Научная статья на тему 'Реализация национально-регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству'

Реализация национально-регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
340
44
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНЫЙ КОМПОНЕНТ / ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО / УПРАЖНЕНИЯ / СРЕДНЯЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Рамазанова Эльмира Асановна

В статье представлена система упражнений для занятий изобразительным искусством в средней общеобразовательной школе, использование которой как средства обучения, направлено на облегчение процесса овладения обучающимися техникой графического рисунка. Представленные упражнения позволяют учитывать и реализовывать национально-региональный компонент на занятиях изобразительного искусства.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the national-regional component on lessons of fine arts

The article presents a system of exercises for practicing fine arts in a secondary school, the use of which as a means of teaching is aimed at facilitating the process of mastering by the students the graphic drawing techniques. The presented exercises allow us to take into account and implement the national-regional component in the classroom of the visual arts.

Текст научной работы на тему «Реализация национально-регионального компонента на занятиях по изобразительному искусству»

ВЫВОДЫ

«Спортивно ориентированные» студенты, имеющие опыт спортивной практики, в структуре своих профессиональных представлений сами для себя выглядят физически более предпочтительно по сравнению с другими людьми, а занятия спортом имеют для них выраженный позитивный эффект. На наш взгляд, в этом можно увидеть стереотипное отношение к спорту, идеализацию спортивной практики, что может объясняться как возрастом испытуемых, так и воздействием спортивной пропаганды.

ЛИТЕРАТУРА

1. «Живое мышление» и характер профессиональных представлений у студентов вузов физической культуры / В. А. Пегов, Л.П. Грибкова, А. В. Пегова, К. А. Радонегова // Учёные записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2018. - № 5 (159). - С. 205-209.

REFERENCES

1. Pegov V.A., Gribkova, L.P., Pegova A.V. and Radonegova, K.A. (2018) ""Living thinking" and the nature of professional perceptions of university students of physical culture", Uchenye zapiski universi-teta imeni P.F. Lesgafta, № 5 (159), pp. 205-209.

Контактная информация: pegwlad@rambler.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2019

УДК 373.51

РЕАЛИЗАЦИЯ НАЦИОНАЛЬНО-РЕГИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА НА ЗАНЯТИЯХ ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ

Эльмира Асановна Рамазанова, доцент, Крымский инженерно-педагогический университет, г. Симферополь

Аннотация

В статье представлена система упражнений для занятий изобразительным искусством в средней общеобразовательной школе, использование которой как средства обучения, направлено на облегчение процесса овладения обучающимися техникой графического рисунка. Представленные упражнения позволяют учитывать и реализовывать национально-региональный компонент на занятиях изобразительного искусства.

Ключевые слова: национально-региональный компонент, изобразительное искусство, упражнения, средняя образовательная школа.

IMPLEMENTATION OF THE NATIONAL-REGIONAL COMPONENT ON LESSONS

OF FINE ARTS Elmira Asanovna Ramazanova, the senior lecturer, Crimean Engineering and Pedagogical University, Simferopol

Annotation

The article presents a system of exercises for practicing fine arts in a secondary school, the use of which as a means of teaching is aimed at facilitating the process of mastering by the students the graphic drawing techniques. The presented exercises allow us to take into account and implement the national-regional component in the classroom of the visual arts.

Keywords: national-regional component, visual arts, exercises, secondary educational school.

ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ

Реализация национально-регионального компонента предусматривает возможность изменения содержания образования, связанного с традициями региона. Он учитывает потребности и интересы народов нашей страны и позволяет организовать занятия, направленные на изучение природных, социокультурных и экономических особенностей региона

[2]. Изучение национального своеобразия культуры различных регионов РФ позволяет формировать толерантную творческую личность выпускника современной школы. Обладание постоянным и осознанным интересом к творчеству разных народов РФ позволяет личности более успешно адаптироваться к меняющимся условиям жизни, делает ее способной к самореализации и самовыражению. Основными целями занятий ИЗО в школе являются приобретение, в первую очередь, опыта творческой деятельности обучающихся, развитие их творческого потенциала как фактора развития и становления личности. Однако национально-региональные и этнокультурные особенности различных регионов на занятиях ИЗО учитываются незначительно.

Анализ последних исследований и публикаций по обозначенной проблеме (А.Г. Кас-пржак, В.С. Леднев, В.Б. Новиков, М.В. Рыжакова и др.) позволяет прийти к выводу о том, что до настоящего времени еще не разработана концептуальная основа национально-регионального компонента, а также механизм его интеграции в содержание средней образовательной школы. Поэтому целью статьи является представление содержания упражнений на занятиях ИЗО с возможностью реализации национальных особенностей различных регионов РФ.

ИЗЛОЖЕНИЕ ОСНОВНОГО МАТЕРИАЛА

Следует отметить, что основными методами изучения изобразительного искусства в среднеобразовательной школе остаются учебные упражнения технике рисования. Для того чтобы выполнение учебных упражнений позволяло обучающимся одновременно осваивать новый материал и закреплять ранее изученный, необходимо придерживаться особых требований к их разработке. Каждое упражнение должно содержать в себе новую информацию для усвоения и приобретения умений и навыков работы, а также для усвоения перечня требований к работе.

Без специального тренинга, выполнение любого из учебных заданий почти неисполнимо на высоком уровне. В связи с этим наши упражнения призваны сделать более доступным для обучающихся процесс изучения нового материала. С помощью данных упражнений педагог сможет разбить новый материал на части, которые будет легче освоить обучающимся. Иначе говоря, целью выполнения упражнений является тренировка применения знаний, умений и навыков в комплексе, полученных ранее в процессе обучения.

В литературных источниках суть понятия «упражнение» раскрыта с разным смыслом значения этого термина (http://coolIeferat.com/eto/%D0%A3%D0%BF%D1%80%D0%B0%D0%B6%D0%BD%D0% B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5). Если придерживаться рассмотренных определений, то упражнениями можно считать любое практическое задание, которое многократно и целенаправленно повторяется в учебном процессе.

По мнению М.В. Кармазиной, усвоение нового материала является логически обдуманной серией упражнений. В основании построения данной череды упражнений лежат главные дидактические принципы: последовательности, систематичности, посильности целей и задач, лежащие в основе осваиваемого материала, постепенное увеличение сложности изучаемого материала, доступности его изложения, организации активной деятельности обучающихся. Каждое упражнение включает в себя ограниченное количество целей и задач, то есть незначительное поле деятельности для получения умений и навыков работы и маленький объем информации для усвоения обучающимися. По утверждению М.В. Карамзиной для того, чтобы был освоен изученный материал должно пройти три определенных стадии: приобретение умений, знаний и навыков (демонстрационно-иллюстративные и обучающие упражнения); их закрепление (тренировочные упражнения) и развитие (развивающие упражнения). С помощью обучающих упражнений учитель организовывает и направляет учебный процесс в заданном направлении, предоставляя возможность обучающемуся постепенно и порционно осваивать учебный материал. С помощью

тренировочных упражнений у обучающихся закрепляются знания, умения, полученные в процессе обучения, что помогает перевести их в плоскость навыка [1, с.194].

Для обозначения понятия «система упражнений» принято определение С.Ф. Шатилова, который под системой упражнений понимает совокупность необходимых типов, видов и разновидностей упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которая бы учитывала закономерности формирования умений и навыков в различных видах деятельности, в их взаимодействии. В обеспечении максимально высокого уровня овладения знаниями, умениями и навыками в заданных условиях.

Определение смысла понятия «система упражнений» С.Ф. Шатилова позволяет согласиться с точкой зрения Е.И. Пассова, который также отводит особое место системе упражнений для организации процесса обучения. По его мнению, такая система упражнений, в плане организации процесса усвоения, должна отвечать следующим требованиям [3, с. 69]:

- соответствие характеру того или иного умения, навыка и качества (механизма);

- выстраивание необходимой последовательности упражнений: в усвоении материала всегда лежит прохождение стадий, усвоение материала базируется на основе определенных методических правил либо принципов;

- оптимальный подбор соотношения упражнений тех или иных типов, видов, подвидов и вариантов;

- регулярность повторения определенного материала;

- правильная взаимосвязь (соотношение и взаимодействие) на всех уровнях системы.

В рамках исследования разработан педагогический проект системы упражнений для овладения техникой графического рисунка. Следует отметить, что упражнения по рисунку разрабатывались с учетом возможности реализации национально-регионального компонента образования и по принципу «от простого к сложному». Это позволило объединить их в иерархическую структуру упражнений разного уровня сложности. Ограничение объема статьи не позволяет представить всю структуру, поэтому в качестве примера приведем по одному упражнению каждого из четырех уровней сложности, таких как:

1) изучение и разработка таблицы символов;

2) раскрытие смысла символьного изображения;

3) разработка орнаментальной композиции;

4) позиционирование орнаментальной композиции на деталях одежды.

В качестве примера представим краткие методические рекомендации по выполнению упражнений по технике рисования народного орнамента. Выбор орнамента определяет либо учитель, в зависимости от региона РФ, либо обучающийся согласно собственным интересам или национальной принадлежности к определенной этнической общности.

Упражнение 1. Изучение и разработка таблицы символов

Целью такого упражнения является закрепление знаний, полученных при изучении особенностей орнаментальной композиции определенного народа и их представление в структурированной табличной форме.

Содержание работы. Образы традиционного орнаментального искусства могут изображаться на условном символическом языке или же сами выступать в роле символов, которые способны выразить образное и эмоционально-смысловое содержание. Художественный язык орнамента образен. Выполняя задачу декоративного значения, он является методом выражения народного мировоззрения. Каждый символ орнаментальной композиции определенного народа несет в себе закодированную информацию и имеет значение, смысл. Это упражнение позволяет изучить основные орнаментальные символы народа определенного региона и узнать их зашифрованное значение.

В результате выполнения упражнения обучающиеся составляют таблицу символов, где в первой графе указывают элементы графического изображения символа

традиционного орнамента, а во второй - его значение, смысл. Для оформления таблицы обучающимся могут быть предложены наглядные материалы (презентация, зарисовки, готовые изделия декоративно-прикладного искусства).

Упражнение считается выполненным успешно в случае правильного оформления таблицы, полного раскрытия смысла символов (минимум 5 символов).

Упражнение 2. Раскрытие смысла символьного изображения

Цель: научить обучающихся «читать» орнаментальную композицию.

Содержание работы: обучающиеся изучают орнаментальную композицию по наглядному материалу (презентация, зарисовки, готовые изделия декоративно-прикладного искусства) и представляют ее значение в письменной форме. Это упражнение предполагает использование знаний, полученных ранее на занятии. Обучающиеся, используя разработанную ими же таблицу символов, дают расшифровку готового орнамента (готовые работы других школьников, предметы декоративно-прикладного искусства, музейные экспонаты и т.д.).

Упражнение считается выполненным успешно в случае правильно раскрытого смысла изображения в письменном отчете обучающегося.

Упражнение 3. Разработка орнаментальной композиции

Цель: научить обучающихся составлять авторскую орнаментальную композицию.

Содержание работы: обучающиеся выполняют зарисовку авторского орнамента, основываясь на ранее полученные знаниях о национальных орнаментальных символах и их значениях. Для выполнения упражнения, обучающиеся также, как и на предыдущих занятиях, используют наглядный материал, а также разработанные ими на первом занятии таблицы символов.

Упражнение считается выполненным успешно в случае правильного использования символов, их сочетания, а также соответствие орнамента задумке зашифрованной информации автором.

Упражнение 4. Позиционирование орнаментальной композиции на деталях одежды

Цель: научить обучающихся располагать орнаментальную композицию на различных деталях одежды.

Содержание работы: обучающиеся по заранее готовым изображениям деталей одежды в масштабе 1:4 позиционируют орнамент, мотив которого также прилагается к заданию.

Упражнение считается выполненным успешно, если обучающийся расположил орнамент согласно законам композиции и согласно техническим условиям выполнения отделки швейных изделий.

ВЫВОД

Таким образом, теоретический анализ педагогической литературы позволил разработать и представить систему упражнений, использование которой как средства обучения, направлено на облегчение процесса овладения обучающимися техникой графического рисунка. Представленные упражнения позволяют учитывать и реализовывать национально-региональный компонент на занятиях изобразительного искусства.

ЛИТЕРАТУРА

1. Кармазина, М.В. Упражнения как средство обучения рисунку в классах с углублённым изучением изобразительного искусства : дис. ... канд. пед. наук / Кармазина М.В. - М., 2007. - 337 с.

2. Строков, В.П. Система подготовки студентов художественно-графических факультетов по декоративно-прикладному искусству с учетом национально-регионального компонента (На примере Дальнего Востока) : дис. ... д-ра пед. наук / Строков В.П. - М., 2003. - 483 с.

3. Шатилов, С.Ф. Методика обучения иностранным языкам на начальном этапе в школе и вузе / С. Ф. Шатилов. - СПб. : Образование, 1991. - 156 с.

REFERENCES

1. Karmazina, M.V. (2007), Exercises as a means of teaching drawing in classes with in-depth study of the visual arts, dissertation, Moscow.

2. Strokov, V.P. (2003), System of training students of art and graphic faculties in decorative and applied arts, taking into account the national-regional component (On the example of the Far East), dissertation, Moscow.

3. Shatilov, S.F. (1991), Methods of teaching foreign languages at the initial stage in school and university, Education, St. Petersburg.

Контактная информация: senchenko_n.a@mail.ru

Статья поступила в редакцию 15.03.2019

УДК 796.83

ТАКТИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ВСТРЕЧНОЙ АТАКИ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ БОКСЕ

Алексей Александрович Ромашов, кандидат педагогических наук, доцент, Российский государственный университет правосудия, Москва

Аннотация

Среди всех разновидностей боевых действий, встречная атака является тактически наиболее эффективной. Это связано с тем, что довольно часто удары, нанесенные во встречных атаках, приводят к нокдаунам и нокаутам противника, так как происходит соединение встречных скоростей: встречного удара против сближающегося противника. Встречные атаки применяются, как эффективное средство противодействия атакующим действиям противника. Вследствие применения маневров для проведения встречных атак они используются в центре ринга, для остановки противника в случае позиционного давления, а также применяются у канатов и в углах ринга. При взаимном маневрировании встречная атака выполняется на атаку со сближением или на маневренное наступление при быстром сокращении дистанции противником. При выполнении встречной атаки особое значение имеют характеристики тайминга, когда боксеру необходимо одновременно держать во внимании и учитывать такие действия противника, как старт маневра на сближение, старт атаки и старт начала удара. Именно момент начала сокращения противником дистанции, определяет возможность нанесения эффективного встречного удара. При выполнении встречной атаки спортсмен может, одновременно уходить с траектории его атакующего удара, сопрягая это с блокировкой подставкой. Много встречных атак выполняются, когда спортсмены находятся на одной линии, и не уходят в сторону, только уклоняя с траектории удара голову. Встречные атаки также выполняются и с боковым маневром, когда контратакующий спортсмен делает шаг в сторону, уходя с линии атаки противника. Понимание закономерностей встречных атак, позволяет тренеру оптимизировать подготовку спортсменов в учебно-тренировочном процессе. В работе приводится тактическое описание разновидностей встречных атак, раскрываются тактические механизмы достижения успеха.

Ключевые слова: тактика бокса, встречная атака, встречный удар, бокс, единоборства, линия атаки, траектория удара, тайминг, тактические особенности, механизмы достижения успеха, старт удара.

TACTICAL FEATURES OF USING COUNTER ATTACK IN PROFESSIONAL

BOXING

Alexey Aleksandrovich Romashov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Russian State University of Justice, Moscow

Annotation

Among all kinds of fighting, counter attack is tactically the most effective. This is due to the fact that quite often the blows inflicted in the counter attacks, lead to knockouts and knockouts of the enemy, as there is a connection of counter speeds: counter strike against the approaching enemy. Counter attacks are used as an effective means of counteracting the attacking actions of the enemy. Due to the use of maneuver to conduct counter-attacks they are used in the center of the ring, to stop the enemy in case of positional pressure, and are also used in ropes and in the corners of the ring. With mutual maneuvering to counter the

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.