Научная статья на тему 'Реализация модели формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка'

Реализация модели формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
120
34
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
European science review
Область наук

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лопатич Рита Владимировна

В связи с общественно-политическими и интеграционными процессами в образовании, когда существенно возросла роль иностранного языка, перед учителем иностранного языка стоит задача научить учащихся не только общаться на иностранном языке, но и благодаря знаниям языка повышать собственный уровень подготовки, развиваться и самосовершенствоваться. Учителя иностранных языков имеют непосредственное отношение к развитию логического мышления учащихся, логического изложения мыслей и формированию навыков связной речи. В своей практике мы часто встречаемся с тем, что студенты старших курсов, будущие учителя иностранного языка, не умеют связно передавать содержание прочитанного текста, ясно высказать свое мнение на иностранном языке. Поэтому необходимо еще во время учебы в вузе сформировать у будущего учителя иностранного языка высокий уровень логической культуры как одну из составляющих его профессионализма.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Лопатич Рита Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Die Realisierung des Models der Entwicklung der logischen Kultur bei den kündigen Fremdsprachenlehrern

Abstrakt: In dem vorliegenden Artikel wird die Frage der Entwicklung der logischen Kultur bei den künftigen Fremdsprachenlehrern betrachtet. Es werden die Möglichkeiten der Realisierung des Models der Entwicklung der logischen Kultur der kündigen Fremdsprachenlehrer behandelt.

Текст научной работы на тему «Реализация модели формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка»

Section 7. Pedagogy

Lopatich Rita Wladimirowna, Nationale Universität, Krivoj Roh, Ukraine, Hochschullehrerin, Lehrstuhl für Deutschsprache und Literatur mit Methodik E-mail: rita_lopatich@mail.ru

Die Realisierung des Models der Entwicklung der logischen Kultur bei den kündigen Fremdsprachenlehrern

Schlüsselwörter: logische Kultur der kündigen Fremdsprachenlehrer, das Model der Entwicklung der logischen Kultur der kündigen Fremdsprachenlehrer.

Abstrakt: In dem vorliegenden Artikel wird die Frage der Entwicklung der logischen Kultur bei den künftigen Fremdsprachenlehrern betrachtet. Es werden die Möglichkeiten der Realisierung des Models der Entwicklung der logischen Kultur der kündigen Fremdsprachenlehrer behandelt.

Лопатин Рита Владимировна, Криворожский национальный университет, Украина, преподаватель кафедры немецкого языка и литературы

с методикой преподавания E-mail: rita_lopatich@mail.ru

Реализация модели формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка

В связи с общественно-политическими и интеграционными процессами в образовании, когда существенно возросла роль иностранного языка, перед учителем иностранного языка стоит задача научить учащихся не только общаться на иностранном языке, но и благодаря знаниям языка повышать собственный уровень подготовки, развиваться и самосовершенствоваться. Учителя иностранных языков имеют непосредственное отношение к развитию логического мышления учащихся, логического изложения мыслей и формированию навыков связной речи. В своей практике мы часто встречаемся с тем, что студенты старших курсов, будущие учителя иностранного языка, не умеют связно передавать содержание прочитанного текста, ясно высказать свое мнение на иностранном языке. Поэтому необходимо еще во время учебы в вузе сформировать у будущего учителя иностранного языка высокий уровень логической культуры как одну из составляющих его профессионализма.

С педагогической точки зрения проблема формирования логической культуры рассматривалась в работах О. Лазаревич (формирование логической культуры младших школьников) [1]; А. Лаврешиной (формирование логической культу-

72

Секция 7. Педагогика

ры старшеклассников) [2], О. Халабузар (проблемы формирования логической культуры студентов и специалистов) [3], О. Бариновой, Е. Яковлевой (проблемы формирования логической культуры как составляющей профессиональной подготовки) [4; 5], а также в исследованиях зарубежных ученых П. Биммеля (P. Bimmel) [6], У Гревера (U. Grewer) [7], М. Крюгера (M. Krüger) [7], М Ной-нера (M. Neuner) [7], У Рампилльон (U. Rampillion) [6].

Однако, несмотря на значительное количество исследований по данной теме, проблема формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка в процессе профессиональной подготовки требует дальнейшего рассмотрения.

Опираясь на исследования педагогов О. Бариновой, С. Башировой, А. Лав-решиной, О. Лазаревич, О. Халабузар, Е. Яковлевой, рассматриваем логическую культуру будущих учителей иностранного языка как сложное личностное новообразование, которое включает в себя способность осуществлять разного рода мыслительные операции (классифицировать, давать определения, абстрагироваться, обобщать, доказывать, анализировать, делать выводы и т. п.), которые обеспечиваются знанием законов логики и умением применять их на практике в различных контекстах (при поиске, обработки и презентации новой информации на иностранном языке или для реализации определенной коммуникативной цели), контролировать логическое построение предложений с учетом причинноследственных связей, а также способность осознавать логику усвоенного материала и самостоятельно организовывать учебный процесс в условиях высокой умственной активности.

Для формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка в процессе обучения необходимо проектирование эффективной модели.

Модель формирования логической культуры включает следующие задачи:

- формирование логических умений и навыков мышления,

- применение логических операций при выполнении задач проблемного характера; активизация мыслительной деятельности, развитие логического мышления студентов;

- формирование коммуникативных умений будущих учителей;

- формирование положительной мотивации к обучению, к формированию логической культуры.

Выполнение поставленных задач достигается за счет создания необходимых для формирования логической культуры таких педагогических условий как:

- позитивная мотивация студентов к формированию логической культуры;

- спрямованость профессиональной подготовки на формирование логической культуры;

- теоретико-методическая подготовка преподавателей к формированияю логической культуры.

73

Section 7. Pedagogy

Модель формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка в процессе предметной подготовки включает такие блоки:

- целевой: формирование у будущих учителей иностранного языка логической культуры в процессе их предметной подготовки;

- методологический: гуманистический, личностно-ориентированный, компетентностей, комуникативный и системный подходы; принципы сознательной активности, профессиональной заинтересованости;

- содержательный: целенаправленное обучения приемам мыслительной деятельности, применение задач мыслительно-речевого характера; использование интерактивных и дискуссионных технологий, создание коммуникативных ситуаций, внедрение проблемного обучения, привлечение студентов к аналитикооценочной деятельности, использование методов микропреподавания и моделирования проблемных ситуаций;

- результативный: формирование высокого уровня логической культуры у будущих учителей иностранного языка.

Реализуется модель формирования логической культуры будущих учителей иностранного языка за счет использования в учебном процессе таких технологий как: интерактивные (ситуативные задания, метод микропреподавания, мозговая атака, диалог в виде круглого стола, написание и обсуждение рефератов, докладов, дискуссий, диалоги-размышления, диалоги-обсуждения на основе прочитанных текстов); создание коммуникативных ситуаций; проблемное обучение; информационно-коммуникативные (проектные работы с использованием 1нтернет-ресурсов). Таким образом, студенты имеют возможность анализировать, сравнивать, обобщать полученную информацию, пробовать свои силы в обсуждении проблемных задач, что способствует формированию навыков мышления, анализу результатов собственной деятельности и укрепляет их собственную рефлексивную позицию.

Изучение иностранного языка и формирование логической культуры будут также эффективными при условии применения в учебном процессе следующих видов интерактивного обучения:

- корпоративное обучение (в малых группах или парах, которые объединяются общей темой или учебной целью),

- фронтальное обучение (одновременная совместная работа всей группы),

- обучение в дискуссии (широкое обсуждение спорного вопроса способствует развитию критического мышления, формированию собственного мнения, навыков аргументированного высказывания).

Коммуникативные ситуации в процессе обучения направлены, прежде всего, на создание такой формы общения преподавателя и студентов, студентов между собой, во время которого формируются не только коммуникативные, но и логические умения студентов, навыки мышления.

74

Секция 7. Педагогика

Проблемное обучение осуществляется на основе проблемной постановки задания, решение которого требует от студентов повышенния умственной активности и познавательного интереса, что приводит в конечном итоге к самостоятельному поиску знаний и самостоятельному осмыслению учебного материала.

Во время подготовки проекта у студентов развиваются и совершенствуются умения находить информацию, анализировать, обобщать. Благодаря этому методу студенты учатся творчески подходить к усвоению учебного материала, аргументированно и логично высказывать свое мнение, дискутировать и доказывать свою точку зрения. Кроме того, применение этих технологий развивает умение анализировать, синтезировать и оценивать новую информацию и результаты своей и чужой деятельности.

В заключение подчеркнем следующее: конечный результат реализации модели формирования логической культуры предполагает формирование высокого уровня логической культуры будущих учителей иностранного языка, который характеризуется, прежде всего, высоким уровнем мотивации к учебе и использованием приобретенных знаний, умений и навыков в профессиональной деятельности; сформированными навыками мышления и умением применять логические операции в процессе профессиональной подготовки и в дальнейшей педагогической деятельности; высокой культурой речи и стойкой рефлексивной позицией к результатам своей и чужой деятельности.

Список литературы

1. Лазаревич О. В. Модель формирования логической культуры младших школьников: система коррекционно-педагогической работы с детьми с нарушениями зрения//Народная асвета. - 2009. - № 11. - с. 19-22.

2. Лаврешина Г. Ю. Формування лопчно! культури старшокласникав у процес навчання: дис. ... канд.. пед. наук: 13.00.02/Лаврешина Ганна Юрывна, -Кривий РЬ, - 2000. - 151 с.

3. Халабузар О. А. Формування культури лопчного мислення майбутнього вчителя у процеш фахово! подготовки: дис. ... к.пед. н.: 13.00.04/Оксана Анатолпвна Халабузар. - Бердянськ, 2008. - 319 с.

4. Баринова О. Ю. Дидактическая система формирования логической культуры студентов средствами иностранного языка//Образование и саморазвитие. -Казань: Центр инновационных технологий, - 2008, - № 4 (10), - с. 87-92.

5. Яковлева Е. В. Проблема формирования логической культуры мышления студентов//Известия Российского государственного педагогического университета им. А. И. Герцена. - 2008. - № 57. [Электронный ресурс] - Режим доступу: URL: http: //cyberleninka.ru/article/n/problema-formirovaniya-logicheskoy-kultury-myshleniya-studentov-1.

75

Section 7. Pedagogy

6. P. Bimmel, U. Rampilion “Lernautonomie und Lernstrategien”. Fernstudieneinheit

23. - Lagenscheidt, München. - 2000. - 208 S.

7. Neuner G., Krüger M., Grewer U. Übungstypologie zum kommunikativen Deutschunterricht, Langenscheidt, 2000. - 184 S.

Nemchenko Sergey Gennadievich, associate professor of Berdyansk State Pedagogical Universite, Department of Pedagogy of higher school and the school management

E-mail: spok3@mail.ru

Features and differences between the two types of management school: traditional and reflexive

Abstract: The article examines the characteristics and differences of the two types of management school: traditional and reflexive

Keywords: traditional management paradigm, the synergetic paradigm management, standard operation, reflexive control.

Немченко Сергей Геннадьевич, доцент кафедры педагогики высшей школы и управления учебным заведением Бердянского государственного педагогического университета

E-mail: spok3@mail.ru

Особенности и различия двух видов управления учебным заведением: традиционного и рефлексивного

Аннотация: В статье рассматриваются особенности и различия двух видов управления учебным заведением: традиционного и рефлексивного.

Ключевые слова: традиционная парадигма управления, синергетическая парадигма управления, традиционное управление, рефлексивное управление.

Актуальность. Эффективному решению проблем гуманизации и демократизации украинского общества, безусловно, способствует модернизация системы образования в контексте европейских требований.

Согласно Закона Украины «О высшем образовании», Указа Президента Украины « О дополнительных мерах по обеспечению развития образования в Украина» осуществляется целенаправленная работа с целью создания новой законодательной и нормативной базы высшего образования, обновляются со-

76

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.