Научная статья на тему 'Реализация математической модели мультиграфа мобильных сетей транспортных средств'

Реализация математической модели мультиграфа мобильных сетей транспортных средств Текст научной статьи по специальности «Компьютерные и информационные науки»

CC BY
83
21
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
GRAPH / SET / MULTIGRAPH / EDITOR / CADD / OBJECT MODEL / OSI/ISO / ГРАФ / МНОЖЕСТВО / МУЛЬТИГРАФ / РЕДАКТОР / САПР / ОБЪЕКТНАЯ МОДЕЛЬ

Аннотация научной статьи по компьютерным и информационным наукам, автор научной работы — Кузнецов Алексей Михайлович

В статье обсуждается развитие объектной модели редактора телекоммуникационных сетей. Предложены улучшения для редактора телекоммуникационных схем. Представлены реализация математической модели мультиграфа телекоммуникационной сети и переход к ее использованию.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Realization of multigraph mathematical model of vanet

The article discusses the development of the object model of telecommunication network editor. Author suggests an improvement for telecommunication schemes editor. We present the implementation of a mathematical model multigraph telecommunications network and the transition to its use.

Текст научной работы на тему «Реализация математической модели мультиграфа мобильных сетей транспортных средств»

УДК 004.72

REALISATION OF MULTIGRAPH MATHEMATICAL MODEL

OF VANET

Kuznetsov Alexey Mikhailovich, software developer, "Softline" Ltd., e-mail: dj_stormy@mail.ru

Abstract. The article discusses the development of the object model of telecommunication network editor. Author suggests an improvement for telecommunication schemes editor. We present the implementation of a mathematical model multigraph telecommunications network and the transition to its use.

Key words: graph, set, multigraph, editor, CADD, object model, OSI/ISO.

РЕАЛИЗАЦИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОЙ МОДЕЛИ МУЛЬТИГРАФА МОБИЛЬНЫХ СЕТЕЙ ТРАНСПОРТНЫХ

СРЕДСТВ

Кузнецов Алексей Михайлович, разработчик ПО, ООО «Софтлайн», e-mail: dj_stormy@mail.ru

Аннотация. В статье обсуждается развитие объектной модели редактора телекоммуникационных сетей. Предложены улучшения для редактора телекоммуникационных схем. Представлены реализация математической модели мультиграфа телекоммуникационной сети и переход к ее использованию.

Ключевые слова: граф, множество, мультиграф, редактор, САПР, объектная модель, OSI/ISO.

Мобильные сети транспортных средств (МСТС, в зарубежной литературе VANET) требуют соответствующих подходов в проектировании и обслуживании [1,2]. Зарекомендовавшим способом начальной настройки является графическое планирование. Разработанные модели позволяют выполнять такое планирование наиболее удобным для оператора образом[3]. На основе разработанных моделей была разработана библиотека, позволяющая осуществлять графическое отображение информации.

Основным средством создания комплекта настроечных данных для программного и аппаратного обеспечения телекоммуникационных сетей в мобильных сетях транспортных средств является редактор.

Редактор предоставляет:

1. Возможность создания функциональных схем.

Обеспечить классификацию, поддержку и описание разнообразных типов, используемых в МСТС устройств, входящих в состав телекоммуникационной сети транспортного средства. Такие схемы могут использоваться как в качестве шаблонов проектирования топологии сети, так и для контроля (визуального) уже действующей сети в соответствующем программном обеспечении. Для возможности перехода соединений из транспортного средства к другому транспортному средству (стыкование внутренней и внешней по отношению телекоммуникационных сетей) необходимо реализовать возможность добавления псевдоустройства «линейный щит».

2. Возможность создания слоев и вложенных слоев.

Практика показывает, что схемы с несколькими сотнями транспортных средств не читаемы из-за изображения большого числа объектов на одном слое. Поэтому предлагается реализовать возможность в шаблоне группы транспортных средств свободных коннекторов, либо псевдоустройств, наподобие «линейного щита», для трансляции коннектора на внешний слой. Также полезной будет возможность копировать содержимое из слоя в слой, выделять содержимое блока в отдельный слой.

3. Создать возможность подписей и графических изображений (тип передаваемой информации) на линиях связи

Для дальнейшего развития программного обеспечения в соответствие с вышеописанными потребностями следует использовать математическую модель описываемых сетей и новую объектную модель. Были предложены некоторые начальные данные, позволяющие обрисовать математическую модель мультиграфа телекоммуникационной сети [5-7].

Имеем множество телекоммуникационных устройств К и множество связей между ними N. Такая схема телекоммуникационной сети является графом К'={К, N1, где К - совокупность телекоммуникационных устройств, N - совокупность связей между парами устройств (К],Кг). Мы рассматриваем дуплексную связь между телекоммуникационными устройствами, потому граф К' является неориентированным.

То же самое верно и для транспортных средств, которые связаны телекоммуникационными связями. Более того, группы транспортных средств также могут обладать связями между ними.

Таким образом мы можем иметь множества К1, К2, К3 и т.д. нескольких порядков, каждое из которых является элементами другого. Соответствующие этим множествам графы по определению являются мультиграфами, так как узлом такого графа также является граф.

В [3] былп предложены элементы для описания классов редактора:

• Canvas

• Device

• Port

• Line

• Unit

Таким образом, можно отметить, что для отображения К1, т.е. для множества телекоммуникационных устройств использовался объект Unit, тоже самое можно сказать и про группы транспортных средств К2. При этом элементами К2 являлись множества вида К1, т.е. тоже Unit, при том, что множества К1 состояли из устройств Ki, которые отображались уже с помощью Device. Это входит в явное противоречие с нашей моделью, так как с точки зрения графовой организации нет разницы между группой транспортных средств, группой устройств, и телекоммуникационным устройством (которое, в свою очередь, также может обладать внутренней структурой).

Для того, чтобы привести классовую архитектуру в соответствие с математической моделью будем использовать следующие классы:

• Object

• Line

• Engine

При этом элементом типа Object являются любой К", т.е. это может быть и устройство, и транспортное средство, и группа транспортных средств и группа объектов вышестоящей иерархии организации сети или использующей ее инфраструктуры и т.д.

Для возможности организации вложенности (и соответственно, мультиграфов), используется класс Engine, который связывается с соответствующим Object, имеющим внутреннюю структуру.

Для связи вида объект-объект N мы использовали элементы

• Connector

• Line.

При этом один каждый Connector принадлежит соответствующему Object, a Line и есть линия связи Na,b между Ка и Кь.

В соответствии с вышеописанным рассуждением теперь можно организовать конвертацию схем связи из модели [4] в модель [8] по схеме соответствия наименований объектов обеих моделей:

Canvas —>■ Engine

Device —> Object

Unit —► Object + Engine

Port —> Connector

Line —> Line

Теперь остановимся на том, что мы не рассмотрели в данном рассуждение. Здесь и выше под связями между телекоммуникационными устройствами понимались связи точка-точка. При этом в телекоммуникациях могут присутствовать и многоточки (коаксиальный кабель, HPNA, радиоэфир на определенной частоте, либо использование пассивного и активного оборудования вида концентраторов и коммутаторов, работающих на физическом и канальном, но не на сетевом уровне модели OSI/ISO, которыми также на схеме можно было бы пренебречь). При этом все такие многоточки в [4] отображались с помощью объекта Device, что в определенной степени оправдано для концентратора или коммутатора, но для радиоэфира или для топологии вида шина (коаксиальный кабель, HPNA) является искусственным.

Для организации многоточек в [8] был добавлен так же класс

LineConnector,

позволяющий объединять несколько Line.

Преобразование же из модели [4] в модель [8] требует распознавания таких псевдоустройств Device с соответствующими Port и преобразование их в один LineConnector:

Device + n • Port —► LineConnector.

Способом определения можно использовать либо анализ текстовых свойств соответствующего Device, либо определение того, что Device не вложен в Unit первого уровня, а сразу в Unit второго или третьего уровня, т.е. вложен не в транспортное средство, а сразу в группу транспортных средств, хотя это менее явный и менее надежный показатель. Если имеется возможность использовать явные показатели (в [4] они были реализованы как Label), следует в этом случае использовать именно их.

Таким образом, мы показали реализацию математической модели, изложенной в [4-7], показали переход от структуры модели [4] в объектно-классовую модель [8].

Так как каждой модели соответствует и своя структура в XML или даже в СУБД, конвертацию по той же схеме можно организовать и для нее.

В результате использования предложенной концепции был реализован графический редактор [9] проектирования систем связи, используемый для первоначальной настройки мобильных сетей транспортных средств (VANET).

Библиографический указатель

1. Кручинин C.B. Мобильные сети транспортных средств: область и особенности применения // Научно-исследовательские публикации. 2015. № 11 (31). С. 135-136.

2. Кручинин C.B. Мультисервисные одноранговые мобильные сети - определение, характеристики //Общество и цивилизация. 2014. Т. 2. С. 31-34

3. Кручинин C.B., Зотов C.B. Генератор настроечной информации: заявка № 2007612850, 09.07.2007; свидетельство о регистрации программы для ЭВМ № 2007613777, 05.09.2007

4. Зотов C.B. Разработка графического редактора для статического планирования сети // Научные дискуссии. 2012. Т. 1. С. 8-10.

5. Кузнецов А.М. Математическая модель мультиграфа телекоммуникационной сети и иерархия классов // Научно-исследова-тельские публикации. 2013. № 1. С. 87-93.

6. Кручинин C.B. Математическая модель акторов телекоммуникационной сети в проектировании САПР//Известия Волгоградского государственного технического университета. -2014. -Т. 20. № 6(133). -С. 123-131.

7. Вишняков A.B., Кручинин C.B. Язык описания топологии вычислительных сетей NTDL // Известия Волгоградского государственного технического университета. 2012. Т. 15. № 15 (102). С. 126-130.

8. Кручинин C.B. САПР телекоммуникационных сетей как один из подходов построения сетей транспортных средств // Информатика: проблемы, методология, технологии Материалы XVI Международной научно-методической конференции. Под редакцией Тюкачева H.A.. 2016. С. 325-328.

9. Кручинин C.B., Кузнецов А.М., Зотов C.B. Графическое ядро визуализации и анализа инженерных схем//Свидетельство о государственной регистрации программа для ЭВМ № 2011618938 от 27.09.2011. -Федеральная служба по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.