Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"'

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ" Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
31
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ / ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ КОМПЕТЕНЦИИ / ИНДИКАТОРЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Крутикова Виктория Валерьевна

В статье рассматривается специфика формирования основной образовательной программы обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» по новому образовательному стандарту с учетом выбранного профиля в Мичуринском государственном аграрном университете.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Крутикова Виктория Валерьевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE NEW STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR BACHELORS AND MASTERS IN THE FIELD OF TRAINING "STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION"

The article discusses the specifics of the formation of the basic educational program for bachelors and masters in the field of training "State and municipal Administration" according to the new educational standard, taking into account the chosen profile at Michurinsk State Agrarian University.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ "ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ"»

УДК 378.147

РЕАЛИЗАЦИЯ НОВОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА БАКАЛАВРОВ И МАГИСТРОВ ПО НАПРАВЛЕНИЮ ПОДГОТОВКИ «ГОСУДАРСТВЕННОЕ И МУНИЦИПАЛЬНОЕ УПРАВЛЕНИЕ»

Виктория Валерьевна Крутикова

кандидат экономических наук, доцент [email protected] Мичуринский государственный аграрный университет

Мичуринск, Россия

Аннотация. В статье рассматривается специфика формирования основной образовательной программы обучения бакалавров и магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» по новому образовательному стандарту с учетом выбранного профиля в Мичуринском государственном аграрном университете.

Ключевые слова: образовательный стандарт, государственное и муниципальное управление, профессиональные компетенции, индикаторы

В августе 2020 году был утвержден новый образовательный стандарт подготовки бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление [1, 2]. Обновление материалов для основной профессиональной образовательной программы высшего образования столкнулось с рядом специфических проблем.

Наряду с тем, что образовательным организациям была дана свобода выбора профиля образовательных программ, его необходимо согласовывать с общим направлением профессионального образования учебного заведения[6]. Соответственно, в аграрном вузе были выбраны профили, отвечающие запросам современного обучения в сфере государственного и муниципального управления сельскими территориями. Выбранные направления заслуживают особого внимания, поскольку реализуют отраслевую направленность университета, а Министерству сельского хозяйства следует обратить внимание на передовую позицию Мичуринского ГАУ в подготовке специалистов соответствующего уровня.

Наибольшие трудности при подготовке основных образовательных программ бакалавриата и магистратуры по направлению «Государственное и муниципальное управление» вызвало то, что выбор профессиональных компетенций обучающихся в значительной части связывается с наличием соответствующего профессионального стандарта. Для направления «Государственное и муниципальное управление» такого стандарта нет и, вернее всего, не будет. Такая ситуация связана с тем, что для государственных и муниципальных служащих основными документами, регламентирующими требования к уровню профессиональных компетенций являются: «Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» (для государственных служащих) и «Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной

службы» (для муниципальных служащих), утвержденные Минтрудом России.

В справочниках уточняются требования к базовым знаниям и умениям по областям и видам профессиональной служебной деятельности. Этот подход отличается от профессиональных стандартов, в которых дается характеристика трудовых действий и трудовых функций. Формирование профессиональных компетенций и индикаторов их достижения по направлениям 38.03.04 и 38.04.04 «Государственное и муниципальное управление» было предложено сделать по совокупности требований к задачам и объектам профессиональной деятельности, указанным в «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» с уточнением области профессиональной служебной деятельности или вида профессиональной служебной деятельности из двух справочников.

Также была определена сфера профессиональной деятельности: сфера публичного управления, в том числе деятельность государственных и муниципальных органов, а также деятельность организаций по реализации функций и полномочий государственных и муниципальных органов. В соответствии с данной сферой были определены типы задач, которые раскрывают необходимость подготовки бакалавров и магистров по направлению «Государственное и муниципальное управление» по выбранным Мичуринским аграрным университетом профилям. Раскрытие содержания программы и ее соответствие определенному профилю было сделано в рамках требований государственного образовательного стандарта, поскольку в нем есть указание на возможность формирования профессиональных компетенций исходя из современных требований к выпускникам на рынке труда, требований работодателей соответственно в сфере государственного и муниципального управления.

Выбор профессиональных компетенций осуществляется в соответствии с

указанными в справочниках квалификационных требований к государственным служащим функциональными обязанностями и функциональными знаниям.

Для бакалавров направления «Государственное и муниципальное управление» и магистров того же направления были выбраны актуальные профили, связанные с управлением сельскими территориями. Различия в профессиональных компетенциях заключались в том, чтобы на уровне бакалавриата обучающиеся освоили основные характеристики управления сельскими территориями, а на уровне магистратуры - освоили компетенции, необходимые для управления устойчивым развитием сельских территорий [5].

Индикаторы достижения профессиональных компетенций сформированы исходя из совокупности требований к функциональным обязанностям и функциональным знаниям к государственному служащему, а также из требований к знаниям и умениям, необходимым для замещения должностей муниципальной службы в органах местного самоуправления с уточнением области и вида деятельности. Таким образом, для бакалавриата и магистратуры направления «Государственное и муниципальное управление» общими для всех профессиональных компетенций стали область профессиональной служебной деятельности «Регулирование сельского хозяйства и ветеринарии», вид профессиональной служебной деятельности «Развитие сельских территорий» [3], представленные в «Справочнике квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих». Различия в областях и видах деятельности, выбранные исходя из особенностей профиля, из «Справочника типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы» [4], представлены в таблице 1

Таблица 1

Формирование профессиональных компетенций для направлений 38.03.04 Государственное

и муниципальное управление и 38.04.04 Государственное и муниципальное управление [4]

38.03.04 Государственное и муниципальное управление 38.04.04 Государственное и муниципальное управление

ПК -1 область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления», вид деятельности «Информационное обеспечение» область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления» Вид деятельности «Юридическое сопровождение деятельности, судебная договорная работа»

ПК-2 область профессиональной служебной деятельности «Регулирование экономики, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательства», вид деятельности «Контроль за выполнением муниципальных актов по развитию экономики муниципального образования» область профессиональной служебной деятельности «Регулирование сельского хозяйства», вид деятельности «Содействие развитию сельскохозяйственного производства»

ПК-3 область профессиональной служебной деятельности «Регулирование труда и социальных отношений, социальное обеспечение и обслуживание» (без вида деятельности) область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления», вид деятельности «Информационное обеспечение»

ПК-4 область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления», вид деятельности «Административно-хозяйственное и материально-техническое обеспечение» область профессиональной служебной деятельности «Регулирование экономики, деятельности хозяйствующих субъектов и предпринимательство» вид деятельности «Разработка, рассмотрение, утверждение и реализация документов стратегического планирования»

ПК-5 область профессиональной служебной деятельности «Регулирование сельского хозяйства», вид деятельности «Создание условий для развития сельскохозяйственного производства в поселениях, расширения рынка сельскохозяйственной продукции, сырья и продовольствия» область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления» Вид деятельности «Осуществление взаимодействия со средствами массовой информации, связи с общественностью»

ПК-6 область профессиональной служебной деятельности «Регулирование земельных отношений, геодезия и картография» Вид деятельности «Осуществление деятельности, область профессиональной служебной деятельности «Обеспечение деятельности органа местного самоуправления», вид деятельности «Обеспечение кадровой

связанной с владением, пользованием, распоряжением земельными участками из земель сельскохозяйственного значения»

область профессиональной служебной деятельности «Управление имущественным комплексом» Вид деятельности «Анализ состояния, пользование и распоряжение имуществом, находящегося в муниципальной собственности»_

работы и формирование

приоритетных направлений

кадрового состава» область профессиональной служебной деятельности «Регулирование труда и социальных отношений, социальное обеспечение и обслуживание» (без вида деятельности)

Подводя итоги, следует отметить, что обновленные государственные стандарты бакалавров и магистров по направлению подготовки «Государственное и муниципальное управление» дают широкие возможности реализации самых различных профилей в вузах разной отраслевой направленности. Выбор профессиональных компетенций и индикаторов их достижения разнообразны, поскольку сфера профессиональной деятельности выпускников очень широко трактует возможность определения набора базовых знаний и умений по областям и видам профессиональной служебной деятельности. Основными документами, регламентирующими выбор профессиональных компетенций выпускников, в этом случае, будут: «Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих» (для государственных служащих) и «Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы» (для муниципальных служащих), утвержденные Минтрудом России.

Список литературы:

1. Приказ Министерства науки и высшего образования РФ от 13 августа 2020 г. № 1016 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - бакалавриат по

направлению подготовки 38.03.04 Государственное и муниципальное управление" (с изменениями и дополнениями) https://base.garant.ru/74566336/

2. Приказ Минобрнауки России от 13.08.2020 N 1000 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта высшего образования - магистратура по направлению подготовки 38.04.04 Государственное и муниципальное управление" (Зарегистрировано в Минюсте России 28.08.2020 N 59530) https://base.garant.ru/74572876/53f89421bbdaf741eb2d1ecc4ddb4c33/

3. Справочник квалификационных требований к специальностям, направлениям подготовки, знаниям и умениям, которые необходимы для замещения должностей государственной гражданской службы с учетом области и вида профессиональной служебной деятельности государственных гражданских служащих https://www.garant.ru/products/ipo/prime/doc/71610924/

4. Справочник типовых квалификационных требований для замещения должностей муниципальной службы https://mintrud.gov.ru/uploads/imperavi/ru-RU/Spravochnik_dlya_munitc.sluzhby_(obcshij_fajl).pdf

5. Карамнова Н. В. Современные подходы к организации образовательного процесса в вузе // Наука и Образование. 2020. Т. 3. № 1. С. 21.

6. Попова В. Б. Практика формирования образовательных программ по экономическим направлениям подготовки с учетом требований актуализированных федеральных государственных образовательных стандартов // Наука и Образование. 2021. Т. 4. № 1.

UDC 378.147

IMPLEMENTATION OF THE NEW STATE EDUCATIONAL STANDARD FOR BACHELORS AND MASTERS IN THE FIELD OF TRAINING «STATE AND MUNICIPAL ADMINISTRATION»

Viktoria V.Krutikova

Candidate of Economic Sciences, Associate Professor

[email protected] Michurinsk State Agrarian University Michurinsk, Russia

Annotation. The article discusses the specifics of the formation of the basic educational program for bachelors and masters in the field of training "State and municipal Administration" according to the new educational standard, taking into account the chosen profile at Michurinsk State Agrarian University.

Keywords: educational standard, state and municipal management, professional competencies, indicators

Статья поступила в редакцию 14.02.2022; одобрена после рецензирования 28.02.2022; принята к публикации 09.03.2022.

The article was submitted 14.02.2021; approved after reviewing 28.02.2022; accepted for publication 09.03.2022.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.