Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ (на примере ВолгГТУ)'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ (на примере ВолгГТУ) Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
3
0
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Primo aspectu
ВАК
Область наук
Ключевые слова
иностранные студенты / постсоветское пространство / «мягкая сила» / русский язык / образование / выпускники / foreign students / post-Soviet space / “soft power” / Russian language / education / graduates

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мельникова Елена Витальевна, Овчар Надежда Андреевна, Казанова Наталия Витальевна

В статье рассматривается реализация таких инструментов «мягкой силы», как язык и образование. Приводятся примеры поддержки и охраны языка в России и других странах. Поскольку образование – один из самых эффективных инструментов «мягкой силы», международной практикой является студенческая мобильность и прием на обучение иностранных студентов. Авторы описывают разнообразные формы проведения занятий со студентами для интеграции их в русскоязычную среду и аккультурации. В статье представлены те подходы к работе с иностранными студентами, которые дают положительный эффект и демонстрируют реализацию политики «мягкой силы». Так, преподаватели русского языка активно применяют экскурсионный метод в преподавании русского языка как иностранного. Хорошие результаты дает работа с иностранными выпускниками, которые в настоящее время вернулись к себе на родину и трудоустроились по специальности, реализовались в профессиональном плане. Авторы делают вывод о том, что для реализации концепции «мягкой силы» необходимо активно работать с иностранными выпускниками, способствовать распространению русского языка на постсоветском пространстве, расширять применение положительных образовательных практик.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Мельникова Елена Витальевна, Овчар Надежда Андреевна, Казанова Наталия Витальевна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF “SOFT POWER” IN TRAINING FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA (based on the example of VSTU)

The article examines the implementation of such “soft power” tools as language and education. Examples of “support” and “protection” of language in Russia and other countries are given. Education is one of the most effective tools of “soft power”, international practice is student mobility and admission of foreign students to study. The authors describe various forms of conducting classes with students for their integration into the Russian-speaking environment and acculturation. The article presents those approaches to working with foreign students that have a positive effect and demonstrate the implementation of the “soft power” policy. Thus, Russian language teachers actively use the excursion method in teaching Russian as a foreign language. Good results are obtained from working with foreign graduates who have now returned to their homeland and are employed in their specialty and have realized themselves professionally. The authors conclude that to implement the concept of “soft power” it is necessary to actively work with foreign graduates, promote the spread of the Russian language in the post-Soviet space, and expand the use of positive educational practices.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ (на примере ВолгГТУ)»

УДК 378

DOI: 10.35211/2500-2635-2024-1-57-82-88

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ «МЯГКОЙ СИЛЫ» ПРИ ОБУЧЕНИИ ИНОСТРАННЫХ СТУДЕНТОВ В РОССИИ

(на примере ВолгГТУ)

IMPLEMENTATION OF THE CONCEPT OF "SOFT POWER" IN TRAINING FOREIGN STUDENTS IN RUSSIA (based on the example of VSTU)

МЕЛЬНИКОВА Елена Витальевна

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]

ОВЧАР Надежда Андреевна

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]

КАЗАНОВА Наталия Витальевна

Волгоградский государственный технический университет, Волгоград, Россия E-mail: [email protected]

Аннотация. В статье рассматривается реализация таких инструментов «мягкой силы», как язык и образование. Приводятся примеры поддержки и охраны языка в России и других странах. Поскольку образование - один из самых эффективных инструментов «мягкой силы», международной практикой является студенческая мобильность и прием на обучение иностранных студентов. Авторы описывают разнообразные формы проведения занятий со студентами для интеграции их в русскоязычную среду и аккультурации. В статье представлены те подходы к работе с иностранными студентами, которые дают положительный эффект и демонстрируют реализацию политики «мягкой силы». Так, преподаватели русского языка активно применяют экскурсионный метод в преподавании русского языка как иностранного. Хорошие результаты дает работа с иностранными выпускниками, которые в настоящее время вернулись к себе на родину и трудоустроились по специальности, реализовались в профессиональном плане. Авторы делают вывод о том, что для реализации концепции «мягкой силы» необходимо активно работать с иностранными выпускниками, способствовать распространению русского языка на постсоветском пространстве, расширять применение положительных образовательных практик.

Ключевые слова: иностранные студенты, постсоветское пространство, «мягкая сила», русский язык, образование, выпускники.

MELNIKOVA Elena V.

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]

OVCHAR Nadezhda A.

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]

KAZANOVA Natalia V.

Volgograd State Technical University, Volgograd, Russia E-mail: [email protected]

Abstract. The article examines the implementation of such "soft power" tools as language and education. Examples of "support" and "protection" of language in Russia and other countries are given. Education is one of the most effective tools of "soft power", international practice is student mobility and admission of foreign students to study. The authors describe various forms of conducting classes with students for their integration into the Russian-speaking environment and acculturation. The article presents those approaches to working with foreign students that have a positive effect and demonstrate the implementation of the "soft power" policy. Thus, Russian language teachers actively use the excursion method in teaching Russian as a foreign language. Good results are obtained from working with foreign graduates who have now returned to their homeland and are employed in their specialty and have realized themselves professionally. The authors conclude that to implement the concept of "soft power" it is necessary to actively work with foreign graduates, promote the spread of the Russian language in the post-Soviet space, and expand the use of positive educational practices.

Keywords: foreign students, post-Soviet space, "soft power", Russian language, education, graduates.

В политических исследованиях язык является традиционным компонентом государственности, символом идентичности и группового сознания,

© Мельникова Е. В., Овчар Н. А., Казанова Н. В., 2024.

а также активно используется Россией в качестве важнейшего ресурса «мягкой силы» (Косякина 2022).

Восприятие ценности русского языка после распада СССР изменилось на территориях стран ближнего зарубежья, поскольку было утрачено его значение как языка межнационального общения: он стал одним из иностранных языков в школе, наряду с английским, немецким и т. п., либо изучается в формате факультативных занятий с учителями, для которых русский не является родным языком (Мельникова, Казанова, Копылов 2020).

Потеря русским языком статуса государственного на постсоветском пространстве и необязательность его освоения на территориях бывших советских республик привели к тому, что интерес к изучению русского языка снизился, а следовательно, сократилось число владеющих русским языком (Мельникова, Казанова, Пескова 2023). Длительные исследования распространенности русского языка, проводимые международной ассоциацией исследователей «Евразийский монитор» в 2006-2017 гг., фиксируют общую тенденцию сокращения применения русского языка в странах бывшего СССР, что обусловлено не только демографическими (смена поколений), но и политическими факторами (Задорин, Подобед 2020).

Язык, являясь частью культуры, выступает в роли «мягкой силы», способной помочь в достижении желаемых результатов путем добровольного участия и симпатии (Nye 2004), однако можно отметить негативный тренд, свидетельствующий о снижении уровня влияния этой силы в бывших союзных республиках.

Вопросы охраны и поддержки языка актуальны не только для современной России. Так, распространению языка и ценностей уделяют внимание ФРГ, Великобритания, а Франция законодательно закрепляет право использовать французский язык в национальных интересах. Н. А. Бокерия и Н. В. Соколова исследуют роль франкофонии, экспорта французского языка и культуры в формировании национальной идентичности, укреплении политических позиций в мире, сохранении статуса независимого актора на международной арене (2014). Выступая правовым актом, имеющим высшую юридическую силу, Конституция Франции провозглашает французский язык «основополагающим элементом идентичности и национального достояния Франции» (Loi ... web). В Польше принят Закон о польском языке, направленный на защиту польского языка в публичной сфере и торговле (Ustawa ... web).

Хороший пример поддержки и развития языка демонстрирует Китай: привлечение иностранных студентов в китайские вузы организовано с помощью различных программ - поступление за счет государственного бюджета, наличие поддержки в виде грантов, программы стипендий, совместные проекты китайских и зарубежных вузов, ассоциации вузов. Так, известны ассоциации российско-китайских вузов: Ассоциация технических университетов России и Китая (АТУРК), Ассоциация российско-китайских экономических университетов (РКАЭУ) и др. (Аржанова, Дыдзинская, Мусина, Селезнев 2019).

Совет по международному распространению китайского языка за рубежом с 1987 года создает и координирует деятельность сети Институтов Конфуция и Классов Конфуция, создаваемых в образовательных учреждениях разных уровней, в целях популяризации китайского языка и культуры (Морозова 2017).

Россия, стремясь популяризировать русский язык и русскую культуру, также реализует различные культурные проекты. В частности, финансовую и административную поддержку у государства находят Фонд публичной дипломатии им. А. М. Горчакова, фонд «Русский мир» и ряд других. (Аржанова, Дыдзинская, Мусина, Селезнев 2019). Для защиты и поддержки языка в нашей стране существует Совет по русскому языку при Президенте РФ, в составе которого, кроме филологов и лингвистов, представлены учителя, руководители музеев, историки, утверждена Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (Концепция ... 2015).

В 2015 году была предложена к реализации «Федеральная целевая программа «Русский язык», она предусматривала расширение пространства русского языка, российской культуры и образования на русском языке в иностранных государствах и укрепление позиции русского языка в национальных системах образования государств - участников Содружества Независимых Государств (Постановление ... 2015), но впоследствии этот нормативно-правовой акт утратил силу, поскольку начала действовать государственная программа Российской Федерации «Развитие образования» на 20132020 годы (Постановление ... 2017).

Инструменты «мягкой силы» формируют позитивный образ страны в сознании представителей иных государств, делают его более привлекательным. Одним из наиболее эффективных и доступных инструментов «мягкой силы» является образование (Косякина 2022). Так, по оценкам исследователей, образование, выступая инструментом влияния, дает преимущества странам, привлекающим абитуриентов из зарубежья (Антонова, Сущенко, Попова 2020).

В России Министерство науки и образования в последние годы увеличивает квоты Правительства РФ для студентов-иностранцев. Так, в 2021 году число мест, выделенных иностранцам на обучение, составило 18 тысяч, в 2022 году - 23 тысячи, а в 2023 году - 30 тысяч (К 2023 году ... web). Концепция образования как инструмента «мягкой силы» реализуется с помощью расширения сети филиалов российских вузов в зарубежных странах. По информации пресс-центра Министерства, создание филиалов вузов, подведомственных Минобрнауки России, планируется в таких странах, как Египет, Куба, Узбекистан, Мьянма, Саудовская Аравия, Казахстан (Минобр-науки . web).

В 2023 году более 104 тыс. иностранных граждан стали студентами российских вузов (Правительство ... web). В Волгоградском государственном техническом университете (ВолгГТУ) обучаются студенты из более чем тридцати стран, число которых растет из года в год: в 2021 году в вузе обучалось 1282 иностранца, в 2022 году - 1399 человек, на 1 января 2023 года - 1772 человека (Сведения ... web). Для них крайне важной является последователь-

ная языковая, культурная и академическая адаптация, постепенное вхождение в национальную среду, что реализуется с помощью системы довузовской подготовки по русскому языку различной продолжительности и в различных форматах (Гаджиев, Годенко, Тюменцева, Филимонова 2022; Мельникова, Казанова, Пескова 2023).

В такой ситуации необходимо использовать дополнительные возможности для межнационального общения и культурного обмена. Среди многочисленных мероприятий 2022 года, посвященных межкультурному взаимодействию, одним из самых ярких стал VIII Международный фестиваль русской речи иностранных студентов «Берега», организатором которого выступил Волгоградский государственный технический университет. На фестиваль собрались участники из 16 высших учебных заведений страны, представляющие более 40 стран мира. Они соревновались в нескольких жанрах искусства, демонстрирующих владение русским языком. Так, участники декламировали стихотворные и прозаические произведения (отрывки), инсценировали литературные произведения, исполняли песни на русском языке, писали сочинения (Гаджиев, Годенко, Тюменцева, Филимонова 2022).

Е. С. Белоус и К. А. Белоконева показывают эффективность такой формы взаимодействия между аудиторными и внеаудиторными занятиями для иностранных студентов, как экскурсия. Они полагают, что использование в учебном процессе экскурсий, во-первых, мотивирует представителей других этносов изучать культуру России, во-вторых, развивает речь и формирует речевую компетенцию, в-третьих, расширяет лексический запас. Экскурсия обеспечивает естественный процесс овладения студентами новым языковым материалом, ознакомление и усвоение норм поведения в новом культурном пространстве (Белоус, Белоконева 2022).

После окончания вуза эффект «мягкой силы» работает через выпускника, знающего русский язык, русскую культуру, имеющего сложившиеся ценности, установки, который возвращается в свою родную страну и реализуется в профессиональной деятельности (Аржанова, Дыдзинская, Мусина, Селезнев 2019). Иностранные выпускники всегда выступали «агентами влияния» российской «мягкой силы», пропагандируя не только вуз, который они окончили, но и культуру России, повышая ее международный престиж.

За годы работы ВолгГТУ подготовил более 1500 высококлассных иностранных специалистов, которые трудятся более чем в 70 странах, многие занимают высокие посты, являются видными общественными, политическими и государственными деятелями в своих странах (Факультет ... web). В 2020 году Волгоградский государственный технический университет закончили 75 иностранцев, из них 62 бакалавра и 13 магистров, в 2021 году -139 бакалавров (35 магистров и 4 специалиста), в 2022 году - 147 иностранцев (123 бакалавра, 23 магистра, 1 выпускник специалитета) (Сведения ... web).

В 2020 году в ВолгГТУ создана Ассоциация выпускников, которая содействует формированию связей между выпускниками, выступает в том числе в роли культурного мостика и помогает использовать профессиональный, научный и деловой потенциал выпускников. Создание Ассоциации позволяет не утратить связи с вузом даже по возвращении на родину (Петрунева,

Казанова, Мельникова 2021). Сохраняя канал коммуникации и кооперации между вузом и выпускниками, можно развивать отношения в самых разных направлениях социально-экономического профиля.

Так, выпускник Волгоградского политехнического института 1993 года, Аяд Джалал в своем поздравлении, адресованном вузу в связи с 90-летием, особо отметил то, что знание русского языка помогло ему, иранцу по происхождению, не только в изучении науки, но и в понимании российской культуры.

Давние традиции имеет Ассоциация выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ (Ассоциация. web), которая в 2022 году отметила свое 10-тилетие. Имея целью вовлекать выпускников в образовательную, научную и инновационную деятельность, привлекать средства в эндаумент-фонд, Ассоциация проводит мероприятия, способствующие формированию позитивного имиджа России и УрФУ в международном социокультурном пространстве: подписание планов сотрудничества, соглашений с организациями из Монголии, Кыргызстана, реализация проекта «Творческие лаборатории по русскому языку» с участием выпускников из Монголии, деятельность представительств Ассоциации выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ в Монголии, Узбекистане, Кыргызстане, стипендиальные программы ЦК «Казакстан», «Монголия». У Ассоциации есть планы открыть зарубежные представительства в Египте и Китае.

Выпускники-иностранцы, посещая ВолгГТУ, с теплом вспоминают годы учебы. Так, гражданин Палестины Муханнад Исмаиль, выпускник 1991 года по специальности «Автомобиле-тракторостроение», во время визита в университет в конце сентября 2023 года отметил, что «обучение в политехе дало мне очень многое. Я научился трудиться, ставить цель и достигать ее, быть самостоятельным. Все это очень важно для жизни. О политехе думаю положительно. Такой вуз уникален, он наполнен высококвалифицированными преподавателями». На встрече с преподавателями кафедры русского языка он сказал, что «приехал в Россию ... чтобы спустя 20 лет увидеть такую могучую страну, в которой я учился и получил необходимое знание, и где мне присвоили научную степень после защиты кандидатской диссертации. я веду работу по заключению с университетом договора. Студенты из Палестины будут поступать на обучение в ВолгГТУ».

Планомерная и долгосрочная работа может способствовать распространению влияния русского языка не только на постсоветском пространстве, но и в дальнем зарубежье. Для большего рекрутирования иностранных студентов важно продвигать русский язык (Таланов 2022), так как образование иностранных студентов выступит «мягкой силой» в стратегических планах России.

Положительные образовательные практики, наряду с комплексом мероприятий, посвященных межкультурному взаимодействию, повышают мотивацию к изучению языка и культурного наследия.

Ассоциации выпускников, выполняя роль культурного мостика, могут стать каналом продвижения русского языка и национальной культуры за рубежом, так как дружба и взаимодействие, возникающие в процессе об-

щения с иностранными выпускниками, приводят к сближению позиций и конструктивному сотрудничеству.

ИСПОЛЬЗОВАННЫЕ ИСТОЧНИКИ

1. Антонова, Н. Л. «Мягкая сила» высшего образования как фактор мирового лидерства / Н. Л. Антонова, А. Д. Сущенко, Н. Г. Попова // Образование и наука.- 2020. - № 22(1). - С. 31-58. -Режим доступа: https://doi.org/10.17853/1994-5639-2020-1-31-58.

2. Аржанова, И. В. Обучение иностранных граждан в опорных вузах Российской Федерации в интересах использования «мягкой силы» / И. В. Аржанова, Д. В. Дыдзинская, Е. А. Мусина, П. С. Селезнев // Высшее образование в России. - 2019. - Т. 28. - № 8-9. - С. 9-20.

3. Ассоциация выпускников УПИ, УрГУ и УрФУ [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://alumni.urfu.ru/ru/associacija-vypusknikov-upi-urgu-i-urfu/

4. Белоус, Е. С. Погружение в новую лингвокультурологическую реальность: экскурсионный метод в преподавании русского языка как иностранного / Е. С. Белоус, К. А. Белоконе-ва // Primo aspectu. - 2022. - № 4(52). - C. 92-98. DOI: 10.35211/2500-2635-2022-4-52-92-98.

5. Бокерия, С. А. «Мягкая сила» как инструмент обеспечения национальной безопасности в контексте культурно-лингвистической политики Франции / С. А. Бокерия, Н. В. Соколова // Вестник РУДН. Серия: Международные отношения. - 2014. - № 2. - C. 93-101. - Режим доступа: URL: https://cyberlemnka.ru/article/n/myagkaya-süa-kak-instrument-obespecheniya-natsionalnoy-bezopasnosti-v-kontekste-kulturno-lingvisticheskoy-politiki-frantsii (дата обращения: 09.10.2023 г.).

6. Гаджиев, Р.Б. История становления системы обучения иностранных студентов в Волгоградском государственном техническом университете. 60 лет пути / Р. Б. Гаджиев, А. Е. Го-денко, Е. В. Тюменцева, Н. Ю. Филимонова // Primo aspectu. - 2022. - № 4(52). - C. 39-46. DOI: 10.35211/2500-2635-2022-4-52-39-46.

7. Задорин, И. В. Русский язык в Северной Евразии: политические и демографические факторы распространенности и использования / И. В. Задорин, И. В. Подобед // Полития. -2020. - № 3 (98). - С. 136-164. DOI: 10.30570/2078-5089-2020-98-3-136-164.

8. К 2023 году Россия увеличит квоту для иностранных студентов до 30 тысяч мест [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/mezhdunarod-noesotrudnichestvo/46932/

9. Концепция государственной поддержки и продвижения русского языка за рубежом (утв. Президентом Российской Федерации № Пр-2283 от 03.11.2015 г. // СПС «Консультант Плюс».

10. Косякина, А. С. Российский подход к концепции «мягкой силы». Анализ и прогноз / А. С. Косякина // Журнал ИМЭМО РАН. - 2022. - № 2. - С. 63-75. DOI: 10.20542/afij-2022-2-63-75.

11. Мельникова, Е. В. Язык и глобализация: процессы трансформации / Е. В. Мельникова, Н. В. Казанова, А. В. Копылов // Гуманитарные и социальные науки. - 2020. - № 6. - С. 195-202 DOI: 10.18522/2070-1403-2020-83-6-195-202.

12. Мельникова, Е. В. Динамика овладения русским языком студентами из Туркменистана и Азербайджана (на примере ВолгГТУ) / Е. В. Мельникова, Н. В. Казанова, О. С. Пескова // Гуманитарные и социальные науки. - 2023. - Т. 98. - № 3. - С. 174-180. DOI: 10.18522/2070-14032023-97-2-174-180.

13. Минобрнауки России планирует расширить сеть филиалов российских вузов за рубежом [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/ novosti-ministerstva/64496/ (дата обращения 01.09.2023 г.).

14. Морозова, Н. В. Распространение китайского языка как источник «мягкой силы» КНР / Н. В. Морозова // Вестник РГГУ. Серия: Политология. История. Международные отношения. -2017. - №1 (7).

15. Петрунева, Р. М. Ассоциация выпускников ВолгГТУ: дебют на фоне пандемии / Р. М. Пет-рунева, Н. В. Казанова, Е. В. Мельникова // Primo aspectu. - 2021. - № 4(48). - C. 70-76 DOI: 10.35211_2500-2635-2021-4-48-70-76.

16. Постановление Правительства Российской Федерации от 20 мая 2015 года № 481 «О федеральной целевой программе "Русский язык" на 2016-2020 годы» // СПС «Консультант Плюс».

17. Постановление Правительства Российской Федерации от 26 декабря 2017 года № 1642 «Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Развитие образования"» // СПС «Консультант Плюс».

18. Правительство РФ подвело итоги приемной кампании - 2023 [Электронный ресурс]. -Режим доступа: https://minobrnauki.gov.ru/press-center/news/novosti-ministerstva/72560/ (дата обращения 10.09.2023 г.).

19. Сведения о контингенте студентов и слушателей (на 1 января 2023 г.) [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vstu.ru/upload/staff/cm/cm2022.pdf

20. Таланов, С. Л. Место образования в политике «мягкой силы» России: стратегические направления и инструменты / С. Л. Таланов // Мир русскоговорящих стран. - 2022. - № 2. -С. 22-47 DOI: 10.20323/2658-7866-2022-2-12-22-47.

21. Факультет подготовки иностранных специалистов [Электронный ресурс]. - Режим доступа: https://www.vstu.ru/university/fakultety-i-kafedry/fakultet-podgotovki-inostrannykh-spetsialistov/

22. Loi n 94-665 du 4 août 1994 (dite Loi Toubon)/Avenir de la Langue Française. - Режим доступа: URL: http://www.avenir-langue-francaise.fr/articles.php?lng=fr&pg=8.

23. Nye, J. S. Power in the Global Information Age: Realism to Globalization. L: Routledge, 2004. - Режим доступа: URL: http://www.gpssf.org/file-ready/power-in-the-global-information-age-from-realism-to-globalization.

24. Ustawa z dnia 7 pazdziernika 1999 r. o jçzyku polskim [Zasöb elektroniczny] / Sejm. -Режим доступа: URL: http://prawo.sejm.gov.pl/isap.nsf/DocDetails.xsp?id=WDU19990900999.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.