Научная статья на тему 'Реализация образовательной области «Социализация» в условиях детского сада'

Реализация образовательной области «Социализация» в условиях детского сада Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
229
41
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФГТ / СОЦИАЛИЗАЦИЯ / ИГРА / РАБОТА В ДОУ С ДЕТЬМИ / ИННОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Радионова Е. И.

Социальная адаптация – это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым людьми, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательной области «Социализация» в условиях детского сада»

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «СОЦИАЛИЗАЦИЯ» В УСЛОВИЯХ ДЕТСКОГО САДА

© Радионова Е.И.*

Детский сад компенсирующего вида № 21, г. Биробиджан

Ключевые слова: ФГТ, социализация, игра, работа в ДОУ с детьми, инновационные формы работы с родителями.

Социальная адаптация - это состояние гармонии между индивидом и социальной средой. Для того, чтобы жить среди людей, чувствовать себя комфортно в социуме, быть принятым и понятым людьми, очень важно уметь понимать и чувствовать их эмоционально-психические состояния, адекватно на них реагировать.

Ребенок дошкольного возраста учится этому с помощью игры. В соответствии с ФГТ, содержание образовательной области «Социализация» «направлено на достижение целей освоения первоначальных представлений социального характера и включения детей в систему социальных отношения через решение следующих задач: развитие игровой деятельности; приобщение к элементарным общепринятым нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми (в том числе моральным); формирование гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу» [3].

Для решения первой задачи образовательной области «Социализация» используется игра - ведущий вид деятельности дошкольника. В ФГТ выдвинута необходимость: вернуть детям «право на игру»[3]. Развитие игровой деятельности помогает обогатить опыт детей, способствует принятию ребенком окружающей жизни, помогает легко адаптироваться к различным жизненным условиям, раскрыть творческие способности ребенка, его эмоционально-личностную сферу, сформировать навыки культуры, активизировать общение ребенка по направлениям: ребенок - ребенок, ребенок - взрослый.

В дошкольном учреждении функционируют группы детей с различной коррекционной направленностью: группы с тяжелыми нарушениями речи; группы для слабовидящих детей, с амблиопией, косоглазием; группы детей с туберкулезной интоксикацией; группы детей с умственной отсталостью умеренной, средней и тяжелой степени.

Учитывая коррекцию детей, для реализации «принципа интеграции образовательных областей» [3], заявленного в ФГТ как одного из основополагающих, в игровой деятельности решаются задачи из разных образовательных областей. Формы игровой деятельности зависят от видов деятельности

* Педагог-психолог.

с детьми (деятельность при проведении режимных моментов, в самостоятельной деятельности детей, во время проведения НОД).

Особая роль при реализации образовательной области «Социализация» в детском саду отводится совместной деятельности с семьей. Работа организуется в разнообразных традиционных и инновационных формах. Традиционные формы: экскурсии, наблюдения, развлечения и праздники, труд в природе, бытовая деятельность. Инновационные формы: психологические гостиные, вечера вопросов и ответов, фитнес-фестивали, семейные клубы, мастер-классы, творческие площадки, практикумы. Одной из инновационных форм в совместной деятельности с семьей является проектная деятельность (проект - от лат., «брошенный вперед»). Проекты помогают изменить роль воспитывающих взрослых в способах овладения коллективной мыслительной деятельностью, ориентированной на творческое и интеллектуальное развитие ребенка. Проекты учат работать в команде, развивают партнерские отношения, помогают достичь позитивной открытости в триаде «педагог - ребенок - родитель».

Выполнению задачи развития игровой деятельности были посвящены: заседания ШМР (Игра в жизни ребенка; Играем вместе; Я уже большой; Планета Детства); Дни открытых дверей (Азбука безопасности; День, полный чудес; День рождественских забав; Новогодние посиделки; День здоровой семьи). Психологические гостиные (Урок воспитания, Ростки родительской мудрости); Творческая мастерская (В гости к нам пришли игрушки). Все заседания прошли под девизом «Главный путь детства - игра»;

Решение второй задачи образовательной области «Социализация» проходит через социальное развитие ребенка, которое предполагает активную деятельность. Деятельность дошкольника - это игра, позволяющая наиболее полно реализовать себя путем достижения состояния эмоционального комфорта. Благодаря игре, личность ребенка совершенствуется: развивается произвольность поведения, умственные действия, преодолевается познавательный и эмоциональный эгоцентризм. Дошкольник подражает близким взрослым, перенимая их манеры, заимствует у них оценку людей, событий, вещей. Все это формирует личностные качества ребенка.

В развитии и коррекции эмоционально-личностной сферы особо нуждаются дети с ОВЗ (ограниченные возможности здоровья), т.к. их психолого-педагогический аспект характеризуется «нарушением в развитии высших психических функций (внимание, память восприятие, мышление, воображение), низким развитием игровой деятельности» [2]. У детей страдает техника движений и двигательные качества: быстрота, ловкость, уверенность, сила, точность, координация, пространственная ориентация. У них повышено «психическое и мышечное напряжение, отмечается спектр психологических проблем (застенчивость, гиперактивность, медлительность, плаксивость, агрессивность), нарушена общая и мелкая моторика, речь» [2]. Все эти ха-

рактеристики в той или иной степени относятся к воспитанникам нашего детского сада. Поэтому, формируя навыки продуктивного взаимодействия с окружающими людьми, игровая деятельность корректирует эмоционально-волевую сферу детей, с помощью которой идет подготовка к школьному обучению, а в конечном итоге - к адаптации в обществе.

Решение третьей задачи образовательной области «Социализация» основано на овладении детьми знаниями и опытом выполнения типичных социальных ролей (семьянина, гражданина, патриота, работника, покупателя, клиента и т.д.). Основным источником необходимого опыта для дошкольников выступает здесь «сюжетно-ролевая игра, которая направлена на развитие представлений о занятости и способах общения людей в каждой области, на их основные обязанности, на умение действовать в каждодневных ситуациях семейно-бытовой сферы»[1]. Сюжетно-ролевая игра воспитывает уважение к людям, формирует элементарные представления о себе, об окружающем мире.

Для полного решения задачи формирования гендерной, семейной, гражданской принадлежности, патриотических чувств, чувства принадлежности к мировому сообществу осуществляется психолого-педагогическая поддержка воспитания и развития дошкольника. В чем же заключается смысл этой поддержки? Это психологическая деятельность по направлениям:

Гендерная социализация. В детском саду - это процесс усвоения норм, правил поведения, установок в соответствии с культурными представлениями о роли, положении и предназначении мужчины и женщины в обществе. Ребенка важно научить, что означает быть девочкой или мальчиком, потом мужчиной и женщиной. Особая роль отводится здесь сюжетно-роле-вой игре. Принимая общие правила игры, ребенок вносит в нее свои наблюдения за поведением мужчин и женщин, учится применять на себе соответствующую роль. Сюжетно-ролевая игра помогает ребенку выполнять определенную социальную функцию, дифференцированную по полу. У девочек активно прослеживается игра в куклы, дочки-матери, у мальчиков возникает и закрепляется интерес к оружию, машинам, разного вида конструкторам. В работе с семьей для изучения формирования гендерной принадлежности детей были посвящены: семейный клуб (Мальчики и девочки - два разных мира); ШМР (Детство - начало всех начал; Роль матери и отца в развитии ребенка); День открытых дверей (Мама - слово дорогое; Папы всякие нужны!).

Семейная принадлежность ребенка. Психолого-педагогическая поддержка воспитания и развития дошкольника подводит нас к необходимости включения в работу различных форм взаимодействия с семьей. Это: День открытых дверей (Семь «Я» в одном доме; В каждом доме свои традиции); День здоровой семьи (Папа рядом, мама рядом - что еще для счастья надо); ШМР (Родитель - это звучит гордо! ; Роль матери и отца в развитии ребенка); Семейная гостиная (Хорошо рядом с мамой):

Солнце золотое колесом скатилось, Ласковое солнце в маму превратилось. Миленькая мамочка, улыбнись, Своим сердцем ласковым Ты ко мне прижмись.

Патриотическое воспитание. Эти формы работы хорошо раскрывается в период подготовки к праздничным и юбилейным событиям. Например, празднование юбилея города, области. Дети отражают тему в сюжетно-ролевых играх (День рождения моего города, Строим город будущего, Переселенцы), в тематических видах деятельности (Герб города Биробиджана), в литературно-музыкальных развлечениях (Мой любимый город, Моя малая Родина).

Образовательная область «Социализация» решает вопрос о том, как ребенок примет новую социальную позицию - стать школьником. Позиция школьника обязывает занять иное положение в обществе, принять важность школьного обучения с новыми для ребенка правилами. От того, как ребенок подготовлен к школе всем дошкольным периодом, будет зависеть успешность его адаптации, вхождение в режим школьной жизни, его учебные успехи и психологическое самочувствие. Для обеспечения успешного перехода ребенка в школу психолого-педагогическая поддержка воспитания и обучения проводится по направлениям:

- работа с детьми (сюжетно-ролевые и дидактические игры о школе, праздники, посвященные выпуску детей в школу, торжественные линейки в школе);

- работа с родителями (собрания, лектории, встречи в творческой гостиной, практикумы и т.д.). Хорошо зарекомендовала себя такая форма работа с родителями будущих первоклассников как практикум «У школьного порога». Его темы: Задаем вопросы и ищем решения; В игре готовимся к школе; Звонок для родителей; Как я представляю своего ребенка в школе?; Я - родитель будущего первоклассника; Я и школа. Данные виды работы значительно облегчают вхождение детей на новую ступеньку социальной адаптации и позволяют поднять уровень готовности к школьному обучению.

Социализация по сути является отображением процесса становления человека. Особую роль в социализации личности играет семья как первичная социальная группа. Именно семья обладает признаками социального института и является для ребенка-дошкольника первой общественной средой, через которую он познает весь окружающий его социальный мир. Учитывая ФГТ, психолого-педагогическое сопровождение образовательной области «Социализация» помогает педагогам детского сада познакомить детей с социальной действительностью, создать предметно - развивающую среду, насыщенную положительными эмоциями, разнообразной игровой деятельностью, вырабатывает у воспитанников способность к творческой деятель-

ности, закрепляет знания и формирует необходимые качества, которые помогают успешной социализации личности ребенка. Ребенок усваивает объективно заданные общепринятые нормы поведения, утверждает себя в качестве социального субъекта, используя самый эффективный метод для успешной социализации - игру.

Список литературы:

1. Программа воспитания и обучения детей в детском саду» / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. - 6-е изд., испр. и доп. -М.: Мозаика-Синтез, 2010.

2. Программа воспитания и обучения дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / Под ред. Л.Б. Баряевой, О.П. Гаврилушкиной. -СПб.: Изд. «СОЮЗ», 2001.

3. ФГТ к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования. Утверждены приказом Министерства образования и науки РФ 23 ноября 2009 г. № 655.

«КРУГ ЧТЕНИЯ» СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ В КОНТЕКСТЕ ПРОГРАММ ВОСПИТАНИЯ И ОБУЧЕНИЯ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА РК И РФ (ОПЫТ АНАЛИЗА)

© Смирнова О.А.*

Кокшетауский государственный университет им. Ш.Ш. Уалиханова, Республика Казахстан, г. Кокшетау

Анализ «круга чтения» детей старшего дошкольного возраста в «Программе воспитания и обучения в детском саду (под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; РФ) [1] и в программе воспитания и обучения детей 5-6 лет <^з мектепке барамыз» (РК) [2] позволяет сделать вывод о необходимости формирования КДЧ с учетом всех принципов и критериев его формирования. Автор статьи считает данный подход наиболее приемлемым в решении вопроса преемственности в литературном образовании детей в ДОУ и начальной школе.

Ключевые слова: чтение (восприятие), круг детского чтения, литературное развитие, интерес к чтению, приобщение к чтению, анализ педагогический, принцип построения программного материала, возрастные особенности.

Чтение по отношению к детям дошкольного возраста чаще всего трактуется как процесс восприятия художественной литературы. «Сегодня ...

* Магистрант кафедры Социальной педагогики и методики преподавания.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.