Научная статья на тему 'Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе'

Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
547
82
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КУЛЬТУРА ВОСПРИЯТИЯ / КИНО / МЕТОДИКА / ШКОЛА / PERCEPTION CULTURE / CINEMA / METHODOLOGY / SCHOOL

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Колычев Георгий Сергеевич

В данной статье представлена реализация методики развития восприятия ки-но у старших школьников на уроках МХК. Структура методики раскрыта через ее цели, за-дачи и методические основания. В статье также описаны результаты использования данной методики на уроках МХК в школе; раскрыты познавательные, воспитательные и развиваю-щие функции методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

METHODOLOGY REALIZATION TO DEVELOP THE CINEMA PERCEPTION FOR SENIOR PUPILS AT THE SCHOOL LESSONS OF WORLD ART CULTURE

The article deals with a methodology implementation to develop cinema perception for senior pupils at the lessons of World Art Culture at school. The structure of the methodology disclosed through its goals, objectives and methodological back-ground. This article also describes the practical benefits of this methodology at the lessons of World Art Culture at school; cognitive, educational and developmental functions methods are also dis-closed.

Текст научной работы на тему «Реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК в школе»

УДК 371.388.3

Г. С. Колычев

г. Екатеринбург, Россия РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДИКИ РАЗВИТИЯ ВОСПРИЯТИЯ КИНО У СТАРШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ МХК В ШКОЛЕ

КЛЮЧЕВЫЕ СЛОВА: культура восприятия, кино, методика, школа.

АННОТАЦИЯ. В данной статье представлена реализация методики развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК. Структура методики раскрыта через ее цели, задачи и методические основания. В статье также описаны результаты использования данной методики на уроках МХК в школе; раскрыты познавательные, воспитательные и развивающие функции методики.

G. S. Kolychev

Yekaterinburg, Russia

METHODOLOGY REALIZATION TO DEVELOP THE CINEMA PERCEPTION FOR SENIOR PUPILS AT THE SCHOOL LESSONS

OF WORLD ART CULTURE KEYWORDS: perception culture, cinema, methodology, school

ABSTRACT. The article deals with a methodology implementation to develop cinema perception for senior pupils at the lessons of World Art Culture at school.

The structure of the methodology disclosed through its goals, objectives and methodological background. This article also describes the practical benefits of this methodology at the lessons of World Art Culture at school; cognitive, educational and developmental functions methods are also disclosed.

Особую значимость для современного человека приобретает интерпретация визуальной и аудиовизуальной информации, поэтому необходимо развивать общую культуру восприятия уже в школьном возрасте [2]. Данная цель лучше всего может быть реализована на материалах художественного кино. Развитие культуры восприятия старших школьников на мате-риалt кино является важным и необходимым элементом личностного развития школьников, который актуализирует мета-предметные связи, а также способствует повышению активности учащихся в учебной деятельности. Обладая сложной пространственно-временной и аудиовизуальной структурой, кинопроизведение прочитывается на нескольких уровнях: интеллектуальном, эмоциональном, эстетическом, семиотическом, философском, что

способствует всестороннему развитию школьников.

Разрабатывая методику развития восприятия кино у старших школьников на уроках МХК, мы опирались на методические материалы Г.И. Даниловой, Л.Г. Емохоновой, Л.М. Предтеченской. Методика основана на непосредственной работе школьников с киноматериалами и предполагает развитие восприятия и ин-терпретаторских способностей учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического, социокультурного опыта и усвоенных элементарных приёмов анализа произведений искусства. Такая ориентация методики развивает не только общую культуру восприятия школьников, но и значительно повышает творческий потенциал и учебный интерес к предмету у учащихся.

42

Для реализации принципа интерактивности, мы использовали программу дополнительного образования «Образ и мысль» [1], которая предполагает всестороннее интеллектуальное и эстетическое развитие школьников, и повышение эффективности их дальнейшего обучения. Данная программа была разработана для младших школьников (со 2 по 4 класс), но в рамках нашей методики она также является наиболее эффективной формой работы с кинопроизведением. Выбор данной методики был обусловлен ее интерактивностью, что способствует не столько передаче информации, сколько ориентации школьников на непосредственное взаимодействие с произведением искусства. Развитие умения высказывать личное мнение и выражать отношение к произведениям искусства допустимо лишь при прямом обращении к ним в ходе вдумчивого рассматривания, чтения и рассуждения.

Композиционное решение урока было реализовано согласно методу художественно-педагогической драматургии Л.М. Предтеченской, который предполагает развитие урока как единого художественно-педагогического целого.

Разработанная нами методика, предполагает три стадии обращения к кинопроизведению, каждая из которых реализуется на отдельном уроке и имеет свои цели и задачи.

Первый урок: «Восприятие кино».

Цель урока: выяснить, как именно воспринимают кино старшие школьники.

Задачи:

- образовательные: рассмотреть кино в системе искусств; раскрыть понятия «кинотекст» и «кинообраз»;

- воспитательная: сформировать интерес учащихся к искусству кино;

- развивающие: развитие первичных навыков интерпретации и прочтения кинотекста.

На первом уроке нам необходимо было выяснить, как именно воспринимают кино современные школьники. В ходе от-

крытой беседы, которая проходила в вопросно-ответной форме, мы выяснили высокую степень заинтересованности школьников киноискусством. Фронтальный опрос показал индивидуальные интересы школьников при выборе кинофильмов и ведущие мотивы обращения к киноискусству: основная масса учащихся смотрит фильмы дома или в кинотеатре с целью развлечения и отдыха. Лишь небольшая часть класса проявила заинтересованность в документальном и учебном кино.

При обсуждении просмотренных фрагментов (финальная сцена «Соляриса» А. Тарковского; эпизод «свидания» Рэдри-ка с Зоной из «Сталкера» А. Тарковского; сцена, в которой Иван играет в войну из «Иванова детства» А. Тарковского), учащиеся не проявляли инициативы и отвечали крайне сдержанно. На наш взгляд, это было связано с непривычной формой работы на уроке, поскольку кино в школе используется как источник знания и информации, но не как самостоятельный объект изучения. Кроме того, на такое восприятие фрагментов повлияло незнание школьниками основ теории, истории кино, а также методов работы с кинотекстом.

Первая часть урока показала, что школьникам не хватает теоретических и практических навыков работы с кинопроизведением. Поскольку первичные попытки интерпретировать или прочесть фрагмент фильма были немногочисленными и крайне сдержанными, учащиеся могли ответить на поставленные вопросы, но, по-видимому, не знали, как правильно передать свою мысль. Во второй части урока, которая носила теоретический характер, были раскрыты основные понятия киноязыка, кинотекста и кинообраза, необходимые для дальнейшей работы. В конце урока был задан вектор на практическое освоение рассмотренного материала, когда проводился непосредственная интерпретация кинотекста.

Важным этапом урока является формирование последействия, которое должно сформировать интерес и дать мо-

43

тив для следующего этапа изучения материала. В качестве последействия учащимся были предложены несколько журналов, посвященных киноискусству («Сеанс», «Искусство кино»). Журналы были предоставлены всем желающим для расширения кругозора и более глубокого погружения в те аспекты, которые связаны с изучением и пониманием кино как искусства.

По окончании первого урока мы укрепились во мнении о необходимости знакомства старших школьников с основами киноязыка. Поскольку мы встретились с определенным непониманием школьниками простейших основ кинотеории, а также с их неспособностью воспринимать кино как искусство, можно сделать вывод, что в современных школах не уделяют должного внимания визуальной культуре учащихся, а педагогический потенциал художественного кино никак не задействован в учебном процессе.

Второй урок: «Кино как текст».

Цель урока: освоение принципов восприятия и анализа кинотекста.

Задачи:

- образовательные: понять, как создается художественный образ в кино; рассмотреть основные механизмы восприятия кинотекста (семиотический, философский, герменевтический, интертекстуальный); понять принципы анализа кинотекста;

- воспитательная: раскрыть педагогический потенциал кино через непосредственную работу с кинотекстом;

- развивающие: развитие навыков интерпретации и прочтения кинотекста; формирование самостоятельности суждений.

Второй урок был необходим для погружения учащихся в формы и методы восприятия и анализа кинотекста. В начале урока, в ходе небольшого фронтального опроса были восстановлены основные тезисы первого урока (что такое киноязык, кинотекст и кинообраз). В ходе после-

дующей работы с теорией кино эти понятия были раскрыты шире, а именно: были рассмотрены основные принципы работы с кинотекстом (прочтение и интерпретация). На теоретических примерах («монтаж аттракционов» С. Эйзенштейна и «Эффект Кулешова» Л. Кулешова) были подробно рассмотрены средства создания художественного образа в кино; были показаны основные модели восприятия кинотекста (семиотическая, философская, герменевтическая, интертекстуальная).

Вторая, практическая, часть урока заключалась в просмотре целостного фрагмента фильма «Мой друг, Иван Лапшин» А. Германа. Нами был выбран эпизод из начала фильма, где показан быт коммунальной квартиры глазами ребенка. Акцент в выбранном фрагменте сделан на изображении привычного для героев хода жизни. Фрагмент заканчивался резкой сменой настроения, когда герои выходят утром на улицу, в парке играет праздничная музыка. Режиссер использует в этой сцене цветной кадр вместо черно-белого, который был в квартире. В ходе просмотра, учащиеся должны были отметить необходимые особенности данного кинотекста, для чего были сформулированы следующие вопросы:

- Как вы поняли данный фрагмент? (Предложите прочтение или собственную интерпретацию)

- Какие ключевые образы вы можете выделить в данном фрагменте?

- Какими средствами эти образы созданы?

- Перечислите знаки и символы, которые вы увидели в данном фрагменте? Для чего режиссер их использует?

- Использовал ли режиссер интертекстуальные связи? Если да, то для чего?

По сравнению с первым уроком, учащиеся отвечали гораздо активнее и проявили понимание рассмотренных ранее моделей работы с кинотекстом. В целом, учащиеся справились с поставленной перед ними задачей и провели комплексный

44

анализ кинотекста, а также проявили свои интерпретаторские способности.

В качестве последействия, которое выступило и в роли кульминации урока, учащимся был показан видеоролик, в котором автор сравнивает кинематографические приемы и методы А. Тарковского с фильмом А.Г. Иньярриту «Выживший» (2015).

Фрагмент, использованный в конце урока, показал, во-первых, незнание школьниками выдающегося отечественного режиссера А.Тарковского, а во-вторых, актуальность обращения к киноклассике и ее сопоставление с современными картинами. Данный фрагмент, на наш взгляд, способствовал повышению познавательной активности школьников в данном классе.

Третий урок: «Смотрим кино».

Цель урока: практическая реализация полученных ранее знаний, умений и навыков.

Задачи:

- образовательная: освоить комплексный анализ фильма как интегрирующую модель восприятия кинотекста;

- воспитательная: осмысление и рефлексия кинообразов;

- развивающие: закрепление навыков интерпретации и прочтения кинотекста; формирование самостоятельности суждений; развитие критического и творческого мышления.

На заключительном уроке учащимся было представлено полноценное произведение - мультфильм Г. Бардина «Адажио» (2000). Учащимся намеренно не давалось никакого задания, для того, чтобы создать условия свободы восприятия и интерпретации фильма. Кроме того, была создана ситуация, в которой учащиеся не выполняют задания, а смотрят фильм «просто так». Это позволило нам судить об остаточных знаниях, а также понять, изменилось ли отношение школьников к просмотру кинопроизведения - захотят и смо-

гут ли учащиеся применить полученные знания в обыденной жизни.

После просмотра фильма было проведено открытое обсуждение фильма, которое плавно перешло в дискуссию. Такой итог позволил нам сделать вывод о том, что учащиеся усвоили полученные ранее знания, умения и навыки по восприятию и интерпретации кинофильма. Можно также сказать, что проведенные уроки положительно повлияли на культуру восприятия данной группы, поскольку работа в классе на последнем уроке кардинально отличалась работы на первом.

Личностные результаты к завершению освоения программы по развитию восприятия кино на уроках МХК должны отражать развитие формирования эстетических ценностей, потребностей обращения к киноискусству, чувств не только как сферу внутренней жизни человека, но и чувства как органы восприятия окружающего мира.

Важными итогами проведенных уроков можно считать:

- появление предпосылок формирования визуального и пространственного мышления школьников через обращение к киноискусству;

- воспитание уважения к истории культуры своей Родины, которая запечатлевается в национальных кинообразах (например, образы русской души, исторической памяти и ностальгии по родному дому - ярко представлены в кинематографе А. Тарковского);

- появление потребности приобщения к художественному творчеству, в общении с искусством, оценке и анализе произведений искусства;

- расширение общего культурного кругозора старшеклассников;

- осознание значимости художественного кино в жизни человека, его важности в нравственном развитии человека;

- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию;

45

развитие навыков выражения личного мнения и отношения к произведениям искусства.

Данную методику целесообразно использовать для работы с детьми и младшего школьного возраста, но с внесением в нее некоторых корректив: материал должен быть подобран с учетом возрастных особенностей группы. Собственно методическая основа является универсальным ин-

ЛИТЕРАТУРА

струментом развития культуры восприятия. Три стадии обращения к кинопроизведениям, предложенные в нашей методике, также носят универсальный характер, что позволяет работать с любыми возрастами. Разработанная программа для младших школьников «Образ и мысль» конструктивна и гармонична и в работе со старшими школьниками.

1. Мурзина, И.Я. Технология «Образ и мысль» в преподавании дисциплин эстетического цикла: учебно-методическое пособие / Урал. гос. пед. ун-т - Екатеринбург, 2009. -39 с.

2. Симбирцева Н.А. Интерпретация визуального в условиях современной культуры // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2014. № 3 (88). С. 33-36.

3. Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» с изменениями и дополнениями, вступившими в силу 06.05.2014. - СПб: Питер, 2014.

46

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.