Научная статья на тему 'Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования'

Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
769
102
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПЕДАГОГИКА / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / МЕЖПРЕДМЕТНЫЕ СВЯЗИ / ПОЗНАВАТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ / ЛИНГВИСТИКА / ОБУЧЕНИЕ / ИНИЦИАТИВА / ОБРАЗОВАНИЕ / ВОСПИТАНИЕ / ЦЕЛОСТНОСТЬ ПРИРОДЫ / ИНТЕГРАЦИЯ / ОНОМАСТИКА / АНТРОПОНИМИКА / АСТРОНОМИЯ / НАВЫКИ / PEDAGOGY / GLOBALIZATION / INTERDISCIPLINARY LINKS / COGNITIVE ACTIVITY / LINGUISTICS / TRAINING / INITIATIVE / EDUCATION / UPBRINGING / INTEGRITY OF NATURE / INTEGRATION / ONOMASTICS / ANTHROPONYMICS / ASTRONOMY / SKILLS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Тутарищева Мариат Каспотовна, Тутаришев Альберт Казбекович

В век интенсивного социально-экономического развития страны, эпохи перестройки всей системы, в том числе и образования, перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся. В связи с этим система современного образования предусматривает целенаправленное формирование определенных навыков у обучающихся по каждой дисциплине, развитие их инициативы, творческих способностей, активизацию познавательной деятельности. Поэтому современная система образования требует формирования высокообразованной, интеллектуально развитой личности, которая представляет целостность картины мира, понимает глубину связей явлений и процессов, происходящих в действительности. На современном этапе во время глобализации общества страна требует необходимость реформирования своих систем образования, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Формированию у обучающихся целостной картины мира препятствует отсутствие или слабая межпредметная связь учебных предметов. Из этого вытекает актуальность рассматриваемой проблемы.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Тутарищева Мариат Каспотовна, Тутаришев Альберт Казбекович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of interdisciplinary relationships as a one of the directions of improving the quality of education

In the age of intensive socio-economic development of the country, the era of restructuring the entire system, including education, the school is faced with the problem of improving the effectiveness of training and education of students. In this regard, the modern education system involves the targeted development of certain skills of students in each discipline, development of their initiative, creative abilities, and activation of cognitive activity. Therefore, the modern education system requires the formation of a highly educated, intellectually developed personality, who realizes the integrity of the world, understands the depth of connections between phenomena and processes occurring in reality. At the present stage during the globalization of society, the country requires the need to reform its education systems so that cognitive activity is in the focus of teachers. Formation of a holistic picture of the world in students is hampered by the absence or weak interdisciplinary link of subjects. This implies the relevance of the investigated problem.

Текст научной работы на тему «Реализация межпредметных связей как одно из направлений повышения качества образования»

УДК 796.01:612 ББК 75.09 Т-91

Тутарищева Мариат Каспотовна, кандидат филологических наук, ведущий научный сотрудник Адыгейского республиканского института гуманитарных исследований им. Т.М. Керашева, г. Майкоп; т.: 8(961)5907211;

Тутаришев Альберт Казбекович, старший преподаватель кафедры физвоспитания ФГБОУ ВО «Адыгейский государственный университет», г. Майкоп

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕЖПРЕДМЕТНЫХ СВЯЗЕЙ КАК ОДНО ИЗ НАПРАВЛЕНИЙ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ

(рецензирована)

В век интенсивного социально-экономического развития страны, эпохи перестройки всей системы, в том числе и образования, перед школой стоит задача дальнейшего повышения эффективности обучения и воспитания обучающихся. В связи с этим система современного образования предусматривает целенаправленное формирование определенных навыков у обучающихся по каждой дисциплине, развитие их инициативы, творческих способностей, активизацию познавательной деятельности. Поэтому современная система образования требует формирования высокообразованной, интеллектуально развитой личности, которая представляет целостность картины мира, понимает глубину связей явлений и процессов, происходящих в действительности. На современном этапе во время глобализации общества страна требует необходимость реформирования своих систем образования, чтобы познавательная деятельность находилась в центре внимания педагогов. Формированию у обучающихся целостной картины мира препятствует отсутствие или слабая межпредметная связь учебных предметов. Из этого вытекает актуальность рассматриваемой проблемы.

Ключевые слова: педагогика, глобализация, межпредметные связи, познавательная деятельность, лингвистика, обучение, инициатива, образование, воспитание, целостность природы, интеграция, ономастика, антропонимика, астрономия, навыки.

Tutarischeva Mariat Kaspotovna, Candidate of Philology, a leading researcher of the Adygh Republican Institute for Humanitarian Studies named after T.M. Kerashev, Maikop, t.: 8(961)5907211;

Tutarishev Albert Kazbekovich, a senior teacher of the Department of Physical Education o FSBEI of HE "Adygh State University", Maikop

IMPLEMENTATION OF INTERDISCIPLINARY RELATIONSHIPS AS A ONE OF THE DIRECTIONS OF IMPROVING THE QUALITY OF EDUCATION

(reviewed)

In the age of intensive socio-economic development of the country, the era of restructuring the entire system, including education, the school is faced with the problem of improving the effectiveness of training and education of students. In this regard, the modern education system involves the targeted development of certain skills of students in each discipline, development of

their initiative, creative abilities, and activation of cognitive activity. Therefore, the modern education system requires the formation of a highly educated, intellectually developed personality, who realizes the integrity of the world, understands the depth of connections between phenomena and processes occurring in reality. At the present stage during the globalization of society, the country requires the need to reform its education systems so that cognitive activity is in the focus of teachers.

Formation of a holistic picture of the world in students is hampered by the absence or weak interdisciplinary link of subjects. This implies the relevance of the investigated problem.

Key words: Pedagogy, globalization, interdisciplinary links, cognitive activity, Linguistics, training, initiative, education, upbringing, integrity of nature, integration, Onomastics, Anthroponymics, Astronomy, skills.

Проблема межпредметных связей с каждым днём все больше привлекает внимание педагогов, ученых и практиков в целях повышения качества образования в школе и поиска эффективных путей обучения в вузе. Как отмечается в специальной литературе, высокий уровень образованности, овладение духовными ценностями современности, всестороннее развитие личности - основные требования обучения в школе и вузе. Для осуществления этих требований большую роль играет осуществление межпредметной связи при обучении.

Великий педагог К.Д. Ушинский придавал большое значение осуществлению межпредметных связей при обучении как в школе, так и в вузе и видел в их отсутствии одну из причин перегрузки программ. Он отмечал, что учитель должен преодолеть хаос в голове ученика, и необходимо обеспечить системность в обучении с помощью межпредметных связей [1, с. 36, 59]. Эти связи имеют большое значение в повышении практической и научно-теоретической подготовки обучающихся.

Следует заметить, что методика обучения разным дисциплинам стала разрабатываться еще давно. Однако этот процесс не остается неизменным.

В науке известны различные способы активизации учебной деятельности. Наиболее эффективным из них считается установление межпредметных связей. Как отмечается в специальной литературе, «под межпредметными связями» в науке понимают систему отношений между знаниями, умениями и навыками, которые формируются путём отражения в изучаемых дисциплинах объективных связей реального мира. Итак, основным условием взаимопроникновения, взаимообогащения и взаимодействия наук и учебных дисциплин являются межнаучные, междисциплинарные связи.

Формирование у учащихся системы знаний об окружающем мире - главная педагогическая функция межпредметных связей. Современным уровнем развития образования обусловлена актуальность осуществления межпредметных связей, которые предусматривают процессы интеграции наук. Они способствуют созданию и совершенствованию интегрированных дисциплин, которые раскрывают мир в целом, преодолению дисциплинарной разобщенности научных знаний.

Каждая дисциплина учебного материала школы и вуза способствует формированию взглядов и убеждений. Это свидетельствует об актуальности межпредметных связей в обучении разным дисциплинам в школе и вузе. Межпредметные связи способствуют отражению в учебном процессе межнаучных связей, которые

составляют одну из характерных черт современного научного познания. Отсутствие связи между учебными дисциплинами считается одной из причин поверхностного мировоззрения обучающегося, когда на современном этапе широко развивается информационная интеграция во всех областях жизни: культурной, политической, экономической и др.

На современном этапе необходимо формировать у обучающихся не частные, а обобщенные умения, поэтому необходимо обеспечить интеграцию различных способов познания мира.

Актуальность проблемы межпредметной связи на современном этапе продиктована новыми требованиями, предъявляемыми к школе и вузу.

С помощью межпредметных связей учитель формирует такие качества знаний обучающихся, как системность, глубина, осознанность. Это все свидетельствует тому, что межпредметные связи выполняют образовательную функцию.

Как известно, обучение и воспитание в школе и вузе тесно взаимосвязаны. Учебные дисциплины реализуют свои воспитательные возможности через межпредметные связи.

Межпредметные связи имеют большое значение при обучении гуманитарным наукам. Так, изучая язык, необходимо опираться и на данные других языков. Изучение языков в сопоставлении стимулирует познавательную и коммуникативную деятельность учащихся.

Можно показать на разных примерах межпредметную связь некоторых гуманитарных наук. Особенно тесную связь можно осуществлять при изучении языков. Так, изучая язык, необходимо опираться и на данные других языков. Особое внимание при этом, на наш взгляд, необходимо обратить на осуществление внутрипредметных связей между различными сторонами изучения языка и литературы (адыгейский язык и адыгейская литература, русский язык и русская литература, иностранные языки и зарубежная литература, история, обществоведение, география, физкультура, музыка, ИЗО и др. Межпредметные связи можно использовать при изучении категории рода в русском, адыгейском и иностранном языках. При этом необходимо обратить внимание обучающихся на то, что в одном языке наличествует категория рода, в другом - не полностью, в третьем - совсем отсутствует. При изучении языков в междисциплинарном (сопоставительно-типологическом) плане обучающиеся лучше, легче разбираются в категориях языков.

Можно показать также использование межпредметных связей при изучении ономастики разными дисциплинами. Междисциплинарный характер ономастики требует того, чтобы в средней школе, в средних учебных заведениях и в вузе более углубленно изучались ономастические единицы. Возможны сопоставления, сравнения на любом уровне (фонетическом, морфологическом, синтаксическом, лексическом) при адаптации ономастических единиц, при изучении соответствующих разделов грамматики и т.д. Словарная работа с ономастическими единицами должна проводиться на всех занятиях, где они встречаются. Понять информацию, которую содержит имя собственное, могут помочь преподаватели истории, географии, имеющие тесную связь с содержанием топонима, антропонима [2, с. 7-8].

Межпредметные связи можно осуществлять путем использования теоретического и дидактического материала на лекциях, практических, лабораторных, семинарских занятиях.

Путем межпредметных связей можно воспитывать у обучающихся толерантность, уважение к другим нациям. Здесь можно на занятиях по русскому или родному языку использовать в качестве дидактического материала (для грамматического разбора, диктанта, изложения с элементами рассуждения и др.) не сухой, неинтересный текст, а отрывки из художественных произведений, из истории, природоведения и из других дисциплин через которые можно реализовать воспитательные возможности изучаемых предметов, одновременно используя межпредметные связи. Это всё, с одной стороны, имеет познавательное значение, с другой - дает возможность реализовывать воспитательные возможности, используя межпредметные связи.

Можно привести и такие примеры. Изучая знаки препинания в родном языке, можно использовать отрывки из художественных произведений Т. Керашева. Например, из произведения «Абрек» [3] можно использовать отрывок «Каймет в Турции».

Здесь могут быть поставлены разные цели:

1. Объяснить знаки препинания в тексте (текст богат различными знаками препинания).

2. Вставить отсутствующие знаки препинания.

3. Дать характеристику поступка главного героя Каймета, проявление им общечеловеческих и национальных черт.

Можно использовать отрывки и из других произведений с разными целями. Например, на практических занятиях по русскому и родному языкам, лекциях по физкультуре и других занятиях можно использовать материал из любой дисциплины: литературы, биологии, истории и др. Так, например, можно привести отрывки из произведений русских писателей А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова и др. Чтобы активизировать учебную деятельность обучающихся, можно показать положительное отношение М.Ю. Лермонтова и описание им героических поступков, физическое развитие, уважительное отношение к национальным нравам, чертам кавказцев. Так, при изучении однородных членов предложения, обращений или простых предложений можно использовать такие отрывки из произведений М.Ю. Лермонтова: «Как я любил, Кавказ мой величавый, Твоих сынов воинственные нравы...»; «Аулы мирные цвели, Гордились дружбою взаимной; Там каждый путник находил Ночлег и пир гостеприимный...» («Измаил-Бей»). «Черкес удалый в битве правой Умеет умереть со славой...» («Беглец») и др. Авторы могут показать и черты, которые народ считает позорным: «Ступай - достоин ты презренья, Ни крова, ни благословенья Здесь у меня для труса нет! ...» («Беглец»). [4] При изучении сложноподчиненных предложений с однородными придаточными предложениями и с составными именными сказуемыми можно использовать текст, который характеризует самого поэта М.Ю. Лермонтова. «Лермонтов - звездная душа, родственная с тучами и бурями, тоскующий поэт, которому грезились воздушные океаны и с которыми говорили демоны и ангелы».

Как показывает практика, для обучающихся такие тексты интересны, поучительны, они с удовольствием работают с такими текстами. Это будет способствовать, с одной стороны, активизации учебной деятельности обучающихся, с другой, способствовать

интернациональному воспитанию обучающихся, с третьей - воспитанию любви к литературе и получат эстетическое наслаждение. Описание физического состояния героев, их развитие будет способствовать воспитанию любви и интереса к физическим упражнениям, спорту.

Межпредметные связи могут быть осуществлены и на внеклассных занятиях, на научных конференциях, обобщающих уроках, семинарах, «круглых столах» и других мероприятиях. На них обучающиеся могут выступать на разные темы по разным дисциплинам.

Межпредметные связи в процессе обучения в целом способствуют активизации учебно-познавательной деятельности и всестороннему воспитанию обучающихся. При этом большую роль играет дидактический материал.

Основной целью обучения в школе и вузе считается создание у обучающегося целостного представления об окружающем мире. Интеграция дисциплин должна способствовать получению обучающимися таких знаний, которые отражают связанность отдельных частей мира как системы.

Как отмечается в специальной литературе, для педагогики в целом - это новый тип российского педагогического мышления, который активно развивается в последнее время.

Систематическое использование в учебной деятельности обучающихся межпредметных связей расширяет диапазон знаний по дисциплинам, способствует умственному развитию обучающихся, воспитанию широких познавательных интересов, которые являются одним из показателей развития личности. Вопрос о роли межпредметных связей представляет значительный интерес в педагогической науке.

Литература:

1. Ушинский Д.К. Избранные педагогические сочинения: в 2-х томах. Том 1. Москва,

1948.

2. Тутарищева М.К. Об ономастике адыгов. Вопросы сравнительной типологии языков. Майкоп, 2004.

3. Керашев Т. Абрек. Майкоп, 2003.

4. Лермонтов М.Ю. Кавказские поэмы. Москва: Детская литература, 1989.

Literature:

1. Ushinsky D.K. Selected pedagogical works in 2 vols. V.1. M., 1948.

2. Tutarischeva M.K. On the Onomastic of the Circassians. Questions of a comparative typology of languages. Maikop, 2004.

3. Kerashev T. Abrek. Maikop, 2003.

4. Lermontov M.Yu. Caucasian poems. M.: Children's literature, 1989.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.