Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
72
18
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Право и управление
ВАК
Область наук
Ключевые слова
концепция справедливости / правовая система / закон / принципы права / правовые ценности / равенство / социальная справедливость.

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Халиков Манир Саидович, Фомина Ольга Сергеевна

В статье проводится анализ права и социальной справедливости, также исследуется международного опыта в сфере, приведенной проблематики. Охарактеризованы теоретико-правовые основы реализации концепции справедливости в правовой системе. Проанализированы взаимосвязи основных принципов права. Также изучены ценности права в социологическом подходе к правопониманию. Выявлено определение правовой справедливости, как средства обеспечения социальной ценности правовых норм. Охарактеризованы общественные отношения, обусловленные стремлением к социальной справедливости через нормы права. Проведен правовой анализ норм действующего отечественного законодательства, которые направлены на достижение социальной справедливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ»

ТОЛКОВАНИЕ ПРАВА

DOI: 10.24412/2224-9133-2023-5-133-139 NIION: 2021-0079-5/23-269 MOSURED: 77/27-025-2023-05-269

ХАЛИКОВ Манир Саидович,

доктор социологических наук, профессор, профессор кафедры управления персоналом Института государственной службы и управления Академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, e-mail: khalikov-ms@ranepa.ru

ФОМИНА Ольга Сергеевна,

старший преподаватель кафедры государственного и муниципального управления и права Института социально-гуманитарного образования ФГБОУ ВО «Московский педагогический государственный университет»,

e-mail: os.fomina@mpgu.su

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ СПРАВЕДЛИВОСТИ В ПРАВОВОЙ СИСТЕМЕ: ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ

Аннотация. В статье проводится анализ права и социальной справедливости, также исследуется международного опыта в сфере, приведенной проблематики. Охарактеризованы теоретико-правовые основы реализации концепции справедливости в правовой системе. Проанализированы взаимосвязи основных принципов права. Также изучены ценности права в социологическом подходе к право-пониманию. Выявлено определение правовой справедливости, как средства обеспечения социальной ценности правовых норм. Охарактеризованы общественные отношения, обусловленные стремлением к социальной справедливости через нормы права. Проведен правовой анализ норм действующего отечественного законодательства, которые направлены на достижение социальной справедливости.

Ключевые слова: концепция справедливости, правовая система, закон, принципы права, правовые ценности, равенство, социальная справедливость.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF JUSTICE IN THE LEGAL SYSTEM: THEORETICAL ASPECTS

Annotation. This article analyzes law and social justice, and also explores international experience in the field of the above issues. The theoretical and legal foundations of the realization of the concept of justice in the legal system are characterized. The interrelationships of the basic principles of law are analyzed. The values of law in the sociological approach to legal understanding are also studied. The definition of legal justice as a means of ensuring the social value of legal norms is revealed. Social relations conditioned by the desire for social justice through the norms of law are characterized. The legal analysis of the norms of the current domestic legislation, which are aimed at achieving social justice, is carried out.

Key words: concept of justice, legal system, law, principles of law, legal values, equality, social justice.

ytmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmmжжшшшшшюжжжжжжшшшшшшюжжжжжжшшшшшж.

KHALIKOV Manir Saidovich,

Doctor of Sociological Sciences, Professor, Professor of the Department of Personnel Management of the Institute of Public Administration and Management of the Presidential Academy (RANEPA)

FOMINA Olga Sergeevna,

Senior Lecturer,

Department of State and Municipal Administration and Law, Institute of Social and Humanitarian Education, Moscow State Pedagogical University

Актуальность данной статьи обусловлена тем, что институционализация справедливости происходит в рамках гуманистического подхода, который способен обеспечить трансформацию человека, поднять его качества до уровня, который отражал бы растущую ответственность лица в обществе. Поэтому создание правовых норм всегда должно учитывать то, что воспринимается субъектами права как справедливое и несправедливое. Учитывая это важным представляется тезис о том, что, пронизывая все сферы жизни общества, справедливость наиболее ярко воплощается в правовой системе. Это связано со своеобразием права, регулирующего важнейшие отрасли социальной жизни. Как справедливо отмечают представители экспертного сообщества, правовые основы непосредственной реализации идей социального справедливости были заложены ещё в документах Французской буржуазной революции 1789-1794 гг. [16, с. 41]. А.А. Соловьева констатирует, юридическая теория справедливости имеет существенное значение для правопонимания и построения системы современного права [17, с. 93]. При этом, надо учитывать, что по мнению некоторых ученых-правоведов, в правовой науке нет общепризнанной, цельной концепции справедливости, применимой для исследования правовой действительности как в общетеоретическом, так и в отраслевом плане [7].

Удовлетворение основополагающих интересов, например: благосостояния, мира, справедливости и т.д. выступает целью существования и развития любого общества в любом историческом периоде. Обеспечение же общественных интересов будет означать полное удовлетворение всех индивидуумов (субъективный интерес) и их утверждение в обществе как ценностей. Представляется, что таково идеализированное состояние общества, в котором будут обеспечены интересы абсолютно всех ее членов (индивидуумов), и является высшей целью существования человеческой цивилизации. Человечество же в своем развитии не смогло изобрести более эффективный способ регулирования общественных отношений, чем право. Именно посредством правового обеспечения в регулировании разнообразных общественных отношений, последние приобретают упорядоченность и определенность. А потому, с одной стороны, важность права как социального регулятора, прежде всего, как регулятора поведения, обусловлено существованием общества и включением отдельного индивидуума в данное общество, которое порождает большое количество отношений и связей индивидуума с другими членами общества. А с другой стороны, любые отношения, в которые вступает отдельный индивидуум, имеют целью

удовлетворение последним своего интереса (субъективного) и не всегда удовлетворение такого интереса, например, корыстного интереса, заключающегося в достижении материального благополучия, не будет нарушать интересы других членов общества. И в таком понимании, право выступает тем критерием, который призван в определенной степени согласовывать интересы субъектов общественных отношений [18, с. 219].

Сказанное выше позволяет нам обратить особое внимание на социологический подход в юриспруденции, который ценность права видит, прежде всего, в том, что оно направлено на обеспечение и удовлетворение общественных интересов. Несмотря на то, что социологический подход связывает эффективность правового регулирования с правом, которое происходит из фактически существующих отношений, которые сложились в различных социальных группах или коллективах и тем самым предполагает существование сложившегося общественного правосознания, он имеет большое прикладное значение для формирования правовой системы тех государств, которые не имеют значительного опыта в данной сфере.

Основатель юриспруденции интересов (одного из направлений социологического подхода) - немецким юристом Р. фон Иерингом (18181892) решение проблемы соотношения эгоистических интересов отдельных индивидов и обеспечения практического успеха в обеспечении интересов общества усматривал через призму установления порядка, которое возможно только благодаря праву, которое является результатом опыта человеческих отношений - «право является совокупностью жизненных условий общества.. .», выступает как «совокупность действующих в государстве принудительных норм» и обеспечивает законный порядок жизни через «правомочие лица осуществлять защиту моральных устоев своей жизни» [9, с. 317]. Вместе с тем, Р. фон Иеринг, определял право как юридически защищенный интерес, в основе которого находятся «жизненные условия индивида», дает нам возможность утверждать о важной роли в обеспечении социальной ценности права субъективного права, которое является «здоровым правовым чувством» (осознание недопущения правонарушений и значение деятельной силы в праве), направленным на обеспечение материальных условий физического существования человека и другие блага, которые, по мнению отдельного индивида, имеют важнейшее значение для его жизни.

Таким образом, в учении Р. фон Иеринга мы можем выделить ценность субъективного права, которая заключается: а) в формировании «здоро-

вого правового чувства» индивидов общества; б) в содействии в совершении поступков, направленных на обеспечение жизненных благ индивидов в сфере действия права; в) в осознании всеми индивидами обязанности утверждать господство права [9, с. 318].

В учении Р. фон Иеринга социальную ценность имеет объективное право, которое находит практическое выражение, заключающееся в принудительном установлении правопорядка, в существующих условиях общественной жизни, в интересах самого же общества.

Но, вместе с тем, защищенный интерес, выступающий критерием в восприятии права как ценности, имеет субъективный характер (сам же Р. фон Иеринг не раскрыл сущность интереса) и может «искажать» ценность права, тем самым он не является абсолютным критерием ценности права. В частности, разделяя взгляды Р. фон Иеринга и подвергшись влиянию учений немецких мыслителей К. Маркса (1818-1883) и Ф. Энгельса (1820-1895) и отечественного теоретика марксизма В.И. Ленина (1870-1924) о классовой сущности права, советский юрист П.И. Стучка (1865-1932) указывает на то, что право воплощает систему (порядок) общественных отношений [8, с. 310], отвечающую интересам господствующего класса и охраняемую организованной силой этого класса, как это и показывает исторический опыт (Октябрьская революция 1917 г.). Т.е. с точки зрения П.И. Стучки, сущность права заключается в правоотношениях, а не в правовых нормах. При таком подходе, уровень достижения идей справедливости в обществе напрямую зависит от успешного построения той или иной общественно-политической формации (от социализма к коммунизму). Коммунизм, в марксистском понимании, является наивысшей точкой развития справедливого общественного строя.

Другой представитель социологического подхода, основатель «школы свободного права» Е. Эрлих (1862-1922) происхождение права связывал с уже существующими порядками в отдельных социальных группах, объединениях, союзах и обычаями, которые утвердились в повседневной человеческой деятельности. То есть, источником формирования права выступает общество и при этом, нормы права могут образовываться как законами, так и общественной самодеятельностью. Анализ концепции Е. Эрлинга позволяет характеризовать ценность права именно как «целого права общества» через совокупность следующих составляющих, а именно право: а) должно выражать идентичность правопорядка, который является результатом утверждения организации повседневной человеческой деятельности и правопорядка, который закрепляется на основе законов; б) указывать место и

задачи индивида внутри каждого союза; в) обеспечиваться не принуждением а «чувством необходимости правопорядка».

Идеи солидаризма впервые высказаны основателем социологии, французским философом О. Кантом (1798-1857) и дальнейшее развитие они нашли во взглядах французского социолога, основателя французской социологической школы Э. Дюркгейма (1858-1917), который благом для общества считал обеспечение общественного производства на основе классового разделения труда и обязанности общественных классов совместно и солидарно работать, что, в свою очередь, будет указывать на доминирование «коллективного сознания» в обществе. Право же призвано только отражать результат «коллективного сознания» - социальную солидарность: «... мы можем быть уверенными, что найдем воплощенные в праве все существенные разновидности социальной солидарности», «право воспроизводит основные формы социальной солидарности». Другой французский юрист, государственный деятель Л. Буржуа (1851-1925) исходя из того, что каждый индивид получает пользу от участия в социальных группах, должен иметь чувство долга перед обществом в достижении блага, которое невозможно без осознания солидарности, на что должно быть направлено и право. Основатель концепции солидаризма французский юрист, профессор юридического факультета в Бордо Л. Дюги (1859-1928) основное достижение общества усматривал в господстве солидарности и гармонии (данные категории выступают как социальные ценности), а обеспечение такого господства является обязанностью и повинностью по выполнению своих миссий (социально необходимых функций) совокупностью классов, составляющих общество. Существование же общественных классов вызвано неравенством людей, а потому граждане должны осознавать свою принадлежность к тому или иному классу (социальной прослойке), а также необходимость в социальной солидарности. Осознание необходимости социальной солидарности составляет норму социальной солидарности, главным содержанием которой является отказ от нарушений и позитивная деятельность, направленная на реализацию нормы социальной справедливости [12, с. 74].

Идеи солидарности и концепция Л. Дюги позволяют характеризовать ценность права как: а) трансформацией форм социальной солидарности; б) отражением «коллективного сознания» и осознания необходимости в социальной солидарности; в) утверждением социальной справедливости; г) направленным на достижение гармонии всех общественных отношений и благополучия в обществе. При этом всеобщая социальная

справедливость выступает как идеал, к которому направляется общество в своем развитии, для достижения которого служит право [10, с. 85].

Концепция институционализма была разработана М. Ориу (1859-1929) и, в частности, нашла поддержку в трудах социолога П.А. Сорокина (1889-1968), российского государственного деятеля и юриста С.А. Муромцева (1850-1910). Так, М. Ориу, закрепляя за социальными общностями (семья, трудовые коллективы и т.д.) интегратив-ную функцию (обеспечение целостности общества) и удовлетворение интересов индивидов и их объединений, роль права усматривал в регулировании социальных отношений - в уравновешивании противоположных интересов индивидов, их объединений, социальных групп и т.д. В результате чего такие отношения становятся правовыми - обеспечивается правовой порядок. Уравновешивание отношений возможно благодаря охвату фактических состояний правом - их превращению в правовые (легитимизация) и доминированию осознания людьми справедливости и покорению своих стремлений - разумным процессам коллективного образования. Таким образом, ценность права на основе учения М. Ориу проявляется через взаимосвязь: а) регулирование правом деятельности фактически существующих объединений; б) обеспечение равновесия и установление правопорядка в отношениях; в) отражение правосознания, отвечающего чувству справедливости человека [13, с. 115].

П.А. Сорокин наделял право первоочередным организующим элементом коллективных объединений, которые представляют собой лишь «объективацию и олицетворение правовых норм и правовых убеждений всех или решающей боли группы», а потому, ценность права для коллективов будет восприниматься лишь тогда, когда убеждения индивидов будут отражаться нормами права.

Практическую пользу права в регулировании конкретных социальных отношений один из представителей концепции прагматизма американский теоретик права О. Вендель Холмс (18411935) усматривал в судебных решениях, отрицая при этом общие предложения, которые воплощаются в праве [14, с. 85].

На современном этапе развития правовой мысли социологический подход в правопонима-нии главным образом представлен двумя концепциями: инструментализма и реализма. Именно во взглядах известного представителя концепции инструментализма американского юриста Роско Паунда (1870-1964) ценность права раскрывается через социальную ценность, заключающуюся в обеспечении как порядка в отношениях, так и правопорядка в обществе в целом на основе действия права, как эффективного инструмента

регулирования отношений - право выступает «высокоспециализированной формой социального контроля» и в этом его главное предназначение, а следовательно и ценность права. Р. Паунд высшую цель права усматривал в достижении общественных ценностей (согласия, благосостояния, мира и т.д.), которые исходят из интересов существующего общества и охвачены обеспечивающего правопорядка - «примирение и гармонизацию конфликтующих человеческих интересов», направленных на достижение ценностей и постулатов современной цивилизации [10, с. 86].

Теоретическое исследование понятия справедливости на современном этапе развития создает предпосылки к пересмотру всей системы морально-этических ценностей, как в правовой системе, так и в жизни общества в целом. Как определяли мыслители древности: право -искусство добра и справедливости, а справедливость является высшей правовой ценностью [11, с. 218].

Термин «справедливость» - пришёл из латинского языка, означает социально-этическую и морально-правовую категорию, один из основных принципов права. Понятие «справедливость» обозначает наличие в социальном мире правовых основ и выражает их правильность, императивность и необходимость [6, с. 15].

Представление о справедливости возникает и формируется с признанием норм обычного права. Так общество (род, племя) давало моральную оценку поведению отдельного лица относительно ведения быта, соблюдения обычаев и традиций, взглядов и убеждений. За нарушение общественного строя, обычаев, а, следовательно, принципа справедливости - предусматривались меры воздействия на нарушителей в виде жестких санкций. В таких условиях почти никогда отдельный человек не выступал против коллектива из-за страха изгнания (или другого наказания) в результате нарушения определенных требований, обычаев и запретов. Люди, которые осмелились грубо нарушить общепринятый порядок, были обречены на одинокое существование и, следовательно, на смерть.

С появлением частной собственности и появлением различных социальных страт единство традиционных норм, которые ранее регулировали общественные отношения, претерпевает коренные изменения. Обычная норма, как единая норма регуляции отношений в социуме, перестает выполнять своё социальное предназначение. Исходя из такого положения дел остро встает вопрос наличия справедливости. То, что справедливо для одних (господствующего класса), не может быть таковым для иных. Как следствие - возникает необходимость в таком социальном регуляторе, с помощью которого

можно было бы оценивать претерпевшие изменения общественные отношения. Такого рода регулятором становится право как продукт естественного, конкретно-исторического развития общества.

Во времена античности, справедливость становится оценочным понятием, которое выражает отношение лица, группы лиц или общества к определенным социальным явлениям или человеческим поступкам.

Справедливость как многогранная, многокомпонентная категория находит свое проявление во всех сферах общественной жизни, интегрирует в себе экономические, политические, моральные, правовые и духовные аспекты, содержит требования реального соответствия между положением различных индивидов и их значимостью в обществе, между трудом и вознаграждением.

На многоаспектность понятия справедливость указывается при определении этого понятия в энциклопедическом словаре: «справедливость - категория морально-правового и социально-политического сознания, понятие о надлежащем, связанное с ... изменчивыми представлениями о естественных правах человека. Содержит требование соответствия между реальной значимостью различных индивидов (социальных групп) и их социальным состоянием, между их правами и обязанностями, между действиями и последствиями, трудом и вознаграждением, преступлением и наказанием» [5, с. 31].

Современное восприятие справедливости, основанное на признании справедливости в качестве основной морально-этической ценности, обусловлено представлением о человеке, сформулированным в новой европейской культуре. Значительное внимание к справедливости как универсальной ценности основано на концепции естественного права, основой которой является представление о человеке как о самостоятельном индивидууме - человека наделенный неотъемлемыми правами, и способный самостоятельно контролировать и регулировать свое поведение в обществе на основании некоторых обще определенных норм. Представление о неотъемлемых правах человека сегодня получило всеобщее признание и закреплено в ряде международно-правовых документов, таких как Устав ООН [1], Всеобщая декларация прав человека [2], Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе [3] и др., В результате чего права человека распространяются на сегодняшний день на всех жителей планеты.

Право - это система социальных общеобязательных норм, соблюдение и выполнение которых обеспечивается государством. Однако нужно помнить, что право воспринимается обществом

настолько, насколько оно обеспечивает справедливость. В свою очередь, справедливость не может существовать, если она не защищена правовыми нормами. К тому же с помощью права, требования справедливости приобретают четко сформулированный и фиксированный характер. Как следствие - право становится главным нормативным средством реализации принципа справедливости.

Диалектическая связь понятий «право», «справедливость», «законность» чрезвычайно ярко проявляется в процессе формирования правового общества и государства с социально ориентированной экономикой [5, с. 32].

Не может не привлекать внимания тот факт, что на сегодня проблема соотношения понятий «право» и «справедливость» имеет дискуссионный характер. В частности, это связано как с изданием государством норм, которые могут нарушать права и интересы отдельных лиц, так и с несправедливым применением действующих норм права.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации в России признается и действует принцип верховенства права [4]. Верховенство права - это господство права в обществе. Верховенство права требует от государства его воплощения в правотворческую и правозащитную деятельность, в частности в законы, которые по своему содержанию должны быть проникнуты, прежде всего, идеями социальной справедливости, свободы, равенства и т.д. Одним из проявлений верховенства права является то, что право не ограничивается только законодательством, как одной из его форм, а включает и другие социальные регуляторы, в частности нормы морали, традиции, обычаи и т.д., которые легитимированы обществом и обусловлены исторически достигнутым культурным уровнем общества. Все эти элементы права объединяются качеством, соответствующим идеологии справедливости, идее права, которая в значительной мере получила отражение в Конституции РФ [4].

Такое понимание права не дает оснований для его отождествления с законом, который иногда может быть и несправедливым, в том числе ограничивать свободу и равенство лица. Справедливость - одна из основных основ права, является решающей в определении его как регулятора общественных отношений, одним из общечеловеческих измерений права. Правосудие по своей сути признается таковым лишь при условии, что оно соответствует требованиям справедливости и обеспечивает эффективное возобновление в правах.

Таким образом, социологический подход в правопонимании позволяет охарактеризовать ценность права как изменяющуюся категорию,

зависящую от общественных интересов, реально существующих отношений и практики решения дел. Социальная значимость идеала справедливости обусловила острые и напряженные теоретические дискуссии среди ученых. Продолжаются они уже не один десяток лет, что в сочетании с историей развития религиозных, философских, правовых представлений, этики, эстетики, экономических и, собственно, права создало множество концепций и подходов к рассмотрению сущности понятия «справедливость». Все же, несмотря на повышенную заинтересованность данной проблемой «справедливости» и разнообразие подходов к пониманию ее сущности, остаются недостаточно разработанными проблемы целостного осознания справедливости как важного, неотъемлемого атрибута социальных систем, выявления общего смысла понятия справедливости, инвариантного по отношению к различным её аспектам, а также выяснения объективных оснований справедливости как социального идеала. Право возникло и развивается ради воплощения в жизнь идеи справедливости. Оно является тем общественным идеалом, на которое должно ориентироваться законодательство. Справедливость - это и есть такое право, за которого каждый индивид получает то, чего заслуживает, что является его неотъемлемой частью блага в обществе, то, в чем так сильно нуждается. Это своего рода баланс и баланс социальных потребностей и возможностей, где право имманентно подразумевает справедливость, а справедливость имеет правовую основу, то есть является реальной и защищенной правом.

Социальную справедливость можно рассматривать как первую добродетель законов и институтов общества. Какими бы эффективными и хорошо организованными они ни были, их необходимо реформировать или отменить, если они несправедливы. Каждое лицо неприкосновенно на основании справедливости, которую общество не должно нарушать ни в коем случае. Из-за этого справедливость отвергает саму мысль о том, что потеря свободы для одних может быть оправдана большим благом для других. Во внимание надо брать интересы всех членов общества, а не только отдельных, пусть и очень больших по своей численности групп. Поэтому в демократическом обществе свободы равных граждан воспринимаются как политические права, гарантированные справедливостью. Несправедливость может допускаться только в случае необходимости избежать еще большей несправедливости. Сейчас проблема социальной справедливости для нашей страны является весьма важной, как всегда на крутых изломах истории, особенно в условиях, когда происходит

переоценка системы ценностей в условиях специальной военной операции России на территории Украины [15, с. 387].

Справедливость выступает одним из основных принципов права. Благодаря ему можно создать условия безопасности для граждан, надежное и гарантированное пространство для деятельности лица. Причем таким образом, чтобы высвободить социальную энергию и сделать возможным функционирование и дальнейшее развитие общества.

Список литературы:

[1] Устав ООН [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (дата обращения: 14.03.2023).

[2] Всеобщая декларация прав человека / Принята резолюцией 217 А (III) Генеральной Ассамблеи ООН от 10.12.1948 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/ decLconv/declarations/dedhr.shtml (дата обращения: 14.03.2023).

[3] Заключительный акт Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе от 01.08.1975 г. [Электронный ресурс]. - URL: https://docs.cntd. ru/document/1901862 (дата обращения: 14.03.2023).

[4] Конституция Российской Федерации. Принята всенародным голосованием 12.12.1993 (в ред. от 01.07.2020) [Электронный ресурс]. -URL: http://www.consultant.ru/document/cons_ doc_LAW_28399/ (дата обращения: 14.03.2023).

[5] Алексеев А.П. Ценности в российском конституционном праве // Вестник Волгоградской академии МВД России. 2015. № 1 (32). - С. 30-35.

[6] Арендаренко А.В. Реализация принципа социальной справедливости в современном уголовном праве России: монография. - М.: ЮНИТИ: Закон и право, 2012. - 348 с.

[7] Вайпан В.А. Теория справедливости: Право и экономика: монография [Электронный ресурс]. - М.: Юстицинформ, 2017. - 226 с. - URL: https://law.wikireading.ru/77970 (дата обращения: 14.03.2023).

[8] Жуков В.Н. Государство. Право. Власть: философия и социология. - М.: Мир философии, 2015. - 591 с.

[9] Конституционализм и правовая система России: итоги и перспективы: сборник докладов / ред. совет: Н.М. Артемов и др. - М.: Проспект, 2014. - 501 с.

[10] Конституционное право России / под ред. Н.А. Бобровой, Р.Л. Хачатурова / Формирование и развитие отраслей права в исторической и современной правовой реальности России: В 12 т. Т. VI. - М.: Юрлитинформ, 2021. - 558 с.

штшшмшттшшттмшшштшшттмш^^

[11] Нерсесянц В.С. История политических и правовых учений: учебник. - М.: Норма: ИНФРА-М, 2012. - 703 с.

[12] Поперина Е.Н. Конституционное право на неприкосновенность частной жизни в России: монография. - М.: Юрлитинформ, 2014. - 186 с.

[13] Право. Государство. Управление: общетеоретические и отраслевые аспекты / под ред. М.М. Журавлева, С.В. Ведяшкина. - Томск: Издательский Дом Томского государственного университета, 2020. - 282 с.

[14] Правовые системы общества: история и современность: сборник научных трудов / Е.В. Никитин (пред.) и др. - Екатеринбург: Уральский юридический ин-т МВД России, 2014. - 130 с.

[15] Ромазанова А.Н. Соблюдение требований международного гуманитарного прав в отношении военнопленных на Украине (2022-2023 гг.) // Образование и право. 2023. № 4. - С. 386-388.

[16] Рыжов В.Б. Правовые аспекты формирования социальной политики Европейского союза: история и современность // Вестник Дипломатической академии МИД России. Международное право. 2018. № 1 (9). - С. 40-55.

[17] Соловьева А.А. Роль справедливости в правовом регулировании (теоретический и исто-рико-правовой аспекты) // Вестник ЮУрГУ. Серия «Право». 2006. Вып. 7. № 5. - С. 87-94.

[18] Социальная справедливость и гуманизм в современном государстве и праве: материалы Международной научно-практической конференции / Информ. центр ООН в Москве, Московский гуманитарный ун-т; под общ. ред. Т.А. Сошниковой. - М.: Изд-во Московского гуманитарного ун-та, 2015. - 231 с.

Spisok literatury:

[1] Ustav OON [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.un.org/ru/about-us/un-charter/full-text (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[2] Vseobshchaya deklaraciya prav cheloveka / Prinyata rezolyuciej 217 A (III) General'noj Assamblei OON ot 10.12.1948 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://www.un.org/ru/documents/decl_conv/decla-rations/declhr.shtml (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[3] Zaklyuchitel'nyj akt Soveshchaniya po bez-opasnosti i sotrudnichestvu v Evrope ot 01.08.1975 g. [Elektronnyj resurs]. - URL: https://docs.cntd.ru/ document/1901862 (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[4] Konstituciya Rossijskoj Federacii. Prinyata vsenarodnym golosovaniem 12.12.1993 (v red. ot 01.07.2020) [Elektronnyj resurs]. - URL: http:// www.consultant.ru/document/cons_doc_ LAW_28399/ (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[5] Alekseev A.P. Cennosti v rossijskom kon-stitucionnom prave // Vestnik Volgogradskoj akademii MVD Rossii. 2015. № 1 (32). - S. 30-35.

[6] Arendarenko A.V. Realizaciya principa social'noj spravedlivosti v sovremennom ugolovnom prave Rossii: monografiya. - M.: YUNITI: Zakon i pravo, 2012. - 348 s.

[7] Vajpan V.A. Teoriya spravedlivosti: Pravo i ekonomika: monografiya [Elektronnyj resurs]. - M.: YUsticinform, 2017. - 226 s. - URL: https://law. wikireading.ru/77970 (data obrashcheniya: 14.03.2023).

[8] Zhukov V.N. Gosudarstvo. Pravo. Vlast': filo-sofiya i sociologiya. - M.: Mir filosofii, 2015. - 591 s.

[9] Konstitucionalizm i pravovaya sistema Rossii: itogi i perspektivy: sbornik dokladov / red. sovet: N.M. Artemov i dr. - M.: Prospekt, 2014. - 501 s.

[10] Konstitucionnoe pravo Rossii / pod red. N.A. Bobrovoj, R.L. Hachaturova / Formirovanie i razvitie otraslej prava v istoricheskoj i sovremennoj pravovoj real'nosti Rossii: V 12 t. T. VI. - M.: Yurlitin-form, 2021. - 558 s.

[11] Nersesyanc V.S. Istoriya politicheskih i pra-vovyh uchenij: uchebnik. - M.: Norma: INFRA-M, 2012. - 703 s.

[12] Poperina E.N. Konstitucionnoe pravo na neprikosnovennost' chastnoj zhizni v Rossii: monografiya. - M.: Yurlitinform, 2014. - 186 s.

[13] Pravo. Gosudarstvo. Upravlenie: obshche-teoreticheskie i otraslevye aspekty / pod red. M.M. ZHuravleva, S.V. Vedyashkina. - Tomsk: Izdatel'skij Dom Tomskogo gosudar-stvennogo universiteta, 2020. - 282 s.

[14] Pravovye sistemy obshchestva: istoriya i sovremennost': sbornik nauchnyh trudov / E.V. Nikitin (pred.) i dr. - Ekaterinburg: Ural'skij yuridicheskij in-t MVD Rossii, 2014. - 130 s.

[15] Romazanova A.N. Soblyudenie trebovanij mezhdunarodnogo gumanitarnogo prav v otnoshenii voennoplennyh na Ukraine (2022-2023 gg.) // Obra-zovanie i pravo. 2023. № 4. - S. 386-388.

[16] Ryzhov V.B. Pravovye aspekty formirovaniya social'noj politiki Evropejskogo soyuza: istoriya i sovremennost' // Vestnik Diplomaticheskoj akademii MID Rossii. Mezhdunarodnoe pravo. 2018. № 1 (9). - S. 40-55.

[17] Solov'eva A.A. Rol' spravedlivosti v pravo-vom regulirovanii (teoreticheskij i istoriko-pravovoj aspekty) // Vestnik YuUrGU. Seriya «Pravo». Vyp. 7. 2006. № 5. - S. 87-94.

[18] Social'naya spravedlivost' i gumanizm v sovremennom gosudarstve i prave: materialy Mezh-dunarodnoj nauchno-prakticheskoj konferencii / Inform. centr OON v Moskve, Moskovskij gumani-tarnyj un-t; pod obshch. red. T.A. Soshnikovoj. - M.: Izd-vo Moskovskogo gumanitarnogo un-ta, 2015. -231 s.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.