Научная статья на тему 'Реализация культурного ритуала в материале орнамента'

Реализация культурного ритуала в материале орнамента Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
199
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Регионология
ВАК
Ключевые слова
ОРНАМЕНТАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА КАК ЗНАКОВО-СИМВОЛИЧЕСКИЙ РИТУАЛ / ORNAMENT CULTURE AS A SIGN-ORIENTATED AND SYMBOLIC RITUAL

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Привалова Вера Михайловна

Анализируются социально-психологические роли орнаментальной культуры, используемые для решения антропологических задач. Статья раскрывает, каким образом в орнаментальных посланиях используются природные формы и принципы их развития. Обращается внимание на то, что культура транслируется в символах, которые ее пронизывают. Орнамент рассматривается как знаково-символический ритуал, в котором происходит посвящение физического человека в социального (культурного).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Cultural Ritual Realisation in the Ornament Material

Social and psychological roles of the ornament culture applied for anthropological challenges satisfaction are analysed. The article explains how natural forms and principles of their development are applied in ornamental messages. The attention is concentrated upon the fact that the culture is transliterated through symbols penetrating it. The ornament is treated as a symbolic ritual in which the physical human being is sanctified in the social (the cultural) substance.

Текст научной работы на тему «Реализация культурного ритуала в материале орнамента»

В. М. ПРИВАЛОВА

РЕАЛИЗАЦИЯ КУЛЬТУРНОГО РИТУАЛА В МАТЕРИАЛЕ ОРНАМЕНТА

Ключевые слова: орнаментальная культура как знаково-символический ритуал

Key words: ornament culture as a sign-orientated and symbolic ritual

Через ритуал, т. е. транслирование культурного содержания в жизнедеятельность, происходит расширение социального сознания индивида и насыщение его активным социальным знанием. В связи с такой традицией следует привести цитату М. М. Маковского: «Знаковость в своей наиболее элементарной форме может быть определена как нарушение естественного (привычного) порядка вещей: природа сама по себе есть нечто безразличное. Ритуал нарушает это первоначальное безразличие, становясь семантической „точкой", которая, генерируя из себя новые значения, наполняет бытие смыслом. С того момента, как человек начал совершать ритуал, моделируя „естественные явления", он перестал быть „естественным", начал свое существование в историческом „инобытии". В конечном счете, именно ритуалу суждено было стать почвой, на которой зародились и (или) совершались по преимуществу такие процессы, как онто-логизация, персонализация, субъективация, семиотизация, историзация. <...> Прорыв в знаковое пространство предполагает движение от природы к культуре, от „естественного" к „искусственному". Но ведь и сознание, по сути дела, означает искусственный разрыв в безразлично-правильной циркуляции природы.»1.

Орнаментальные сообщения в культурах становятся метками той или иной социальной общности или отличий,

ПРИВАЛОВА Вера Михайловна, старший научный сотрудник Поволжской государственной социально-гуманитарной академии, кандидат психологических наук (г. Самара).

и в результате орнамент выполняет метакоммуникацион-ную функцию в социуме2. В современной информационной цивилизации возникает проблема наследования человеком огромного общекультурного и этнокультурного материала. Выявляя комплекс орнаментальной атрибуции, мы приближаемся к формулированию основных составляющих его воздействия на сознание через «символы человека»3. Согласованность социально-когнитивных и сенсорных характеристик жизненного пространства человека позволяет выявить на материале орнаментальной культуры основные формы регуляторов (стимуляторов) воздействия (перцепты — коды)4 на сознание человека. Нейробиологический аспект культурного системного ритуала и продукта «Орнамент» опирается на закономерности биоритмической организации мозга5 человека при жизнеобеспечивающих процессах, где выявлены нервные механизмы восприятия символических образов. Работа мозга имеет в своем основании основополагающие принципы — в сочетании гибких, изменяющихся структур функционирования и жестких, устойчивых6.

Изображения орнаментов при их восприятии, оценке и понимании как едином процессе перцепции стимулируют психические процессы. Закономерности ритмической организации и формообразования в орнаментальных сообщениях обусловлены сенсорно-биологическими, нейропсихическими закономерностями и кодами, носителем которых является человек. Продукты деятельности человека в культуре созданы человеком и представляют собой проекцию сознания и бессознательной активности человека в самоосуществлении через творчество и деятельность. В целом культурно-исторический контекст содержит универсальность символического кода орнаменталистики, соответствующей культуры, который является социально-психологическим регулятором, поскольку играет роль социального перцепта в культуре. Деятельность человека в изобразительном искусстве при обработке материалов в разное время имела свой технологический уровень и способ для выражения антропейного содержания в продуктах художественного и изобразительного труда (творчества). Культурный ритуал соотносим сегодня с экологической функцией самой культуры в картине мира человека, а принципиальное присутствие орнаментально организованного культурного субстрата интегрирует культуру как семиосферу.

Орнамент как традиционный носитель «ритуальной схемы» служит в ритуально-религиозных практиках, широко и активно олицетворяет формы религиозных ритмов (первобытное язычество, христианство (православие, католицизм), ислам, буддизм, иудаизм и др.), имея своеобразие знакового, символического и в целом стилевого воплощения. Культурно-исторические, этнографические и археологические материалы Востока и Запада, книжная культура в целом, фольклорное, наивное народное искусство в процессах взаимовлияния и межкультурной коммуникации наполнены орнаментами как символическими формами в сознательной деятельности человека. Таким образом, в культуре и религии орнаментальная ритмизация символов является визуальным носителем и хранилищем традиций при проведении конкретных ритуалов, а также инициаций молодых поколений в конкретные культурно-исторические формы развития таких традиций.

Источниковедческое исследование отечественной и зарубежной литературы, а также декоративного и декоративно-прикладного искусства выявляет сегодня характер орнаментальной культуры — в основном декорирующий (украшающий). Орнамент рассматривается как носитель художественного стиля, например, первобытного стиля, геометрического, античного, средневекового и т. д. Стиль орнамента складывается из множества реальных показателей. Одним из таких является характер ритмов в орнаментальном сообщении, а также тип взаимоотношения и сочетания форм в динамике визуальной репрезентации сообщения через орнамент. Основная форма предмета при оформлении орнаментом преображается и функционально обогащается, так как через орнамент можно сообщить о предназначении вещи, ее культурно-семантической истории, а также другие психологически значимые для человека, в том числе гендерные отличия одной вещи от другой. Трансформация в орнаментальных формах, анималистических (животных), антропейных (человекоподобных) сюжетов, ритмически оживающих в орнаментах путем чередования в ритме изображений, создает реальную зрительную иллюзию жизненного пульса биологической природы человека в социальной ипостаси жизнедеятельности. Ритмы «орнаментального пульса» представляют собой проекцию самосознания человека в момент художественного способа освоения мира, а затем

ритуализацию сознания, т. е. инициацию в социальные значения символов, которые обобщены в орнаменте как знания о мире. Художественные трансформации как символический «танец» ритмически «оживляет» те необходимые для человеческого сознания антропеи (обереги), которые в традиции сложились для жизненных специальных практик, а затем уже были переданы традицией как элемент стиля и носитель определенной социально-коммуникативной системы, а затем и в этнической традиции — как символ этнической общности или различности.

Таким образом, орнамент как системный социальный перцепт представляет (репрезентирует) на заявленном в художественном стиле уровне то, что ему присуще как знаково-символическому ритуалу в основе своей и по мере развития в традиции. Широта функциональности орнамента, выявленная в ходе нашего исследования, такова: эстетическая, коммуникативная, арттерапевтическая, самовыражения, познавательная, исследовательская, воспитательная, научения, передачи опыта и знаний, подражания природе, интерпретации природы, моделирования жизненной реальности, этнической самопрезентации, проектирования картины мира, оздоровительной практики, магическая, ритуальная, культурная, этническая. Все это дополняет и отчасти объясняет орнаментальный принцип самопроекции человечества в плане изученного, осознанного и еще не осознанного и не имеющего языка объяснения феномена культуры, искусства и жизнедеятельности — орнамента7.

Орнамент одновременно выражает все формы символической активности сознания, которые есть символы, присущие человеку и человечеству. Самоорганизация культурного сознания через знаки и символы культуры в ритуалах, которые имеют культурно-исторический контекст, антро-пейна и сохраняет «ген гуманизма» в человеке. Орнамент как знаково-символический ритуал имеет очень древнее происхождение, однако по-прежнему существует, транслируется из весьма отдаленных исторических глубин, соединяя человечество в семиосфере.

Материал научно-теоретического и прикладного характера содержится во многих разделах орнаменталистики в истории культуры, искусствоведении, культурологии, святоотеческой и религиозной литературе, архитектуре, дизайне, декора-

тивно-прикладном и книжном искусстве. В настоящее время появились новые области изучения орнамента как знаковой системы в математике, семантике, информатике и других областях человеческой деятельности, изучающих феномен человеческого сознания и деятельности в культурно-историческом контексте, где сохраняется проекция сознания в орнаментальных формах культурного ритуала.

ПРИМЕЧАНИЯ

1 Маковский М.М. Сравнительный словарь мифологической символики в индоевропейских языках. Образ мира и миры образов. М., 1996. С. 29, 148—153.

2 См.: Привалова В.М. Орнаментальная культура. Аналитический обзор символов и знаков геометрического орнамента в антропологической картине мира // Изв. Самар. науч. центра РАН. 2010. Т. 12. № 3. С. 255—263; Ее же. Семантика орнамента в семиотике культуры (антропологическая проекция ритуала в геометрическом орнаменте) // Там же. № 5. С. 277—283.

3 См.: Эмблемы и символы / вступ. ст. и ком. А.Е. Махова. М., 1995; Этнознаковые функции культуры. М., 1991; Юнг К.Г. Человек и его символы. М., 1997; Юрченкова Н.Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса. Саранск, 2002. С. 42—43; Яновский М.И. О средствах психологического воздействия искусства на человека // Вопросы психологии. 2002. № 6. С. 84—92.

4 См.: Выготский Л.С. Собр. соч. Т. 1—6. М., 1982. Т. 3. С. 116—117.

5 См.: Красота и мозг. Биологические аспекты эстетики / под ред. И. Ренчлера, Б. Херцбергер, Д. Эпстайн / пер. с англ. М., 1995. С. 101— 122; Блум Ф., Лайзерсон А., Хофстедтер Л. Мозг, разум, поведение. М., 1988; Салзмен Ф. Временная среда и биологические ритмы. Л., 1981; Угрюмов М.В. Механизмы нейроэндокринной регуляции. М., 1999. С. 193; Узоры симметрии. М., 1980; Сингуров А.Ю. Резонансы взаимодействия в природе // Синергетика и методы науки. СПб., 1998; Федер Е. Фракталы / пер. с англ. М., 1991; Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. Доп. изд. М., 2007. С. 89—93.

6 См.: Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни ...

7 См.: Привалова В.М. Орнамент. Штрихи психологического портрета: учеб.-метод. пособие. Самара, 2005; Ее же. Восприятие, оценка и понимание орнамента различными возрастными группами учащихся: дис. ... канд. психол. наук. Самара, 2006; Ее же. Орнамент. Восприятие, оценка и понимание. Знаковый текст и контекст: моногр. Самара, 2007.

Поступила 13.01.11.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.