УДК 347
М. В. Иванчина
магистрант
Пензенский государственный университет, г. Пенза, Россия
РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛНОМОЧИЙ ОРГАНОВ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ В РФ
Аннотация. Полномочия органов местного самоуправления осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается. Объем полномочий органов местного самоуправления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается в отраслевых федеральных законах.
Ключевые слова: органы местного самоуправления, реализация полномочий, федеральный закон, устав муниципального образования.
M. V. Ivanchina
Master student Penza State University, Penza, Russia
IMPLEMENTATION OF AUTHORITY OF LOCAL SELF-GOVERNMENT IN THE RUSSIAN FEDERATION
Abstract. The article analyzes powers of local authorities exercised by local government municipalities of their own. Subordinated to the capacity of the local government or officials of local governments of one municipal education local government body, or employ-person local government municipal other-education is not allowed. The scope of the powers of local governments in the areas where they operate together with the public authorities, the established industry is called the Federal laws.
Key words: local government bodies, implementation of powers, Federal law, the Charter of the municipality.
Пслномочия органов местного самоуправления - это закрепленный федеральными законами, законами субъектов Российской Федерации и муниципальными правoвыми актами за органами и должностными лицами местного самоуправления
комплекс прав и обязанностей, необходимых для решения вопросов местного значения на территории муниципального образования [4].
Подход к регулированию в российском законодательстве полномочий органов местного самоуправления соответствует требованиям Европейской Хартии местного самоуправления, которая в ст. 4 ошбое внимание обращает на то, что:
- основные полномочия органов местного самоуправления устанавливаются конституцией или законом, но это не исключает предоставления им в соответствии с законом отдельных конкретных полномочий;
- органы местного самоуправления в пределах, установленных законом, обладают полной свободой действий для осуществления собственных инициатив по любому вопросу собственной компетенции;
- предоставляемые органам местного самоуправления полномочия должны быть, как правило, полными и исключительными и могут быть оспорены или ограничены иным органом власти только в пределах, установленных законом [5].
С учетом требований международного права национальное законодательство устанавливает, прежде всего, собственные полномочия органов местного самоуправления. Однако только такими полномочиями круг дел местного самоуправления не ограничивается. Сохраняется подход, установленный Конституцией РФ и кoнкретизированный в Федеральном законе № 131-ФЗ, когда органы местного самоуправления, во-первых, вправе решать и иные вопросы, не отнесенные к компетенции органов местного самоуправления других муниципальных образований, органов государственной власти и не исключенные из их компетенции федеральными законами и законами субъектов РФ, а, во-вторых, осуществляют также отдельные переданные государственные полномочия.
Как об отдельной группе необходимо говорить о полномочиях, которые осуществляют органы местного самоуправления поселений или муниципальных районов в рамках заключенных соглашений о передаче полномочий между муниципальными образованиями двух уровней. Кроме этого, уже после принятия Федеральный закон № 131-ФЗ был дополнен статьями 14.1, 15.1 и 16.1, в соответствии с которыми органы местного самоуправления приобрели право осуществлять и другие полномочия [3].
Таким образом, в настоящее время можно говорить о разных видах полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления. Их выделение имеет важное практическое зна-
чение, ибо они различаются по порядку не только возникновения, но также финансирования и ответственности [6].
Полномочия в целях решения вопросов местного значения -это полномочия органов местного самоуправления поселений, муниципальных районов и городских округов, которые устанавливаются ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-Ф3. Они включают:
- принятие устава муниципального образования и внесение в него изменений и дополнений, издание муниципальных правовых актов;
- установление официальных символов муниципального образования;
- создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд (в ред. Федеральных законов от 08.05.2010 № 83-Ф3, от 28.12.2013 N 396-Ф3);
- установление тарифов на услуги, предоставляемые муниципальными предприятиями и учреждениями, и работы, выполняемые муниципальными предприятиями и учреждениями, если иное не предусмотрено федеральными законами (в ред. Федерального закона от 30.11.2011 № 361-Ф3);
- организационное и материально-техническое обеспечение подготовки и проведения муниципальных выборов, местного референдума, голосования по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосования по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования;
- принятие и организация выполнения планов и программ комплексного социально-экономического развития муниципального образования, а также организация сбора статистических показателей, характеризующих состояние экономики и социальной сферы муниципального образования, и предоставление указанных данных органам государственной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации;
- учреждение печатного средства массовой информации для опубликования муниципальных правовых актов, обсуждения проектов муниципальных правовых актов по вопросам местного значения, доведения до сведения жителей муници-
пального образования официальной информации о социально-экономическом и культурном развитии муниципального образования, о развитии его общественной инфраструктуры и иной официальной информации (п. 7 в ред. Федерального закона от 31.12.2005 N 199-ФЗ);
- осуществление международных и внешнеэкономических связей в соответствии с федеральными законами;
- иными полномочиями в соответствии с настоящим Федеральным законом, уставами муниципальных образований [4].
По вопросам, отнесенным в соответствии со статьями 14, 15 и 16 настоящего Федерального закона к вопросам местного значения, федеральными законами, уставами муниципальных образований могут устанавливаться полномочия органов местного самоуправления по решению указанных вопросов местного значения, а в случае, предусмотренном частью 3 статьи 16.2 настоящего Федерального закона, указанные полномочия могут устанавливаться законами субъектов Российской Федерации (часть первая.1 введена Федеральным законом от 18.10.2007 N 230-ФЗ, в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-ФЗ) [1].
Законами субъекта Российской Федерации может осуществляться перераспределение полномочий между органами местного самоуправления и органами государственной власти субъекта Российской Федерации. Перераспределение полномочий допускается на срок не менее срока полномочий законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта Российской Федерации. Такие законы субъекта Российской Федерации вступают в силу с начала очередного финансового года [2].
Не дпускается отнесение к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации полномочий органов местного самоуправления в сферах управления муниципальной собственностью, формирования, утверждения и исполнения местного бюджета, осуществления охраны общественного порядка, установления структуры органов местного самоуправления, изменения границ территории муниципального образования, а также полномочий, предусмотренных пунктами 1, 2, 7, 8 части 1 статьи 17 и частью 10 статьи 35 настоящего Федерального закона (часть 1.2 введена Федеральным законом от 27.05.2014 N 136-ФЗ).
Органы местного самоуправления поселений, органы местного самоуправления городских округов, органы местного самоуправления городских округов с внутригородским делением, органы местного самоуправления внутригородских районов
вправе в соответствии с уставами муниципальных образований принимать решение о привлечении граждан к выполнению на добровольной основе социально значимых для поселения, городского округа, городского округа с внутригородским делением, внутригородского района работ (в том числе дежурств) в целях решения вопросов местного значения поселений, предусмотренных пунктами 7.1 - 9, 15 и 19 части 1 статьи 14 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения городских округов, городских округов с внутригородским делением, предусмотренных пунктами 7.1 - 11, 20 и 25 части 1 статьи 16 настоящего Федерального закона, вопросов местного значения внутригородских районов, предусмотренных пунктами 4, 8 и 10 части 1 статьи 16.2 настоящего Федерального закона (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-Ф3).
Полномочия органов местного самоуправления, установленные настоящей статьей, осуществляются органами местного самоуправления муниципальных образований самостоятельно. Подчиненность органа местного самоуправления или должностного лица местного самоуправления одного муниципального образования органу местного самоуправления или должностному лицу местного самоуправления другого муниципального образования не допускается (в ред. Федерального закона от 27.05.2014 № 136-Ф3).
Федеральный закон № 131-Ф3 устанавливает в главе 4 следующие принципы и порядок наделения государственными полномочиями органов местного самоуправления:
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями Российской Федерации осуществляется федеральными законами и законами субъектов Российской Федерации, отдельными государственными полномочиями субъектов Российской Федерации - законами субъектов Российской Федерации. Наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями иными нормативными правовыми актами не допускается (в ред. Федерального закона от 29.12.2006 № 258-Ф3).
- наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации законами субъектов Российской Федерации допускается, если это не противоречит федеральным законам.
- отдельные государственные полномочия, передаваемые для осуществления органам местного самоуправления, осуществляются органами местного самоуправления муниципаль-
ных районов и органами местного самоуправления городских округов, если иное не установлено федеральным законом или законом субъекта Российской Федерации.
- органы местного самоуправления могут наделяться отдельными государственными полномочиями на неограниченный срок либо, если данные полномочия имеют определенный срок действия, на срок действия этих полномочий.
- финансовое обеспечение отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления, осуществляется только за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из соответствующих бюджетов.
- органы местного самоуправления имеют право дополнительно использовать собственные материальные ресурсы и финансовые средства для осуществления переданных им отдельных государственных полномочий в случаях и порядке, предусмотренных уставом муниципального образования.
Федеральный закон, закон субъекта Российской Федерации, предусматривает особые условия наделения органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями.
Положения федеральных законов, законов субъектов Российской Федерации, предусматривающие наделение органов местного самоуправления отдельными государственными полномочиями, вводятся в действие ежегодно соответственно федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на очередной финансовый год при условии, если федеральным законом о федеральном бюджете на соответствующий финансовый год или законом субъекта Российской Федерации о бюджете субъекта Российской Федерации на соответствующий финансовый год предусмотрено предоставление субвенций на осуществление указанных полномочий.
Таким образом, даже краткий анализ полномочий, осуществляемых органами местного самоуправления, выявляет как многообразие подходов, используемых для их регулирования, так и существенные различия в порядке их осуществления, финансирования, контроля и ответственности. Важно помнить, что объем полномочий органов местного самоуправления в тех сферах, где они действуют совместно с органами государственной власти, устанавливается преимущественно в отраслевых федеральных законах. Разграничение полномочий между отдельными органами местного самоуправления и их должностными лицами
в основном устанавливается Уставом муниципального образования и другими муниципальными актами.
Библиографический список
1. Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. Учебник / М.В. Баглай. — М. : Норма, 2007 — 784 с.
2. Муниципальное право России. Учебник /отв. ред. С.А. Ава-кьян. — М. : Проспект, 2009 — 544 с.
3. Чиркин В.Е. Система государственного и муниципального управления. Учебник / В.Е.Чиркин. М. : Юристъ, 2005 — 379 с.
4. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: федер. закон №131 от 06.10.2003 г. // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] — Режим доступа:: http://base.garant.ru/(дата обращения: 5.10.2014).
5. Электронная книга «Актуальные вопросы развития муниципальных образований» [Электронный ресурс] — Режим доступа: Ьир://-№^№.ако.ги/(дата обращения: 6.10.2014).
6. Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 г. // СПС «Гарант» [Электронный ресурс] — Режим доступа:: http://base.garant.ru/ (дата обращения: 10.10.2014).
Referenses
1. Baglai M.V. Konstitutsionnoe pravo Rossiiskoi Federatsii. Uchebnik [Constitutional lawt of the Russian Federation. Textbook]. Moscow, Norma Publ., 2007, 784 p.
2. Avak'ian S.A (ed.) Munitsipal'noe pravo Rossii. Uchebnik [Municipal law of Russia. Textbook]. Moscow, Prospekt Publ, 2009, 544 p.
3. Chirkin V.E. Sistema gosudarstvennogo i munitsipal'nogo uprav-leniia. Uchebnik [System of the public and municipal administration. Textbook]. Moscow, Iurist Publ., 2005, 379 p.
4. Ob obshchikh printsipakh organizatsii mestnogo samoupravleniia v Rossiiskoi Federatsii: feder. zakon №131 ot 06.10.2003 g. (On the general principles of the organization of local government in the Russian Federation: feeder. the law No. 131 of 06.10.2003.) Available at: http: //base.garant.ru/(accessed 5.10.2014).
5. Elektronnaia kniga «Aktual'nye voprosy razvitiia munitsi-pal'nykh obrazovanii» (Topical Issues of Development of Municipalities): http://www.ako.ru/(data obrashcheniia: 6.10.2014).
6. Konstitutsiia Rossiiskoi Federatsii (priniata na vsenarodnom golosovanii 12 dekabria 1993 g.) (s popravkami), chast' 3 stat'ia 55, SPS «Garant» (The Constitution of the Russian Federation (adopted by the popular vote on December 12, 1993) (revised), part 3 of article 55, legal reference system «Garant»). Available at: http://constitution.garant.ru/ rf/ chapter /2/ (accessed10.10.2015).
Информация об авторе
Иванчина Мария Владимировна — магистрант, Пензенский государственный университет, 440026, г. Пенза, ул. Красная 40, Россия, e-mail: [email protected].
Authors
Ivanchina Maria Vladimirovna — Master student, Penza State University, 40 Krasnaya Street, Penza, 440026, Russia, e-mail: [email protected].