Научная статья на тему 'Реализация механизмов государственно-частного партнёрства при организации деятельности сборных команд России на региональном уровне'

Реализация механизмов государственно-частного партнёрства при организации деятельности сборных команд России на региональном уровне Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
40
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОЕ ПАРТНЁРСТВО / СБОРНАЯ КОМАНДА РОССИИ / СПОРТИВНАЯ КОМАНДА / РЕГИОНЫ / ИНВЕСТИЦИИ В СПОРТ / РЕПУТАЦИОННЫЙ РИСК

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Федорова Оксана Михайловна

В статье проанализированы данные о государственно-частном партнёрстве в спортивной сфере на региональном уровне. Описаны формы реализации данных проектов, приведены объёмы бюджетного и частного финансирования спортивных проектов, а также статус их реализации. Выявлены основные риски для потенциальных инвесторов и причины выбора ими иных отраслей. Дан вывод о том, что поддержка сборных команд России с помощью государственно-частного партнёрства находится в стадии становления и количественно проигрывает аналогичным проектам, реализуемым в иных сферах.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Реализация механизмов государственно-частного партнёрства при организации деятельности сборных команд России на региональном уровне»

СОЦИОЛОГИЧЕСКИЕ НАУКИ

РЕАЛИЗАЦИЯ МЕХАНИЗМОВ ГОСУДАРСТВЕННО-ЧАСТНОГО ПАРТНЁРСТВА ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ СБОРНЫХ КОМАНД РОССИИ НА РЕГИОНАЛЬНОМ УРОВНЕ

Федорова О.М.

Федорова Оксана Михайловна - главный тренер, Государственное бюджетное учреждение Московской области «Центр олимпийских видов спорта», г. Москва

Аннотация: в статье проанализированы данные о государственно-частном партнёрстве в спортивной сфере на региональном уровне. Описаны формы реализации данных проектов, приведены объёмы бюджетного и частного финансирования спортивных проектов, а также статус их реализации. Выявлены основные риски для потенциальных инвесторов и причины выбора ими иных отраслей. Дан вывод о том, что поддержка сборных команд России с помощью государственно-частного партнёрства находится в стадии становления и количественно проигрывает аналогичным проектам, реализуемым в иных сферах. Ключевые слова: государственно-частное партнёрство, сборная команда России, спортивная команда, регионы, инвестиции в спорт, репутационный риск.

УДК 796:339.13; 796:659.1

Подготовка сборных команд России является одним из приоритетов государственной политики в области спорта и физической культуры. Большое количество проводимых внутренних и международных соревнований и чемпионатов неизбежно ставит вопрос о финансировании, прежде всего тех видов спорта, которые входят в программу Олимпийских игр. Что касается численности сборных команд, то в докладе П. Колобкова на совещании, посвящённом обеспечению условий для подготовки сборных команд России, приводятся следующие данные: «На сегодняшний день в списках сборных команд у нас находится порядка 12,5 тыс. спортсменов в 57 олимпийских видах спорта и более 2 тыс. спортсменов в паралимпийских видах спорта. И работает более 3,5 тыс. тренеров и специалистов, которые обеспечивают эту подготовку» [1].

Значительная часть расходов в сфере спорта высоких достижений традиционно возложена на государство. В федеральном бюджете РФ на 2018 год запланированы финансовые ассигнования организациям, осуществляющим подготовку спортивного резерва для сборных команд в размере 776,8 млн руб., а в 2019-2020 годах - по 775,5 млн руб. ежегодно [2]. Но с 2011 года предпринимаются попытки привлечения в данную сферу частных инвесторов с помощью реализации механизма государственно-частного партнёрства.

В период с 2011 по 2017 гг. в России зарегистрировано 32 проекта государственно-частного партнёрства в сфере спорта высших достижений, 13 из которых реализуется на региональном уровне, остальные - на муниципальном [3]. Количественное распределение проектов по федеральным округам следующее: Сибирский федеральный округ - 8 проектов, Центральный - 3, Приволжский - 15, Дальневосточный - 1, Северо-Западный - 3, Южный - 1. Обращает на себя внимание отсутствие в списке проектов из Северо -Кавказского и Уральского федеральных округов.

При этом 5 региональных спортивных объектов уже завершены и находятся в стадии эксплуатации, 4 проекта того же уровня проходят этап инвестирования, по 2-м ведётся отбор частного партнёра и подписание необходимых соглашений и ещё 2

146

остановились на прединвестиционном этапе. Общий объём инвестиций в региональные спортивные проекты по системе государственно-частного партнёрства за период с 2011 по начало 2018 г. составил 121 482 466 тыс. рублей [3].

Анализ форм реализации государственно-частного партнёрства по представленным региональным проектам показал, что в абсолютном большинстве случаев (12 из 13) используется концессионное соглашение, и только в одном случае стороны отрегулировали свои права и обязанности, опираясь на соглашение о государственно-частном партнёрстве, основанное на нормах регионального законодательства [4]. Применение концессионного соглашения именно в спортивной сфере представляется наиболее приемлемым, поскольку в ряде случаев спортивные объекты для подготовки сборных команд в регионах уже созданы, но нуждаются в реконструкции, а договор концессии оптимален для подобного рода сделок.

Раскрывая вопрос государственно-частного партнёрства в подготовке российских сборных команд, стоит также оценить предполагаемые выгоды для инвестора. Объёмы инвестиций, указанные выше, внушают некоторый оптимизм в отношении финансовых перспектив подготовки спортсменов, представляющих страну на международном уровне, но в сравнении с иными сферами вложения частного бизнеса в профессиональный спорт не слишком высоки.

Результаты исследования, проведённого аналитической компанией IPT Group в 2016 году показывают, что наибольшей популярностью у частных инвесторов в регионах пользуются проекты, реализуемые в сферах образования, здравоохранения и жилищно-коммунального хозяйства (особенно связанные со сферой энергетики). Сфера спорта высших достижений зачастую не входит даже в первую пятёрку отраслей, интересующих предпринимателей [5].

Данный факт обусловлен рядом причин, важнейшей из которых является недостаток опыта коммерческих компаний в реализации долгосрочных спортивных проектов. Долгое время спорт высших достижений и его финансирование оставались прерогативой государства, и недолгий шестилетний опыт привлечения бизнеса в эту сферу ещё не успел сформировать у предпринимателей ясного представления о возможных выгодах софинансирования сборных команд на региональном уровне.

Риски же, наоборот, достаточно очевидны - это и большие объёмы необходимых финансовых вливаний, и высокая вероятность невозврата инвестиций, и сложность в прохождении многочисленных разрешительных процедур, и добавившийся в последние два года негативный информационный фон вокруг российского спорта на международном уровне, поставивший под угрозу участие любой из сборных команд или отдельных её членов в престижных соревнованиях и чемпионатах.

Со своей стороны представители властных структур неоднократно обращали внимание на тот факт, что государственно -частное партнёрство в отношении российских сборных, особенно на уровне регионов, может быть и не столь затратным для потенциальных инвесторов. В упомянутом выше докладе П. Колобкова отмечается: «Также важной темой является материально -техническое обеспечение сборных команд. Спортивный результат зависит не только от оборудования помещений и спортивной подготовки, но и от качества используемых технических средств. Практически 100% инвентаря мы сейчас закупаем за рубежом» [2]. Но для инвесторов такое предложение едва ли является выгодным, поскольку отдача от инвестиций в таком случае будет носить исключительно имиджевый характер, что, как отмечалось выше, в ситуации, развернувшейся вокруг российского спорта, представляется скорее риском, чем потенциальной возможностью упрочить свои позиции.

Таким образом, государственно-частное партнёрство в сфере организации деятельности сборных команд России на региональном уровне находится в самой ранней стадии развития. Высокая вероятность рисков и неполучения возврата от вложенных средств отпугивает потенциальных инвесторов от сотрудничества с

147

госструктурами в спортивной сфере и заставляет искать иные, более привлекательные

с экономической точки зрения отрасли.

Список литературы

1. Колобков П. Об обеспечении условий для подготовки спортивных сборных команд России // Flgr.ru: официальный сайт федерации лыжных гонок России, 2017. 15 мая. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.flgr.ru/news/3554.html/ (дата обращения: 15.01.2018).

2. Спорт. Бюджет для граждан к Федеральному закону «О федеральном бюджете на 2018 год и на плановый период 2019 и 2020 годов», 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.minfm.ru/ru/perfomance/budget/ (дата обращения: 12.01.2018).

3. База проектов // РОСИНФРА: платформа поддержки инфраструктурных проектов. 2018. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.pppi.ru/projects/ (дата обращения: 10.01.2018).

4. Постановление Правительства Удмуртской Республики от 01.08.2016 г. №313 «О межведомственном взаимодействии исполнительных органов государственной власти Удмуртской Республики при разработке... соглашений о государственно-частном партнерстве» // Гарант: информационно-правовое обеспечение, 2016. 1 августа. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://base.garant.ru/47901136/ (дата обращения: 16.01.2018).

5. IPT Group. Исследование. Рынок государственно-частного партнёрства в России: проблемы и перспективы развития // Iptg.ru: официальный сайт компании, 2016. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://iptg.ru/services/gosudarstvenno-chastnoe-partnerstvo- gchp/ (дата обращения: 17.01.2018).

СОЦИАЛЬНЫЙ ПОРТРЕТ ЖЕНЩИНЫ - ВОДИТЕЛЯ

1 2 Красичкова Н.А. , Лапина А.А.

1Красичкова Наталья Андреевна - студент; 2Лапина Алена Александровна - студент, кафедра педагогики и психологии, Пензенский государственный университет, г. Пенза

Аннотация: представительниц прекрасного пола все чаще можно встретить за рулем автомобиля. Прошли времена, когда профессия шофер была сугубо мужской. В данной статье рассматривается трансформация в сфере гендерных представлений в современном обществе.

Ключевые слова: женщина - водитель, гендерные стереотипы, анкетирование, гендерные представления.

В современном российском обществе произошли значительные изменения, которые отразились и на общественном сознании, в том числе и в сфере гендерных представлений. Ожесточение конкуренции на рынке труда, необходимость выполнения родительской функции, независимо от семейного положения женщины, вынуждают представительниц прекрасного пола осваивать новые виды деятельности. Современные условия и новые темпы жизни буквально вынудили женщин «сесть за руль», что раньше было прерогативой мужчин, для того чтобы отвечать требованиям современного общества и оставаться конкурентоспособной личностью [1]. И в связи с

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.