Меркель Иоган Давидович
Генеральная прокуратура Республики Казахстан (e-mail: nauka_7172@mail.ru)
Реализация международных принципов и стандартов в деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам
В статье рассмотрено соответствие международных принципов и стандартов деятельности прокурора в досудебном производстве по уголовным делам законодательству Республики Казахстан. Проведен анализ полномочий прокурора в систематизированном виде (в виде блоков) на соответствие конкретным международным руководящим принципам, касающимся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, сформулированы выводы по результатам исследования.
Ключевые слова: принципы международного права, международные стандарты деятельности прокурора, досудебное производство, следственный судья, уголовно-процессуальное законодательство.
J.D. Merkel, Prosecutor General's Office of the Republic of Kazakhstan; e-mail: nauka_7172@mail.ru
The implementation of international principles and standards of activities of prosecutor in pre-trial criminal proceedings
In the article discussed detailed compliance with international principles and standards of activities of the prosecutor in pre-trial proceedings in criminal cases the legislation of the Republic of Kazakhstan. The analysis of the powers of the prosecutor in a systematic way (in blocks) for compliance with specific international guidelines on the role of prosecutors was carried out and formulated conclusions of the study.
Key words: principles of international law, international standards of activities of prosecutor, pre-trial proceedings, investigating judge, criminal procedure law.
При осуществлении своей профессиональной деятельности сотрудниками прокуратуры в условиях обновленного законодательства Республики Казахстан особую актуальность вызывают вопросы деятельности прокурора при реализации международных принципов и стандартов в досудебном производстве по уголовным делам (см.: Рекомендация № 1604 (2003) Постоянной комиссии Парламентской Ассамблеи Совета Европы «О роли прокуратуры в демократическом обществе, основанном на верховенстве закона» от 27 мая 2003 г.; Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (ООН, 1990 г.), Конвенция ООН против коррупции (2003 г.); Рекомендация Комитета Министров Rеc (2000 г.) 19 «Роль прокуратуры в системе уголовного правосудия»; Ответ Комитета Министров на рекомендации ПАСЕ 1604 (2004 г.); Европейские руководящие принципы по этике и поведению для прокуроров (Будапешт, 2005 г.); Стандарты профессиональной ответственности и изложе-
ние основных прав и обязанностей прокуроров (Международная Ассоциация прокуроров, 1999 г.) [1].
Статьей 1 Уголовно-процессуального кодекса Республики Казахстан четко регламентирован порядок уголовного судопроизводства на территории Казахстана, где в числе источников уголовно-процессуального права определен Уголовно-процессуальный кодекс, основанный на Конституции Республики Казахстан и общепризнанных принципах и нормах международного права [2].
В связи с этим международные стандарты, закрепленные в ратифицированных договорах и соглашениях, выступают полноценными источниками действующего уголовно-процессуального законодательства. Прокурор, включенный в общую систему участников уголовного процесса, как и любой другой представитель государственной власти в сфере уголовного судопроизводства, подчинен принципам справедливости, беспристрастности, объективности и уважения прав человека и гражданина.
190
Вместе с тем, по казахстанскому уголовно-процессуальному законодательству прокурор имеет уникальный симбиоз полномочий, которые, с одной стороны, придают ему свойства органа уголовного преследования, а с другой - возлагают на него более широкие публичные задачи, связанные с надзорной деятельностью. Также в казахстанском уголовно-процессуальном законодательстве полномочия прокурора придают ему свойства объективности и уважения прав человека и гражданина.
Прокурорам предписывается повсеместно обеспечивать безопасность и свободу общества путем охраны верховенства закона, защиты граждан от уголовных посягательств на их права и свободы, обеспечения соблюдения прав и свобод лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении уголовных правонарушений. На указанное обстоятельство указывают и международно-правовые акты, международные институты, и многие ученые.
На сегодняшний день в рассматриваемом аспекте Казахстан является примером для многих стран. Своими действиями и намерениями Казахстан доказывает всем, что для нашей страны соблюдение общепризнанных международных принципов и стандартов в области охраны прав и законных интересов человека и гражданина в целом, и при осуществлении уголовного судопроизводства в частности - это тот итоговый показатель, характеризующий эффективность функционирования государства в целом.
Казахстан планомерно, на протяжении всего периода суверенитета, реализует свою политику, направленную на максимальную интеграцию со странами мира, перенимает передовой опыт реформирования аппарата госуправления, правоохранительной системы, образования, медицины и других сфер общественной жизни с учетом быстро меняющихся условий, в том числе в условиях беспрецендентной борьбы с терроризмом и продолжающегося мирового кризиса, о чем свидетельствуют проводимые как на территории Казахстана, так и за ее пределами масштабные мероприятия, конференции и консультации.
Важным отдельным блоком является, конечно, совершенствование деятельности правоохранительной системы с учетом возрастающих с каждым годом требований к ее эффективному функционированию.
Нами будет рассмотрен тот срез проблем, которые существуют в деятельности прокурора при реализации международных принципов и стандартов в уголовном судопроизводстве,
а также тезисно указаны проблемы, которые в целом присущи отдельным нормам УПК РК в части соответствия их в целом международным принципам и стандартам.
Проблемам деятельности государственных органов и конкретных должностных лиц органов уголовного преследования посвящено немало научных работ, диссертаций. Подавляющую часть из них на постсоветском пространстве, конечно же, составляют труды российских, казахстанских, белорусских и украинских коллег, которые традиционно поддерживают тесные научные связи и сотрудничество еще с советского периода.
В целом, деятельность прокурора по реализации международных принципов и стандартов в досудебном производстве по уголовным делам целесообразно в методических целях подразделить на соответствующие блоки. Охватить всю деятельность фрагментарно вряд ли будет научно обоснованным и методически эффективным решением.
Естественно, в последующих отдельных исследованиях логично будет деятельность прокурора по реализации международных принципов и стандартов в судебных стадиях также систематизировать по блокам в целях эффективности.
На взгляд автора статьи, в той или иной мере вся деятельность прокурора, в том числе и по реализации международных принципов и стандартов, должна исходить из его полномочий, установленных ч. 4 ст. 58, ст. 193 УПК РК.
Предпримем попытку сгруппировать рассматриваемую нами деятельность прокурора в досудебном производстве по уголовным делам.
Первоначально выделим условно те блоки деятельности, которые охватываются действием ст. 193 УПК РК.
1 блок - осуществление соблюдения законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
2 блок - реализация полномочий при производстве следственных и негласных следственных действий (пп. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
3 блок - определение сроков расследования (п. 13 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
4 блок - применение мер процессуального принуждения, в частности санкционируемых судом (п. 14 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
5 блок - осуществление проверки соблюдения установленного законодательством порядка и условий содержания находящихся под стражей лиц (п. 15 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
191
6 блок - решение о судьбе уголовного дела (пп. 16, 17 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
7 блок - организация проведения следственных действий по постановлению суда (п. 18 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
8 блок - осуществление иных полномочий (п. 20 ч. 1 ст. 193 УПК РК);
9 блок - деятельность по исполнению исключительных полномочий руководителя органа прокуратуры (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 193 УПК РК, пп. 1-5, 8 ч. 2 ст. 193 УПК РК, пп. 6, 2, 4, 1, 5, 3 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
В настоящее время «нельзя говорить о сложившейся системе международных стандартов прокурорской деятельности, поскольку прокуратура является институцией конституционного порядка и ее функциональное наполнение напрямую зависит от формы государства, в которую традиционно включают форму правления, форму национально-государственного и административно-территориального устройства, а также политический режим». Основная причина вывода сводится к тому, что модели реализации функции прокуратуры в разных странах имеют различия из-за наличия подчинения самой прокуратуры (судебной власти, министерству юстиции, непосредственно Президенту или Парламенту).
Кроме того, проведены разграничения по вопросу соблюдения странами именно международных правовых актов, регламентирующих деятельность прокурора, и документов, носящих лишь рекомендательный характер.
Этот логический постулат и следует использовать в тех случаях, когда речь идет о выполнении или невыполнении каждым государством международных принципов и стандартов в деятельности прокурора.
Наша задача состоит в детализации ситуаций в законодательстве Республики Казахстан, исходя из сформированных блоков деятельности прокурора (ст. 193 УРК РК), и определении их соответствия международным принципам и стандартам, а также наличия самостоятельных глав и статей УПК, отражающих выполнение указанных международных принципов и стандартов.
Итак, 1 блок. Осуществление соблюдения законности при приеме и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях (пп. 1, 2, 3 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Данное требование УПК РК соответствует 2 из Руководящих принципов, касающихся роли лиц, осуществляющих судебное преследование (спецраздел «Роль в уголовном разбирательстве» [3]), в котором четко огова-
ривается, что «лица, осуществляющие судебное преследование, играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, в расследовании преступления, надзоре за законностью этих расследований, надзоре за выполнением решений суда и осуществлении других функций в качестве представителей интересов государств».
Кроме вышеуказанного, такой вывод подтверждается наличием в УПК РК соответствующих положений:
ч. 3 ст. 180 УПК РК, в которой регламентирован сам порядок приема и регистрации заявлений и сообщений об уголовных правонарушениях, а также порядок ведения Единого реестра досудебных расследований (определяемый Генеральным прокурором Республики Казахстан);
ч. 1, 2, 3 ст. 185 УПК РК (порядок, определяющий обязанности органа уголовного преследования; наличие возможности обжалования действий по отказу в регистрации заявления или сообщения о правонарушении; указание на наличие уголовной ответственности за отказ от регистрации заявления или сообщения о правонарушении; порядок доведения судом до сведения прокурора информации о нарушении приема, регистрации заявления или сообщения о правонарушении);
ч. 2 ст. 186 УПК РК (порядок передачи дела по подследственности определен через прокурора);
ст. 58 УПК РК (Прокурор);
пп. 22, 23, 28, 34, 35, 37, 39, 45 ст. 7 УПК РК (понятийный аппарат (дефиниции), относящийся к прокурору).
2 блок. Реализация полномочий при производстве следственных и негласных следственных действий (пп. 4, 5, 6, 7, 9 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Данное требование УПК РК соответствует 1, 2, 3, 4, 5 Руководящим принципам, касающимся роли лиц, осуществляющих судебное преследование, а именно:
1. Должность лиц, осуществляющих судебное преследование, строго отделяется от выполнения судебных функций.
2. Лица, осуществляющие судебное преследование, играют активную роль в уголовном разбирательстве, включая возбуждение дела, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, в расследовании преступления, надзоре за законностью этих расследований, надзоре за выполнением решений суда и осуществлении других функций
192
в качестве представителей интересов государств.
3. Лица, осуществляющие судебное преследование, в соответствии с законом исполняют свои обязанности справедливо, последовательно и быстро, уважают и защищают человеческое достоинство, защищают права человека, способствуя тем самым обеспечению надлежащего процесса и бесперебойному функционированию системы уголовного правосудия.
4. При выполнении своих обязанностей лица, осуществляющие судебное преследование:
a) выполняют свои функции беспристрастно и избегают всякой дискриминации на основе политических убеждений, социального происхождения, расы, культуры, пола или любой другой дискриминации (наиболее выражены указанные требования международных принципов в гл. 2 УПК РК «Задачи и принципы» -ст. 8, 9, 10, 11, 12, 13, 14, 21, 23, 24, 25, 26, 29, а также ст. 99, 167 и др.);
b) защищают государственные интересы, действуют объективно, должным образом учитывают положение подозреваемого и жертвы и обращают внимание на все имеющие отношение к делу обстоятельства, независимо от того, выгодны или невыгодны они для подозреваемого (наиболее выражены указанные требования международных принципов в гл. 2 УПК РК «Задачи и принципы» - ст. 19, 23, 31, а также ст. 32, 34, 35, 36, 58, 95-98, 167, 296 и др.);
c) соблюдают профессиональную тайну, если только выполнение их обязанностей или соображения правосудия не потребуют иного (наиболее выражены указанные требования международных принципов в гл. 2 УПК РК «Задачи и принципы» - ст. 16, а также 47, 95-98, 115, 201, 239-241 и др.);
ф рассматривают мнения и озабоченность жертв, когда затрагиваются их личные интересы, и обеспечивают ознакомление жертв с их правами в соответствии с Декларацией основных принципов правосудия для жертв преступлений и злоупотребления властью (наиболее выражены указанные требования международных принципов в гл. 2 УПК РК «Задачи и принципы» - ст. 15, а также ст. 32, 34, 35, 58, 71, 95-98, 99, 115, 161, 297, 304 и др.).
5. Лица, осуществляющие судебное преследование, не возбуждают или не продолжают судебное преследование или делают все возможное для приостановления судебного разбирательства в тех случаях, когда беспристрастное расследование указывает на необоснованность обвинения.
Кроме того, наблюдавшееся ранее в уголовно-процессуальном законодательстве Казахстана сосредоточение у прокурора некоторых процессуальных полномочий, пересекающихся с развивающимся институтом судебного контроля, последовательно сводится к полному устранению. Это вызвано тем, что в новой парадигме отечественного уголовного процесса, в отличие от советской доктрины роли прокурора в уголовном процессе, восприняты стандарты развитых правопорядков, которые базируются на сильной и независимой судебной ветви власти.
Так, в целях реализации шага № 22 Программы государства «100 шагов» произойдет постепенная передача следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина [4].
Кроме вышеуказанного, данный вывод подтверждается наличием в УПК РК соответствующих положений:
п. 47 ст. 7 УПК РК (Следственный судья), п. 35 ст. 7 УПК РК (Процессуальный прокурор); ст. 88 УПК РК (Отвод прокурора); гл. 2 УПК РК (задачи и принципы уголовного процесса) - в данной главе более детально отражены 3 и 4 международные принципы и стандарты;
гл. 3 УПК РК (уголовное преследование), максимально отражающая 5 международный принцип;
гл. 4 (Реабилитация. Возмещение вреда, причиненного незаконными действиями органа, ведущего уголовный процесс), максимально отражающая 4 международный принцип;
гл. 5 УПК РК (Ведение производства по уголовному делу), максимально отражающая 4 международный принцип;
гл. 6 УПК РК (Процессуальные сроки); гл. 12 УПК РК (Обеспечение безопасности лиц, участвующих в уголовном процессе), максимально отражающая 4 международный принцип;
гл. 13 УПК РК (Ходатайства. Обжалование действий (бездействия) и решений государственных органов и должностных лиц, осуществляющих производство по уголовному делу), максимально отражающая 4 международный принцип;
гл. с 14 по 39 УПК РК.
3 блок. Определение сроков расследования (п. 13 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положение УПК РК максимально отражает 3 международный принцип.
193
4 блок. Применение мер процессуального принуждения (п. 14 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положение УПК РК максимально отражает 3 и 4 международные принципы, с разграничением полномочий прокурора и суда.
5 блок. Осуществление проверки соблюдения установленного законодательством порядка и условий содержания находящихся под стражей лиц (п. 15 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положение УПК РК максимально отражает 2 международный принцип, с разграничением полномочий прокурора и суда.
6 блок. Решение о судьбе уголовного дела (пп. 16, 17 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положения УПК РК максимально отражают 1, 2, 3 и 4 международные принципы.
7 блок. Организация проведения следственных действий по постановлению суда (п. 18 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положение УПК РК максимально отражает 2 международный принцип, с разграничением полномочий прокурора и суда.
8 блок. Осуществление иных полномочий (п. 20 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положение УПК РК максимально отражает 1-5 международные принципы, с разграничением полномочий прокурора и суда.
9 блок. Деятельность по исполнению исключительных полномочий руководителя органа прокуратуры (пп. 6, 7 ч. 2 ст. 193 УПК РК, пп. 1-5, 8 ч. 2 ст. 193 УПК РК, пп. 6, 2, 4, 1, 5, 3 ч. 1 ст. 193 УПК РК).
Положения УПК РК максимально отражают 1-5 международные принципы, с разграничением полномочий прокурора и суда.
Нетрудно заметить, что не нашли своего четкого отражения в деятельности прокурора и в самом УПК РК 6 и 7 международные принципы, а именно:
6) лица, осуществляющие судебное преследование, уделяют должное внимание судебному преследованию за преступления, совершаемые государственными служащими, в частности коррупцию, злоупотребление властью, серьезные нарушения прав человека и другие преступления, признанные международным правом, и, когда это разрешается законом или соответствует местной практике, расследованию таких правонарушений;
7) когда в распоряжение лиц, осуществляющих судебное преследование, поступают улики против подозреваемых, полученные, как это им известно или как они имеют разумные основания считать, с помощью незаконных методов, являющихся грубым нарушением прав человека подозреваемого, особенно связан-
ных с применением пыток или жестоких, бесчеловечных или унижающих достоинство видов обращения или наказания, или других нарушений прав человека, они отказываются от использования таких улик против любого лица, кроме тех, кто применял такие методы, или, соответственно, информируют суд и принимают все необходимые меры для обеспечения того, чтобы лица, ответственные за применение таких методов, привлекались к суду.
По поводу этой ситуации еще в 2015 г. было четко указано, что данные положения в УПК РК не воспроизведены дословно, но «это не означает, что все указанные приоритетные направления борьбы с преступностью в Республике Казахстан таковыми не признаются и прокуроры не ориентированы на адекватное противодействие этим вызовам», ссылаясь на имеющийся приказ Генерального прокурора Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. № 48 «Об утверждении Инструкции об организации досудебного расследования в органах прокуратуры» [5], в котором как раз приоритетными являются дела об уголовных правонарушениях, совершенных сотрудниками правоохранительных органов по службе, в том числе пытках.
Кроме сказанного, следует добавить, что в УПК РК в качестве самостоятельной впервые закреплена гл. 71 «Порядок осуществления производства о конфискации имущества, полученного незаконным путем, до вынесения приговора», наличие которой позволяет утверждать, что 6 международный принцип реализуется в полном объеме, т.к. предпринимаются конкретные действия со стороны органов уголовного преследования по розыску и конфискации имущества, приобретенного незаконным путем, путем злоупотребления властью.
Более того, существует и уголовная ответственность за пытки, расследование уголовных дел по этим фактам поручается специальным прокурорам, а имевшая место научная дискуссия и полемика по вопросу о том, какая силовая структура должна расследовать уголовные дела, связанные с коррупцией, на территории Казахстана уже решена (сотрудниками антикоррупционной службы).
Отдельно хотелось бы обозначить и ряд организационных вопросов, которые затрагивают выполнение международных рекомендаций по совершенствованию деятельности прокурора в последние 2-3 года.
В соответствии с приложениями к Рекомендации СМ^ес (2012) 11 Комитета министров государствам-членам о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия (принята Ко-
194
митетом министров 19 сентября 2012 г. на 1151-м заседании на уровне заместителей министров), а именно п. C. Общие принципы [6]:
1. Обязанности и полномочия прокуроров вне системы уголовного правосудия должны во всех случаях быть установлены законом и четко определены, чтобы избежать какой-либо двусмысленности.
2. Как и в области уголовного права, прокуроры должны исполнять свои обязанности и осуществлять полномочия вне системы уголовного правосудия в полном соответствии с принципами законности, объективности, справедливости и беспристрастности.
3. Рекомендация Rec (2000) 19 Комитета министров государствам-членам о роли прокуратуры в системе уголовного правосудия должна применяться mutatis mutand, в отношении обязанностей и полномочий прокуроров вне системы уголовного правосудия в том, что касается:
предоставления им гарантий при выполнении ими своих функций;
их отношений с исполнительной, законодательной и судебной властью, а также
их обязанностей и ответственности в отношении индивидов.
4. Прокурорские службы должны, насколько это возможно, исходить в своей работе из принципов прозрачности и открытости, полностью выполняя при этом свои обязанности по обеспечению конфиденциальности.
5. Поведение прокуроров должно регулироваться соответствующими кодексами этики.
6. Прокурорские службы должны иметь в своем распоряжении необходимые финансовые и кадровые ресурсы и использовать возможности соответствующей подготовки, чтобы адекватно выполнять свои обязанности вне системы уголовного правосудия.
7. В целях гармонизации политики и практики в рамках всей национальной юрисдикции прокурорские службы могут принять решение
1. URL: http://Www.genoroc.gov.ru
2. Уголовно-процессуальный кодекс Республики Казахстан от 4 июля 2014 г. № 231-V ЗРК. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/ K1400000231
3. Руководящие принципы, касающиеся роли лиц, осуществляющих судебное преследование: приняты восьмым Конгрессом Организации Объединенных Наций по предупреждению преступности и обращению с правонарушителями, Гавана, Куба, 27 авг. -
о распространении среди заинтересованных прокуроров руководящих принципов и информации о передовом опыте деятельности вне системы уголовного правосудия.
Казахстан, исходя из указанных рекомендаций, имеет в настоящее время стройную систему самой прокуратуры; четко и законодательно определены полномочия прокурора как в уголовном судопроизводстве (ст. 58, 193, 337 УПК РК), так и вне его - Закон РК от 21 декабря 1995 г. № 2709 «О Прокуратуре» [7]; действует Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих, к которым относятся и сотрудники прокуратуры) [8], а также Кодекс чести сотрудников системы органов прокуратуры Республики Казахстан [9].
Подводя в целом итог научной статье, сформулируем следующие выводы.
Деятельность прокурора в досудебном производстве в Республике Казахстан в целом соответствует существующим международным принципам и стандартам.
В максимальном объеме, исходя из государственного устройства и требований Конституции Республики Казахстан, деятельность прокурора соответствует рекомендациям (хотя и не носящим для Республики Казахстан обязательный характер) международных институтов и передового мирового и европейского опыта других стран.
В перспективе, как и любое другое государство, Казахстан намерен совершенствовать деятельность прокурора, а в целях реализации Программы государства «100 шагов» произойдет постепенная передача следственному судье полномочий по санкционированию всех следственных действий, ограничивающих конституционные права человека и гражданина, а также возможное замещение части объема рассматриваемых жалоб участников уголовного процесса в суде.
1. URL: http://www.genoroc.gov.ru
2. Criminal Procedure Code of the Republic of Kazakstan d.d. July 4, 2014 № 231-V LRK. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/K1400000231
3. Guidelines on the role of prosecutors: adopted by the Eighth United Nations Congress on the Prevention of Crime and the Treatment of Offenders, Havana, Cuba, Aug. 27 - Sept. 7, 1990. URL: http://hrlibrary.umn.edu/russian/instree/ Ri4grp.html
4. The national plan - 100 concrete steps to implement the five institutional reforms of the
195
7 сент. 1990 г. URL: http://hrlibrary.umn.edu/ russian/instree/Ri4grp.html
4. План нации - 100 конкретных шагов по реализации пяти институциональных реформ Главы государства Нурсултана Назарбаева (май 2015 г.). URL: http://online.zakon.kz/ Document/?doc_id=31977084#pos=1;-263
5. Инструкция об организации досудебного расследования в органах прокуратуры: утв. приказом Гзнерального прокурора Республики Казахстан от 27 марта 2015 г. № 48. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002709_
6. Рекомендация CM/Rec (2012) 11 Комитета министров государствам-членам о роли прокуроров вне системы уголовного правосудия (принята Комитетом министров 19 сент. 2012 г. на 1151-м заседании на уровне заместителей министров). URL: genproc. gov.ru/files/documents/kmse.doc
7. О Прокуратуре: закон Республики Казахстан от 21 дек. 1995 г. № 2709. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002709_
8. Этический кодекс государственных служащих Республики Казахстан (Правила служебной этики государственных служащих): утв. Указом Президента Республики Казахстан от 29 дек. 2015 г. № 153. URL: http:// adilet.zan.kz/rus/docs/U1500000153#z5
9. Кодекс чести сотрудников системы органов прокуратуры Республики Казахстан (Правила служебной этики сотрудников системы органов прокуратуры): утв. приказом Генерального прокурора Республики Казахстан от 13 дек. 2009 г. URL: http://online.zakon. kz/Document/?doc_id=30502152#pos=1;-293
President Nursultan Nazarbayev (May, 2015). URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id=319 77084#pos=1;-263
5. Instructions on the organization of pre-trial investigation in the Prosecutor's Office: approved by order of the Prosecutor General of the Republic of Kazakhstan d.d. March 27, 2015 № 48. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002709_
6. Recommendation CM/Rec (2012) 11 of the Committee of Ministers to member states on the role of prosecutors outside the criminal justice system (adopted on Sept. 19, 2012 by the Committee of Ministers at 1151 meeting at the level of deputy ministers). URL: genproc.gov.ru/ files/documents/kmse.doc
7. On Prosecutor's Offiice: law of the Republic of Kazakhstan d.d. Dec. 21, 1995 № 2709. URL: http://adilet.zan.kz/rus/docs/Z950002709_
8. The Code of Ethics of civil servants of the Republic of Kazakhstan (Rules of ethics of civil servants): approved by the decree of the President of the Republic of Kazakhstan d.d. Dec. 29, 2015 № 153. URL: http://adilet.zan.kz/ rus/docs/U1500000153#z5
9. Code of Honour of employees of prosecutorial system of the Republic of Kazakhstan (Rules of ethics of employees prosecutors organ system): approved by order of the General Prosecutor of the Republic of Kazakhstan d.d. Dec. 13, 2009. URL: http://online.zakon.kz/Document/?doc_id= 30502152#pos=1;-293
196