Маллаева З.М.
Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии
Туризм по своим основным характеристикам не имеет никаких принципиальных отличий от других форм хозяйственной деятельности. Поэтому все существующие положения современного маркетинга могут быть в полной мере применены и в туристической сфере. В то же время у туризма есть специфика, которая отличает его не только от торговли товарами, но и от других форм торговли услугами. Здесь имеет место торговля, как услугами, так и товарами, а также особый характер потребления туристических услуг и товаров на месте их производства, более того, в определенной ситуации.
В традиционном производстве, где результат труда - конкретный товар или продукция - понятие маркетинга имеет более конкретное содержание. В туризме результат деятельности сводится к туристическому продукту, которому присущи определенные специфические особенности, которые существенно влияют на маркетинговую деятельность в туризме. Туристический маркетинг - это серия основных методов и приемов, выработанных для исследования, анализа и решения поставленных задач. Главное, на что должны быть направлены эти методы и приемы, - выявление возможностей наиболее полного удовлетворения потребностей людей, с точки зрения психологических и социальных факторов, а также определение способов наиболее рационального, с финансовой точки зрения ведения дел туристическими предприятиями, которые позволяют учитывать выявленные или скрытые потребности в туристических услугах.
Всемирная туристическая организация выделяет три основных функции маркетинга в туризме:
• налаживание контактов с потребителями;
• развитие;
• контроль.
Налаживание контактов ставит перед собой цель убедить потенциальных клиентов в том, что предложенное место отдыха и существующие там службы сервиса, достопримечательности и ожидаемые выгоды полностью соответствуют тому, чего желают получить сами клиенты.
Развитие предполагает проектирование нововведений, которые смогут обеспечить новые возможности для сбыта туристического продукта.
Контроль предусматривает анализ результатов деятельности по продвижению услуг на рынок и проверку того, насколько эти результаты отражают полное и успешное использование возможностей сферы туризма.
Туристический маркетинг - это система координации деятельности туристического предприятия в процессе разработки, производства, реализации туристического продукта и услуг с целью получения максимальной прибыли путем наиболее полного удовлетворения потребителя.
Маркетинг любого предприятия осуществляется в определенном среде. Другими словами, маркетинговая среда - это комплекс внутренних и внешних факторов, которые влияют на систему маркетинга фирмы.
Маркетинговую среду можно условно разделить на две части -внутреннюю и внешнюю. Внешней средой маркетинга является среда вокруг предприятия, куда оно выходит со своими маркетинговыми мероприятиями. (Это клиенты, независимые посредники, заказчики, конкуренты, средства массовой информации, работники фирм смежных отраслей и т.п.).
Система маркетинга - это сложная система, включающая широкий комплекс программ по созданию, ведению и реализации наиболее эффективной деятельности предприятия на рынке. Целевая направленность маркетинга зависит от типа фирмы (туроператор, турагент) и базируется на круге тех проблем, которые необходимо решить как в ближайшей, так и в долгосрочной перспективе. При этом она определяет выбор тех форм, методов и направлений маркетинговой работы, которые предприятие считает для себя приоритетными. Большую роль играют и такие факторы, как состояние конъюнктуры рынка и уровень конкуренции в туристической отрасли, степень монополизации предоставления этих услуг, текущая и перспективная взаимодействия фирмы с различными рынками и т.д., в зависимости, от колебаний которых и формируется вся маркетинговая деятельность.
Туризм, по определению ВТО, является не только экономическим, но одновременно социальным, культурным, экологическим и политическим явлением. Исходя из этого, туристический маркетинг необходимо использовать с максимальным учетом всех этих факторов. Тогда он в полной мере будет отражать интересы, как туристических фирм, так и потребителей.
Реализация концепции маркетинга на туристическом предприятии требует создания соответствующей службы маркетинга. В организационной структуре туристических фирм служба маркетинга является элементом, который координирует деятельность всех без исключения структурных подразделений.
В зависимости от характера и масштабов деятельности туристического предприятия организация маркетинга может иметь различные варианты. Основным вариантами организационных структур отдела маркетинга на туристическом предприятии могут быть:
• функциональная организация;
• организация по продуктовым принципу;
• организация по региональным принципом. Функциональная организация службы маркетинга предполагает
• ответственность за выполнение каждого функционального задания отдельным лицом или группой лиц. Например, ответственность за разработку туристического продукта, за сбыт.
Организация службы маркетинга по продуктовым принципу отличается от функциональной организации тем, что руководство маркетингом здесь происходит по каждому туристическому продукту отдельно.
Региональная организация службы маркетинга эффективна для крупных туристических фирм, которые одновременно работают на отдельных национальных или региональных рынках.
При организации маркетинговой службы туристического предприятия необходимо придерживаться основных принципов ее построения:
• простота маркетинговой структуры. Проще структура - более мобильным управление ею и выше шансы на успех;
• эффективная система связи между подразделениями. Это обеспечивает четкую передачу информации и обратную связь;
• гибкость и пристосовуванисть. Быстрое изменение спроса, высокие темпы научно-технического прогресса и другие факторы требуют изменения стратегии предприятия.
Правильный выбор организационной структуры службы маркетинга является только предпосылкой для ее эффективной работы. Необходимо укомплектовать эту службу высококвалифицированными специалистами, правильно распределить между ними обязанности, наделить их соответствующими правами, создать благоприятные условия для работы.
Деятельность любого предприятия направлена на достижение поставленных перед ним целей, которые являются начальным элементом при разработке планов и программ маркетинга, что процесс выполнения должен обеспечить продвижение к определенным рубежам. Оценка уровня выполнения намеченной цели и программ обеспечивается с помощью системы маркетингового контроля.
Контроль маркетинга - постоянная, систематическая и беспристрастная проверка и оценка состояния и процессов в области маркетинга, другими словами, - сравнение норм и реального положения.
Процесс контроля состоит из четырех стадий:
1. установление плановых величин и стандартов (цели и нормы);
2. выяснение реальных значений показателей;
3. сравнения;
4. анализ результатов сравнения.
Все стадии маркетингового контроля направлены на своевременное выявление всех проблем и отклонений от нормального продвижения к поставленным целям, а также на соответствующую корректировку деятельности предприятия, чтобы имеющиеся проблемы не переросли в кризис.
Система маркетингового контроля предполагает осуществление отдельных видов контроля, предназначенных для наблюдения и оценки эффективности деятельности туристического предприятия, выявления всех недостатков и принятия, соответствующих мер.
Важнейшими видами контроля является контроль результатов и стратегический контроль.
Контроль результатов сочетает контроль за выполнением годовых планов, контроль прибыльности, контроль эффективности маркетинговых мероприятий и т. п.
Динамика развития туристического рынка и производства туристических услуг, структурные изменения в экономике, новые общественные и государственные ориентиры, экологические аспекты - все это и много других важных для туристического предприятия факторов могут и в реальной жизни уже приводят к отказу от ранее задекларированных целей, изменения модели развития, существенного корректировка ранее принятых планов, стратегий,
программ. Поэтому каждое туристическое предприятие должно периодически проводить стратегический контроль маркетинга.
Каждое туристическое предприятие должно постоянно следить за изменениями, которые происходят на рынке туристических услуг, успевать реагировать на них.
Для того чтобы постоянно владеть информацией обо всех изменениях на рынке туристических услуг, иметь возможность оперативно реагировать на них и даже самому создавать выгодные для себя изменения, каждому туристическому предприятию необходимо проводить маркетинговые исследования - постоянные и периодические.
Основными этапами маркетинговых исследований являются:
• выявление проблем, стоящих перед предприятием;
• формулирование целей;
• планирование проведения исследований по каждой цели;
• выбор источников информации и определение широты охвата;
• сбор информации;
• обобщение и анализ информации;
• разработка рекомендаций и прогнозирование их эффективности.
На этапе разработки рекомендаций и прогнозирование их эффективности исследования заканчивается, но оно имеет и свое продолжение - реализацию рекомендаций, полученных в ходе исследования, и контроль за их выполнением.
Поскольку маркетинг включает исследования не только фактического состояния объекта, но и комплекс прогнозирования, исследования могут проводиться разными методами. Классифицировать методы маркетинговых исследований можно по различным признакам, например, по периодичности, с использованием оборудования, по времени на их реализацию, но мы предлагаем рассмотреть только те методы, которые наиболее часто используются в маркетинговых исследованиях и просты в применении.
Рассмотрим методы сбора информации. Личный опрос - один из наиболее трудоемких способов сбора первичной информации.
Методы наблюдения требуют более высокой квалификации, поскольку предполагают наличие собственной оценки ситуации тем лицом, которое проводит наблюдение. Как правило, эта работа проводится путем непосредственного наблюдения за реальными или потенциальными клиентами и другими объектами, которые интересуют туристическое предприятие.
Методы анкетирования применяются для опроса большого количества лиц, которые расположены в разных местах и имеют разный круг интересов. Анкетирование проводится специальными агентами, которые собирают информацию для каждой анкеты или по телефону, факсу, Интернету, либо при личной встрече с людьми. Возможно также проведение анкетирования путем рассылки анкет по предприятиям, организациям, частным адресам и их последующий сбор.
Интересным методом сбора информации может быть эксперимент. Для его проведения необходимо предварительно смоделировать весь процесс, выявить группы потенциальных и реальных клиентов т.д. Заслуживает внимания метод отбора необходимой информации из первоисточников. Анализом и сбором информации, которая появляется в периодической прессе, как правило, занимаются информационные работники библиотек или специальные подразделения фирмы.
В маркетинговых исследованиях можно выделить два направления: типовые исследования, без которых не может обойтись ни одно предприятие, и индивидуальные исследования, которые проводятся в соответствии с индивидуальными запросами предприятия в сложившейся ситуации.
К типовым принадлежат исследования потребностей, спроса, емкости рынка и другие. А индивидуальные исследования каждое предприятие разрабатывает и производит самостоятельно.
Маркетинговые исследования туристического рынка предполагают исследование структуры рынка туризма. Как и любой другой товарный рынок, рынок туризма неоднороден. В его структуре можно выделить следующие рынки: рынок туризма в пределах страны, который объединяет внутренний и въездной (иностранный) туризм; рынок национального туризма, который объединяет внутренний и выездной (зарубежный) туризм; рынок международного туризма, который состоит с въездного и выездного туризма.
С точки зрения особенностей и содержания маркетинговой деятельности, выделяются следующие рынки:
• целевой, т.е. рынок, на котором предприятие реализует или собирается реализовывать свои цели;
• бесперспективный - рынок, который не имеет перспектив для реализации определенных услуг;
• основной - рынок, где продается основная часть услуг предприятия;
•дополнительный - рынок, на котором обеспечивается продажа
незначительного объема услуг;
• растущий - рынок, который имеет реальные возможности для роста объема продаж.
Общая цель исследования рынка состоит в определении условий, при которых обеспечивается наиболее полное удовлетворение спроса населения в туристических услугах и создаются предпосылки для эффективного их сбыта. В соответствии с этим первоочередной задачей изучения рынка является оценка текущего соотношения спроса и предложений на туристические услуги, т.е. конъюнктуры рынка.
Конъюнктура - экономическая ситуация на рынке в определенный момент времени как результат взаимодействия факторов и условий, которые определяют соотношение спроса и предложения на туристические услуги, а также уровень и динамику цен на них.
Важная задача исследования рынка - определения его емкости. Этот показатель демонстрирует принципиальную возможность работы на конкретном рынке.
Емкостью рынка называют потенциально возможный объем туристических услуг, реализуемых на нем в течение определенного периода времени.
Емкость рынка рассчитывается как в натуральном (количество туристов), так и в стоимостном (объем поступлений от туристов) выражениях.
Зная емкость рынка и тенденции ее изменения, предприятие имеет возможность оценить перспективы того или иного рынка для себя.
Не менее важными являются маркетинговые исследования туристического продукта, конкурентов, потребителей и т.п.