Научная статья на тему 'Реализация метода интердисциплинарных взаимодействий на интегрированных занятиях гуманитарно-эстетического цикла'

Реализация метода интердисциплинарных взаимодействий на интегрированных занятиях гуманитарно-эстетического цикла Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
80
19
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ / МЕТОД ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ / ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКИЙ ЦИКЛ / ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПРИНЦИП / СИСТЕМА ТВОРЧЕСКИХ ЗАДАНИЙ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Городецкая Юлия Александровна

В статье раскрыты теоретические основы метода интердисциплинарных взаимодействий, являющегося ключевым в разработке предлагаемого цикла. В авторской интегрированной эстетической программе «Искусство» используются произведения живописи, литературы, музыки, уточняются моменты взаимосвязи между ними. Содержание статьи будет интересно студентам, преподавателям и аспирантам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам в школах, воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. В данной статье читатели найдут рекомендации по организации и взаимодействию многообразных форм эстетического воспитания детей.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация метода интердисциплинарных взаимодействий на интегрированных занятиях гуманитарно-эстетического цикла»

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕТОДА ИНТЕРДИСЦИПЛИНАРНЫХ ВЗАИМОДЕЙСТВИЙ НА ИНТЕГРИРОВАННЫХ ЗАНЯТИЯХ ГУМАНИТАРНО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА Городецкая Ю.А.

Городецкая Юлия Александровна - кандидат педагогических наук, доцент,

кафедра русского и иностранных языков, Московский гуманитарно-экономический университет (МГЭУ), г. Москва

Аннотация: в статье раскрыты теоретические основы метода интердисциплинарных взаимодействий, являющегося ключевым в разработке предлагаемого цикла. В авторской интегрированной эстетической программе «Искусство» используются произведения живописи, литературы, музыки, уточняются моменты взаимосвязи между ними. Содержание статьи будет интересно студентам, преподавателям и аспирантам педагогических вузов, педагогам дополнительного образования, педагогам-организаторам в школах, воспитателям и методистам дошкольных образовательных учреждений. В данной статье читатели найдут рекомендации по организации и взаимодействию многообразных форм эстетического воспитания детей.

Ключевые слова: интегрированные занятия, метод интердисциплинарных взаимодействий, гуманитарно-эстетический цикл, тематический принцип, система творческих заданий.

Комплексное приобщение ребенка к миру искусства относится к важнейшим задачам художественной педагогики. В русле ее главных целей, среди которых — воспитание духовности, нравственного отношения к природе и человеческой личности, развитие художественного вкуса и образно-ассоциативного мышления — искусство предстает как наиболее адекватное средство, освященное многовековым педагогическим опытом человечества.

Плодотворность метода интердисциплинарных взаимодействий, являющегося ключевым в разработке предлагаемого курса, можно объяснить и глобальными целями школьного образования и воспитания (формирование широкой культуры, целостного взгляда на мир), и конкретно-практическими интересами данного предмета (универсальная эстетическая природа различных видов искусства, способствующая созданию единой системы разнообразных творческих заданий).

Введение интегрированных курсов гуманигарно-зсгетического цикла в практику общеобразовательной школы целесообразно также с точки зрения познания самого искусства, в котором, как известно, весьма редко встречаются «чистые» формы, не опосредованные внешними влияниями. Программная музыка, вокальная музыка, музыка, обусловленная драматургическими законами театрального искусства (опера, балет), — вот далеко не полный ряд «интердисциплинарных» связей внутри самого искусства, образующий обширную область музыкально-изобразительных, музыкально-поэтических, музыкально-сценических параллелей.

Наконец, интегрированные занятия гуманитарно-элегического цикла следует рассматривать как важную предпосылку успешной ориентации в современном мире, сложность, многомерность и парадоксальность которого требуют соответствующего отражения в организации различных звеньев образовательного процесса.

В основу построения авторской интегрированной эстетической программы «Искусство» положены такие цели, которые предполагают воспитание духовности, нравственного отношения к природе, эстетического вкуса, и образно -ассоциативного мышления. Такое понимание обусловливает необходимость рассмотрения искусства как наиболее адекватного средства для формирования широкой культуры, целостного взгляда на мир.

Разработанная интегрированная эстетическая программа «Искусство», раскрывая понятия красоты и национального своеобразия окружающего мира, особенности восприятия и воссоздания звука опирается на концепцию художественного образа.

Тематика интегрированных занятий определялась согласно программным темам, в которых широко и многогранно раскрывались: художественный образ слова, воссоздание звука, основы художественного изображения.

Деятельность обучаемых на занятиях была направлена на более эффективное эстетическое воспитание средствами интердисциплинарных взаимодействий, которое усиливало реализацию триединой цели: образовательной, развивающей и воспитывающей. В зависимости от возрастной группы учащихся осуществлялось усложнение изучаемого материала, который отбирался таким образом, чтобы произведения искусства компактно включались в эстетический курс, воспринимаясь обучаемыми целостно.

В авторской интегрированной программе осуществлялся поиск практических форм работы по выявлению и учету эстетических склонностей и способностей обучаемых. Наряду с традиционными методами и формами работы были использованы интересные, заслуживающие внимания творческие задания: сочинение детьми мелодий песен, стихов, игра на различных музыкальных инструментах и т.д.

При создании авторской интегрированной эстетической программы преследовалась цель - способствовать воспитанию высокохудожественной образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие творческих способностей и задатков ребенка.

В процессе занятий, от одной возрастной группы к другой осуществлялось усложнение изучаемого материала и повторение наиболее важных тем на более высоком уровне. Тематический материал отбирался таким образом, чтобы произведения, компактно включенные в данную программу, воспринимались учащимися целостно. В процессе занятий осуществлялась органичная связь народной художественной культуры с общечеловеческими ценностями.

Интегрированные занятия проводились один раз в неделю. В зависимости от цели проведения интегрированного занятия использовались различные его виды. Коллективное и индивидуальное музицирование способствовало формированию интереса к музыкальному искусству, воспитанию художественного вкуса, развитию музыкальных способностей. В ходе занятий воспитывалось устойчивое внимание к качеству пения, развивалась музыкальная память и слух обучаемых. Одной из наиболее активных и доступных форм работы являлась игра на детских музыкальных инструментах, которая развивала музыкальные способности ребят, эмоционально осознанное восприятие музыки, творческую самостоятельность, формировала эмоционально-эстетическое отношение к окружающей действительности. Содержание занятий способствовало расширению интереса к литературе, более глубокому пониманию литературных произведений, воспитывало художественный вкус. Взаимосвязь музыки, литературы и изобразительного искусства давала школьникам возможность воспринимать одни и те же явления с позиций различных искусств, синтезировать их в своем воображении. В интегрированную программу вводилась игра, рассматриваемая как один из ведущих приемов в организации творческой работы школьников, развитии их творческого опыта как в процессе эстетического восприятия, так и в художественно-творческой деятельности. Большое внимание на занятиях уделялось нравственно-эстетическому воспитанию ребят, их художественному развитию. Учащиеся начинали видеть не отдельно музыку и отдельно литературу, а искусство в целом как образное отображение мира.

В авторской интегрированной эстетической программе «Искусство» использовался блочно-параллельный процесс обучения, поэтому блок музыки и блок литературы раскрывались во взаимосвязи. В единый блок объединялись несколько разделов искусства на основе возможности осуществления межпредметных связей. Из

12

всех разделов, вошедших в блок, вычленялись узловые, фундаментальные вопросы, которые имели прямое или косвенное отношение ко всем или нескольким разделам. Эти вопросы включались в начальный период обучения и осваивались одновременно, параллельно и во взаимосвязи на основе выполнения практических работ разного плана. При блочно-параллельной системе обучения увеличивался объем изучаемого материала по сравнению с линейно-последовательной системой.

На интегрированных занятиях дети, выполняя практические работы, изучали общие для нескольких областей знаний законы, принципы, правила, закономерности (ритм в музыке и литературе и т.д.).

Приведем в качестве примера одно из интегрированных занятий.

Тема занятия: «Добро и зло».

Цель: Развить способность нравственного осмысления искусства и окружающего мира на основе сравнительного анализа.

Задачи: раскрыть эмоциональное, духовное родство различных художественных произведений; дальнейшее постижение понятий «прекрасное», «добро», «зло», «интонация», «динамика».

Материал: Б. Мурильо. «Мальчик с собакой», П.И.Чайковский «Мама» из «Детского альбома», «Размышление»; Д. Кабалевский. «Злюка»; М. Мусоргский. «Катакомбы» из цикла «Картинки с выставки»; С. Прокофьев. «Сказочка» из альбома «Детская музыка»; Д. Шостакович. Скерцо из Восьмой симфонии (фрагмент); С. Ботвинник. «Прекрасные слова».

Методы: наблюдение, образное сравнение, различные формы импровизации, самостоятельный ассоциативный поиск.

Педагог дает детям задание: исполнить на музыкальных инструментах звуки ласковые, тревожные, решительные, резкие, сердечные. Для выполнения этого задания, прежде всего, необходимо подобрать соответствующие инструменты. После совместного обсуждения школьники избирают колокольчик и треугольник для изображения ласковых звуков; маракас - для воплощения тревоги; барабан и металлофон для передачи решительного настроения. Важно также обратить внимание на динамику исполнения с помощью, в частности, такого вопроса: «Как мы будем играть на этих инструментах: резко, громко или мягко, тихо?».

Задание: на колокольчике, барабане или металлофоне воплотить два контрастных чувства - спокойное, доброе и агрессивное, злое.

Звучат несхожие по характеру инструментальные сочинения: «Мама»

П.И. Чайковского, Скерцо из Восьмой симфонии Д. Шостаковича (фрагмент), «Злюка» Д.Б. Кабалевского (причем названия этих произведений заранее не сообщаются).

Возможные вопросы для обсуждения:

1. Какое из произведений вам больше всего понравилось? (Большинство детей, как правило, предпочитают первую пьесу).

2. Почему понравилась именно «Мама» П.И. Чайковского? (Эта музыка нежная, спокойная, красивая, ее хочется слушать).

3. Какое из прослушанных сочинений вам хотелось бы спеть? (Первое).

Задание: исполнить пьесу П.Чайковского на одном из инструментов шумового

оркестра под аккомпанемент фортепиано; спеть мелодию пьесы задушевно и нежно.

Всячески стимулируя творческую активность учащихся, задать вопрос: «Как бы вы назвали эти три композиторских сочинения?»

Пьесу «Злюка» педагог предлагает исполнить школьникам с аккомпанементом на ударных инструментах, которые подчеркивают резкий, «колючий» настрой произведения.

Задание: выразить добрый или злой характер, настроение, состояние в красках, сюжетном рисунке, в музыкальных интонациях.

В это время звучит музыка С. Прокофьева «Сказочка», фрагменты произведения П.И. Чайковского «Размышление», пьеса М. Мусоргского «Катакомбы». Перед глазами школьников в течение всего занятия находится картина Б. Мурильо «Мальчик с собакой».

Возможные вопросы для диалога педагога и школьников:

1. Может ли мальчик, изображенный на картине, обидеть собаку? Почему вы так думаете?

2. Какое у него лицо? (У него добрая улыбка, он не обидит собаку).

3. Какая из прослушанных музыкальных пьес подходит по характеру, эмоциональному настрою к картине Б. Мурильо («Сказочка» С. Прокофьева, «Мама» П.И. Чайковского).

Педагог читает стихотворение С. Ботвинника «Прекрасные слова».

Задание: продумать и подобрать музыкальную интонацию из трех - пяти звуков, соответствующую образному смыслу поэтического текста.

Различные варианты интонаций могут быть пропеты учащимися или сыграны на музыкальных инструментах. Затем ребята исполняют поочередно (цепочкой) сочиненные ими интонации, после этого разучивают все вместе придуманную мелодию.

В заключение занятия педагог еще раз обращает внимание на то, что «добро» и «зло» можно выразить самыми различными художественными средствами. Искусство своего рода эмоциональная память, оно позволяет многократно пережить, прочувствовать добро и зло.

Материал данной программы подчинен тематическому принципу. Интегрированные занятия строятся главным образом на материале музыки, изобразительного искусства и произведений литературы.

Таким образом, принципы построения интегрированных занятий направлены на формирование у школьников целостного представления об искусстве как важнейшей области художественной деятельности человечества. Это находит выражение и в способах организации занятия, основанных на комплексном использовании произведений музыки, живописи, литературы, и в особенностях их содержания, отражающего конкретные темы - образы, темы - ситуации, наконец, в системе творческих заданий, активизирующих самостоятельность детей, их творческое воображение и творческие способности.

Следует отметить, что интеграция, по мнению автора, - процесс сближения и связи наук, происходящий наряду с процессами дифференциации. Он представляет собой высокую форму воплощения межпредметных связей на качественно новой ступени обучения. Такой процесс обучения под влиянием целенаправленно осуществляемых межпредметных связей сказывается на его результативности: знания приобретают качество системности, умения становятся обобщенными, комплексными, усиливается мировоззренческая направленность познавательных интересов учащихся, более эффективно формируется их убежденность и достигается всестороннее развитие личности.

Итак, воздействие различных видов искусства в их органической взаимосвязи во многом обеспечивает целостность и гармоничность развития личности школьника. Целесообразность интегративно - гуманитарного подхода в преподавании искусства не вызывает сомнения. Такой подход способствует извлечению наибольшей пользы для всестороннего художественного развития учащегося; предоставляет выбор творческих проявлений в соответствии с природными задатками и предпочтениями; помогает дополнить опыт школьников тем, что каждое из искусств в отдельности дать не в состоянии.

Список литературы

1. Городецкая Ю.А. Роль эстетического воспитания и образования в профессиональной подготовке педагогических кадров. Вестник университета (Госуд. ун-т управления). № 8 (46). М., 2008. С. 42-45.

2. Городецкая Ю.А. Формы, методы и технологии эстетического воспитания в системе дополнительного образования. II Международная педагогическая Ассамблея: материалы научно-практической конференции. / Науч. ред. М.В. Волкова. Чебоксары: НИИ педагогики и психологии, 2010. 196 с. С. 12-14.

3. Городецкая Ю.А. Интегрированная художественно-эстетическая деятельность в системе дополнительного образования. Россия и Европа: связь культуры и экономики: Материалы международной научно-практической конференции (24 декабря 2010 года). В 2-х частях. Ч. 2. / Отв. редактор Наумов А.В. Прага, Чешская Республика: DigiTisk Studio spol. s r.o., 2011. 268 с. С. 20-23.

4. Городецкая Ю.А. Внеаудиторные формы эстетического воспитания студентов. Известия Самарского научного центра Российской академии наук. Т. 13. № 2 (40) (3): тематический выпуск/ Глав. ред. В.П. Шорин, 2011. 754 с. С. 727-730.

5. Городецкая Ю.А. Интегративно-гуманитарный подход в образовательном пространстве современного вуза. Материалы Всероссийской научно-практической конференции «Новые тенденции в образовании и науке: опыт междисциплинарных исследований», г. Ростов-на-Дону, 27 февраля 2014 г. Секция «Инновационные и современные проблемы развития постдипломного и профессионального образования»: Научный журнал «Гуманитарные и социальные науки». № 2. Ростов-на-Дону, 2014. 1008 с. С. 365-368.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.