Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
0
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
профессиональное образование / английский язык / патриотическое воспитание / vocational education / English / patriotic education

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Яна Николаевна Поддубная, Константин Сергеевич Котов, Анастасия Алексеевна Котова

Рассматривается развития патриотизма студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе подготовки педагогическое образование. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию студентов при обучении английскому языку. Научная новизна исследования заключается в интеграции за даний, имеющих как предметные, так и личностные цели, а именно – развитие умения чтения в совокупности с патриотическим воспитанием на занятиях, посвящённых английскому языку. Разработан комплекс заданий, направленных на работу над текстом, содержание которого включает в себя личностный компонент обучения, в том числе информацию об истории университета, в котором обучаются студенты.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Яна Николаевна Поддубная, Константин Сергеевич Котов, Анастасия Алексеевна Котова

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of patriotic education in universities through English language teaching

The article considers the development of patriotism among students of higher educational institutions studying under the pedagogical education training program. Special attention is paid to the patriotic education of students when teaching English. The scientific novelty of the research lies in the integration of tasks that have both subject and personal goals, namely, the development of reading skills in conjunction with patriotic education in English lan guage classes. A set of tasks has been developed aimed at working on the text, the content of which includes a personal component of learning, including information about the history of the university where students study.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ»

ПЕДАГОГИКА

(шифр научной специальности: 5.8.7)

Научная статья УДК 37

doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-201-205

РЕАЛИЗАЦИЯ ПАТРИОТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ В ВУЗАХ ЧЕРЕЗ ОБУЧЕНИЕ АНГЛИЙСКОМУ ЯЗЫКУ

© Яна Николаевна Поддубная1, Константин Сергеевич Котов2, Анастасия Алексеевна Котова3

1Педагогический институт филиала ВВГУ в г. Уссурийске, г. Уссурийск, Россия; 2 3Дальне-восточный федеральный университет (Школа педагогики), г. Владивосток, Россия 1underoak@mail.ru 2kotov.ks@mail.ru 3nastyaslukina@mail.ru

Аннотация. Рассматривается развития патриотизма студентов высших учебных заведений, обучающихся по программе подготовки педагогическое образование. Особое внимание уделяется патриотическому воспитанию студентов при обучении английскому языку. Научная новизна исследования заключается в интеграции заданий, имеющих как предметные, так и личностные цели, а именно - развитие умения чтения в совокупности с патриотическим воспитанием на занятиях, посвящённых английскому языку. Разработан комплекс заданий, направленных на работу над текстом, содержание которого включает в себя личностный компонент обучения, в том числе информацию об истории университета, в котором обучаются студенты.

Ключевые слова: профессиональное образование, английский язык, патриотическое воспитание. Для цитирования: Поддубная Я.Н., Котов К.С., Котова А.А. Реализация патриотического воспитания в вузах через обучение английскому языку // Гуманитарные и социальные науки. 2023. Т. 101. № 6. С. 201-205 doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-201-205

PEDAGOGY

(specialty: 5.8.7)

Original article

Implementation of patriotic education in universities through English language teaching © Yana N. Poddubnaya1, Konstantin S. Kotov2, Anastasia A. Kotova3

Pedagogical Institute of the VGGU branch in Ussuriysk, Ussuriysk, Russian Federation; 2 3Far Eastern Federal University (School of Pedagogy), Vladivostok, Russian Federation 1underoak@mail.ru 2kotov.ks@mail.ru 3nastyaslukina@mail.ru

Abstract. The article considers the development of patriotism among students of higher educational institutions studying under the pedagogical education training program. Special attention is paid to the patriotic education of students when teaching English. The scientific novelty of the research lies in the integration of tasks that have both subject and personal goals, namely, the development of reading skills in conjunction with patriotic education in English language classes. A set of tasks has been developed aimed at working on the text, the content of which includes a personal component of learning, including information about the history of the university where students study. Key words: vocational education, English, patriotic education.

For citation: Poddubnaya Ya.N., Kotov K.S., Kotova A.A. Implementation of patriotic education in universities through English language teaching. The Humanities and Social Sciences. 2023. Vol. 101. No 6. P. 201-205. doi: 10.18522/2070-1403-2023-101-6-201-205

Введение

Одной из тенденций школьного образования, продиктованной обновленным ФГОС 2021 года, является развитие патриотизма современных школьников [9, с. 44]. Данная задача непосредственно ставится перед учителями всех образовательных организаций, подчиненных требованиям ФГОСа.

Актуальность данного исследования обусловливается необходимостью подготовки студентов педагогических вузов к выполнению профессиональных задач, связанных с целью

достижения предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся. В связи с этим возникает необходимость развития патриотизма среди студентов для того, чтобы они смогли проецировать его в дальнейшей профессиональной деятельности на обучающихся.

Для достижения поставленной цели были сформулированы следующие задачи: первая - рассмотреть понятие «патриотизм» и его ценность в педагогическом дискурсе. Вторая задача заключается в определении трудностей, с которыми может столкнуться преподаватель, развивая патриотизм у студентов высших учебных заведений. Третья задача, которая также является практической значимостью исследования, заключается в разработке комплекса заданий на материале текста, направленного на развитие патриотизма студентов педагогических направлений, изучающих английский язык.

Для достижения выше поставленных задач использовались такие теоретические методы исследования, как метод контент-анализа и изучения передового положительного опыта преподавания.

Теоретической базой исследования послужили публикации Е.В. Григорьева, О.А. Ми-хеевой [2], Д.В. Ивановой, В.В. Константиновой [3], Л.П. Ильченко [4], И.Р. Казарян, И.В. Петрова [5] и А.С. Нефедова [7], посвящённые рассмотрению вопроса развития патриотизма в образовательном пространстве вуза.

Обсуждение

В настоящее время молодежная политика приобретает особое значение, так как она непосредственно направлена на развитие молодого поколения, способного любить и гордиться своей страной. Одним из способов достижения данной цели, в свою очередь, выступает развитие гражданско-патриотического мировоззрения молодежи [4, с. 20].

Понятийно-терминологический аппарат воспитания патриотизма во время написания данной работы является дискуссионным вопросом. Методологические подходы к определению термина «патриотизм» варьируются как по целям, задачам, специфике, так и основе развития данного качества. Так, современные подходы к пониманию термина «патриотизм», основаны на системном подходе и ориентированы на формирование патриотического сознания личности, посредством ее участия в различных формах социальной активности [1, с. 31]. В рамках исследования авторы опираются на определение патриотизма, данного в Российской педагогической энциклопедии. Так, под патриотизмом мы понимаем: «Социально-политический и нравственный принцип, выражающийся в чувстве гордости за достижения родной страны и уважении к историческому прошлому своего народа» [7, с. 72].

В первую очередь необходимо обратить внимание на то, что развитие патриотизма относится к личностным результатам обучения и является комплексной целью. Так, сформированная позиция личности как патриота также способствует развитию интеллектуального потенциала и социальной активности индивида [10].

Однако исследователи отмечают, что «для воспитательной практики современных российских вузов характерна нерешенность целого ряда проблем в воспитательной деятельности со студентами» [3, с. 26]. Главной причиной возникновения проблем по мнению авторов является содержание и организация воспитания современных студентов. В русле данных рассуждений особую важность представляет место реализации патриотического воспитания, а именно - образовательная организация и программа подготовки в частности. Это утверждение обосновывается тем, что от этих факторов зависит построение процесса гражданско-па-триотического воспитания обучающихся [2, с. 345].

Исследователи Байкальского государственного университета Е.А. Скобина, Е.В. Се-востьянова отмечают, что поиск и актуализация форм и методов осуществления патриотического воспитания в вузе должны определяться содержанием сложившимися педагогическими традициями, с учетом специфики вуза [8, с. 134]. Заслуженный советский психолог Л.С. Выготский, в свою очередь утверждал, что педагог должен «заранее создавать условия, необходимые для развития соответствующих психических качеств, хотя они еще «не созрели» для самостоятельного функционирования [1, с. 55].

Мы полагаем, что наиболее универсальным материалом для развития патриотизма студентов высших учебных заведений может выступать текст, посвященный их учебному заведению. Данное утверждение обосновывается тем, что вуз, в котором обучаются студенты, дает знания и готовит обучающихся к дальнейшей профессиональной деятельности и жизни в целом.

Считаем возможным предложить следующую форму работы над текстом на английском языке для развития патриотизма студентов направления подготовки 44.03.05 Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки) школы педагогики ДВФУ:

Task 1: Please, explain your point of view about the center of pedagogical education in Pri-morsky Region.

Task 2: Read the text and write down the facts that have risen your interest.

The Ussuri State Pedagogical Institute celebrated the 55th anniversary of its foundation in October 2009. The anniversary of the forge of pedagogical personnel of the Primorsky Region was connected with another «round» date - the 100th anniversary of pedagogical education in the Far East. These facts were not a coincidence, they were connected by a common story, so that one significant event logically fitted into the canvas of another, being its continuation and development.

Over the past 50 years, three new educational buildings have been built for the Ussuri Pedagogical Institute. Nevertheless, an old house in the center of Ussuriysk, where a pedagogical college was located in the twenties of the last century, is especially dear to us. Now it houses one of the oldest faculties of the institute - Department of Physics and Mathematics. As many years ago, young people are trained to be teachers here, one of the most necessary and important things for people. This lively connection of times is a clear confirmation that the good traditions laid down a hundred years ago by the teachers of the teacher's seminary have not been lost. This fact inspires confidence that in the future they will have a worthy continuation in the developing history of pedagogical education of the Primorsky Region and its main educational institution - Ussuri Pedagogical Institute [11, с. 24-39] (перевод авторов).

Task 3. Exchange written facts with your classmates, make up some questions on them and ask your classmates to answer them.

Task 4. Find more information about your alma mater and make a scheme of its development.

Анализируя предложенный комплекс заданий, можно утверждать, что задания составлены с учетом технологии развития умения смыслового чтения и ориентированы на развитие патриотизма студентов. Так, студенты, выполняя первое задания во время предтекстового этапа, актуализируют имеющуюся у них информацию и прогнозируют содержание работы. Текстовый этап представлен чтением текста, посвященного истории развития педагогического образования в Приморском крае и выполнению задания в процессе чтения. Третье задания непосредственно направлено на контроль понимания прочитанного, а четвертое - на присвоение содержания коммуникативной деятельности чтения и создание собственного интеллектуального продукта. Необходимо также обратить внимание, что четвёртое задание направлено на самостоятельный поиск информации студентами, что представляется авторам особенно важным в информационной парадигме обучения и в контексте развития патриотизма и гордости студентов за свое учебное заведение.

Выводы

Подводя итог, мы считаем, что нам удалось решить поставленные задачи и предложить комплекс заданий, направленный на развитие патриотического воспитания студентов педагогического вуза, который находит свое логическое место с точки зрения как содержания обучения, так и тематического планирования. Так, разработанный комплекс заданий позволяет достичь не только предметных результатов, но и личностных, которые также являются важными для осуществления профессиональной деятельности студентов.

Список источников

1. ВыгодскийЛ.С. Развитие высших психических функций. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1960. 500 с.

2. Григорьева Е.В., Михеева О.А. Патриотическое воспитание студенческой молодежи: анализ проблемы и поиск новых форма работы в вузе // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2016. № 4 (24). С. 30-35.

3. Иванова Д.В., Константинова В.В. Организационно-педагогические условия гра-жданско-патриотического воспитания студентов вуза // Вестник Марийского государственного университета. 2019. Т. 13. № 3 (35). С. 344-351.

4. Ильченко Л.П. Педагогические условия организации патриотического воспитания студентов в современном вузе // Мир науки, культуры, образования. 2016. № 1 (56). С. 25-28.

5. Казарян И.Р., Петрова И.В. Формирование гражданско-патриотического мировоззрения студенческой молодежи: компетентностный подход // Вестник Бурятского государственного университета. 2016. № 6. С. 18-28.

6. Лынша О.Б., Коршунова Н.Л. От учительской семинарии до института // Сибирский педагогический журнал. 2009. № 7. С. 24-39.

7. НефедоваА.С. Патриотическое воспитание студентов в современном вузе // Ученые записки Забайкальского государственного университета. Серия: Педагогические науки. 2018. Т. 13. № 5. С. 71-76.

8. СкобинаЕ.А., Севостьянова Е.В. Опыт патриотического воспитания студентов вуза: структурные компоненты и содержательное наполнение // Педагогика и просвещение. 2018. № 4. С. 131-140.

9. Федеральный государственный образовательный стандарт среднего общего образования. Утв. приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.05.2021 г. № 287. М., 2021. 126 с. (ФГОС СОО).

10. Шлыкова А.В. Патриотизм и патриотическое воспитание в ВУЗе // Молодой учебный. 2012. № 8 (43). С. 386-388.

References

1. Vygodskij L.S. Development of higher mental functions. Moskva: Publishing House of the APS of the RSFSR, 1960. 500 p.

2. Grigor'evaE.V., Miheeva O.A. Patriotic education of student youth: analysis of the problem and search for new forms of work at the university // Vocational education in Russia and abroad. 2016. No. 4 (24). P. 30-35.

3. IvanovaD.V., Konstantinova V.V. Organizational and pedagogical conditions for civil-patriotic education of university students // Bulletin of Mari State University. 2019. Vol. 13. No. 3 (35). P. 344-351.

4. Il'chenko L.P. Pedagogical conditions for organizing patriotic education of students in a modern university // World of Science, Culture, Education. 2016. No. 1 (56). P. 25-28.

5. KazarjanI.R., PetrovaI.V. Formation of a civil-patriotic worldview of student youth: a competent approach // Bulletin of Buryat State University. 2016. No. 6. P. 18-28.

6. Lynsha O.B., Korshunova N.L. From a teacher's seminary to an institute // Siberian Pedagogical Journal. 2009. No. 7. P. 24-39.

7. Nefedova A.S. Patriotic education of students in a modern university // Scientific notes of Transbaikal State University. Series: Pedagogical Sciences. 2018. No. 5 (13). P. 71-76.

8. SkobinaE.A., SevostjanovaE.V. Experience of patriotic education of university students: structural components and content // Pedagogy and education. 2018. No. 4. P. 131-140.

9. Federal State Educational Standard for Secondary General Education. Utv. by order of the Ministry of Education and Science of the Russian Federation dated 31.05.2021. No. 287. M., 2021. 126 p.

10. ShlykovaA.V. Patriotism and patriotic education at the university // Young scientist. 2012. No. 8 (43). P. 386-388.

Статья поступила в редакцию 30.09.2023; одобрена после рецензирования 20.10.2023; принята к публикации 20.10.2023.

The article was submitted 30.09.2023; approved after reviewing 20.10.2023; accepted for publication 20.10.2023.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.