Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗАХ РФ: ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗАХ РФ: ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
65
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЛИМПИЙСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ИСТОРИКО-СПОРТИВНЫЕ ДИСЦИПЛИНЫ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / РЕАЛИЗАЦИЯ / СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНЫХ ПЛАНОВ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Леонтьева Надежда Сергеевна, Коренева Мария Вадимовна, Мельникова Наталия Юрьевна, Сычева Ирина Сергеевна, Белинский Дмитрий Витальевич

Настоящее исследование посвящено структурным и содержательным особенностям реализации олимпийского образования в вузах физкультурно-спортивного профиля в нашей стране, в том числе посредством включения в учебные планы направлений бакалавриата отдельных учебных дисциплин по данной тематике: «Олимпийское образование», «Олимпийское образование в школе» и др. В статье также рассмотрены межпредметные связи в рамках внедрения олимпийского образования, которое осуществляется в процессе реализации историко-спортивных и организационноуправленческих дисциплин, в том числе в непрофильных вузах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Леонтьева Надежда Сергеевна, Коренева Мария Вадимовна, Мельникова Наталия Юрьевна, Сычева Ирина Сергеевна, Белинский Дмитрий Витальевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF OLYMPIC EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: DISCIPLINES AND INTERDISCIPLINARY RELATIONS

The present study is devoted to the structural and substantive features of the implementation of Olympic education in universities of physical education and sports profile in our country, including in the curricula of the bachelor’s courses of individual academic disciplines on this topic of the following: “Olympic education”, “Olympic education at school”, etc. The article also discusses interdisciplinary connections within the framework of the implementation of Olympic education, which is carried out in the process of implementing historical and sports and organizational and managerial disciplines, including in non-core universities.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗАХ РФ: ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ»

гафта. - 2016. - № 3 (133). - С. 279-283.

2. Быков А.В. Количественные и качественные показатели игры вратарей высокой квалификации во флорболе / А. В. Быков, А. А. Ленин // Культура физическая и здоровье. - 2011. - № 2. -С. 57-59.

3. Надежность и эффективность игры вратарей на официальных международных соревнованиях по флорболу / А.В. Быков, А.А. Ленин, Н.А. Трухин, А.П. Скирденко // Известия Тульского государственного университета. Физическая культура. Спорт. - 2017. - № 3. - С. 86-90.

4. Кузьменко, Г.А. Иерархия субъективных трудностей при реализации технико-тактических действий вратарями по флорболу / Г.А. Кузьменко, Г.М. Шевердин // Казанская наука. - 2017. - № 12. - С. 180-185.

5. Сутугина Л.Н. Совершенствование технико-тактической подготовки во флорболе / Л.Н. Сутугина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2011. - № 4 (74). - С. 186-189.

REFERENCES

1. Alenurov, E.A., Puchkova, N.G., Troyanov, K.V. and Krasnov, R.B (2020), "Impact of floor-ball classes on the level of student's physical fitness", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9, Vol.187, pp. 11-17.

2. Bykov, A.V., Lenin A.A. (2011), "Quantitative and qualitative indicators of the game of highly qualified goalkeepers in floorball", Physical culture and health, No. 2, pp. 57-59.

3. Bykov, A.V., Lenin, A.A., Trukhin, N.A. and Skirdenko, A.P. (2017), "Reliability and efficiency of the game of goalkeepers at official international floorball competitions", Izvestiya Tula State University. Physical Culture. Sport, No. 3, pp. 86-90.

4. Kuzmenko, G.A. and Sheverdin, G.M. (2017), "Hierarchy of subjective difficulties in the implementation of technical and tactical actions by goalkeepers on floorball", Kazan science, No. 12, pp. 180-185.

5. Sutugina, L.N. (2011), "Improvement of technical and tactical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 74 No. 4, pp. 186-189.

Контактная информация: floorball@list.ru

Статья поступила в редакцию 30.07.2022

УДК 796.032:378

РЕАЛИЗАЦИЯ ОЛИМПИЙСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫХ ВУЗАХ РФ: ДИСЦИПЛИНЫ И МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ

Надежда Сергеевна Леонтьева, кандидат педагогических наук, доцент, Мария Вадимовна Коренева, кандидат педагогических наук, доцент, Наталия Юрьевна Мельникова, доктор педагогических наук, профессор, заведующая кафедрой, Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма, г. Москва; Ирина Сергеевна Сычева, кандидат социологических наук, старший преподаватель, Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма, г. Краснодар; Дмитрий Витальевич Белинский, кандидат педагогических наук, преподаватель, Краснодарский торгово-экономический колледж, г. Краснодар

Аннотация

Настоящее исследование посвящено структурным и содержательным особенностям реализации олимпийского образования в вузах физкультурно-спортивного профиля в нашей стране, в том числе посредством включения в учебные планы направлений бакалавриата отдельных учебных дисциплин по данной тематике: «Олимпийское образование», «Олимпийское образование в школе» и др. В статье также рассмотрены межпредметные связи в рамках внедрения олимпийского образования, которое осуществляется в процессе реализации историко-спортивных и организационно-управленческих дисциплин, в том числе в непрофильных вузах.

Ключевые слова: олимпийское образование, историко-спортивные дисциплины, межпредметные связи, реализация, содержание учебных планов.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p243-248

IMPLEMENTATION OF OLYMPIC EDUCATION IN PHYSICAL EDUCATION AND SPORTS UNIVERSITIES OF THE RUSSIAN FEDERATION: DISCIPLINES AND INTERDISCIPLINARY RELATIONS

Nadezhda Sergeevna Leontieva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Maria Va-dimovna Koreneva, the candidate of pedagogical sciences, docent, Natalia Yurievna Melniko-va, the doctor of pedagogical sciences, professor, department chair, Russian State University of Physical Education, Sports, Youth and Tourism, Moscow; Irina Sergeevna Sycheva, the candidate of sociological sciences, senior teacher, Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism, Krasnodar, Krasnodar; Dmitry Vitalievich Belinskiy, the candidate of pedagogical sciences, teacher, Krasnodar Trade and Economic College, Krasnodar

Abstract

The present study is devoted to the structural and substantive features of the implementation of Olympic education in universities of physical education and sports profile in our country, including in the curricula of the bachelor's courses of individual academic disciplines on this topic of the following: "Olympic education", "Olympic education at school", etc. The article also discusses interdisciplinary connections within the framework of the implementation of Olympic education, which is carried out in the process of implementing historical and sports and organizational and managerial disciplines, including in non-core universities.

Keywords: Olympic education, historical and sports disciplines, interdisciplinary relations, implementation, content of curricula.

«Олимпийское образование» как отдельная дисциплина в разные годы была включена и реализована в общеобразовательные программы вузов в сфере физической культуры и спорта. На данный момент в перечень вузов данной направленности входят следующие образовательные учреждения [5, 7-9]:

- Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК);

- Сибирский государственный университет физической культуры и спорта;

- Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

- Великолукская государственная академия физической культуры и спорта;

- Воронежская государственная академия спорта;

- Дальневосточная государственная академия физической культуры;

- Смоленский государственный университет спорта;

- Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта;

- Уральский государственный университет физической культуры;

- Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма;

- Чайковская государственная академия физической культуры и спорта;

- Московская государственная академия физической культуры;

- Волгоградская государственная академия физической культуры.

С целью выявления наличия дисциплин, связанных с олимпийской тематикой, был проведен анализ учебных планов, результаты которого показали, что среди вышеуказанных образовательных учреждений «Олимпийское образование» как отдельная дисциплина в рамках подготовки бакалавриата реализуется в шести: Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК), Московской государственной академии физической культуры, Кубанском государственном университете физической культуры, спорта и туризма, Волгоградской государственной академии физической культуры, Смоленском государственном университете спорта и

Воронежской государственной академии спорта.

В таблице 1 отображены данные по реализации дисциплины «Олимпийское образование»: название дисциплины, направление подготовки бакалавриата, количество часов, в том числе, аудиторные занятия.

Таблица 1 - Вузы физической культуры и спорта, реализующие «Олимпийское образование» как отдельную учебную дисциплину [3,4,6,10,11]_

Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК)

Олимпийское образование 37.03.01 Психология бак 144 48

Олимпийское образование в школе 44.03.01 Педагогическое образование бак 108 64

Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма

Олимпийское образование 43.03.02 Туризм (Технология и организация комплексного обслуживания в индустрии туризма) бак 144 22/50

Воронежская государственная академия спорта

Олимпийское образование 49.03.01 Физическая культура (спортивная тренировка в избранном виде спорта) бак 108 36

Смоленский государственный университет спорта

Олимпийское образование: теория и методика 49.03.01 Физическая культура (профиль - Спортивная тренировка) бак 108 -/30

Волгоградская государственная академия физической культуры

Олимпийское образование 49.03.02 АФК (АФВ) бак 32 16/16

Московская государственная академия физической культуры

Олимпийское образование 38.03.02 Менеджмент бак 72 18/18

Олимпийское образование 49.03.01 Физическая культура (Спортивный менеджмент) бак 72 12/24

Следует констатировать, что передача олимпийских знаний посредством межпредметных связей осуществляется в большинстве вузов физкультурно-спортивного профиля нашей страны. В таблице 2 представлены данные по реализации историко-спортивных и организационно-управленческих дисциплин [2-11].

Данные таблицы свидетельствует, что наиболее представительный спектр истори-ко-спортивных и организационно-управленческих дисциплин реализуется в рамках направлений бакалавриата Российского государственного университета физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК).

Таблица 2 - Реализация историко-спортивных и организационно-управленческих дисциплин в вузах физкультурно-спортивного профиля в РФ_

№ Наименование вуза Дисциплина

1 Российский государственный университет физической культуры, спорта, молодёжи и туризма (ГЦОЛИФК) История физической культуры Основы антидопингового обеспечения История и организация антидопинговой деятельности Спортивная дипломатия Международный студенческий спорт Россия в международном спортивном и олимпийском движении Исторические аспекты международного спортивного и олимпийского движения Международная олимпийская система

2 Сибирский государственный университет физической культуры и спорта История физической культуры Олимпийское движение и профессиональный спорт

3 Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма История мировой физической культуры и спорта История физической культуры и спорта

4 Великолукская государственная академия физической культуры и спорта История физической культуры и спорта Профилактика применения допинга Россия в международном олимпийском движении

5 Воронежская государственная академия спорта История физической культуры и спорта Пропаганда и связи с общественностью в сфере физической культуры и спорта Информационные технологии в физической культуре и спорте

№ Наименование вуза Дисциплина

6 Дальневосточная государственная академия физической культуры История физической культуры и спорта Проблемы олимпийского движения Методика реализации олимпийского образования

7 Смоленский государственный университет спорта История физической культуры и спорта Актуальные проблемы международного спортивного и олимпийского движения

8 Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта (Санкт-Петербург) Олимпийское движение История физической культуры и спорта

9 Уральский государственный университет физической культуры История физической культуры и спорта

10 Поволжский государственный университет физической культуры, спорта и туризма История физической культуры и спорта

11 Волгоградская государственная академия физической культуры История физической культуры

12 Московская государственная академия физической культуры История физической культуры Основы антидопингового обеспечения Менеджмент мирового олимпийского спорта

В ряде вузов в учебные планы включены дисциплины «История и организация антидопинговой деятельности», «Проблемы олимпийского движения» и др., рассматривающие наиболее актуальные проблемы международного спортивного и олимпийского движения - допинг, судейство, олимпийская программа и т. д. [5, 7-9] В учебных планах бакалавриата трех вузов реализуется одна дисциплина - «История физической культуры и спорта».

В рамках исследования также было выявлено, что, помимо вузов физической культуры и спорта, «Олимпийское образование» и как отдельная учебная дисциплина, и в рамках межпредметных связей историко-спортивной направленности реализуется в ряде непрофильных образовательных учреждений (таблица 3).

Таблица 3 - Реализация дисциплины «Олимпийское образование» и межпредметные связи историко-спортивной направленности в непрофильных вузах РФ [1]_

№ Наименование вуза Дисциплина

1 Сургутский государственный педагогический университет Основы олимпийского образования Олимпийское образование школьников Олимпийский и проф. спорт: тенденции и особенности функционирования

2 Алтайский государственный педагогический университет История физической культуры и спорта Организационные основы детско-юношеского и массового спорта Современные проблемы физической культуры и спорта

В качестве примера можно привести Сургутский государственный педагогический университет и Алтайский государственный педагогический университет, где в учебные планы включены соответствующие дисциплины.

Таким образом, результаты анализа учебных планов показали, что на данный момент в нашей стране в профильных вузах «Олимпийское образование» как отдельная учебная дисциплина реализуется в 50% вузов, что, с учетом приоритета исторических наук, является недостаточным. Кроме того, включение «Олимпийского образования» как отдельной дисциплины может оказать положительный эффект с точки зрения не только расширения образовательной эмпирической составляющей, но и передачи сохранения идеалов и ценностей олимпизма. Вместе с тем, проведенное исследование показало, что в рамках учебного процесса представлен достаточно широкий спектр историко -спортивных и организационно-управленческих дисциплин, позволяющих распространять олимпийские знания среди обучающихся на основе межпредметных связей.

В качестве рекомендаций может быть предложено следующее: внедрение в учебные планы физкультурно-спортивных вузов дисциплины «Олимпийское образование» (рекомендуемый объем 2, 3 з. е. - 72, 108 часов, в том числе 36, 54 аудиторных); изучение в рамках существующих дисциплин «олимпийской терминологии» (Игры Олимпиад,

Олимпийские зимние игры, олимпиады и др.) с учетом наличия наиболее часто употребляемых ошибок; усиление акцента на достижения отечественного спорта на разных исторических этапах развития международного олимпийского движения; отведение приоритетного места идеалам и ценностям спорта и олимпизма в контексте современных исторических реалий, в том числе миротворческой миссии спорта, честной игре и т.д.; включение в разделы дисциплин вопросов, связанных с олимпийским наследием Игр XXII Олимпиады 1980 года в Москве и XXII Олимпийских зимних игр 2014 года в Сочи.

ЛИТЕРАТУРА

1. Алтайский государственный педагогический университет. Информация о реализуемых образовательных программах. - :URL: https://www.altspu.ru/sveden/education/eduaccred (дата обращения 01.07.2022).

2. Волгоградская государственная академия физической культуры. Образование. - URL: https://www.vgafk.ru/sveden/education (дата обращения 01.07.2022).

3. Воронежская государственная академия спорта. Учебные планы. - URL: https://www.vgifk.ru/deptdocs/uchebnye-plany (дата обращения 01.07.2022).

4. ГЦОЛИФК. Учебные планы. Бакалавриат. - URL: https://lms.sportedu.ru/course/index.php?categoryid=1379 (дата обращения 05.07.2022).

5. Коренева, М.В. «Олимпийское образование»: содержательные компоненты и воспитательные аспекты / М.В. Коренева, Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева // Актуальные проблемы правового, экономического и социально-психологического знания: теория и практика : материалы III международной научно-практической конференции. - Донецк, 2019. - С. 269-273.

6. Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и туризма. Учебные графики. - URL: https://kgufkst.ru/student/uchebnye-grafiki (дата обращения 01.07.2022).

7. Леонтьева, Л.С. «История физической культуры»: компоненты дисциплины и межпредметные связи / Л.С. Леонтьева, Н.С. Леонтьева, Н.Ю. Мельникова // Кафедральная наука РГУФКСМиТ : материалы итоговой научно-практической конференции профессорско-преподавательского состава. - Краснодар, 2019. - С. 196-202.

8. Олимпийское образование как составляющая профессиональной подготовки обучающихся в вузе / Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, М.В. Коренева, М.В. Махинова // Вестник Майкопского государственного технологического университета. - 2019. - № 2 (41). - С. 66-75.

9. Структура и содержание спецкурсов в рамках реализации олимпийского образования / Н.С. Леонтьева, Л.С. Леонтьева, М.В. Коренева, Н.Ю. Мельникова // Методологические проблемы педагогики физической культуры : материалы Всероссийской научно-практической конференции с международным участием, посвященной 90-летию кафедры педагогики РГУФКСМиТ - Москва, 2019. - С. 260-266.

10. Московская государственная академия физической культуры. Учебные графики. - URL: https://mgafk.ru/uchebnie_grafiki (дата обращения 01.07.2022).

11. Национальный государственный университет физической культуры, спорта и здоровья имени П.Ф. Лесгафта. Образовательные программы. - URL: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/obrazovatelnye-programmy (дата обращения 01.07.2022).

REFERENCES

1. Altai State Pedagogical University. Information on educational programs, available at: https://www.altspu.ru/sveden/education/eduaccred (accessed 01.07.2022).

2. Volgograd State Academy of Physical Education. Education, available at: https://www.vgafk.ru/sveden/education (accessed 01 July 2022).

3. Voronezh State Academy of Sports. Educational plans, available at: https://www.vgifk.ru/deptdocs/uchebnye-plany (accessed 01 July 2022).

4. SCOLIPE. Educational plans. Bachelor's degree, available at: https://lms.sportedu.ru/course/index.php?categoryid=1379 (accessed 05 July 2022).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

5. Koreneva, М.У, Leontieva N.S., Leontieva L.S. (2019), "Olympic education»: content components and educational aspects", Actual problems of legal, economic and socio-psychological knowledge: theory and practice, materials of the III international scientific-practical conference, Donetsk, pp. 269273.

6. Kuban State University of Physical Education, Sports and Tourism. Educational plans, available at https://kgufkst.ru/student/uchebnye-grafiki (accessed 01 July 2022).

7. Leontieva L.S., Leontieva N.S., Melnikova N.Y. (2019), "History of physical education": discipline components and interdisciplinary connections", Department Science of SCOLIPE, materials of the final scientific and practical conference of the faculty, Moscow, pp 196-202.

8. Leontieva N.S., Leontieva L.S., Koreneva M.V., Makhinova M.V. (2019), "Olympic education as a component of the professional training of students at the university", Bulletin of Maykop State Technological University, No 2-41, pp 66-75.

9. Leontieva N.S., Leontieva L.S., Koreneva M.V., Melnikova N.Y. (2019), "The structure and content of special courses in the framework of the implementation of Olympic education", Methodological problems of pedagogy of physical education, materials of the All-Russian scientific-practical conference with international participation, dedicated to the 90th anniversary of the Department of Pedagogy SCOLIPE, Moscow, pp. 260-266.

10. Moscow State Academy of Physical Culture. Educational plans, available at: https://mgafk.ru/uchebnie_grafiki (accessed 01 July 2022).

11. The Lesgaft National State University of Physical Education, Sport and Health, St. Petersburg. Educational programs, available at: http://lesgaft.spb.ru/ru/content/obrazovatelnye-programmy (accessed 01 July 2022).

Контактная информация: maria_koreneva@list.ru

Статья поступила в редакцию 06.07.2022

УДК 796.323

ВЛИЯНИЕ АМИНОКИСЛОТ С РАЗВЕТВЛЁННЫМИ БОКОВЫМИ ЦЕПЯМИ

(BCAA) НА ФИЗИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ СТУДЕНТОВ-БАСКЕТБОЛИСТОВ

Ренат Викторович Лукашевич, студент, Вадим Рустемович Ибрагимов, студент,

Олеся Юрьевна Чашкова, старший преподаватель, Наталья Петровна Федорова,

старший преподаватель, Кубанский государственный технологический университет,

Краснодар

Аннотация

В современном баскетболе спортсмены нередко перегружаются на играх и тренировках, что может приводить к ухудшению физического состояния или к травмам, а значит к замедлению физического прогресса, что может отразиться на будущих успехах команды. Целью нашего исследования являлось определение влияния аминокислот с разветвлёнными боковыми цепями (BCAA) на состояние испытуемых. В эксперименте приняли участие 2 группы по 10 человек - студентов-баскетболистов. Результаты исследования показали важность аминокислот для спортсменов и возможность создания в студенческом баскетболе специальной методики их употребления для достижения высоких командных результатов и личного прогресса каждого спортсмена.

Ключевые слова: аминокислоты, баскетбол, физическое состояние, прогресс.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.7.p248-252

INFLUENCE OF BRANCHED-CHAIN AMINO ACIDS (BCAA) ON THE PHYSICAL CONDITION OF STUDENTS-BASKETBALL PLAYERS

Renat Viktorovich Lukashevich, the student, Vadim Rustemovich Ibragimov, the student, Olesya Yurievna Chashkova, the senior teacher, Natalya Petrovna Fedorova, the senior teacher, Kuban State Technological University, Krasnodar

Abstract

In modern basketball, athletes are often overworked in games and training, which can lead to a deterioration in their physical condition or injuries, which means a slowdown in physical progress, which may affect the future success of the team. The aim of our study was to determine the effect of branched

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.