Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РЕГИОНА ПРИ ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЕЖИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РЕГИОНА ПРИ ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЕЖИ Текст научной статьи по специальности «Искусствоведение»

CC BY
39
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МОЛОДЕЖЬ / ПАТРИОТИЗМ / МИР ИСКУССТВА / ТВОРЧЕСТВО / ПРИОБЩЕНИЕ

Аннотация научной статьи по искусствоведению, автор научной работы — Атласова Михнаса Михайловна

Цель исследования. Путем изучения многообразного наследия профессиональных художников на занятиях методики мировой художественной культуры, истории, этнографии приобщить молодежь к любви родной земле, средствами мира искусства обогатить их знания в патриотическом образовании и формировать духовно-эстетическое восприятие мира. Мы используем методы, как: поисковая деятельность самих студентов, изучение творческого пути художников, применяя сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование проведено с учетом современных требований к обучению истории и культуре народов. С помощью метода объяснения и рассуждения педагог рассказывает о происхождении культуры у разных народов, ведь у каждого народа есть свои талантливые люди - певцы, танцоры, скульпторы, художники, кузнецы, словом, мастера своего дела. Общеизвестно, что молодой возраст - это такое время, когда у человека много фантазии и воображения, время практических возможностей для развития своей творческой активности к познанию неизведанного. На творческих занятиях необходимо использование иллюстративного материала разного вида - картин, музыкальных и хореографических фрагментов, текстов и других иллюстраций. Педагог воспитывает молодежь своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру. Основные результаты, выводы: изучение данного вопроса касается многих областей знания, это может быть история местного населения, где люди в своей жизни прошли две-три войны, известные мастера ремесел края, которые радуют односельчан своим творчеством. В каждой местности реализуется творческий потенциал не только пожилого, но и молодого человека как система личностных характеристик, находящихся в процессе взаимодействия. В настоящее время особо молодежь нуждается в патриотическом образовании, и у молодежи патриотизм приобретает особую значимость.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE CULTURE AND HISTORY OF THE REGION IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG YOUNG PEOPLE

Purpose of the study. By studying the diverse heritage of professional artists in the classes of the methodology of world artistic culture, history, ethnography, to introduce young people to the love of their native land, to enrich their knowledge in patriotic education by means of the art world and to form a spiritual and aesthetic perception of the world. We use methods such as: the search activity of the students themselves, the study of the creative path of artists, using a comparative analysis. The study was carried out taking into account modern requirements for teaching the history and culture of peoples.Using the method of explanation and reasoning, the teacher talks about the origin of culture among different nations, because each nation has its own talented people - singers, dancers, sculptors, artists, blacksmiths, in a word, masters of their craft. It is well known that a young age is a time when a person has a lot of fantasy and imagination, a time of practical opportunities for developing one’s creative activity to the knowledge of the unknown. In creative classes, it is necessary to use illustrative material of various types - paintings, musical and choreographic fragments, texts and other illustrations. The teacher educates young people with his personality, his knowledge and love, his attitude to the world.Main results, conclusions: the study of this issue concerns many areas of knowledge, it can be the history of the local population, where people went through two or three wars in their lives, famous craftsmen of the region who delight fellow villagers with their creativity. In each locality, the creative potential of not only the elderly, but also the young person is realized as a system of personal characteristics that are in the process of interaction. At present, young people especially need patriotic education, and patriotism acquires special significance among young people.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА КУЛЬТУРЫ И ИСТОРИИ РЕГИОНА ПРИ ВОСПИТАНИИ ПАТРИОТИЗМА У МОЛОДЕЖИ»

ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ

Реализация педагогического потенциала культуры и истории региона при воспитании патриотизма у молодежи

Атласова Михнаса Михайловна,

доцент, кандидат педагогических наук, доцент СевероВосточного федерального университета им. М.К. Аммосова E-mail: mikhnasa@mail.ru

Цель исследования. Путем изучения многообразного наследия профессиональных художников на занятиях методики мировой художественной культуры, истории, этнографии приобщить молодежь к любви родной земле, средствами мира искусства обогатить их знания в патриотическом образовании и формировать духовно-эстетическое восприятие мира. Мы используем методы, как: поисковая деятельность самих студентов, изучение творческого пути художников, применяя сравнительно-сопоставительный анализ. Исследование проведено с учетом современных требований к обучению истории и культуре народов.

С помощью метода объяснения и рассуждения педагог рассказывает о происхождении культуры у разных народов, ведь у каждого народа есть свои талантливые люди - певцы, танцоры, скульпторы, художники, кузнецы, словом, мастера своего дела. Общеизвестно, что молодой возраст - это такое время, когда у человека много фантазии и воображения, время практических возможностей для развития своей творческой активности к познанию неизведанного. На творческих занятиях необходимо использование иллюстративного материала разного вида - картин, музыкальных и хореографических фрагментов, текстов и других иллюстраций. Педагог воспитывает молодежь своей личностью, своими знаниями и любовью, своим отношением к миру.

Основные результаты, выводы: изучение данного вопроса касается многих областей знания, это может быть история местного населения, где люди в своей жизни прошли две-три войны, известные мастера ремесел края, которые радуют односельчан своим творчеством. В каждой местности реализуется творческий потенциал не только пожилого, но и молодого человека как система личностных характеристик, находящихся в процессе взаимодействия. В настоящее время особо молодежь нуждается в патриотическом образовании, и у молодежи патриотизм приобретает особую значимость.

Ключевые слова: молодежь, патриотизм, мир искусства, творчество, приобщение.

В обществе сегодня реально признается индивидуальность личности, уже с детского сада ребенок воспитывается как уникальный человек со своим вкусом, предпочтением, в школе и вузе считаются с его правом на творчество и личностное развитие. Современное общество должно стремиться приобщать свое молодое поколение к истории и культуре местности: знакомить с творчеством талантливых людей, благодаря чему создается общечеловеческое наследство в виде исторических сооружений, памятников, живописных полотен, музыки и др., чтоб молодые люди ориентировались в изменяющемся мире и выбрали путь приумножения всего созданного.

Чтобы развить творческую способность личности, воспитывать эстетические чувства, интерес к изобразительному искусству, нами исследованы работы художников Михаила Носова, Андрея Чикачёва, их произведения можно использовать в проведении уроков и внеклассных занятий по культуре, истории, этнографии, музыки и искусства. И поскольку при наличии большого количества материалов об М.М. Носове как об одном из первых художников Якутии и основоположнике изобразительного искусства и художника современности А.В. Чикачёва остается недооцененным вклад художников в деле сохранения и развития культурного наследия народа саха, через изучения их работы лежит путь к духовному воспитанию нового поколения. Их живописные труды, научные фольклорно-этнографические записи, фотографии, этнографические коллекции еще не собраны воедино и не классифицированы в полном объеме.

Приобщаясь к наследию якутских художников на занятиях, студенты открывают для себя их удивительный мир, наполненный шедеврами искусства, фотографиями о быте и национальной культуре якутов. У молодежи рождается интерес к изучению истории своего народа. На занятиях в вузе такие виды работы, как словесное описание, анализ и чтение картины, написание сочинения улучшают устную и письменную речь, творческую анализирующую способность, обогащают словарный запас и способствуют эстетическому воспитанию [1]. Изучая творчество художников, обучающиеся самостоятельно составляют таблицу о жизненном пути живописцев, анализируют ситуации, как рождаются картины мира, готовят тексты для высту-

сз о со "О

1=1 А

—I

о

сз т; о m О от

З

ы о со

пления. Например, вот подготовленный студентом рассказ: Художник Чикачёв А.В. после окончания школы поступил в Якутское художественное училище, затем - в Дальневосточный институт искусств на факультет живописи, мастерская Литвинова С.А. Во время учебы в институте он участвовал в молодежных выставках. С 1998 г. - член Союза художников России. Является лауреатом премии «Лучшее произведение года», лауреатом премии имени В. Васильева «Весна в декабре», «Приза зрительских симпатий», специального приза «Тюрксой», награжден знаком «Духовность. Традиции. Мастерство» в России. В 2001 г. присуждено звание «Заслуженный деятель искусств РС (Я)», в 2013 г - лауреат Гос. премии республики им. П.А. Ойунского. Его творческие работы находятся в Национальном художественном музее РС (Я), в галереях и в частных коллекциях США, Великобритании, Канады, Южной Кореи, Германии, Японии. Художник постоянно участвует в республиканских, региональных, международных выставках и часто организует авторские выставки, к примеру, выставка в рамках «Дни Якутии в Канаде», галерея BEZPALA BROWN г. Торонто, персональная выставка «КУН ДЬОНО» в Музее-усадьбе Л.Н. Толстого «Ясная Поляна», выставка в Турции, Китае и др. странах. Его известные произведения «Осень» (1996), «Лето» (1996), «Якутский натюрморт» (1997). Многие особенно предпочитают из творчества художника его картину «Мечта» (1997). Живописец, заслуженный деятель искусств Республики Саха (Якутия). С 1998 года - член Союза художников России. Для живописи А.В. Чи-качева характерна внешне иллюзорно-реальная манера передачи предметов окружающей среды. В основе искусства художника - тонкий психологизм образов, выхваченных из детства, сложный колорит, тонкая проработка деталей, неожиданные ракурсы и выразительность композиции. Национальный художественный музей Республики Саха (Якутия) приобрел три работы кисти Чикаче-ва: «Мечта», «Одуванчики» и «Бэргэнчэ».

Работа «Мечта». В лодке счастливый сияющий мальчик держит огромную рыбу, а рядом с ним мудрый старик, в чертах которого можно узнать дядю художника, много лет проработавшего учителем, с которым автор картины часто ходил на охоту или рыбалку в своем детстве. Таким образом, автор картины передает миг счастья. Ведь когда ловишь рыбу, всегда мечтаешь поймать огромную. И сегодняшние мальчишки и девчонки тоже ходят на рыбалку и мечтают поймать очень большую рыбу.

Работа «Одуванчики». В этой картине много солнечной энергии жизни, разгар лета и желтые одуванчики везде - на лугу, в букетике в руках одной из девочек, венке на голове у другой, ° одежда детей повторяет этот желтый солнечный " цвет. Картину органично дополняют берестяные g туески со спелой земляникой, в которых присут-^ ствует тот же цвет и сила лета. Смотришь на кар-Ü тину и чувствуешь запах лета, шелест трав, вея-

ние легкого ветра, силу природы. Работа «Весна». От картины веет свежестью. По-весеннему голубое небо, прозрачный воздух. Долгожданное трогательное время после долгой зимы. Работа «Лето». Маленькая девочка у двери в якутский амбар. Непоседа на секунду замерла у таинственной двери. «Амбар - это мудрость», - считает художник. Мудрость старших помогает энергии молодых. Работа «Орой мэник отчуттар» (Непоседы на сенокосе). Потрясающий реализм, почти фотографическое изображение сцены деревенской жизни. В то же время, это очень светлая картина. У Андрея Чикачева достаточно разных работ, но особенно много написано пейзажей.

Благодаря этой методике процесс учебной деятельности становится продуктивным, интересным и познавательным. У обучающихся появляется мотивация и желание что-то создавать своими руками. Беседа, живой рассказ с использованием картин развивают личностные, познавательные, коммуникативные умения молодежи, воздействуют на их внутреннее состояние, обогащают их внутренний мир. Путем практической интеграции различных учебных дисциплин в образовательном процессе повышается познавательная активность и раскрываются внутренние способности обучающихся.

При работе над картинами студент творчески мыслит, у него развивается устная речь. Взрослый, объясняя молодежи, что картину нарисовали люди с невероятным талантом и удивительными способностями, должен сделать краткий обзор о его жизни, творчестве, а потом может провести творческую работу. При рисовании и подробном рассказе о предметах, явлениях, человеке, животных и так далее, их внешности, особенностях и главных чертах используется стиль описания. При написании сочинений по картинам стыкуется несколько видов работы - студенты, когда рисуют траву, животных, птиц, интерьер дома, насекомых, домашних зверей, они, описывая, рассказывают, а потом составляют связную письменную речь. Когда пишут сочинения по картине, у них улучшается культура речи, становится богатой, грамотной и ясной. Развивается творческое воображение и умение хорошо писать. Помимо этого, при работе над картинами в речи можно использовать три типа текста: описание, повествование, рассуждение. Данную методику рассматривают в своих трудах авторы А.Д. Жарков [3], Л.М. Ладыженская, Т.М. Резер [5], Т.А. Сергеева, Н.Н. Там-бовкина и др. Авторы Н.М. Квитинский и Т.М. Савченко указывают, что при работе над картинами можно использовать несколько видов творческой работы по картинам в виде инсценировки с одной общей темой. Мы часто использовали данные методики, студентам нравится самостоятельное творческое задание.

Кураторский час с обзором дает им возможность окунуться в духовный мир художника. Ребята пытаются воссоздать атмосферу эпохи, обстановку, в которой была создана та или иная картина.

Словесное описание картины, интеллектуальный турнир, ролевая игра, мозговой штурм раскрывают творческие возможности студентов. Урок-интерпретация о мастерстве художника-портретиста ознакомляет не только с историей создания трех портретов, но и с жизнью и деятельностью трех знаменитых земляков. Ребята получают первый опыт подготовки доклада по воспоминаниям, навыки чтения картины, угадывания внутреннего мира прототипа портрета. Интервью вызывает интерес к составлению родословной таблицы и уважение к своим землякам.

В науке педагогики о включении в содержании обучения материала искусства, обратили пристальное внимание Командышко Е.Ф. [4], Кузьмин М.Н., Сухомлинский В.А. [7]. В работе используются материалы историко-этнографических исследований традиционных культур Якутии А.И. Гоголева [2], И.Г. Гмелина, И.И. Линденау, А.Ф. Мид-дендорфа, И.А. Худякова, В. Л. Серошевского, В.Ф. Трощанского и др. Автор стремится анализировать произведения якутских художников как целостную, сложно организованную структуру, где все элементы участвуют в воплощении той или иной образной картины мира, всегда связанной с национальным своеобразием эстетического мышления. Композиция, способы передачи пространства и формы, характер рисунка и колорит, материалы и техника исполнения - все это активные носители образного смысла, выразительные средства художника, особый семиотический язык. Чтобы получить более содержательную картину особенностей формирования изобразительного искусства Якутии, необходимо основываться на стилистическом анализе художественных произведений в историческом аспекте. Многие якутские художники были прекрасными знатоками устного народного творчества, что не могло не отразиться в их картинах.

Детей, начиная с начальных классов, нужно приобщить к миру искусства, об этом говорят многие исследователи. Автор Стрельцова Е.Ю. [6], рассуждая, что в младшем классе беседа об искусстве - это метод, используемый для эстетического развития обучающихся, отмечает о духовном общении с ребенком о шедеврах художественной культуры. Во всех видах искусства, то есть от занимающихся им людей требуются знания, трудолюбие, стремление и талант. Творческая работа она сложная, делается с большим трудом, старанием и усердием. Поэтому в произведениях искусства нужно бережно относиться.

Приобщение к многообразному наследию известных народу талантливых самородков - художников с учетом возрастных особенностей учащихся среднего звена, подбор материала, соответствующего их интересам, создают атмосферу для становления творческой личности с креативным мышлением. По итогам электронного тестирования и мониторинга, проведенного нами в образовательных учреждениях, мы выявили, что большинство обучающихся имеет интерес к изучению

наследия художников, стремятся к творческой деятельности и к получению новых знаний, касающихся истории, культуры, быта своего народа. Таким образом, следует отметить, что путем изучения наследие талантливых представителей народа на занятиях молодые люди приобщаются к миру искусства, у них обогащаются знания и формируется эстетическое восприятие, вырабатывается чувство патриотизма и причастности к делу сохранения материального и нематериального наследия ярких личностей, имеющих историческую ценность.

Литература

1. Атласова М.М. Этнопедагогика. - Якутск: ИД СВФУ, 2008.

2. Гоголев А.И. Народные знания якутов в XVII -начале XX вв.: (календарь, метрология, медицина). - Якутск: ИД СВФУ, 2015. - 104 с.

3. Жарков А.Д. Теория и технология культурно-досуговой деятельности. - М.: ИД МГУКИ, 2007. - 479 с.

4. Командышко Е.Ф. Педагогический потенциал искусства в творческом развитии учащейся молодежи: интегративный подход. - М., 2001. -450 с.

5. Резер Т.М. Теория и технология подготовки медико-педагогических кадров в среднем профессиональном образовании. - М.: ВЛАДОС, 2007.

6. Стрельцова Е.Ю. Народное художественное творчество как объект научного исследования. Опыт историко-эпистемологического изыскания. - М., 2003. - 248 с.

7. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. -М., 2017. - 346 с.

IMPLEMENTATION OF THE PEDAGOGICAL POTENTIAL OF THE CULTURE AND HISTORY OF THE REGION IN THE EDUCATION OF PATRIOTISM AMONG YOUNG PEOPLE

Atlasova M.M.

North -Eastern Federal University named after M.K. Ammosov

Purpose of the study. By studying the diverse heritage of professional artists in the classes of the methodology of world artistic culture, history, ethnography, to introduce young people to the love of their native land, to enrich their knowledge in patriotic education by means of the art world and to form a spiritual and aesthetic perception of the world. We use methods such as: the search activity of the students themselves, the study of the creative path of artists, using a comparative analysis. The study was carried out taking into account modern requirements for teaching the history and culture of peoples.

Using the method of explanation and reasoning, the teacher talks about the origin of culture among different nations, because each nation has its own talented people - singers, dancers, sculptors, artists, blacksmiths, in a word, masters of their craft. It is well known that a young age is a time when a person has a lot of fantasy and imagination, a time of practical opportunities for developing one's creative activity to the knowledge of the unknown. In creative classes, it is necessary to use illustrative material of various types - paintings, musical and choreographic fragments, texts and other illustrations. The teacher educates young people with his personality, his knowledge and love, his attitude to the world.

Main results, conclusions: the study of this issue concerns many areas of knowledge, it can be the history of the local population, where

C3

о

CO "O

1=1 А

—I

о

C3 t; о m О от

З

ы о со

people went through two or three wars in their lives, famous craftsmen of the region who delight fellow villagers with their creativity. In each locality, the creative potential of not only the elderly, but also the young person is realized as a system of personal characteristics that are in the process of interaction. At present, young people especially need patriotic education, and patriotism acquires special significance among young people.

Keywords: youth, patriotism, world of art, creativity, involvement.

References

1. Atlasova M.M. Ethnopedagogy. - Yakutsk: ID NEFU, 2008.

2. Gogolev A.I. Folk knowledge of the Yakuts in the 17th - early 20th centuries.: (calendar, metrology, medicine). - Yakutsk: ID NEFU, 2015. - 104 p.

3. Zharkov A.D. Theory and technology of cultural and leisure activities. - M.: ID MGUKI, 2007. - 479 p.

4. Komandyshko E.F. Pedagogical potential of art in the creative development of student youth: an integrative approach. - M., 2001. -450 p.

5. Rezer T. M. Theory and technology of training medical and pedagogical personnel in secondary vocational education. - M.: VLADOS, 2007.

6. Streltsova E. Yu. Folk art as an object of scientific research. Experience of historical and epistemological research. - M., 2003. - 248 p.

7. Sukhomlinsky V.A. Birth of a citizen. - M., 2017. - 346 p.

o d

u

CM CM

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.