УДК 339.92
Реализация концептуальных положений устойчивого развития на современных предприятиях: зарубежный опыт
Ахметшина А.Р.
Доктор экономических наук, директор Высшей школы бизнеса
Казанского (Приволжского) федерального университета
Салихов И.Ф.
Кандидат экономических наук, доцент Высшей школы бизнеса Казанского (Приволжского) федерального университета
В статье проведен анализ принципов устойчивого эколого-экономического развития, разработанных на международном уровне для современных предприятий, загрязняющих окружающую среду. На примере зарубежных предприятий показано, как достигаются высокие результаты эко-эффективности известных компаний, таких как Nestle, Apple, IKEA, Toyota Motor Corporation, Nike. Обобщены направления деятельности ведущих компаний мира для достижения целей устойчивого развития.
Ключевые слова: устойчивое развитие, эко-преимущества, защита окружающей среды, экология, предприятия, экологическая политика.
В современной системе экономических отношений большую роль играют отношения стабильности и устойчивого развития хозяйствующих субъектов. Анализ современного зарубежного опыта функционирования предприятий показывает, что в последние годы на них реализуются принципы устойчивого развития, разработанные на международном уровне.
Стратегические направления достижения необходимых параметров устойчивого эколого-экономи-ческого развития изложены в итоговых документах саммита Рио+20, который проходил в 2012 г. в рамках Конференции по окружающей среде и развитию [1]. В сентябре 2015 г. в г. Нью-Йорке страны - члены ООН утвердили в качестве ориентиров для выработки политики на период до 2030 г. новый универсальный набор целей и задач - Цели устойчивого развития (ЦУР), которые включены в глобальную стратегическую программу «Преобразование наше-
го мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 г.» (Повестка дня) [2].
Было принято решение о формировании национальных стратегий устойчивого развития, в содержании которых значительная роль отведена роли хозяйствующих субъектов, которые, с одной стороны, являются основными налогоплательщиками и формируют бюджеты стран мира, а с другой - относятся к числу основных загрязнителей окружающей природной среды. При этом экономические и экологические интересы хозяйствующих субъектов находятся в противоречивом состоянии. В этой связи требуется согласование экономических и экологических интересов современных компаний в процессе реализации ЦУР.
Международный опыт свидетельствует о том, что среди компаний, для которых актуально устойчивое развитие, следует выделить крупнейшие компании добывающих отраслей промышленности (BP,
Exxon, Alcoa, Lafarge), компании, зависимые от природных ресурсов (Nestle, International Paper и др.), компании, опирающиеся на крупных клиентов, компании с устоявшейся эко-репутацией.
Для реализации стратегических положений устойчивого развития ведущие компании мира опираются на следующие принципы:
- управление показателями устойчивого развития следует рассматривать не только как избежание риска и соответствие стандартам, но и как возможность для инноваций и конкурентных преимуществ;
- устойчивое развитие должно быть неотъемлемым компонентом корпоративной стратегии;
- стратегии устойчивого развития должны поддерживаться управленческим контролем, оценкой результативности и соответственно системой вознаграждений;
- управление должно придерживаться принципов устойчивого развития и должен быть создан дополнительный организационный потенциал;
- стратегии устойчивого развития должны поддерживаться миссией, культурой и, соответственно, людьми;
- менеджеры должны интегрировать устойчивое развитие во все стратегические и оперативные решения.
Среди устойчивых зарубежных компаний можно выделить транснациональную компанию ИКЕА, ко -торая тратит огромные ресурсы для отслеживания источников поступления всех ее продуктов, в частности, древесины.
Компания ставит перед собой агрессивные цели: она не будет покупать древесину из районов высокой природоохранной ценности, не примет древесину, полученную в результате незаконных вырубок, и перейдет к покупке только древесины, сертифицированной как добытой с учетом принципов эколо-гичности производства [3].
Примером постоянной заботы о сохранении окружающей природной среды является японская компания Toyota Motor Corporation, которая в 2015 г. стала двенадцатой в мире по уровню доходов. Toyota - первый в мире автопроизводитель, производящий более 10 млн автомобилей в год. Согласно отчетам, компания достигла целей нулевого размещения отходов на полигонах ТБО во всех европейских заводах уже в 2006 г. Экологические задачи Toyota к 2050 году: чистый воздух, чистая земля, чистая жизнь, чистый мир.
Toyota уделяет большое внимание созданию экологических инноваций: в 2017 году разработала новую гибридную систему, представленную на концептуальном кроссовере C-HR Hy-power. В ближайшее время гибридная система станет доступна для ряда серийных моделей японского бренда.
Для достижения целей устойчивого развития зарубежные компании применяют различные принци-
пы и методы, среди которых большую популярность в последние годы имеет принцип Cradle to cradle - «от колыбели до колыбели», предполагающий управление безотходным производством на основе формирования новых бизнес-моделей.
Подход «от колыбели до колыбели» (Cradle to cradle) в отношении жизненного цикла продукта требует повторной интеграции продукта в производственный процесс.
Вместо того чтобы разрабатывать продукты с ограниченными возможностями повторного использования («от колыбели до могилы»), дизайнеры используют ресурсы и системы проектирования, которые поддерживают повторное использование в продуктах или услугах. При этом понятие «отходы» отсутствует.
Так, компания по производству напольных покрытий Tarkett перерабатывает полы, у которых истек срок службы, в новые ковры или виниловые покрытия [4]. Такая бизнес-модель позволяет компаниям использовать не только более дешевые, но и экологически чистые материалы, что позволяет получать дополнительные доходы вследствие возрастания спроса на такого рода продукцию.
Новую бизнес-модель используют такие компании, как голландский производитель плитки Mosa, мебельная компания USM, американская компания офисной мебели Steelcase и другие. В частности, корпорация Apple в 2015 г. анонсировала, что заработала 40 миллионов долларов на переработке ай-фонов. В магазинах корпорации Apple можно сдать подержанную технику данной фирмы на переработку. В компании Nike действует проект Reuse-A-Shoe, в рамках которого открыты по всему миру пункты по приему изношенных кроссовок.
Соблюдение принципов устойчивого развития предполагает социально-экологическую ответственность бизнеса. В последние годы формирование и реализация концепции социальной и экологической ответственности бизнеса становится неотъемлемой частью планов повышения международной конкурентоспособности компаний, стратегий их текущего и перспективного развития. Меры, связанные с экологической ответственностью бизнеса, непосредственно встраиваются в структуру корпоративной этики ведущих компаний мира.
В мировом рейтинге экологически ответственных компаний по версии The Wall Street Journal лидируют такие компании, как турецкая металлургическая компания Erdemir, российская металлургическая и горнодобывающая компания «Евраз», тайваньская транспортная и судоходная компания Evergeen Marine. Причем в этом рейтинге учитывались 26 категорий устойчивого развития. Оценивались параметры 5,5 тыс. публичных компаний [5].
В процессе реализации стратегии устойчивого развития компаниями мира важно формирование
общественной экологически обусловленной позиции. Высшие руководящие лица таких компаний, как Nike, McDonald 's, Alcan, Herman Miller публично заявляют о том, что они поддерживают окружающую среду по той простой причине, что, защищая хрупкую окружающую среду, они поступают правильно. Конечно, некоторые скептики говорят, что чаще всего это пустые слова руководителей компаний. Однако в вышеуказанных примерах мы видим, что высокопоставленные руководители выполняют действия, подтверждающие их слова.
Кроме того, если сотрудники видят, что их руководители пытаются выполнять морально верные и в тоже время прибыльные действия, то они с большим желанием реализуют весь свой талант и возможности в работе. И именно таким образом создается эко-преимущество.
Таким образом, следует отметить, что многие зарубежные компании на сегодняшний день активно занимаются вопросами эко-эффективности. Анализ зарубежного опыта позволил выделить особенности реализации на предприятиях концепции эко-эффек-тивности, природоохранных стратегий и принципов приобретения эко-преимущества. Проведенное исследование доказывает возможность совмещения экономической эффективности и заботы об охране окружающей среды. С учетом положительного зарубежного опыта возможна разработка концепции регулирования устойчивого развития на российских предприятиях, включающая учет более совершенных природоохранных стратегий, поиск эколого-ориентированных конкурентных преимуществ, новых рыночных сегментов.
Литература:
1. Конференция Организации Объединенных Наций по устойчивому развитию «Рио+20». - URL: http://www.un.org/ru/ecosoc/about/uncsd-rio.shtml
2. Преобразование нашего мира: Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года. Резолюция, принятая Генеральной Ассамблеей 25 сентября 2015 года. - URL: https:// unctad.org/meetings/en/SessionalDocuments/ ares70d1_ru.pdf
3. Стратегия устойчивого развития ИКЕА «Да! -людям и планете». - URL: https://www.ikea.com/ ru/ru/files/pdf/86/d6/86d66a7f/ikea-take-a-look-at-what-we-are-committed-to-accomplishing-today-and-our-goals-for-2030.pdf
4. Философия утилизации Cradle to Cradle - что это такое. - URL: https://www.houzz.ru/statyi/ filosofiya-utilizatsii-cradle-to-cradle-chto-eto-takoe-stsetivw-vs~139781096
5. Российская компания вошла в мировой топ экологически ответственных предприятий. - URL: https://thebell.io/rossijskaya-kompaniya-voshla-v-mirovoj-top-ekologicheski-otvetstvennyh-predpriyatij
Implementation of the Concept of Sustainable Development in Modern Enterprises:
Foreign Experience
Akhmetshina A.R., Salikhov I.F.
Kazan (Volga Region) Federal University
The article provides a scientific analysis of the principles of sustainable ecological and economic development designed at the international level for modern enterprises that pollute the environment. The example of foreign companies shows how high the results of eco-efficiency of well-known companies such as Nestle, Apple, IKEA, Toyota Motor Corporation, Nike are. The article summarizes the activities of the world's leading companies to achieve the sustainable development goals.
Key words: sustainable development, eco-benefits, environmental protection, ecology, enterprises, environmental policy.