Научная статья на тему 'Реализация политики информационной безопасности Исламской республики Иран в контексте конфликтов на Ближнем Востоке в XXI веке'

Реализация политики информационной безопасности Исламской республики Иран в контексте конфликтов на Ближнем Востоке в XXI веке Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
882
192
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Иран / Интернет / информационная политика / информационная без-опасность / кибератаки / информационная война / глобализация / социальные сети / Iran / Internet / information policy / information security / cyber attacks / information war / globalization / social networks

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Парфирьева Анастасия Владимировна

Ближний Восток с давних пор является неспокойным регионом, на кото-ром пытались и до сих пор пытаются распространить свое влияние многие государства. Иран является одним из главных игроков на Ближнем Востоке, против которого сейчас раз-вязывают информационную войну США и Израиль. Это понятие сейчас становится все более популярным, так как информационная безопасность начинает занимать первые позиции в ре-ализации внешней политики любого государства. Иран является технологически развитым государством и обладает большими запасами природного газа и нефти. Иран, прекрасно по-нимая свои возможности, хочет стать ведущим государством не только среди стран Пер-сидского залива, но и во всем мире. Так сказать, создать всемирный исламский халифат. В 1992 Иран стал первой страной в юго-западной Азии, подключённой к Интернету, и с тех пор правительство прилагает значительные усилия для контроля над информационно-коммуникационной инфраструктурой республики. Исходя из вышесказанного, стоит внимательнее изучить политику Исламской Респуб-лики Иран в области обеспечения информационной безопасности, её основные мотивы на по-литической арене, а также действия и механизмы защиты для дальнейшего преодоления и предотвращения конфликтов в регионе Ближнего и Среднего Востока с целью установления всеобщего мира.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION SECURITY POLICY OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE CONTEXT OF CONFLICTS IN THE NEAR EAST IN THE XXI CENTURY

For a long time, the Middle East has been a turbulent region, where many states have tried and are still trying to spread their influence. Iran is one of the main players in the Middle East, against which the United States and Israel are unleashing the information war. This concept is now becoming increasingly popular as information security begins to occupy the first positions in the implementation of the foreign policy of any state. Iran is a technologically advanced state and has large reserves of natural gas and oil. Iran, perfectly aware of its capabilities, wants to become a lead-ing state not only among the Gulf countries, but throughout the world. So to say, create a worldwide Islamic caliphate. In 1992, Iran became the first country in southwest Asia connected to the Internet, and since then the government has made considerable efforts to control the republic’s information and commu-nication infrastructure. Based on the above, it is worthwhile to carefully study the policy of the Islamic Republic of Iran in the field of information security, its main motives in the political arena, as well as actions and protection mechanisms to further overcome and prevent conflicts in the Middle East in order to estab-lish universal peace.

Текст научной работы на тему «Реализация политики информационной безопасности Исламской республики Иран в контексте конфликтов на Ближнем Востоке в XXI веке»

УДК 327

РЕАЛИЗАЦИЯ ПОЛИТИКИ ИНФОРМАЦИОННОЙ БЕЗОПАСНОСТИ ИСЛАМСКОЙ РЕСПУБЛИКИ ИРАН В КОНТЕКСТЕ КОНФЛИКТОВ НА БЛИЖНЕМ ВОСТОКЕ В XXI ВЕКЕ

Парфирьева А.В.

[email protected]

Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия

Аннотация. Ближний Восток с давних пор является неспокойным регионом, на котором пытались и до сих пор пытаются распространить свое влияние многие государства. Иран является одним из главных игроков на Ближнем Востоке, против которого сейчас развязывают информационную войну США и Израиль. Это понятие сейчас становится все более популярным, так как информационная безопасность начинает занимать первые позиции в реализации внешней политики любого государства. Иран является технологически развитым государством и обладает большими запасами природного газа и нефти. Иран, прекрасно понимая свои возможности, хочет стать ведущим государством не только среди стран Персидского залива, но и во всем мире. Так сказать, создать всемирный исламский халифат.

В 1992 Иран стал первой страной в юго-западной Азии, подключённой к Интернету, и с тех пор правительство прилагает значительные усилия для контроля над информационно-коммуникационной инфраструктурой республики.

Исходя из вышесказанного, стоит внимательнее изучить политику Исламской Республики Иран в области обеспечения информационной безопасности, её основные мотивы на политической арене, а также действия и механизмы защиты для дальнейшего преодоления и предотвращения конфликтов в регионе Ближнего и Среднего Востока с целью установления всеобщего мира.

Ключевые слова: Иран, Интернет, информационная политика, информационная безопасность, кибератаки, информационная война, глобализация, социальные сети.

Aктуaльнocть иccлeдoвaния cocTOrn" в изучении стратегий и инструментов обеспечения информационной безопасности Исламской Республики Иран в условиях информатизации и глобализации современного мира с той точки зрения, что Иран является одним из приоритетных игроков в регионе Ближнего Востока.

Методы исследования: исторический метод, хронологический метод, контент анализ, обобщение, компаративный анализ.

Степень изученности проблемы.

1) Отечественная историография

Особого внимания при рассмотрении политики Ирана в контексте реализации политики информационной безопасности заслуживают работы таких ученых, как Валиахметова Г.Н., Ромашкина Н.П., Топычканов П.В., Старкин С.В. Также большой вклад в изучение этой проблематики привнесли и Симо-ненко М.Д., Чабанов В.А., и Ревский А.

2) Зарубежная историография

В работе были использованы труды таких иностранных авторов, как Paul Kerr, который в течении 20 лет занимался разработкой и управлением программ информационной безопасности в промышленной сфере, Nazura Abdul Manap, которая занимается исследованием такого явления, как кибер-терроризм в Иране, а также стоит упомянуть Ahmad Bakhtiyari Shahri, который уделяет особое внимание изучению информационной безопасности Ирана. Среди зарубежных источников стоит привести в пример журналы "International Journal of Intelligence and Counter Intelligence ", 'ЪЧ*- J j'j^' "The Washington Quarterly", которые во многом помогли в нахождении текстов документов по выбранной тематике исследования.

^ли иccлeдoвaния: выяснение основных принципов проводимой внешней политики Ирана в области обеспечения информационной безопасности в XXI веке.

Зaдaчи иccлeдoвaния:

1) Изучить истоки возникновения политики Ирана в сфере обеспечения информационной безопасности, выяснить основные приоритеты национальной безопасности Ирана;

2) Проанализировать какая роль отводится органам государственного управления Ирана в реализации политики информационной безопасности, рассмотреть примеры претворения в жизнь данной политики в других странах.

Основная часть.

В современном глобальном мире значительно возросла роль информационной сферы, которая оставаясь системообразующим элементом жизни общества, оказывает влияет на состояние политической, экономической, военной безопасности любого государства. Широкое распространение различного рода информационных каналов и технологий, появление социальных сетей приводит к возникновению проблемы информационного противоборства. «Закономерность, выведенная известным историком Клаузевицем: «Война есть продолжение политики, но другими средствами», - подразумевает и обратное: то, что политика - тоже война, ведущаяся особыми средствами. Одним из них является информационная война. В современных условиях проблемы информационных войн актуализировались в связи с глобализацией информационных процессов, бурным развитием и господством информационных технологий, позволяющих политикам эксплуатировать информационное пространство, процесс взаимодействия массовых коммуникаций и их аудитории»1. Информационные войны различной интенсивности постоянно происходят в различных регионах мира. Основная задача этих противоборств состоит в целенаправленном воздействии на сознание политических лидеров, которые принимают важные государственные решения, оппозиционно настроенных граждан, на развитие культуры и экономики в интересах других стран. В настоящее время Иран концентрирует свои силы, строит сильное и крепкое государств, чтобы оказать противодействие ведущейся против него информационной войне. Духовные лидеры страны понимают, что национальная безопасность и суверенитет Исламской республики Иран (ИРИ) главным образом зависит от обеспечения информационной безопасности, и в ходе развития технического прогресса эта зависимость будет только возрастать2.

Иран был первой страной в юго-западной Азии, кто подключился к всемирной сети Интернет. В январе 1992 года первая выделенная линия соединила Исламскую республику с Венским университетом. При этом, несмотря на то, что Интернет представлялся государственными структурами, каких-либо ограничений для пользователей практически не было. Первоначально Всемирная сеть была доступна только студентам, ученым и сотрудникам научно-исследовательских институтов. Но, в короткий срок, буквально за пару лет, Интернет стал обыденным явлением в Иране: в стране открылось множество интернет-кафе, появились независимые провайдеры. Статистические данные свидетельствуют, что если в 2001 году на сто иранцев приходи-

1 Жирков Г.В. Предисловие // Волковский НЛ. История информационных войн. - СПб., 2003. Ч. 1. 239с., с. 3-4

2 Хаустова Н.А., Глазунов О.Н. Контуры стратегической нестабильности XXI века: Геополитические игры на мировой шахматной доске: Прогнозы до 2030 года - М.: ЛЕНАНД, 2014 г, 205с., с. 154-155.

лось всего лишь 2--3 пользователя Всемирной сети, то к 2012 году уже 16 человек3. Это связано с тем, что в Иране самый дешевый мобильный интернет -цена одного гигабайта трафика равна 13,4 российского рубля (по данным российской компания Content Review). Постепенно Интернет охватил все сферы жизни ИРИ, огромными темпами растет количество ираноязычных сайтов, а интернет-сообщество страны насчитывается более 80 тысяч активных пользователей. По другим данным, в частности, по мнению эксперта Ближневосточного региона Кристофера Шредера, в Исламской республике на конец 2014 года «количество выходивших в интернет через 3G составляло около 1 млн человек, но с тех пор в стране произошел двадцатикратный рост

„ 4

пользователей сотовых сетей третьего поколения» .

Практически, ежемесячно телекоммуникационные компании ИРИ проводят регистрацию в своих сетях более миллиона новых смартфонов. Эти данные полностью опровергают мифы о тотальном контроле и изолированности Исламской Республики от мирового сообщества.

Поначалу подобный рост интернет-пользователей не вызывал опасений у руководства ИРИ. Однако вскоре помимо явных плюсов у глобальной сети обнаружилась и оборотная сторона. После «арабской весны» иранские власти испытали на себе то, к чему может привести неконтролируемый рост Всемирной паутины. Вполне естественно, что в стране появилось достаточно большое количество сетевых пользователей, использовавших Интернет для создания оппозиционных и радикальных организаций. Поэтому Иран, точно также как и другие государства, вынужден выстраивать жесткую систему контроля над интернет-сообществом.

Эта мера носит превентивный характер и направлены на защиту национальной безопасности Ирана. Были случаи, когда Интернет использовали в разведывательных целях против ИРИ. Так, в 2007 году органами госбезопасности Исламской республики была разоблачена шпионская сеть, действовавшая под прикрытием известной косметической компании. Сотрудники фирмы использовали структуры Интернет для передачи разведывательной информации о военно-экономическом потенциале Исламской Республики.

В настоящее время проблема информационной безопасности в Иране стоит еще более остро, чем когда-либо, поскольку значительно усилилась роль информации в принятии важных стратегических решений, кардинально увеличилось количество субъектов информационных отношений и потребителей информации. Интернет стал играть все большую роль в процессе жизнедеятельности простых иранских граждан. Поэтому в Исламской республике существует самая жёсткая в мире цензура интернет-источников. Под запретом находятся аморальные, экстремистские и оппозиционные сайты, так как они противоречат нормам ислама. В Конституции ИРИ прямо сказано, что «СМИ должны служить распространению исламской культуры в процессе развития Исламской революции, используя конструктивное столкновение различных мнений и идей, решительно воздерживаться от распространения деструктивных сил и антиисламских явлений». При этом 24-я статья Конституции дополняет: «Пресса свободна в публикации материалов, за исключени-

3 Christopher R., Farnaz F. Iran Vows to Unplug Internet // Wall Street Journal- 2011- Vol. 63. - 23 р., р. 12-17.

4 Интернет обогатит Иран. Как снятие санкций с Ирана может повлиять на IT-сектор страны (электронный ресурс)// Газета.Ру [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/15/7639625/IT_Persian_style.shtml Дата обращения: 04.04.18

ем тех случаев, когда они наносят ущерб основам Ислама и общественным правам. Эти случаи определяются законом»5.

Под предлогом борьбы с нарушениями норм исламской этики и морали, только с 2002 года по 2008 год органами власти ИРИ официально было заблокировано более 10 миллионов сайтов, 90% из которых относились к «аморальному контенту». По данным Министерство внутренних дел Ирана по обвинению в работе на незаконные экстремистские шиитские спутниковые каналы были закрыты офисы в провинциях Кум, Тегеран, Исфахан и Хорасан- Разави. При этом власти Ирана используют так называемые автоматические фильтры, которые незамедлительно удаляют из Интернета антигосударственный с точки зрения иранского правительства материал, не блокируя весь сайт целиком. В целях повышения эффективности контроля над Всемирной сетью и противостоянию западной культурной экспансии Высший Совет культурной революции Ирана принял ряд постановлений. В числе их решений было ужесточение государственного контроля над Интернетом, формирование национального фонда по компьютерным играм и запрет иностранных фильмов пропагандирующих атеизм, феминизм, наркотики и насилие. Более того, в иранский парламент внесен законопроект согласно которому «преступления связанные с пропагандой коррупции, проституции и богоотступничества в интернете» будут наказываться смертной казнью. Целью введения нового закона является «защита духовной безопасности общества».

В современном мире Интернет без преувеличения можно отнести к одному из главных мировых ресурсов. Всемирная сеть существенно влияет на все сферы жизнедеятельности общества и государства. Однако в случаях информационного противоборства, информация, полученная из глобальной сети может быть использована не только во благо, но и во вред интересам страны. Поэтому роль Интернета в системе национальной безопасности Исламской республики не просто существенно возрастает, но и выходит на первый план. В целях обеспечение основ государственной безопасности в сфере Интернета, весной 2001 года духовный лидер Исламской республики аятолла Али Хаменеи выпустил распоряжение под названием «Политика в отношении компьютерных сетей», основная задача которого «сделать доступ к глобальным информационным сетям только через уполномоченных лиц»6. Согласно основным направлениям этого документа, национальная политика Ирана в сфере контроля над Всемирной паутиной должна быть направлена на создание условий для эффективного и качественного информационного обеспечения решения стратегических и оперативных задач социального и экономического развития страны. Исходя из этих целей, в конце 2002 года был принят «Декрет о конституционном комитете, отвечающем за определение несанкционированных сайтов». В вновь созданную организацию контроля за глобальной информационной сетью вошли представители Высшего совета культурной революции, Гостелерадио, Министерства информации и др.7.

5 Евсеев, В.О. Формирование навыков безопасного использования сети Интернет в молодёжной среде [Текст] / В.О. Евсеев, А.П. Шалин //Молодёжь и общество: сб. науч. ст.: Выпуск 2. - М.: РГСУ, 2010, 312 с., с.115-117.

6 Литвинцев Г. Иран и интернет: приемы против взлома (электронный ресурс) // Иран.ру [Офиц. сайт]. URL: http://www.iran.ru/news/analytics/ 85254/Iran_i_internet_priemy_protiv_vzloma Дата обращения: 04.04.2018.

7 Facebook, YouTube и Twitter в Исламской республике: эволюция интернета Ирана (электронный ресурс) // Биржевой лидер [Офиц. сайт]. URL: http://www.profi-forex.org/internet/social-nye-seti/facebook/entry1008149767.html

Сложность обеспечения эффективных мер информационной безопасности определяется быстрым развитием Интернет технологий и появлением новых видов угроз. В связи с этим особое значение приобретают вопросы ответственности за нарушения нормативно-правовых актов в сфере использования Всемирной сети. Поэтому в 2004 году в Иране был принят «Закон о наказании за преступления в области Интернета» еще больше ужесточающий цензуру в этом направлении. Согласно действующему иранскому законодательству лицензию интернет-провайдера может получить только гражданин Ирана, имеющий безупречную биографию и не состоящий в радикальных оппозиционных организациях. Закон жестко регламентирует содержание вебсайтов. Под запретом находятся публикации наносящие оскорбление исламской культуре, нарушающие Конституцию Ирана, создающие угрозу национальной безопасности. За последний год несколько интернет-компаний были лишены лицензии за нарушение закона. Подобные технологии также применяются в Китае, где большинство провайдеров подписали так называемое «Публичное поручительство самоцензуры и профессиональной этики», согласно которому они обязаны самостоятельно фильтровать или удалять контент, который вызывает подозрение.

После «арабской весны» правящее иранское духовенство осознало, что экспорт «цветных революций» являются главной внутренней и внешней угрозой для государства. В рамках технологий ненасильственных преобразований существует несколько мощных катализаторов, с помощью которых провоцируются факторы социальной нестабильности. Такие катализаторы создаются при помощи специально создаваемых сетевых структур оппозиционных движений с опорой на структуры Интернета. Поэтому достаточно серьезно в Исламской республике занялись проблемами Всемирной сети, когда увидели какую роль сыграли Facebook и Twitter в организации массовых беспорядков. В целях обеспечения государственной безопасности в конце мая 2009 года указанные выше социальные сети были заблокированы на территории ИРИ. При этом доступ к Википедии для иранских пользователей был закрыт еще в декабре 2006 года, одновременно с другими популярными сайтами, например, YouTube и IMDb. Руководство Ирана также предпринимало неоднократные попытки блокирования доступа для своих граждан и к другим Интернет-ресурсам и сервисам, а также спутниковому телеканалу BBC Persian.

Контроль над Всемирной сетью еще больше ужесточился с приходом к власти президента Махмуда Ахмадинежада. В годы его правления была попытка законными средствами обеспечить защиту иранского общества от ложной, искаженной и недостоверной информации, поступающей через сети Интернета. Так, в начале августа 2012 года министр информации и коммуникаций Ирана Реза Такипур заявил, что к 2013 году ИРИ планирует полностью отказаться от использования глобальной сети, поскольку она «не вызывает доверия, так как контролируется «одной или двумя» странами, враждебно настроенными в отношении Ирана... Налаживание национальной сети разведданных создаст ситуацию, при которой ценные разведывательные сведения страны не будут доступны этим державам»8.

8 СМИ: Иран решил отключить свои министерства от интернета, чтобы защитить их от кибератак (электронный ресурс) // NEWSru.com [Офиц.сайт]. URL:

http://www.newsru.com/world/06aug2012/cyberthreat.html Дата обращения: 04.04.2018.

Тем не менее, отключение Ирана от сети произведено не было. Новый президент Исламской республики Хасан Рухани в ходе предвыборной компании обещал жителям страны ослабить цензуру в Интернете и сдержал свое слово. В сентябре 2013 года в открытом доступе появились Facebook и Twitter, отключенные после «зеленой революции». Рухани добился также отмены запрета на быстрый мобильный интернет. В своих указах он пытался ослабить ограничения, которые ввело исламское духовенство после массовых протестов 2009 года. Так, когда аятолла Макарем Ширази предложил отменить мобильный интернет, полагая что «иначе юные умы будут отравлены грязными картинками и клипами». Президент ИРИ Рухани посоветовал ему и другим священослужителям быть более толерантными к новым технологиям. В целом, президент Рухани известен своими достаточно либеральными взглядами. И несмотря на то, что он пытается добиться либерализации пользования Интернетом, сопротивлением консерваторов и духовенства достаточно велико. Большинство высших чиновников Исламской республики полагают, что любое ослабление запретов приведёт к широкому распространению аморальных и нежелательных идей в обществе. Поэтому власти ИРИ планирует идею создания так называемого «национального Интернета», сегмента сети ориентированного на граждан страны и изолированного от остальной части Всемирной паутины, подобно как в Северной Корее и на Кубе. В июле 2013 министр информационно-коммуникационных технологий Мохаммад Хасан Нами сообщил, что в Иране создан отечественный сервис электронной почты, призванный стать альтернативой Gmail или Yahoo . И не случайно эксперт Российской ассоциации электронных коммуникаций Карен Казарян полагает, что «несмотря на определенную эйфорию в сети и послабления режима, Иран был и остается одним из главных противников свободы слова и коммуникаций в интернете»10.

Органы киберрегулирования в Иране

Система регулирования киберпространства Исламской Республики Иран представляет собой отлаженный механизм упорядоченного функционирования ряда государственных и негосудартственных структур, что, в свою очередь, показывает, сколь приоритетное место занимает информационно-коммуникационная сфера в политической системе страны. В этой связи Ру-хани отметил, что рост влияния кибертехнологий в мире открывает новые возможности для сохранения и распространения исламской культуры Ирана.

Главным органом в стране, отвечающим за сферу онлайн-коммуникаций, является Верховный совет по киберпространству (ВСК), созданный в 2012 году с целью предотвращения киберугроз и координации политики в киберпространстве. Важнейшими задачами совета являются политика фильтрации интернета и координация вопросов развития кибертехноло-гий. Действует под непосредственным руководством аятоллы Хаменеи, председателем является президент страны, в состав входят главы служб разведки и безопасности, судебной власти, меджлиса, милиции, государственного радио и телевидения, КСИР, ряда министерств и т.д.).

9 Иран планирует полностью отказаться от интернета к 2013 году, создает внутреннюю сеть (Электронный ресурс) // Газетами [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/08/10/n_2479037.shtml Дата обращения: 04.04.2018.

10 Интернет обогатит Иран. Как снятие санкций с Ирана может повлиять на IT-сектор страны (электронный ресурс)// Газета.Ру [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/15/7639625/IT_Persian_style.shtml Дата обращения: 04.04.2018

В ведении совета находятся несколько подчиненных ему уполномоченных ведомств.

- Национальный центр киберпространства. Орган отвечает за мониторинг и отслеживание технологических и политических нововведений как в глобальном киберпространстве, так и в пределах страны. Также контролирует исполнение указов ВСК.

- Комитет по определению случаев криминального контента (КОСКК). Занимается цензурированием сети. Отвечает за фильтрацию и блокировку интернет-контента. Создает списки сайтов, которые нарушают общественную мораль, противоречат исламу, угрожают национальной безопасности, критикуют государственных служащих либо организации, пропагандируют преступления, либо инструменты обхода блокировки.

- Кибер-полиция Ирана (FATA). Является отделением иранского полицейского управления для борьбы с такими киберпреступлениями, как кража банковских данных, фишинг и т.д.

Другой влиятельной структурой является Министерство информационных и телекоммуникационных технологий. Министерство отвечает за фильтрацию источников информации из списков, которые подготавливаются КОСКК. Регулирует процесс запуска Национальной информационной сети (SHOMA). Управляет сетью Интернет и всеми коммуникационными инфраструктурами, поставляет интернет местным интернет-провайдерам, что, в свою очередь, непосредственно влияет на систему мониторинга и фильтрации в сети.

В ведении Министерства находятся следующие структуры:

- Компания телекоммуникационной инфраструктуры. Государственная компания, обеспечивает инфраструктуру для национальной сети данных, до недавних пор оставалась единственной компанией, поставляющей интернет-услуги.

- Агентство по регулированию коммуникаций (АРК). Занимается лицензированием телекоммуникационных технологий. Предоставляет лицензии интернет-провайдерам и отвечает за контроль качества интернет-услуг. Также отслеживает исполнение поручений правительства по фильтрации интернет-контента.

Особую роль в стране играет Корпус стражей исламской революции (КСИР), основанный в 1979 году с целью защиты исламских ценностей, а, следовательно, всей политической системы Исламской Республики Иран. Вовлеченность КСИР в сферу ИКТ обосновывается необходимостью защиты страны через интернет от идеологического вмешательства из вне. Следуя данному курсу, иранцы даже изобрели термин, вызывающий опасения у всего руководства страны, - «культурное вторжение», означающее проникновение западной культуры в Иран с целью разрушения исламских ценностей. КСИР, помимо всего прочего, является мажоритарным акционером.

Телекоммуникационной компании Ирана - крупнейшего и до недавнего времени единственного оператора сотовой связи.

Отдельного внимания заслуживает Кибер-армия Ирана (Ir.CA), являющаяся группой подпольных кибер-активистов, хакеров и блогеров. Занимается мониторингом интернета и кибератаками на оппозиционные либо антиисламские сайты. Правительство отрицает свою причастность к группировке, однако, предполагается, что, она была создана по инициативе КСИР в 2005 году и продолжает действовать под его руководством. Еще в 2013 году бри-

гадный генерал КCИP Мохаммад Хоссейн Сепэр заявил, что Иран имеет «4-ю в мире по своим возможностям киберармию».

Сквозь призму стратегии построения информационного общества, действия иранского руководства направлены на защиту правящего режима от влияния процессов культурного и цивилизационного смешения и «настоятельно» распространяемой по всему миру демократии. Выбранный политический курс руководства страны представляется наиболее оптимальным, что, вероятнее всего, гарантирует защиту национальных вопросов в целом. Миро-политическая система сталкивается сегодня с совершенно новыми глобальными угрозами, измеряемыми в информационном пространстве, но деструктивные результаты которых, способны отразиться на повседневной жизни всего общества. В условиях телекоммуникационного сближения регионов и стран диверсификация инструментов информационных технологий в военных целях представляется иранскому руководству необходимой мерой реагирования на внешние угрозы. Приобретает актуальность задача сгенерировать эффективные меры по защите культурного и духовно-нравственного наследия, традиций и норм общественной жизни страны.

Литература

1. Жирков Г.В. Предисловие // Волковский НЛ. История информационных войн. СПб., 2003. Ч. 1. С. 3-4.

2. Хаустова НА., Глазунов О.Н. Контуры стратегической нестабильности XXI века: Геополитические игры на мировой шахматной доске: Прогнозы до 2030 года. М.: ЛЕНЛНД, 2014 г, с. 154-155

3. Christopher R., Farnaz F. Iran Vows to Unplug Internet // Wall Street Journal. 2011. Vol. 63. P. 12-17

4. Интернет обогатит Иран. Как снятие санкций с Ирана может повлиять на IT-сектор страны (электронный ресурс)// Газета.Гу [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/15/7639625/IT_Persian_style.shtml

5. Евсеев, В.О. Формирование навыков безопасного использования сети

6. Интернет в молодёжной среде [Текст] / В.О. Евсеев, A.^ Шалин //Молодёжь и общество: сб. науч. ст.: Выпуск 2. М.: ГГСУ, 2010.

7. Безопасность жизнедеятельности: учебник для бакалавров/ Xолостова

8. Е.И., Евсеев В.О., Коржинек ТА., Маяцкая И.Н., Никонова О.В., Новиков Б.И., Прохоров A^. М.: Изд-во «Дашков и К», 2014.

9. Литвинцев Г. Иран и интернет: приемы против взлома (электронный ресурс) // Иран.ру [Офиц. сайт]. URL: http://www.iran.ru/news/analytics/85254/Iran_i_internet_ priemy_protiv_vzloma=7=

10. Facebook, YouTube и Twitter в Исламской республике: эволюция интернета Ирана (электронный ресурс) // Биржевой лидер [Офиц. сайт]. URL: http://www.profi-forex.org/internet/socialnyeseti/facebook/entry 1008149767.html

11. 9.СМИ: Иран решил отключить свои министерства от интернета, чтобы защитить их от кибератак (электронный ресурс) // NEWSru.com [Офиц.сайт]. URL: http://www.newsru.com/world/06aug2012/cyberthreat.html

12. Иран планирует полностью отказаться от интернета к 2013 году, создает внутреннюю сеть (Электронный ресурс) // Газетами [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/business/news/2012/08/10/n_2479037.shtml

13. Интернет обогатит Иран. Как снятие санкций с Ирана может повлиять на IT-сектор страны (электронный ресурс)// Газета.Гу [Офиц. сайт]. URL: http://www.gazeta.ru/tech/2015/07/15/7639625/IT_Persian_style.shtml

14. Blout, E.L. Soft war: Myth, nationalism, and media in Iran. Communication Review 20(3), с. 212-224, 2017.

15. Cimbala, S.J. Nuclear deterrence and cyber warfare: Coexistence or competition? Defense and Security Analysis 33(3), с. 193-208, 2017.

16. Conway, M. Reality check: Assessing the (un)likelihood of cyberterrorism (Book Chapter). Cyberterrorism: Understanding, Assessment, and Response 9781493909629, с. 103-121, 2014.

17. Honig O.A., Zimskind S. The Spy Machine and the Ballot Box: Examining Democracy's Intel-

ligence Advantage. International Journal oflntelligence and Counterintelligence 30(3), с. 431-463, 2017.

18. Hunt, L. The anchor of the system: The Iran deal and the decline of realism in US foreign policy. International Journal 72(3), с. 318-337, 2017.

19. Informational Strategy for Cyberspace: Prosperity, Security, and Openness in a Networked World. Washington. Washington D.C.: The White House, May 2011 [Electronic resource]. URL: http:// www.whitehouse.gov/sites/default/files/rss_viewer/International_Strategy_Cyberspace_Factsheet. pdf (дата обращения: 20.12.2017).

20. IT Strategic Plan: Fiscal Years 2011-2013 Digital Diplomacy. U. S. Department of State. 2010, Sept. 1 [Electronic resource]. URL: http://www.state.gov/m/irm/rls/148572.htm (дата обращения: 20.12.2017).

21. Khalkhali, S.R., Ezzati, E., Farajirad, A. Religious thoughts and its effect on organizing the islamic fundamentalism. Geopolitics Quarterly 12(4), с. 86-99, 2017.

22. Knake R. Internet Governance in an Age of Cyber Insecurity. N. Y.: Council on Foreign Relations, 2010.

23. Конституция ИРИ (неофициальный перевод) // Весна свободы. - М.:Пресс-отдел посольства ИРИ, 1994.

24. Libicki M. Cyberdeterrence and Cyberwar. Santa Monica (Calif.): RAND, 2009 [Electronic resource]. URL: http://www.rand.org/content/dam/rand/pubs/monographs/2009/RAND_MG877.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

25. McCormack, D., Pascoe, H. Sanctions and Preventive War. Journal of Conflict Resolution 61(8), с. 1711-1739, 2017.

26. Merom, G. The logic and Illogic of an Israeli unilateral preventive strike on Iran. Middle East Journal 71(1), с. 87-110, 2017.

27. Mossallanejad, A. Trump's middle east policy making and the future of security. Geopolitics Quarterly 12(4), с. 39-65, 2017.

28. Nezarat, A. A Game Theoretic Method for VM-To-Hypervisor Attacks Detection in Cloud Environment. Proceedings - 2017 17th IEEE/ACM International Symposium on Cluster, Cloud and Grid Computing, CCGRID 2017 7973822, с. 1127-1135.

29. Pedraza, J.M. Are Nuclear-Weapon States not Parties to the Non-proliferation Treaty Ready to Renounce to the Possession of Nuclear Weapons? Public Organization Review 17(3), с. 335-352, 2017.

30. Poostinchi, Z. Rebalancing of Iran's regional role in U.S policy. Geopolitics Quarterly 12(4), с. 123-145, 2017.

31. Public Diplomacy: Strengthening U. S. Engagement with the World. A Strategic Approach for the 21st Century, 2010 [Electronic resource]. URL: http://www.carlisle.army.mil/DIME/documents/Public%20Diplomacy%20US%20World%20Engage ment.pdf (дата обращения: 20.12.2017).

32. Rid Th., Hecker M. War 2.0: Irregular Warfare in the Information Age. Westport (Calif.): Praeger, 2009.

33. Shehabat, A., Mitew, T., Alzoubi, Y. Encrypted Jihad: Investigating the role of Telegram App in lone wolf attacks in the West. Journal of Strategic Security 10(3), с. 27-53, 2017.

34. Tabatabai, A., Esfandiary, D. Cooperating with Iran to combat ISIS in Iraq. Washington Quarterly 40(3), с. 129-146, 2017.

35. Xing, B., Marwala, T. Hardware capacity—end of life perspective. Studies in Systems, Decision and Control 129, с. 111-139, 2018.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

IMPLEMENTATION OF THE INFORMATION SECURITY POLICY OF THE ISLAMIC REPUBLIC OF IRAN IN THE CONTEXT OF CONFLICTS IN THE NEAR EAST IN THE

XXI CENTURY

A. Parfiryeva

kvmukfu.ru

Kazan Federal University, Kazan, Russia

Annotation. For a long time, the Middle East has been a turbulent region, where many states have tried and are still trying to spread their influence. Iran is one of the main players in the Middle East, against which the United States and Israel are unleashing the information war. This concept is now becoming increasingly popular as information security begins to occupy the first positions in the implementation of the foreign policy of any state. Iran is a technologically advanced state and has large reserves of natural gas and oil. Iran, perfectly aware of its capabilities, wants to become a leading state not only among the Gulf countries, but throughout the world. So to say, create a worldwide Islamic caliphate.

In 1992, Iran became the first country in southwest Asia connected to the Internet, and since then the government has made considerable efforts to control the republic's information and communication infrastructure.

Based on the above, it is worthwhile to carefully study the policy of the Islamic Republic of Iran in the field of information security, its main motives in the political arena, as well as actions and protection mechanisms to further overcome and prevent conflicts in the Middle East in order to establish universal peace.

Keywords: Iran, Internet, information policy, information security, cyber attacks, information war, globalization, social networks.

Сведения об авторе

Парафирьева Анастасия Владимировна,

студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. kvmukfu.ru

Author of the publication

Anastasia Parfiryeva, Student, Kazan Federal

University, Kazan, Russia.

kvmukfu.ru

Дата поступления 14.04.2019

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.