Научная статья на тему 'Реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации'

Реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
13
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРИКЛАДНАЯ ИНФОРМАТИКА / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ЗАЩИТА ИНФОРМАЦИИ / СТУДЕНТ / ОБУЧЕНИЕ / APPLIED COMPUTER SCIENCE / INTERDISCIPLINARY CONNECTIONS / INFORMATION SECURITY / A STUDENT / LEARNING

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Димов Евгений Дмитриевич

В статье рассматривается реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации в курсах информатики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Димов Евгений Дмитриевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of Interdisciplinary Connections in Teaching Students the Protection of Information

The article describes the implementation of interdisciplinary connections in teaching students the protection of information in computer science courses.

Текст научной работы на тему «Реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации»

i

Е.Д. Димов

Реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации

В статье рассматривается реализация межпредметных связей при обучении студентов защите информации в курсах информатики.

Ключевые слова: прикладная информатика; межпредметные связи; защита информации; студент; обучение.

Общеизвестна роль информатики в системе формирования человеческих знаний и человеческой культуры современного общества, существенный вклад в развитие которой внесли Е.П. Велихов,

В.М. Глушков, Н. Винер, А.П. Ершов, Д. Кнут, А.Н. Колмогоров, B.C. Леднев,

Н.Н. Моисеев, Б.Н. Наумов, К. Шеннон и другие учёные. Фундаментальные результаты отмеченных авторов послужили научно-техническому прогрессу, в том числе в области теории информации, теории алгоритмов, в кибернетике.

Одновременно с зарождением и развитием информатики как науки, становление которой относится к середине XX века, началось становление и развитие информатики как учебной дисциплины, в настоящее время являющейся фундаментальной и играющей важную роль в подготовке студентов высших учебных заведений различных специальностей, в том числе педагогических. Значительный вклад в становление и развитие информатики как учебной дисциплины внесли Т.А. Бороненко, А.Г. Гейн, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, Г.А. Звенигородский, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Левченко, А.С. Лесневский, Ю.А. Первин, А.Я. Фридланд и другие учёные.

В информатике, как и во многих научных областях, выделяют два направления: теоретическую информатику и прикладную информатику. Теоретическая информатика использует методы математического моделирования для обработки, передачи и использования информации. Прикладная информатика применяет достижения современной информатики, информационных и коммуникационных технологий в различных областях человеческой деятельности.

Влияние на компоненты системы высшего образования приоритетности научных исследований, организованных на стыке различных наук, успешность которых в значительной степени зависит от наличия фундаментальных знаний, способствуют его развитию.

Неслучайно в российских вузах в настоящее время ведётся обучение студентов по направлению подготовки «Прикладная информатика» по различным профилям. Образовательная программа специальности «Прикладная информатика» предусматривает фундаментальное и специальное обучение студентов задачам информатизации конкретной отрасли; принципам построения информационных систем; методам и приёмам информационной безопасности информационных систем; технологии сопровождения профессионально ориентированных информационных систем и другое. Выпускники по направлению «Прикладная информатика» могут успешно работать не только в различных учреждениях, разрабатывающих программные комплексы, но и в организациях, внедряющих и эксплуатирующих информационно-коммуникационные технологии.

В настоящее время повсеместное распространение и использование сети Интернет, в том числе и в системе образования, а также появление внушительного количества интернет-сайтов и порталов, содержащих во многих случаях важную информацию, инициирует необходимость обеспечения их информационной защиты. Важность этой проблематики объясняется не только ценностью накопленной информации, но и критической зависимостью от информационных технологий. На сегодняшний день безопасность необходима любому серверу, независимо от важности информации, размещённой на нём. Несмотря на трудоёмкость и достаточно большие финансовые затраты на создание, поддержку, контроль, обновление, по данным статистики она себя с лихвой окупает.

Это обстоятельство инициировало подготовку кадров в области информационной безопасности и защиты информации. В 2000 году на основании решения коллегии Министерства образования России «Об утверждении государственных образовательных стандартов высшего профессионального образования» был утверждён перечень специальностей высшего профессионального образования по направлению «Информационная безопасность». В настоящее время ряд российских вузов успешно осуществляет подготовку специалистов в области информационной безопасности по таким направлениям, как: 090301 — Компьютерная безопасность (Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 г., № 69); 090302 — Информационная безопасность телекоммуникационных систем (Приказ Минобрнауки РФ от 17.01.2011 г. № 50); 090305 — Информационно-аналитические системы безопасности (Приказ Минобрнауки России от 17.01.2011 г. № 56) и другим направлениям.

Отметим, что научное направление, связанное с информационной безопасностью и защитой информации, развивается в трудах российских учёных, среди которых: Е.Б. Белов, М.И. Бочаров, Р.В. Воронов, В.А. Галатенко, В.В. Гафнер,

О.В. Гусев, А.А. Грушко, Н.Н. Дмитриевский, В.В. Кульба, Г.Ю. Маклаков, А.Г. Мамиконов, В.В. Мельников, Б.А. Погорелов, В.И. Ярочкин, А.П. Першин,

С.П. Расторгуев, Е.Е. Тимонина, А.Б. Шелков и другие. Методическая система обучения студентов вузов информационной безопасности, в том числе и информационной защите сайтов и порталов сети Интернет, находит своё развитие в диссертационных исследованиях М. А. Абиссовой, А. А. Алтуфьевой, Е.Н. Боярова, В.П. Полякова, И.В. Сластениной, Э.В. Тановой и других.

В процессе обучения любой дисциплине, в том числе обучения студентов защите информации в курсах информатики, большое внимание уделяется реализации межпредметных связей (см., например, [1]), выражающих всевозможные, объективно существующие связи между содержанием различных учебных дисциплин. Согласно педагогическому энциклопедическому словарю [7], межпредметные связи в обучении отражают комплексный подход к воспитанию и обучению, позволяют вычленить как главные элементы содержания образования, так и взаимосвязи между учебными предметами; формируют конкретные знания обучающихся, раскрывают гносеологические проблемы, без которых невозможно системное усвоение основ наук; включают обучающихся в оперирование познавательными методами, имеющими общенаучный характер.

Межпредметным связям в обучении уделяли большое внимание Ф. Гербарт, А. Дистервег, Я.А. Коменский, Д. Локк, В.Ф. Одоевский, И.Г. Песталоцци, К.Д. Ушинский и другие (см., например, [5]). Определённый вклад в исследование проблемы межпредметных связей информатики внесли Т.А. Вороненко, Я.А. Ваграменко, С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун, О.Ю. Заславская, Т.Б. Захарова, А.А. Кузнецов, М.П. Лапчик, И.В. Левченко, А.С. Леснев-ский, В.В. Лукин, Н.В. Макарова, А.Я. Фридланд и другие учёные (см., например, [3, 6]).

В процессе обучения студентов защите информации межпредметные связи раскрываются на уровне знаний. Привлекаются знания таких дисциплин, как «Теоретические основы информатики», «Основы искусственного интеллекта», «Программирование», «Программное обеспечение ЭВМ», «Информационные системы», «Компьютерные сети, Интернет и мультимедиатехнологии», и других. Выявляются различные функции межпредметных связей, такие, какметодологическая, образовательная, развивающая, воспитывающая и другие, их роль в умственном развитии студентов, их положительное влияние на формирование у них целостной системы знаний в области прикладной информатики.

При обучении защите информации студенты осмысливают феномен информации, который открывает новые методологические возможности в постижении мира и помогает им по-новому оценить уже имеющиеся в науке и философии теории, связанные с раскрытием взаимосвязи всех явлений реальности. Студенты знакомятся с научными направлениями, базирующимися на теории информации, среди которых кибернетика, общая теория систем, синергетика, концепция информационного общества и другие. Вывод очевиден: информация связана с проблемами коммуникации в человеческом обществе и кибернетической сфере, с вопросами создания и функционирования искусственного интеллекта, с проблемой виртуальной реальности.

В процессе обучения студентов защите информации преподавателю необходимо знать психолого-педагогические проблемы реализации межпредметных связей в процессе обучения, владеть методами и средствами их реализации и т.п. В процессе обучения защите информации студенты осознают, что развитие информационных технологий раскрывает большие возможности перед отдельными людьми и обществом в целом и в то же время создаёт новые угрозы, с которыми человечество раньше не сталкивалось.

Литература

1. Афанасьева И.А. Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования / И.А. Афанасьева // URL: http://festival.

1 September. ru/articles/527712/

2. Велихов Е.П. Информатика — актуальное направление развития советской науки / Е.П. Велихов // Кибернетика. Становление информатики. - М.: Наука, 1986. - С. 10-21.

3. Григорьев С. Г. Информатизация образования. Фундаментальные основы /

С.Г. Григорьев, В.В. Гриншкун. - М.: МГПУ, 2005. - 231 с.

4. Глушков В.М. О кибернетике как науке / В.М. Глушков // Кибернетика, мышление, жизнь. - 1964. - С. 53.

5. Коменский Я.А. Педагогическое наследие / Я.А. Коменский, Д. Локк, Ж.-Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци. - М.: Педагогика, 1989. - 416 с.

6. Левченко И.В. Многоуровневая фундаментальная методическая подготовка учителя информатики: монография / И.В. Левченко. - М.: Юпитер-Интер, 2008. - 329 с.

7. Педагогический энциклопедический словарь. - М.: Большая Российская энциклопедия, 2003. - 527 с.

Literatura

1. Afanas’eva I.A. Realizaciya mezhpredmetny’x svyazej kak odno iz napravlenij povy’sheniya kachestva obrazovaniya / I.A. Afanas’eva // URL: http://festival.1septem ber. ru/articles/5 27712/

2. Velixov E.P. Informatika — aktual’noe napravlenie razvitiya sovetskoj nauki / E.P. Velixov // Kibernetika. Stanovlenie informatiki. - M.: Nauka, 1986. - S. 10-21.

3. Grigor’ev S.G. Informatizaciya obrazovaniya. Fundamental’ny’e osnovy’ / S.G. Grigor’ev, V.V. Grinshkun. - M.: MGPU, 2005. - 231 s.

4. Glushkov V.M. O kibernetike kak nauke / V.M. Glushkov // Kibernetika, my’shlenie, zhizn’. - 1964. - S. 53.

5. Komenskij Ya.A. Pedagogicheskoe nasledie / Ya.A. Komenskij, D. Lokk, Zh.-Zh. Russo, I.G. Pestaloczci. - M.: Pedagogika, 1989. - 416 s.

6. Levchenko I. V. Mnogourovnevaya fundamental’naya metodicheskaya podgotovka uchitelya informatiki: monografiya / I.V. Levchenko. - M.: Yupiter-Inter, 2008. - 329 s.

7. Pedagogicheskij e’nciklopedicheskij slovar’. - M.: Bol’shaya Rossijskaya e’nciklopediya, 2003. - 527 s.

E.D. Dimov

Implementation of Interdisciplinary Connections in Teaching Students the Protection of Information

The article describes the implementation of interdisciplinary connections in teaching students the protection of information in computer science courses.

Keywords: applied computer science; interdisciplinary connections; information security; a student; learning.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.