Научная статья на тему 'Реализация образовательной функции журналистики в ранней советской и современной детской прессе (на материале альманаха «Воробей» и издания «Классный журнал»)'

Реализация образовательной функции журналистики в ранней советской и современной детской прессе (на материале альманаха «Воробей» и издания «Классный журнал») Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
109
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
детские журналы / просвещение / образовательная функция журналистики / children’s magazine / education

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Кукнерик Анастасия Андреевна

В данной статье проводится сопоставление российской детской прессы 1922 и 2022 гг. На примере советского альманаха «Воробей» и современного издания «Классный журнал» исследуются образовательные функции, реализуемые в детской журналистике.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация образовательной функции журналистики в ранней советской и современной детской прессе (на материале альманаха «Воробей» и издания «Классный журнал»)»

Word in science Special, 2022

Реализация образовательной функции журналистики в ранней советской и современной детской прессе (на материале альманаха «Воробей» и издания «Классный журнал»)

Кукнерик Анастасия Андреевна

Студент

Российский государственный гуманитарный университет (Москва, Россия)

АННОТАЦИЯ

В данной статье проводится сопоставление российской детской прессы 1922 и 2022 гг. На примере советского альманаха «Воробей» и современного издания «Классный журнал» исследуются образовательные функции, реализуемые в детской журналистике.

Ключевые слова: детские журналы, просвещение, образовательная функция журналистики

Keywords: children's magazine, education

В 1922 году образовался СССР. Одним из важнейших средств формирования и закрепления новых ценностей была пресса. В 1920-1930 годах советская журналистика служила мощным идеологическим инструментом. Было необходимо создать грамотный слой населения для поддержки партии в ее решениях. Перспективная опора - младшее поколение, так как это будущее страны. Советские лидеры понимали, что научить чему-то необразованное население сложно. Молодому государству нужны были квалифицированные кадры, и для достижения такой цели СССР активно просвещал детей и подростков. Именно в начале 1920-х годов внимание руководства страны было привлечено к детской прессе, которая стала одним из средств ликвидации безграмотности и повышения культурного уровня аудитории.

Современная детская пресса во многом устроена точно так же, как и советская. Отработанные в СССР способы подачи информации и воздействия на сознание читателя сохраняют эффективность на протяжении почти 80 лет. Проверено, как заинтересовать ребенка в самообразовании - учеба с желанием помогает сделать его грамотным.

Альманах «Воробей» включал в себя до трех художественных рассказов и такое же количество стихотворений, а к памятным датам готовили материалы о писателях, которые повлияли на молодежь СССР. Например, во втором номере альманаха 1923 года рассказывается о Василии Петровиче Авенариусе. В альманахе опубликовали некролог, рассказывается о сказках и повестях автора. Информация о писателе, представленная в альманахе, давала юным читателям возможность использовать знания в школе: при подготовке домашних заданий и выступлении на уроке.

В «Воробье» также можно увидеть многочисленные рисунки. Пускай они были черно-белые, но

Кукнерик Анастасия Андреевна

выполнены живо. В альманахе публиковали свои работы такие художники, как В.А. Милашевский, Ю.А. Раев. Некоторые художники скромно оставляли подписи, например, «Н.В».

Воробей» и «Классный журнал» разделяет 76 лет: первые выпуски вышли в 1927 и 1999 соответственно. В «Классном журнале» так же, как и во всех образовательных детских журналах, есть материалы, которые помогают получать новую информацию и таким образом становиться более образованным. В «Классном журнале» есть статьи о науке, искусстве, спорте. Публикуются в этом СМИ и советы для учебы в школе: например, как повысить успеваемость.

В современном «Классном журнале», в отличие от альманаха «Воробей», рисунки представлены в виде компьютерной графики. Это очевидно - технология печати и желания детей изменились.

Альманах «Воробей» состоял главным образом из художественных рассказов. Читая литературные произведения, ребенок познавал науку, мораль. В современной же детской прессе, в частности «Классном журнале», не так легко найти длинные рассказы. Преобладают научно-популярные статьи, написанные понятным языком.

Психологические особенности детей в 1920-х и 2022 году тоже существенно различаются. Если для ребенка в СССР журнал с рассказами был чем-то новым и вдохновляющим, то сегодня дети очень редко читают традиционную прессу, поэтому их приходится заинтересовывать яркими изображениями, любимыми мультипликационными героями, небольшим текстом.

Стоит также отметить, что в 1924 году альманах «Воробей» стал журналом «Новый Робинзон». Его содержание изменилось, появились новые рубрики: «Лесная газета» (ввел ее Виталий Валентинович Бианки), «Лаборатория" Нового Робинзона"» (под руководством Самуила Яковлевича Маршака), «Бродячий фотограф» и«Мастеровой»(обеввелБорис Степанович Житков). Издание «Новый Робинзон», в отличие от альманаха «Воробей», стало более современным средством массовой информации для детей. Юные читатели теперь не только знакомились с художественными произведениями, но и применяли практические навыки в жизни, например, благодаря рубрике «Мастеровой».

Детские издания XXI похожи на журнал «Новый Робинзон» по содержанию. Так в «Классном журнале» тоже есть рубрики, в которых рассказывается, как самостоятельно сделать поделку. В выпуске №1 от 2020 года представлен вариант изделия «Кораблик в бутылке». На странице описывается краткая история сувенира и объясняется с помощью изображений, как «поместить» модель корабля в стеклянную банку. В выпуске №19 «Нового Робинзона» тоже показано с помощью чертежей, как создать буер - лодку для скольжения по льду. Только вместо исторической информации изделия в журнале есть рассказ, который называется «Без промаху». Это художественное произведение подводит юных читателей к созданию модели буера. Таким образом, несмотря на разные психологические особенности современных и советских детей, интересы остаются общими. В современных детских средствах массовой информации остаются те же рубрики, которые были интересны детям 100 лет назад.

Различия между изданиями «Воробей» и «Классный журнал» тоже есть, и это связано с государством, в котором издавались приведённые журналы. «Воробей», а далее «Новый Робинзон» выпускался в СССР. Издание критиковали за название. В журнале «Вожатый» в статье «О "Новом Робинзоне" со старым душком» повествуется о том, что «Новый Робинзон» звучит непатриотично, так как в названии есть «скаутские» мотивы. В 1925 году журнал закрыли, а на его смену пришло издание «Красный галстук». Как общественно-политический журнал «Красный галстук» не состоялся, потому что в литературном отделе работала меньше писателей, чем в «Новом Робинзоне».

«Классный журнал» начал издаваться в 1999, восемь лет назад с этой даты образовалось новое государство - Российская Федерация. Изменился не только политический режим, но и подробнее были рассмотрены законы о СМИ. «Классный журнал» -- независимый, у него нет пропаганды. Функции издания - образовывать и наставлять на новые исследования.

Современный просветительский журнал «Классный журнал», как и многие другие, вдохновлялся советской детской прессой. Мы определили, что в изданиях разных десятилетий использованы сходные структурные и смысловые элементы. Возможно, авторы журналов сегодня намеренно черпают из изданий прошлого удачные примеры образовательных материалов по причине успешности предшественников. Скорее всего, современные детские журналисты и дальше будут перенимать опыт

Реализация образовательной функции журналистики в ранней советской и современной ...

не только столетней давности, но и недавнего прошлого. Журналы - эффективное средство повышения грамотности. Если модернизировать старое, можно улучшить современные способы просветительской деятельности в детской прессе.

ИСТОЧНИКИ:

1. Воробей. 1922 № 2.

2. Воробей. 1923 № 2.

3. Воробей. 1923 № 3.

4. Классный журнал. 2020 №1

5. Классный журнал 2021 №5

6. Классный журнал 2022 №6

7. Классный журнал 2022 №7

8. Новый Робинзон 1925 №19

ЛИТЕРАТУРА:

1.Белкина Л.Р. Детский журнал 20-х гг. - Соцзаказ или реальность? // Система ценностей современного общества. 2010. № 15. с. 90-94.

2.Вологина Е.В. Становление детской периодики в России: трансформация издательской' модели. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата филологических наук. Краснодар, 2011. с. 15.

3.О коммунистическом воспитании молодежи в условиях нэпа. Доклад тов. Бухарина // Пятый Всероссийский съезд РКСМ. 11-19 октября 1922 года. Стенографический отчет. М.-Л., 1927. с. 126.

4.О мероприятиях по улучшению юношеской и детской печати. Постановление ЦК ВКП (б) от 23 июля 1928 г. // Коммунистическая партия Советского Союза в резолюциях и решениях съездов, конференций и Пленумов ЦК. В 16 т. Т. 4. М., 1984. с. 363

5.Поздняков А.Н. Советские детские журналыс1920-1930-х годов: переплетение политики и педагогики/СГУ. - 2019

82

Спецвыпуск / Октябрь 2022

Международный научный журнал «Слово в науке»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.