профессионального образования в соответствии с функциональными обязанностями.

Куратор осуществляет сопровождение выпускников во взаимодействии:

— с преподавателями, воспитателями, социальными педагогами, педагогами-психологами, педагогами дополнительного образования, медицинскими и иными работниками техникума;

— наставниками — педагогическими работниками организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, откуда прибыли выпускники;

— работниками предприятий и организаций, куда трудоустроены выпускники.

Заключительный этап постинтернатного сопровождения включает в себя сопровождение выпускника техникума из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период его первичного трудоустройства. Работа в данном направлении продолжается до момента трудоустройства выпуск-

ника ПОО, для чего развивается стратегическое партнерство не только с детскими домами, но с и профильными предприятиями.

Для создания эффективной системы сопровождения студентов — выпускников организаций для детей-сирот — в период их обучения в техникуме, проживания в общежитии и после выпуска, обеспечения индивидуальной комплексной поддержки на этапе их образовательной деятельности важным является программно-методическое обеспечение постинтернатного сопровождения данной категории обучающихся:

1. Программа постинтернатного сопровождения выпускников учреждений для детей-сирот, обучающихся в КИТ. Данная программа рассчитана на весь период обучения в профессиональном образовательном учреждении. Целью программы является успешная социальная адаптация детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, к условиям профессиональной образовательной организации и к условиям самостоятельной жизни.

2. Программа социальной адаптации детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в студенческом общежитии «Самостоятельное будущее». Целью данной программы является создание благоприятного климата для студентов из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, проживающих в общежитии, помощь в адаптации к новым условиям жизни: пути и способы обустройства своей жизни, получение медицинской помощи, проведение свободного времени, взаимоотношения между людьми и т. д.

3. Программа по социальной адаптации студентов техникума. Данная программа призвана повысить уровень коммуникативной компетентности у студентов, сформировать навыки сотрудничества и совместной деятельности, толерантное отношение к окружающим. Эти задачи достигаются посредством встраивания личности в систему межгруппового взаимодействия, основанного на гуманистических ценностях. Нравственные основы межличностных отношений начинаются с процесса формирования положительного отношения к самому себе, через знакомство с собственными индивидуальными психологическими характеристиками, интересами, ценностями.

Реализация данного блока осуществляется в комбинации различных форм организации учебных занятий: методов активного социально-психологического обучения, теоретического материала, психодиагностических методик, которые включают в себя определение

«ОБРАЗОВАнИЕ. карьера. общество» № 4 (63) 2019

51

направленности и интересов, профессиональных и общих способностей.

4. Программа по психологической реабилитации и развитию конкурентоспособности студентов. Целью программы является формирование качеств конкурентоспособной личности. Данная программа предполагает:

— разработку комплекса психодиагностических методик для определения направленности личности и профессиональных предпочтений студента;

— определение уровня профессиональной адаптации студентов;

— создание программы внеаудиторной деятельности студентов на основе здоровьесбере-гающих технологий через введение дисциплин по выбору: «Валеология», «Конкурентоспособность на рынке труда», «Социальная адаптация»;

— психодиагностическую, консультативную, развивающую работу по формированию конкурентоспособности студентов.

5. Методическое пособие «Социальная адаптация». Данное методическое пособие разработано для проведения цикла занятий по адаптации первокурсников к условиям общения и взаи-

модействия в новом учебном коллективе. В нем содержатся различные виды занятий, направленные на социализацию и усвоение правил и норм общения в коллективе.

6. Локальные акты, которые регулируют вопросы постинтернатного сопровождения: положения о постинтернатном сопровождении выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в период их обучения в ПОО, деятельности куратора постинтернатного сопровождения, психолого-педагогическом сопровождении воспитательно-образовательного процесса, Совете профилактики, работе с обучающимися группы риска.

Реализация программ постинтернатного сопровождения в техникуме и общежитии, социально-профессиональной адаптации воспитанников обеспечивают комплексное индивидуально ориентированное, психолого-педагогическое и социальное сопровождение выпускников организаций для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, и позволяят осуществлять многоуровневую, планомерную, целенаправленную, системную работу по данному направлению.

52

«образование. КАРЬЕРА. общество» №4 (63) 2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.