УДК 81
РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ЗИМЕ ЧЕРЕЗ ПОСРЕДСТВО КОНЦЕПТУАЛЬНОЙ МЕТАФОРЫ «ПРИРОДА - ЧЕЛОВЕК» В РУССКИХ ЗАГАДКАХ
© Э. Р. Хамитова
Башкирский государственный медицинский университет Россия, Республика Башкортостан, 450000 г. Уфа, ул. Ленина, 3.
Тел.: +7 (347) 273 56 64.
Email: textil1 @list. ru
В статье анализируется ассоциативная и метафорическая база загадок. На примере отдельной концептуальной метафоры «природа — человек» и концепта «зима» рассматривается, как строятся загадки, какие ассоциативные и культурные пласты задействованы в них.
В центре внимания находится ассоциативная связь в загадках, позволяющая увидеть, что внутри всей совокупности загадок присутствует определенная ассоциативная система и устойчивые метафорические модели, по которым строятся загадки. Доказывается, что помимо отражения объективного мира в загадках представлен аксиологический компонент, фиксирующий ценности национальной культуры.
Ключевые слова: концептуальная метафора, ный, «природа - человек».
Концептуальная метафора «природа - человек» реализует в русской лингвокультуре представления носителей языка как о природе, так и о самом человеке. Концептуальная метафора с помощью проекции одной концептуальной области - «человек» на другую - «природа» позволяет осмыслять действительность в коллективном и индивидуальном сознании, т. е. реализуется когнитивная функция концептуальной метафоры. Человек, концептуализируя природу через собственные образы, фиксирует в метафоре наиболее существенные свойства подвергаемых метафоризации природных явлений, поэтому можно говорить, что в метафоре отражается национальный образ мира в целом, а также его отдельные черты. При этом конкретные образы метафоры сохраняются со временем в лин-гвокультуре - в загадках, пословицах, стихах и других текстах. И носители языка, таким образом, черпают свои представления об окружающем мире как посредством личного опыта, так и в процессе социализации, в том числе при освоении национальной лингвокультуры.
Рассмотрим концептуальную метафору «природа - человек» в русских загадках, посвященных зиме, с точки зрения реализации в них культурных смыслов (национальных представлений) о зиме. Основные вопросы, затрагиваемые в исследовании, следующие: с помощью каких конкретно образов человека осмысляются объекты зимы, в чем их национальная специфика, какие коннотации (положительные / отрицательные) содержат эти образы, с помощью каких дополнительных образов отражается национальный колорит в процессе концептуализации зимы.
Культурный смысл, глубинные национальные представления о действительности, спрессованные веками и закодированные в загадке, обусловлены долгой историей развития загадки и ролью в национальной лингвокультуре. «Загадки - один из древнейших «малых» жанров славянского фольклора, сохранивший значительный пласт общего
загадки, ассоциативность, лингвокультур-
праславянского (и индоевропейского) наследия и вместе с тем испытавший сильное влияние средневековой славянской книжности и через нее античной, библейской и восточных традиций» [1, с. 234]. Загадки входили в ритуальные традиции, обряды народов, что обусловило их глубинное влияние на формирование национальной картины мира. Как отмечают исследователи [2], загадки отражали все, что окружало крестьянина - природу, бытовой мир, предметы труда, так что они соответствующим образом аккумулировали естественную, или «наивную», таксономию объектов окружающего мира.
В загадках сохраняется то исконное, что характерно для той или иной культуры, ее уникальные черты. При этом фиксируется не только вещный мир, но и когнитивная основа, мировоззрение человека. Мифологические представления становятся основой для развития концептуальных метафор, которые объясняли мир древнему человеку и стали базой для формирования современных метафор, в том числе метафоры «природа - человек». «Архаическая картина мира находит отражение в способах толкования загаданных реалий, в приписываемых им признаках, в привлекаемых сравнениях и ассоциациях. Например, в загадках о небе и земле, о тучах, дожде и др. присутствуют такие древние и.-е. космологические мотивы, как брачный союз неба и земли (ср. серб. «Висок тата, плоена мама, буковит зет, манита девона» [Высокий отец, плоская мама, шумный зять, неистовая девушка] - «Небо, земля, ветер, мгла /туман»)... в них постоянно проводится параллель между макро-и микромиром (ср. «По всей сковороде оладьи, посередке каравай» - «Небо, звезды, месяц»; «Печь день и ночь печет, а невидимка дошлую ковригу выхватывает» - «Смерть»; и т.п.)» [1, с. 236].
Загадка строится на основе метафоры: реципиенту предлагается распознать определенный ассоциативно-вербальный код, соединяющий денотат и референт в единое целое, а раскрыв его, выявить
загадываемый денотат. Метафоричность обусловливает «двухчастность текста загадки, состоящего из иносказания (собственно загадка, вопрос) и его расшифровки (отгадка, ответ)» [1, с. 234]. Когнитивное значение загадки также определяется ее метафорической сутью: «Загадки являются одновременно и продуктом, и инструментом языковой категоризации и концептуализации мира, идентификации, сравнения и систематизации его элементов» [1, с. 235].
Согласно нашей гипотезе возможность разгадать загадку опирается на ассоциативное мышление, а также на имеющийся у реципиента определенный национальный лингвокультурный опыт. Другими словами, метафорические схемы присутствуют в когнитивной базе носителей языка, появляясь из предшествующего опыта, и на их основе возникает возможность соотнести логически не связанные референт и денотат, увидеть часто условное «сходство» двух объектов, при этом эксплицируя ассоциативную связь. Например, следующие загадки описывают снег:
1) Лежит полгода покрывало,
Весной его как не бывало.
2) Скатерть бела, весь свет одела.
Эти загадки раскрывают представление русских о снеге как об отрезе ткани, которая «укрывает» мир. Возможность соотнести «снег» и «ткань» в сознании основана на когнитивной метафорической модели ПРИРОДНЫЙ ОБЪЕКТ - АРТЕФАКТ. Имплицитно эти загадки отражают взгляд русских на окружающее как «бескрайнее» пространство, покрытое снегом, так как скатерть, покрывало часто имеют большой размер. И именно такие параметры, как размер, цвет, функциональность, становятся основанием для метафорического переноса, тогда как другие свойства, к примеру, фактура, ру-котворность и др., остаются незадействованными. Данная модель посредством загадок входит в сознание человека (ребенка), впоследствии при восприятии и усвоении более сложных лингвокультурных форм, например, поэзии или рекламы сознание будет распознавать возможность соотнесения двух этих областей. Вероятно, данная модель также предопределяет возможность «увидеть» и осмыслить широту российского пространства в сознании через посредство таких образов и становится базой для дальнейшего познания действительности. Эти загадки глубоко национально ориентированы, так как в странах с небольшим количеством снега, который быстро тает, возможно, трудно будет понять, о чем идет речь.
Однако при описании процесса отгадывания загадок необходимо учитывать, что ассоциативная связь часто бывает непрямой и, наоборот, отталкивается от привычных схем. Вводится понятие «замедленной метафоры», так, А. П. Квятковский писал: «Загадка - это замысловатое поэтическое выражение, в котором признаки отгадываемого пред-
мета даны в зашифрованном, уводящем в сторону виде. Загадка является своеобразной формой отстранения и строится обычно на принципе замедленной метафоры. каламбурного алогизма и затрудненного параллелизма» [3].
В то же время, несмотря на не всегда прямые механизмы ассоциативности, ученые стараются описать характер процесса метафоризации в загадках, в наиболее общем виде описать действующие ассоциативно-вербальные коды. Например,
С. Г. Лазутин выделяет шесть наиболее распространенных оснований развития метафоры в загадке.
1. Предметы сопоставляются на основе их общего внешнего сходства. Например: «Как во поле, во кургане стоит девушка с серьгами» - овес. Эта загадка составлена на основе того, что свисающие кисти овса напоминают висящие в ушах девушки сережки.
2. Предметы сопоставляются по цвету. Например: «На поляне девчонки в белых рубашонках, в зеленых полушалках» - березы.
3. Предметы (явления) сближаются на основе признаков их внутренней организации. Например: «В одном бочонке два сорта вина» - яйцо.
4. Предметы (образы) сравниваются по их функции, роли в бытовой жизни народа. Например: «Висит болтается, всяк за него хватается» - рукомойник.
5. Предметы сопоставляются по особенностям их движения, соотношению подвижного и неподвижного. Например: «Бурко бежит, а оглобли стоят» - река и берега. Здесь важно не внешнее сходство предметов, а похожесть в их действиях, их, так сказать, динамические отношения.
6. Предметы, явления и образы могут сближаться на основе некоторых одинаковых черт и признаков в их поведении. Например: «Круглолица, белолица, во все зеркала глядится» - луна. «Сам Самсон сам мост мостил без топора, без клина, без подклина» - мороз.
Как правило, загадываемый предмет и его метафора сопоставляются в загадках по какому-нибудь одному признаку (или по внешнему виду, или по функциям, или по особенностям движения и т.д.). Однако нередки случаи, когда два или более предметов в загадках сопоставляются не по одному, а по нескольким признакам» [3]. Таким образом, все шесть оснований и их комбинации для образования метафоры в загадке обладают когнитивным значением, т.е. в загадке подчеркиваются сущностные свойства аналитически соотносимых объектов: цвет, устройство, движение и др.
С точки зрения структуры загадок выделяются различные когнитивные сценарии - наиболее общие схемы соотношения объектов в загадке:
1) объект описывается через другой объект
Бродит одиноко Огненное око (Солнце);
2) объект описывается через действие
В огне не горит и в воде не тонет (Лед);
3) объект описывается через характеристику
Горяча и холодна Я всегда тебе нужна Позовешь меня - бегу От болезней берегу (Вода);
4) объект описывается через ситуацию
Слышишь? Вьюги говорят:
«У зимы - нашей хозяйки -
Для деревьев есть наряд
Всех нарядов зимних краше» (Иней);
5) несколько объектов описывается через несколько ситуаций
Сестра к брату в гости идет,
А он от нее прячется (Солнце и луна).
Посредством этих сценариев концептуализируются не только сами предметы, но и их взаимосвязи, объективно существующие и условные, приписываемые объектам человеком, так что именно в данном аспекте раскрывается суть концептуальной метафоры, которая концептуализирует не отдельные предметы, а целые смысловые сферы. При этом в четвертом и пятом сценарии используется развернутая метафора, при помощи которой возникают сюжетные загадки.
При метафорическом описании загадываемых объектов происходит фокусировка на отдельных их признаках, т. е. передается то существенное, с помощью чего идентифицируется объект в сознании носителей культуры. «Сопоставляя загадываемые предметы с предметами, выполняющими функции метафоры, загадка усиливает тот или иной признак какого-то реального предмета, делает его более укрупненным и значительным. Это происходит потому, что реальный предмет всегда сравнивается с таким метафорическим, в котором отмечаемый признак выражается значительно резче и отчетливее» [3].
Функции метафоры и загадки совпадают. Загадки имеют «познавательную, магическую, аксиологическую, дидактическую, игровую функции». Поэтому многие загадки, помимо референта, содержат оценочный компонент, прямо или косвенно отражая отношение к окружающему миру. Например, в загадке о солнце «Один костер весь мир согревает» имплицитно выражается положительная оценка всеобщности окружающего мира, безусловная ценность единства. Любование природой, восхищение ее красотой, эмоциональность могут быть выражены прямо, с помощью интонации и оценочных слов: хороший, красивый и др.
Что за чудо-красота!
Расписные ворота Показались на пути!
В них ни въехать, ни войти (Радуга).
Зима - это значимый концепт в русском национальном сознании. «Тематическая систематизация корпуса загадок строится исходя из загадываемых объектов и соответствует наивной таксономии вещного мира» [1, с. 236]. Для русского человека, по нашим данным, концепт зимы в исследовательском поле загадок включает такие объекты метафо-ризации, которые условно можно разделить на три группы:
1) сезон: зима, зимние месяцы;
2) осадки: снег, иней, лед, сосулька;
3) атмосферные явления: ветер, вьюга, метель, мороз.
Зима традиционно ассоциируется со старухой, с пожилым возрастом (ср. образ Деда Мороза). Одна из причин - белый цвет, цвет седины.
Была белая да седая Пришла зеленая да молодая (Зима, весна).
Персонификация женского начала позволяет развернуть метафору зимы-хозяйки, которая распоряжается в своем пространстве.
Кто, угадай-ка,
Седая хозяйка:
Тряхнет перинки Над миром пушинки?
Величие зимы в восприятии русских подчеркивается в метафоре статуса: зима - царица. При этом акцентируется всеобщая белизна, которая должна стать ассоциативным ключом к разгадке, так как белый цвет зимы в сознании явно контрастирует с серым, коричневым цветами поздней осени. Серебряный цвет - цвет льда также ассоциируется с зимним временем года. Отметим, что сцена загадки является типичной для русской культуры, так как часто встречается в иллюстрациях книг, национальной росписи деревянных поделок. Тройка, тройка прилетела Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица -Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом -Все покрылось серебром.
В большом количестве загадок присутствуют реалии русской культуры, тесно связанные с представлениями о зиме: шуба, валенки, рукавички, санки.
Зима сильно изменяет окружающий мир человека, поэтому в загадках часто возникают «функции», которые выполняет зима, преображая реальность, и по которым надо о ней догадаться.
Кто поляны белит белым И на стенах пишет мелом,
Шьет пуховые перины,
Разукрасил все витрины ?
Персонификация зимы осуществляется и на формальном уровне загадки, когда повествование ведется от лица зимы.
Дел у меня немало -Я белым одеялом Всю землю укрываю,
В лед реки убираю,
Белю поля, дома Зовут меня ...
Таким образом, анализируя загадки, посвященные зиме, можно говорить, что в них выстраивается последовательный, законченный метафорический образ зимы как величественной, хозяйственной, требующей почитания немолодой женщины, производящей манипуляции в природе. Все эти ассоциации, фиксируемые в загадках, отражают национальный колорит восприятия холодной русской зимы. При этом в большинстве своем загадки содержат положительную оценку благотворной силы природы для человека.
Выводы
1) В основе исследуемых загадок о зиме лежит система метафорических моделей концептуальной метафоры «природа - человек».
2) На первый взгляд бессистемная ассоциативность в большинстве случаев опирается на определенную ассоциативную базу метафорических переносов загадок: цвет, размер, ситуация и т. д. Именно это позволяет реципиенту выявлять загадываемый образ. Слова, встречающиеся в загадках
и обозначающие предметы окружающего мира, по разным признакам вызывают ассоциации с зимой (одеяло, мел, перина).
3) Зима в русских загадках ассоциируется с женским началом, при этом она обладает определенными функциями (созидания, преобразования окружающего мира). Зима ассоциируется и с движением человека в пространстве. Эти представления отражают метафорические модели загадок «зима - движение», «зима - функции» и др.
4) Помимо «вещного мира» в загадках имплицитно и эксплицитно выражается аксиологический аспект, позволяющий уловить оценку, которая связана с тем или иным явлением в коллективном сознании носителей языка. Уважение, почитание зимы в русской культуре, признание ее неотвратимости и величия (зима - царица) представлено в загадках. При этом в загадках отсутствуют негативные образы зимы.
ЛИТЕРАТУРА
1. Седакова И. А., Толстая С. М. Славянские древности. Этнолингвистический словарь под ред. Н. И. Толстого. Т. 2. М., 1999. С. 233-237.
2. Лазутин С. Г. Поэтика русского фольклора: Учеб. Пособие для студентов филологических специальностей. иЯЬ: http://www.infoliolib.info/philol/lazutin/2_1.html.
3. Квятковский А. П. Поэтический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1966. С. 110.
Поступила в редакцию 04.09.2011 г.