Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
цифровизация / логистика / транспорт / инновации / цифровая трансформация / digitalization / logistics / transport / innovation / digital transformation

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — И.М. Альшинецкий

Путь инновационного развития России диктуется требованиями времени, обусловленными следующими тезисами: рациональность в экономическом подходе, совершенствование торговых связей и логистических отношений в региональном и международном векторе, развитие интеграции в рамках торговли на мировой арене. Вышеперечисленные факторы не оставляют сомнений, что использование инновационного подхода является приоритетным направлением в базисных (ключевых) отраслях, и особенно в транспортном комплексе и логистике. Основным тезисом для внедрения инновационного подхода в логистике и транспорте является эффективность использования ресурсов, а не их количество. Инновационный подход является наиболее приоритетным направлением, что объясняется экспансивным развитием таких факторов, как: интеграция части процессов в цифровое пространство, масштабируемость автоматизации, увеличение объёма данных. Приоритетность и актуальность такого пути развития транспортного комплекса объясняется увеличением спроса на перевозки всеми видами транспорта, образованием нового транспортного каркаса, новых рынков сбыта и жёсткой конкуренции.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — И.М. Альшинецкий

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE DIGITALIZATION POLICY, THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT INDUSTRY

The path of innovative development for Russia is dictated by the requirements of the time, due to the following theses: rationality in the economic approach, improvement of trade relations and logistics relations in the regional and international vector, development of integration within the framework of trade on the world stage. The above factors leave no doubt that the use of an innovative approach is a priority in the basic (key) industries, and especially in the transport complex and logistics. The main thesis for the introduction of an innovative approach in logistics and transport is the efficiency of the use of resources, and not their quantity. The innovative approach is the most priority direction, which is explained by the expansive development of such factors as: integration of some processes into the digital space, scalability of automation, increase in the amount of data. The priority and relevance of this way of development of the transport complex is explained by the increase in demand for transportation by all modes of transport, the formation of a new transport framework, new markets and fierce competition.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ»

УДК 338.012

doi:10.52210/2224669X_2023_3_174

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ЦИФРОВИЗАЦИИ, НЕОБХОДИМОСТЬ ЦИФРОВОЙ ТРАНСФОРМАЦИИ ТРАНСПОРТНОЙ ОТРАСЛИ

И.М. Альшинецкий

Аннотация. Путь инновационного развития России диктуется требованиями времени, обусловленными следующими тезисами: рациональность в экономическом подходе, совершенствование торговых связей и логистических отношений в региональном и международном векторе, развитие интеграции в рамках торговли на мировой арене. Вышеперечисленные факторы не оставляют сомнений, что использование инновационного подхода является приоритетным направлением в базисных (ключевых) отраслях, и особенно в транспортном комплексе и логистике. Основным тезисом для внедрения инновационного подхода в логистике и транспорте является эффективность использования ресурсов, а не их количество. Инновационный подход является наиболее приоритетным направлением, что объясняется экспансивным развитием таких факторов, как: интеграция части процессов в цифровое пространство, масштабируемость автоматизации, увеличение объёма данных. Приоритетность и актуальность такого пути развития транспортного комплекса объясняется увеличением спроса на перевозки всеми видами транспорта, образованием нового транспортного каркаса, новых рынков сбыта и жёсткой конкуренции.

Ключевые слова: цифровизация, логистика, транспорт, инновации, цифровая трансформация.

IMPLEMENTATION OF THE DIGITALIZATION POLICY, THE NEED FOR DIGITAL TRANSFORMATION OF THE TRANSPORT INDUSTRY

I.M. Alshinetsky

Abstract. The path of innovative development for Russia is dictated by the requirements of the time, due to the following theses: rationality in the economic approach, improvement of trade relations and logistics relations in the regional and international vector, development of integration within the framework of trade on the world stage. The above factors leave no doubt that the use of an innovative approach is a priority in the basic (key) industries, and especially in the transport complex and logistics. The main thesis for the introduction of an innovative approach in logistics and transport is the efficiency of the use of resources, and not their quantity. The innovative approach is the most priority direction, which is explained by the expansive development of such factors as: integration of

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

some processes into the digital space, scalability of automation, increase in the amount of data. The priority and relevance of this way of development of the transport complex is explained by the increase in demand for transportation by all modes of transport, the formation of a new transport framework, new markets and fierce competition.

Keywords: digitalization, logistics, transport, innovation, digital transformation.

Процессы цифровой трансформации - одна из самых насущных проблем в мировой экономике. Используются все компоненты цифрового пространства - большие наборы данных, системы и алгоритмы их обработки, программное обеспечение, блокчейн и др. Все отрасли находятся на пороге начала новой декады цифровых технологий, в которой все компоненты соберутся вместе. Использование и применение цифровых данных становится ключевым элементом производства, что позволяет получить более сильные конкурентные преимущества и создать новые бизнес-модели [5].

Все эти факторы доказывают, что такой аспект, как оцифровка, очень важен не только в экономике, но и практически во всех сферах, особенно в транспортном комплексе и логистике. Основное требование рынка - усиление и увеличение товаропотоков, что положительно скажется на удовлетворении потребностей.

Инновации - это процесс создания, распространения и использования новых технологий, способствующих повышению и улучшению эффективности работы фирмы для удовлетворения конкретных потребностей. Это относится к любому улучшению продукта, технологии или услуги, способу производства, который экономит средства или создает условия для такой экономии. Существует понятие инновационного процесса, которое объединяет в себе все перемены и изменения, возникающие при использовании инноваций, будь то изменения технологий, менеджмента и т.д. Суть данного процесса заключается в том, что научные знания и опыт используются в целях получения качественно нового продукта; это своего рода путь, который проходит продукт или процесс от рождения (идеи) до реализации.

Когда на рынке или в рамках компании появляется новый процесс, продукт, совершенствуется какая-либо технология или процесс, это называют «внедрение».

Нельзя не сказать, что вся суть инновационных процессов, внедрений и т.д. неразрывно связана с такими понятиями, как «технологии» и «изобретения».

То, как производится какой-либо продукт или услуга, как осуществляется какой-либо процесс, какие при этом используются технологии и т.д., и называется технологией.

Для более точного восприятия данной темы рассмотрим вопрос о классификации логистических инноваций О. Рыбалкиной [5], представленный в таблице 1.

Таблица 1

Классификация логистических инноваций

№ Квалификационный признак Виды логистических инноваций

1 Области логистики - закупочная деятельность - складское хозяйство - транспортное хозяйство - распределение ресурсов в производстве - производственные процессы - управление запасами - сбытовая деятельность

2 Группы товародвижения - функциональные логистические цепи - микрологистические цепи - макрологистические цепи

3 Масштаб применения - локальное отраслевое - межотраслевое - общесистемное

4 Уровень использования - операционный - процедурный - функциональный

5 Тип бизнес-процессов - технологический - организационный - управленческий

Инновации являются основным средством повышения эффективности логистики и транспортного сектора, поскольку в условиях активной игры на мировой арене российскими компаниями и интеграции их в мировое пространство необходимо внедрение инноваций, совершенствование существующих маршрутов транспортного соглашения.

Главной целью логистики является оптимизация логистических операций для осуществления поставки товара точно в срок, в нужное время, за определённую цену. В свою очередь, логистикой инноваций является применение различных технологий, модернизация процессов, направленных на помощь в оптимизации.

Инновации также являются средством повышения эффективности в логистической и транспортной отрасли, поскольку они охватывают все части распределения товаров.

Кроме того, процесс внедрения инноваций включает в себя разработку новых решений и идей в области управления технологическими процессами, основанных на последних достижениях науки и техники, которые также оказывают непосредственное влияние на эффективность логистики в целом.

Проанализировав деятельность современных компаний и ряд исследований, можно сказать, что нет более приоритетного пути для решения проблем логистики и оптимизации транспортных процессов, чем применение инновационного подхода, который позволяет увеличить скорость логистических цепей, отвечать требованиям потребителей, создавать новый транспортный каркас и инфраструктуру (рисунок 1).

Логистика отечественных компаний

I

Ключевые задачи

1 1

Создание собственных объектов логистической •«фраструктуры Повышение уровня обслуживания клиентов Оптимизация затрат Внедрение систем управления

Инструменты повышения конкурентоспособности отечественных компаний

1

внедрение шновационных решений внедрение информационных систем и технологий Эффективное управление цепочками поставок Лучшее управление персоналом. мотивация персонала Повыше»» эффективности складской логистики

Рисунок 1. Инструменты повышения логистической конкурентоспособности

Опыт зарубежных практиков показывает необходимость цифровой поддержки для рационального логистического менеджмента, что способствует ускорению рабочих процессов и образованию единого информационного пространства. Решающим фактором в менеджменте является скорость обработки данных и получения необходимой информации.

Одно из ключевых направлений среднесрочной деятельности правительства России - развитие цифровой экономики. Об этом написано в Указе Президента РФ от 21 июля 2021 г. № 474 «О национальных целях развития РФ на период до 2030 г.».

Все это показывает, что такое направление, как цифровизация, очень важно не только в экономическом секторе, но практически во всех отраслях, особенно в логистике и транспорте [4].

Оцифровка логистической отрасли - вопрос конкурентоспособности. Без нее компании не выдержат конкурентной борьбы и не выживут на современном рынке.

Быстрое развитие логистики и Интернет-технологий повысило уровень потребительского спроса, поскольку потребители больше не хотят ждать продукт, который был ими заказан, в течение длительного времени. Это особенно актуально в области доставки почты, где запрос «до» был возможен не в течение нескольких дней, а в течение нескольких часов после размещения заказа. Несоблюдение сроков и повреждение груза приводят к отказу компании от оказания услуг, предусмотренных в тендере.

Информационные технологии в транспортной сфере стали самым приоритетным направлением. Скорость в транспортном секторе - это важнейшая составляющая конкурентоспособности, а скорость в логистике является синонимом оптимизации и автоматизации процессов.

На данный момент ключевыми и базисными факторами, которые подвергаются влиянию цифровизации, становятся автоматизированные процессы приёмки груза, удалённый контроль за товаром, отгрузка, бесшовная логистика.

Мировой опыт показывает, что благодаря «цифре» можно увеличить пропускную способность железных дорог на 40 % и снизить транспортные расходы на 30 %. Сегодня цифровые технологии способны радикально изменить существующую цепочку поставок и создать совершенно новую рыночную архитектуру.

По железнодорожным путям текут огромные потоки информации, без которых нельзя было бы осуществлять процесс эксплуатации нескольких десятков тысяч километров.

В настоящее время создан проект, целью которого является модернизация железнодорожных артерий и создание современных коммуникационных центров на железнодорожной инфраструктуре. Указанный проект реализуется ОАО «РЖД» и носит название «Цифровые железные дороги».

Таким образом, можно сделать следующие выводы: на данном этапе развития экономки самым приоритетным направлением стала цифровизация. Для мировой экономики увеличение объёмов товарооборота является необходимостью, в том числе через процессы цифровизации экономики и логистики.

Поскольку мониторинг сам по себе невозможен без оцифровки, технологии становятся конкурентной средой, и именно благодаря им возникает возможность автоматизации, эффективного моделирования рисков и т.д. Это обеспечивает надежность, гибкость и качество наблюдения. Указанные процессы напрямую влияют на эффективность транспортной сферы.

Исходя из вышесказанного, можно отметить, что инновации и цифровизация чрезвычайно важны как для экономики в целом, так и для логистики в частности, поэтому эта тема актуальна как никогда.

Оцифровка частично внедрена во всех секторах, но внутренние водные ресурсы и железнодорожные артерии обладают наибольшим потенциалом.

Особого внимания заслуживает развитие «зелёной» генерации. Возобновляемая, или «зелёная» энергия - энергия из энергетических ресурсов, которые являются возобновляемыми или неисчерпаемыми, по человеческим масштабам. Основной принцип использования такой энергии заключается в её извлечении из постоянно происходящих в окружающей среде процессов (таких как солнечный свет, водные потоки, ветер, приливы и геотермальная теплота) или возобновляемых органических ресурсов (биотоплива: древесины, растительного масла, этанола) и предоставлении для технического применения.

По прогнозу Института экономических исследований РАН и Центра энергетики Московской школы управления «Сколково», к 2040 г. возобновляемая энергия обеспечит 35-40 % мирового производства электроэнергии и 19-25 % всего энергопотребления.

Преимуществами использования альтернативной энергии являются высокая надёжность, отсутствие сырья и отходов, модульность и мобильность, экологически чистый способ получения энергии.

Данное направление является стратегически важным для логистики, так как позволяет использовать экологически чистый транспорт и в целом обеспечивает инфраструктуру необходимой энергией.

Также приоритетно важной задачей является использование альтернативных источников энергии, таких как энергия солнца и ветрогенерация. Например, был создан полигон альтернативной энергии в городе Дубна Московской области, где используются автономные посты технического наблюдения, система оповещения «Умный город», а также новейшие ветрогенераторы, в состав которых входят солнечные модули, ветроэнергетические установки, гибридные солнечно-ветровые установки. Полигон разрабатывает системы автономного электропитания на основе альтернативных источников энергии.

Говоря о «зелёной» генерации, нельзя не упомянуть создание «зелёного» центра обработки данных (ЦОД) на канале имени Москвы. В данный момент идёт привлечение инвестиций на постройку данного сооружения. Быстрое развитие и широкое распространение технологий обработки и передачи данных в последние годы привело к ошеломляющему росту парка ИТ-оборудования. Статистика показывает, что на ЦОД по всему миру сейчас приходится 3 % мирового потребления электроэнергии. По оценкам IDC, стоимость оплаты электроэнергии в настоящее время достигает 25 % от стоимости оборудования в ИТ-индустрии. Это значение продолжает расти со скоростью 52 % в год.

Поскольку ЦОД потребляют огромное количество электроэнергии, правительства различных государств полностью осознают необходимость сокращения углеродных выбросов. В некоторых развитых городах ЦОД стало трудно получать достаточно мощности. Например, муниципальная комиссия по экономике и информационным технологиям Пекина объявила о запрете строительства и расширения ЦОД. В настоящее время главным приоритетом развития ЦОД стала энергоэффективность.

Если говорить простыми словами, то цифровизация - это то, что делает предприятие более гибким, более приспособленным

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

к современным реалиям и конкурентоспособном в цифровом мире. Ключевым моментом является использование цифровых технологий, что позволяет руководству предприятия делать более информированные решения, создавать новые бизнес-возможности, улучшать качество продукции и т.д.

Термин «цифровизация» используется для описания трансформации, которая идет дальше простой замены аналогового или физического ресурса на цифровой или информационный. К примеру, книги не просто превращаются в электронные книги, а предоставляют целый набор интерактивных и мультимедийных опытов. Соответственно, на промышленном предприятии процессы могут стать онлайн-диалогами между сторонами, которые раньше напрямую даже не общались.

Так что в деловом контексте организация, которая хочет стать «цифровой», должна фокусироваться на автоматизации процессов, с целью сделать их более эффективными.

Цифровизация на предприятии затрагивает все вышеперечисленные инновации, без неё инновации были бы просто невозможны, именно поэтому данное направление - стратегически важное.

Процесс цифровизации предприятия происходит не просто так: к этому существуют предпосылки, которые необходимо рассмотреть.

Важнейшая предпосылка - это рост больших данных (big data). Основные пользователи big data: компании, использующие спутниковые данные; электронная коммерция; GPS-навигаторы; видеоаналитика и распознавание лиц; боты и голосовые помощники; социальные сети; искусственный интеллект; компании, анализирующие Интернет-запросы. Все эти компании собирают и обрабатывают большие массивы данных и используют их при принятии управленческих решений. В 2017 г. такие компании использовали 16 Зеттабайт (в одном зеттабайте - один триллион терабайт), в 2018 г. эта цифра превысила 18 Зеттабайт, а по прогнозу на 2025 г. она превысит 180 Зеттабайт. Вне зависимости от отрасли компании все больше и больше работают с большими массивами данных, что требует цифровизации (рисунок 2).

На сегодняшний день тренды следующие: мировой объём данных увеличивается каждые 1,5-2 года; объём ЦОД увеличивается

Рисунок 2. Динамика объёма данных в мире

ежегодно на 20-40 %; расходы на хранение данных в мире растут ежегодно на 1-5 %; за последние два года было сгенерировано больше данных, чем за всю историю человечества; ежесекундно на каждого человека создаётся 1,7 мегабайт; наблюдается сверхбыстрый рост объёмов фото- и видеоматериалов; ежеминутно только на YouTube загружается более 300 часов видеофайлов (рисунок 3).

Рисунок 3. Объём затрат на цифровые технологии в ВВП,

млн долл.

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

Также нельзя отбрасывать и законодательные предпосылки:

1. Послание Президента РФ Федеральному собранию 1 декабря 2016 г. «О необходимости формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий» [3].

2. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. № 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [1].

3. Постановление Правительства РФ от 28 августа 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» [2].

Для наглядности приоритетности цифровизации обратимся к цифрам. Затраты на охлаждение и электроснабжение ЦОД составляют более 40 %, в то время как по России коэффициент энергоэффективности (PUE) для ЦОД в среднем составляет 2,5, а для «зелёных» PUE составляет около 1,5 (1,1-1,3 для новейших). Экономия на электроэнергии доходит до 50 %, а в общей структуре операционных затрат экономия будет от 15 до 20 % (рисунок 4).

Нельзя забывать и о цифровизации энергетического сектора, о котором говорилось ранее. Показателями эффективности будут служить следующие факторы: облегченное управление, оптимальная эксплуатация оборудования, ежедневная доставка, анализ и обработка достоверных данных. Всё это достигается при помощи внедрения инновационных датчиков, измеряющих различные параметры и подключенные к электронному блоку управления, который и собирает данные.

■ Техобслуживание ЦОД

■ Электроэнергия

■ Расход на персонал

с Аренда помещений

Рисунок 4. Примерное распределение затрат на эксплуатацию ЦОД

Следует упомянуть также о цифровизированном и инновационном полигоне альтернативной энергетики города Дубна,

Таким образом, можно сделать вывод, что инновации имеют огромное значение для предприятий, особенно в современном цифровом мире. Инновации играют стратегически важную роль, позволяя предприятию кратно увеличивать различные показатели, сокращать издержки и просто быть современным и конкурентоспособным. Уровень инновационности определяют технологии и степень цифровизации предприятия, что показывает его гибкость и приспособленность к современным условиям.

Главный приоритет отдаётся цифровизации, так как она делает возможным воплотить в жизнь остальные инновации (цифровые карты, инновационные средства навигации, передача и хранение больших объёмов данных и т.д.).

В условиях системного кризиса производства развитие инноваций на предприятиях особенно актуально. Оно должно охватывать различные сферы деятельности, связанные с инновационными циклами, объединяя методы исследования, технологии и систему управления предприятием. Зарубежный опыт по внедрению инноваций на производственных предприятиях должен активно применяться в российских условиях в отношении самостоятельных субъектов экономики, факторов и движущих сил инновационного процесса со стороны компаний.

Инновации в логистике и транспорте идут по вектору улучшения и качественного повышения показателей транспортного и логистического менеджмента. В свою очередь, данные изменения должны сопровождаться цифровой поддержкой и внедрением инновационного подхода. Только следуя данному пути, удастся добиться роста показателей эффективности процессов. Также можно сделать вывод, что цифровизация является необходимостью и требованием времени. Процесс цифровой трансформации экономики и транспорта просто необходим, поскольку многие страны заинтересованы в увеличении товарооборота [7].

В свою очередь, цифровизация логистической и транспортной сферы является необходимостью для организаций, оперирующих на данном рынке, поскольку отвечает за их конкурентоспособность. Так как тот же мониторинг без оцифровки невозможен, конкурентной

<g!fc>

МОСКОВСКИЙ ФИНАНСОВО-ЮРИДИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ МФЮА

средой становятся технологии, потому именно благодаря им появляется возможность автоматизации, эффективного моделирования рисков и т.д.

Библиографический список

1. Постановление Правительства РФ от 2 марта 2019 г. N° 234 «О системе управления реализацией национальной программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СПС «Гарант». URL: https://base.garant. ru/72190034/ (дата обращения: 23.03.2023).

2. Постановление Правительства РФ от 28 fduecnf 2017 г. № 1030 «О системе управления реализацией программы "Цифровая экономика Российской Федерации"» // СПС «КонсультантПлюс». URL: https:// www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_223702/ (дата обращения: 23.03.2023).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

3. Послание Президента РФ Федеральному собранию 1 декабря 2016 г. «О необходимости формирования в стране цифровой экономики, ориентированной на повышение эффективности всех отраслей за счет использования информационных технологий». URL: http://www.kremlin. ru/acts/bank/41550 (дата обращения: 23.03.2023).

4. Герами В.Д. Управление транспортными системами. Транспортное обеспечение логистики. М., 2018.

5. Ильюк В.В., Мысаченко В.И., Комаров В.Ю. О роли кластеров в инновационном развитии отечественной промышленности // Вестник национального института бизнеса. 2017 № 29.

6. Рыбалкина О. Классификация и методическое обеспечение логистических инноваций // Логистика. 2011. № 2 (70). С. 121-122.

7. Цифровизация - главный тренд логистики. URL: https://www.retail.ru/ar-ticles/tsifrovizatsiya-glavnyy-trend-logistiki/ (дата обращения: 15.05. 2023).

И.М. Альшинецкий

аспирант

Московский финансово-юридический университет МФЮА главный специалист отдела железнодорожной инфраструктуры Департамент транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры города Москвы E-mail: i.alschinetsky@yandex.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.