Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
59
12
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КОНЦЕПЦИЯ РАЗВИТИЯ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В РФ / МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ / ОЛИМПИАДЫ ПО МАТЕМАТИКЕ / CONCEPT OF MATHEMATICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN RF / MATHEMATICAL EDUCATION IN MOSCOW REGION / OLYMPICS IN MATHEMATICS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Захарова Марина

Автор рассказывает о реализации в Московской области концепции развития математического образования в РФ, о различных мероприятиях, в том числе математических олимпиадах, проведенных в 2014-2015 гг.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Implementation of the Mathematical Education Concept in Moscow Region

The author discusses implementation of the RF mathematical education development concept in Moscow Region. Various events, including mathematical Olympics hold in 2014-2015, are described.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ МАТЕМАТИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ В МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ»

марина захарова

Реализация Концепции математического образования в Московской области

117

Аннотация. Автор рассказывает о реализации в Московской области концепции развития математического образования в РФ, о различных мероприятиях, в том числе математических олимпиадах, проведенных в 2014-2015 гг.

ключевые слова: Концепция развития математического образования в РФ, математическое образование в Московской области, олимпиады по математике.

твержденная Правительством Российской Федерации в 2013 г. Концепция развития математического образования в Российской Федерации нацелила образование Московской области на престиж математического образования, на то, что, начиная с дошкольного возраста, каждый ребенок должен обладать математической компетентностью. В рамках государственной программы «Образование Подмосковья» на 2014-2018 гг. разработана модель нормативного, кадрового и организационного обеспечения реализации регионального комплекса мер Федеральной концепции развития математического образования в Московской области. План реализации указанной концепции в Московской области направлен на решение задач математического образования и содержит общесистемные мероприятия, в том числе в части математического просвещения и популяризации математики, мероприятия в системах общего, дополнительного и профессионального образования.

Анализ ситуации с математическим образованием в Московской области

позволяет выделить аспекты, характеризующие его состояние. Особую роль приобретает создание образовательной среды на уровне дошкольного и начального общего образования, содействующей развитию у детей логико-математических способностей. В Центре дошкольного образования Московского государственного областного гуманитарного института в рамках реализации Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) дошкольного образования на семинарах, мастер-классах с воспитателями ведется работа над созданием системы математического образования периода дошкольного детства.

В рамках ФГОС начального общего образования основные образовательные программы содержат занятия внеурочной деятельности по решению нестандартных задач, проводится обучение элементам математического проектирования, ведется систематическая работа по организации образовательной деятельности, в рамках индивидуального учебного плана усилия направляются на повышение интереса обучающихся к предметам математического цикла.

об авторе

М.Б. Захарова, министр образования Московской области

118

Министерство образования Московской области, приступая к реализации Концепции развития математического образования в Российской Федерации, на основной и старшей ступени среднего общего образования запланировало и проводит работу по следующим направлениям:

• открытие профильной школы,

• развитие олимпиадного движения,

• развитие системы дополнительного образования,

• создание очно-заочных лицеев,

• развитие проектно-исследователь-ской деятельности.

В сентябре 2014 г. по инициативе губернатора Московской области А.Ю. Воробьева в городском округе Долгопрудный с целью организации образовательной среды, которая создает необходимые условия для полного развития интеллектуальных, творческих и личностных возможностей каждого обучающегося, создана государственная общеобразовательная организация - Московская областная общеобразовательная школа-интернат естественно-математической направленности имени П.Л. Капицы (Физтех-лицей им. П.Л. Капицы). Образовательная деятельность в лицее опирается на исследовательскую активность обучающихся, допускающую проявление творческой инициативы, рассчитанную на достижение индивидуальных результатов успешности. Профилизация обучения в Физтех-лицее расширяет возможности социализации обучающихся, обеспечивая преемственность между общим и профессиональным образованием, возможность более эффективной предпрофессиональной подготовки его выпускников.

В Московской области уделяется большое внимание работе с математически одаренными обучающимися.

В прошедшем учебном году 5342 обучающихся Х-Х1 классов 133 общеобразовательных организаций Московской области (9,6% от общего количества школ) осваивали образовательные программы физико-математического профиля.

Важный элемент, поддерживающий престиж математики и формирование мотивации обучающихся, - математические соревнования школьников. Олим-пиадное движение в Подмосковье является самым массовым направлением

в работе с интеллектуально одаренными детьми и подростками. Всероссийская олимпиада школьников по общеобразовательным предметам включает несколько этапов: школьный, муниципальный, региональный и заключительный.

В 2015 г. число участников школьного этапа олимпиады по математике увеличилось на 1% и достигло 80 593 человека. Из них победителей и призеров -17 906 человек, что составляет более 22% участников олимпиады. На муниципальном этапе из 4326 участников победителями и призерами стали 1454 человека, т.е. 33% (в 2014 г. - 16%). За три года в региональном этапе олимпиады по математике приняли участие 1431 человек, победителями и призерами стали 171 обучающийся 1Х-Х1 классов. Команда обучающихся Московской области ежегодно выступает на заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников по математике. На протяжении трех последних лет учителя математики подготовили пять призеров заключительного этапа.

Большой интерес у обучающихся вызывает междисциплинарная олимпиада Московской области «МО2» (читается «МО в квадрате»), организованная Московским государственным областным университетом (МГОУ). Конкурс «Математика и проектирование», проводимый Академией социального управления (АСОУ), способствует развитию проект-но-исследовательской деятельности обучающихся математике.

Для учащихся Московской области два раза в год организуются онлайн-кани-кулы «Ученые МГОУ - школам Подмосковья», в рамках которых проводятся лекции в режиме видеоконференций по нескольким учебным дисциплинам, в том числе по математике.

С 2014 г. с целью подготовки команд Московской области к участию в заключительном этапе всероссийской олимпиады школьников в девяти муниципальных образованиях Московской области организована работа очно-заочных лицеев, на базе которых обучающиеся осваивают специальные образовательные программы, разработанные ведущими научными работниками МГОУ, в том числе с применением дистанционных методов обучения.

№ 2 (68) 2015 ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ПОЛИТИКА

В феврале 2014 г. в Московской области стартовал Фестиваль точных наук «Особые точки», созданный по инициативе Министерства образования Московской области на базе МГОУ.

Задачами фестиваля были:

• повышение мотивации школьников к изучению математики и как следствие повышение интереса к изучению других предметов естественнонаучного цикла;

• развитие партнерских отношений (партнерами фестиваля выступили МГУ им. М.В. Ломоносова, Математический институт им. В.А. Стеклова Российской академии наук (МИАН), образовательные учреждения Московской области: Международный университет природы, общества и человека «Дубна», Московский государственный областной социально-гуманитарный институт (МГОСГИ), г. Коломна, Московский государственный областной гуманитарный институт (МГОГИ), г. Орехово-Зуево, Красногорский колледж.

В течение учебного года фестиваль посетил восемь городов Подмосковья, в мае 2014 г. - Республику Крым (гг. Симферополь и Севастополь).

В фестивале приняли участие более 2 тыс. школьников, которым были выданы сертификаты участников, и более 200 учителей и преподавателей математики, физики, информатики, химии и биологии.

Особенностью начала 2015 г. стали предметные сборы по математике «Малая академия Подмосковья» на базе оздоровительного комплекса «Левково», проведенные совместно с региональным отделением политической партии «Единая Россия». Данные сборы стали площадкой, усиливающей связь школа-вуз, а также способствовали погружению обучающихся в предмет. В сборах приняли участие более 200 школьников X классов из 15 муниципальных образований Московской области. В новом учебном году планируется продолжить проведение профильных сборов по

В рамках ФГОС начального общего образования основные образовательные программы содержат занятия внеурочной деятельности по решению нестандартных задач, проводится обучение элементам математического проектирования, ведется систематическая работа по организации образовательной деятельности, в рамках индивидуального учебного плана усилия направляются на повышение интереса обучающихся к предметам математического цикла.

математике для обучающихся X и VIII классов.

Для изменений в области математического образования важно участие математика-профессионала как просветителя, эксперта, участника принятия стратегических решений. Помимо владения готовыми математическими знаниями в форме воспроизводимого им и передаваемого материала, он должен обладать математической моделью деятельности, что предполагает умение решать новые, ранее неизвестные математические задачи в соответствующих областях.

На базе АСОУ в рамках повышения квалификации для учителей математики читаются курсы по актуальным направлениям:

«Комбинаторика, элементы статистики и теории вероятности в основной школе»;

«Применение информационных технологий в методике преподавания математики»;

«Методика решения задач с параметрами».

Мы в начале пути модернизации математического образования на всех уровнях образования, и только совместными усилиями ученых, практиков и управленцев сможем реализовать мероприятия плана, а самое главное, сделать так, чтобы понятие «ребенок, не способный к математике» утратило смысл и исчезло из лексикона учителей, родителей, школьников и общества.

119

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.