Научная статья на тему 'Реализация мультимедиапособия при обучении взрослых иностранному профессионально ориентированному общению'

Реализация мультимедиапособия при обучении взрослых иностранному профессионально ориентированному общению Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
99
31
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МУЛЬТИМЕДИАПОСОБИЕ / ВЗРОСЛЫЕ / ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОЕ ОБЩЕНИЕ / КОМПЛЕКС УПРАЖНЕНИЙ / MULTIMEDIA / MULTIMEDIA AIDS / ADULT LEARNERS / PROFESSIONAL-ORIENTATED COMMUNICATION / EXERCISES

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович

Информационное общество предъявляет новые требования к качеству иноязычной профессионально ориентированной подготовки взрослых обучающихся. Данное требование можно удовлетворить путем создания современного мультимедиапособия. Инструмент создания и практическая реализация пособия рассмотрены в данной статье.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Баластов Алексей Владимирович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF MULTIMEDIA IN TEACHING FOREIGN PROFESSIONAL-ORIENTATED COMMUNICATION TO ADULT STUDENTS

Informational society has new educational requirements to the quality of foreign professional-orientated training of adult teachers. These given requirements could be satisfied by means of implementation of modern multimedia. The tool and practical approach are described in this given research paper.

Текст научной работы на тему «Реализация мультимедиапособия при обучении взрослых иностранному профессионально ориентированному общению»

УДК 811.111:378.169:81'276.6

А. В. Баластов

РЕАЛИЗАЦИЯ МУЛЬТИМЕДИАПОСОБИЯ ПРИ ОБУЧЕНИИ ВЗРОСЛЫХ ИНОСТРАННОМУ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ОРИЕНТИРОВАННОМУ ОБЩЕНИЮ

Информационное общество предъявляет новые требования к качеству иноязычной профессионально ориентированной подготовки взрослых обучающихся. Данное требование можно удовлетворить путем создания современного мультимедиапособия. Инструмент создания и практическая реализация пособия рассмотрены в данной статье.

Ключевые слова: мультимедиапособие, взрослые, профессионально ориентированное общение, комплекс упражнений.

Для реализации дидактических и методических свойств и функций мультимедиатехнологий в целях обучения профессионально ориентированному иноязычному общению взрослых было разработано мультимедиапособие, под которым понимается программа-тренажер для имитации профессиональной деятельности в профессионально ориентированных ситуациях общения, обеспечиваемая ресурсами технологии мультимедиа. Данное пособие для обучения взрослых профессионально ориентированному общению на основе мультимедиатехнологий направлено на взрослых обучающихся иностранному языку на ступени послевузовского профессионально ориентированного образования.

Как известно, компьютер обладает возможностью выполнять целый ряд функций, реализуемых преподавателем [5]. Основными среди них являются следующие:

1) предъявление обучающимся учебного материала;

2) демонстрация деятельности, в которой обучающийся будет использовать этот материал;

3) управление процессом формирования знаний, умений и навыков.

Для успешной реализации данных функций мультимедиакомплекс включает в себя:

1) тексто-графический блок;

2) вариативные упражнения;

3) видеографическую и аудиальную наглядность;

4) блок исправления ошибок;

5) блок статистики (показывает время и сумму баллов).

При создании прикладной системы мультимедиа было принято решение воспользоваться готовым программным обеспечением фирмы “Media Chance” - Multimedia Builder, которое работает в интерфейсной оболочке операционной системы Windows и является достаточно мощным средством разработки авторского программного обеспечения, при этом максимально учитывающее сочетание различных видов мультимедиа, задейство-

ванных в учебном процессе, т. е. текста, звука, графики и видео. Здесь приведены только основные особенности программы: объектно-ориентированная среда, простой интерфейс, создание объектов одним щелчком мыши, поддержка основных графических форматов, поддержка файлов Macromedia Flash и возможность управления приложением с помощью Flash, совместимость с Macromedia Fireworks и использование того же формата PNG, многоуровневые отмена/повтор действия, группировка объектов, использование вложенных групп, инструменты выравнивания объектов, использование масок альфа-прозрачности, поддержка MP3 и MP3-тегов, создание независимого exe-файла, реалистичные эффекты сияния и тени, размытие, увеличение резкости изображения, специальные эффекты: огонь, выпуклость / вдавленность, более 40 эффектов и фильтров для изображений, использование циклического воспроизведения фоновой музыки, расположение объектов в различных слоях, создание собственных кнопок, использование библиотеки для сохранения/загрузки, возможность создания окна нестандартной формы, прямой экспорт изображений из RealDraw, воспроизведение видео с любой скоростью, язык скриптов для сложных приложений, поддержка MIDI, Wave.

Основной целью мультимедиапособия является формирование у взрослых навыков профессионально ориентированного общения на основе использования возможностей мультимедиа на аудиторном занятии.

При построении мультимедиапособия решались такие методические задачи, как:

1) отбор и систематизация учебных материалов для целей обучения профессионально ориентированному общению взрослых на иностранном языке;

2) построение процесса формирования навыков в соответствии с теорией поэтапного формирования действий, что означало разработку системы средств управления, базирующейся на качественном и количественном измерении результатов на каждом из этапов обучения.

Соответственно, обучение взрослых обучающихся иноязычному профессионально ориентированному общению подразделяется на три этапа: начальный, промежуточный, творческий [4].

Мультимедиапособие состоит из трех тематических разделов с подтемами, созданных для аудиторной работы под управлением обучающего. Разделы построены на базе видео-, аудио-, текстового и иллюстративного материала и включают различные задания, которые предполагают развитие навыков профессионально ориентированного общения, а также содержат задания, предполагающие работу с вокабуляром по теме, функциональные задания (забронировать гостиницу, заказать билет на самолет, отправить открытку и т. п.). Для выполнения такого рода работы взрослым обучающимся требуется использовать различные представленные в мультимедиапособии документы и материалы.

Сам мультимедиакомплекс упражнений состоит из трех этапов:

1) этап подготовки;

2) тренировочный (презентационный) этап;

3) постпрезентационный этап.

Каждому из выделенных этапов соответствует свой комплекс упражнений, направленный на овладение навыками профессионально ориентированного общения и предполагающий объединение отдельных групп упражнений в комплекс на каждом из этапов обучения.

Мультимедиапособие содержит задания:

1) множественного выбора;

2) «верно/неверно»;

3) на заполнение пропусков;

4) на соединение элементов;

5) на извлечение ключевых слов и резюмирование;

6) на поиск лишнего элемента;

7) требующие свободного ответа.

Задания не связаны обязательной логикой последовательного их выполнения и оставляют обучающему свободу использования в различном объеме и порядке, что позволяет обеспечить индивидуализацию обучения, учет разного уровня языковой подготовленности обучающихся, а также их личностных качеств [3].

Для эффективности обучения взрослых профессионально ориентированному общению был создан комплекс упражнений, представляющий собой симбиоз необходимых типов и видов упражнений, выполняемых в такой последовательности и в таком количестве, которые обеспечивают наиболее успешное овладение обучающимися определенных видов речевой деятельности или аспектов языка на данном этапе обучения.

В нашем случае комплекс упражнений служит средством обучения профессионально ориентиро-

ванному общению взрослых на основе мультимедиа. Эффективность самих упражнений во многом определяется организацией их проведения, целенаправленностью комплекса в целом и каждого упражнения в отдельности, взаимосвязанностью упражнений между собой [2]. Комплекс включает следующие упражнения: подготовительные, условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные (основные и завершающие) упражнения. Условно-коммуникативные и подлинно-коммуникативные (коммуникативные) упражнения нацелены соответственно на овладение учебно-имитатив-ными и естественными видами общения.

В предлагаемом комплексе упражнений учитывается ряд характеристик, непосредственно связанных с осуществлением профессионально ориентированного иноязычного общения, а именно:

1) предварительное обеспечение обучающихся содержательной основой общения (предметом -профессионально ориентированной темой);

2) конкретизация и проработка языкового материала;

3) поэтапность и последовательность в овладении естественным общением через учебно-имита-тивное общение;

4) постепенное овладение коммуникативными умениями и формирование оптимального стиля общения на иностранном языке;

5) формированием социокультурной компетенции.

Разработанный комплекс упражнений, по нашему мнению, отвечает следующим основным требованиям:

1) соответствует социальным, психологическим и индивидуальным характеристикам взрослых обучающихся;

2) учитывает иерархическую зависимость и скоординированность различных упражнений друг с другом;

3) представляет комплекс упражнений в наиболее эффективном формате.

В разработке и построении комплекса упражнений основополагающую роль играет вопрос об этапизации процесса обучения профессионально ориентированному общению в заданных условиях [1]. В решении данного вопроса учитываются следующие факторы:

1. Рассматриваемая нами ступень обучения взрослых иностранному языку предполагает достаточно высокий уровень подготовки по английскому языку, а также их готовность и способность реализовать себя в сфере профессионально ориентированного иноязычного общения с учетом как лингвистических, так и психологических особенностей данного явления.

2. Постепенное продвижение в совершенствовании навыков общения, что требует соблюдения

последовательности в обучении: от предъявления и первичного ознакомления с материалом к учеб-но-имитативному общению и далее к свободному, естественному общению.

3. Совершенствование навыков чтения, аудирования и профессионально ориентированного общения как составляющих процесса общения и во многом определяющих лингвистическую и содержательную основу процесса общения. Совершенствование данных навыков предполагает выполнение взрослыми обучающимися упражнений, направленных на каждое из названных навыков, но в первую очередь на совершенствование навыков профессионально ориентированного общения.

На каждом этапе реализуются конкретные задачи, непосредственно связанные между собой. От их последовательного решения зависит эффективность процесса обучения в целом.

В задачи первого этапа входит:

1) погружение в сферу профессионально ориентированного общения, ориентировка в теме общения, т. е. стимулирование личностно-мотивационной сферы обучающихся, этому способствуют подготовительные упражнения типа “brainstorming”, “mapping”;

2) ознакомление взрослых обучающихся с мультимедиаматериалами, которое послужит содержательной основой дальнейшего профессионально ориентированного общения.

Таким образом, на данном этапе осуществляется подготовка к общению - введение, ознакомление, обработка и интерпретация содержательной информации, необходимой для полноценного процесса общения, т. е. закладывается прочная основа его реализации. В целом данный этап характеризуется как наиболее трудоемкий.

Задачи второго этапа:

1) практика общения на данном этапе осуществляется в соответствии с двумя последовательными стадиями - по типу учебно-имитативного общения и далее по типу естественного общения в рамках профессиональной сферы обучающихся:

- первая стадия реализации учебно-имитатив-ного общения предполагает совершенствование

навыков профессионально ориентированного общения;

- на второй стадии этого этапа подготовленное смоделированное общение сменяется свободным, естественным общением, а коммуникативные (основные) упражнения служат средством организации такого общения в учебной аудитории;

2) особой задачей коммуникативного этапа является развитие творческой самостоятельности, инициативности каждого взрослого обучающегося, благодаря которым поддерживается высокий уровень мотивационной сферы личности, а также активность в реализации профессионально ориентированного общения.

Итак, коммуникативный этап в обучении общению является решающим в достижении поставленной цели, так как он выступает центральным звеном в системе трех этапов и предполагает практическое осуществление двух основных типов устного иноязычного общения с учетом различных его видов и признаков.

В задачи третьего этапа включаются:

1) дальнейшая активизация профессионально ориентированного иноязычного общения и совершенствование навыков общения в целом, так как на этом этапе имеет место критическое осмысление и анализ состоявшегося общения (в том числе и чисто профессиональной направленности), т. е. подводятся итоги и осуществляется контроль в устной форме;

2) определение и оценивание собственных навыков профессионально ориентированного общения, а также уровня владения данными навыками -партнерами по общению.

Таким образом, контрольно-оценочный этап (рефлексия) является важным завершающим моментом в процессе обучения взрослых профессионально ориентированному иноязычному общению. Его функциональная значимость определяет в том числе успешность последующих циклов обучения. От грамотной организации и проведения данного этапа напрямую зависит эффективность комплекса упражнений и, сооответственно, созданного пособия в целом.

Список литературы

1. Вербицкий В. В. Психолого-педагогические основы образования взрослых: контекстный подход: Ст. 2 // Новые знания. 2001. № 4. С. 15-19.

2. Деркач А. А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: Изд-во РАГСПб., 2001.

3. Игна О. Н. Технологизация как современная тенденция языкового профессионально-педагогического образования // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 1. С. 135-139.

4. Парфенов А. Г., Машковцев И. В. Разработка учебных мультимедийных ресурсов для Интернета // Вестн. Томского гос. пед. ун-та. 2010. № 2. С. 58-60.

5. Brett P. Multimedia for listening comprehension: the design of a multimedia-based resource for developing listening skills / System. 2005, Vol. 33. № I. P. 77-85.

Баластов А. В., ст. преподаватель.

Томский политехнический университет.

Пр. Ленина, 30, г. Томск, Томская область, Россия, 634050.

E-mail: Lexius@rambler.ru

Материал поступил в редакцию 14.03.2011.

A. V Balastov

IMPLEMENTATION OF MULTIMEDIA IN TEACHING FOREIGN PROFESSIONAL-ORIENTATED COMMUNICATION

TO ADULT STUDENTS

Informational society has new educational requirements to the quality of foreign professional-orientated training of adult teachers. These given requirements could be satisfied by means of implementation of modern multimedia.

The tool and practical approach are described in this given research paper.

Key words: multimedia, multimedia aids, adult learners, professional-orientated communication, exercises.

Tomsk Polytechnic University.

Pr. Lenina, 30, Tomsk, Tomsk region, Russia, 634050.

E-mail: Lexius@rambler.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.