Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ'

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
44
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СИСТЕМА МНОГОУРОВНЕВОГО ОБРАЗОВАНИЯ / РАБОТНИКИ СОЦИАЛЬНОЙ СФЕРЫ / ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ МОДЕЛЬ / ФОРМИРОВАНИЕ ГОТОВНОСТИ / КИБЕРБУЛЛИНГ / ПОДРОСТКИ / ДЕТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна

В данной статье рассмотрен процесс подготовки специалистов социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков в системе многоуровневого образования посредством реализации образовательной модели формирования данной готовности у работников социальной сферы. Представлены факторная и формирующая части образовательной модели, определены блоки формирующей части образовательной модели, а также выделены этапы процесса формирования готовности работника социальной сферы к осуществлению профилактической работы в вопросах кибербуллинга.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Митряшкина Надежда Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE EDUCATIONAL MODEL IN THE PROCESS OF FORMING THE READINESS OF EMPLOYEES OF SOCIAL SERVICE ORGANIZATIONS TO PREVENT CYBERBULLYING AMONG CHILDREN AND ADOLESCENTS

This article examines the process of training social sphere specialists to prevent cyberbullying among children and adolescents in a multi-level education system through the implementation of an educational model for the formation of this readiness among social workers. The factorial and formative parts of the educational model are presented, the blocks of the formative part of the educational model are defined, and the stages of the process of forming the readiness of a social worker to carry out preventive work in cyberbullying issues are highlighted, the blocks and stages of the formation of this readiness are determined.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ»

Педагогика

УДК 37

аспирант Митряшкина Надежда Валерьевна

ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет» (г. Ставрополь)

РЕАЛИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ МОДЕЛИ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ГОТОВНОСТИ РАБОТНИКОВ ОРГАНИЗАЦИЙ СОЦИАЛЬНОГО ОБСЛУЖИВАНИЯ К ПРОФИЛАКТИКЕ КИБЕРБУЛЛИНГА

СРЕДИ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Аннотация. В данной статье рассмотрен процесс подготовки специалистов социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков в системе многоуровневого образования посредством реализации образовательной модели формирования данной готовности у работников социальной сферы. Представлены факторная и формирующая части образовательной модели, определены блоки формирующей части образовательной модели, а также выделены этапы процесса формирования готовности работника социальной сферы к осуществлению профилактической работы в вопросах кибербуллинга.

Ключевые слова: система многоуровневого образования, работники социальной сферы, образовательная модель, формирование готовности, кибербуллинг, подростки, дети.

Annotation. This article examines the process of training social sphere specialists to prevent cyberbullying among children and adolescents in a multi-level education system through the implementation of an educational model for the formation of this readiness among social workers. The factorial and formative parts of the educational model are presented, the blocks of the formative part of the educational model are defined, and the stages of the process of forming the readiness of a social worker to carry out preventive work in cyberbullying issues are highlighted, the blocks and stages of the formation of this readiness are determined.

Key words: system of multi-level education, social workers, educational model, formation of readiness, cyberbullying, children, teenagers.

Введение. В современном цифровом обществе растет потребность в специалистах, готовых к профилактической работе по предупреждению кибербуллинга среди детей и подростков, в том числе в социальной сфере.

Изучение проблем социальной сферы и вопросов профессионального обучения специалистов социальной сферы мы обнаруживаем в работах Захарчук Л.М., Алиевой С.В., Дегтерева В.А., Шмелёвой Н.Б., Байденко В.И., Ломакиной Т.Ю., Бочаровой В.Г., Жукова В.И., Григорьева С.И., Шапиро Б.Ю., Сумской Т.С., Амирова С.С., Старовойтова Л.И., Буева Л.П. и др. Теория и практика социальной работы были объектом изучения Гарашкина Н. В., Дьячек Т. П. [5] Лосева Л.П. исследовала вопросы подготовки специалистов в системе высшего профессионального образования [7].

По заключениям данных ученых система ВУЗовского образования предполагает формирование необходимых навыков у будущих специалистов социальной сферы. Однако, зачастую, этого оказывается недостаточно для завершения процесса формирования готовности к предупреждению кибербуллинга в среде детей и подростков.

В результате анализа данных исследований, а также факторов, влияющих на формирование готовности работников социальной сферы к кибербуллингу среди детей и подростков мы приходим к пониманию необходимости создания образовательной модели формирования готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде.

Изложение основного материала статьи. При создании образовательной модели формирования готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде необходимо учитывать, что направления реализации данной модели должны охватывать весь процесс подготовки работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде, начиная с периода вузовского образования и заканчивая процессом повышения квалификации работника социальной сферы, осуществляющего профессиональную деятельность [9].

Разработанная образовательная модель включает две части - факторную и формирующую.

Факторная часть представлена внешней социальной ситуацией, определяющей комплекс современных требований к работнику социальной сферы. В первую очередь, это федеральные государственные образовательные стандарты, на основании которых выстроены учебные планы вузовской подготовки работников социальной сферы. Следующий уровень правовой регламентации - это профессиональные стандарты работников социальной сферы. И, наконец, актуальная геополитическая ситуация в стране, определяющая приоритеты социальной поддержки и защиты населения и диктующая требования к квалификации и компетенциям работников социальной сферы.

Формирующая часть включает в себя следующие блоки: прогностический, структурирующий, реализующий, аналитико-интерпретационный, итоговый. Базовой структурообразующей характеристикой любого процесса является прогноз. В структуре данной образовательной модели цель и задачи представлены в прогностическом блоке и рассматриваются как прогнозируемый результат сформированной готовности работника социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков.

Структурирующий блок образовательной модели представлен педагогическими условиями и этапами формирования готовности работника социальной сферы. Целенаправленное формирование готовности работника социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков предусматривает системность, последовательность, определение и обоснование педагогических условий, способствующих формированию готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков: научно-методическое обеспечение процесса формирования готовности, профессиональная поддержка личностной мотивации, включенность в систему наставничества.

Следующий блок образовательной модели - реализующий. Он представлен направлениями реализации процесса формирования готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков:

1. Оптимальное приближение профессионального вузовского образования к практической деятельности.

2. Осуществление студенческой практики на базе организаций социального обслуживания.

3. Реализация принципа дуального образования.

4. Реализация системы профессионального наставничества (в процессе вузовского образования и после трудоустройства).

5. Оптимизация системы повышения квалификации работников социальной сферы в вопросах профилактики кибербуллинга.

Оптимальное приближение профессионального вузовского образования к практической деятельности предполагает реализацию образовательного процесса вузовскими преподавателями, имеющими опыт работы в организациях социального обслуживания. Кроме того, планирование образовательного процесса и разработка планов учебных дисциплин вузовской подготовки осуществляется в соответствии с обобщенными трудовыми функциями, трудовыми функциями, трудовыми

действиями, необходимыми умениями и необходимыми знаниями, обобщенными в профессиональных стандартах работников социальной сферы. Это также позволяет максимально сблизить вузовское обучение и профессиональную деятельность работников социальной сферы.

Следующий - аналитико-интерпретационный блок содержит описание составляющих, позволяющих диагностировать степень готовности работников социальной сферы к проведению профилактики кибербуллинга среди детей и подростков.

Каждый критерий имеет показатели и уровни, определяющие степень готовности работников социальной сферы к проведению профилактики кибербуллинга в детской и подростковой среде.

Мотивационный критерийимеет показатель - направленность работников социальной сферы на профессиональную деятельность, в том числе на профилактику кибербуллинга среди детей и подростков и подразделяется на высокий, средний, низкий уровень готовности.

Показателем когнитивного критерия является информированность работников социальной сферы в вопросах кибербуллинга, профилактической деятельности, возрастных особенностей несовершеннолетних. Данный показатель также имеет деление на высокий, средний, низкий уровень.

Деятельностный критерийимеет показатель - сформированность совокупности специфических профессиональных навыков и умений, профессионально значимых качеств у работников социальной сферы и 3 уровня: высокий, средний, низкий.

Последним блоком является итоговый блок, направленный на проведение оценочных мероприятий, позволяющих определить сформированность/несформированность готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде.

Процесс реализации образовательной модели формирования готовности работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков предполагает последовательную этапную работу.

Процесс формирования готовности работника социальной сферы весьма условно можно разделить на 3 этапа: подготовительный, содержательный и формирующий. Каждый этап имеет свою цель и направлен на решение определенных задач, необходимых для достижения поставленной цели конкретного этапа. На каждом этапе предусматривается освоение новых компетенций и достижение определенного уровня сформированности готовности. Первый этап - подготовительный. На данном этапе работа направлена на создание положительного отношения работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, поддержания статуса и престижа социальной работы. Кроме того, осуществляется определение особенностей профилактической работы, возрастных особенностей детей и подростков, профессионально значимых качеств личности работника социальной сферы.

Основными задачами данного этапа является осмысление значимости профилактики кибербуллинга среди детей и подростков, формирование эмоционально-положительного отношения к профессиональной деятельности в социальной сфере, а также направленности работников на профилактическую деятельность, в том числе на профилактику кибербуллинга среди детей и подростков.

Второй этап - содержательный, направлен на знакомство с теоретическими знаниями, касающимися профилактической деятельности в целом, профилактики кибербуллинга среди детей и подростков в частности. Кроме того, на данном этапе важным оказывается понимание специфики профилактикой деятельности, а также своевременности и актуальности проблемы кибербуллинга среди детей и подростков на современном этапе развития общества.

Завершающий этап - формирующий. На этом этапе работник социальной сферы учится реализовывать имеющиеся теоретические знания в практической деятельности по профилактике кибербуллинга среди детей и подростков, а также анализировать результаты проведенной работы и определять перспективы дальнейшей работы с детьми и подростками, подвергшихся кибербуллингу.

Содержательный и формирующий этапы начинают реализовываться уже в рамках вузовского обучения, например, в процессе практики.

К сожалению, имеющийся на сегодняшний день, объем практики и место ее проведения не предполагает глубокого погружения студентов в профессиональную деятельность специалистов организаций социального обслуживания населения, что осложняет понимание ими специфики практической деятельности в организациях социального обслуживания.

Приближение вузовского образования к практической деятельности, в том числе и в процессе студенческой практики позволит углубить профессиональное взаимодействие представителей ВУЗов и практико-ориентированных специалистов организаций, непосредственно предоставляющих услуги населению, что является отражением принципа дуального образования при подготовке специалистов.

С завершением вузовского обучения необходимо продолжать профессиональную подготовку специалистов организаций социального обслуживания в рамках реализации системы наставничества в профессиональном учреждении. Это может включать в себя систему мероприятий, которые направлены на формирование профессиональной идентичности представителей помогающих профессий, развитие профессионально важных качеств, компетенций, которые необходимы для осуществления профессиональной деятельности в организациях социального обслуживания населения.

При трудоустройстве молодого специалиста в социальное учреждение целесообразно реализовать в отношении него краткосрочную программу, участие в которой позволит специалисту понять специфику деятельности социального учреждения, познакомиться с основными направлениями и видами деятельности социальной организации, изучить методологическую базу для реализации профессиональной деятельности конкретного учреждения.

Затем, каждому молодому специалисту необходимо принять участие в реализации индивидуального плана мероприятий системы наставничества. Данный план включает мероприятия, которые направлены на развитие профессиональных умений и навыков, профессионально важных качеств и характеристик в процессе разовых и пролонгированных методических и супервизорских встреч, анализа опыта практической деятельности в Балинтовских группах, группах рефлексии и самопознания.

Выводы. Направления реализации образовательной модели формирования готовности работников организаций социального обслуживания к профилактике кибербуллинга в среде детей и подростков охватывают весь процесс подготовки будущего специалиста организации социального обслуживания в вопросах профилактики кибербуллинга в детской и подростковой среде, начиная с периода вузовского образования и заканчивая процессом повышения квалификации специалиста социальной организации, осуществляющего профессиональную деятельность, в том числе для предупреждения кибербуллинга среди детей и подростков.

Кроме того, создание образовательной модели является вкладом в организацию образовательной системы, формирующей готовность работников социальной сферы к профилактике кибербуллинга в детской и подростковой среде. Образовательная модель формирования данного вида готовности определяет методологические основы профилактической деятельности, которые могут являться ориентиром при разработке программы повышения квалификации работников социальной сферы в вопросах кибербуллинга в детской и подростковой среде.

Литература:

1. Бочавер, А.А. Кибербуллинг: травля в пространстве современных технологий. / А.А. Бочавер, К.Д. Хломов // Психология. - 2014. - №11. - С. 178-191.

2. Бегидова, С.Н., Хазова, С.А. Акмеологический подход в профессиональной подготовке будущих специалистов / С.Н. Бегидова, С.А. Хазова // Вестник Адыгейского государственного университета. - 2008. - 486 с.

3. Березина, О.С., Социальная профилактика кибербуллинга среди молодых людей / О.С. Березина // Информационная безопасность и вопросы профилактики киберэкстремизма среди молодежи. - 2015. - С. 63-67.

4. Бубнова, Л.М. Готовность к профессиональной деятельности в педагогике // Актуальные вопросы психологии, педагогики и образования / Л.М. Бубнова / Сборник научных трудов по итогам международной научно-практической конференции. - № 2. - Самара, 2015. - 241 с.

5. Гарашкина Н.В., Дьячек Т.П. Теория и практика социальной работы : учебно-методическое пособие / Н.В. Гарашкина, Т.П. Дьячек. - Тамбов: Изд-во ТГУ, 2009. - 130 с.

6. Кот Т.А. Теоретические аспекты контекстного обучения будущих педагогов / Т.А. Кот // Проблемы современного педагогического образования. - 2019. - С. 154-156.

7. Лосева Л.П. Качество подготовки специалиста в системе высшего профессионального образования как объект управления / Л.П. Лосева // Молодой ученый. - 2011. - №6. Т.2. - С. 152-155.

8. Мезенцева О.И. Организационно-педагогические условия развития профессиональной компетентности современного педагога: автореф. дис. канд. пед. наук 13. 00. 08. / Мезенцева Олеся Ивановна. - Новосибирск, 2014. - 23 с.

9. Митряшкина Н.В. Система наставничества в повышении квалификации молодых специалистов по вопросам профилактики кибербуллинга среди детей и подростков. - URL: http://old.ncfu.ru/export/uploads/Dokumenty-Nauka/statya_mitryashkina-n.v.docx (дата обращения: 06.01.2021)

10. Темербекова А.А. Формирование информационной компетентности учителя в региональной системе дополнительного профессионального образования: автореф. дисер. д-ра пед. наук. 13. 00. 08 / Темербекова Альбина Алексеевна. - Москва, 2009. - 40 с.

11. Чусавитина Г.Н. Подготовка студентов педагогических специальностей университета к профилактике и противодействию идеологии киберэкстремизма среди молодежи / Г.Н., Чусавитина М.О. Чусавитин // II Всероссийская научно-практическая конференция «Информационные технологии в образовании XXI века». Сборник научных трудов. -2012. - С. 322-323.

Педагогика

УДК 378.2

начальник кафедры боевой, физической и

тактико-специальной подготовки Муравьев Владимир Николаевич

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров); начальник кафедры кадровой, воспитательной и психологической работы в УИС, кандидат педагогических наук Личутина Марина Геннадьевна

Федеральное казенное учреждение дополнительного профессионального образования

«Кировский институт повышения квалификации работников Федеральной службы исполнения наказаний» (г. Киров)

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ СОЦИАЛИЗАЦИИ ГРАЖДАН ВПЕРВЫЕ ПРИНЯТЫХ НА СЛУЖБУ УГОЛОВНО-ИСПОЛНИТЕЛЬНУЮ СИСТЕМУ

Аннотация. В статье рассматриваются актуальные вопросы профессиональной социализации личности в условиях ведомственной образовательной среды. Дается определение «социализации» и истории его возникновения. Авторы указывают, что на современном этапе деятельности учреждений и органов уголовно-исполнительной системы наблюдается тенденция кадрового обновления и роста количества молодых сотрудников, принятых на службу. Количество специалистов, обладающих необходимым профессиональным опытом и владеющих навыками трансляции своих знаний снижается. В связи с этим, возникает необходимость поиска новых педагогических подходов, использование которых способствовало бы эффективному вхождению в профессиональную среду сотрудников впервые принятых на службу в учреждения и органы уголовно-исполнительной системы.

Ключевые слова: социализация, профессиональная социализация, педагогические условия, уголовно-исполнительная система.

Annotation. The article deals with topical issues of professional socialization of the individual in the conditions of departmental educational environment. The definition of "socialization" and the history of its occurrence is given. The authors point out that at the present stage of the activities of institutions and bodies of the penal enforcement system, there is a trend of personnel renewal and an increase in the number of young employees recruited. The number of specialists who have the necessary professional experience and have the skills to broadcast their knowledge is decreasing. In this regard, there is a need to search for new pedagogical approaches, the use of which would contribute to the effective entry into the professional environment of employees first employed in institutions and bodies of the penal system.

Key words: socialization, professional socialization, pedagogical conditions, penal system.

Введение. Впервые понятие «социализация» появилось в работе американского социолога Ф.Г. Гиддингса «Теория социализации», еще в 1887 году. Социализация по мнению Гиддингса, означала «развитие социальной природы или характера индивида, подготовку человеческого материала к социальной жизни». В результате изучения процесса социализации учеными было выявлено, что она имеет сложную природу, а также разнообразные формы, к одной из которых можно отнести профессиональную социализацию.

Вопрос профессиональной социализации молодых специалистов различных сфер деятельности в современных условиях, приобретает актуальное значение и становится предметом многих исследований великих ученых.

Изложение основного материала статьи. По мнению специалистов в качестве основных ресурсов, необходимых для успешной профессиональной социализации следует рассматривать степень совершенствования профессиональных компетенций, профессионального образования, социально-профессиональной среды [5]. Также следует обратить внимание на способность индивида к успешному адаптивному поведению.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.