Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
7
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОЧНО-ЗАОЧНАЯ ФОРМА ОБУЧЕНИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / ПРЕИМУЩЕСТВА ОЗФ / НЕДОСТАТКИ ОЗФ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мягкова Екатерина Анатольевна, Анциферова Ольга Юрьевна

В статье рассмотрены особенности реализации обучения в высшей школе в очно-заочном формате, представлены его достоинства и недостатки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мягкова Екатерина Анатольевна, Анциферова Ольга Юрьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF CORRESPONDENCE TRAINING IN HIGHER SCHOOL

The article discusses the features of the implementation of education in higher education in a part-time format, presents its advantages and disadvantages.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ»

УДК 378.14

РЕАЛИЗАЦИЯ ОЧНО-ЗАОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ В

ВЫСШЕЙ ШКОЛЕ

Екатерина Анатольевна Мягкова

кандидат экономических наук, доцент

eam24@rambler.ru Ольга Юрьевна Анциферова

доктор экономических наук, профессор anciferova-olga-70@mail.ru Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассмотрены особенности реализации обучения в высшей школе в очно-заочном формате, представлены его достоинства и недостатки.

Ключевые слова: очно-заочная форма обучения, высшее образование, преимущества ОЗФ, недостатки ОЗФ.

В современном мире важно обладать документом об окончании высшего учебного заведения. Руководители предприятий и организаций хотят видеть работника, который способен к обучению, умеет излагать свои мысли литературным языком и открыт к общению с коллегами по работе. Такие качества приобретаются людьми в процессе получения высшего образования. Поэтому выпускники школ и средних профессиональных учреждений стоят перед выбором не только того, в какое высшее учебное заведение поступить, но и какую форму обучения выбрать.

Высшие учебные заведения предлагают различные формы обучения: очная, очно-заочная, заочная. Самый распространенный вариант получения образования в высшем учебном заведении - очная форма, которая предполагает ежедневное, кроме выходных, посещение занятий в течение семестра и сдачу соответствующей промежуточной аттестации. Самостоятельный способ получения знаний - это заочная форма обучения, когда обучающиеся приезжают на установочные сессии, получают задания и самостоятельно готовятся в течение установленного времени, а затем сдают зачеты и экзамены. [1, 3].

Еще одной формой получения образования в высшей школе является очно-заочная форма (ОЗФ). В современных условиях эта форма получения образования в высшей школе приобретает популярность, так как она сочетает в себе характеристики очной и заочной форм [2].

Рассмотрим подробнее основные преимущества такого формата подготовки кадров в высшей школе.

Одним из основных преимуществ ОЗФ обучения принято считать низкий балл, позволяющий поступить в вуз. Дело в том, что такой формат подготовки по-прежнему остается относительно непопулярным, хотя в последние годы ситуация меняется. Дополнительный толчок к росту востребованности очно-заочного обучения дала коронавирусная инфекция. Важно отметить, что при любом развитии ситуации такой формат подготовки будет пользоваться более высоким спросом. Кроме того, набор на очно-заочное обучение продолжается

заметно дольше, чем на альтернативные форматы подготовки. Это позволяет выбрать оптимальный вариант получения образования из доступных на конкретный период времени. Особенно этот вариант выигрышный для абитуриентов, не поступивших на очное обучение [1, 4, 5].

Другим преимуществом получения образования в очно-заочном формате является стоимость обучения, которая заметно ниже, чем при обычной очной подготовке. Это объясняется гибким графиком обучения. Важным дополнительным достоинством становится проведение занятий в нерабочее время, что в равной степени касается как преподавателей, так и студентов. В результате общая стоимость подготовки уменьшается в несколько раз, что очень существенно для бюджета потенциального студента [1].

Один из главных положительных моментов в ОЗФ подготовки -одновременно учиться и работать. Это ведет к большой нагрузке на обучающегося, но, в тоже время, позволяет ему получить несколько дополнительных преимуществ. Так, студент лучше понимает, что именно ему необходимо изучать, а еще у него есть возможность применять полученные знания на практике. Именно такой формат обучения справедливо считать эффективным [4].

ОЗФ не основывается только на самостоятельном изучении материала, так как обучение приближено к очной форме. Обучающиеся регулярно посещают занятия (правда, не каждый день, а три-четыре раза в неделю) обычно в вечернее время. Занятия ведут лучшие специалисты института и университета, что гарантирует качество подачи материала. Такой формат организации учебного процесса обеспечивает возможность непосредственного общения студента с преподавателем.

Необходимо отметить и льготы, предоставляемые по месту работы обучающемуся по ОЗФ, что в большинстве случаев стимулирует сотрудников на получение дополнительного образования. К таким льготам можно отнести: предоставление дополнительного оплачиваемого отпуска на время сессии; установление гибкого графика работы; сокращенный рабочий день;

предоставление выходных дней по запросу сотрудника; временное освобождение от части должностных обязанностей и т. д.

Реализуя такую кадровую политику, работодатель не лишается сотрудника, а в перспективе может получить высококвалифицированного работника. Очевидно, что такой подход к образованию выгоден обеим сторонам [5].

Если рассматривать получение образования на контрактной основе, то и здесь есть явное преимущество: очное обучение стоит намного дороже.

Особенно привлекательна ОЗФ обучения при получении второго, третьего образования.

При выборе ОЗФ обучения следует учитывать не только достоинства, но и некоторые недостатки. Существенным минусов данной формы обучения является дополнительная нагрузка на обучающегося, так как ему необходимо совмещать учебу и работу. К другим отрицательным моментам можно отнести такие, как значительный объем материала, предназначенного для самостоятельного изучения; меньший объем аудиторных занятий в сравнении с очным обучением; неполучение льгот, предназначенных для обучающихся на очном отделении (стипендия, отсрочка от армии и т.д.); увеличение срока образовательной программы (от шести месяцев до одного года). Однако, перечисленные недостатки компенсируются намного более внушительным списком достоинств [3].

Таким образом, сегодня ОЗФ обучения широко используется в высших учебных заведениях. Важными преимуществами очно-заочной подготовки становятся бюджетная стоимость курса и возможность совмещения с работой. Заметную популярность очно-заочное обучение получило в текущем году, что стало результатом многочисленных мероприятий по борьбе с СОУГО-19. Главное для абитуриентов - серьезно подходить к выбору учебного заведения для поступления.

Список литературы:

1. Кириллова С.С., Михайлов С.Н. Расходы на образование на местном уровне и их влияние на устойчивое развитие муниципалитетов//Инновационное развитие региона: проблемы, перспективы (IV Шаляпинские чтения): материалы Всероссийской (национальной) научно-практической конференции. Мичуринск-наукоград РФ, 2021. С. 165-167.

2.Мягкова Е.А. Кадровое обеспечение производственного процесса//Теория и практика мировой науки. 2017. № 3. С. 9-11.

3. Мягкова Е.А. Подготовка кадров для АПК Тамбовской области//Наука и Образование. Мичуринск. 2020. Т. 3. № 1. С. 36.

4. Мягкова Е.А., Курдюмова Е.Н., Прокопова А.С. Основные направления улучшения кадрового потенциала//Наука и Образование. Мичуринск. 2019. Т. 2. № 2. С. 323.

5. Мягкова Е.А., Староскольский А.Ю., Староскольский Н.Ю., Буганова Н.В. Подготовка государственных и муниципальных служащих: проблемы и пути решения//Наука и Образование. Мичуринск. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 378.14

IMPLEMENTATION OF CORRESPONDENCE TRAINING IN

HIGHER SCHOOL

Ekaterina A. Myagkova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

eam24@rambler.ru Olga Yu. Antsiferova doctor of economic sciences, professor anciferova-olga-70@mail.ru Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russian Federation

Annotation. The article discusses the features of the implementation of education in higher education in a part-time format, presents its advantages and disadvantages.

Key words: full-time and part-time education, higher education, advantages, disadvantages

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.