Научная статья на тему 'Реализация муниципальной демократии на примере городского округа «Город Чита»'

Реализация муниципальной демократии на примере городского округа «Город Чита» Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
502
87
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Бутитова Д. Ц.

В статье рассмотрены формы реализации прямой демократии на муниципальном уровне на примере городского округа «Город Чита». Большинство данных форм на практике не используется. В связи с этим особое внимание уделяется анализу причин пассивности граждан в отношении участия в местном самоуправлении. Автор выделяет социальную, экономическую, политическую и правовую причины данного явления

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Some Problems of Performing Local Democracy

The article concerns on the different forms that citizens use to perform local democracy in Chita. The problem is that only few of these forms are put into practice. That is why the author focuses on the social, economic, political and legal reasons of non-participation in local democracy

Текст научной работы на тему «Реализация муниципальной демократии на примере городского округа «Город Чита»»

ПОЛИТИЧЕСКИЕ НАУКИ

УДК 352

Д.Ц. Бутитова, ст. преподаватель каф. «Государственное муниципальное управление и политика», ЧитГУ

РЕАЛИЗАЦИЯ МУНИЦИПАЛЬНОЙ ДЕМОКРАТИИ НА ПРИМЕРЕ ГОРОДСКОГО ОКРУГА «ГОРОД ЧИТА»

Научные интересы: проблемы осуществления местного самоуправления в РФ, вопросы взаимодействия власти и общества на муниципальном уровне

В статье рассмотрены формы реализации прямой демократии на муниципальном уровне на примере городского округа «Город Чита». Большинство данных форм на практике не используется. В связи с этим особое внимание уделяется анализу причин пассивности граждан в отношении участия в местном самоуправлении. Автор выделяет социальную, экономическую, политическую и правовую причины данного явления ■

D. Butitova, teacher of the Department of Public Administration and Politics, Chita State University SOME PROBLEMS OF PERFORMING LOCAL DEMOCRACY

The article concerns on the different forms that citizens use to perform local democracy in Chita. The problem is that only few of these forms are put into practice. That is why the author focuses on the social, economic, political and legal reasons of non-participation in local democracy ■

* * *

Конституция РФ провозглашает демократическое устройство нашего государства. Одной из форм демократии является местное самоуправление, которое обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения.

Возможность осуществления местного самоуправления напрямую народом предоставляют многочисленные формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления, предусмотренные в

гл. 5 Федерального закона от 06.10.03 г. № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ».

Формы непосредственного осуществления населением местного самоуправления подразделяются на формы прямого волеизъявления граждан и формы участия населения в местном самоуправлении. К формам прямого волеизъявления граждан относятся местный референдум; муниципальные выборы; голосование по отзыву

депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления, голосование по вопросам изменения границ муниципального образования.

Формами участия граждан в местном самоуправлении являются правотворческая инициатива граждан; территориальное общественное самоуправление; публичные слушания; сход граждан; собрание граждан; конференция граждан; опрос граждан; обращения граждан в органы местного самоуправления.

Рассмотрим их применение более подробно на примере городского округа «Город Чита ».

1. Местный референдум представляет собой голосование жителей муниципального образования, обладающих избирательным правом по наиболее важным вопросам местного значения. Порядок проведения местного референдума определяется Законом Читинской области «О местном референдуме в Читинской области» [3], а также ст. 8 Устава городского округа «Город Чита» [4]. В городском округе «Город Чита», как и в большинстве муниципальных образований России, местный референдум не проводился.

2. Муниципальные выборы - это выборы депутатов представительного органа местного самоуправления, а также иных выборных органов и должностных лиц местного самоуправления. В соответствии со ст. 9 Устава городского округа «Город Чита» муниципальные выборы проводятся в целях избрания депутатов Думы городского округа и главы городского округа. Выборы проходят один раз в четыре года по мажоритарной избирательной системе относительного большинства, которая предполагает, что для победы необходимо набрать простое большинство голосов избирателей. Дума состоит из 31 депутата, которые избираются по одномандатным округам. Явка избирателей на муниципальные выборы, которые проходили

30 января 2005 г., составила 29,94 % на выборах главы муниципального образования и 26,8 % на выборах депутатов городской Думы.

3. Голосование по отзыву депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления проводится среди жителей муниципального образования с целью досрочного прекращения их полномочий. Основанием для отзыва может быть только факт нарушения действующего законодательства, установленный в судебном порядке.

В соответствии со ст. 10 Устава городского округа «Город Чита» инициативу по отзыву могут выдвинуть граждане, количество которых должно составлять не менее 5 % от числа избирателей, зарегистрированных в избирательном округе, от которого был избран депутат и соответственно не менее 5 % избирателей, зарегистрированных на территории городского округа для возбуждения процедуры отзыва главы городского округа «Город Чита». Депутат Думы городского округа «Город Чита», Мэр г. Чита считается отозванным, если за отзыв проголосовало не менее половины избирателей, зарегистрированных соответственно в избирательном округе городского округа «Город Чита», городском округе «Город Чита». В г. Чита отзыв депутата городской Думы и главы города ни разу не осуществлялся.

Голосование по вопросам изменения границ муниципального образования, преобразования муниципального образования считается состоявшимся, если более половины жителей муниципального образования приняли участие в голосовании и более 50 % от числа принявших участие высказались за преобразование. Данная форма участия граждан в местном самоуправлении в городском округе «Город Чита» не осуществлялась, однако она имела место, например, в муниципальном районе «Балейский район» и городском округе «город Балей» Читинской области, когда более 80 % жителей указан-

ных муниципальных образований высказались за объединение Балейского района и г. Балей и наделение последнего статусом городского поселения.

4. Правотворческая инициатива граждан - это право граждан, проживающих в муниципальном образовании, на разработку проекта нормативно-правового акта по вопросам местного значения и внесение его на рассмотрение в соответствующий орган местного самоуправления. Проект подлежит обязательному рассмотрению соответствующим органом местного самоуправления в течение трех месяцев. В соответствии со ст. 11 Устава городского округа «Город Чита» с правотворческой инициативой может выступать инициативная группа - не менее 7 граждан, обладающих избирательным правом.

5. Территориальное общественное са -моуправление - это самоорганизация граждан по месту жительства на части террито-рии муниципального образования (группа жилых домов, микрорайон) с целью самостоятельного решения вопросов местного значения. Территориальное общественное самоуправление (ТОС) осуществляется посредством собраний граждан либо через органы ТОС. В настоящее время в городском округе «Город Чита» существует два официально зарегистрированных ТОСа: в п. Ивановка и п. Застепь Черновского административного района г. Чита.

Территориальное общественное самоуправление представляет собой одну из наиболее перспективных форм участия граждан в местном самоуправлении. Однако необходимо учитывать, что успешное функционирование органов общественного самоуправления возможно лишь в случае, когда они являются хозяйствующими субъектами и работают на принципе экономической заинтересованности их членов или руководите -лей, а также получают финансовую помощь из местного бюджета.

6. Публичные слушания - это форма участия граждан в местном самоуправлении,

при которой местное население участвует в обсуждении проектов муниципально-правовых актов. Публичные слушания проводятся по инициативе населения, представительного органа или главы муниципального образования.

В соответствии с ч. 3 ст. 13 Устава городского округа «Город Чита» на публичные слушания в обязательном порядке выносятся:

1) проект Устава городского округа «Город Чита»; проект решения Думы городского округа о внесении изменений и дополнений в Устав городского округа «Город Чита»;

2) проект бюджета городского округа «Город Чита» и отчет о его исполнении;

3) проекты планов и программ развития городского округа «Город Чита»;

4) проекты правил землепользования и застройки, проекты! планировки территорий и проекты межевания территорий городского округа «Город Чита»;

5) вопросы предоставления разреше-ний на условно разрешенный вид использования земельных участков и объектов капитального строительства на территории городского округа «Город Чита»;

6) вопросы отклонения от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства на территории городского округа «Город Чита»;

7) вопросы преобразования городско -го округа «Город Чита».

Практика показывает, что публичные слушания не представляют интереса для жителей муниципального образования. Несмотря на то, что информация о проведении публичных слушаний доводится до населения через СМИ, участие в них принимают немногие. Так, например, в публичных слушаниях по проекту решения Думы городского округа «Город Чита» «О внесении изменений в Устав городского округа «Город Чита» 18 июня 2007 г. участвовало лишь 46 граждан, при этом от них не поступило ни одного вопроса.

7. Собрание граждан проводится на части территории муниципального образования для обсуждения вопросов местного значения, информирования населения о деятельности органов местного самоуправления, осуществления территориального общественного самоуправления. Собрание граждан может проводиться по инициативе самих граждан, представительного органа муниципального образования или главы муниципального образования. Итоги собрания граждан подлежат официальному опубликованию.

Конференция граждан - это собрание делегатов, представителей районов муниципального образования.

В соответствии со ст. 14 Устава городского округа «Город Чита» для назначения собрания граждан, конференции граждан по инициативе населения городского округа «Город Чита» в Думу городского округа должна обратиться группа жителей части территории городского округа «Город Чита», где предполагается проведение собрания, конференции численностью не менее 7 чел. В обращении инициативной группы граждан должны быть указаны цель проведения собрания граждан, конференции граждан, место, время проведения и примерное количество участников.

Письменное обращение инициативной группы граждан должно быть рассмотрено Думой городского округа на ближайшем заседании и принято решение о назначении собрания граждан, конференции граждан либо об отказе в назначении, о чем письменно должна быть уведомлена инициативная группа граждан.

Собрание, конференция граждан на территории г. Чита не проводились ни разу, и органы местного самоуправления, и местное население игнорируют данную форму обратной связи в системе местного самоуправления.

8. Опрос граждан - это опрос жителей муниципального образования с целью выяв-

ления мнения населения и его учета при принятии решений по вопросам местного значения органами местного самоуправления. Результаты опроса носят рекомендательный характер.

В соответствии со ст. 15 Устава городского округа «Город Чита» опрос граждан проводится по инициативе Думы городского округа «Город Чита» или главы городского округа «Город Чита». Финансирование мероприятий, связанных с подготовкой и проведением опроса граждан, должно осуществляться за счет средств местного бюджета. Несмотря на очевидную пользу, которую может принести опрос жителей города по вопросам местного значения, он ни разу не проводился.

9. Обращения граждан в органы местного самоуправления - это право граждан на индивидуальные и коллективные обращения в органы местного самоуправления. Должностные лица местного самоуправления обязаны дать письменный ответ по существу обращения в течение 1 месяца. За нарушение должностным лицом местного самоуправления порядка и срока письменного ответа на обращения граждан предусмотрена административная ответственность. Обращения граждан являются одной из немногих реально действующих форм участия граждан в местном самоуправлении.

По данным общественной приемной администрации городского округа «Город Чита», в 2006 г. всего поступило 1065 письменных обращений, из них от граждан - 800, из организаций - 265. В основном граждан беспокоят вопросы, связанные с жильем и коммунальными услугами.

Таким образом, в городском округе «город Чита» непосредственное осуществление населением местного самоуправления недостаточно развито, что характерно для абсолютного большинства муниципальных образований России.

Несмотря на то, что самоуправление предполагает активную деятельность самих

граждан по решению вопросов местного значения, зачастую местное население не только не принимает участие в местном самоуправлении, но и не знает о таком виде деятельности.

Существуют различные причины пассивности граждан в отношении местного самоуправления.

Первая причина является социальной и состоит в том, что муниципальные интересы не превалируют в шкале ценностей многих категорий граждан. Человек, внимание которого всецело поглощено собственным бизнесом, творчеством, семейной драмой или иными приоритетными для него проблемами, не станет тратить свое время на участие в процедурах муниципальной демократии.

Далеко не каждого интересует спектр вопросов местного значения. Основную часть граждан волнуют лишь те стороны местного самоуправления, которые непосредственно связаны с потребляемыми социальными услугами (пенсионера, имеющего плохое здоровье, интересует работа муниципальной поликлиники; родителей малолетних детей - благоустройство детской площадки и т.п.). И лишь немногие граждане поднимаются от уровня потребителя муниципальных услуг до уровня активного участника муниципальной политики.

Вторая причина отказа граждан от участия в местном самоуправлении является социально-экономической и состоит в том, что реальная роль этого института в системе государственной политики сводится не к самоорганизации и самофинансированию, а к уравнительному распределению государственных ресурсов для дотирования социально несамодостаточного населения . Местные бюджеты остаются инструментом распределения государственных финансов. В этих условиях структура слоя населения, проявляющего активность во взаимодействии с муниципальной властью, всё более определяется составом получа-

телей социальной помощи.

Третья причина отказа граждан от участия в местном самоуправлении является в большей степени политико-правовой. Здесь речь идет о дефиците властных полномочий у органов местного самоуправления. Местное самоуправление есть публично-властное социальное управление, осуществление которого всегда сопровождается установлением не только прав, но также обязанностей и запретов. Без этого невозможно правовое регулирование социальных процессов.

Развитие российского местного само -управления должно сопровождаться постепенным расширением властных прерогатив органов местного самоуправления, дополнением федерального законодательства положениями, предусматривающими новые полномочия муниципальной власти, необходимые для эффективного решения вопросов местного значения. Однако практика демонстрировала явную недостаточность имеющихся у органов местного самоуправления прав. Отсутствие у муниципалитетов реальной власти подрывает основы конституционного строя, девальвирует правовую теорию, лишает муниципальную демократию привлекательности в глазах населения.

Четвертая причина отказа граждан от участия в местном самоуправлении является комплексной и имеет конституционноправовой характер. Она заключается в недостаточно высоком качестве технологии такого участия, т.е. в несовершенстве инструментов непосредственной демократии, отсутствии условий, необходимых для их практического применения, чрезмерной сложности предлагаемых правовых механизмов и т.д. [5]. Указанные проблемы, как правило, являются общими для всей систе -мы публичной власти.

Таким образом, демократия на местном уровне требует обязательного набора политических, социальных и экономических институтов, соблюдения конституционных

принципов народовластия, которые обеспечивают включенность граждан в процесс осуществления публичной власти. Если же эти условия не соблюдаются, то в таких случаях привлекательность для населения не только муниципальной демократии, но и участие в управлении государством в целом существенно снижается. Конструирование законодателем в силу различных причин невостребованных практикой механизмов участия граждан в осуществлении власти приводит к отторжению соответствующих механизмов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Конституция Российской Федерации: при-

нята всенар. голосованием 12 дек. 1993 г. - Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 64 с.

2. Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ : фед. закон [от 06 октября 2003 г. № 131-Ф3] //Собр. Законодательства Рос. Федерации. - 2003. - № 40. - Ст. 3822.

3. О местном референдуме в Читинской области: Закон Читинской области [от 29 февраля 1996 г. № 32-3ЧО].

4. Устав городского округа «Город Чита» [от 30 сентября 2004 г.].

5. Сергеев, А.А. Местное самоуправление в Российской Федерации: проблемы правового регулирования / А.А. Сергеев. - М.: ТК Велби, Проспект, 2006. - 432 с.

УДК 327.82

И.С. Гумарова, аспирантка, СПбГУ

МИРОВОЙ РЫНОК СПГ: ЗНАЧЕНИЕ САХАЛИНСКИХ ПРОЕКТОВ

Научные интересы: мировая энергетическая политика, внешняя энергетическая политика России, роль «Газпрома» как инструмента внешней политики России, энергетический фактор в отношениях государств на постсоветском пространстве

В статье рассматриваются основные тенденции развития мирового рынка сжиженного природного газа, а также роль Сахалинских проектов для обеспечения энергетической безопасности России и стран Азиатско-Тихоокеанского региона (Китай, Япония). Рассматриваются факторы многократного роста объемов торговли СПГ в мире. Обозначается роль российских инициатив на рынке СПГ для сохранения лидирующих позиций в мировой газовой индустрии. Автором дана оценка действий ОАО «Газпром» по вхождению в проект Сахалин-II в разрезе внешнеполитических интересов государства. Масштабная реализация энергетических проектов на Сахалине продиктована необходимостью развития российского Дальнего Востока. Варианты экспорта сахалинского газа призваны усилить восточный вектор во внешней политике России ■

I.S. Gumarova, St Petersburg state university THE WORLD LIQUEFIED NATURAL GAS MARKET. SAKHALIN ENERGY: A NEW GLOBAL ROLE

The main issue of the article is the tendencies of the growing world LNG market. It is also issued the Sakhalin project's efforts to ensure energy security of Asia-Pacific region, especially for China and Japan. The factors

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.