Научная статья на тему 'РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ'

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ Текст научной статьи по специальности «Право»

CC BY
145
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НЕОТЧУЖДАЕМОСТЬ / ЖИЗНЬ / ГАРАНТИИ / КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ / БЕЗОПАСНОСТЬ / МИР

Аннотация научной статьи по праву, автор научной работы — Новопавловская Е.Е.

Исследуются различные составляющие права каждого человека на жизнь как важнейшего личного неотчуждаемого права. Автор рассуждает о гарантиях права на жизнь, ссылаясь на международные стандарты, внутринациональное законодательство, практику конституционного судопроизводства. Акцентируется внимание на остроту вопроса о гарантированности права на жизнь в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

REALIZATION OF THE CONSTITUTIONAL RIGHT TO LIFE IN MODERN REALITIES

The article explores the various components of the right of every person to life, as the most important personal inalienable right. The author discusses the guarantees of the right to life, referring to international standards, domestic legislation, and the practice of constitutional proceedings. Attention is focused on the acuteness of the issue of guaranteeing the right to life in connection with the conduct of a special military operation on the territory of Ukraine.

Текст научной работы на тему «РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ»

УДК 342.721

DOI: https://doi.Org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/45-53

РЕАЛИЗАЦИЯ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ЖИЗНЬ В СОВРЕМЕННЫХ РЕАЛИЯХ

Е. Е. Новопавловская

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

Поступила в редакцию 7 сентября 2022 г.

Аннотация: исследуются различные составляющие права каждого человека на жизнь как важнейшего личного неотчуждаемого права. Автор рассуждает о гарантиях права на жизнь, ссылаясь на международные стандарты, внутринациональное .законодательство, практику конституционного судопроизводства. Акцентируется внимание на остроту вопроса о гарантированности права на жизнь в связи с проведением специальной военной операции на территории Украины.

Ключевые слова: неотчуждаемость, жизнь, гарантии, Конституционный Суд Российской Федерации, безопасность, мир.

Abstract: the article explores the various components of the right of every person to life, as the most important personal inalienable right. The author discusses the guarantees of the right to life, referring to international standards, domestic legislation, and the practice of constitutional proceedings. Attention is focused on the acuteness of the issue of guaranteeing the right to life in connection with the conduct of a special military operation on the territory of Ukraine. Key words: inalienability, life, guarantees, the Constitutional Court of the Russian Federation, security, peace.

Право на жизнь, предусмотренное ст. 20 Конституции РФ, является важнейшим личным неотчуждаемым правом человека, принадлежащим каждому от рождения. Жизнь, по верному замечанию Конституционного Суда РФ (далее — КС РФ), — это высшая ценность, без которой во многом становится бессмысленна реализация иных конституционных прав человека (постановление КС РФ от 25 декабря 2020 г. № 49-П)1, а право на жизнь — базовое право для осуществления иных личных, социаль--

но-экономических и других прав (постановление КС РФ от 22 мая 2019 г. 45 № 20-П)2. Исследуемое право, как неоднократно подчеркивал КС РФ, адресовано не только гражданам нашего государства, но и иностранным гражданам и лицам без гражданства (постановление КС РФ от 23 мая 2017 г. № 14-П)3.

1 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2021. № 1 (ч. 2). Ст. 289.

2 Там же. 2019. № 21. Ст. 2657.

3 Там же. 2017. № 23. Ст. 3473. © Новопавловская Е. Е., 2022

Право на жизнь закрепляется в ряде международных документов4 и гарантируется внутринациональным законодательством, что подчеркивает всю его значимость и груз ответственности государства по его обеспечению. Это выражается в возложении на государство определенных обязанностей, к числу которых относятся:

- обеспечение охраны здоровья граждан и оказания квалифицированной медицинской помощи, в том числе, на что не раз обращал внимание КС РФ, лицам, находящимся под стражей и отбывающим наказание по приговору суда (постановление КС РФ от 19 апреля 2022 г. № 16-П)5. Оценивая конституционность положений Федерального закона «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» (ч. 2, 3 ст. 13, п. 5 ч. 5 ст. 19, ч. 1 ст. 20), КС РФ, рассуждая о законодательной возможности раскрытия врачебной тайны, подчеркнул необходимость выполнения государством позитивных обязательств по защите права на жизнь в аспекте расследования смерти пациента, а также в контексте защиты прав переживших его членов семьи (постановление КС РФ от 13 января 2020 г. № 1-П)6.

Признаем, что гарантированность права на жизнь может обеспечиваться посредством установления законодателем определенных запретов и ограничений в реализации иных конституционных прав, свидетелями чего мы были в период пандемии С0УГО-2019, когда на уровне субъектов Федерации активно вводились ограничительные меры, направленные на предотвращение распространения новой коронавирусной инфекции. КС РФ достаточно точно назвал такие меры экстраординарными и временными, введенными применительно к территории конкретного субъекта РФ в целях защиты права человека на жизнь и на здоровье (постановление КС РФ от 25 декабря 2020 г. № 49-П)7; ^ — эффективное и своевременное социальное обеспечение по возрасту, о: в случае болезни, инвалидности и в иных социально значимых случаях; КС РФ, формулируя правовые позиции относительно такой составляющей права на жизнь, отмечал, что осуществление социальной защиты в сч полной мере согласуется с социальным характером Российского государства, призванным обеспечивать достойную жизнь и свободное развитие человека (постановление КС РФ от 25 июня 2019 г. № 25-П)8; 46 — борьба за сохранение природы и уменьшение вредного воздействия на нее; согласимся с мнением КС РФ, что право на жизнь находится в тесной взаимосвязи с правом на благоприятную окружающую среду и экологическое благополучие, поэтому при возникновении чрезвычайных ситуаций или угрозе их возникновения государство обязано осущест-

4 Например: Конвенция о защите прав человека и основных свобод : заключена в г. Риме 4 ноября 1950 г. (с изм. от 24 июня 2013 г.) // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. № 2. Ст. 163.

5 Рос. газета. 2022. 11 мая.

6 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2020. № 3. Ст. 275.

7 Там же. 2021. № 1 (ч. 2). Ст. 289.

8 Там же. 2019. № 26. Ст. 3518.

влять защиту жизни и здоровья граждан, минимизируя вредные последствия для человека (постановление КС РФ от 1 февраля 2022 г. № 4-П)9;

— сокращение (либо отказ от применения) смертной казни в качестве высшей меры наказания преступника; И"1

— отказ от войны как средства достижения внешнеполитических целей; .

— установление особого порядка применения оружия и иных средств н

о

воздействия на жизнь и здоровье человека и др. g

В последнее время, как никогда ранее, приобрел особую актуальность g

и значимость вопрос о гарантированности права на жизнь со стороны го- Л

сударства. Совокупность недавних событий подтолкнула к возобновле- §

нию дискуссии о способности государства обеспечить гражданам право g

на жизнь в условиях постепенно ухудшающейся экологической обстанов- И

ки10 и возможного возвращения смертной казни11. е

В современных реалиях важнейшую роль играет также фактор эко- л

номической изоляции12, поскольку в случае неспособности государства g

обеспечивать стабильный и постепенно растущий уровень жизни населе- U

ния за счет создания экономических благ нарушаются не только эконо- *

мические права, но и право на жизнь в плане обеспечения ее достойного °

характера, что гарантировано в ст. 7 Конституции РФ. н

Помимо перечисленных факторов особенно остро встал вопрос, на- у

сколько государство способно обеспечить право на жизнь своим гражда- и

нам в условиях проведения специальной военной операции по денацифи- н

кации и демилитаризации на территории Украины, а также безопасность Г

Донецкой и Луганской Народных Республик13. С учетом данного события И

поднимается ряд вопросов о способности государства обеспечивать: а

— безопасность гражданам на собственных территориях от военного g вторжения со стороны потенциального противника; х

— безопасность от террористических актов и актов экстремизма на И своей территории, которые могут нарушить общественный порядок, и подрывая естественный ход жизни людей, принося ущерб их жизнеде- ь ятельности;

— право на жизнь жителям территорий, на которых проводится демилитаризация и денацификация, а также возможность их защиты от пося-

--47

9 Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 6. Ст. 938. -

10 См.: Кузнецова Е. Загрязнения бьют рекорды. FinExpertiza проанализировала ситуацию с выбросами в атмосферу в 2020 году. URL: https://www.rbc.ru/new spaper/2020/11/17/5fb26d119a7947780c13f546 (дата обращения: 01.09.2022).

11 См.: Медведев Д. А. Ограничений для возвращений смертной казни в России больше нет // Ведомости. 25.03.2022. URL: https://www.vedomosti.ru/politics/ news/2022/03/25/915143-ogranichenii-dlya-smertnoi-kazni-net (дата обращения: 01.09.2022).

12 См.: Мишустин М. В. заявил о беспрецедентном количестве санкций против России. URL: https://iz.ru/1317017/2022-04-07/mishustin-zaiavil-o-bespretcedentnom-kolichestve-sanktcii-protiv-rossii (дата обращения: 03.09.2022).

13 Обращение Президента Российской Федерации от 24.02.2022. URL: http:// kremlin.ru/events/president/news/67843 (дата обращения: 03.09.2022).

гательств со стороны лояльных националистическому киевскому режиму боевиков.

Мнение о том, что государство должно выступать гарантом мира и безопасности, не ново и было сформировано еще в древние времена. В настоящее время множество идеологий опираются на заложенную Т. Гоббсом политическую тенденцию восприятия государства как системы, концентрирующей в себе право на насилие для последующего его применения в интересах общества, чтобы обезопасить всех от потенциальной возможности воздействия на них силовыми методами для достижения несправедливых целей. Естественное состояние, в рамках которого каждый имеет возможность применения насилия, было названо Т. Гоббсом «войной всех против всех»14.

Развивая мысль Т. Гоббса, Дж. Локк охарактеризовал такое естественное состояние как систему, где каждый имеет полномочия, которыми принято наделять исполнительную ветвь власти. При таких условиях право на исполнение собственной воли, в том числе насильственными методами, распространяется на все общество, отсутствует общественный баланс, а люди вынуждены пребывать в состоянии постоянного чувства опасности и страха за свою жизнь. С. С. Пациашвили справедливо констатирует, что это формирует атмосферу всеобщего недоверия, приводя к атомизации и отсутствию возможности действовать сообща, образуя единую общность15.

Тенденция на восприятие государства как гаранта стабильности применения насилия в контексте конвенционально установленных и законодательно закрепленных понятий о справедливости для урегулирования общественных отношений сохраняется и поныне. В международно-правовых актах и конституциях многих стран закреплены принципы, в рам-^ ках которых государства обязаны обеспечивать всем право на жизнь и защиту от посягательств на нее со стороны отдельных индивидов и нелегитимных структур, которые самостоятельно наделили себя властными полномочиями и получили возможность систематически применять на-сч силие по отношению к людям в рамках установленных в одностороннем порядке понятий о справедливости16. Второе явление можно охарактеризовать как экстремизм и вытекающий из него терроризм. Модельный закон о противодействии экстремизму (далее — Модельный закон) трактует экстремизм как «посягательство на основы конституционного строя и безопасность государства, а также нарушение прав, свобод и законных интересов человека и гражданина, осуществляемые вследствие отрица-

48

14 Тимонин А. Н. Томас Гоббс о происхождении государства : опыт комплексного анализа комбинированной концепции // Правовое государство : теория и практика. 2021. № 1 (63). С. 75.

15 См.: Пациашвили С. С. Права человека и патернализм в конституции // Архивариус. 2020. № 3 (48). С. 99.

16 См. подробнее: Конституционная обусловленность права на жизнь как часть общечеловеческих ценностей в современном мире / И. Ю. Чеботарева [и др.] // Юридическая наука. 2022. № 2. С. 23—26.

ния правовых и (или) иных общепринятых норм и правил социального поведения»17. В процессе реализации экстремистские тенденции нарушают естественный ход и порядок функционирования государственных структур, имеющих право на применение насилия в контексте установ- Н"1 ленных в особом порядке законов, распыляя его на все общество. Это . делегитимирует правящий режим и государственный аппарат в целом, н ставя людей в опасность гоббсовского естественного состояния, когда че- § ловек вновь не уверен, в каких рамках теперь и по какому поводу к нему а может быть применено насилие, что приводит к нарушению права на Л жизнь. §

На момент подписания указанного выше Модельного закона Укра- а ина состояла в Межпарламентской Ассамблее СНГ, а следовательно, Н приняла все предписания данного соглашения. Глава 2 Модельного закона устанавливает обязанности государственных структур по противодействию проявлениям экстремизма на своей территории. Помимо того, предусматривается ответственность лиц, участвующих в экстремистской деятельности. Это де-юре. А что же мы наблюдаем де-факто?

В 2014 г. на территории Украины произошел противоправный пе- ° реворот, нарушивший законодательно установленный порядок смены н власти18. По сути, он носил экстремистский характер, тем самым украин- у ские власти не справились с обеспечением безопасности государства от и экстремистских проявлений в рамках действия Модельного закона, от- н ветственность за исполнение которого они приняли на себя. Вследствие Г этого власть была передана в руки нелегитимного президента и прави-

а> о ь

X со О 1=

=1

X

О

со X

тельства, которые развернули широкомасштабную деятельность по при- а теснению людей по принципу языковой и этнической принадлежности, а которая продлится последующие восемь лет существования нового киевского режима.

Как уже было сказано ранее, формирование экстремистской власти нарушило конвенционально установленные и законодательно закрепленные в рамках легитимных процедур понятия о справедливости применения насилия, что ставит под удар общечеловеческое право на жизнь. В соответствии с этим можно сказать, что новая украинская власть, будучи экстремистской, нарушила не только положения Модельного закона, но и иные общепризнанные принципы и нормы международного права.

В том же году от Украины отделяются самопровозглашенные республики — ДНР и ЛНР19. Боясь потерять территории, на которые новый киевский режим способен распространять свои властные полномочия,

49

17 Модельный закон о противодействии экстремизму : принят постановлением Межпарламентской Ассамблеи государств — участников СНГ от 14.05.2009 № 32-9 // Информационный бюллетень Межпарламентской Ассамблеи СНГ. 2009. № 44.

18 См.: Семибратов Е. В. Российско-украинские отношения в 2014—2018 гг. : динамика, тенденции, перспективы // Постсоветские исследования. 2019. № 2. С. 1026.

19 См.: Неменский О. Б. Самоопределение Донбасса и рождение русской поли-

тики // Вопросы национализма. 2021. № 1 (33). С. 124.

было объявлено о проведении «антитеррористической операции» на территории новых республик20. По своей сути данная операция была не чем иным, как актом террора новой экстремистской власти по отношению к жителям юго-востока Украины, результатом которого стало нарушение различных конституционных прав человека, в том числе права на жизнь. По данным ООН на 30 июня 2021 г., за восемь лет регулярных обстрелов территории ДНР и ЛНР погибло более 3,3 тыс. мирных жителей21. Помимо того, многие жители республик остались без жилья, электричества, газо- и водоснабжения, что также свидетельствует о невозможности полноценной реализации конституционного права на жизнь.

С приходом новой власти в Украине развернулась широкомасштабная борьба с русским языком. В период с 2014 до начала 2022 г. в Украине было принято по меньшей мере 6 крупных правовых актов, ограничивающих применение русского языка в сфере обслуживания, теле- и радиовещания и образования22. В стране, где на период 2001 г. проживало 8 334 100 человек русского населения23, началась кампания по притеснению и террору в отношении русских.

Сложно говорить об эффективной реализации права на жизнь, когда властные структуры закрывают глаза на убийства людей по признаку их политических взглядов и этнической принадлежности. Так, 2 мая 2014 г. в Доме профсоюзов в г. Одессе были сожжены заживо 42 человека. Еще 6 погибли вследствие столкновения со сторонниками установления новой экстремистской власти в г. Киеве. МВД Украины всячески препятствовало проведению полноценного расследования того, что там произошло в действительности и практически не предпринимало никаких действий для установления виновных24.

Следствием подобных событий стало обращение глав ДНР и ЛНР к руководству Российской Федерации с просьбой об их признании и предоставлении помощи от военного террора Киева25. 21 февраля 2022 г. Рос. сия признала данные республики26, а 24 февраля Президент Российской

CN

О 20 См.: Турчинов объявил о начале силовой операции в Донецкой области.

041 URL: https://lenta.ru/news/2014/04/15/turchinov/ (дата обращения: 04.09.2022).

_ 21 ООН : жертвами войны в Донбассе стали более 3,3 тыс. мирных граждан.

50 URL: https://www.kommersant.ru/doc/4148166 (дата обращения: 04.09.2022).

22 См.: СнежковаИ. А. Языковая политика на Украине как инструмент национальной дискриминации // Власть. 2021. № 1. С. 332—337.

23 Итоги переписи 2001 года на Украине. URL: http://www.demoscope.ru/ weekly/2003/0113/analit03.php (дата обращения: 04.09.2022).

24 Миссия ООН не увидела у Киева желания расследовать гибель людей в Одессе. URL: https://www.rbc.ru/politics/02/05/2019/5ccadf009a794762722608b87fro m=from_main (цата обращения: 04.09.2022).

25 Главы ДНР и ЛНР попросили Путина помочь в отражении агрессии Украины. URL: https://www.rbc.ru/politics/23/02/2022/62169d7e9a79473544a34bdd (дата обращения: 04.09.2022).

26 О признании Донецкой Народной Республики : указ Президента Российской Федерации от 21 февраля 2022 г. № 71 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2022. № 9 (ч. 1). Ст. 1297.

Федерации объявил о начале проведения специальной военной операции по денацификации и демилитаризации Украины с целью защиты границ России, ДНР и ЛНР от военных посягательств со стороны Киева.

Началом ведения военной операции на территории Украины Рос- Н

сийская Федерация реализовала свое право на применение насилия в Н"1

контексте законодательно установленных обязанностей по обеспечению ш

права на жизнь. Выступив гарантом мира и справедливости, Россия g

приняла на себя обязанности по исполнению миротворческой функции g

с целью защиты своих граждан, а также граждан соседних ДНР, ЛНР и л

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Украины от неправомерных посягательств на их основные права и свобо- с

ды, в том числе права на жизнь. g

Вследствие проведения специальной военной операции вблизи границ Российской Федерации сегодня имеют место посягательства на с? жизнь и безопасность граждан Российской Федерации. На территориях и Белгородской, Курской, Воронежской областей и иных субъектов Феде- ? рации регулярно фиксируются случаи обстрелов со стороны ВСУ и ра- Я дикальных националистических формирований. К сожалению, есть ^ жертвы не только среди военных, но и среди мирного населения27. Так, с 3 июля 2022 г. губернатор Белгородской области сообщил, что в резуль- U тате обстрела г. Белгорода погибли четыре человека, четыре жителя об- ц ласти получили ранения различной степени тяжести, повреждены более g 60 домов28. Следственным комитетом Российской Федерации возбужде- х но несколько уголовных дел по факту применения боевиками киевского g режима оружия против мирного населения29. В связи с этим власти на =, местах предпринимают разноплановые по своему содержанию и объе- ? му меры по недопущению и пресечению проникновения на российскую территорию террористов, способных нарушить право граждан на жизнь g и дестабилизировать обстановку в обществе. В частности, в ряде при- ^ граничных с Украиной территорий (например, Белгородской области30) X введен «желтый уровень» террористической опасности, предполагающий . повышенную готовность правоохранительных органов к актам терроризма и экстремизма. Реально оценивая происходящие события на сопредельной территории, значительная часть российского населения се-_

годня поддерживает проведение специальной военной операции, о чем 51 свидетельствуют результаты социологических опросов. Так, по данным, _

27 Случаи обстрелов территории России со стороны Украины. URL: https://ria. ru/20220419/obstrely-1784278947.html (дата обращения: 05.09.2022).

28 URL: https://www.rbc.ru/photoreport/03/07/2022/62c151619a7947141c8b1ea1 (дата обращения: 05.09.2022).

29 СК возбудил дело после попадания снарядов ВСУ по населенным пунктам в Белгородской области. URL: https://russian.rt.com/ussr/news/967367-belgorodskaya-oblast-sk-snaryad (дата обращения: 05.09.2022).

30 О мерах по обеспечению общественной безопасности : постановление губернатора Белгородской области от 11 апреля 2022 г. № 58 // Официальный сайт губернатора и правительства Белгородской области. URL: https://belregion.ru/ upload/iblock/1a5/58.pdf (дата обращения: 05.09.2022).

Вестник ВГУ. Серия: Право

представленным 6 сентября 2022 г. ВЦИОМ, на протяжении полугода общественная поддержка проведения специальной военной операции на Украине остается высокой и находится в диапазоне 70—73 % от опрошенных респондентов31.

В современных условиях трансформации общественных отношений право на жизнь нельзя сводить только к заповеди «не убий». Полноценная реализация данного права предполагает различные составляющие, которые связывают его с иными конституционными правами, в том числе правом на медицинскую помощь, социальное обеспечение, благоприятную окружающую среду и др. Более того, особо остро на повестку дня встает вопрос о гарантированности права на жизнь в контексте обеспечения национальной безопасности и безопасности личности в связи с проведением специальной военной операции, со сложной геополитической обстановкой, «санкционным процессом». Российская Федерация предпринимает различные меры по реализации права на жизнь в свете тех вопросов, которые были обозначены в начале исследования. Несмотря на специфику ведения боевых действий на широком фронте в стране с высокой степенью урбанизации, Вооруженные силы Российской Федерации эффективно справляются с тем, чтобы минимизировать потери среди мирного населения, оперативно налаживать систему гуманитарного снабжения, тем самым обеспечивая провозглашенное на конституционном уровне право каждого на жизнь.

Библиографический список

Конституционная обусловленность права на жизнь как часть общечеловеческих ценностей в современном мире / И. Ю. Чеботарева [и др.] // Юридическая наука. 2022. № 2. С. 23-26.

Неменский О. Б. Самоопределение Донбасса и рождение русской политики // Вопросы национализма. 2021. № 1 (33). С. 123-125.

Пациашвили С. С. Права человека и патернализм в конституции // Архивариус. 2020. № 3 (48). С. 97-102. сч Семибратов Е. В. Российско-украинские отношения в 2014-2018 гг. : динамика, тенденции, перспективы // Постсоветские исследования. 2019.

-№ 2. С. 1021-1031.

52

__ Снежкова И. А. Языковая политика на Украине как инструмент национальной дискриминации // Власть. 2021. № 1. С. 332-337.

Тимонин А. Н. Томас Гоббс о происхождении государства : опыт комплексного анализа комбинированной концепции // Правовое государство : теория и практика. 2021. № 1 (63). С. 70-83.

CN CN

31 Новости ВЦИОМ. 6 сентября 2022 г. URL: https://wciom.ru/analytical-reviews/ analiticheskii-obzor/cpecialnaja-voennaja-operacija-polgoda-spustja (дата обращения: 06.09.2022).

References

Constitutional Conditionality of the Right to Life as a Part of Universal Human Values in the Modern World / Yu. I. Chebotareva [et al.] // Legal Science. 2022. № 2. P. 23-26.

Nemensky O. B. Self-determination of Donbass and the birth of Russian politics // Questions of nationalism. 2021. № 1 (33). P. 123-125.

Patsiashvili S. S. Human rights and paternalism in the constitution // Archivist. 2020. № 3 (48). P. 97-102.

Semibratov E. V. Russian-Ukrainian relations in 2014-2018: dynamics, trends, prospects // Post-Soviet Studies. 2019. № 2. P. 1021-1031.

Snezhkova I. A. Language policy in Ukraine as an instrument of national discrimination // Power. 2021. № 1. P. 332-337.

Timonin A. N. Thomas Hobbes on the origin of the state: an experience of a comprehensive analysis of the combined concept // Legal state: theory and practice. 2021. № 1 (63). P. 70-83.

Для цитирования:

Новопавловская Е. Е. Реализация конституционного права на жизнь в современных реалия // Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Право. 2022. № 4 (51). С. 45-53. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/4/45-53

Recommended citation:

Novopavlovskaya E. E. Realization of the constitutional right to life in modern realities // Proceedings of Voronezh State University. Series: Law. 2022. № 4 (51). Р. 4553. DOI: https://doi.org/10.17308/law/1995-5502/2022/4Z45-53

Белгородский государственный технологический университет имени В. Г. Шухова

Новопавловская Е. Е., кандидат юридических наук, доцент, профессор кафедры социологии и управления

E-mail: novopavlovskayae@gmail.com

Belgorod State Technological University named after V. G. Shukhov

Novopavlovskaya E. E., Candidate of Legal Sciences, Associate Professor, Professor of the Sociology and Management Department

E-mail: novopavlovskayae@gmail.com

53

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.