ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ НАУКИ
Редактор раздела:
ЮННА ВАЛЕРЬЕВНА СОРОКОПУД - доктор педагогических наук, профессор кафедры гуманитарных и естественно-научных дисциплин АНОВО "Московский Международный университет", (г. Москва)
УДК 372.880.82.046.16
Dudina G.O., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, Military Academy of Logistics n.a General of the Army A.V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: galina.rus@list.ru
Rotmistrova O.V., Cand. of Sciences (Pedagogy), senior lecturer, North-West Institute of Management of the Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: olli-r@mail.ru
Supronova A.N., teacher, Russian Language Department, Military Academy of Logistics n.a. General of the Army A.V. Khrulev (Saint-Petersburg, Russia), E-mail: snbmggroup@mail.ru
IMPLEMENTATION OF LINGUODIDACTIC POTENTIAL OF MASS MEDIA IN TRAINING RUSSIAN LANGUAGE FOR FOREIGN MILITARY SERVICEMEN.
In this article, the linguodidactic potential of mass media resources is substantiated by the example of their use in classes in the Russian language and during the independent training of foreign servicemen. According to the authors, the inclusion in the teaching methodology of the Russian language as a foreign media resource (materials of the media, advertising materials, programs of the scientific and popular science plan, artistic, documentary and animation films, etc.) reflecting the phenomenon of military professional culture, will promote the activation of cognitive activity of students, the formation of their media competence and the successful formation of their communicative competence necessary for studying and professional activities.
Key words: methodology of teaching Russian as a foreign language, mass media, linguistic and media potential, media education, media competence, professional communicative competence, military professional culture, military world image.
Г.О. Дудина, канд. пед. наук, доц., доц. каф. русского языка, ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёеа», г. Санкт-Петербург, E-mail: galina.rus@list.ru
О.В. Ротмистрова, канд. пед. наук, доц. каф. журналистики и медиакоммуникаций Северо-Западного института управления,
ФГБОУ ВО «Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации», г. Санкт-Петербург,
E-mail: olli-r@mail.ru
А.Н. Супроноеа. преп. каф. русского языка, ФГКВОУ ВО «Военная академия материально-технического обеспечения имени генерала армии А.В. Хрулёва», г. Санкт-Петербург, E-mail: snbmggroup@mail.ru
РЕАЛИЗАЦИЯ ЛИНГВОДИДАКТИЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА МАССМЕДИА В ОБУЧЕНИИ РУССКОМУ ЯЗЫКУ ИНОСТРАННЫХ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ
В данной статье обосновывается лингводидактический потенциал ресурсов массмедиа на примере их использования на занятиях по русскому языку и во время самостоятельной подготовки иностранных военнослужащих. По мнению авторов, включение в методику обучения русскому языку как иностранному в условиях военного вуза ресурсов массмедиа (материалов СМИ, рекламных материалов, передач научного и научно-популярного плана, художественных, документальных и анимационных фильмов и др.), отражающих феномены военно-профессиональной культуры, будет способствовать активизации познавательной деятельности обучающихся. В свою очередь, это приведет и к развитию у них коммуникативной компетенции и формированию медиаком-петентности, что повлияет на успешность и результативность выполнения учебно-профессиональных задач.
Ключевые слова: методика обучения русскому языку как иностранному, массмедиа, лингводидактический потенциал массмедиа, медиаобра-зование, медиакомпетентность, профессиональная коммуникативная компетенция, военно-профессиональная культура, военная картина мира.
В настоящее время сложно представить образование в вузе без использования массмедиа, особенно, когда речь идёт о формировании универсальных и профессиональных компетенций. Закономерный характер включения контента медиапространства и мультимедийных технологий в образовательную сферу объясняется не только современными тенденциями развития общества и образования в контексте их цифровизации [1; 2], но и самой жизнедеятельностью современного человека в информационном обществе. И, как следствие, необходимостью формирования медиаграмотности, поскольку она, по общему мнению исследователей, способствует активному использованию человеком возможностей информационного контента медиапространства (телевидения, прессы, Интернета, кинематографа, рекламы и др.) и способствует развитию основ информационной культуры [3].
Из вышесказанного следует, что умение дифференцировать информацию, адекватно оценивать происходящее, ставить во главу угла значимое, актуальное в различных сферах, в том числе в учебно-профессиональной деятельности -это та основа, чем должен владеть обучающийся сегодня и на чем базируется ме-
диакомпетентность. Формирование у обучающегося этого вида компетентности значимо не только в рамках медиаобразования, но и входит в число актуальных задач современного образования в аспекте универсальных и профессиональных компетенций. Эта проблематика и вопросы использования медиаресурсов в дидактическом аспекте, отражены в работах Е.А. Бондаренко, М.В. Жижиной, А.П. Короченского, С.В. Миндеевой, С.Н. Пензина, С.Л. Троянской, В.И. Челыше-вой и др. Фундаментальные исследования данной проблемы широко представлены в трудах А.В Фёдорова, вслед за которым отметим, что невозможно понимать и анализировать информацию полноценно (тем более выражать собственное мнение) без подготовки к её восприятию [4, с. 26]. Действительно, «умение «читать» медиатекст» необходимо <...> каждому учащемуся, студенту, специалисту любой области» [5], т. е. обладать способностями, способствующими «выбору, использованию, критическому анализу, оценке и передаче медиатекстов в различных видах, формах и жанрах, анализу сложных процессов функционирования медиа в социуме» [6, с. 25], «вырабатывать независимость суждения по отношению к медиатекстам, способность иметь и формулировать собственную точку
зрения» [7, с. 113]. В связи с этим примечательны высказывания выдающихся учёных, писателей, журналистов. Так, известный американский журналист Джин Фаулер писал, что новости представляют собой «подстреленную на лету историю», и «даже если сегодня летают только стрижи, охотник за новостями пытается заполучить павлина или орла», а выдающийся советский физик, лауреат Нобелевской премии П.Л. Капица отмечал: «Средства массовой информации не менее опасны, чем оружие массового уничтожения». Ср. также: «Заголовки удваивают размер событий» (Джон Голсуори), «Шпионы - вымирающая профессия. За них теперь всё делают газеты» (Оскар Уайльд), «Газета не знает различий между велосипедной аварией и катастрофой цивилизации» (Бернард Шоу). Заметим, таким образом, что контент массмедиа по характеру своего содержания и предназначения стабилен в любое время, в любую эпоху. Приведённые выше фразы, бесспорно, нацеливают на значимость адекватного восприятия информации, поступающей от массмедиа. Особенно это актуально в рамках нашего исследования, поскольку речь идёт об использовании медиаресурсов в аудитории иностранных военнослужащих, а специфика военного образования, будущей деятельности данного контингента обучающихся требует особого внимания к поступающей информации. Преподаватель, реализующий учебный процесс в такой аудитории, должен быть внимателен при отборе ресурсов массмедиа как средства обучения, а также при выборе методов, приёмов и форм работы с ме-диаресурсами и текстами [8; 9; 10; 11; 12; 13].
Мы считаем, что коммуникативные умения и навыки в контексте профессиональной деятельности иностранных военнослужащих не будут полноценными без учёта контента медиапространства, поскольку медиаресурсы обладают значимыми для методики РКИ лингводидактическими возможностями, а медиаком-петентность обеспечивает эффективность общения в контексте межкультурной коммуникации, «становится частью профессиональной субкультуры специалистов» [14]. Таким образом, при отборе материалов массмедиа в учебных целях важно учитывать роль медиакомпетентности в обучении, сферу профессиональных интересов обучающихся, требования государственных образовательных стандартов, а также и то, что через язык, через лексику массмедиа отражают национально-культурную специфику интерпретируемого. Поэтому вполне закономерно, что в методике РКИ «именно лексический состав языка, являющийся его наиболее культурорепрезентативным уровнем, становится важнейшим компонентом содержания обучения» [15, с. 41].
Отобранные учебные материалы, их содержание, целесообразность, актуальность в контексте военно-профессиональной деятельности, методика работы с ними - всё это будет влиять на эффективность формирования профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся. В связи с этим заметим, что в содержание обучения РКИ должны быть включены феномены, отражающие важные фрагменты культуры изучаемого зыка [11; 12; 13; 15; 16; 17; 18], и компоненты военно-профессиональной культуры не являются исключением, поскольку тема воинства занимает существенное место в национальной картине мира [12; 13].
Так, например, военнослужащий (служивый, воин, боец, солдат, офицер) в русской языковой картине мира (по данным различных лексикографических источников и Национального корпуса русского языка) - бесстрашный, лихой, мужественный, несгибаемый, стойкий, неустрашимый, отважный, храбрый, способный на подвиг, мужественный защитник Отечества и т. п. [12, с. 65].
Анализ словарей фразеологизмов, пословиц и поговорок позволил выявить идиоматическое содержание образа военнослужащего в РЯКМ и организовать идиомы по сегментам [12]: отношение военнослужащего к Родине, к армии, уставу и присяге, к оружию и др., ср: если армия сильна - непобедима и страна; с уставом жить - верно Родине служить; присяга бойца - за Родину стоять до конца; кто хорошо военное дело знает, тот в бою побеждает; бой отвагу любит и др.
Такая лексика «представляет семантическую ценность» [13, с. 74], поэтому её целесообразно вводить в активный словарный запас иностранных военнослужащих [13], например, посредством заданий, способствующих активизации данной лексики в контексте работы с медиатекстами (в рамках лексических тем, связанных с военной культурой, воинским этикетом). При этом необходимо учитывать, что подбор медиатекстов, их последующая интерпретация, методика работы с ними являются «предметом особого внимания» [19, с. 31]. Также заметим, что речь идёт о работе с неадаптированными текстами, актуализация которых в курсе РКИ объясняется углублением компетенции обучающихся «в освоении языка и понимания особенностей межкультурной коммуникации» [20, с. 36]. Особенно актуальны неадаптированные источники информации, когда речь идёт о формировании профессиональной коммуникативной компетенции обучающихся: именно актуальный аутентичный материал и грамотная (пошаговая, с постепенным усложнением заданий) методика работы с ним позволит реализовать поставленные задачи.
Так в рамках предтекстовых заданий можно предложить курсантам определить значения лексем, относящихся к тематике воинского этикета, например: смелость, трусость, ответственность, безответственность, самопожертвование, самоотверженность, патриотизм, героизм, ловкость, ум и др. Традиционными в данном случае будут задания на определение способа образования лексем (в т. ч. работа с однокоренными словами), их коннотации и т. п. Активизации лексем могут способствовать упражнения, требующие осмысленного ответа на вопросы, аргументации точки зрения обучающегося. Например: 1. Как Вы
считаете, имеет ли военнослужащий право на трусость? 3. Что значит для Вас слово «патриотизм»? Какое значение имеет это понятие для военнослужащего? Есть ли место проявлению патриотизма в настоящее время? 5. Что значит быть самоотверженным? и др. Все ответы должны быть обоснованными и подкрепляться аргументами.
На следующем этапе можно переходить к работе с заголовками текстов СМИ, например: «Майор Российской армии Сергей Солнечников ценой своей жизни спас солдат-срочников» (репортаж в передаче «Новости» от 01.04.2012 г на «Первом канале»), «Приамурский герой: Комбат спас солдат, накрыв собой гранату» (репортаж в интернет-издании «Свободная пресса» от 28.03.2012 г), «Комбат Сергей Солнечников геройски погиб на военном полигоне, спасая солдат» (репортаж в передаче «Сейчас» от 28.03.2012 г на «Пятом канале»), «Майор Солнечников посмертно стал Героем России» (репортаж в передаче «Вести» от 23.04.2012 г на канале «Россия-24»), «Год назад в Приамурье героически погиб майор Сергей Солнечников» (репортаж на информационном портале «ТЕЛЕПОРТ.РФ» от 28.03.2013 г), «Родителяммайора Сергея Солнечникова вручили звезду Героя Российской Федерации» (репортаж в передаче «Новости дня» от 10.07.2012 г на телеканале «Звезда») и др.
В рамках данного задания курсантам можно предложить работу со составляющими алгоритма на понимание заголовка и содержания репортажа в СМИ: а) проанализировать заголовки на наличие повторяющейся лексики; б) найти слова и словосочетания, относящиеся к военной сфере (комбат, солдаты-сроч-ники, военный полигон и др.) и определить их значения (например, значение лексемы комбат универсально и обучающимся понятно (ср.: англ. battalion commander, battery commander; combat), а лексема солдаты-срочники требует объяснения с помощью словосочетания солдаты срочной службы); в) определить значение словосочетаний погибнуть геройски/героически, спасти (кого-л.) ценой своей жизни, стать Героем России посмертно; г) обратить внимание на название награды (звезда Героя Российской Федерации) и рассказать, какой человек заслуживает звания Героя России и кто может быть его удостоен, есть ли такое звание в странах обучающихся; д) по содержанию заголовков определить, о чём говорится в сообщениях СМИ.
Уточним, что цепочка (а)-(б)-(в)-(г)-(д) может корректироваться преподавателем, и, например, интересным будет алгоритм (д)-(а)-(б)-(в)-(г). Отметим также, что в части (г) мы акцентируем внимание на мотивационном факторе: учёт культуры военнослужащих чрезвычайно важен, поскольку упражнения в аспекте межкультурной коммуникации усиливают мотивацию, значит, способствуют познавательной деятельности обучающихся.
Следующий шаг - знакомство с лингвострановедческим материалом. Работа в рамках данного этапа строится на рассуждении о словообразовательных особенностях топонима Приамурье (преподаватель обращает внимание на происхождение топонима, на значение приставки при- в ряде слов, которые известны курсантам с подготовительного курса, ср.: прифронтовой город, пригород и т. п.) и на работе с картой России: после введения информации физико-географического характера курсантам предлагается самостоятельно найти местоположение Приамурья на карте России. Важно, что у обучающихся будут расширяться представления о географическом пространстве России, поскольку, «определяя характер общей картины мира, представления о географическом пространстве формируют и значительный фрагмент языковой картины мира» [16, с. 3].
Следующим этапом может быть введение лексического материала из текста / текстов СМИ. При этом важно обратить внимание на особенности языка СМИ: эмоциональность, образность, наличие разговорной лексики и др. Обратимся к тексту под заголовком «Майор Российской армии Сергей Солнечников ценой своей жизни спас солдат-срочников». Ср., например, употребление лексем мальчишка (о солдате-срочнике: «Я думаю, это стопроцентная трагическая случайность, тут ничьей вины нет - ни этого мальчишки, которого, не дай Бог, травить начнут сейчас, что, вот, ты, такой-сякой, не справился и прочее», -рассказывает отец героя.) и пацан (отец о сыне, майоре Солнечникове: «Я не буду говорить таких высокопарных слов, просто пацан был воспитан в таком духе и жалел других, меньше для себя - больше для окружающих, так и погиб», -сказал Александр Солнечников.). Ср. также: фразеологизм не дай бог (разг: выражение опасения), такой-сякой (разг, фам.: плохой, нехороший), травить (перен., разг: изводить, причинять страдания), чуть за 30 (о возрасте) и др.
Приведённые примеры позволяют заметить, что медиатекст, ретранслируя феномены культуры, является источником «широкого круга национально-культурных языковых единиц, представляющих особую ценность для обучения языку в контексте межкультурного контакта: фразеологизмов, пословиц, национально-культурных стереотипов, устойчивых словоупотреблений» [19 с. 31].
После прочтения текста актуальными могут быть следующие вопросы и задания, которые преподаватель может корректировать в зависимости от особенностей аудитории обучающихся: 1. Какую оценку автор даёт поступку майора Солнечникова? Согласны ли Вы с автором? Аргументируйте свою точку зрения. 2. Что Вы узнали о качествах майора Солнечникова? Что значит быть настоящим, правильным военным и как это согласуется с положениями воинских уставов? Аргументируйте ответ примерами из уставов. 3. Обратите внимание, какой фразой заканчивается репортаж. Как Вы думаете, какой смысл вложил Александр Солнечников в слова «меньше для себя - больше для других», говоря о своём сыне? Согласны ли Вы с его словами? Аргументируй-
те ответ. 4. Можно ли назвать поступок майора Солнечникова проявлением патриотизма? Аргументируйте свою точку зрения и т. п.
В качестве задания для самостоятельной подготовки курсантам предлагается найти репортажи о героях своей страны, используя контент СМИ, проанализировать материал и подготовить сообщение на заданную преподавателем тему (о проявлении патриотизма в наше время, о том, каким должен быть настоящий офицер и т. п.).
Представляется, что предложенная методика работы (поступательность в планировании заданий, постанова вопросов проблемного характера, актуальность темы для иностранных военнослужащих и др.) будет способствовать не только адекватному восприятию и пониманию курсантами содержания, темы, идеи, информации текста, но и умениям интерпретировать его содержимое, определять отношение автора к теме текста и выражать собственное отношение к прочитанному.
В рамках темы о воинском этикете, военно-профессиональной культуре эффективна работа, при которой используются в комплексе адаптированные тексты и, например, художественные фильмы («Суворов» (1940), «Офицеры» (1971) и др.) и документальное кино, сообщения СМИ, реклама и др. Проанализируем, как можно всё это совместить в рамках одной темы. Например, актуальным будет текст о воинском этикете - таких ключевых понятиях как: долг, честь, доблесть, патриотизм, верность присяге, Отечеству и т.п., а также о традициях воинского приветствия и др. Анализируя воинское приветствие с обучаемыми, можно просмотреть фрагменты художественного фильма «Суворов» (1940 г) и документального фильма «Полководцы России: Александр Суворов» (2014 г). При этом задания могут быть сформулированы в виде следующих вопросов: Какое значение для Вас как для военнослужащего имеет воинское приветствие? Что оно символизирует? Как А.В. Суворов приветствовал офицеров и солдат? Какие слова он при этом использовал? Как Вы думаете, какой смысл вкладывал А.В. Суворов в эти слова? И здесь актуально обращение к важной составляющей воинского этикета - военной риторике. Тогда вопрос можно сформулировать так: Согласны ли Вы с утверждением Е. Фукса, адъютанта А.В. Суворова: «Военное красноречие действует на сердце и воображение»? Аргументируйте свой ответ примерами из фильмов о Суворове.
Расширить представления иностранных военнослужащих о феноменах, входящих в военную концептосферу национальной картины мира, можно и с помощью рекламы, в которой, по мнению Л.И. Харченковой [21], используется и лингвистическая, и лингвокультурологическая, и паралингвистическая, и страноведческая информация - практически все виды информации, входящие в социокультурный компонент межкультурной коммуникации, что в свою очередь, способствует и развитию соответствующей компетентности [22; 23].
Кроме того, методическая обусловленность включения рекламы в обучение русскому языку иностранных военнослужащих «заключается в коммуникативной ценности рекламных материалов и их тематической релевантности профессионально ориентированному характеру обучения данной категории учащихся» [11, с. 54]. Ср., например: «Доблесть. Мастерство. Шаг в будущее. Военная служба по контракту», «Есть такая профессия - Родину защищать», «Моя цель - нести пользу народу. А твоя?» и др. Примерные задания в рамках работы с рекламой могут сформулированы так: 1. На какие понятия воинского этикета, отражённые в уставах ВС, обращают внимание рекламные слоганы? Сравните, как об этих понятиях говорится в уставах и рекламе. 2. Что подразумевает в рекламе фраза «Есть такая профессия - Родину защищать!»? Вспомните, какому герою из кинофильма «Офицеры» принадлежат эти слова. Согласны ли Вы с утверждением героя фильма? Как Вы думаете, с какой целью в рекламе использованы именно эти слова?
Обучая иностранных военнослужащих русскому языку, преподавателю важно учитывать возможности культурного пространства города. Безусловно, представления о потенциале культурного пространства, например, Санкт-Петербурга иностранные учащиеся получают в рамках тем о достопримечательностях, строительстве, истории города [24, с. 208]. Возникает вопрос: могут ли быть актуальны данные темы на основном курсе, когда речь идёт о формировании
Библиографический список
профессиональной коммуникативной компетенции? Ответим на него словами героя романа Алексея Иванова «Географ глобус пропил»: «Мосты - самое доброе изобретение человечества. Они всегда соединяют». Для будущих военных инженеров, специальность которых связана со строительством мостов, тема «Санкт-Петербург - город мостов», несомненно, будет интересна. В рамках этой темы актуальна информация о классификации мостов, их предназначении, структурных компонентах (вводится специальная лексика: створ моста, пролёт моста и др.) на примере мостов Санкт-Петербурга. При этом расширять информацию адаптированных текстов можно документальными фильмами о мостах Ленинграда в блокаду, ресурсами музея-диорамы «Прорыв блокады Ленинграда», рекламой и др. Такой подход к презентации учебного материала будет усиливать мотивацию обучающихся, способствовать формированию не только профессиональной коммуникативной компетенции, но и представлений о культурно-географическом пространстве Санкт-Петербурга как фрагмента культурно-географического образа страны изучаемого языка, что с лингводидактической точки зрения представляется ценным: «культурно-географический образ страны концентрирует в себе актуальный материал для формирования культурообуслов-ленных компетенций» [17, с. 26], в том числе и социально-коммуникативной [23], и отдельно коммуникативной компетенции, формирование которой - базовая цель методики РКИ.
Как мы уже отмечали в своих публикациях ранее [10; 24; 25; 26], на занятиях по РКИ целесообразно использование музейных технологий, эффективность которых объясняется их междисциплинарным характером. Для формирования коммуникативных навыков военнослужащих эффективны задания, направленные на организацию виртуальных экспозиций, экскурсий и др., которые делают «процесс обучения интерактивным, творческим и нетрадиционным» [9]. Военнослужащим может быть интересна работа, например, с контентом сайта Государственного мемориального музея обороны и блокады Ленинграда (см.: blokadamus), на котором можно получить представления о блокадных экспозициях, выставках, проектах и др. Изучив материалы сайта, курсанты могут подготовить виртуальные музейные экспозиции (в виде буклетов, плакатов, презентаций) о героической обороне и блокаде Ленинграда. При этом виртуальный характер экспозиций компенсируется их креативностью, а массмедиа (сайт музея), отбирая, компонуя и интерпретируя информацию начинают выполнять еще и «обучающие, просветительские функции» [4].
Таким образом, эффективность занятий во многом зависит от использования инновационных технологий ввиду их влияния на качество подготовки обучающегося. Это обусловливает актуальность ресурсов массмедиа в качестве средства обучения, которые способствуют развитию «интеллектуальной и эмоциональной сфер личности, <...> становлению оценочного, критического, творческого мышления» [27, с. 100]. Действительно, обучение должно представлять собой «творческий, созидательный процесс», в котором знания усваиваются одновременно с умениями и становятся способом действия, а весь процесс усвоения материала зависит и от опоры на эмоциональную память, и от организации внимания, и от того, как материал будет воспринят обучающимися [25]. Исходя из вышеизложенного, считаем, что владение коммуникативными умениями и навыками в рамках обучения русскому языку как иностранному без учёта контента медиапространства не будет полноценным.
Таким образом, новизна и актуальность предложенных в данной работе идей для методики обучения РКИ в условиях военного вуза заключается в том, что процесс формирования профессиональной коммуникативной компетенции военнослужащих должен учитывать и формирование их медиакомпетентности. Включение в содержание обучения тем и понятий по специальности предусматривает совокупность использования ресурсов массмедиа и адаптированных текстов и носит согласованный характер ввиду того, что расширение информации за счёт различных медиаресурсов происходит поступательно. Данная модель учитывает и родную культуру обучающихся, что будет способствовать усилению их мотивации, а также гармонизации отношений в рамках межнационального общения. Предложенная методика может быть адаптирована для любой аудитории иностранцев, изучающих русский язык.
1. Лубков А.В., Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Тенденции развития современного образования в условиях становления цифровой экономики. Информатизация образования: теория и практика: сборник материалов Международной научно-практической конференции 18 - 19 ноября 2017 г Омск: Издательство ОмГПУ 2017: 41 - 47.
2. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И. Теория развития и практика реализации содержания обучения в области информационно-образовательных систем: монография. Москва: МПГУ 2017.
3. Каракозов С.Д., Рыжова Н.И., Фомин В.И. Составляющие информационной культуры специалиста в контексте информатизации образования. Вестник Самарского государственного экономического университета. 2007; 9: 94 - 99.
4. Федоров А.В. Медиаобразование: история, теория и методика. Ростов-на-Дону: Издательство ЦВВР 2001.
5. Челышева В.И. Интерактивные формы и методы работы в развитии медиакомпетентности школьников. Киберленинка. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/ interaktivnye-formy-i-metody-raboty-v-razvitii-mediakompetentnosti-shkolnikov
6. Федоров А.В. Словарь терминов по медиаобразованию, медиапедагогике, медиаграмотности, медиакомпетентности. Москва: МОО «Информация для всех», 2014.
7. Миндеева С.В. Значимость медиакомпетентности для инженера-бакалавра в условиях компетентностного подхода. Magister Dixit. 2012; 2: 110 - 116.
8. Баранова И.В., Зенталя Г, Ротмистрова О.В. Тенденции развития лингвистического образования в аспекте обучения русскому языку как иностранному. Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сборник материалов Международной научно-практической конференции. Под научной редакцией М.П. Тыриной, Л.Г. Куликовой. Барнаул, АлтГПУ 2017: 146 - 151.
9. Дудина ГО. Музейная педагогика как средство обучения русскому языку как иностранному (на примере моделирования виртуальной экскурсии по музеям Санкт-Петербурга). Современные проблемы науки и образования. 2017; 6; Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27246
10. Дудина Г.О., Турунен Н., Харченкова Л.И. Педагогические инновации в процессе обучения русскому языку как иностранному (на примере технологий музейной педагогики). Модернизация профессионально-педагогического образования: тенденции, стратегия, зарубежный опыт: сборник материалов Международной научной конференции. Под научной редакцией М.П. Тыриной, Л.Г Куликовой. Барнаул, АлтГПУ, 2017: 168 - 172.
11. Ротмистрова О.В. Военная реклама как средство формирования межкультурной компетенции иностранных военнослужащих на занятиях по русскому языку Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения. Санкт-Петербург: Издательство КультИнформПресс», 2017: 53 - 55.
12. Супронова А.Н. Образ военнослужащего в национальной картине мира как предмет обучения русскому языку иностранных курсантов (на примере русской идиоматики). Наука сегодня. Ключевые проблемы и перспективы развития. 19 - 20 декабря 2015 г Санкт-Петербург: Издательство «КультИнформПресс», 2015: 64 - 66.
13. Супронова А.Н. Учёт лексикографической репрезентации образа военнослужащего в обучении русскому языку иностранных курсантов (на примере лексем «военнослужащий», «воин», «боец»). Теория и практика современного научного знания. Проблемы. Прогнозы. Решения. Санкт-Петербург: Издательство КультИнформПресс», 2017: 72 - 74.
14. Жижина М.В. Медиаграмотность как стратегическая цель медиаобразования: о критериях оценки медиакомпетентности. Медиаобразование. 2016; 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-strategicheskaya-tsel-mediaobrazovaniya-o-kriteriyah-otsenki-mediakompetentnosti
15. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Учебное сегментирование лексико-семантического поля «Географическое пространство страны» как основа формирования лингво-культурологической компетенции польских студентов, изучающих русский язык». Филологические науки. Вопросы теории и практики. Тамбов: Грамота, 2013; 9 (27): в 2-х ч.; Ч. I: 41 - 44.
16. Васильева Г.М., Ротмистрова О.В. Культурно-географический образ России в лингвокультурологическом аспект. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУВК, 2011.
17. Васильева ГМ., Ротмистрова О.В. Содержательные сферы культурно-географического образа России в преподавании дисциплин гуманитарного цикла. Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. 2012; 7 (89): 25 - 29.
18. Ядровская Е.Р Научно-методический совет по преподаванию литературы и русского языка: синергия идей и подходов. Известия Волгоградского государственного педагогического университета. 2016; 9-10 (113): 60 - 64.
19. Цонева Л.М. Медиатекст в обучении русскому языку как иностранному. Вестник Новгородского государственного университета. 2015; 87; Ч. I: 30 - 32.
20. Цыкунов И.В. Методика изучения и интерпретации медиатекстов в контексте обучения РКИ. Язык и текст langpsy.ru. 2015; Т. 2; № 2. Available at: http://psyjournals.ru/ langpsy/2015/n2/Tsykunov.shtml
21. Межкультурная коммуникация в рекламе и связях с общественностью: опыт научной школы. Сост. Харченкова Л.И., Лукьянчикова М.В. и др. Санкт-Петербург: Издательство СПбГУП, 2016.
22. Харченкова Л.И., Рыжова Н.И. Профессиональная подготовка специалиста гуманитарного профиля в области межкультурной коммуникации: концепция фундамента-лизации обучения и структура содержания. Мир науки, культуры, образования. 2011; 6-2: 251 - 254.
23. Медянова П.В., Рыжова Н.И. Структура и компоненты языковой составляющей социально-коммуникативной компетентности специалиста туристской индустрии. Мир науки, культуры, образования. 2012; 3: 8 - 12.
24. Дудина Г.О. Образовательный потенциал культурного пространства Санкт-Петербурга в обучении русскому языку как иностранному. Язык, культура менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории: сборник научных статей XVI Международной научно-практической конференции 19 - 21 апреля 2017. Санкт-Петербург: РГПУ им. А.И. Герцена, 2017: 207 - 210.
25. Дудина ГО. Формы и способы организации занятий по русскому языку в иностранной аудитории на основе лингвокраеведческого материала. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник научных трудов V Международной научно-методической конференции 19 - 20 ноября 2015. Санкт-Петербург: Издательство «Горный», 2015: 286 - 289.
26. Дудина ГО. Технологии музейной педагогики в формировании межкультурной компетенции иностранных учащихся. Актуальные проблемы гуманитарного знания в техническом вузе: сборник науч. тр. VI Международной научно-методической конференции 26 - 27 октября 2017. Санкт-Петербург: Издательство «Горный», 2017: 286 - 289.
27. Троянская С.Л. Основы компетентностного подхода в высшем образовании: учебное пособие. Ижевск: Изд. центр «Удмуртский университет», 2016.
References
1. Lubkov A.V., Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Tendencii razvitiya sovremennogo obrazovaniya v usloviyah stanovleniya cifrovoj 'ekonomiki. Informatizaciya obrazovaniya: teoriya i praktika: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 18 - 19 noyabrya 2017 g. Omsk: Izdatel'stvo OmGPU, 2017: 41 - 47.
2. Karakozov S.D., Ryzhova N.I. Teoriya razvitiya i prakíika realizacii soderzhaniya obucheniya v oblasti informacionno-obrazovatel'nyh sistem: monografiya. Moskva: MPGU, 2017.
3. Karakozov S.D., Ryzhova N.I., Fomin V.I. Sostavlyayuschie informacionnoj kul'tury specialista v kontekste informatizacii obrazovaniya. Vestnik Samarskogo gosudarstvennogo 'ekonomicheskogo universiteta. 2007; 9: 94 - 99.
4. Fedorov A.V. Mediaobrazovanie: istoriya, teoriya i metodika. Rostov-na-Donu: Izdatel'stvo CVVR, 2001.
5. Chelysheva V.I. Interaktivnye formy i metody raboty v razvitii mediakompetentnosti shkol'nikov. Kiberleninka. Available at: https://cyberleninka.ru/article/n/interaktivnye-formy-i-metody-raboty-v-razvitii-mediakompetentnosti-shkolnikov
6. Fedorov A.V. Slovar'terminovpomediaobrazovaniyu, mediapedagogike, mediagramotnosti, mediakompetentnosti. Moskva: MOO «Informaciya dlya vseh», 2014.
7. Mindeeva S.V. Znachimost' mediakompetentnosti dlya inzhenera-bakalavra v usloviyah kompetentnostnogo podhoda. Magister Dixit. 2012; 2: 110 - 116.
8. Baranova I.V., Zentalya G., Rotmistrova O.V. Tendencii razvitiya lingvisticheskogo obrazovaniya v aspekte obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu. Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii. Pod nauchnoj redakciej M.P. Tyrinoj, L.G. Kulikovoj. Barnaul, AltGPU, 2017: 146 - 151.
9. Dudina G.O. Muzejnaya pedagogika kak sredstvo obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere modelirovaniya virtual'noj 'ekskursii po muzeyam Sankt-Peterburga). Sovremennye problemy nauki i obrazovaniya. 2017; 6; Available at: http://www.science-education.ru/article/view?id=27246
10. Dudina G.O., Turunen N., Harchenkova L.I. Pedagogicheskie innovacii v processe obucheniya russkomu yazyku kak inostrannomu (na primere tehnologij muzejnoj pedagogiki). Modernizaciya professional'no-pedagogicheskogo obrazovaniya: tendencii, strategiya, zarubezhnyj opyt: sbornik materialov Mezhdunarodnoj nauchnoj konferencii. Pod nauchnoj redakciej M.P. Tyrinoj, L.G. Kulikovoj. Barnaul, AltGPU, 2017: 168 - 172.
11. Rotmistrova O.V. Voennaya reklama kak sredstvo formirovaniya mezhkul'turnoj kompetencii inostrannyh voennosluzhaschih na zanyatiyah po russkomu yazyku. Teoriya ipraktika sovremennogo nauchnogoznaniya. Problemy. Prognozy. Resheniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Kul'tInformPress», 2017: 53 - 55.
12. Supronova A.N. Obraz voennosluzhaschego v nacional'noj kartine mira kak predmet obucheniya russkomu yazyku inostrannyh kursantov (na primere russkoj idiomatiki). Nauka segodnya. Klyuchevye problemy iperspektivy razvitiya. 19 - 20 dekabrya 2015 g. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Kul'tInformPress», 2015: 64 - 66.
13. Supronova A.N. Uchet leksikograficheskoj reprezentacii obraza voennosluzhaschego v obuchenii russkomu yazyku inostrannyh kursantov (na primere leksem «voennosluzhaschij», «voin», «boec»). Teoriya ipraktika sovremennogo nauchnogo znaniya. Problemy. Prognozy. Resheniya. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo Kul'tInformPress», 2017: 72 - 74.
14. Zhizhina M.V. Mediagramotnost' kak strategicheskaya cel' mediaobrazovaniya: o kriteriyah ocenki mediakompetentnosti. Mediaobrazovanie. 2016; 4. Available at: https:// cyberleninka.ru/article/n/mediagramotnost-kak-strategicheskaya-tsel-mediaobrazovaniya-o-kriteriyah-otsenki-mediakompetentnosti
15. Vasil'eva G.M., Rotmistrova O.V. Uchebnoe segmentirovanie leksiko-semanticheskogo polya «Geograficheskoe prostranstvo strany» kak osnova formirovaniya lingvokul'turologicheskoj kompetencii pol'skih studentov, izuchayuschih russkij yazyk». Filologicheskie nauki. Voprosy teorii i praktiki. Tambov: Gramota, 2013; 9 (27): v 2-h ch.; Ch. I: 41 - 44.
16. Vasil'eva G.M., Rotmistrova O.V. Kul'turno-geograficheskijobraz Rossiiv lingvokul'turologicheskom aspekt. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUVK, 2011.
17. Vasil'eva G.M., Rotmistrova O.V. Soderzhatel'nye sfery kul'turno-geograficheskogo obraza Rossii v prepodavanii disciplin gumanitarnogo cikla. Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta. 2012; 7 (89): 25 - 29.
18. Yadrovskaya E.R. Nauchno-metodicheskij sovet po prepodavaniyu literatury i russkogo yazyka: sinergiya idej i podhodov. Izvestiya Volgogradskogo gosudarstvennogo pedagogicheskogo universiteta. 2016; 9-10 (113): 60 - 64.
19. Coneva L.M. Mediatekst v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. VestnikNovgorodskogo gosudarstvennogo universiteta. 2015; 87; Ch. I: 30 - 32.
20. Cykunov I.V. Metodika izucheniya i interpretacii mediatekstov v kontekste obucheniya rKi. Yazyk i tekst langpsy.ru. 2015; T. 2; № 2. Available at: http://psyjournals.ru/langpsy/2015/ n2/Tsykunov.shtml
21. Mezhkul'turnaya kommunikaciya v reklame i svyazyah s obschestvennost'yu: opyt nauchnoj shkoly. Sost. Harchenkova L.I., Luk'yanchikova M.V. i dr. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo SPbGUP, 2016.
22. Harchenkova L.I., Ryzhova N.I. Professional'naya podgotovka specialista gumanitarnogo profilya v oblasti mezhkul'turnoj kommunikacii: koncepciya fundamentalizacii obucheniya i struktura soderzhaniya. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2011; 6-2: 251 - 254.
23. Medyanova P.V., Ryzhova N.I. Struktura i komponenty yazykovoj sostavlyayuschej social'no-kommunikativnoj kompetentnosti specialista turistskoj industrii. Mir nauki, kul'tury, obrazovaniya. 2012; 3: 8 - 12.
24. Dudina G.O. Obrazovatel'nyj potencial kul'turnogo prostranstva Sankt-Peterburga v obuchenii russkomu yazyku kak inostrannomu. Yazyk, kul'tura mentalitet: problemy izucheniya v inostrannoj auditorii: sbornik nauchnyh statej XVI Mezhdunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii 19 - 21 aprelya 2017. Sankt-Peterburg: RGPU im. A.I. Gercena, 2017: 207 - 210.
25. Dudina G.O. Formy i sposoby organizacii zanyatij po russkomu yazyku v inostrannoj auditorii na osnove lingvokraevedcheskogo materiala. Aktual'nye problemy gumanitarnogo znaniya v tehnicheskom vuze: sbornik nauchnyh trudov V Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii 19 - 20 noyabrya 2015. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Gornyj», 2015: 286 - 289.
26. Dudina G.O. Tehnologii muzejnoj pedagogiki v formirovanii mezhkul'turnoj kompetencii inostrannyh uchaschihsya. Aktual'nye problemy gumanitarnogo znaniya v tehnicheskom vuze: sbornik nauch. tr. VI Mezhdunarodnoj nauchno-metodicheskoj konferencii 26 - 27 oktyabrya 2017. Sankt-Peterburg: Izdatel'stvo «Gornyj», 2017: 286 - 289.
27. Troyanskaya S.L. Osnovy kompetentnostnogo podhoda v vysshem obrazovanii: uchebnoe posobie. Izhevsk: Izd. centr «Udmurtskij universitet», 2016.
Статья поступила в редакцию 12.10.18
УДК 372.862
Ilyasov D.F., Doctor of Sciences (Pedagogy), Professor, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: dinaf_chel@mail.ru
Selivanova E.A., Cand. of Sciences (Psychology), senior lecturer, Chelyabinsk Institute of Retraining and Improvement of Professional Skill of Educators (Chelyabinsk, Russia), E-mail: sel_lena@mail.ru
Maslennikova N.A., Director of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: school7_yu@mail.ru
Krushina M.Yu., Deputy Director of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: school7_yu@mail.ru
Krushin A.V., Teacher of physics and astronomy of Secondary general school No. 7 (Yuzhnouralsk, Chelyabinsk Region, Russia), E-mail: school7_yu@mail.ru
EFFECTIVE STRATEGIES FOR IMPROVING THE QUALITY OF SCHOOL NATURAL-SCIENCE AND MATHEMATICAL ENGINEERING EDUCATION USING METHODS OF POPULARIZING SCIENTIFIC KNOWLEDGE ABOUT SPACE. The study investigates new strategies for the popularization of scientific knowledge related to natural-science and mathematical engineering. The need to improve the quality of natural-mathematical education is updated. It is proposed to include scientific knowledge about space and the space industry as a resource in the contents of the lesson and after-classroom activities. A theoretical review of the studies deals with the popularization of science is carried out. The strategies for improving the quality of school natural-science and mathematical engineering education are proposed. The first strategy is to organize real communication of schoolchildren with representatives of the space industry. The second strategy is connected with building excursion and educational routes associated with the study of the professional activities of professionals working in the space industry. The third strategy is based on using the method of cinema pedagogy in the popularization of scientific knowledge about space. The experience of the Secondary general school No. 7 of the city of Yuzhnouralsk in Chelyabinsk Region in the implementation of these strategies is presented. The resources of the school as a federal innovation platform in the implementation of each strategy are described. Meetings of schoolchildren with representatives working in the space industry (cosmonauts, pilots, engineers) are described. The features of the excursions of schoolchildren to various enterprises, educational organizations and the cosmodrome are shown. It also presents a possibility of using videos about space in the classroom, taking into account the age characteristics of students. The results of approbation of the strategy of improving the quality of natural-science and mathematical engineering education using methods of popularizing scientific knowledge about space are shown. The advantages of these strategies and limitations are indicated.
Key words: popularization of science, space, schoolchildren, cinema pedagogy, strategies, natural-science and mathematical engineering education.
Д.Ф. Ильясов, д-р пед. наук, проф., ГБУДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: dinaf_chel@mail.ru
Е.А. Селиванова, канд. психол. наук, доц., ГБУ ДПО Челябинский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, г. Челябинск, E-mail: sel_lena@mail.ru
Н.А. Масленникова, директор МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: school7_yu@mail.ru
М.Ю. Крушина, заместитель директора МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: school7_yu@mail.ru
А.В. Крушин, учитель физики и астрономии МАОУ СОШ № 7, г. Южноуральск, Челябинская область, E-mail: school7_yu@mail.ru
ЭФФЕКТИВНЫЕ СТРАТЕГИИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ШКОЛЬНОГО ЕСТЕСТВЕННО-НАУЧНОГО И ИНЖЕНЕРНО-МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ МЕТОДОВ ПОПУЛЯРИЗАЦИИ НАУЧНЫХ ЗНАНИЙ О КОСМОСЕ
Статья посвящена изучению новых стратегий популяризации научных знаний, касающихся естественно-научного и инженерно-математического образования. Актуализируется необходимость повышения качества естественно-математического образования. В качестве ресурса предлагается включение научных знаний о космосе и космической отрасли в содержание урочной и внеурочной деятельности. Проводится теоретический обзор исследований, посвященных популяризации науки. Предлагаются стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования. Первая стратегия заключается в организации реального общения школьников с представителями космической отрасли. Вторая стратегия связана с выстраиванием экскурсионно-познавательных маршрутов, связанных с изучением профессиональной деятельности специалистов, работающих в космической отрасли. Третья стратегия основана на использовании метода кинопедагогики в популяризации научных знаний о космосе. Представлен опыт «Средней общеобразовательной школы № 7» г. Южноуральска Челябинской области в реализации обозначенных стратегий. Описаны ресурсы школы как федеральной инновационной площадки в осуществлении каждой стратегии. Описаны встречи школьников с представителями, работающими в космической отрасли (космонавтами, летчиками, инженерами). Показаны особенности проведения экскурсий школьников на различные предприятия, образовательные организации и на космодром. Также представлены возможности использования видеофильмов о космосе на уроках с учетом возрастных особенностей учащихся. Показаны результаты апробации стратегии повышения качества школьного естественно-научного и инженерно-математического образования с использованием методов популяризации научных знаний о космосе. Обозначены преимущества указанных стратегий и ограничения.
Ключевые слова: популяризация науки, космос, обучающиеся, кинопедагогика, стратегии, естественно-научное и инженерно-математическое образование.
Необходимость подготовки высокопрофессиональных специалистов в отрасли инженерных и высокотехнологичных рабочих профессий диктуется социально-экономической обстановкой в стране. Особенно эта ситуация актуальна для промышленных регионов, в которых остро необходимы специалисты рабочих профессий. Для того, чтобы привлечь современных выпускников школ в профессиональные учебные заведения на технические специальности, важно уже в школе заинтересовать их точными науками. Однако такие дисциплины как математика, физика, биология, химия не всегда сопряжены с яркими эмоциональными образами и трудны для восприятия и понимания. Поэтому во многих случаях не представляют интерес для школьников. Исходя из данных положений, считаем актуальным поиск стратегий популяризации технических наук. Одним из
ведущих инструментов может выступать использование научных знаний о космосе и космической отрасли как наиболее привлекательной для школьников сферы человеческой деятельности. Космос всегда приковывал внимание человечества своей неопознанностью и загадочностью. Ухудшение экологической обстановки на планете Земля, её загрязнение и возможное перенаселение приводит к необходимости осваивать новые пространства, в том числе другие планеты. Поэтому изучение космической темы через естественно-научные дисциплины поможет школьниками по-другому посмотреть на данные науки и увидеть привлекательные для своего будущего аспекты.
В статье представлены некоторые результаты реализации федерального инновационного проекта «Формирование у школьников устойчивого интереса