Научная статья на тему 'Реализация концепции и принципов корпоративной социальной ответственности в организации'

Реализация концепции и принципов корпоративной социальной ответственности в организации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
1352
114
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Новокрещенова Н. А., Чапайкина И. А.

Становление и эффективное функционирование любой организации на современном этапе развития мировой экономики во многом зависит от того, насколько своевременно и адекватно она воспринимает основные принципы корпоративной социальной ответственности (КСО).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Новокрещенова Н. А., Чапайкина И. А.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ORGANIZATION

The establishment and effective functioning of any organization on the modern stage of development of the world economy largely depends on how promptly and adequately she perceives the main principles of corporate social responsibility (CSR).

Текст научной работы на тему «Реализация концепции и принципов корпоративной социальной ответственности в организации»

ЭКОНОМИКА

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ Новокрещенова Н.А., Чапайкина И. А.

Становление и эффективное функционирование любой организации на современном этапе развития мировой экономики во многом зависит от того, насколько своевременно и адекватно она воспринимает основные принципы корпоративной социальной ответственности (КСО).

REALIZATION OF THE CONCEPT AND PRINCIPLES OF CORPORATE SOCIAL RESPONSIBILITY IN THE ORGANIZATION

N. A. Novokreshchenova, I.A. Chapaykina

The establishment and effective functioning of any organization on the modern stage of development of the world economy largely depends on how promptly and adequately she perceives the main principles of corporate social responsibility (CSR).

Впервые понятие корпоративной социальной ответственности (КСО) появилось в 50-х гг. ХХ в. в работе американского ученого Г. БоуЭна «Социальная ответственность бизнесмена», в которой было отмечено, что бизнес - это часть общества, перед которым он несет ответственность.

Термин «корпоративная социальная ответственность» трактуется по-разному, однако приоритетными являются следующие точки зрения:

1. Корпоративная социальная ответственность - это приверженность бизнеса концепции устойчивого экономического развития в работе со своими сотрудниками, их семьями, местным населением, обществом в целом с целью улучшения качества их жизни (наиболее распространенное определение, используемое большинством современных компаний).

2. Корпоративная социальная ответственность - концепция, которая отражает добровольное решение компаний участвовать в улучшении общества и защите окружающей среды (определение Европейской комиссии).

3. Корпоративная социальная ответственность - осознанная заинтересованность бизнеса, приносящая пользу для общества в целом, однако не заключающаяся всего лишь в благотворительности или развитии связей с общественностью определение «Европейского движения предпринимателей за социальную консолидацию»).

Организация Объединенных Наций, понимая под социальной ответственностью влияние бизнеса на общество, предлагает выделить три уровня КСО, где первый и второй уровни связаны с выполнением обязанностей перед государством и обществом в виде своевременной выплаты налогов, заработных плат, организации новых рабочих мест и улучшения качества жизни сотрудников организации, а третий уровень предполагает участие организаций в благотворительной деятельности [1].

Существующая в России Ассоциация менеджеров (АМР) дает более узкое определение данному понятию: «КСО - это добровольный вклад частного сектора в общественное развитие через механизм социальных инвестиций». Кроме того, рос-

сийские специалисты считают, что регулирование развития КСО невозможно без выполнения государством роли гаранта основополагающих прав человека и гражданина, которые предусматривают свободное осуществление прав работников и эффективность реализации социально-экономических отношений.

Большой вклад в понимание и развитие принципов корпоративной социальной ответственности вносят международные и национальные стандарты в области качества. В мировой практике на протяжении достаточно длительного периода времени наиболее популярным подходом к формированию основ КСО выступало использование принципов, заложенных в стандарте SA 8000 «Социальная ответственность. Требования». Международной организацией по стандартизации КО разработан и введен стандарт нового поколения КО 26000-2010 «Руководство по социальной ответственности», который основывается на принципах Конвенций Международной организации труда, Всемирной декларации прав человека и Конвенции ООН по правам ребенка. Его основная цель состоит в обеспечении этичных и социально ответственных условий для производства товаров и услуг [2].

По инициативе Всероссийской организации качества России (ВОК), разрабатывающей стратегические подходы к повышению качества жизни, в 2007 г. был разработан и введен в действие стандарт ВОК-КСО - 2007 «Социальная ответственность организации. Требования». Этот стандарт не имеет аналогов за рубежом и в России, т.к. охватывает основные составляющие социальной ответственности, за исключением показателей «добросовестной практики ведения бизнеса» и «финансовой прозрачности» [3].

Однако, несмотря на существующий теоретический и практический опыт в сфере социальных отношений, концепция «корпоративная социальная ответственность» по-разному трактуется и проявляется в различ-

ных отраслях и компаниях различных сфер деятельности. Часть компаний включают в сферу корпоративной социальной ответственности вопросы экологии и устойчивого развития, а другие рассматривают экологическую ответственность отдельно от КСО. Заинтересованные стороны, ответственность перед которой несет организация, также определяются компаниями самостоятельно, поэтому рассмотрение реализации принципов КСО неотделимо от определения и понимания сущности и специфики деятельности каждой конкретной компании.

В настоящее время концепция КСО находит свое применение в самых разных сферах деятельности, и банковская сфера не является исключением. Примером активного использования принципов КСО и выделения различных заинтересованных сторон является деятельность крупнейшего банка РФ и СНГ - ОАО «Сбербанк России».

Цели и задачи ОАО «Сбербанк России» в части корпоративной социальной ответственности представлены в политике в области корпоративной социальной ответственности, согласно которой «КСО Банка - это совокупность принципов и обязательств, которыми Сбербанк руководствуется при осуществлении своей деятельности в части управления взаимоотношениями с заинтересованными сторонами, оценки и управления воздействием на национальную экономику, социальную сферу и экологию» [4].

Основные цели Сбербанка в области КСО:

- формирование дополнительного фактора конкурентоспособности за счет формирования имиджа социально ответственной компании, в том числе в связи с развитием его международной деятельности;

- участие в формировании новых рынков экологически и социально ориентированных продуктов и услуг;

- создание дополнительного фактора лояльности сотрудников за счет их большей вовлеченности в решение социально значимых вопросов.

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНЦЕПЦИИ И ПРИНЦИПОВ КОРПОРАТИВНОЙ СОЦИАЛЬНОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТИ В ОРГАНИЗАЦИИ

Новокрещенова Н.А., Чапайкина И.А.

В политике Банка отмечено, что при реализации основных принципов в сфере КСО Банк опирается на собственную миссию и стратегию развития, а также использует международные нормы поведения и принципы, закрепленные международными стандартами в области КСО и устойчивого развития, в том числе КО 26000, АА1000. Подходы Банка к формированию отчетности в области КСО опираются на стандарты

раскрытия информации, разработанные группой GRI. Использование данных стандартов помогает обеспечить соответствие деятельности банка лучшей международной практике и достижения целей и задач своего развития.

По итогам рассмотрения деятельности Банка в сфере КСО, реализуемых программ и направлений можно выделить следующие основные заинтересованные

Таблица 1.

Основные заинтересованные стороны ОАО «Сбербанк России» и позиции Банка

в отношении каждой из них

Клиенты Персонал

Банк, которому ценен каждый клиент. Банк-партнер, который ежедневно готов помочь каждому клиенту во всем, что связано с финансами. Банк, которому можно доверять: он финансово устойчив, в нем не обманут, в нем справедливые условия, в нем быстро и удобно обслужат, он поможет выбрать и принять оптимальное финансовое решение. Банк, который постоянно работает и совершенствуется, чтобы радовать своих клиентов и улучшать свою работу. Банк, который ценит своих сотрудников, заботится о них. Банк, который дает возможность сотрудникам развиваться лично и профессионально, работать в котором стремятся лучшие профессионалы. Банк, в котором сотрудники чувствуют себя активными участниками всех процессов. Банк, который обеспечивает своим сотрудникам достойный материальный достаток и положение в обществе. Банк, в котором интересно работать. Банк, работой в котором можно гордиться, который уважают, сотрудники которого уверены в своем будущем.

Акционеры и инвесторы Общество в целом

Банк, который является лидером в стране по рентабельности капитала и доходности для акционеров. Банк, приверженный высоким стандартам корпоративного управления, строящий свою работу на принципах открытости, прозрачности и предсказуемости. Банк, активно внедряющий высокие стандарты социальной ответственности. Ведущий банк, опора финансовой системы страны, основа ее роста и благополучия. Активный участник экономического и социального развития каждого региона и города Ответственный банк, осознающий последствия своих решений и активно инвестирующий в рост финансовой грамотности и культуры. Банк, в котором работают люди, с активной жизненной позицией.

стороны и позицию Банка в отношении них (табл. 1):

Все программы Банка в сфере КСО являются абсолютно открытыми, информация о ходе их реализации постоянно обновляется как на официальном сайте, так и в офисах Банка, что повышает доверие к Банку со стороны клиентов и тем самым способствует дальнейшему эффективному развитию. Однако стоит отметить, что в основном все действия Сбербанка в отношении заинтересованных сторон касаются конкретных «разовых» программ или реализуемых как социальные и благотворительные, но не предполагающих взаимосвязи с предлагаемыми услугами и банковскими продуктами. Важным направлением социальной ответственности любого банка должна быть работа с различными группами населения, в том числе по льготным и социальным программам в сотрудничестве с государством.

Таким образом, термин “корпоративная социальная ответственность” не имеет однозначного толкования и по-разному воспринимается различными компаниями, однако реализация ее основных направлений способствует более успешному развитию любой организации и постепенно становится обязательным условием нормального функционирования на рынке. На наш взгляд, под КСО необходимо понимать ответственность компании перед клиентами, сотрудниками, поставщиками, акционерами и населением регионов, на территории которых работает компания, и включать в нее социальные и экологические вопросы, а также вопросы корпоративного управления и прозрачности. Данное определение в наибольшей степени отвечает требованиям современной экономики и может быть использовано в различных областях и сферах деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

1. Благов Ю.Е. Корпоративная социальная ответственность: эволюция концепции. СПб.: СПбГУ, 2010. 271 с.

2. ISO 26000:2010 «Руководство по социальной ответственности» (Guidance on Social Responsibility). Введ. 2010-11-01. ISO, 2010.

3. Зарецкий А.Д., Иванова Т.Е. Корпоративная социальная ответственность: мировая и отечественная практика // Успехи современного естествознания. 2011. № 12. С. 91-93.

4. Политика в области корпоративной социальной ответственности ОАО «Сбербанк России» [Электронный ресурс]. Режим доступа: https://www.sbrf.ru/common/img/uploaded/ files/pdf/POLICY_for_Corporate_Social_Responsibility.pdf - Загл. с экрана.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.