Научная статья на тему 'Реализация направлений развития медико-фармацевтической промышленности России'

Реализация направлений развития медико-фармацевтической промышленности России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
274
123
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕДИЦИНСКАЯ ПРОМЫШЛЕННОСТЬ / ПРЕДПРИЯТИЕ / ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЕРСТВО / РАЗВИТИЕ / СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ЭФФЕКТИВНОСТЬ / MEDICAL INDUSTRY / ENTERPRISE / PUBLIC PRIVATE PARTNERSHIP / DEVELOPMENT / SOCIO-ECONOMIC EFFECTIVENESS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Кузнецов Олег Иванович, Махметова Айна-жан Ербулатовна

В статье исследовано ресурсно-инструментальное обеспечение развития медико-фармацев-тической промышленности в Российской Федерации в рамках реализации федеральных целевых программ. Описаны проблемы в области организации отечественной медико-фармацевтической промышленности в процессе принятия стратегических решений развития отрасли. Проведена оценка объема финансирования медицинской промышленности в рамках действующих целевых программ. Выявлены факторы и ресурсообеспеченность развития медицинской промышленности. Представлены прогнозные варианты реализации целевых программ развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ на перспективу.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF DEVELOPMENT DIRECTIONS MEDICAL-PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF RUSSIA

In the paper tool development medical-pharmaceutical industry in the Russian Federation within the framework of the implementation of federal targeted programmes is studied. The problems of the domestic medical-pharmaceutical industry in strategic decision-making of industry development are described. The level of financing of medical industry within the framework of existing programmes is assessed. Factors and supply development of the medical industry are identified. Reconnaissance variants targeted programmes of development of pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation are provided.

Текст научной работы на тему «Реализация направлений развития медико-фармацевтической промышленности России»

УДК 338.45:615.4

РЕАЛИЗАЦИЯ НАПРАВЛЕНИЙ РАЗВИТИЯ МЕДИКО-ФАРМАЦЕВТИЧЕСКОЙ ПРОМЫШЛЕННОСТИ РОССИИ

© Олег Иванович КУЗНЕЦОВ

Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, e-mail: txd@narod.ru © Айна-Жан Ербулатовна МАХМЕТОВА Саратовский государственный социально-экономический университет, г. Саратов, Российская Федерация, кандидат экономических наук, доцент кафедры экономики труда и управления персоналом, e-mail: aina2306@mail.ru

В статье исследовано ресурсно-инструментальное обеспечение развития медико-фармацевтической промышленности в Российской Федерации в рамках реализации федеральных целевых программ. Описаны проблемы в области организации отечественной медико-фармацевтической промышленности в процессе принятия стратегических решений развития отрасли. Проведена оценка объема финансирования медицинской промышленности в рамках действующих целевых программ. Выявлены факторы и ресурсообеспеченность развития медицинской промышленности. Представлены прогнозные варианты реализации целевых программ развития фармацевтической и медицинской промышленности РФ на перспективу.

Ключевые слова: медицинская промышленность; предприятие; государственно-частное партнерство; развитие; социально-экономическая эффективность.

В современных условиях развития отечественной промышленности ведущая роль отведена функционированию отраслевых и межотраслевых комплексов, причем основное направление связано с формированием наукоемких технологий, в частности, медико-фармацевтической отрасли. Промышленная политика государства в целом, и предприятий в частности должна носить ярко выраженный инновационный характер с ускоренным внедрением в практику передовых научно-технических разработок. Безусловно, реализация данной политики требует не только инвестиционных ресурсов, но и разработки комплексного механизма их эффективного использования при регулирующей функции государства. Именно государство должно сыграть основополагающую роль в создании перспективных условий для развития медицинской промышленности, являющейся одной из наиболее приоритетных отраслей экономики России.

Необходимость принятия стратегических решений в области организации отечественной медико-фармацевтической промышленности обусловлена следующими проблемами: нарастание отставания в части технологического уровня производственных мощностей для организации выпуска конкуренто-

способной импортозамещающей продукции; недостаток государственного стимулирования российских предприятий фармацевтической и медицинской промышленности по разработке и производству на территории РФ инновационных лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения.

В общем виде, медицинская промышленность - совокупность отраслей промышленности, производящих лекарственные средства и изделия медицинской техники, -является составной частью материальной базы здравоохранения и служит охране здоровья народа. В состав медицинской промышленности входят следующие отрасли: химико-фармацевтическая промышленность; медико-инструментальная, производящая

медицинские инструменты, приборы, аппараты, оборудование, оптику и другие изделия медицинского назначения; производство медицинских изделий из стекла, фарфора и пластических масс, зубоврачебных и протезных материалов, лекарственное растениеводство, занимающееся культивированием, сбором и переработкой лекарственных растений. Приведенное выше определение позволяет сделать вывод о том, что сфера производства и обращения медицинской продукции явля-

ется одним из элементов, обеспечивающих национальную безопасность России, и напрямую зависит от состояния экономики страны.

Однако недофинансирование предприятий, осуществляющих производство медицинской продукции, уменьшение доли государственных заказов на отечественную продукцию поставило их в крайне затруднительное положение [1]. Данное обстоятельство отрицательно сказалось на развитии медицинской отрасли, которая не может обойтись без государственной поддержки, стимулирующей эффективное использование рыночных механизмов. Важным является определение стратегии наукоемкого развития страны, ориентированного на максимальное использование образовательного, научного и управленческого потенциала для повышения эффективности и конкурентоспособности данной отрасли в условиях трансформационной экономики.

Развитию рынка медицинской промышленности уделено значительное внимание в работах Н. Романовой, В.А. Захаровой, Б.Н. Файзуллаева, КС. Ораевского, И.Н. Пор-фильева и многих других авторов. Особую актуальность в проблеме совершенствования хозяйственного механизма медицинской промышленности придает социальная значимость отрасли. Повышение уровня и качества здравоохранения, увеличение средней продолжительности жизни населения, снижение уровня заболеваемости и многие другие показатели - имеют стратегическое значение для перспектив развития страны.

Актуальность данной проблемы продиктована принятием на уровне Правительства Российской Федерации Концепции федеральной целевой программы «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» [1] (далее ФЦП). Предельный (прогнозный) объем финансирования ФЦП за счет средств федерального бюджета составляет 124797 млн руб. Анализ текущего состояния фармацевтической и медицинской промышленности указывает на ее отставание от аналогичных отраслей экономически развитых стран по номенклатуре выпускаемой продукции. В результате, в структуре потребления ежегодно растет доля импортных лекарственных пре-

паратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения. Таким образом, инновационное развитие отечественной фармацевтической и медицинской промышленности является одним из приоритетных направлений модернизации экономики Российской Федерации.

В Послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию РФ от 12 ноября 2009 г. отмечена необходимость производства на территории Российской Федерации стратегически значимых лекарственных препаратов, наиболее приоритетных для развития российского фармацевтического производства, на основе импортозамеще-ния и инновационных разработок.

В целях повышения экономической доступности лекарственных препаратов для лечения наиболее распространенных заболеваний распоряжением Правительства РФ от 6 июля 2010 г. № 1141-р утвержден перечень стратегически значимых лекарственных средств (далее ПСЗЛС), производство которых должно быть обеспечено на территории РФ [2].

В связи с этим возникла необходимость в реализации мероприятий, нацеленных на стимулирование и поддержку развития производства лекарственных препаратов, входящих в перечень жизненно необходимых и важнейших лекарственных препаратов. При этом результатом государственного стимулирования российского производства лекарственных препаратов, медицинской техники и изделий медицинского назначения, в т. ч. через механизм госзакупок, является увеличение доли продукции российского производства в общем объеме потребления на внутреннем рынке до 50 % к 2020 г.

Согласно экспертным оценкам, в настоящее время объем потребления лекарственных препаратов, производимых в Российской Федерации, составляет не более 20 % рынка фармацевтической продукции в денежном выражении и около 65 % - в товарном. То есть российские производители лекарственных препаратов проигрывают в конкуренции не только крупнейшим мировым фармацевтическим корпорациям, разрабатывающим новейшие инновационные препараты, но и производителям из Китая и Индии. Аналогичная ситуация сложилась и на рынке медицинской техники и изделий медицин-

ского назначения: потребление медицинской продукции, произведенной в РФ, составляет менее 25 % объема соответствующего сегмента рынка в денежном выражении, и имеет тенденцию к снижению. При этом в высокотехнологичных сегментах рынка медицинской техники и изделий медицинского назначения доля импортных продуктов приближается к 100 %. Данная проблема будет решена в соответствии с ФЦП, и по оценкам экспертов, объем рынка медицинской техники и изделий медицинского назначения в РФ увеличится более чем в 3 раза к 2020 г. и достигнет 300 млрд руб. в год, а объем фармацевтического рынка - 1,5 трлн руб. в год.

Как показывает мировая практика развития таких сложных систем, как фармацевтическая и медицинская промышленность, что данные сегменты экономики не могут развиваться без активного государственного регулирования. В данном случае отказ от использования ФЦП в решении проблем развития отечественной фармацевтической и медицинской промышленности может привести к их научно-технологической деградации и вытеснению их продукции с рынка со стороны конкурирующего импорта.

Существующие и действующие на сегодняшний момент расходные обязательства Российской Федерации, субъектов РФ и муниципальных образований сформированы за счет финансирования текущей деятельности уполномоченных органов исполнительной власти в сфере развития здравоохранения, отдельного его сектора медицинской промышленности, а также подтвержденных объемов финансирования в рамках действующих ФЦП в 2010 г. (табл. 1).

В табл. 1 видно, что на реализацию различных программ и ФЦП из средств федерального и регионального бюджетов расходуется весьма весомая величина денежных средств. Однако рисками данного варианта является значительное снижение уже к 2017 г. научно-технологического потенциалов отечественной фармацевтической и медицинской промышленности вследствие влияния внешней экономической конъюнктуры и нестабильности на соответствующих потребительских рынках.

Возможно, что в долгосрочной перспективе производство современных лекарственных препаратов, медицинской техники и из-

делий медицинского назначения и связанная с ними прикладная наука практически прекратят свое существование, что не позволит обеспечить национальную безопасность в сфере здравоохранения. Поэтому острота проблемы кроется в государственном инвестировании в развитие научно-технического потенциала отечественной фармацевтической и медицинской промышленности за счет увеличения доли импортозамещающей продукции российского производства на внутреннем рынке.

С точки зрения экономической целесообразности инвестирования медицинской промышленности основным риском является неэффективность использования бюджетных ресурсов в долгосрочной перспективе, поскольку кратковременный позитивный эффект от применения устаревших зарубежных технологий не приведет к созданию продуктов, обладающих комплексным инновационным потенциалом. В этих целях возникла необходимость в создании государственночастного партнерства (ГЧП), т. е. рациональное сотрудничество государства с частным бизнесом в софинансировании исследований, разработок и инновационного производства фармацевтической и медицинской продукции.

В качестве инструментального обеспечения развития медико-фармацевтической промышленности выступает сбалансированность и последовательность решения задачи по переходу отечественной фармацевтической и медицинской промышленности на инновационную модель развития на условиях совершенствования ГЧП. В рамках реализации данного инструмента предлагается структурирование отечественной медицинской промышленности на основе использования технологических отраслевых кластеров с принципиально новым механизмом научно-производственной кооперации промышленных предприятий, высших учебных заведений и научных организаций. Преимуществами развития ГЧП являются: расширение круга инновационно-активных предприятий; рост экономической конкуренции, стимулирующей экономический рост; ценовая стабилизация на потребительском рынке; оптимизация механизмов координации исследований и разработок в медицинской промышленности.

Нам представляется, что основной задачей механизма распределения ресурсов является их наилучшее использование. Не менее важной задачей является ослабление производственных ограничений за счет расширения ресурсной базы или развития новых технологий. Технологический прогресс внес значительный вклад в рост производительности наряду с существенным увеличением НИОКР, в значительной степени финансируемых за счет правительства и осуществ-

ляемых в промышленности. Концептуально существует два наиболее важных фактора, которые могут влиять на эффективность и качество инноваций: воздействие размера фирмы на эффективность данного объема НИОКР (в настоящее время инновационная деятельность требует больших расходов на технический персонал, инженеров, ученых и оборудование); необходимые ресурсы доступны только большим фирмам, обладающим значительной монопольной властью.

Таблица 1

Объем финансирования медицинской промышленности в рамках действующих ФЦП

№ п/п Наименование ФЦП Объем финансирования, млн руб.

1 Национальный проект «Здоровье» 271700

2 ФЦП «Предупреждение и борьба с социально-значимыми заболеваниями (2007-2011 годы)» 81895,4

3 ФЦП «Национальная система химической и биологической безопасности Российской Федерации (2009-2013 годы)» 3330

4 ФЦП «Исследования и разработки по приоритетным направлениям развития научно-технологического комплекса России на 2007-2012 годы» 7364,05

5 ФЦП «Национальная технологическая база на 2007-2011 годы» 3110

6 Программы Российской академии наук - «Молекулярная и клеточная биология» по итогам 2009 г. - «Фундаментальные науки - медицине» по итогам 2009 г. 260 100

Таблица 2

Результаты реализации ФЦП «Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 г. и дальнейшую перспективу» (прогнозные данные)

№ п/п Основные индикаторы Величина индикатора

1 Объем производства в рамках ФЦП 765 млрд руб.

2 Доля лекарственных препаратов российского производства в денежном выражении 50 % всех реализуемых лекарственных препаратов

3 Доля лекарственных препаратов российского производства 90 % препаратов по номенклатуре перечня стратегически значимых лекарственных средств

4 Доля медицинской техники и изделий медицинского назначения российского производства 40 % всех реализуемых изделий медицинского назначения и медицинской техники

5 Объем производства в рамках ФЦП 200 млрд руб.

6 Объем экспорта фармацевтической продукции 90 млрд руб.

7 Объем экспорта медицинской продукции 40 млрд руб.

8 Технологическое перевооружение производства на 75 предприятиях фармацевтической промышленности

9 Технологическое перевооружение производства на 85 предприятиях медицинской промышленности

10 Научно-исследовательские центры мирового уровня по разработке лекарственных препаратов, в т. ч. в формирующихся профильных инновационных кластерах 10

11 Научно-исследовательские центры мирового уровня по разработке мед. техники и изделий мед. назначения, в т. ч. в формирующихся профильных инновационных кластерах 7

12 Число специалистов, прошедших подготовку и переподготовку 5000

Учет факторов и ресурсообеспеченности в реализации ФПЦ по развитию медикофармацевтической промышленности РФ предлагается осуществить в 2 этапа. Целью первого этапа (2011-2015 гг.) является преодоление существующего научно-технического, технологического и производственного отставания отечественной медицинской промышленности, преодоление сырьевой зависимости от зарубежных поставщиков, решение основных задач обеспечения национальной безопасности в сфере здравоохранения и создание технологической основы для перехода к инновационной модели развития. Целью второго этапа (2016-2020 гг.) является устойчивое инновационное развитие отечественной медико-фармацевтической промышленности с нарастающим экспортным потенциалом, решение задачи обеспечения качественной и доступной продукцией российского производства [3]. По прогнозным оценкам, реализация предусмотренных ФЦП мероприятий позволит обеспечить к 2020 г. достижение следующих результатов (табл. 2).

Итак, из табл. 2 видно, что в медицинской промышленности произойдет формирование новых рабочих мест и повысится спрос на квалифицированные кадры, включая научно-технических работников высшей квалификации. Важным эффектом от реализации ФЦП станет вовлечение квалифициро-

ванных специалистов в сферу наукоемкого бизнеса - к 2020 г. будет создано более 500 новых малых и средних высокотехнологичных предприятий медицинской промышленности.

Итак, реализация ФЦП позволит достичь высоких показателей экономической, социальной и экологической эффективности, определить технологические возможности на долгосрочную перспективу и создаст технологическую основу для повышения качества жизни и здоровья граждан Российской Федерации, экономического роста и выхода страны на мировые рынки высокотехнологичной продукции медико-фармацевтической промышленности.

1. Развитие фармацевтической и медицинской промышленности Российской Федерации на период до 2020 года и дальнейшую перспективу: распоряжение Правительства РФ Концепции ФЦП от 1.10.2010 г. № 1660-р.

2. Духанина И.В., Духанина М.В. Исходная информационная база как инструмент для достижения безубыточности работы ЛПУ // Экономика здравоохранения. 2005. № 3. С. 25-27.

Поступила в редакцию 16.02.2012 г.

UDC 338.45:615.4

REALIZATION OF DEVELOPMENT DIRECTIONS MEDICAL-PHARMACEUTICAL INDUSTRY OF RUSSIA

Oleg Ivanovich KUZNETSOV, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: txd@narod.ru

Aina-Jan Erbulatovna MAHMETOVA, Saratov State Socio-Economic University, Saratov, Russian Federation, Candidate of Economics, Associate Professor of Economics of Labor and Personnel Management Department, e-mail: aina2306@mail.ru

In the paper tool development medical-pharmaceutical industry in the Russian Federation within the framework of the implementation of federal targeted programmes is studied. The problems of the domestic medical-pharmaceutical industry in strategic decision-making of industry development are described. The level of financing of medical industry within the framework of existing programmes is assessed. Factors and supply development of the medical industry are identified. Reconnaissance variants targeted programmes of development of pharmaceutical and medical industry of the Russian Federation are provided.

Key words: medical industry; enterprise; public private partnership; development; socio-economic effectiveness.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.