В. М. ПРИВАЛОВА
РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО РИТУАЛА В МАТЕРИАЛЕ ОРНАМЕНТА
Ключевые слова: орнаментальная культура как знаково-символический ритуал
Key words: ornament culture as a sign-orientated and symbolic ritual
Через ритуал, т. е. транслирование культурного содержания в жизнедеятельность, происходит расширение социального сознания индивида и насыщение его активным социальным знанием. В связи с такой традицией следует привести цитату М. М. Маковского: «Знаковость в своей наиболее элементарной форме может быть определена как нарушение естественного (привычного) порядка вещей: природа сама по себе есть нечто безразличное. Ритуал нарушает это первоначальное безразличие, становясь семантической „точкой", которая, генерируя из себя новые значения, наполняет бытие смыслом. С того момента, как человек начал совершать ритуал, моделируя „естественные явления", он перестал быть „естественным", начал свое существование в историческом „инобытии". В конечном счете, именно ритуалу суждено было стать почвой, на которой зародились и (или) совершались по преимуществу такие процессы, как онто-логизация, персонализация, субъективация, семиотизация, историзация. <...> Прорыв в знаковое пространство предполагает движение от природы к культуре, от „естественного" к „искусственному". Но ведь и сознание, по сути дела, означает искусственный разрыв в безразлично-правильной циркуляции природы.»1.
Орнаментальные сообщения в культурах становятся метками той или иной социальной общности или отличий,
ПРИВАЛОВА Вера Михайловна, старший научный сотрудник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат психологических наук (г. Самара).
и в результате орнамент выполняет метакоммуникацион-ную функцию в социуме2. В современной информационной цивилизации возникает проблема наследования человеком огромного общекультурного и этнокультурного материала. Выявляя комплекс орнаментальной атрибуции, мы приближаемся к формулированию основных составляющих его воздействия на сознание через «символы человека»3. Согласованность социально-когнитивных и сенсорных характеристик жизненного пространства человека позволяет выявить на материале орнаментальной культуры основные формы регуляторов (стимуляторов) воздействия (перцепты — коды)4 на сознание человека. Нейробиологический аспект культурного системного ритуала и продукта «Орнамент» опирается на закономерности биоритмической организации мозга5 человека при жизнеобеспечивающих процессах, где выявлены нервные механизмы восприятия символических образов. Работа мозга имеет в своем основании основополагающие принципы — в сочетании гибких, изменяющихся структур функционирования и жестких, устойчивых6.
Изображения орнаментов при их восприятии, оценке и понимании как едином процессе перцепции стимулируют психические процессы. Закономерности ритмической организации и формообразования в орнаментальных сообщениях обусловлены сенсорно-биологическими, нейропсихическими закономерностями и кодами, носителем которых является человек. Продукты деятельности человека в культуре созданы человеком и представляют собой проекцию сознания и бессознательной активности человека в самоосуществлении через творчество и деятельность. В целом культурно-исторический контекст содержит универсальность символического кода орнаменталистики, соответствующей культуры, который является социально-психологическим регулятором, поскольку играет роль социального перцепта в культуре. Деятельность человека в изобразительном искусстве при обработке материалов в разное время имела свой технологический уровень и способ для выражения антропейного содержания в продуктах художественного и изобразительного труда (творчества). Культурный ритуал соотносим сегодня с экологической функцией самой культуры в картине мира человека, а принципиальное присутствие орнаментально организованного культурного субстрата интегрирует культуру как семиосферу.
Орнамент как традиционный носитель «ритуальной схемы» служит в ритуально-религиозных практиках, широко и активно олицетворяет формы религиозных ритмов (первобытное язычество, христианство (православие, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм и др.), имея своеобразие знакового, символического и в целом стилевого воплощения. Культурно-исторические, этнографические и археологические материалы Востока и Запада, книжная культура в целом, фольклорное, наивное народное искусство в процессах взаимовлияния и межкультурной коммуникации наполнены орнаментами как символическими формами в сознательной деятельности человека. Таким образом, в культуре и религии орнаментальная ритмизация символов является визуальным носителем и хранилищем традиций при проведении конкретных ритуалов, а также инициаций молодых поколений в конкретные культурно-исторические формы развития таких традиций.
Источниковедческое исследование отечественной и зарубежной литературы, а также декоративного и декоративно-прикладного искусства выявляет сегодня характер орнаментальной культуры — в основном декорирующий (украшающий). Орнамент рассматривается как носитель художественного стиля, например, первобытного стиля, геометрического, античного, средневекового и т. д. Стиль орнамента складывается из множества реальных показателей. Одним из таких является характер ритмов в орнаментальном сообщении, а также тип взаимоотношения и сочетания форм в динамике визуальной репрезентации сообщения через орнамент. Основная форма предмета при оформлении орнаментом преображается и функционально обогащается, так как через орнамент можно сообщить о предназначении вещи, ее культурно-семантической истории, а также другие психологически значимые для человека, в том числе гендерные отличия одной вещи от другой. Трансформация в орнаментальных формах, анималистических (животных), антропейных (человекоподобных) сюжетов, ритмически оживающих в орнаментах путем чередования в ритме изображений, создает реальную зрительную иллюзию жизненного пульса биологической природы человека в социальной ипостаси жизнедеятельности. Ритмы «орнаментального пульса» представляют собой проекцию самосознания человека в момент художественного способа освоения мира, а затем
ритуализацию сознания, т. е. инициацию в социальные значения символов, которые обобщены в орнаменте как знания о мире. Художественные трансформации как символический «танец» ритмически «оживляет» те необходимые для человеческого сознания антропеи (обереги), которые в традиции сложились для жизненных специальных практик, а затем уже были переданы традицией как элемент стиля и носитель определенной социально-коммуникативной системы, а затем и в этнической традиции — как символ этнической общности или различности.
Таким образом, орнамент как системный социальный перцепт представляет (репрезентирует) на заявленном в художественном стиле уровне то, что ему присуще как знаково-символическому ритуалу в основе своей и по мере развития в традиции. Широта функциональности орнамента, выявленная в ходе нашего исследования, такова: эстетическая, коммуникативная, арттерапевтическая, самовыражения, познавательная, исследовательская, воспитательная, научения, передачи опыта и знаний, подражания природе, интерпретации природы, моделирования жизненной реальности, этнической самопрезентации, проектирования картины мира, оздоровительной практики, магическая, ритуальная, культурная, этническая. Все это дополняет и отчасти объясняет орнаментальный принцип самопроекции человечества в плане изученного, осознанного и еще не осознанного и не имеющего языка объяснения феномена культуры, искусства и жизнедеятельности — орнамента7.
Орнамент одновременно выражает все формы символической активности сознания, которые есть символы, присущие человеку и человечеству. Самоорганизация культурного сознания через знаки и символы культуры в ритуалах, которые имеют культурно-исторический контекст, антро-пейна и сохраняет «ген гуманизма» в человеке. Орнамент как знаково-символический ритуал имеет очень древнее происхождение, однако по-прежнему существует, транслируется из весьма отдаленных исторических глубин, соединяя человечество в семиосфере.
Материал научно-теоретического и прикладного характера содержится во многих разделах орнаменталистики в истории культуры, искусствоведении, культурологии, святоотеческой и религиозной литературе, архитектуре, дизайне, декора-
тивно-прикладном и книжном искусстве. В настоящее время появились новые области изучения орнамента как знаковой системы в математике, семантике, информатике и других областях человеческой деятельности, изучающих феномен человеческого сознания и деятельности в культурно-историческом контексте, где сохраняется проекция сознания в орнаментальных формах культурного ритуала.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 29, 148—153.
2 См.: Привалова В.М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12. № 3. С. 255—263; Ее же. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте) // Там же. № 5. С. 277—283.
3 См.: Эмблемы и символы / вступ. ст. и ком. А.Е. Махова. М., 1995; Этнознаковые функции культуры. М., 1991; Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002. С. 42—43; Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 84—92.
4 См.: Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1—6. М., 1982. Т. 3. С. 116—117.
5 См.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн / пер. с англ. М., 1995. С. 101— 122; Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988; Салзмен Ф. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981; Угрюмов М.В. Механизмы нейроэндокринной регуляции. М., 1999. С. 193; Узоры симметрии. М., 1980; Сингуров А.Ю. Резонансы взаимодействия в природе // Синергетика и методы науки. СПб., 1998; Федер Е. Фракталы / пер. с англ. М., 1991; Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Доп. изд. М., 2007. С. 89—93.
6 См.: Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни ...
7 См.: Привалова В.М. Орнамент. Штрихи психологического портрета: учеб.-метод. пособие. Самара, 2005; Ее же. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006; Ее же. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст: моногр. Самара, 2007.
Поступила 13.01.11.